Мы давно обещали сделать ролик про анимацию SVG элементов на страницах, но все как-то не удавалось. Сегодня мы наконец-то рады вам представить первый ролик из серии, в котором расскажем про варианты анимации SVG: с помощью CSS, SMIL и JavaScript (на примере Snap.svg).

На самом деле у нас с этим роликом было как с Мистралями. Не сложились обстоятельства для записи. Ну вот теперь наконец-то сложились.

SVG анимации

Попробуем еще разок собрать все вместе со ссылками. Существуют три способа анимации SVG элементов на странице, два из которых применимы и для HTML элементов. Я, конечно же, говорю про CSS и JavaScript анимации. Но для SVG можно еще использовать SMIL (Synchronized Multimedia Integration Language) анимации.

SMIL анимации

Это очень крутая технология если нам нужно анимировать path-ы и при этом хранить это все в одном SVG файле. Да, CSS анимации тоже можно включать в файл, но с их помощью нельзя анимировать атрибут d у path-ов, поэтому SMIL оказывается намного более интересной технологией. Собственно JavaScript тоже можно включать прямо в SVG файлы, но поддержка браузеров немного разная, поэтому нужно обязательно думать что и как использовать.

SMIL поддерживается во всех браузерах с незапамятных времен (с ранних версий), кроме Internet Explorer, который не поддерживает эти анимации до сих пор.

CSS анимации

Здесь все предельно ясно, мы уже давно привыкли использовать CSS для небольших анимаций HTML элементов. Тоже самое можно делать и с SVG: большинство атрибутов можно анимировать и поддержка браузеров значительно лучше . Ну потому что хотя бы Internet Exporer 10 узнал про такое явление, как CSS анимации.

JavaScript анимации

Самым надежным и удобным решением, как всегда, является JavaScript, от этого никуда не уйти. При работе с интерфейсами это единственный вариант что-то заскриптовать. По счастью уже довольно-таки много библиотек существует для работы с SVG.

В некоторые даже включены возможности анимации, например в Snap.svg. Я бы всем советовал именно эту библиотеку, хотя многие привыкли работать с Velocity.js, такой подход тоже имеет право на существование.

В современном веб-дизайне нельзя не заметить популярность анимации средствами CSS и SVG. Действительно, анимация элементов сайта сегодня переживает второе рождение. многие применяемые эффекты стали полезнее для пользователя и выглядят правильней с точки зрения юзабилити веб-ресурса и UX. Технологии упростили сложные задачи анимирования графики и элементов не жертвуя производительностью сайтов (как это было с Flash). К тому же не требует усложнять что-либо и даже легкой анимацией страниц можно достичь впечатляющих результатов, сделать сайт эффектнее.

Анимация в дизайнерском творчестве всегда занимала особое место и привлекала как новичков, так и профессионалов-разработчиков. Сейчас, когда в тренде индивидуальность и уникальность спецэффектов, самое время обратить внимание на современные возможности CSS, а также SVG. При возросшем разрешении экранов всевозможных устройств, вполне объясним интерес к масштабированию веб-элементов без потери качества. Самое интересное в современном веб-креативе то, что стильные анимационные эффекты вполне возможно создавать самостоятельно.

В подборке красивых и современных SVG/CSS анимаций кратко описаны основные моменты реализации. Для наглядного примера и вдохновения: сайты использующие эти эффекты.

01. Всплывающие пузырьки

Пример применения на сайте: 7UP
Полный код на CodePen

CSS анимация пузырьков на сайте 7UP – это великолепный . Процесс анимации состоит из нескольких частей: SVG отрисовка, затем анимирование каждого пузырька в два этапа.

Первая анимация изменяет прозрачность и поднимает пузырьки наверх в окне просмотра, а вторая добавляет реалистичные колебания. Выброс и движение происходят хаотично с разными задержками и продолжительностью. При помощи SVG создается два слоя – для больших и маленьких пузырьков.

... ...

Метод такого раздельного анимирования на SVG потребует поэлементной анимации. Элемент в SVG может быть использован подобно DIV в HTML; нам нужно обернуть каждый пузырек в группирующий тег.

CSS дает мощные возможности для анимирования, его реально простой код создает сложные эффекты. Для продвигающихся вверх по экрану пузырьков, мы меняем прозрачность до полного их исчезновения.

@keyframes up { 0% { opacity : 0; } 10%, 90% { opacity : 1; } 100% { opacity : 0; transform : translateY (-1024px) ; } }

Для создания колебания нужно просто добавить движение влево и вправо – достаточное для заметности эффекта, но не более того.

@keyframes wobble { 33% { transform : translateX (-50px) ; } 66% { transform : translateX (50px) ; } }

Анимирование пузырьков потребует использовать применяемые ранее группы и nth-of-type для идентификации отдельных групп. Ради аппаратного ускорения, мы задействуем значение прозрачности и свойство will-change .

.bubbles-large > g { opacity : 0; will-change : transform, opacity; } { ...} ... .bubbles-small g:nth-of-type(10) { ...}

Для задания времени анимирования и задержек ограничится лучше парой секунд, а повторять бесконечно. Кроме того, используем тайминг функцию ease-in-out , чтобы приблизить вид к естественному.

.bubbles-large g:nth-of-type(1) { animation : up 6.5s infinite; } .bubbles-large g:nth-of-type(1) circle { animation : wobble 3s infinite ease-in-out; } ... bubbles-small g:nth-of-type(9) circle { animation : wobble 3s 275ms infinite ease-in-out; } .bubbles-small g:nth-of-type(10) { animation : up 6s 900ms infinite; }

02. Значок скроллинга

Пример применения на сайте: Baltic Training
Код на CodePen

Посетителю надо показать, что ниже есть контент. Приглашение к скроллингу реализуем легкой анимацией значка мыши. Хотя это решаемо HTML-элементами, мы используем наиболее подходящие SVG-конструкции. Создаем прямоугольник с закругленными углами и круговой элемент, который мы будем анимировать. Плюс SVG в возможности масштабирования.

К созданной SVG-иконке применяются стили, чтобы задать размер и место в контейнере. Привязываем ссылку и помещаем значок вниз экрана.

Начинаем анимирование иконки. Задаем начало движению: от 0 и до 20 процентов. Для своего промежутка 20% применяется бесконечным повторением.

@keyframes scroll { 0%, 20% { transform : translateY (0) scaleY (1) ; } }

Добавляем прозрачность по Y-вертикали, используя 100% в конечной точке анимированного движения для исчезновения кружка.

@keyframes scroll { ... 10% { opacity : 1; } 100% { transform : translateY (36px) scaleY (2) ; opacity : 0.01; } }

В завершение, мы применяем анимацию достаточно понятным кодом. Функция тайминга cubic-bezier используется чтобы вернуть кружок наверх.

.scroll { animation-name : scroll; animation-duration : 1.5s; animation-timing-function : cubic-bezier (0.650, -0.550, 0.250, 1.500) ; animation-iteration-count : infinite; transform-origin : 50% 20.5px; will-change : transform; }

03. Постепенно появляющаяся надпись

Анимированной предзагрузкой Toy Fight демонстрирует свое , применяя эффект постепенно появляющихся рукописных букв. Рассматриваем реализацию эффекта средствами SVG. Есть два варианта: анимирование надписи и использование SVG-текста. У каждого метода свои плюсы-минусы.

Создание keyframe-анимации происходит с использованием stroke-dashoffset , stroke-dasharray . Получаем эффект написания «от руки». Тут мы обращаемся к Sass/SCSS и nth-of-type .

Masking { transform: scale(0); transform-origin: 50% 50%; will-change: transform; }

И снова SVG язык применяется для создания форм, паттернов и масок. Как только это сделано, мы используем CSS и подготавливаем все для анимации.

@keyframes scale { 0%, 50% { opacity: 1; } 80% { opacity: 0; } 100% { transform: scale(1.4); opacity: 0; } } Lastly we need to apply the animation to the mask; .masking { ... animation: scale 4s linear infinite; }

05. Летящие птицы

Пример применения на сайте: Père et Fils
Варианты с одиночной птицей и стаей птиц

Мы начнем с абсолютно векторного подхода, рисуя каждую форму под нашу анимацию, прорисовывая разные фазы птичьего полета. Это поможет манипулировать расположением векторов и линиями с очертаниями. В итоге, формы заключаются в соответствующие по размеру боксы, следующие один за другим. Файл экспортируем как SVG.

HTML код очень прост. Нужно лишь обернуть каждую птичку в контейнер, создав возможность многократного применения анимации – один, чтобы заставить птицу летать, а другой чтобы пролетала по экрану.

Мы используем наш SVG как фон div’а птицы и выбираем размеры форм. Ширину используем для приблизительного вычисления позиционирования в бэкграунде. Увеличиваем ширину десятикратно, затем подгоняем цифру под размер.

Bird { background-image: url("bird.svg"); background-size: auto 100%; width: 88px; height: 125px; will-change: background-position; } @keyframes fly-cycle { 100% { background-position: -900px 0; } }

Для анимирования – пара трюков на CSS, возможно не знакомых вам. Используется animation-timing-function для пошагового отображения – вроде того, как в блокноте пролистывают страницы с картинкой для ее «оживления».

Animation-name: fly-cycle; animation-timing-function: steps(10); animation-iteration-count: infinite; animation-duration: 1s; animation-delay: -0.5s;

Теперь, когда цикл полета создан – птица машет крыльями, но остается на месте. Перемещения по экрану задает другая keyframe-анимация. Птицы движутся по экрану горизонтально, меняя вертикальную высоту в неком диапазоне (для большей реалистичности).

Анимация иконки-гамбургера часто встречается в современных сайтах: линии скрещиваются / переворачиваются, либо иконка меняет форму. До недавнего времени эффект достигался при помощи HTML элементов, но SVG формат лучше подходит для такой задачи. Больше нет нужды раздувать код множественными spans.

Благодаря характерным особенностям анимирования, код для SVG изменился не намного – техники те же самые. Для начала нужно задействовать четыре элемента: spans в случае с div, либо paths в случае применения SVG. При использовании spans, позиционирование внутри div решается средствами CSS (в SVG этот вопрос уже решен).

Располагаем линии 2 и 3 в центре – одну поверх другой, а линии 1 и 4 – сверху и снизу. Тут применяются два свойства: opacity и rotation. Прежде всего, нам нужно чтобы исчезали линии 1 и 4 – для этого воспользуемся селектором:nth-child .

Menu-icon.is-active {element-type}:nth-child(1), .menu-icon.is-active {element-type}:nth-child(4) { opacity: 0; }

Осталось повернуть линии друг к другу на 45 градусов.

Menu-icon.is-active {element-type}:nth-child(2) { transform: rotate(45deg); } .menu-icon.is-active {element-type}:nth-child(3) { transform: rotate(-45deg); }

07. Прелоадер загрузки

Иконка предзагрузки состоит из четырех чередующихся по цвету окружностей.

В CSS к окружностям применяются базовые стили, затем используем:nth-of-type селектор для различных значений stroke-dasharray каждого круга. С ‘ease-in-out’ анимация предзагрузки будет выглядеть повеселей.

Circle:nth-of-type(1) { stroke-dasharray: 550; } circle:nth-of-type(2) { stroke-dasharray: 500; } circle:nth-of-type(3) { stroke-dasharray: 450;} circle:nth-of-type(4) { stroke-dasharray: 300; }

Теперь нужна keyframe-анимация. Она проста: требуется лишь поворачивать окружность на 360 градусов. Применяем анимацию на 50% и возвращаем окружность на исходную позицию.

@keyframes preloader { 50% { transform: rotate(360deg); } }

Остается лишь запустить созданную анимацию с нужными параметрами. Даем название, устанавливаем продолжительность, количество итераций и применяем тайминг-функцию.

Animation-name: preloader; animation-duration: 3s; animation-iteration-count: infinite; animation-timing-function: ease-in-out;

Круговой прелоадер работает, но его части поворачиваются одновременно. Исправим это добавив задержку, используем Sass для цикла.

@for $i from 1 through 4 { &:nth-of-type(#{$i}) { animation-delay: #{$i * 0.15}s; } }

Благодаря задержкам окружности вращаются по очереди, догоняя друг друга. Единственная проблема, изначально при загрузке страницы части лоадера начинает двигаться синхронно. Чтобы компенсировать это без нежелательных временных пауз вначале, просто выставим отрицательную величину задержки.

Animation-delay: -#{$i * 0.15}s;

  • Tutorial

Думаю многие видели обзоры игровых консолей нового поколения от Polygon (Vox Media) . Это те, где консоли отрисовывались в стиле blueprint"ов:

Обзоры выглядели круто, довольно необычно и ново. О том как реализована основная фишка обзоров - SVG анимация, как сделать нечто подобное самому, и какие ещё «секретные» возможности скрывает старый добрый SVG в плане анимации элемента path - можно узнать под катом.

Stroke-dasharray interpolation, теория

Вообще техника подобной анимации линий не нова, просто до недавнего времени SVG и всё, что с ним связано, на мой взгляд, было несправедливо предано забвению, но к счастью ситуация меняется. Итак, трюк с анимацией элемента path возможен благодаря свойству stroke-dasharray элемента path . Это свойство позволяет задавать параметры пунктирной линии, а именно длину штриха и промежутка между штрихами. Если задать длину штриха равной всей длине линии, то получим обыкновенную сплошную линию. Если же задать длину штриха равной нулю, а длину промежутка опять-таки равной всей длине линии, то получим невидимую линию. А постепенно увеличивая длину штриха при длине промежутка, равной длине всей линии, мы можем имитировать её отрисовку. При таком подходе отрисовка будет происходить от начала линии. Если же вдруг необходимо отрисовывать с конца, то нужно использовать ещё одно свойство: stroke-dashoffset . Это свойство определяет смещение для первого штриха. Таким образом, уменьшая смещение и увеличивая длину штриха, получим отрисовку с конца линии.

Ребята из Vox Media использовали гибридный вариант (который, на мой взгляд, избыточен), кстати почитать о том, как они это делали, можно (и нужно) в их блоге: Polygon feature design: SVG animations for fun and profit .

Реализация SVG анимации

В Vox Media предлагают использовать requestAnimationFrame для плавности анимации, но у нас немного другие цели, так что мы пойдём более простым путём, воспользуемся библиотекой D3.js и реализованной в ней анимацией на основе длительности.

Вот собственно рабочий код, использовавшийся для анимации консоли из начала статьи.

Queue() .defer(d3.xml, "PS4.svg", "image/svg+xml") .await(ready); function ready(error, xml) { //Adding our svg file to HTML document var importedNode = document.importNode(xml.documentElement, true); d3.select("#pathAnimation").node().appendChild(importedNode); var svg = d3.select("svg"), svgWidth = svg.attr("width"), svgHeight = svg.attr("height"); var paths = svg.selectAll("path") .call(transition); function transition(path) { path.transition() .duration(5000) .attrTween("stroke-dasharray", tweenDash) .each("end", function() { d3.select(this).call(transition); }); // infinite loop } function tweenDash() { var l = this.getTotalLength(), i = d3.interpolateString("0," + l, l + "," + l); // interpolation of stroke-dasharray attr return function(t) { return i(t); }; } }


Начнём просто с движения вдоль линии, пока без вращения.

Queue() .defer(d3.xml, "wiggle.svg", "image/svg+xml") .await(ready); function ready(error, xml) { //Adding our svg file to HTML document var importedNode = document.importNode(xml.documentElement, true); d3.select("#pathAnimation").node().appendChild(importedNode); var svg = d3.select("svg"); var path = svg.select("path#wiggle"), startPoint = pathStartPoint(path); var marker = svg.append("circle"); marker.attr("r", 7) .attr("transform", "translate(" + startPoint + ")"); transition(); //Get path start point for placing marker function pathStartPoint(path) { var d = path.attr("d"), dsplitted = d.split(" "); return dsplitted.split(","); } function transition() { marker.transition() .duration(7500) .attrTween("transform", translateAlong(path.node())) .each("end", transition);// infinite loop } function translateAlong(path) { var l = path.getTotalLength(); return function(i) { return function(t) { var p = path.getPointAtLength(t * l); return "translate(" + p.x + "," + p.y + ")";//Move marker } } } }
Здесь pathStartPoint(path) вытаскивает координаты начала линии из атрибута элемента path . В translateAlong(path) с помощью интерполятора задаются координаты нашего маркера. Пример можно посмотреть здесь: Marker animation along SVG path element with D3.js . А ещё можно объединить анимацию отрисовки линии и движение маркера, выглядеть это может следующим образом: Marker animation along SVG path element with D3.js II .

Усложним задачу, добавим вращение (ну и поменяем маркер с круга на что-нибудь поинтереснее). В качестве маркера у нас будет ракета с шириной 48 и длиной 24 . Поскольку по умолчанию точкой привязки маркера является левый верхний угол, нам необходимо смещать его, чтобы привязка была к центру маркера. Также необходимо учитывать это при вращении, ведь оно тоже по умолчанию происходит вокруг левого верхнего угла. Со смещением вроде разобрались. Теперь перейдём непосредственно к вращению, здесь нам поможет определение касательной , угол будем определять с помощью арктангенса.

Функция translateAlong(path) , определяющая интерполятор будет выглядеть следующим образом:

Function translateAlong(path) { var l = path.getTotalLength(); var t0 = 0; return function(i) { return function(t) { var p0 = path.getPointAtLength(t0 * l);//previous point var p = path.getPointAtLength(t * l);////current point var angle = Math.atan2(p.y - p0.y, p.x - p0.x) * 180 / Math.PI;//angle for tangent t0 = t; //Shifting center to center of rocket var centerX = p.x - 24, centerY = p.y - 12; return "translate(" + centerX + "," + centerY + ")rotate(" + angle + " 24" + " 12" +")"; } } }
Реализацию можно посмотреть здесь.