Кроме имени в сообщении об объекте человек может подробно перечислить его признаки: свойства, действия, поведение, состояние.

Свойства объектов отвечает на вопросы: «Чем может отличаться один объект от другого?», «Что может измениться у объекта при выполнении действия?». Например, собаки могут отличаться друг от друга окрасом, города – численностью населения, реки – длинной; при редактировании документа его размер может уменьшиться, при нагревании воды увеличивается её температура.

Каждое свойство определяется некоторой величиной и тем значением , которое она принимает. Примеры величин: цвет, материал, форма, длина. Примеры значений: красный, железный, прямоугольный, 2м.

В табл. 1.1 приведены объекты, их свойства, а также величины и значения величин, соответствующие этим свойствам.

Возможности объекта обозначаются именами действий, отвечающими на вопросы «Что он может делать?» (активное действие) или «Что с ним можно сделать?» (пассивное действие). Другими словами, именами действий обозначаются процессы, которые могут происходить с объектом. Например, далматин бегает, операционная система управляет работой компьютера, воздушный шар можно надуть, файл – переименовать, модифицировать, удалить и т.д.

Чтобы описать поведение объекта, нужно не просто назвать имена действий, а составить пошаговое описание каждого действия, свойственного этому объекту. Без этого информация об объекте будет неполной. Ведь действие с одним и тем же именем различные объекты могут совершать по-разному. Например, птицы, воздушные шары и вертолёты неодинаково летают, а действие «строить» человек по-разному выполняет с домами мостами и тоннелями.

Таблица 1.1

Говоря о состоянии объекта, человек называет или подразумевает определённое сочетание значений всех или некоторых свойств этого объекта. Например, под хорошей погодой человек может понимать определенную температуру воздуха (тепло), отсутствие сильного ветра (тихо) и осадков (солнечно). Когда с объектом выполняется действие, его состояние изменяется. Например, с воздушным шариком можно связать величины «объём» (в литрах), «высота» (в метрах над землёй) и «повреждённость» (наличие дырок). Когда воздушный шар надувают, изменяется его объём. Во время полёта шара будет увеличиваться высота, на которой он находится. А когда шарик лопнет и упадёт, изменятся значения сразу всех трёх величин.

Все объекты, с которыми работает компьютер (программы, документы, папки, диски и т. д.), изображаются на экране небольшими картинками – значками. Описание этих объектов легко получить с помощью контекстного меню (его открывают щелчком правой кнопки мыши на значке объекта). В контекстном меню приведены все действия, которые можно выполнить с объектом. Например, документ можно открыть, проверить на вирусы, переименовать, скопировать, отправить по почте, удалить. Последний пункт контекстного меню любого объекта называется Свойства. С его помощью можно не только узнать свойства объекта, но и изменить некоторые из них.

і Коротко о главном

В сообщении об объекте человек может описать его признаки – свойства, действия, поведение, состояние.

Свойства объектов отвечают на вопросы: «Чем может отличаться один объект от другого?», «Что может измениться у объекта при выполнении действия?». Каждое свойство определяется величиной и тем значением, которое она принимает. Значения величин выражаются числами или словами.

Возможности объекта обозначаются именами действий, отвечающими на вопросы «Что он может делать?» (активное действие) или «Что с ним можно сделать?» (пассивное действие).

Чтобы описать поведение объекта, нужно не просто назвать имена действий, а составить пошаговое описание каждого действия, свойственного этому объекту.

Говоря о состоянии объекта, человек называет или подразумевает определённое сочетание значений всех или некоторых свойств этого объекта.

Вопросы и задания

1. Все ли свойства объекта следует приводить в каждой конкретной ситуации? Приведите примеры.

2. Какие свойства можно привести при описании множества объектов? Можно ли для множества объектов привести значения величин? Приведите примеры.

3. Каким образом можно узнать свойства интересующих вас объектов?

4. Назовите свойства операционной системы Windows «Рабочий стол».

5. Для свойств каждого из перечисленных объектов укажите величину и значение.

6. Какие действия можно совершать с объектами «файл» и «папка»?

7. Одно из действий в контекстном меню объекта операционной системы Windows всегда выделено полужирным шрифтом. Какое это действие? Почему выбрано именно оно? Каким образом можно выполнить это действие без контекстного меню?

8. Как известно действие над основными объектами операционной системы Windows можно выполнить несколькими способами:

1) с помощью команд строки меню;

2) с помощью кнопок панелей инструментов, дублирующих команды меню;

3) с помощью команд контекстного меню;

4) с помощью технологии «Drag&Drop».

Как вы считаете, для чего нужно столько способов? Почему разработчика не отдали предпочтение какому-то одному из них?

9. Назовите для каждого из приведённых действий два предмета, с которыми указанное действие человек выполняет по-разному:

а) собрать;

б) заполнить;

в) открыть;

г) связать;

д) включить;

е) сложить;

ж) измерить;

з) поймать.

10. Приведите примеры возможных активных и пассивных действий для объектов «птица», «мяч», «велосипед».

11. Приведите примеры пошаговых описаний действий человека. Как их называют?

12. Ответьте на следующие вопросы.

а) Значением какой величины определяется переход чайника в состояние «кипит»?

Б) в каком состоянии находится вода, если её нельзя вылить из чайника?

в) В каком состоянии находится карандаш, если с его помощью нельзя ничего написать или нарисовать?

г) В каком состоянии находится долька яблока, если её можно согнуть, и она при этом не ломается?

Определение

С точки зрения восприятия человеком объектом может быть:

    осязаемый и (или) видимый предмет (мяч)

    нечто, воспринимаемое мышлением (алгоритм)

    нечто, на что направлена мысль или действие (время).

С точки зрения ОО подхода объект представляет собой конкретный опознаваемый предмет, единицу или сущность (реальную или абстрактную), имеющую четко определенное функциональное назначение в данной предметной области.

Объект моделирует часть окружающей действительности и таким образом существует во времени и пространстве. Объект может быть определен как нечто, имеющее четко очерченные границы. Существуют такие объекты, для которых определены явные концептуальные границы, но сами объекты представляют собой неосязаемые события или процессы. Например, химический процесс на заводе можно трактовать как объект, так как он имеет четкую концептуальную границу, взаимодействует с другими объектами посредством упорядоченного и распределенного во времени набора операций и проявляет хорошо определенное поведение.

Объект обладает состоянием, поведением и идентичностью; структура и поведение схожих объектов определяет общий для них класс; термины "экземпляр класса" и "объект" взаимозаменяемы.

Состояние

Состояние объекта характеризуется перечнем (обычно статическим) всех свойств данного объекта и текущими (обычно динамическими) значениями каждого из этих свойств.

Все свойства имеют некоторые значения. Эти значения могут быть простыми количественными характеристиками, а могут ссылаться на другой объект. Перечень свойств объекта является, как правило, статическим, поскольку эти свойства составляют неизменяемую основу объекта, но в ряде случаев состав свойств объекта может изменяться. Тот факт, что всякий объект имеет состояние, означает, что всякий объект занимает определенное пространство (физически или в памяти компьютера).

Поведение

Объекты не существуют изолированно, а подвергаются воздействию или сами воздействуют на другие объекты.

Поведение – это то, как объект действует и реагирует.

Поведение объекта определяется выполняемыми над ним операциями и его состоянием, причем некоторые операции имеют побочное действие: они изменяют состояние. Состояние объекта представляет суммарный результат его поведения.

Операцией называется определенное воздействие одного объекта на другой с целью вызвать соответствующую реакцию. Выделяют следующие виды операций:

    Модификатор – операция, которая изменяет состояние объекта;

    Селектор – операция, считывающая состояние объекта, но не меняющая состояния;

    Итератор – операция, позволяющая организовать доступ ко всем частям объекта в строго определенной последовательности;

    Конструктор – операция создания объекта и/или его инициализации;

    Деструктор – операция, освобождающая состояние объекта и/или разрушающая сам объект.

Объекты могут быть активными и пассивными. Активный объект в общем случае автономен, то есть он может проявлять свое поведение без воздействия со стороны других объектов. Пассивный объект, напротив, может изменять свое состояние только под воздействием других объектов.

Идентичность

Идентичность – это такое свойство объекта, которое отличает его от всех других объектов. Идентичность двух объектов означает что это один и тот же объект. Имеет смысл только при сравнении по ссылке. В ООП из идентичности следует невозможность послать сообщение только одному из двух идентичных объектов.

В большинстве языков программирования для различения объектов используют имя, тем самым путая адресуемость и идентичность. Объекты в функцию можно передавать по ссылке и по значению.

Время жизни объектов

Время жизни объекта - время с момента создания объекта (конструкция) до его уничтожения (деструкция).

При создании объекта вызывается конструктор, который инициализирует объект.

Уничтожение объектов может выполняться явно и неявно. В Smalltalk и Java при потере последней ссылки на объект его забирает сборщик мусора. В языках без сборки мусора, типа C++, объекты, созданные в стеке, уничтожаются неявно при выходе из блока, в котором они были определены, но объекты, созданные в "куче" оператором new, продолжают существовать и занимать место в памяти: их необходимо явно уничтожать оператором delete.

В некоторых системах объекты могут быть долгоживущими; под этим понимается, что их время жизни может выходить за время жизни породивших их программ.

Отношения между объектами

Отношения двух любых объектов основываются на предположениях, которыми один обладает относительно другого: об операциях, которые можно выполнять, и об ожидаемом поведении.

Связь – это физическое или концептуальное соединение между объектами. Другими словами, связь – это специфическое сопоставление, через которое клиент запрашивает услугу у объекта-сервера или через которое один объект находит путь к другому. Только вдоль связи один объект может послать сообщение другому. Связь между объектами и передача сообщений обычно односторонняя и инициализируется клиентом, но данные передаются в обоих направлениях.

Участвуя в связи, объект может выполнять одну из следующих трех функций:

    Воздействие. Объект может воздействовать на другие объекты, но сам никогда не подвергается воздействию других объектов; в определенном смысле это соответствует понятию активный объект.

    Исполнение. Объект может только подвергаться воздействию со стороны других объектов, но он никогда не выступает в роли воздействующего объекта.

    Посредничество. Такой объект может выступать как в активной, так и в пассивной роли; как правило, объект-посредник создается для выполнения операций в интересах какого-либо активного объекта или посредника.

В объектно-ориентированном программировании под агрегированием подразумевают методику создания нового класса из уже существующих классов путём включения, называемого также делегированием. Об агрегировании также часто говорят как об «отношении принадлежности» по принципу «у машины есть корпус, колёса и двигатель».

Объект, являющийся частью другого объекта (агрегата), имеет связь со своим агрегатом. Через эту связь агрегат может посылать ему сообщения.

Агрегация иногда предпочтительнее, поскольку позволяет скрыть части в целом. Иногда, наоборот, предпочтительнее связи, поскольку они слабее и менее ограничительны. Принимая решение, надо взвесить все.

2.Из каких частей состоит имя файла?
3.Кто или что дает имя файлу?
4.Кто или что присваивает файлу расширение?
5.Сколько символов может включать имя файла?
6.Сколько символов обычно отводится под расширение файла?
7.Что надо сделать с диском, что бы на нем можно было хранить файлы?
8.На какие области разбивается диск при форматировании?
9.В каком случае файловая система является одноуровневой?
10.Как записать путь к файлу?
11.К какому ПО относится операционная система?
12. Какие сведения должна иметь операционная система для организации доступа к файлам?

13.Где хранится выполняемая в данный момент программа и обрабатываемые данные?
14.Что называется каталогом?
15.Когда осуществляется начальная загрузка операционной системы?
16.Что такое операционная система?
17.Как обозначается имя логического диска?
18.Какой каталог называют корневым?
19.Как называется состояние операционной системы, при котором она перестает выдавать результаты и реагировать на запросы?
20.Что происходит с файлами ОС в процессе ее загрузки?
21.Пользователь, перемещаясь из одного каталога в другой, последовательно посетил каталоги LESSONS, CLASS, SCHOOL, D:\ , MYDOC, LETTERS. При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь?

1) D:\MYDOC\LETTERS

2) D:\SCHOOL\CLASS\LESSONS

3) D:\LESSONS\CLASS\SCHOOL

22. Определите, какое из указанных имен файлов не удовлетворяет маске: ?*di.t?*

4) melodi.theme

23.В некотором каталоге хранится файл Список_литературы.txt. В этом каталоге создали подкаталог с именем 10_CLASS и переместили в него файл Список_литературы.txt. После чего полное имя файла стало D:\SCHOOL\PHYSICS\10_CLASS\Список_литературы.txt.

Каково пол­ное имя каталога, в котором хранился файл до перемещения?
1) D:\SCHOOL\PHYSICS\10_CLASS

2) D:\SCHOOL\PHYSICS

24. Какой из файлов соответствуют маске??P*.A??:

1) Что такое диапозон? как он обозначается?

2) Что такое принцип относительной адресации? в каких ситуациях он проявляется?

3) В ячейке D7 записана формула (С3+С5)/D6. Как она изменится при переносе этой формулы в ячейку:
а) D8; б) E7; в) C6; г) F10.

1)Что такое информация?

2)Какие действия мы можем производить с информацией?

3)Как и где мы можем хранить информацию?

4)Какие существуют носители информации?

5)Как мы можем передавать информацию?

6)Что такое код?

7)Что такое кодирование?

8)Закодируйте слово: Иванов Иван.

9)Как вы думаете как еще можно закодировать информацию?

10)Что такое аппаратное обеспечение?

11)Что такое программное обеспечение?

12)Что такое процессор, зачем он нужен?

13)Зачем нужны в компьютере вентиляторы?

14)Для чего нужен принтер, сканер, мышка, клавиатура и колонки?

природных объектов и систем) - качественная и количественная характеристика множества их функциональных и интегративных реальных и потенциальных возможностей, множества их признаков, параметров в пространстве и времени (см. например, стационарное состояние).

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОСТОЯНИЕ

совокупность основных параметров и характеристик какого-либо объекта, явления или процесса в определенный момент (или интервал) времени. Бытие этого объекта, явления или процесса выступает как развертывание, последовательная смена его состояний. Понятие состояния имеет исключительно широкое применение. Так, говорят о газообразном состоянии вещества, о состоянии движения тела, о болезненном состоянии человека, о состоянии морали в обществе и т. п.

Особенно существенно понятие для характеристики динамических систем. Оно предстает как реализация в некоторый момент времени параметров (свойств), определяющих поведение и развитие системы. Законы динамики систем и есть законы взаимосвязи состояний во времени. Связь состояний принято характеризовать как выражение принципа причинности: некоторое исходное состояние системы в сочетании с внешними воздействиями, которые испытывает система в рассматриваемый промежуток времени, есть причина его последующих состояний. Понятие состояния является центральным при изучении изменений, движения и развития объектов и систем. Решение конкретных исследовательских задач основывается, с одной стороны, на знании и применении соответствующих законов, а с другой, - на задании начальных условий. «Мир очень сложен, - отмечал Е. Вигнер, - и человеческий разум явно не в состоянии полностью постичь его. Именно поэтому человек придумал искусственный прием - в сложной природе мира винить то, что принято называть случайным, - и т. о. смог выделить область, которую можно описать с помощью простых закономерностей. Сложности получили название начальных условий, а то, что абстрагировано от случайного, - законов природы. Каким бы искусственным ни казалось подобное разбиение мира при самом беспристрастном подходе и даже вопреки тому, что возможность его осуществления имеет свои пределы, лежащая в основе такого разбиения абстракция принадлежит к числу наиболее плодотворных идей, выдвинутых человеческим разумом. Именно она позволила создать естественные науки» (Вигнер Е. Этюды о симметрии. М., 1971, с. 9). Задание начальных условий и есть по существу задание некоторого исходного состояния исследуемой системы, что необходимо для ее дальнейшего анализа.

При определении начального (исходного) состояния нужно учитывать законы взаимосвязей параметров систем, наличие которых приводит к тому, что для описания исходного состояния необходимо задать значения только независимых параметров. Следует, однако, учитывать, что между параметрами систем существуют и субординационные, иерархические зависимости. Для описания состояний особенно сложных, многоуровневых систем необходимо задать и структуру, структурные характеристики. Так, в статистических системах состояния определяются не путем задания характеристик отдельных элементов или индивидуальных состояний каждого элемента, а на языке вероятностных распределений - через характеристику вида, типа распределений. В сложных системах состояния определяются на основе более общих характеристик, относящихся к более высоким уровням организации систем. Тем самым представления о состояниях соотносятся с анализом глубинных свойств исследуемых систем.

Понятие состояния является одним из ключевых для характеристики нелинейных систем и взаимодействий. Свойства нелинейных систем зависят от их состояния. Их важнейшая особенность - нарушение в них принципа суперпозиции: результат одного из воздействий в присутствии другого оказывается не таким, каким он был бы, если бы это другое воздействие отсутствовало. Иначе говоря, аддитивность причин приводит к аддитивности следствий. В нелинейных же системах общий результат ряда воздействий на систему (ее итоговое состояние) определяется не простым суммированием наличных воздействий, но и их взаимовлиянием. Нелинейными являются практически все физические системы; еще более это характерно для химических, биологических и социальных систем, которым присущи качественные преобразования. Поведение систем с возрастанием их сложности все сильнее определяется их внутренней динамикой, которая порождает процессы самоорганизации. Состояния систем изменяются под влиянием не только внешних воздействий, но и по внутренним основаниям. Акцент на этих внутренних основаниях находит выражение в том, что первостепенное внимание начинает уделяться таким понятиям и представлениям как неустойчивость, неравновесность, необратимость, самоусиление процессов, бифуркации, многовариантность путей изменения и развития.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В школьной программе очень большое внимание уделяется изучению темы "Объект и его признаки" уже в 6-м классе. Дети постепенно учатся давать характеристики большинству окружающих их явлений, предметов и событий.

Этот навык важен еще и потому, что данное понятие является одним из базовых в современных информационных технологиях. Школьники должны научиться не только называть по именам, но и выделять основные, самые важные признаки объекта, информатика дает четкие, структурированные знания.

Определение

Всякий элемент окружающего нас мира (живые и неживые предметы, явления природы, любые процессы), который может восприниматься целостно, принято называть объектом.

Соответственно, объекты имеют имена, по которым их различают и запоминают. Так устроен мир, что каждая деталь в нем имеет название, иначе человеку трудно было бы ориентироваться в окружающей действительности.

Виды

Информатика разделяет объекты на три основные группы:

  1. Предметы (книга, пенал, дерево, автомобиль).
  2. Процессы (пение, ходьба, рисование).
  3. Явления (землетрясения, снегопад, рассвет).

Отдельно хотелось бы отметить объекты - элементы интерфейса операционной системы. Это файлы, папки, значки или ярлыки - все они исполнены графически и индивидуально. То есть у каждого есть свой значок (изображение). Их свойства принято изучать посредством контекстного меню, которое может быть вызвано правым кликом мыши по значку.

Имя

Какими бы ни были основные и самые важные признаки объекта, в начале всегда дается название. Любой объект наделен своим "именем". Обычно оно отвечает на вопросы "кто это" или "что это". Многообразие форм и возможностей языка иногда позволяет наделять объекты множеством имен. Например, дом - здание, сооружение, строение, постройка и т. д.

Далее. Имена существуют в обобщённой форме и в конкретной (личные или собственные). Например, объект "дерево" - это достаточно общее имя. Деревьев на планете огромное множество. А вот имя "лиственница" - конкретное, принадлежащее только одному виду.

Признаки

Обязательным для любого элемента окружающего мира является наличие у него собственных характеристик. Это основные и самые важные признаки объекта. Рассмотрим их подробнее.

  1. Свойства - это характерные особенности, существенно отличающие его от всех остальных. Главные параметры свойства - это некая имеющаяся величина и ее возможные значения или состояния. Пример, яблоко - круглое, красное, сладкое.
  2. Действия - важный признак, он показывает то, что может делать объект и какие имеются возможности для манипуляций с ним. Например, конфета, ее можно развернуть, съесть, подарить и т. д.
  3. Поведение - присущий многим объектам признак, характеризующийся дискретностью действий, алгоритмичному набору неких производимых им операций. В качестве образца возьмем полет. Летать могут многие птицы, но также летают и самолеты, и ракеты, и насекомые. Они это делают уникальным для себя образом, по собственному алгоритму.
  4. Состояние - набор определенных значений, которые в комплексе описывают объект в данный момент времени. То есть при другом симбиозе входных данных объект будет характеризоваться иначе. Пример: погода - ветреная (или солнечная, дождливая). Здесь будет постоянно "перебираться" сочетание условий: температура воздуха, влажность, наличие осадков, атмосферное давление и другие.

Заключение

Можно потренироваться и самостоятельно назвать основные, самые важные признаки объекта из окружающего мира. Это может быть что угодно - мост, река, океан, город, затмение или наводнение.

Подобная практика на уроках информатики в средней школе поможет усвоить материал и даст возможность ученикам научиться структурировать в уме любые явления. В дальнейшем обучении им придется столкнуться с программированием, где объект и его свойства будут являться базовыми понятиями при работе в определенных средах.