Многие рыбаки изготавливают не только различные грузики, поплавки и приманки, но и делают добротные якоря для надувных лодок. Без сомнений, это намного лучше, так как, во-первых, вы экономите денежные средства, а во-вторых, будете уверены в надёжности приспособления.

Якоря для надувных лодок делаются различными способами. Наиболее популярный метод изготовления – это так называемый Курбатовский , предполагающий создание сварной конструкции. При наличии необходимых материалов и инструментов, вы получите в распоряжение простой, компактный якорь небольшого веса.

Требования к самодельному якорю

Главным требованиям к якорю является его способность удерживать судно при условиях воздействия волн, ветра и течения. Удерживающая сила же зависит от массы якоря.

Для определения необходимой массы лучше воспользоваться специальными таблицами или же провести вычисления с помощью формул, хотя можно ориентироваться и на стандартные правила. К примеру, якоря с весом в 5-6 кг способны удерживать лодки с водоизмещением в 450-550 кг .

В целом, вес якоря составляет примерно 1% от веса и 1% от длины водного судна. Но кроме характеристик лодки нужно учитывать также силу ветра и течения, наличие волн .

Важным моментом является и тип донного грунта, так как некоторые якоря подходят не для любой подводной почвы.

Изготовление простого разборного якоря

Для изготовления самодельного разборного якоря вам понадобится небольшая трубка из нержавейки : диаметр – 25 мм, длина – 270 мм. На её конец привариваем втулку с 25-мелиметровой резьбой М12.

Лапы делаются из полосок нержавеющей стали со следующими габаритами: длина – 260 мм, ширина – 40 мм, толщина – 4 мм. Края лап нужно обработать наждачной бумагой.

На одну из лап привариваются две полоски с целью предотвращения прокручивания лап в собранном положении якоря. Сами лапы надеваем на шток и закручиваем гайкой М12. Для того чтобы якорь можно было собрать без применения инструментов, на гайку привариваем кольцо. На другой стороне якоря же делается отверстие, в которое вставляется ещё одно кольцо (диаметр – 40 мм, толщина проволоки – 5 мм). Весить такой якорь будет 1,6 кг.

Чтобы повысить устойчивость лодки в условиях сильного ветра можно в шток якоря залить примерно 2 кг свинца .

Такой разборный якорь крепится к сидению при помощи специального шнура с карабином. Кольцо, которое было приварено к гайке, может использоваться для закрепления шнура при стоянке на каменистом дне с корягами. Когда шнур будет подцеплен к якорю за нижнее кольцо, процесс вытягивания якоря станет более легким.

Для изготовления якоря такого типа нужны:

  • кусочек металлического прута с длиной в 12 мм;
  • листовая часть (толщина 3 мм);
  • проволока (диаметр не меньше 8 мм).

Якорь будет обладать раздвоенным веретеном и одной лапой. Приблизительный вес – 2 кг.

Сначала делаем веретено из проволоки, к верхней части которого привариваем планку. Далее привязываем фиксирующие планки к штоку. Благодаря им будет разворачиваться лапа, обеспечивается надёжный зацеп за донный грунт. Концы веретена у штока следует приварить полоской металла, что нужно для поддержания единственной лапы в рабочем положении.

Для лодок ПВХ с длиной в 3-4 м отличным решением будет использование якоря-кошки. Проще всего изготавливается складной вариант, конструкция которого предусматривает закрепление лап при помощи шарниров внизу основы якоря. Положение лап якоря меняется при помощи специальной муфты, которая скользит по веретену и стопорит в верхнем или нижнем положении.

Чтобы не произошло обрыва, лапы закрепляем на штоке при помощи шплинтов, которые в случае застревания конструкции срезаются, позволяя лапам распрямиться и выйти из-под коряги или иного блокирующего объекта. Повысить компактность можно при помощи шарнирного крепления лап внизу штока, на который надевается плавающая муфта. Так вы сможете легко складывать лапы и приводить их обратно в рабочее положение.

Такой якорь-кошка особенно хорош при безветренной погоде. В случае сильных порывов ветра якорь следует дополнительно утяжелить.

Самодельный якорь для лодки пвх

Статьи по теме:

Рыболовные самоделки своими руками

Обзор лучших балансиров для зимней рыбалки

Ловля на мормышки: разновидности, снасти, техника ловли

Виды рыбопоисковых эхолотов для рыбалки

Обзор алюминиевых лодок для рыбалки

Как выбрать катушку для спиннинга?

Электромоторы для надувных лодок(обзор)

Алюминиевые катера для рыбалки

Какую катушку выбрать для фидера - обзор характеристик

Характеристики и возможности фидерных удилищ

2 6 114 0

Очень много рыбаков сами изготавливают наживку и снасти для рыбалки. Не исключением является и такая рыбацкая вещь, как якорь.

Якорь необходим при ловле с резиновой лодки ПВХ, без него лодку будет сносить течением или порывами ветра.

Существует большое количество способов, чтобы сконструировать якорь. Бывает, что рыбаки обходятся без якоря, а используют для закрепления лодки обычные кирпичи, мешки, набитые песком и другие вещи. Но здесь есть большой минус, они не способны закрепится за дно пруда должным образом и приходится корректировать место стояния лодки (подплывать) и периодически перебрасывать груз. А это не только доставляет дискомфорт, но и пугает рыбу. Поэтому, советуем приобрести якорь в магазине, а лучше вообще сконструировать самому, чтобы сэкономить средства.

Выбор якоря и требования к его строению

Якорь должен надёжно и крепко цепляться за грунт, чтобы держать лодку в нужном для рыболова месте. Чтобы лодка стояла очень крепко и не смещалась при большом течении реки и ветре, советуем использовать сразу несколько якорей (как минимум два). Один из них будет заброшен возле носовой части лодки, а другой около кормовой части. Рыбаки говорят “стать на лодке в растяжку”, следовательно, закрепиться двумя якорями.

Основные недостатки применения других видов укрепления лодки (камни, мешки, кирпичи):

  1. Большие габариты и масса (случается, что нужно якорь придерживать одной рукой, а другой ещё что-то делать, так к примеру, с мешком такое не выйдет).
  2. Необходимо сглаживать заострённые края груза, чтобы не испортить лодку (например, кирпичами или рельсами).
  3. Много теряется времени на укрепление груза (трудно крепко привязать большой камень или кирпич).

Конечно и альтернативный якоря можно использовать, но только на дне сильно покрытом камнями.

Основные недостатки магазинного якоря:

  • Конечно же, высокая цена;
  • Приобретение некачественного (бракованного) товара.

Поэтому, якорь собственного изготовления будет самым лучшим вариантом, если изготовить его по всем правилам, он будет соответствовать таким особенностям:

  • Способность к отличному удерживанию лодки на месте. На это влияет масса якоря.
  • Быстрота и простота при избавлении от зацепов. Чтобы якорь не остался на дне.
  • Мобильность во время перевозки.
  • Антикоррозийные способности.
  • Оптимальная масса и, конечно, комфортность при обращении с ним.

Определяемся с размерами каната и весом якоря

  1. Произвести необходимые расчёты.
  2. Или определиться по специализированным таблицам.

В основном, вес якоря рассчитывают исходя из одного процента длины лодки и её собственной массы. В результате выходит, что для 420 килограммовой лодки необходим якорь с весом в 4,2 килограмма, в общем пяти-шести килограммовые якоря свободно справятся с лодками массой до 600 килограмм.

Канаты для привязывания якоря делятся на:

    Натуральные.

    Состоящие из такого материала как пенька и подобного (редко где можно встретить сейчас).

    Синтетические.

    Состоящие из нейлоновой нити или прочного капрона (очень прочные, на них не действуют солнечные лучики и не гниют).

Усилие для разрыва каната на расстоянии его начала до якоря, должно в семьдесят раз превосходить вес последнего. Лучше использовать канаты крученого типа, в диаметре не менее 10 миллиметров (меньшие повредят руки). По длине канат нужно брать раз в пять больше глубины (особенно на реках с большим течением).

Конструируем типичный якорь разборного типа

Рассмотрим составные части такого якоря:

  • Стальная трубка с длиной 270 миллиметров и диаметром равным 25 миллиметрам.
  • Расплавленный кусок свинца (примерно два килограмма).
  • Гайка с втулочкой М12 (25 миллиметров).
  • Стальная полоса – две штуки (с размерами 260х40х4 миллиметра) и две размерами поменьше.
  • Изготовленные из металла кольца (две штуки).

Теперь подробности изготовления:

  1. К концу трубки привариваем втулочку.
  2. Берём стальные полоски и по краям проходим наждачной бумагой.
  3. Из полосок делаем лапы и на начала одной из них, привариваем пару полосок, для предотвращения прокручивания конструкции.
  4. На шток укрепляем лапы и закрепляют гайку.
  5. В другой стороне якоря делают отверстие и к нему с гайкой привариваем подготовленные кольца (необходимо для комфортного доставания якоря с глубины и простоты сборки).

Чтобы якорь крепче располагался на дне, можно в его шток залить расплавленный свинец. Большинство опытных рыбаков предпочитают именно такой конструкции якорь.

Якорь Курбатовского способа

Курбатовский якорь считается самым простым по изготовлению, поэтому всё-таки этот якорь, а не выше указанный, чаще изготавливают в домашних условиях.

Для его производства не нужно иметь особенный материал, всего несколько деталей:

  • Стальные полоски с трёхмиллиметровой толщиной.
  • Металлический прут с длинной в 12 миллиметров.
  • Проволоку с диаметром около восьми миллиметров (больше не надо).

Можно приступать к изготовлению:

  1. Берём проволоку и делаем из неё, что-то похожее на “веретено”.
  2. К верхней части “веретена”, с помощью сварки (или верёвки) прикрепляем планочки, которые будут способствовать повороту лапы, а также обеспечат отличное сцепление с грунтом водоёма.

Когда на дне много камней, то Курбатовский якорь заменяют на своеобразную болванку.

Якорь кошка и якорь пирамида

Если у вас лодка трёхметровая или на четыре метра, то без якоря кошки не обойтись. Якорь такого строения обладает способностью складываться и его лапы можно выставлять на своё усмотрение. Они двигаются при помощи специальной муфты по всему стволу “веретена”. Хороши в моменты штиля, но при сильном ветре кошка не подойдёт, будет соскальзывать со дна (для предотвращения скольжения их утяжеляют за счёт свинца).

В завершении хочется вам рассказать об изготовлении ещё одного распространённого вида якоря, каким является якорь пирамида. Как вы уже наверно догадались, название пошло от вида его формы. Якорь можно изготовить двумя методами.

Метод один:

  • Для производства якоря нужен свинец (твёрдый) и сама форма типа пирамиды.
  • Берут металлические листы и перегибают их соответствующим образом (чтобы вышла пирамида).
  • Листы фиксируют проволокой и получается нужная форма.
  • Теперь можно выкопать в земле яму и туда определить форму.
  • Осталось форму залить расплавленной свинцовой массой.

Перед застыванием свинца, необходимо в форму установить кольцо из проволоки (оно будет служить креплением).

Якорь – один из важнейших атрибутов судоходства и рыбной ловли с использованием лодок и катеров. Известно более двух тысяч разновидностей этого устройства, имеющих патент. Конструкция и форма якорей постоянно совершенствуются.

На рынке снаряжения для лодок и катеров якоря представлены как товар с одним из наибольших ассортиментов. Но многообразие условий, в которых они используются, не позволяет создать одного универсального якоря для всех случаев жизни.

Многие собственники лодок и катеров делают якорные устройства самостоятельно, адаптируя их к реальным условиям использования и к особенностям своих судов. Некоторые рекомендации в отношении самостоятельного изготовления якорей приведены в этой статье.

Определение веса якоря и характеристик якорного каната

Важнейшая характеристика якоря, определяющая надежность фиксации лодки или катера на месте стоянки – его держащая сила, величина которой зависит от массы якоря.

Наиболее известная формула определения веса якоря: W= (8/10)∛ D^2кгс где D – водоизмещение судна.

Диаметр якорного каната можно определить, используя следующую формулу: d=4.7 ∛ D^мм.

Наиболее прочные среди материалов, применяемых для производства канатов – синтетические. Нейлоновые и капроновые тросы имеют большую по сравнению с веревками из натуральных материалов прочность, более устойчивы к разложению, в меньшей степени подвержены воздействию температуры и влажности.

Одно из общих правил выбора троса: разрывное усилие троса должно превышать вес якоря в семьдесят раз.
Некоторые сведения о характеристиках, используемых на практике синтетических канатов для катеров внутреннего плавания, приведены в таблице.

Вид судна Масса якоря, кгс Характеристики каната (капрон)

Длина, м Толщина, м

Открытые катера до 5 м 12 25 8

Открытые катера до от 5 до 7 м 12 – 14 25 8

Открытые катера до от 7 до 8 м 14 – 18 30 10

Открытые катера до от 8 до 10 м 20 30 12

Скобками обозначены значения для морских судов.

Наряду с расчетом массы якоря с использованием формул и таблиц используются и упрощенные алгоритмы определения этого параметра. Для надежного закрепления судна вес его якоря должен составлять около 10% веса плавучего средства. Или еще один принцип расчета, показавший свою эффективность: масса якоря должна составлять 1% длины судна.

Какое количество якорей необходимо на судне

Для крупных судов требованиями судоходства предусматривается наличие трех якорей: основного, станового с весом на 20-30% меньше основного и шлюпочного. Охотники и рыболовы, как правило, используют два якоря на судне, опуская их с кормы и носа и исключая вращение лодки.

Выбор якоря: разновидности и особенности

Якорь – устройство, используемое на воде и обеспечивающее безопасность людей, необходимо выбирать с особой тщательностью с учетом требований, предъявляемых к якорному устройству.

Назначение якоря – фиксировать положение судна при любой силе ветра, величине волн и стремительности течения. Самый тяжелый якорь, не означает – лучший. Квадратная гиря в 20 кг, не имея сцепления с донным грунтом, не удержит лодку на месте, а 8 – килограммовый якорь с этой задачей справится.

Влияют на выбор якоря и его удобство при эксплуатации и хранении. Выбор конструкции якоря зависит от условий судоходства и от характера донных поверхностей, с которыми контактирует якорь.

Наибольшее практическое применение получили следующие конструкции якорей:

Адмиралтейский якорь – устойчив на всех донных грунтах. Однако уступает якорям, которые погружаются в дно двумя лапами (якорь Холла). Недостатки: сложность подъема и неудобство при хранении из-за значительных размеров лап и штока. Кроме того, стандартная конструкция этого якоря предусматривает его неудобное закрепление с помощью разводной чеки. Вместо этой конструкции часто используют стопорную шайбу с пазом.

К штоку приваривают шип и в той его части, которая проходит через веретено, надевают шайбу. Шип и паз имеют размеры, позволяющие шипу свободно проходить через паз. Шток фиксируется при повороте шайбы и ее перемещении к веретену. Проворачиванию штока препятствует еще один шип, установленный на нем и заходящий паз отверстия веретена.

Якорь Матросова с повышенной силой удерживания используется для крупных яхт и катеров.

Получил широкое применение на небольших судах. Удобно складывается для хранения и может применяться для поиска затонувших предметов, тросов или цепей.

Наряду с серийно выпускаемыми якорями многие собственники судов используют для якорения подручные средства или изготавливают якорные устройства самостоятельно, применяя самодельные разработки.

Простейшие якоря из подручных средств – спортивная гантель весом 5-10 кг., пластиковая бутылка с песком внутри, наполненный гравием мешок, связанные веревкой кирпичи, свинцовые слитки в форме блинов и т.д.

Самодельный сварной якорь Курбатова – пример одной из удачных самодельных разработок якоря. Отличается конструкция якоря Курбатова от якорей Матросова и Данфорта количеством лап (у Курбатова она одна) и веретеном, имеющим раздвоение. Принцип работы: планка, соединенная с лапой, при движении якоря задевает дно и разворачивает лапу, направляя ее в грунт.

Якорь успешно работает в условиях большинства донных грунтов и имеет возможность увеличения веса. При использовании якоря в условиях каменистого дна на его конце может быть закреплен дополнительный груз – болванка из металла весом в несколько килограмм.

Изготавливается якорь этой конструкции из восьмимиллиметровой проволоки, двенадцатимиллиметрового прута и трёхмиллиметрового стального листа.

Якорь «Трайдент» – зарубежный аналог якоря Курбатова. Конструкция «Трайдента» незначительно отличается от устройства якоря Курбатова. Лапа этого якоря шире и имеет форму гребня с тремя зубцами, которая легко удерживает якорь на песчаном дне, илистых отложениях или камнях.

Планка, установленная по ширине лапы, при перемещении по дну разворачивает ее и заставляет заглубляться в дно. Вместе с этим гребень упирается в нижнюю часть обоймы якоря, ограничивая разворот лапы до угла не более 40 градусов.


Конструкции складной кошки

Среди опытных рыбаков получили распространение несколько вариантов якоря-кошки, упрощающее его хранение:

Вариант 1. Верхняя пара лап в этой конструкции подвижная. При использовании якоря пары лап зафиксированы и располагаются под углом в 90 градусов друг к другу. После вытравливания якоря на борт верхняя пара поднимается и поворачивается, располагаясь параллельно с нижней, уменьшая габариты якоря. Фиксация подвижной пары лап производится с помощью втулок и отверстий.

Вариант 2. Отличается от первого тем, что во время нахождения якоря на дне подвижную пару фиксирует на ее рабочем месте пружина. Эта же пружина прижимает свободную пару, но расположенную аналогично неподвижной, когда якорь сложен.

Вариант 3. В кошке этой конструкции все лапы соединены с основанием якоря шарнирами и в походном положении прижаты к веретену. Разворачивает лапы в рабочее положение, прижимая их к нижней части якоря, муфта, двигающаяся по веретену. Эта же муфта, находясь в верхнем положении, фиксирует лапы, прижатые к веретену.


Иногда в якорях-кошках перечисленных вариантов модернизируют лапы. Усовершенствование состоит в том, что лапы якоря, изготовленные из трех- или четырёхмиллиметровой проволоки или арматуры, при вытравливании с большим усилием изгибаются, освобождая якорь из грунта.

Как сохранить якорь


Избежать потери при вытравливании из воды прочно закрепившегося на донном грунте или зацепившегося за толстые корни якоря можно используя следующий способ: использование при эксплуатации якоря дополнительного троса-буйрепа.

Трос закрепляют в нижней части якоря, вместе пересечения лап и оснащают поплавком из плавучего материала-пенопласта или дерева. Поплавок указывает на месторасположения якоря.

При возникновении проблем с поднятием якоря, он поднимается со дна с помощью буйрепа.

Подводя итог

Успех выбора типа якоря для самостоятельного изготовления, а значит, в значительной степени и ваша безопасность на воде, зависит от внимательного изучения необходимых характеристик якоря и их тщательного их сопоставления с фактическими условиями его использования и реалиями конструкции вашего судна.

Чуть ранее мы уже рассказывали, как сделать якорь своими руками для лодки ПВХ без использования, каких либо инструментов кроме дрели. Тогда речь шла об изготовлении простейшего якоря-присоски из старого тормозного диска . В этот раз поговорим о более сложном агрегате – о якоре Денфорта.

О том, как в домашних условиях, своими руками сделать якорь Денфорта уже много раз рассказано, показано на видео и в чертежах. Зачем же еще говорить об этом? А вот зачем. Во всех статьях и видео обзорах для его создания необходима сварка. Наша задача – собрать якорь без использования сварочного аппарата, обойдясь лишь дрелью, болгаркой (или ножовкой по металлу), парой обычных головок для закручивания гаек и своими руками.

На сей раз будем руководствоваться простым чертежом якоря. Впрочем, чертеж – это громко сказано, обойдемся эскизом, нарисованным от руки, с указанием основных размеров, в данном случае этого более чем достаточно.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

Материалы:

  • труба алюминиевая 30х2х600 мм (можно стальную, да и сечение можно поменять, просто у нас под рукой оказалась именно такая);
  • лист стальной минимум 200х200 мм (лучше 3-4 мм);
  • болт 8х60 = 1шт;
  • гайка М8 = 3 шт (желательно самоконтрящихся);
  • шайба кузовная Д8 = 2 шт;
  • болт 5х35 = 2 шт;
  • гайка М5 = 2 шт;
  • рым гайка и соответствующий к ней болт = 1 шт (при ином креплении веревки можно обойтись и без него);
  • небольшое кольцо (желательно, но необязательно, в паре с нижним креплением используется для извлечения якоря при зацепах).



Инструмент для изготовления якоря своими руками:

  • дрель;
  • болгарка (можно обойтись и ножовкой по металлу, но потребуется больше сил и времени);
  • головка 13 мм = 2шт;
  • удлинитель L-125 = 2 шт (можно использовать и что либо другое, например, большую шлицевую отвертку, дальше поймете).

ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЯКОРЯ

Сначала изготовим лапы для нашего якоря. Для этого рекомендую начертить их сначала на куске картона вырезать трафарет, по нему, чуть позже, вырежем стальные. А пока, для «примерки», лучше попользуемся картоном. Формы лап — какая больше по душе.

Далее берем нашу трубу и разрезаем ее на две части – 200 и 400 мм. В той, что короче, делаем два пропила длиной и шириной в соответствии с нашим картонным макетом лапы. В центре вырезаем сегмент шириной 34 мм (т.е. чуть больше диаметра трубы) и глубиной ½ диаметра (можно чуть глубже). Сверлим 5-ть отверстий – 1 по центру под болт крепления рым гайки и 4 шт диаметром 5 мм для крепления лап якоря (в принципе, достаточно и 2-х, по одному с каждой стороны). Должны получить следующий результат.



После этого, вырезаем лапы из металла, вставляем их в прорези, сверлим в них отверстия в соответствии с отверстиями в трубке.

Берем вторую часть трубы (400 мм). На одном её конце делаем косые спилы, для того, что бы она могла вращаться в центральном пропиле короткой трубки, но с таким расчетом, чтобы осталось достаточно площади, для отверстия под болт М8, который будет выступать в роли оси вращения. На другом конце просто сверлим отверстия.



Теперь настал черед сборки всей конструкции. Прикручиваем рым гайку (к ней будет привязываться якорная веревка).

Делаем ось вращения — скручиваем вот таким образом болт, гайку и шайбу.

Вставляем трубу в трубу, устанавливаем ось и фиксируем её – накручиваем гайку, почти до конца, но не затягиваем, накидываем шайбу и теперь уже все стягиваем еще одной гайкой. Тут и понадобятся головки и удлинители (если удлинителей нет, можно использовать шлицевую отвертку соответствующей ширины). В итоге должна получиться вот такая штука.



Теперь осталось прикрутить лапы якоря, а торцы трубки забить деревянными заглушками, они исключат люфты лап и все.



При данном способе привязки, желательно, установить на конце ручки слабое кольцо (можно от связки ключей) и привязать веревку. Впрочем, есть разные способы крепления, обеспечивающие извлечение якоря при зацепе, выбирайте тот, который вам больше нравится.

Конечно, он получился у нас немного непрезентабельным и не слишком аккуратным, но о красоте не думали. Стояла задача – попытаться сделать для лодки ПВХ, якорь своими руками, конкретно складной якорь Денфорта, без использования сварочного аппарата, лишь с помощью доступного всем инструмента. Вроде получилось.

обновлено: Сентябрь 26, 2018 автором: Sergei