Сегодня будем сравнивать два похожих друг на друга стиля в дизайне, первый из которых – горячая новинка, а второй прогрессивно набирает популярность. Первый – спонтанно адаптированная , второй же имеет четкие правила. Вы, возможно, знакомы с борьбой между ними, которая происходит в сегодняшнее время.

Но вправду, какая между ними разница? В чем первый лучше второго? Какой же дизайн лучше использовать для поставленных задач? По сути, некоторые люди часто задаются вопросом, сколько же различий у этих двух стилей дизайна. Для начала необходимо напомнить, что в основе каждого лежит скевоморфизм.

Cкевоморфизм

Скевоморфизм является дизайном, который старается отобразить на экране привычные нам вещи так, как они выглядят в реальности. В свое время этот стиль был доминирующем в дизайне интерфейсов.

Проблема в том, что такое изображение элементов не совсем удобно, хотя раньше считалось отличным способом. Ну это все потому, что раньше смотрели на дизайн по-другому.

В конечном счете дизайн в мире пришел к такому выводу, что необходимо убрать все декоративные элементы и оставить в них только то, с чем было бы удобно взаимодействовать. Также нужно было уменьшить их объем для более быстрой загрузки и сфокусировать взгляд пользователя на самом главном и основном. Таким образом было убрано все лишнее из скевоморфизма, и в дизайне появился новый стиль который стали именоваться как плоский дизайн.

Плоский дизайн

Плоский дизайн во многих отношениях является максимально упрощенным, отрицая присутствие в нем теней, градиентов и текстур. Этот прием позволяет сфокусировать ваш взгляд на иконках, цветах и шрифтах.

Это, прежде всего, стиль для цифровых устройств – он очень удобен и отлично позволяет пользователям легко взаимодействовать с вашим продуктом, так как в нем отсутствует все ненужное.

Плоский дизайн старается сфокусировать вас на легком взаимодействии с сайтом. Простота его иконографии позволяет упростить функциональность, поскольку пользователям возможно взаимодействовать с сайтом даже посредством одних картинок. В то же время их использование ускоряет загрузку элементов сайта. Также они хорошо масштабируются, что позволяет им хорошо выглядеть на любом устройстве, независимо от его разрешения. И, соответственно, это многое упрощает как для дизайнера, так и для пользователя.

Плюсы:

  • Одинаковое отображение на всех экранах
  • Отсутствие скевоморфизма позволяет ускорить процесс понимания того, что вы хотели донести до пользователей
  • Удаление всех излишних элементов позволяет ускорить работу сайта
  • Простота плоского дизайна позволяет полностью адаптировать ваш сайт и сделать его отзывчивым

Минусы:

  • Плоский дизайн может быть слишком ограничен упрощенным цветом, тенями, иконографикой
  • Очень легко создать слишком не выразительный и скучный сайт
  • В некоторых приложениях и сайтах бывают необходимы более сложные визуальные ассоциации, которые должны направлять пользователя в процессе использования вашего продукта – это является основным минусом плоского дизайна. Также частой жалобой является отсутствие теней и выпуклости, что порой не позволяет понять, что элемент является кликабельным.
  • Его повсеместное использование порой не позволяет сделать ваш интерфейс уникальным
  • Отсутствие конкретных закрепленных правил (в отличие от материал дизайна)

Материал дизайн

Критики плоского дизайна утверждают, что он зашел слишком далеко. Отделение слоя тенями, анимированные элементы – вот что позволяет нам более интуитивно понимать элементы страницы.

Для тех кто не знал, материал дизайн зародился в Google, и они сделали небольшую страницу в которой изложены правила материал дизайна. У этого стиля есть бесчисленные и уникальные особенности, но, возможно, одна из самых лучших особенностей – это использование оси Z. По сути, это добавляет немного скевоморфизма, что позволяет двум плоскостям будто “плавать” друг по другу.

Он также является стандартом для приложений на Android. Должен ли он использоваться на iOS? Этот вопрос до сих пор является актуальной темой для обсуждений, хотя одни говорят, что данный стиль лучше оставить в тех рамках в которые он заключен сейчас. Ну, у каждого, как обычно, свое мнение относительно этого вопроса.

Плюсы:

  • Трехмерное пространство делает взаимодействие более простым, к примеру, использование теней позволяет понять, что над чем возвышается, и, соответственно, указывает на то, где необходимо сфокусировать взгляд пользователя.
  • Четкий набор правил, который позволяет не гадать, что и как должно выглядеть
  • Если вы вы собрались делать сайт или приложения для Android, то материал дизайн позволяет создать отличный бренд
  • Если вам интересна анимация, то материал дизайн также дает четкий набор правил по ее использованию

Минусы:

  • Согласны вы с этим или нет, но материал дизайн неразрывно связан с Google, в следствии чего очень сложно создать уникальную идентичность для вашего сайта или приложения, если вы будете следовать правилам Google.
  • Не все системы в состоянии воспроизвести созданную вами анимацию, и это может отобразиться на общей функциональности вашего продукта
  • Анимации быстрее истощают заряд батареи
  • Четкие правила могут замедлить развитие этого стиля дизайна

Заключение

Материал дизайн кардинально не отличается от плоского дизайна, оба чисты и минималистичны. Вы скорей отдадите свой голос материальному интерфейсу, так как плоский дизайн более упрощенный. И в то время, как анимацию материального дизайна многие хвалят, он в основном служит для того, чтобы упростить ваше взаимодействие с продуктом. Но вам ничего не запрещает объединить эти два стиля.

Я думаю, что сайты с плоским дизайном более практичны, скорость их загрузки значительно выше, чем скорость сайтов, наполненных анимациями и тяжелой графикой. Если вы создаете сайт, нацеленный на простоту, то плоский дизайн однозначно для вас, если же вам более интересна тема анимации, то я советую использовать вам материал дизайн.

Ваш выбор пишите комментариях, посмотрим кого больше!

Стиль Material design (материал дизайн в русской версии), набрав безумную популярность, остаётся для большинства непонятным и неизведанным объектом. Мы с вами разберёмся на простых и понятных примерах, что такое material design и как его использовать.

Изначально дизайнеры Google ставили перед собой три глобальные задачи:

  • Создать не просто новый стиль, а целую систему оформления, в которой принципы и правила будут четко прописаны;
  • Обновить существующие стили (FLAT/Metro, минимализм и другие), опираясь на новые технологии.
Эта система оформления потребовалась потому, что мобильные приложения и сайты превратились из некоторого дополнения к обычным веб-сайтам в их неотъемлемую часть.

Откуда взялся Материал Дизайн: статистика мобильного интернета

Небольшой экран мобильного телефона предъявляет гораздо более высокие требования к usability, заставляя разработчиков тщательно продумывать всю механику работы приложения или адаптивного сайта. Новый стиль Google был создан в том числе для того, чтобы объединить «мобильные» и «десктопные» сайты, придумав для них единую концепцию.

«Материал» в дизайне: что это?

Основой стиля стало понятие материала. Это основной «строительный элемент», из которого собираются функциональные блоки дизайна. Кратко его можно описать так:

  • Его должно хотеться пощупать;
  • Он интерактивен, и на экране монитора ведёт себя так же, как вел бы себя какой-то физический объект в жизни;
  • Он похож на бумагу;
  • Он создаёт тени, изгибается, движется как настоящий.

Пример наложения слоёв "цифровой бумаги"

Эти условия вполне понятны: вы, наверное, замечали – и не раз – что чаще хочется кликнуть на «вкусную», объемную кнопку, которая ведет себя как настоящая при нажатии. Поскольку экран компьютера передает только визуальные образы, люди с другой системой восприятия (аудиалы и кинестеты) оказываются обделёнными и не получают тех ощущений, к которым привыкли. Дизайнеру остается только симулировать: сделать кнопку такой, чтобы этот образ вызвал в воображении посетителя чувство, как будто он эту кнопку трогает и чувствует её шероховатости, углы, объём. Это важно для кинестетов, например, - это люди, которые особо восприимчивы к тактильным ощущениям.

Конечно, такие свойства использовались в дизайне и раньше: например, в стиле Веб 2.0 были популярны большие глянцевые кнопки с бликами. Но в материал дизайне свойства четко прописаны. В частности, все элементы имеют одинаковую «толщину»: вебдванольных кнопок, выделяющихся на фоне остальных блоков страницы, больше нет.

Кнопка в стиле material дизайна и кнопка Web 2.0

Кроме того, по правилам, которые придумали дизайнеры Google для материал дизайна, отдельные элементы «лежат» вплотную друг на друге, а не висят в воздухе. Вследствие этого тени всегда небольшие и имеют четкие контуры (вместо теней от близкого рассеянного света, например).

Другое важное отличие нового стиля – это его динамичность. Причина здесь опять в мобильных телефонах и планшетах: ограниченный размер экрана не позволяет разместить всю нужную информацию и элементы управления на виду, и пользователю приходится много двигать, скроллить и кликать. В Google для material дизайна предусмотрели четкие схемы: любое движение имеет свой смысл – это или выдвигающееся меню, или элемент, удаляемый скользящим движением пальца и так далее.

Ошибки и заблуждения

Первое. Чтобы получился материал дизайн, достаточно все элементы и бекграунды на сайте заменить на текстуры. Нет! Если вы так сделаете, то получится грязный и некрасивый сайт, который не дотянет даже до вебдванольных.

Второе. Материалы в дизайне нужно использовать реалистичные. Не обязательно! Важно, чтобы они вели себя, как настоящие. Неважно, будет это реальная текстура дерева или «синтетическая» текстура, созданная в фотошопе с помощью инструмента Noise.

Третье. Материал и его интерактив – это единственное, что отличает этот стиль. Нет! Чтобы получился «канонический» material design, как у Google, нужно соблюдать и другие принципы:

  • Картинки оформляются без промежутков, край к краю;
  • Крупные, хорошо читаемые шрифты без засечек;
  • Цветовое кодирование;
  • Иконки, выполненные по тем же принципам материал дизайна;
  • Адаптивная вёрстка.

Полный список правил можно узнать в официальном разделе Google про material design.

Android material design

В применении общих правил к мобильным приложениям есть и свои особенности. Помните, мы говорили про тени? Изначально элементы material design для Android действительно лежат друг на друге, как листки бумаги. Но при взаимодействии каждый элемент, будь то диалоговое окно или кнопка навигации, поднимается вверх. Это способ, с помощью которого в этом стиле выделяются активные блоки. Здесь используется тот же принцип, который со времен Web 2.0 заложен в технологию всплывающих окон (popup-ов).

Теперь "послойный принцип перешел от попапов ко всему интерфейсу

Интересно, что разработчики материал дизайна в Гугле даже прописали чётко все параметры для каждого из возможных элементов интерфейса!

Цвета в материал дизайне

Подход к цветовой гамме напоминает FLAT-style. Это достаточно яркие, сочные, природные цвета. Material design подразумевает использование трёх основных типов цветов:

  • Главный цвет, который преобладает во всех экранах интерфейса;
  • Дополнительный цвет, который обычно обозначает блоки, связанные с основным контентом, поясняющие или дополняющие его. Часто это просто более светлый или темный оттенок главного цвета.
  • Акцидентный цвет, который служит для выделения кнопок, конверсионных элементов и прочих важных вещей.

Цвета material design: палитра Google

Material Design представляет собой концепцию дизайна, созданную для унификации сервисов, интерфейсов и прочих продуктов. Концепция была разработана компанией Google и представлена ею для широкой аудитории 25.06.2014 года на конвенции Google I/O. В основе разработки цветовая схема, свойства и элементы объектов дизайна. Material Design регулярно дополняется и обновляется разработчиками. Говоря простым языком, основная идея заключается в дизайне в виде блоков, которые открываются и сворачиваются кубиками, подобно картам, с использованием эффекта тени. Сами карты должны плавным образом переключаться между собой.

В основе стратегии такого дизайна лежит в создании целостного пользовательского опыта, возможности проникновения сервисов в самые разные сферы жизнедеятельности пользователя ПК.

Создавая предметы, мы исходим из многовекового опыта и опираемся на него. Но программный дизайн — это еще только зародившийся и планомерно развивающийся продукт. Посмотрев всецело на него, мы задались вопросом: из чего он состоит?

- Джон Вайли, главный по дизайну поиска Google

Главные принципы

К главным принципам Material Design нужно отнести тактильные поверхности, полиграфический дизайн, осмысленная анимация, адаптивный дизайн.

Тактильные поверхности. Интерфейс состоит из «цифровой бумаги». Слои этой «бумаги» размещаются один над другим, и отбрасывают тени. Благодаря этим теням, пользователи персональных компьютеров лучше понимают основы работы с интерфейсом.

Полиграфический дизайн. На «цифровой бумаге» отображаются «цифровые чернила». Для изображений - «цифровых чернил» применяется подход традиционного журнального или плакатного дизайна. Основными элементами печати дизайна являются , масштаб, сетка, цвет и пространство. Из них создается фокус, иерархия и значение. Благодаря цвету, шрифтам, размерам, фону и прочим элементам создается сам дизайн интерфейса. Пользование им акцентирует внимание на главных функциональных возможностях, ключевых точках управления продуктом или сервисом.

Осмысленная анимация. От четкости и понятности анимации приложения напрямую зависят затраты времени пользователя персонального компьютера на осознание результатов действий, применяемых в данной программе. Анимация - это своеобразная подсказка по управлению интерфейсом Материального дизайна.

Адаптивный дизайн. Одной из особенностей Материального дизайна является его универсальность, то есть возможность применения трех выше описанных составляющих на разных устройствах, таких как компьютер, телефон, планшет и т.д.

Тактильные поверхности

Тактильные поверхности - это те самые кусочки «цифровой бумаги», которые в отличие от обычной бумаги обладают сверхспособностями - умеют растягиваться, соединяться и менять свою форму.

Поверхность

Поверхностью называют часть элемента дизайна, отбрасывающую тень, благодаря которой один элемент отличается от другого. Материальный дизайн стремится к максимальной простоте и «чистому» дизайну.

«Чистым» дизайном принято называть возможность передачи свойств объекта посредством градиента или тени, без применения структуры. Все поверхности имеют собственную тень и определенную высоту.

Глубина

В «плоском дизайне» стараются не использовать тени, которые демонстрируют объем. Одновременно с этим тени задают определенную иерархию и структуру элементов интерфейса. Глубокая тень выделяет ключевой объект и акцентирует на нем внимание тонким и изящным образом.

Глубина является подсказкой о взаимодействии объектов. В момент пользовательского скролла зеленая плашка прикрепляется к верхнему слою и образует тень. Это наглядно демонстрирует не только движение «чернил», но и перемещение белого фона, расположенного ниже.

Нижний слой глубины является «дном».

  • Помните о логистике. Различные диалоговые окна, плавающие окна, тулбары имеют определенную высоту. Во избежание столкновений периодически им необходимо двигаться по оси Z.
  • Не насилуйте кнопки. Применять плавающую кнопку нужно только в случае острой необходимости, так как ее использование сразу же привносит в дизайн эффект Material Design. Для подтверждения каких-либо действий и закрытия окон использовать ее не стоит.
  • На карточке должно быть не все. Использовать карточку уместно только в случае, когда объект содержит в себе множество форм и большой объем контента. При других вариантах целесообразнее использовать традиционный текст или списки.
  • Минимализм в диалоговых окнах. Использовать диалоговые окна следует исключительно для подтверждения действий пользователя при возникновении вопросов.

Полиграфический дизайн

Все объекты, расположенные на поверхности материального дизайна, наносятся «цифровыми чернилами». Этими объектами являются изображения, тест, пиктограммы. Расположение этих объектов происходит по принципу полиграфического дизайна.

Изящная типографика

Типографика имеет важное значение в полиграфическом дизайне. Она задает структуру контента и влияет на образование стиля определенного бренда.

Типографика образует структуру элементов, которые имеют свой размер, шрифт, иерархию С их помощью мы визуально понимаем, какие элементы более значимы и почему одни из них являются ключевыми, а другие - второстепенными.

Контрастная типографика

Еще одним важным принципом полиграфии является контраст типографики. Несложно заметить, что крупный заголовок и темный шрифт означают нечто важное и основное, а более мелкий текст и светлый тон означают второстепенную информацию. Контраст позволяет выделять главные тезисы, придавая общую эстетичность контенту.

Модульная сетка и направляющие

Если в экранном дизайне применяются базовые сетки, то в полиграфическом дизайне - модульные сетки. Для Material Design используют сетку с шагом 8dp.

Отличительной чертой размещения контента в Материальном дизайне считается размещение основных направляющих. Благодаря им, создаются отступы от границ экрана, влияющие на структуру содержания страницы и управление взглядом пользователя. В результате, в центре экрана мы видим основной текст, а дополнительные элементы размещены за его пределами, у границ.

Геометрическая иконографика

Простейшие иконки давно использовались на базе работы системы Андроид. В Material Design они выглядят еще проще и визуально приятнее.

Для примера, индикаторы и кнопки выделяют насыщенными яркими цветами. Благодаря таким цветам, расставляют акценты на основных элементах управления (плавающих кнопках и т.д.). При необходимости внесения дополнительных цветов в дизайн рекомендуется использовать базовые, неброские оттенки.

Скачать иконки по теме:

Цвет

Цвет в дизайне отвечает за выразительность. Ранее в Андроид цветовая гамма была второстепенной, теперь же ей отводится одна из ключевых ролей. В Материальном дизайне базовая палитра цвета состоит из акцентных и основных оттенков.

Основным цветом окрашивают action bar, а status bar выделяют более насыщенным его тоном. Акцентный цвет применяется для полосок, индикаторов, плавающих кнопок. Он привлекает внимание к ключевым элементам правления.

Акценты расставляются точечно и в небольшом количестве. Для остальной части интерфейса цвета применяют в соответствии с правилом: большой объем текста (список писем почты) оставляют стандартного размера и добавляют цвет для обращения внимания пользователя ПК; малый объем текста (калькулятор, фото) увеличивают в 2-3 раза в размере и добавляют цветные плашки.

В системе Андроид можно раскрашивать интерфейс динамически, то есть выделять основные цвета из общей фотографии.

Красивые фото

В Material Design можно и даже нужно использовать различные фотографии и иллюстрации. Часто в картинках отсутствуют рамки. Сам status bar делается бесцветным, чтобы не отвлекать внимание от изображений. «Цифровые чернила» всегда используют не только для красоты, но обязательно для функциональности дизайна.

  • Рекомендуется брендирование.
  • Нельзя забывать об отступах и свободном пространстве (для базовой сетки 8dp, для отступов — 72 dp).
  • Используйте яркие изображения.

Осмысленная анимация

В Материальном дизайне, как и в обычном мире, используется осмысленная анимация, чтобы продемонстрировать пользователю то, что произошло в данный момент. То есть, пользователь должен видеть, что ни один объект не берется из ниоткуда и не исчезает в никуда.

Пример 1. Анимация показывает, что именно эта конкретная карточка после нажатия вышла на передний план, раскрылась, и стало видно больше информации.

Пример 2. При нажатии на дату в календаре всплывает событие, которое плавно отрывается слоем от общего календаря, превращается в отдельный блок и раскрывается в подробном отдельном блоке с описанием этого события.

Анимация помогает сконцентрировать внимание пользователя, сосредоточить его взгляд на действиях интерфейса.

Реакция

Еще одним ключевым моментом анимации в Материальном дизайне считается реакция на определенные действия пользователя ПК. Изменения в интерфейсе Андроид L происходят после касаний пальцев. Эти изменения отображаются волнообразным действием.

Микроанимации

Микроанимации крайне важны. Их используют в качестве ответных действий на все манипуляции пользователя. Это придает интерфейсу детальности и отзывчивости.

Четкость и резкость

Заключительным принципом анимации является четкость и резкость действий. В Material Design интересная кривая анимации. Все объекты быстро реагируют на действия пользователя, резко возвращаются обратно, но занимают несколько больше времени для замирания и перехода в финальное спокойное состояние. В конечном итоге, пользователь не тратит времени на ожидание, а значит, не раздражается и не получает негативных эмоций при взаимодействии с интерфейсом.

  • Продумывайте анимацию заранее.
  • Используйте анимацию оптимально (чрезмерное злоупотребление не поощряется, так как вся анимация должна быть обязательно осмысленной).

Адаптивный дизайн

Заключительным ключевым аспектом Материального дизайна является концепция адаптивного дизайна. Это означает варианты применения других трех аспектов на различных экранах устройств (телефон, ПК, телевизор и т.д.).

От общего к частному


Самый популярный метод - сжатие объема информации вместе со сжатием самого экрана. На телевизоре можно разместить много контента. На телефоне сначала размещается список, при нажатии на который можно раскрыть детальную информацию.

Отступы

На больших экранах контент размещается с помощью блоков. Они заполняют собой свободное пространство и могут растягиваться по ширине. Растяжение происходит с учетом удобочитаемости содержимого. На оставшейся части экрана создаются отступы, на которых можно расположить плавающие кнопки или плашки.

Направляющие


Отступы задаются благодаря направляющим. Ширина отступов для смартфонов, планшетов, компьютеров и телевизоров будет абсолютно разной. Так, для планшета она составляет 80 dp, а для экрана смартфона - всего 72 dp.

Размеры

Все элементы интерфейса должны иметь кратные пропорции. Размеры экранов планшетов и смартфонов отличаются друг от друга, но приложения с использованием элементов с кратными параметрами адаптируются к любым размерам устройств.

Блоки

Модульная сетка, состоящая из блоков, помогает задать визуальный ритм для оптимального принятия решения.

Тулбар (Toolbar)

Action bar - один из главных составляющих интерфейса. В нем размещают кнопки действий и заголовки. В Андроид L экшен бар стал привлекательным и функциональным блоком управления. Этого удалось достичь благодаря тому, что в Тулбар можно поместить формы, плавающие кнопки, выдвижную навигацию с удобным управлением.

  • Не стоит использовать navigation drawer для простых инструментов. Применять навигацию рекомендуется только для многочисленных задач в приложении.
  • Будьте смелее с тулбарами.
  • Размещайте плавающую кнопку в наиболее оптимальном месте. Не делайте привязку строго к нижнему углу.
  • Отрабатывайте элементы интерфейса как под вертикальный, так и под горизонтальный экран устройства.

Material как метафора

Разработчикам компании Google удалось соединить хороший привлекательный дизайн с инновациями современных технологий и науки.

Материализм в цифровой сфере используют не впервые. Так, Apple недавно использовала в дизайне интерфейсов философию скевоморфизма (имитации восприятия визуальных объектов из окружающего нас материального мира).

Хорошим его примером является приложение «Newsstand». Здесь визуализировались привычные нам объекты: газеты, журналы, которые стоят на полках. Перелистывая эти журналы мы имитируем реальное перелистывание обычной книги из повседневной жизни. Таким образом, в «цифру» продублирована традиционная реальная жизнь.

Развитие цифрового дизайна

Подавляющее большинство пользователей ежедневно взаимодействует с цифровой средой. Они уже не требуют точного сходства виртуальных объектов с реальным миром. Чем скорее к этому моменту привыкнут все пользователи, тем скорее digital design сможет начать активно шагать вперед.

Опираясь на это, Материальный дизайн уже не так сильно подвергается влиянию скевоморфизма. Теперь это лишь новая ступень в эволюции виртуальных объектов.

Наглядность как фундаментальная основа

Поверхности и грани различных элементов управления в Материальном дизайне создают подсказки в ориентировании, управлении интерфейсом, подобно действиям в реальной жизни.

Тактильные характеристики объектов помогают отличать ключевые объекты от дополнительных, определять взаимосвязь между ними.

Основы Material design также включают в себя принципы печатного дизайна. Акценты расставляются не только для эстетики, но и для создания особой структуры, иерархии, создания простой системы управления.

В основе визуальной составляющей Материального дизайна лежат: насыщенные цвета, четкие края, крупная типографика и большие отступы между различными элементами.

Осмысленная динамика

Главное внимание фокусируется на поведении (действиях) пользователя. Его взаимодействие с дизайном происходит на базе накопленного пользовательского опыта, и никак не иначе.

Примеры сайтов в стиле Material Design

Как только в интернете появился релиз концепции, в сети появилось множество представителей Материального дизайна.

Сайты, взятые для примеров, созданы в точном соответствии с основными принципами Материального дизайна. Они просты и понятны, содержат в себе плавающие кнопки, тени, яркие цвета и визуальные эффекты, плавную навигацию. Все это в совокупности помогает получить прекрасный пользовательский опыт.



Видеоролики

Material Design заинтересовал собой огромную аудиторию. Он демонстрирует как правильно создавать UI, чтобы он был абсолютно понятен и ясен пользователю ровно также, как и привычный объект из реального мира, который можно потрогать руками.

Roman Nurik, один из дизайнеров команды Google, рассказал, как изменилось приложение I/O 2014 в процессе разработки, чтобы соответствовать принципам Material Design. Специально для вас мы перевели его видео.

Видео от канала «Google Design».

Главное правило компании Google — тщательно следить за потребностями пользователя и, исходя из них, корректировать свой дизайн (и не только его). Такой тренд как Material Design позволяет совершенствовать UX, вызывая желание возвращаться к ресурсу снова и снова. И одним из его ключевых элементов является возможность беспрепятственного взаимодействия различных функций на одной платформе.

Material Design вытекает из идеи свободного перемещения в нужном пользователю направлении и базируется на тактильной реальности. Первоначально его разработчики вдохновлялись обычными чернилами и бумагой, но с тех пор он, конечно, далеко ушел от этой фундаментальной особенности, приобретая черты настоящего волшебства. Иными словами, совершенствуя визуально-функциональную часть, специалисты Google объединили принципы хорошего дизайна с инновациями и возможностями новых технологий.

В чем же особенности Material Design? Поверхности и края элементов в данном направлении дизайна сочетают визуальные образы и сигналы, создавая подсказки, помогающие пользователю интуитивно ориентироваться на сайте (как если бы все это происходило в реальном мире).

Кроме того, Material Design использует принципы полиграфического дизайна для эффектной расстановки акцентов (то есть фокусировки внимания на нужном элементе), упрощения навигации в интерфейсе, интуитивной передачи смысла его элементов. Для Material Design характерны насыщенные, ровные цвета, резкие, очерченные края, крупная типографика и немалые отступы между элементами. В совокупности эти элементы не просто складываются в приятную для глаз картинку, а создают новую реальность с концептуальным смыслом и множеством функций, которые дарят пользователю уникальный UX.

В случае с этим видом дизайна действия пользователя находятся в центре внимания. Все взаимодействия происходят в одном окружении, интерактивные объекты без прерывания последовательности переходят из одной среду в другую.

Material Design — это история о функциональности, к которой стремится каждый элемент. Согласно этому принципу, важно сосредоточиться на основных точках внимания пользователя, чтобы направить его в нужном направлении.

Material Design — это история об интерактивности. Страница отзывается на любое малейшее движение пользователя, при этом каждый переход должен быть плавным, как будто вы плывете в лодке по спокойной реке и знаете, куда и зачем вам поворачивать. Поэтому Material Design — это еще и история об осознанности: помимо того, что каждое действие приятно (и легко) выполнять, пользователь должен ясно и четко понимать, что и зачем он делает и куда его приведет очередное прикосновение. Таким образом, обратная связь должна быть ясной, доступной и легко распознаваемой.

Как уже было сказано, структура интерфейса позаимствовала множество «фишек» полиграфического дизайна, однако все они применяются не в первоначальном, а усовершенствованном виде. Material Design добавляет к этим «фишкам» неограниченные возможности масштабирования и изменения размеров страницы, которые позволяют адаптировать дизайн для любого устройства, например, планшета или смартфона. Все эти возможности дарят ощущение максимального комфорта при работе с навигацией и всем интерфейсом (так как неограниченные возможности подчиняются принципам простоты) и вызывают чувство доверия.

Главный вопрос, на который стоит ответить дизайнеру перед разработкой — что именно пользователь будет (или захочет) делать при работе с приложением? Как только вы сформулировали ответ, можно начинать воплощение идей Material Design.

При создании приложения помните, что контент здесь не менее важен, чем его визуальное оформление. Он не должен вводить пользователя в ступор, а наоборот, должен создавать ощущение комфорта и четкое понимание, зачем он здесь и что он будет сейчас делать.

Тестируйте разные варианты расположения элементов, к примеру, панель инструментов (toolbar) может располагаться в верхней части экрана и таким образом решать все навигационные задачи, упрощая переключение между различными вкладками и поиск.

Помните о принципах функциональности и старайтесь направлять пользователя, не «бросайте» его на первой же странице. Такой подход окажется более выигрышным: вы сможете заострить внимание посетителя на важных аспектах продукта/услуги, который вы предоставляете. Задумайтесь уже на этапе разработки о создании навигационной системы, позволяющей выделить опорные составляющие, до которых сможет легко и быстро добраться каждый посетитель.

Выбирая лучшие объекты, формы и цвета, не останавливайтесь на достигнутом: начните манипулировать этими элементами с помощью движений, придайте им гибкость и ощутимый «материальный» вес. Этот полный тактильный контроль над каждым, даже самым маленьким движением делает Material Design неповторимо прекрасным.

Ваша цель на этом этапе разработки — найти баланс между легкостью движений и физической «телесностью» каждого объекта, который будет отвечать принципам беспрепятственного UX.

Тщательное планирование и тестирование окупится на этапе запуска: если вы все сделали правильно, пользователя «зацепит» представленная вами информация. Кроме того, если необходимо совершить действие в несколько шагов, спланированный алгоритм с применением ярких объектов и анимации доведет его до завершения операции (ведь он будет четко понимать, что от него ждут и как это выполнить).

Анимация в Material Design часто используется для создания более плавных переходов, но не стоит ограничиваться лишь этими рамками. С ее помощью можно улучшить многие детали интерфейса и навигационной панели. Кроме того, вы можете использовать мелкие детали в меню иконок, что не только добавит наглядности, но и лишний раз подчеркнет вашу заботу об эстетичности приложения.

Помните, что Material Design фокусируется на юзабилити, а не только на хорошем дизайне как таковом. Его принципы могут стать лучшей отправной точкой для создания приложения, которое будет покорять огромную аудиторию своим изяществом и удобством.

Ваша задача как дизайнера — сделать жизнь пользователя проще и дать эффективное решение, когда он взаимодействует с приложением. Это происходит, в первую очередь, благодаря предоставлению наиболее важной информации в предельно короткие сроки и в максимально удобном формате.

Постоянно держите в голове точки фокусировки, на которые должен ориентироваться пользователь, и убеждайтесь на каждом тестировании, что они не уходят на второй план, пока посетитель «бродит» по ресурсу. Всплывающие окна, уведомления и другие отвлекающие факторы могут раздражать посетителей или вовсе «загнать» их в угол. Будьте своеобразным гидом: помогайте им не потеряться и найти то, что нужно. Инструкции и кнопка помощи также должны быть доступны в любой момент.

Еще одна хорошая идея — вставить описания ссылок, которые вы размещаете на ресурсе. Они нужны для четкого и быстрого понимания, куда в итоге придет пользователь. Менее эффективным инструментом является использование кнопки «нажмите здесь»

4. Шаблон иконок от Google Design:

5. Icon Grid System для Android L:

На конференции для разработчиков Google I/O 2018, кроме обновленного Android и более глубокой интеграции искусственного интеллекта в свои сервисы, компания Google представила новый стандарт в дизайне системы и мобильных приложений - Material Design 2.0. Что нового?

Белое пространство и полупрозрачность

Одним из самых заметных изменений в новом материальном дизайне является минимальное количество насыщенных цветов и серых подложек, только сплошное белое пространство и полупрозрачность. На мой взгляд это смотрится очень свежо, тем самым выводит операционную систему и софт на новый уровень визуального восприятия. Отныне стоковый Android P, без графических надстроек от сторонних производителей, я по праву считаю самым красивым решением среди интерфейсов. ИМХО.

Новые инструменты для разработчиков:

Material Theme


Плагин Material Theme для Sketch, представляет собой по сути библиотеку шрифтов, иконок и фирменных цветов предусмотренных новыми гайдлайнам Google в Android P. Также при разработке с его помощью вы в пару кликов можете отредактировать форму компонентов и типографику в вашем проекте.

Больше скруглений и минимализма


Как многие отметили, внешний вид стал очень схож с Apple iOS 10 и 11, но определенно такой шаг был предпринят компанией специально для производителей и владельцев безрамочных смартфонов, количество которых с каждым годом неумолимо становится все больше, ведь такой внешний вид системы и софта куда лучше сочетается с их закругленными дисплеями.

Новые шрифты


В новом оформлении логотипов и фирменных сервисов разработчики и дизайнеры Google использовали шрифтовую гарнитуру Product Sans. Для них создано специальное ответвление Google Sans. Оно базируется на вышеупомянутом шрифте, пришедшему на смену стандартному Roboto.


Так что в скором времени мы можем ждать масштабный редизайн всех веб и мобильных сервисов Google. На данный момент в магазине приложений одними их таких первенцев являются Google Play Игры, Google Tasks и приложение для участников конференции Google I/O 2018.
  • Обновленный стиль фирменных иллюстраций

  • Использование четырех основных цветов логотипа в качестве визуального языка

Пример, новая версия Gmail:

Концепты Material Design 2.0


Само собой сообщество дизайнеров отреагировало на предстоящие перемены в дизайне от Google, и ровно месяц назад пользователь Reddit под ником Morphicsn0w представил свое видение площадки Google Play.


Кроме визуальных изменений в виде закругленных карточек презентующих приложения, автор отказался от ненужных, на его взгляд, разделов вроде недавно загруженных приложений, сделав тем самым интерфейс магазина более простым и информативным.


На экранах с описанием приложений Morphicsn0w сфокусировал внимание на описании приложений, сместив акцент с информации о количестве загрузок и оценках пользователей.


Также дизайнер переработал систему поиска в Google Play, добавив сортировку найденных результатов по цене, дате обновления, рейтингу и количеству загрузок. Наличие такой сортировки, значительно упростило бы поиск нужного софта на просторах магазина, жду и надеюсь на реализацию таковой от Google.


Не обошли стороной и любимый многими YouTube, автор портала 9to5Google, а по совместительству неплохой дизайнер Алекс Брукс (Alex Brooks) пофантазировал над тем, что можно было бы изменить в существующем клиенте видеохостинга. Реузльтат лично меня очень и очень воодушевил.


Первое, что переделал Алекс, это навигационную панель главного экрана, окрасив её в яркие, жизнерадостные цвета. Вслед за первым пунктом идет переработанная поисковая строка, теперь она вынесена не отдельной кнопкой, а занимает всю полезную площадь верхней части приложения, тем самым упрощая доступ к ней. А плашка с количеством подписчиков, кнопкой оформления подписки на канал и возврата на предыдущий уровень в представлении автора располагается снизу, что тоже является полезным с точки зрения удобства использования решением.


Раздел библиотеки (история просмотренных видео, управление загруженными роликами, понравившиеся видео и т.д.) дизайнер совместил с разделом настроек пользовательского профиля, теперь доступ к обоим параметрам можно получить по нажатию на юзерпик. По моему мнению это хоть и спорное, но все же в некоторой степени правильное решение, так как оно упрощает взаимодействие пользователя с сервисом и делает приложение более понятным для новых пользователей, которые только знакомятся с миром мобильных технологий.


Более подробную информацию про концепт YouTube от Алекса читайте в оригинальной статье .

Концепт Google Play Music в Material Design 2.0


Вдохновившись презентацией и десятками работ других дизайнеров, я решил попробовать и сделать что-то свое, взяв за основу один из нынешних сервисов Google, мой выбор пал на Play Music. Ранее с этим сервисом, именно как со стриминговой платформой я никогда не работал, но по долгу службы пришлось. Впечатления сервис вызвал исключительно положительные хотя бы потому, что само приложение работает адекватно и не вылетает, в отличие от Apple Music, которым я пользуюсь с самого момента его релиза на Android.


В целом, сервисы похожи, и оба выполняют свою первостепенную задачу - воспроизведение музыки. И к обоим есть претензии по части интерфейса, но так как сегодня мы говорим о Google, то и рассматривать соответственно будем их сервис.

Главный экран


Первая претензия к главному экрану – мне не нравится что такое огромное пространство, занято исключительно поисковой строкой и обложками плейлистов с подборками. Собственно, в первую очередь я и решил это исправить.


В моем концепте главный экран представляет собой всю ту же, но немного переосмысленную ленту с подборками альбомов, песен, плейлистов на основе вкусов пользователя, только теперь чтобы посмотреть содержимое и перейти к воспроизведению нужного трека, вам не надо делать лишний клик и покидать главный экран, это же касается перехода между разделами (главная, недавние, хит-парад и т.д), которое теперь можно осуществить с помощью свайпов по экрану.

Плеер


Второй неудачный в оформлении, на мой взгляд пункт - это плеер. В официальном приложении Google Play Music обложки песен растягиваются по всей диагонали экрана смартфона, из-за чего на устройствах с высоким разрешением дисплея они выглядят очень неаккуратно и размазано, решение проблемы я представил так:


Теперь обложки аккуратно располагаются по середине, а по левому и правому краю показывается превью предыдущего и следующего трека, как бы намекая на возможность переключения их свайпом.

Медиатека


Третье, что мне не нравится в Play Music - это расположение и убранство медиатеки. На мой взгляд её устройство слишком сложное. Например, чтобы получить доступ к данному разделу с главного экрана, требуется совершить целых четыре действия: сделать свайп, чтобы вызвать боковое меню; клик для выбора раздела «Фонотека»; свайпнуть по списку чтобы выбрать требуемую вкладку (плейлисты, радиостанции, исполнители, альбомы).


Поэтому я переместил кнопку с доступом к добавленным трекам в нижний док, а при его открытии по умолчанию будет выставлена вкладка альбомов с возможность их сортировки по дате релиза, добавления и алфавиту.

Меню/Side Bar


В соответствии с новыми принципами дизайна приложений Google, привычное меню с доступом к настройкам я переместил в верхний правый угол.


Презентация концепта Google Play Music на Behance

Заключение


Подводя итоги, хочу сказать то, что меня очень радует путь по которому старается идти Google. Кроме серьезного скачка в развитии и удобстве своих сервисов компания двигает вперед дизайн-код. Писав полгода назад статью про опыт использования iOS 6 в 2018 году, я поймал себя на мысли, что на протяжении многих лет мобильные операционные системы Android и iOS в плане визуального и концептуального исполнения интерфейса не особо эволюционировали, но теперь же я полностью разубедился в своей позиции, по крайней мере в отношении к Android.

Спасибо за внимание!