Современной направляющей идеей учебного процесса становится более тесное сочетание и взаимодействие технической и естественной составляющих элементов. В качестве взаимодействующего интегрирующего явления выступает информатизация и компьютеризация учебного процесса по предметам естественного цикла. Такое соединение, т.е. использование компьютерных технологий, по сравнению с традиционным обучением, обладает рядом достоинств:

1. Компьютер - это связующее звено, налаживающее естественное взаимодействие всех форм учебно-познавательной деятельности учащихся.

2. Компьютерные технологии способствует активизации познавательной и мыслительной деятельности обучаемых.

3. Внедрение компьютеров в естественные дисциплины содействует углублению демократизации методики преподавания, так как компьютерные технологии основаны на ослаблении субъективного фактора в контроле знаний и позволяет снять социально-психологические ограничения.

4. Компьютерные технологии содержат огромные мотивационные возможности. Важным мотивационным фактором служит игровой характер компьютерных технологий. Игровыми элементами компьютерного тестирования являются состязательность, экстремальность ситуаций, требующих от пользователя принятия неординарных решений.

Внедрение в структуру естественного знания компьютера расширяет возможности самостоятельного обучения учащихся. Использование компьютерных программ значительно повышает удельный вес самостоятельной работы как базисного составного элемента всего познавательного процесса, Как известно, в ходе самостоятельного продвижения от незнания к знанию обучаемые приобщаются к систематической и целенаправленной деятельности по усвоению и творческому применению полученных знаний .

Что же такое информационно-коммуникативные технологии?

Информационно-коммуникативные технологии - это такие технологии, которые используют компьютерные технологии (информационные процессы) и средства коммуникации (средства связи - Интернет).

Компьютерные технологии включают в себя программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

К средствам информационных компьютерных технологий относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией; современные средства связи; системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) .

С помощью ИКТ эффективно реализовываются основные принципы преподавания:

· принцип научности;

· принцип систематичности и последовательности;

· принцип активности;

· принцип доступности;

· связь теории с практикой;

· учет индивидуальных особенностей учащихся;

· наглядность.

Использование ИКТ позволяет оптимизировать работу преподавателя, несколько облегчить его функции:

1. Контроль. Учитель освобождается от рутинной работы по опросу учеников. Кроме того, положение учителя становится более привлекательным, т.к. функции контроля передаются машине, а это способствует бесконфликтному общению.

2. Обратная связь. Применение компьютера позволяет оценивать каждый этап работы ученика: компьютер исправляет ошибки, при необходимости комментирует, предоставляя нужную информацию. Тем самым ученик получает возможность вовремя исправлять свои ошибки .

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение нового учебного материала, но и предоставляет возможности для развития творческих способностей учащихся:

Повышает мотивацию учащихся к учению;

Активизирует познавательную деятельность;

Развивает мышление и творческие способности ребёнка;

Формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

ИКТ можно использовать на всех этапах учебного процесса.

В зависимости от целей и задач урока информационные технологии можно применять на уроке изучение нового материала, для обобщения и систематизации знаний, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений.

При изучении нового материала чаще всего используется демонстративная программа - электронный учебник или электронная презентация, которые в доступной, яркой, наглядной форме представляют учащимся теоретический материал.

Образованные программы, т.е. электронные учебники, имеют в своём составе видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора .

На уроке закрепления учебного материала можно использовать программу-тестер или тестирующие устройства Activote, позволяющие осуществить контроль за усвоением изученного материала.

Существуют различные виды компьютерных программ, которые преподаватель может использовать в своей деятельности:

1. учебные программы, ориентированные преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. В эту же группу можно включить программы для проблемного обучения, которые осуществляют непрямое управление деятельностью учащихся.

2. программы-тренажеры, предназначенные для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен.

3. контролирующие программы, предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

4. демонстрационные программы, предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты которых можно использовать не только в качестве наглядности, но и “накладывать” друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. К этому типу можно отнести также и презентацийные программы, имеющие возможности для графического редактирования и используемые для творческой работы учащихся.

5. имитационные и моделирующие программы, предназначенные для “симуляции” объектов и явлений. Эти программы особенно важны для географии, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер.

6. информационно-справочные программы, предназначенные для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

7. мультимедиа-учебники -- комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ .

Мультимедиа-учебники, или как их еще называют - электронные учебники, выполняются в формате, в котором допускаются гиперссылки, графика, анимация, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.

Электронные учебники имеют существенные преимущества перед их бумажными предшественниками. Педагог, имеющий учебную информацию по своему предмету, может достаточно быстро по-новому структурировать ее или просто поместить материал на веб-сайте для одновременного доступа к нему всех: своих учеников.

Электронные учебники практически вечны, они не боятся износа и старения, занимают мало места и очень мобильны. Электронный учебник вариативен в исполнении: ему можно придать любую удобную для чтения форму (изменить цвет фона, текста, размер шрифта); при необходимости с помощью принтера можно распечатать часть учебника, оформив ее по своему усмотрению.

Включение в учебник элементов анимации и компьютерных игр усиливает его интерактивность и привлекательность. Гипертекстовая структура учебника позволяет осуществлять индивидуальную траекторию обучения. Однако гипертекстовая система навигации должна строится таким образом, чтобы сохранялись логика и систематичность в освоении содержания, не допускались пробелы в усвоении образовательных стандартов.

Электронный учебник предоставляет большие возможности для творческой работы. Учитель и ученики могут участвовать в составлении собственного электронного учебника, добавлять к нему материалы или задания без существенных затрат на переиздание. «Бумажные» учебники не дают такой возможности, и при их использовании конструирование школьниками личностного содержания образования затруднено. Самое большее, что может сделать ученик, -- это делать на полях «бумажного» учебника свои пометки .

Интерактивные и аудиовизуальные средства обучения на уроках географии можно применять на уроках по изучению нового и закрепления пройденного материала, требующего иллюстраций закономерностей развития природы и общества на конкретном материале регионального содержания, и в качестве самостоятельной работы с компьютером в рамках интегрированных уроков информатики и географии. На таких уроках ученики непосредственно на компьютере выполняют программные практические работы. Рассмотрим более подробно различные аспекты использования компьютера на уроках географии.

Компьютерная лекция, разработанная средствами MS Power Point, - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. Основная задача компьютерной лекции - объяснение нового материала. Но в отличие от традиционной лекции компьютерная имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов. Поэтому компьютерную лекцию надо рассматривать как новый инструмент в работе учителя, позволяющий создавать наглядные и информационно насыщенные уроки.

Информационные объекты, демонстрируемые в ходе компьютерной лекции, - это изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) представляют собой фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты -- это фильмы, включенные в лекцию целиком или частично, либо мультипликации, которые наглядно показывают зачастую недоступные для наблюдения процессы и явления. Звуковые фрагменты -- дикторский текст, музыкальные или иные записи, (голоса птиц, зверей и т.п.), сопровождающие демонстрацию изображений и видеофрагментов.

Многие изучаемые географические объекты, такие как равнины и горные массивы, моря и океаны, гигантские промышленные предприятия и обширные сельскохозяйственные угодья, не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому использование на уроке демонстрационных средств (слайды, картины, анимации, видеозаписи) способствует формированию детей образных представлений, а на их основе -- понятий. Причем эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц и т. д.

Программа разработки презентаций Power Point, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различие средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.

Электронные таблицы Ехсеl помогут учителю использовать на уроке картограммы и картодиаграммы, построенные по последним статистическим данным, при объяснении нового материала, организовать в классе практическую работу по анализу статистических данных с построением графиков, картограмм. В этом случае графики, картограммы и картодиаграммы выполняют функции не только средства наглядности, но и источника географических знаний.

Текстовый редактор Microsoft Word предназначен для того, чтобы готовить учебно-методическую документацию (тематические и поурочные планы) и раздаточный материал (карточки-задания, контрольные тесты, кроссворды и т.п.) быстро и эффективно, создать качественно оформленные документы, удовлетворяющие высоким эстетическим требованиям.

Слайды со схемами, диаграммами, таблицами особенно важны при изучении экономической географии, при рассмотрении сущности географических явлений и процессов, их качественных и количественных характеристик.

Видеоролики, отображающие географические процессы или явления, и анимации рассматриваются как форма моделирования реальных событий, фактов, научных данных. Собранные в видеоролик отдельные кадры составляют образную модель, дающую определенное представление об оригинале. Как и всякая модель, видеоролики и анимации раскрывают не все элементы изучаемого явления или процесса, а лишь основные, наиболее существенные, обнажающие суть объекта, подлежащего изучению. Такое упрощение облегчает поиск существенных черт, выделение его особенностей, своеобразия и оригинальности объекта.

Необходимо обратить внимание на особую категорию медиаобъектов, содержащихся в библиотеке -- интерактивные карты и карты-схемы. Интерактивные карты -- новый тип интерактивных средств обучения географии. Интерактивные карты обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка - условных знаков, в то же время, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам -- возможность изменения содержания карты .

Кроме всего указанного выше, специфика географии как учебного предмета такова, что она содержит большой объем материала. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.

Применение компьютера и Интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения .

Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным и продуктивным. А работа с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивацию к обучению. Использование компьютерных технологий и Интернета создает возможности доступа к большим массам современной и свежей информации. А взаимосвязь мультипликации, музыки, звука и интерактивных моделей расширяет возможности представления учебной информации.

В концепции модернизации современного отечественного образования акцентировано отдельное внимание на использовании ИКТ. Информационная компетентность выделена в качестве одного из основных компонентов качества образовательного процесса.

Цель

Она состоит в формировании навыков в сфере коммуникационных и информационных технологий. Возможность ее формирования связана с систематической деятельностью школьников в информационном компьютерном пространстве.

Применение ИКТ в учебной деятельности считается актуальной проблемой профессионального отечественного образования. Подобные технологии позволяют педагогу находить новые возможности для преподавания своей учебной дисциплины.


Значимость технологии

Развитие ИКТ открывает большие горизонты для школьников. Они могут размышлять, включаться в образовательный процесс, позитивно отражаться на формировании познавательного интереса к предмету. Включение подобных технологий в образование позволяет повышать эффективность проведения учебного занятия, освобождать педагога от рутинной деятельности.

Информатика и ИКТ увеличивают привлекательность подачи сложного материала. Учитель осуществляет дифференциацию заданий, пользуется разнообразными формами обратной связи.


Актуальность

В настоящее время ИКТ - это требование времени. Сложно представить себе качественный современный урок без компьютерных презентаций. Преподаватель получает шанс вносить позитивные изменения в запланированную схему занятия.

ИКТ - это способ повышения мотивации образовательного процесса, возможность развития творческой личности и школьников, и педагога. Эта педагогическая технология способствует реализации главных человеческих потребностей: образования, общения, самореализации. В наши дни ИКТ – это необходимость, которая диктуется современным уровнем развития общества.


Функции

Благодаря информационным технологиям на уроках можно:

  • повышать содержательность учебной деятельности школьников;
  • увеличивать привлекательность образовательного процесса для современных учеников;
  • использовать зрительные образы для придания урокам максимальной эффективности;
  • стимулировать желание учиться;
  • внести в учебное занятие динамичность, наглядность

ИКТ - это отличный вариант эффективного преподавания. Он является наглядной демонстрацией и синхронным объяснением рассматриваемого учебного материала.

Если использовать в качестве сопровождения интегрированных и классических уроков мультимедийные презентации, программные обучающие продукты, можно существенно углубить и обобщить знания и навыки ребят.

Применение в слайдах анимации помогает учителю давать детальное представление о материале, услышанном на уроке. Ребята погружаются с огромным желанием в предмет. Разнообразие форм способствует повышению познавательной активности мотивации, усиливаются интерес и любопытство. Работа с ИКТ помогает учителям вместе со своими подопечными наслаждаться увлекательным процессом познания, «выходить» за рамки учебного кабинета, погружаться в красочный мир живой природы.


Достоинства методики

Даже ребята со слабой мотивацией с огромным желанием работают с компьютером. Безусловно, он не способен заменить живое общение с учителями и сверстниками, но обязательно повысит интерес к изучению определенной учебной дисциплины.

ИКТ-классы оснащаются современной техникой, что существенно облегчает процесс запоминания и осознания информации. Среди многочисленных достоинств данного метода можно выделить повышение качества ЗУН благодаря новизне деятельности, интереса к компьютеру.

Преподаватель получает возможность обеспечивать наглядность, привлекать существенное количество дидактического материала, повышать объем работы, которая выполняется за учебное занятие два раза.

Польский педагог Ян Каменский в качестве «золотого правила дидактики» называл именно наглядность. С помощью мультимедийных систем материал подается педагогом в наглядной и понятной форме, благодаря чему стимулируется познавательный интерес к процессу обучения, устраняются пробелы в знаниях.

ГДЗ по ИКТ содержат решения различных заданий, ими пользуются при подготовке к уроку не только ребята, но и педагоги.

Направления компьютерных технологий

В настоящее время выделяют несколько направлений применения ИКТ в рамках учебного занятия:

  • в виде наглядного иллюстративного материала (визуальная информация);
  • для контроля ЗУН учащихся;
  • в качестве тренажера.

Преподаватели, готовясь к уроку с применением информационных технологий, не забывают составлять план учебного занятия, указывать цели и задачи. При подборе учебного материала учителя пользуются основными дидактическими принципами: последовательностью, систематичностью, научностью, дифференцированным подходом, доступностью.

Преподаватели используют электронные ресурсы учебной направленности: презентации, логические игры, тестовые материалы.


Распределение по этапам

ИКТ можно использовать на всех этапах современного урока:

  • в процессе объяснения нового материала;
  • при закреплении полученных ЗУН;
  • для проведения физминуток;
  • во время контроля и повторения.

Использование информационных ресурсов дает учителям возможность демонстрировать школьникам уникальные материалы при организации уроков окружающего мира, географии, биологии. Вместе со своими воспитанниками педагоги получают шанс на проведение увлекательных путешествий по музеям и художественным галереям. Не покидая пределы своего классного кабинета, школьники знакомятся с творчеством и биографией отечественных и зарубежных писателей.

Заключение

Сочетание классического урока химии с компьютером позволяет учителю перекладывать часть своей работы на ПК, внося разнообразие в учебный процесс. Более быстрым и эффективным становится процесс записи основных тезисов урока. Педагог выводит их на экран компьютера, что существенно упрощает процесс восприятия материала школьниками.

Применение инновационных технических средств обучения открывает большие возможности для создания новых методов и форм воспитания подрастающего поколения.

Помимо учебных занятий, необходимо выделить и актуальность применения информационно-компьютерных технологий во внеурочной образовательной деятельности. После модернизации российского образования, особое внимание на всех ступенях обучения стали отводить проектной и исследовательской деятельности. Сложно представить себе качественный проект без применения компьютера.

Ребята, получая от преподавателя определенную задачу, с помощью ИКТ осуществляют поиск научной и методической литературы по рассматриваемому вопросу. При оформлении проведенных наблюдений и экспериментов, им также необходимо компьютерное оборудование.

В настоящее время наблюдается внедрение инноваций и ИКТ во все сферы производства, не является исключением и сфера образования. Для того чтобы выпускники школ, лицеев, колледжей могли адаптироваться в современном мире, они должны освоить несколько специальных компетентностей. Одной из них является компьютерная грамотность, позволяющая ребятам искать и обрабатывать информацию.

  • Выявление возможности эффективного применения ИКТ в педагогической деятельности.
  • Создание реальных информационных условий для развития творческой активности учащихся и педагогов.

План проведения педсовета:

  1. Актуальность и значимость использования ИКТ – технологий в работе педагогов.
  2. Виды образовательных технологий.
  3. Средства ИКТ.
  4. Практическое применение ИКТ – технологий в работе.
  5. Выводы.
  6. Проект решения педсовета на основе изучения литературы, результатов собеседований, выступлений.

Ответственные: творческая группа, готовящая педсовет.

Ожидаемый результат: Позитивная деятельность педагогического коллектива по возможности использования современных технологий в работе.

Типовые условия: методический кабинет

Подготовка к педагогическому совету

Ход педагогического совета

Этап Содержание Ответственные
1 Объявление темы, повестки педагогического совета. Директор
2 Выборы секретаря педагогического совета. Педколлектив
3 1. Актуальность и значимость использования ИКТ – технологий в работе педагогов..

2. Виды образовательных технологий.

3. Средства ИКТ.

4. Практическое применение ИКТ – технологий в работе.

5. Выводы.

6.Проект решения педсовета на основе изучения литературы, результатов собеседований, выступлений.

Заместитель директора.

Педагоги

4 Подведение итогов работы педсовета. Педколлектив

Педагогический совет
«Применение ИКТ – технологии в работе»

1. Введение

«…С развитием прогрессивных идей в образовании, с выдвижением на первый план идей и принципов личностно ориентированного обучения, активизируются попытки педагогов найти тот инструментарий, который обеспечил бы стабильность достижения большинством учащихся необходимых результатов образования. Когда речь идет об универсальных механизмах обучения, то мы неизбежно обращаемся к понятию «педагогические технологии».

Эффективное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. Сегодня педагог по любой дисциплине должен уметь подготовить и провести занятие с использованием ИКТ. Занятие с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и обучающего, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу работать с обучающимися дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев);

– это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков);

– комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.

Образовательная технология – система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий (В.В.Гузеев).

Образовательная технология включает обучение, развитие и воспитание обучающихся.

Из определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами.

ИКТ – представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Средства ИКТ:

Компьютер – универсальное устройство обработки информации.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

Проектор – радикально повышает: уровень наглядности в работе педагога, возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу.

Экран для проецирования изображения с компьютера.

Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио– и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера ) – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Использование средств информационно-коммуникативных технологий – необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия.

Практическое применение ИКТ на занятиях.

Основная цель – помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, научить шире и разностороннее видеть окружающий мир, воспитать в них чувство прекрасного, развить личностные способности.

Основными задачами занятий эколого-биологической направленности является знакомство обучающихся с широтой и многообразием поля деятельности. Изучение разных материалов и средств изображающих природу.

Как сделать каждое занятие радостным, интересным, а главное – направленным на развитие каждого ребенка?

Сегодня педагогически грамотным специалистом нельзя быть без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. И необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций. Из обилия концепций, теорий, технологий и методик, которые смогли бы помочь создать такую систему работы, которая бы учитывала особенности занятий, сообразуясь с особенностями детей и реалиями современного общества.

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школьника и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Современный ученик не сидит на занятиях, которые проходят по «классической схеме», спокойно впитывая в себя, как губка, все приготовленные для него знания. Современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, которая вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер.

Использование компьютера на занятиях становится наиболее естественным благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами, гармонично дополняет его, значительно расширяет его возможности и творчество.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: “Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…”.

Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций или же они низкого качества. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности:

узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации;

динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами;

продуманный алгоритм видеоряда изображений.

оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают обучающихся, не дают сосредоточиться на главном.

Формы применения компьютера на занятиях:

  • использование медиа-ресурсов как источника информации (диски);
  • компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах занятия;
  • использование компьютера для выполнения технологических карт;
  • создание портфолио.

Виды: презентации, слайд – фильмы и тестовые задания, компьютерные тесты;

– кроссворды, ребусы, технологические карты, инструкционные карты

При их использовании на занятиях повышается эффективность обучения и качество знаний.

Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на занятиях, активизирует познавательный интерес обучающихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.

К сожалению, при использовании ИКТ на своих занятиях, сталкиваюсь с рядом проблем:

– малое количество компьютеров.

– различный уровень подготовленности и развития обучающихся;

Эффективное использование средств ИКТ на занятиях позволяет сделать занятие более интересным, наглядным; вовлечь обучающихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность; стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.

Таким образом, использование средств ИКТ позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность обучающихся;
  • проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • повысить объем выполняемой работы на занятии в 1,5-2 раза;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия;

Эффективное применение средств ИКТ позволяет сделать занятие увлекательным и современным. Позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении, объективно и своевременно проводить контроль и подводить итоги. Но считаю, что заменить учебник не может. Это только дополнение к учебнику.

Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. Исчезают комплексы, зажатость, скованность.

Использование информационно-коммуникативных технологий – необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия.

1. Компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы педагога и обучающихся.

2. Выводит на качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.

3. Использование ИКТ на занятиях позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

5. Использование мультимедийного проектора позволяет более эффективно работать над текстом (наглядно, эстетично, экономит время).

7. ИКТ развивает самостоятельность обучающихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к занятию, используя возможности сети Интернет.

8. Использование тестов не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность самим оценить свои знания, свои возможности.

9. Обучающиеся имеют возможность совершенствовать умения работать с компьютером.

10. Активное использование ИКТ на занятиях приводит к повышению интереса к изобразительному искусству и качества образования.

Диапазон использования этой технологии в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента наглядности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию обучающихся.

Эффективность применения ИКТ на занятиях не только возможно, но и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

Проект решения.

Использование ИКТ способствуют росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения умениями самостоятельного поиска, обработки и представления знаний, развитию личности учащихся и подготовке к комфортной жизни в условиях информационного общества.

Первый этап (подготовительный) «Компьютерная грамотность»

  • Создание у учителей-предметников представления о возможности и необходимости использования ИКТ в учебном процессе.
  • Обучение педагогов основам компьютерной грамотности.
  • Подготовка учащихся к обучению в условиях использования ИКТ.

Второй этап «Внедрение ИКТ в образование»

  • Публикация учебно-методической информации в различных формах.
  • Разработка методики использования ИКТ в образовательном процессе.
  • Проведение педагогического семинара-конференции
  • Проведение конкурса «ИКТ в творчестве учителя».
  • Проведение промежуточного мониторинга результатов работы учителей проблемной группы.
  • Техническое оснащение учреждения.
  • Создание и обновление web-сайта.

Третийй этап «Итоговый».

  • Подведение итогов работы по теме «Внедрение ИКТ в образование».
  • Проведение итогового мониторинга работы педагогического коллектива по внедрению ИКТ в процесс обучения.
  • Систематизация материала по методике использования ИКТ на занятиях и в воспитательной работе.
  • Обобщение и распространение успешного опыта педагогической деятельности.

Список литературы

  1. Афанасьева О.В.
Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org
  • Антонова Т.С., Харитонов А.Л.
  • О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. – 2000, №5
  • Апатова Н.В.
  • Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994
  • Брыксина О.Ф.
  • Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №5
  • Гребенев И.В.
  • Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика. №5. 1994.
  • Галишникова Е.М.
  • Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. – 2007. – № 4. – с. 8-10
  • Губайдуллин И.А.
  • “Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения”. – www.it-n.ru
  • Захарова И.Г.
  • Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003. 1

    В статье рассматриваются теоретико-практические основы внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Проведен анализ теоретико-методологических подходов к внедрению информационно-коммуникационных технологий, на основании которого были решены экспертные и конструктивные задачи. В экспертной задаче описаны исходные предпосылки использования новых информационно-коммуникационных технологий. Решая конструкционную задачу, была предложена описательная модель. В описательной модели представлен процесс обучения с использованием технических средств, созданных на основе информационно-коммуникационных технологий, рассмотрены принципы ее функционирования, тенденции развития мирового образовательного процесса, типы программ, используемых в образовательном процессе. Сформулированы задачи, вытекающие из требований информационного обучения. Описана модель применения современных технических средств обучения, в которой установлены прямая (преподаватель-студент) и обратная (студент-преподаватель) связи. Показаны достоинства и недостатки внедрения информационно-коммуникационных технологий.

    дистанционный процесс обучения

    средства обучения

    информационно-коммуникационные технологии

    1. Зенкина С.В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты: автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.02 – Москва. – 2007. - 48 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://oldvak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/pedagogicheskie/Zenkina.doc (дата обращения: 15.04.13).

    2. Пархоменко Е.И. Применение современных информационных технологий в обучении студентов техническим дисциплинам: канд. пед. наук // Проблемы и перспективы развития образования (II) : материалы Междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – 190 с.

    3. Приходько В. Подготовка преподавателей технических дисциплин в соответствии с международными требованиями / В. Приходько, А. Соловьев // Высшее образование в России. – 2008. - № 10. – С. 43–49.

    5. Холодкова И.В. Дидактические условия интеграции очной и дистанционной форм обучения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / ГОУ ВПО Моск. гос. обл. ун-т. – М., 2009. – 169 с.

    Сегодня процессы перемен в системе образова-ния связаны с внедрением новых образова-тельных технологий. Наряду с традиционной системой образования успешно развивается и новая форма обучения - дистанционная. Дистанционная форма обучения, сохраняя образовательные технологии, методы, формы и средства традиционного обучения, широко использует образовательные массивы сети Интернет, информационные и коммуникационные технологии.

    Оснащение образовательной системы информационно-коммуникационными технологиями - одна из задач модернизации системы российского образования. Система образования встраивается в сетевой мир, приближается к растущим нуждам экономического развития страны. Процессы создания единого экономического пространства европейских стран усилили процессы глобализации и модернизации системы образования в России; тому свидетельство - Болонский процесс, развитие которого обрело определенную силу и в российском образовательном пространстве.

    Вариативность содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах образования. Поэтому для достижения качества образования необходимо внедрение новых форм обучения в основной, средней и высшей школах. В этой связи особую актуальность приобретает дистанционное обучение и его технологии.

    Информационно-коммуникационные технологии - это технологии, предназначенные для совместной реализации информационных и коммуникационных процессов.

    Информационные технологии - это совокупность процессов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, представления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

    Коммуникационные технологии - это процессы и методы передачи информации и способы их осуществления.

    Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения и предполагает одновременное использование:

    • средств наглядности проблемного содержания,
    • средств программированного обучения и контроля.

    Средства наглядности проблемного содержания - это установление прямой обучающей связи преподаватель-студент (рис. 1). Средства программированного обучения и контроля - установление обратной контрольной связи студент-преподаватель (рис. 2).

    Рис. 1. Средства наглядности проблемного содержания.

    Рис. 2. Средства программированного обучения и контроля

    При внедрении информационно-коммуникационных технологий возникают следующие проблемы:

      Организация учебного процесса с применением компьютера;

      С помощью каких средств и каким образом осуществлять контроль знаний, оценивать уровень закрепления навыков и умений;

      Какие информационные и коммуникационные технологии применять для реализации поставленных педагогических и дидактических задач.

    Для преобразования учебного курса на информационно-коммуникационную технологию в среде дистанционного обучения преподаватель должен иметь представление о предметной области, уметь систематизировать знания, грамотно использовать методики преподавания, быть хорошо информированным о возможностях информационно-коммуникационных технологий, знать компьютерные средства, с помощью которых может быть достигнут тот или иной дидактический прием. Кроме того, преподаватель должен иметь представление о тех технических и программных средствах, которые он будет использовать для создания учебно-методического комплекса (УМК), и с помощью каких технических и программных средств будет осуществлять сопровождение учебного процесса в целом.

    Применение современных информационно-коммуникационных технологий отвечает наиболее важным тенденциям развития мирового образовательного процесса. Для удовлетворения образовательных потребностей от преподавателя требуются не только знания и умения применять современные педагогические технологии, но и владение прогрессивными методами и средствами современной науки. Поэтому для повышения эффективности процесса обучения необходимо овладевать современными информационно-коммуникационными технологиями не только студентам, но и преподавателям.

    Преподаватель осуществляет учебный процесс с помощью материалов, которые принято называть средствами обучения. К средствам обучения относятся технические, коммуникационные, информационные средства обучения, дидактический материал и др. В связи с повсеместным внедрением широкополосного Интернета средства обучения существенно изменились. Современный процесс обучения немыслим без таких технических средств, как: учебные электронные издания; компьютерные обучающие системы; учебные аудио-, видеоматериалы, виртуальные лабораторные и практические работы и многое другое.

    В условиях лавинообразного информационного потока, хлынувшего на человека, необходимо максимально задействовать все каналы восприятия студентов. Для этого следует уделять больше внимания зрительной составляющей теоретического и практического курса, а слуховая составляющая (голос лектора) имеет вторичное значение.

    Электронные учебные пособия способствуют максимально детально и подробно представлять изучаемый материал, разбивая его на небольшие блоки, имеющие оптимальную информационную насыщенность и наглядность, а также совмещать указанное деление на небольшие блоки со структурированием. Помимо этого, электронные учебные пособия позволяют использовать возможности, недоступные обычным плакатам - это анимация отдельных элементов, использование аудио- и видеоэлементов.

    При комплексном применении и использовании информационно-коммуникационных технологий в среде дистанционного образования важным аспектом является использование информационных и коммуникационных средств для разработки учебно-методических материалов и комплексов по всем темам курса. Созданные таким образом учебно-методические материалы и комплексы позволяют помочь студентам правильно понять сущность проблемы и найти пути ее решения, а не быть только средством передачи учебной информации.

    Внедрение в учебный процесс электронных учебно-методических и видеоматериалов способствует к появлению новых образовательных методик и форм занятий, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации. Но, несмотря на разнообразие технических средств и технологий, использующихся в учебном процессе, следует отметить, что качество обучения зависит, прежде всего, от совершенства учебного материала, формы его представления и организации учебного процесса.

    Так, например, при разработке модели электронных учебных материалов необходимо учитывать:

    1) учебное пособие должно задавать ритм прохождения материала и иметь специальные аудиовизуальные средства управления восприятием материала;

    2) динамика предъявления текста задается преподавателем (это происходит либо заранее при разработке учебного материала, либо в процессе демонстрации);

    В настоящее время в обучении используется несколько типов компьютерных программ:

      Тестовые программы;

      Обучающие программы;

      Контрольно-обучающие программы;

      Мультимедийные учебники;

      Мультимедийные энциклопедии.

    Использование компьютерных программ позволяет создавать интерактивные средства обучения с высокой степенью наглядности, например использование звукового маркера для обозначения основополагающих учебных вопросов. Это способствует усилению эмоционального фона образования, расширению потенциала по индивидуализации образования, обеспечению широкой зоны контактов со студентами, предоставляет широкое поле для активной самостоятельной деятельности студентов. Практика показывает, что применение таких средств обучения способствует повышению мотивации студентов.

    Мы сформулировали некоторые задачи, которые следуют из требования информатизации обучения.

    1. Студент должен овладеть комплексом знаний, навыков и умений, выработать такие личностные качества, которые обеспечат успешное выполнение профессиональных задач и комфортное функционирование в условиях информационного общества, в котором информация является решающим фактором эффективности труда.

    2. Повышение уровня подготовки специалистов за счет совершенствования технологий обучения и широкого внедрения в учебный процесс электронных обучающих средств и технологий.

    Обучение с помощью технических средств, созданных на основе информационно-коммуникационных технологий, позволяет визуализировать учебный материал, повысить интерактивность обучения, предоставить доступ к новым источникам знания и провести оперативный контроль усвоения материала студентом.

    Возникает новая ситуация, когда студент сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала. Он имеет возможность самостоятельно пересоздавать любой текст, полученный из базы электронных учебных видеоматериалов, иллюстрируя его, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли.

    Сегодня современное образование уже невозможно представить без таких информационных технологий, как электронные курсы, электронные библиотеки, новейшие средства обучения и технологии передачи знаний.

    Наш эмпирический опыт показывает, что разнообразие образовательной среды способствует повышению эффективности процесса обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого студента, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в процессе жизни и обучения. Выделив две основные идеи: необходимость разнообразия среды обучения; требование индивидуализировать обучение, адаптировать его к познавательным потребностям и интересам учащихся, - становится понятно, что и первая, и вторая идеи могут эффективно решаться с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

    Следует помнить, что внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование имеет свои недостатки (таблица 1), решение которых требует особого подхода, позволяющего минимизировать психологические и физиологические факторы.

    Несмотря на недостатки, описанные в таблице, хочется все же отметить что, компьютерные средства обучения создают среду, мотивирующую студентов более интенсивно анализировать изучаемый предмет, выдвигать при этом свои идеи и предлагать свое видение рассматриваемых проблем. Кроме того, компьютерные средства обучения являются инструментами, помогающими студентам не только формировать собственные представления, но и преобразовывать их. Образовательные среды на базе компьютерных средств обучения инициируют деятельность, в которой студенты сами конструируют свои знания, а не воспринимают мир таким, каким его интерпретируют для них учебник и учитель.

    Для развития этих направлений используются современные информационные технологии, с помощью которых создаются информационно-образовательные среды, на базе которых осуществляется дистанционный процесс обучения и управления образованием в целом. Информационно-образовательная среда, созданная на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе на основе обучающих систем, обладает рядом преимуществ перед традиционными средствами:

      Возможность организовать учебный процесс на основе индивидуально ориентированного подхода;

      Можно реализовать как уровневую (базовый, профессиональный, углубленный уровни освоения образовательных программ), так и профильную дифференциацию;

    Таблица 1. Достоинства и недостатки внедрения информационно-коммуникационных технологий

    Достоинства

    Недостатки

    1. Использование компьютеров в целях интенсификации образовательного процесса

    Ухудшение здоровья обучающихся (ухудшение зрения, сердечно-сосудистые заболевания, сколиоз и др.)

    2. Решение проблемы занятость детей и молодежи (компьютерные игры, Интернет)

    Интернет-зависимость, имеющая последствия в виде ухудшения здоровья и нарушения психики

    3. Возможность коммуникаций со сверстниками и с жителями всей планеты (сайты «В контакте», «Одноклассники», «Мой мир» и др.)

    Возможность оказаться в неблагополучной интернет - среде (опасные блоги, сайты знакомств и др.)

    4. Неограниченные коммуникации по Интернету

    Проблема социальной инфантильности в родном социуме, неадаптивность к жизни, социальная незрелость

    5. Более демократичные, открытые, «чистые» формы и технологии обучения и контроля знаний (тестирование, интернет-обучение и др.)

    Односторонность контроля и ограниченные возможности выявления личностных качеств и уровня знания в процессе обучения

    6. Необходимость широкого внедрения технологий дистанционного обучения

    Недостаточность нормативно-правовой базы дистанционного обучения.

    Дистанционное обучение опирается на следующие нормативно-правовые акты, многие из которых на сегодняшний день устарели.

    1. Приказ Госкомвуза РФ от 17 июня 1996 г. № 1062 «О создании центра информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования».

    2. Распоряжение Минобразования России от 26.08.2003 № 985-24 «О расчете предельной численности контингента обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий» (устарело).

    3. Приказ Минобрнауки России от 06.05.2005 № 137 «О порядке использования дистанционных образовательных технологий» (зарегистрирован Минюстом России 02.08. 2005 № 6862).

    Применение информационно-коммуникационных технологий в дистанционной среде обучения для профессиональной подготовки будущих специалистов позволяет повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, а также научить их самостоятельно мыслить и работать с учебным материалом, что способствует их дальнейшему непрерывному совершенствованию в течение всей жизни.

    Студент перестает быть пассивным слушателем и вовлекается в активную познавательную деятельность, а учитель становится координатором учебного процесса.

    Таким образом, дидактические оценки этих новых и необычных средств обучения противоречивы - от восторженных утверждений о революции в образовании до унылой констатации низкой результативности и бесполезности. Можно ожидать, что видеоучебники принесут пользу там, где требуется образное, эмоциональное изложение фактического материала, однако с их помощью трудно развивать умения и навыки, поэтому их целесообразно применять в комплексе с традиционным материалом.

    Рецензенты:

    Помелов В.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.

    Александрова Н.С., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.

    Библиографическая ссылка

    Яменко О.П. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СРЕДЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9791 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Разработали: -заместитель директора по УВР,

    -учитель истории МОУ «Городищенская СОШ №3»

    Информационно – коммуникационные технологии

    Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

    В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии сейчас так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «современные информационно-коммуникационные технологии».

    К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся:

    ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ;

    Устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно;

    Средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий Мультимедиа и «Виртуальная реальность»);

    Системы искусственного интеллекта;

    Системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.;

    Современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды).

    До сегодняшнего времени речь шла в основном о компьютерных технологиях и постепенно в учебном процессе школ стали использоваться персональные компьютеры. Поэтому поговорим об информационной технологии, связанной с использованием персонального компьютера.

    Современная педагогическая технология подразумевает наличие средств и способов информатизации, как-то:

    Система сбора,

    Обработки, хранения,

    Поиска информации посредством определённого вида техники;

    Набор программных средств;

    Соответственно инструкции и оценка эффективности их применения.

    Как может учитель использовать персональный компьютер в своей работе?

    https://pandia.ru/text/78/244/images/image009_44.gif" width="194" height="65">

    Наглядно - демонстрационная Тренажер Контроль знаний

    https://pandia.ru/text/78/244/images/image016_31.gif" width="249" height="64">

    Поиск информации Сообщения в виде презентации Электронный учебник

    Программа Power Point позволяет любому преподавателю, владеющему навыками работы в одной из программ Microsoft Office стать разработчиком собственного программного продукта по своему предмету. В Интернете можно найти готовые презентации по разным курсам и темам. Авторы этих работ – учителя-практики. Естественно, каждый учитель по - своему видит урок, поэтому в готовых версиях ему хочется что-то изменить. Это легко сделать с помощью данной программы. Готовая разработка легко модифицируется под конкретные варианты урока. Преподаватель может добавлять или пропускать слайды, наполнять их другим содержанием (заменять текст, рисунок, диаграмму), использовать традиционные приемы работы.

    В отличие от традиционных видов наглядности, урок-презентация позволяет максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.

    Презентация состоит из иллюстративного материала, фактических сведений, оформленных в виде простого текста, таблиц, опорных схем и графиков (что само по себе учит школьников грамотно обрабатывать информацию), практических заданий, тестов, проблемных вопросов и т. д. Наличие этих заданий показывает, что подобные презентации ни в коем случае не сводятся к пассивному «рассматриванию картинок». Но, заранее подготовленные, они, в первую очередь, освобождают время учителя и, во-вторых, облегчают задачу детей, поскольку большинство из них, как мы знаем, визуальны по восприятию информации.

    Современные школьники получили возможность использовать информационное поле Интернет для приобретения дополнительных знаний и самостоятельной работы для формирования своих знаний, умений и навыков. Созданы информационно-методические комплексы, где можно получить любую, интересующую учащихся научную информацию, воспользоваться электронными учебниками, электронной библиотекой, справочниками, лекциями, рефератами, творческими работами и учителей, и учащихся. По запросу получить тесты и тексты контрольных работ для самопроверки, получить консультации по любому учебному предмету.

    Перспективная комплексная модель «Информатизация и Школа будущего» как система социально-педагогических моделей развития школы в рамках концепции «Школа и семья: партнерство в воспитании гражданина»

    За последние 5 лет реализации федеральных и региональных программ информатизации образования произошел переход от компьютеризации школы к формированию единого информационного образовательного пространства школы.
    Школа на сегодня показывает потребность оснащения автоматизированными рабочими местами учителя, библиотекаря, методиста, управленца, администратора.

    Для каждого автоматизированного рабочего места необходимо предусмотреть комплектацию дополнительным цифровым оборудованием в соответствии с различными предметными областями деятельности учителя-предметника и специализированным программным обеспечением для их использования.

    Особый интерес вызывает использования в процессе обучения интерактивной доски, документ - камеры. Большой экран позволяет демонстрировать рисунки, схемы, графики с мультимедийными возможностями, показывать видеоклипы, научно-популярные и художественные фильмы.

    Современный школьник должен быть так обучен, чтобы приобрести следующие информационно - коммуникационные умения:

    1. представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

    2. кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

    3. работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

    4. осуществлять поиск, выполнять простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, справочники, записные книжки, Интернет.

    5. пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;

    6. называть и описывать различные инструменты, используемые человеком при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер) и уметь их описывать;

    7. использовать компьютер для решения учебных и практических задач. Для этого обладать начальными навыками работы на компьютере, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редакторы, тренажёры и тесты;

    8. создавать элементарные проекты с использованием компьютера.

    В настоящее время происходит постоянное увеличение минимального объема знаний, необходимого ученику. В связи с этим актуальной проблемой является смена информационно-репродуктивного подхода в системе образования новыми информационными технологиями. В своей работе наравне с традиционными методами обучения можно использовать систему обучения Moodle (Моодус) в компьютерной сети класса, что позволяет на новом уровне организовать самостоятельную работу учащихся.

    Для организации такой поддержки создан курс «Информатики» в условиях Интернет - среды на базе интерактивных учебников, электронных книг, тестов, опросов, форумов и т. д.

    В основе создания и сопровождения такого курса лежит свободно распространяемая система построения образовательного контента Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment).

    Данный программный продукт построен в соответствии со стандартами информационных обучающих систем.