Как сделать так, чтобы мир, окружающий человека, стал для него интересным, важным, манящим?

Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок, школьник захотел потрогать этот мир, открыть его сокровища для себя?

Как сделать мир информации необходимым для современного школьника?

Как научить его отбирать и выбирать именно ту информацию, которая будет ему полезна?

В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в обществе. Наше время называют веком информации. Еще никогда в распоряжении людей не было столько разной информации одновременно.

Ежедневно на каждого из нас, взрослых, обрушивается поток информации, обработка которого отнимает у нас все больше времени, и поток этот постоянно возрастает. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Непросто нам, взрослым людям, еще более непросто детям.

Что из этой информации важно, а что нет, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество. И помочь ответить на эти вопросы может именно школа, именно ей под силу разъяснить ребенку непонятое, неизвестное в мире информации. Школа призвана научить ребенка пользоваться информацией так, чтобы она открывала ему мир.

Маленький человек появляется на свет. Он окружен заботой и вниманием, помощью и поддержкой. Он познает мир с помощью родных и близких, но ему все больше нравится делать это самому. Родителей удивляет, что ребенок все чаще отвергает их помощь и пытается постичь тайны предметов и явлений самостоятельно.

По мере взросления информационное поле ребенка расширяется, его познавательные устремления становятся более активными. Зачастую родителей это раздражает, они отмахиваются от его вопросов, твердят: подрастешь - узнаешь, рано тебе об этом знать, не твоего ума это дело.

Ребенок подрастает, приходит в школу и ждет, когда же он сможет познать то, что еще не знает. Малыши-первоклассники, затаив дыхание, ждут встреч со своим учителем, который вводит их в мир неизведанной и непонятной им информации, в мир знаний. В этот мир войти помогают и родители, и воспитатели сообща только в том случае, если педагог подходит к проблеме развития познавательной активности, детского интереса и любознательно-сти системно и ответственно.

Однако можно наблюдать довольно грустную картину: дети задают вопросы, ждут ответа, а взрослый, который призван по-мочь им найти ответ, отмахивается от них, злится, не считает это для себя важным делом. И постепенно интерес гаснет, дети уже не задают вопросы, только отвечают на них, при этом делают это без огонька, без задора, без радости.

➨ Проблема познавательной активности, способы, методы и приемы формирования познания ребенка, его развития и расширения - одна из самых главных проблем педагогики. Однако в последнее время эти вопросы рассматриваются однобоко, исключительно с точки зрения учебной активности школьника, урочной деятельности.

Случается и так : пятиклассники, которые учились активно в начальной школе, с большим удовольствием и интересом приносят на уроки энциклопедии, словари, пытаясь дать учителю исчерпы-вающий ответ на вопросы, поставленные в учебнике. И хорошо, если педагог не только поощряет инициативу детей, но и направляет ее в нужное русло, обучает поиску информации, предлагает варианты ее поиска. Такой совместный творческий процесс дает свои результаты. Ребята не только ищут информацию, но и учатся отличать главное от второстепенного.

Когда же педагог не поддерживает учащихся, их интерес будет потерян. Тогда в 7-8 классе, когда учитель попросит найти допол-нительный материал по изучаемой теме, ребята его не услышат.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся часто рассматриваются в педагогической литературе. Этой теме были посвящены многочисленные исследования П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.К. Марковой и других исследователей. В большей степени эти исследования посвящены формированию потребности и интереса к познанию в ходе учебной деятельности. Однако не менее важно заниматься активизацией познавательной деятельно-сти ребенка не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

✏ Интересная познавательная деятельность может не только способствовать накоплению знаний, но и развить интерес и желание постоянно узнавать новое, привычку постоянно пополнять запас своих знаний. Хорошо организуемый взрослыми процесс позна-ния способствует тому, что ребенок стремится приобретать знания не только с помощью взрослого, но и самостоятельно.

Иногда же сталкиваешься с тем, что методы и приемы, которые использует педагог в своей работе, надолго отбивают у ребенка охоту узнавать что-то новое вообще. А ведь ни для кого не секрет, что учебные задания познавательного характера, учитывающие возраст детей, их интересы, увлечения, взаимосвязанная с учебной интересная внеклассная работа способствуют тому, что учащиеся начинают проявлять познавательную активность в самых различных видах деятельности.

Активное формирование познания учащихся начинается в начальной школ е, продолжается на всех этапах взросления школьника.

В младшем школьном возрасте идет процесс впитывания и накопления знаний, период усвоения этих знаний по их преимущественному признаку: чем знания интересней, необычней, образней, тем больше у детей желания и интереса ими обладать.

На среднем этапе обучения формируется привычка добывать информацию, постоянно ею пользоваться, появляется стойкая потребность владения информацией. Именно на среднем этапе обучения необходимо создать для учащихся такие условия, чтобы максимально развить их информационное поле, способствовать формированию информационной культуры.

Информационная культура - это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно- познавательной и иных видов деятельности.

Ведущая роль в формировании информационной культуры личности, возложена на образовательные учреждения.

Только образовательные учреждения в ряду других социальных институтов, в соответствии с существующим законодательством в образовательной сфере, способны оказывать ежедневное влияние на каждого учащегося, обеспечивая систематическую работу по его информационной подготовке.

В общеобразовательной школе информационную подготовку учащихся призваны осуществлять все учителя в рамках преподаваемых учебных дисциплин.

На практике, как показывает проведенный анализ, навыки работы с информацией формируются преимущественно в ходе изучения трех учебных дисциплин: русского языка, литературы и информатики, а также в ходе выполнения самостоятельной, научно-исследовательской работы учащихся: подготовки рефератов, докладов, конкурсных работ и т. п.

Неоспоримыми преимуществами учителя в деле информационной подготовки учащихся является систематический характер воздействия на учащихся, обусловленный регулярностью учебных занятий, знание психолого-педагогических особенностей каждой из возрастных групп учащихся, профессиональное владение широким спектром современных форм и методов обучения, инновационных педагогических технологий.

Вместе с тем, высококвалифицированный учитель-предметник не всегда сам владеет предметной областью, связанной с форми-рованием информационной культуры личности и включающей не только широкий спектр профессиональных информационных знаний и умений, но и убеждений. Это и основанное на четкой системе аргументации убеждение в неотвратимости вступления человечества в информационное общество и общество знаний; и представление о многообразии накопленных человечеством информационных ресурсов; и владение алгоритмами информационного поиска.

Для всех членов общества сегодня возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности.

Признаком информационного общества является утверждение культа знаний.

✏ Особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов.

Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры индивида, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают этой проблеме общегосударственное значение. И в ее решении особое место, безусловно, должны занять общеобразовательные учреждения. Лишь фундаментальное образование позволяет человеку отделить зерна от плевел, воспользоваться информацией с толком и превратить ее в знание. Очевидно, что огромную роль приобретает вопрос: что именно мы познаем, что читаем, как выбираем объекты для познания, для чтения из необозримых ин-формационных и документальных массивов. То, что может узнать и прочитать за свою жизнь человек, - ничтожно мало, если бесси-стемно использовать всю ту информацию, что идет сама в руки, или читать все случайно попадающееся на глаза. Но и это малое может стать очень многим, если информация, которую получает школьник, интересна, полезна, затрагивает ум, сердце и душу.

Интересную мысль высказал академик Сергей Иванович Вавилов, говоря об информации: «.. .современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка».

· формирования мировоззрения учащихся, базирующегося на научном, критическом отношении к информации.

Но основополагающей задачей школы является создание информационного пространства, которое соответствовало бы потребностям и интересам учащихся. К сожалению, при организации воспитательной работы не всегда принимается во внимание очевидный факт, что наиболее значительные изменения сегодня происходят именно в информационной области и что, благодаря широкому распространению информационных средств, учащийся постоянно оказывается «под ударом» множества информационных потоков. Воздействие этих потоков, как правило, ни педагогами, ни семьёй не контролируется, практически не прогнозируется и не учитывается.

Считаю, что для создания положительной динамики в ее разрешении, повышения эффективности проводимой воспитательной работы большое внимание необходимо уделять формированию информационной культуры школьников, развитию ученического самоуправления. Ведущую роль в этой работе я возлагаю на информационную службу. Под информационной службой мы понимаем объединение учащихся, педагогов, родителей, деятельность которых направлена на информирование членов школьного коллектива по различным вопросам.

География как школьный предмет обладает большой информационной насыщенностью и

связан с информацией географического, этнокультурного, экологического и др. содержания, его задачей является обучение детей работать с различными источниками информации. В своей работе я применяю презентации, электронные учебники и энциклопедии, интерактивные карты, ресурсы интернет которые способствуют индивидуализации процесса обучения, становлению информационных знаний и умений и развитию информационной культуры школьников, расширяют каналы получения информации, возможности неоднократного доступа, одновременного использования нескольких каналов восприятия, что позволяет обучаемым получить опыт аудиального, визуального, аудиовизуального, и других способов получения информации. Возможности одновременного использования различных каналов восприятия информации усиливает внимание обучаемого на излагаемый материал, позволяет интенсифицировать процесс и качество обучения, повысить мобильность обучаемого при восприятии информации, представленной в разных формах. В целом использование электронных средств развивает культуру восприятия информации.

Для того чтобы обучить учащихся работать с источниками информации, способствовать формированию у школьников информационной культуры, важная задача учителя географии - использовать такие приёмы и методы организации деятельности обучающихся, чтобы работа с ней была наиболее эффективной. Использование мною приёмов и методов будет описано в главе 2.

Использование различных источников информации и соответствующих приёмов и методов требует от учителя учёта психологических особенностей обучающихся, так как эффективность формирования элементов информационной культуры для каждого возраста специфична. Об этом разговор пойдёт в следующем параграфе.

В работе с учащимися основной и старшей школы мною, как учителем-предметником, была организована «Информационная географическая служба» - творческое объединение учащихся. Цель данного объединения - повышение уровня информированности учащихся по волнующим их вопросам, а также по вопросам политической, экономической, культурной, международной жизни, экологии, работе органов ученического самоуправления, нравственного воспитания, формирования активной гражданской позиции, чувства патриотизма.

Информационное направление работы по предмету определяется использованием различных информационных средств и поэтому «Информационная географическая служба» имеет следующие сектора: информационный, издательский, аналитический. Участие школьников в работе данных секторов дифференцировано: в состав информационного сектора вошли учащиеся 6 – 8 классов под кураторством старшеклассников, издательский сектор – разновозрастный, а в работе аналитического сектора принимают участие ребята 9 – 11 классов. Работа секторов заключается в подборе материалов, написанию и редактировании объявлений, молний, их дизайн и иллюстрирование, подготовке, вёрстке и выпуску информационных листков по географии, подготовке материалов для предметного информационного стенда и др.

Информационный сектор служит той средой, которая является привлекательной для учащихся и способной оказывать влияние на формирование личности. Каждый номер информационного листка, материалы предметного информационного стенда - это не только набор информации, но и результат труда коллектива учащихся. Поэтому для их подготовки и выпуска необходимы сплочённая команда, соответствующие знания и умения.

Развитию и совершенствованию проводимого мною, как классным руководителем , воспитательного процесса способствует и создание сайта классного коллектива, на котором функционируют различные модули: новостная лента, которая содействует информированию учащихся класса и их родителей о событиях в нашем образовательном учреждении и классе; интерактивный дневник учащихся, информирующий родителей об успеваемости и посещаемости уроков детьми; форум, где можно задать вопрос друг другу по интересующей теме и получить быстрый ответ.

Таким образом, считаю, что деятельность, организованной мною информационной службы, являясь звеном информационного пространства школы, позволит повысить эффективность работы по формированию информационной культуры будущих полноправных членов современного информационного общества.

1.2.Психофизиологические особенности учащихся как основа дифференцированного

подхода к формированию информационной культуры личности

Формирование информационной культуры школьников предполагает соблюдение следующих условий:

· четкое определение целей, задач работы, построенной с учетом конкретных условий деятельности школы;

· определение минимума специальных знаний, умений, которыми должна обладать конкретная группа учащихся;

· изучение и выявление приемов и методов формирования информационной культуры, соответствующих данному возрасту, группе обучающихся и в наибольшей мере отвечающих конкретным условиям и возможностям данного социального института и каждого педагога.

Наиболее важным условием является учет психофизиологических особенностей конкретной возрастной группы учащихся, их возрастных и индивидуальных различий, то есть целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка, подростка, юношу должно опираться на учет возрастных индивидуальных психологических особенностей личности.

В психологии дана четкая характеристика возрастных и психологических особенностей , позволяющая рассматривать детский, подростковый, юношеский возраст как особый духовный мир и состояние личности. Психологический аспект изучения конкретного возраста неотделим от педагогического и особо значим для совершенствования процесса обучения.

По мнению классика психологии возрастные характеристики заключаются в стержневых, узловых изменениях, характерных для данного периода.

Современные психологи отмечают формирование в различные периоды детства у ребенка своей «внутренней позиции», своей системы личностных отношений к действительности и к самому себе, то есть некоей «модели мира». Каждый возрастной этап характеризуется специфической направленностью личности, сопровождается изменениями положения в школе, семье, изменением форм общения и воспитания, новыми формами и видами деятельности , особенностями созревания организма.

Для организации эффективного процесса формирования информационной культуры у детей, подростков, юношества педагогу необходимо иметь представление об общих тенденциях развития учащихся. Выявление психофизиологических характеристик учащихся различных возрастных групп (психические и психологические новообразования, память, мышление, внимание, воображение, деятельность, учебная деятельность, речь) и их сопоставительный анализ позволили сделать вывод о том, что каждому возрасту присущи свои специфические особенности, влияющие на приобретение учащимися знаний и умений как в целом в учебной деятельности, так и в сфере формирования информационной культуры в частности.

Ведущей деятельностью для всех возрастов школьников является учение. Психологи определяют кроме этого и ведущую деятельность каждого школьного возраста в соответствии с тем, какие стороны действительности осваиваются школьниками в ходе учения. Так, младший школьный возраст – это возраст вхождения в учебную деятельность, овладение ее структурными элементами.

В среднем школьном возрасте важное значение имеет освоение социальной действительности межчеловеческих отношений, осознание эталонов общественного сознания, сопоставление себя через мнения и оценки других людей. Но, если ведущей деятельностью младших школьников является собственно учебная деятельность, то в среднем школьном возрасте ведущей деятельностью является взаимодействие и общение школьников в ходе учения с другим человеком (взрослым, сверстником). Таким образом, именно тип учения (вид деятельности подростка и характер взаимодействия в ней с другими людьми) в этом возрасте определяет и подход к деятельности по овладению информационной культурой.

В старшем школьном возрасте учащиеся включаются в новый тип ведущей деятельности – учебно-профессиональной. Учебная деятельность становится средством реализации жизненных планов будущего, а основным внутренним мотивом для большинства учащихся является ориентация на результат. Для этой возрастной группы характерным является заметное повышение интереса к учению. Учение приобретает для них непосредственно жизненный смысл, в связи с осознанием знаний и умений как необходимого условия достойного участия в будущей жизни. Учебная деятельность старшеклассников включает элементы анализа, исследования, личностного самоопределения.

Используя огромные познавательные резервы каждого возраста, учитель может достичь значительных результатов в своей деятельности. Так, например, обобщенная характеристика «благоприятных» особенностей подросткового возраста, способствующих «вхождению» в информационную культуру, может быть представлена следующим образом:

· стремление подростка к самостоятельности;

· чувство «взрослости»;

· особая восприимчивость подростка к усвоению способов, норм поведения взрослого человека;

· потребность в самовыражении и самоутверждении;

· общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками;

· увеличение широты и разнообразия интересов, возрастание определенности и устойчивости интересов.

Вместе с тем, ряд особенностей подросткового возраста могут затруднять предпринимаемые усилия. «Тормозом» могут послужить следующие качества подростков:

· стремление к взрослости;

· ложная самостоятельность, выражающаяся в утверждениях типа «я все уже знаю», «все умею», «вся интересующая и полезная мне информация уже известна»;

· отсутствие понимания практической ценности использования информационной подготовки;

· избирательность интересов, их неустойчивость.

Представление учителя о данных личности подростка позволит направлять их в пользу успешного формирования основ информационной культуры. Знание психофизиологических особенностей конкретных возрастных групп учащихся позволяет грамотно выбрать наиболее эффективные приемы и методы формирования информационной культуры, также зависящие от возрастных особенностей учащихся.

2. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В

ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

2.1. Формирование информационной культуры учащихся в информационно - образовательной среде на основе учебно-методических комплексов по географии

В условиях обновления содержания необходим обновленный учебник. Школьный учебник, наряду с живым словом учителя и картой, остается основным источником знаний для школьников, важным средством развития личности. Роль учебника в развитии самостоятельной познавательной деятельности возрастает, функции его усложняются. Известно, что хороший учебник – это сценарий учебного процесса. Его предназначение заключается не только в передаче содержания предмета, но и в организации самостоятельной познавательной деятельности школьников, позволяя учителю конструировать индивидуальную образовательную траекторию обучающихся.

Работа с учебником является обязательным компонентом в процессе формирования информационной культуры учащихся. Например, при изучении подземных вод в 6 классе , я предлагаю учащимся: используя фото-фрагмент (приложение № 3) на слайде и текст параграфа учебника, подписать недостающие части рисунка и объяснить схему процесса образования родника.

Из множества учебных линий по географии, которые рекомендует учителю Министерство образования и науки сегодня, на мой взгляд, требованиям к условиям формирования информационной культуры в полной мере отвечает учебно – методический комплект издательства «Просвещение» линии «Сферы». Данный комплект позволяет создать информационно-образовательную среду при обучении географии. Под информационно-образовательной средой мы понимаем педагогическую систему, объединяющую в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально-развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков.

Информационно – образовательная среда (ИОС) «Сферы», формируется на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных средств коммуникации, педагогических технологий и направлена на формирование творческой, интеллектуально и социально развитой личности. Формирование ИОС отвечает мировым тенденциям в развитии образования:

· от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений;

· от акцента на освоение отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных ситуаций реальной жизни;

· от работы учителя как транслятора знаний к совместной работе учителя и учеников – сотрудничеству в ходе овладения знаниями;

от единоличного руководства учителя к активному участию учащихся в выборе содержания и методов обучения.

Остановимся на рассмотрении каждой из составляющих информационно - образовательной среды «Сферы».

Составляющие информационно-образовательной среды

Роль в формировании информационной культуры

Учебник -

является своего рода «навигатором», обеспечивающим выход на другие образовательные ресурсы с помощью которых учащийся «добирает» необходимую информацию, представленную в разных формах в других компонентах учебно-методического комплекта. Элементы разворота учебника (параграфа) представляют собой основу информационно-образовательной среды урока, состоящую из информационных модулей, которые могут включаться в работу на уроке как самостоятельные дидактические единицы, что позволяет применять разнообразные приемы организации учебной деятельности, и компактно представить большой объем учебной информации в учебнике. Работа в замкнутом (но не закрытом!) информационном поле разворота способствует формированию комплексного представления о теме изучаемого урока.

Тетрадь-тренажёр -

организатор самостоятельной деятельности ученика через разнообразные виды работы с информацией разного типа: решение тестовых заданий; работа с текстом; работа с картографическими материалами; работа со статистической информацией; работа с иллюстративным материалом, а также поиск необходимой для выполнения задания информации в других составляющих УМК.

Тетрадь-практикум -

позволяет учащимся, благодаря системе ссылок, в ходе работы обращаться к теоретическому текстовому или иллюстративному материалу учебника, электронного приложения, картам атласа обеспечивая, взаимодействие с другими компонентами информационно-образовательной среды УМК.

Тетрадь-экзаменатор -

используется для организации тематического и итогового контроля, позволяет закреплять навыки работы с различными видами информации представленной в заданиях, формировать навыки выполнения проверочных заданий и оформлять результаты своей работы в форме тестирования, применяемого на ЕГЭ, учитывая разный уровень подготовки учащихся и разный темп работы.

Учебный атлас -

не просто сборник географических карт, а вид информационно-образовательной среды, где картографические источники информации сопровождаются иллюстративным материалом и все информационные элементы взаимодополняются, что обеспечивает учащимся возможность комплексного восприятия и понимания основных географических закономерностей. Поэлементное изображение явлений расширяет возможности применения методов анализа и синтеза на основе сопоставления картографической информации.

Контурные карты -

позволяют развивать аналитические способности учащихся, представлять информацию графически и в знаковой системе, что обеспечивает формирование культуры составления легенды и оформления контурной карты.

Электронное приложение к учебнику -

позволяет расширить информационное поле путем вовлечения в учебный процесс широкого набора медиаресурсов, разного типа мультимедиаобъектов, что позволяет задействовать различные способы восприятия информации, способствует повышению эффективности формирования информационной культуры, развитию познавательной активности учащихся.

Сайт интернет-поддержки -

среда коммуникации, сотрудничества и взаимопомощи участников образовательного процесса; предназначен для использования учащимися, учителями, методистами, родителями в качестве информационного источника для самообразования и помощи своему ребенку.

Задача учителя, работающего с УМК «Сферы», все эти составляющие связать воедино. Покажем это на примере описанного ниже урока в 6 классе по теме «Движения воды в Океане». Урок начинается с проверки ранее изученного материала («Мировой Океан») путём географического диктанта с использованием интерактивной карты как источника географической информации и последующей взаимопроверкой работы. Формулировка темы и задач урока осуществляется учащимися на основе рубрики «Вы узнаете» учебника. Изучение нового материала ведётся с использованием:

Учебника: анализ текста и выявление ключевых моментов темы: причины образования волн, анализ схемы «Элементы волны» с последующей формулировкой понятий «высота волны», «длина волны», формирование понятий «океанические течения», «приливы и отливы», составление на основе текста логического опорного конспекта «Океанические течения», их влияние на климат побережий;

Электронного приложения к учебнику: формулировка понятия «волна», анализ схемы «Элементы волны» (видео-слайд №4 и рубрика «Геофокус»), виды волн (слайд-шоу), последствия цунами (слайд-шоу «До и после цунами»);

Карт атласа: анализ карт с целью выявление географии и закономерностей размещений тёплых и холодных течений на основе рубрики «Мои географические исследования» учебника; география приливных волн.

Закрепление изученного проводится на основе выполнения заданий разделов «Выполняем тест» - № 4,5; «Работаем с картой» №1,11 в тетради-тренажёре с последующей взаимопроверкой.

Использованные педагогом приёмы и методы, а также формы организации учебной деятельности при обучении географии должны быть тесно взаимосвязаны между собой не только в рамках использования педагогической технологии, а главным образом через создание информационно-образовательной среды на всех этапах обучения географии.

Познакомившись с УМК «Сферы» три года назад и начав с использования на уроках его составляющих компонентов таких, как тренажёр и экзаменатор, я поняла, что данный УМК предоставляет возможность обучающимся учиться самим и по-новому, думать, высказывать свою точку зрения, искать ответы в самых разных информационных источниках. Отличительная черта комплекта «Сферы» состоит в том, что он позволяет выстраивать самые разные образовательные стратегии конкретного урока и даже адаптировать их под нужды конкретных учеников.

2.2. Приёмы и методы работы с учащимися по формированию информационной

культуры на уроках географии

Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, формировать и развивать у ребят информационную культуры необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений - от отношений в классе и до включения в общественную жизнь.

Школьный курс географии, который я преподаю, теоретически и практически приближен к жизни и потребностям учащихся, что позволило мне на основе достаточно высокого познавательного интереса школьников к предмету сформировать систему работы по овладению навыками информационной культуры в учебной и внеучебной деятельности.
На первом этапе обучения формирую понятийный аппарат с использованием словарей, каталогов, указателей, справочников.
На втором этапе - базовые умения и навыки информационной культуры : поиск, изучение и анализ информации, применение информации и выбор формы ее представления, обмен деятельностью и информацией с использованием ИКТ.
На третьем этапе развиваю навыки целенаправленного применения элементов информационной культуры в учебной деятельности: построение информационно-поисковых систем , систематизация информации по заданным признакам, извлечение данных и представление их в табличной форме, составление плана информационного сообщения , выбор формы его изложения, видоизменение формы, знаковой системы, носителя информации, установление ассоциативных и практических связей между информационными сообщениями.
Формирование элементов информационной культуры на каждом этапе осуществляется через использование соответствующих приёмов и методов обучения.

На своих уроках отвожу максимально возможное время на самостоятельную работу учащихся - “учение через деятельность”, используя разнообразные приёмы и методы обучения и самостоятельной работы учащихся. Ниже остановлюсь на описании лишь некоторых из них.

1. Метод проектов активно развивает все компоненты информационной культуры (поиск информации, предметно-аналитическая деятельность, перекодировка информации, хранение информации). На протяжении нескольких лет я занимаюсь с учащимися проектной деятельностью . Проектный метод позволяет мне

· применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности,

· стимулировать ученика на рефлексивное восприятие материала,

· формировать умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении географии, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий.

На уроках учащиеся выполняют мини-проекты информационного и исследовательского характера (приложение № 4). Но всё же, проектные технологии лучше использовать во время внеучебной деятельности ребят. Необходимо помнить, что для реализации проекта требуется время гораздо большее, чем 40-45 минут урока. Старшеклассники нашей школы подготовили и успешно защитили немало интересных и оригинальных работ. Перечислю лишь темы некоторых из них: «Семейный очаг» - проектная работа , приуроченная к году семьи; «И мелькают города и страны» - для викторины в рамках предметной недели, «Религии мира», «Демографическая картина современного общества на примере демографического портрета родной школы» - проект был представлен на школьной ученической конференции и занял 1 место.

Опыт моей педагогической деятельности показывает, что в современных условиях воспитательные возможности географии значительно усиливаются, если в основу учебно-воспитательного процесса положить принцип личностно-ориентированного, деятельностного подхода. Наиболее адекватной технологией, позволяющей максимально полно использовать воспитательные возможности предмета, служит метод проектов в силу присущих ему интегративных свойств: он объединяет обучение в сотрудничестве и индивидуальную работу.

2.Медиаобразование . Работа с материалами периодической печати всегда планировалась в обучении географии, поскольку содержание курса изменяется и дополняется в связи с постоянно меняющимися политической, социально-экономической ситуациями в странах и регионах мира.

Положение дел с использованием материалов периодической печати усложняется по причине невозможности в настоящее время в каждом доме иметь все необходимые печатные издания, но передачи телевидения принимают все. Выход из сложившейся ситуации таков: ориентирую детей на целенаправленный просмотр передач («Новости», «Вести», «Мир денег», «Их нравы», «Непутёвые заметки» и т. д.), определённые периодические (центральные и местные) издания, с которыми возможно ознакомиться в библиотеках. Но и здесь существует опасность своего рода: фактов и сообщений великое множество, зачастую противоречивых, и моя задача - научить детей критически относиться к любой информации порядком грамотной работы с первоисточниками и подготовкой сообщений на их основе.

3. Самостоятельный поиск информации, используя средства массовой информации и библиотеку школы как информационный центр . Использование этого приёма позволяет не только разрешить противоречие, заключающееся в необходимости включения новых научных знаний в контекст базового образования и невозможностью расширения учебных программ из-за значительной перегрузки учащихся.

Данный методический прием может иметь несколько разновидностей, отличающихся друг от друга степенью самостоятельности учащихся в поиске выхода из ситуации, которую создал учитель и зависят от их возрастных особенностей. Например, средства массовой информации на уроке географии становятся не только средством передачи учебной информации, но и средством обучения правильному обращению с книгой, журналом, газетой. Ознакомление с правилами строится в форме диалога: прошу учащихся обосновать каждое из правил, приводя примеры из собственного опыта работы с газетами и журналами.

В курсе географии учащимся неоднократно приходится обращаться к различного рода изданиям, содержащим информацию, которой нет в школьном учебнике. Объясняя учащимся, что необходимые для качественной подготовки к уроку сведения они могут найти в сообщениях средств массовой информации, я не только даю им рекомендательный список газет, журналов, телепередач, сайтов, но и объясняю, как работать с этими средствами массовой информации.

4. Создание альтернативной ситуации. Суть этого приема заключается в следующем. Искусственно создаю ситуацию (на уроке, во время разнообразных внеклассных и внешкольных мероприятий), разрешить которую можно разными способами. Выбор способа остается за учеником, но при этом он должен обосновать свои действия. Наиболее часто этот методический прием использую при подготовке к проведению предметных недель. Традицией стало организовывать тематический географический вечер для учащихся начальной школы в рамках предметной недели. Для этого учащиеся старших классов должны:

а) подобрать необходимые источники информации по тематике вечера;

б) написать сценарий вечера;

в) подобрать красивые и эффектные фото и видео материалы, иллюстрирующие процессы и явления и доступные для понимания младшими школьниками;

г) подготовить оформление кабинета, в котором будет проводиться мероприятие;

д) распределить и выучить свои роли.

Каждый, принимающий участие в подготовке мероприятия, оказывается в ситуации выбора: какой путь избрать, чтобы принести как можно больше пользы для общего дела.

5. Обсуждение прочитанного в газетах и журналах. Как правило, этот методический прием использую на уроках с целью анализа сообщений, которые содержат научные неточности или ошибки. Этот прием формирует не только предметные знания, но и ценностные отношения к информации, способствует свободной ориентации школьников в информационной среде.

6. Подготовка собственной информации с использованием разных носителей. Ученик должен самостоятельно подготовить небольшое информационное сообщение, содержащее не только перечисление фактов, но и их оценку. Выбор носителя информации (от обычного бумажного до сайта в Интернете) не имеет принципиального значения, хотя современный ученик отдает предпочтение использованию сложных технических средств: фотокамеры, видеокамеры , компьютера. При использовании этого методического приема составляю задание для учащихся таким образом, чтобы в нем тесно переплетались задачи предметного обучения и задачи воспитания. Приведу один пример.

При изучении темы «Страны Зарубежной Европы» в 11 классе предлагаю учащимся разработать модель поведения человека в полиэтническом государстве современного мира, таком как Франция, рассматривая проблему многонациональности с двух позиций: коренного жителя страны и мигранта. Для этого учащимся необходимо сперва выяснить направления миграционных потоков во Францию и, лишь затем определить этнолингвистический состав населения страны, его культурные и религиозные особенности. Также немаловажную роль играет и рассмотрение конституционных норм и основных законов данного государства для реализации поставленной задачи.

7. Информационные технологии

- слайд – лекции , позволяют мне акцентировать внимание учащихся на значимых моментах информации, с использованием наглядных, эффектных образов в виде таблиц, карт, схем, диаграмм, видеослайдов и др. Изображение – лишь один из инструментов передачи и анализа информации.

- электронные таблицы Excel – применяю для визуализации статистической и картографической информации. На их основе учащиеся самостоятельно анализируют информацию, выполняют практические работы , строят картодиаграммы и картограммы.

- мультимедийные издания (справочники, энциклопедии и др.) - дополнительные источники информации, которые учат школьников не только усваивать знания на уроке, но и пользоваться различными источниками информации, ориентироваться в них.

- мультимедийные учебники – помогают не только иллюстрировано объяснять материал, но также проводить практические работы, проверять усвоения материала, способствуют развитию информационной культуры.

- интерактивные карты – я применяю с целью повторения, закрепления материала, а также как неотъемлемый компонент самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

8. Работа с текстом – важный метод работы учителя по развитию критического мышления учащихся. Данная работа многопланова. Она строится на протяжении всех лет обучения предмету. Применяю приёмы выделения в тексте главного, составление на основе текста опорных логических конспектов, схем, выявления причинно-следственных связей, составление систематизирующих таблиц, при этом учащиеся устанавливают взаимосвязи между элементами содержания. При работе с текстом считаю необходимым привлекать информацию из карт, журналов, газет, Интернета, которые помогают ребятам объяснить проблему, рассматриваемую на уроке.

Главная задача учителя сегодня - определить наиболее эффективные приёмы и методы для обучения и воспитания школьников. Его задача теперь - не просто «вещать», но также научить детей систематизировать ту информацию, которую они получают как в школе, так и вне ее. Это требует совершенно иных принципов организации учебно-воспитательных мероприятий, неизбежного отказа от авторитарности, демократизации отношений между всеми участниками педагогического процесса, пересмотра критериев и методов оценки деятельности учащихся. В своей педагогической деятельности использую такой приём работы с учащимися как «Я - рецензент», предлагаю ребятам выступить в роли рецензента и проанализировать ответ одноклассника, оценить его работу с обязательной аргументацией выставленной оценки.

Мудрость жителей пустынь гласит: "Можно привести верблюда на водопой , но нельзя заставить его напиться". Эта мудрость отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия и предпосылки для учения, но самопознание может совершиться только тогда, когда ученик захочет познавать.

2.3 Результативность формирования информационной культуры при обучении

географии

С целью подтверждения результативности используемых мной педагогических приёмов и методов, были использованы: анкетирование, наблюдение за результатами деятельности учащихся, изучение результатов учебных достижений школьников.

Первоначально мной была проведена диагностика уровня информационной культуры школьников. Анкетированием было охвачено 450 учащихся 6-11классов. Школьникам предлагалось ответить на вопросы по выявлению уровня их понимания информационной культуры, её роли в современном обществе. При повторном анкетировании выявлено большее количество детей, понимающих, что такое информационная культура, ребята указывают большее количество источников информации, вырос их уровень информационной культуры и осознание необходимости быть информационно культурным, грамотным человеком.

Таким образом, проведённое анкетирование подтверждает актуальность проблемы формирования информационной культуры школьников

Показателем результативности формирования информационной культуры школьников на уроках географии являются и результаты обучения по предмету:

    повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов

Моя работа основывалась на использовании приёмов и методов позволяющих формировать и развивать информационную культуру школьников.

· возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование (приложение № 2) и увеличение числа учащихся, участвующих в предметных олимпиадах и конкурсах, выбирающих географию для сдачи выпускного экзамена.

Вопрос: "Что вам дала новая организация учебы? "

Анкета «Что дала вам новая организация учебы» была направлена на выявление наиболее значимых для учащихся способов работы с информацией и познавательного интереса.

· Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых рефератов, докладов, сообщений) (приложение №5).

Результатом проводимой мною работы является и изменение подхода учащихся при работе с информацией. Наиболее показательным примером в этом является ученица 11 класса Шафиева Мадина, которая, имея слабую мотивацию к обучению и серьёзный языковой барьер, путём систематической дифференцированной и индивидуальной работы с учащейся, от неумения отбирать необходимые для работы информационные источники, выбирать и систематизировать информацию достаточно успешно научилась работать с информацией разного вида и, в итоге, создаёт свои информационные продукты.

Таким образом, продвижение учащихся в развитии, положительные результаты, стопроцентная успеваемость, повышение качества знаний, возросший познавательный интерес учеников к предмету убедили меня в правильности выбора и обоснованности применяемых приёмов и методов в работе по формированию информационной культуры учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях работа образовательного учреждения и конкретного учителя оценивается по конечному результату, а конечный результат – это качество образования. Поэтому в образовательном учреждении необходимо создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.

Школа сегодня играет важную роль в формировании информационной культуры школьников и ведущая роль в этом принадлежит информационно-образовательной среде. Информационная культура формируется не стихийно, а благодаря целенаправленной деятельности педагога, который отбирает необходимые, наиболее эффективные методы и приёмы работы с учащимися, организует не только урочную, но и внеклассную деятельность школьников по предмету. Сегодня педагог должен отойти от простого «наполнения» головы ученика разнообразной информацией и обучить умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.

Организация особой информационной среды на уроках географии позволяет учащимся стать информационно культурными (компетентными) и в будущем включиться в процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов, необходимых в любой области их деятельности.

Овладение информационной культурой - это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бахвалов учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр

«Педагогический поиск», 2000. – 144 с.

2. Белкин успеха, как ее создать: книга для учителя. М., 1991.

3. Гендина информационной культуры личности в библиотеках и

образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие – 2-е изд., перераб. - М., Школьная

библиотека, 2003г.

4. Ершов: от компьютерной грамотности учащихся к

информационной культуре общества // Коммунист, 1988 № 2, с. 82 – 92.

5. Захаров метода проектов в обучении географии /

//География и экология в школе XX века.-2007.-№4.-С.39-42.

6. Ильин технология новой образовательной парадигмы/

//Образовательная технология.-2008.-№3.-С.110-119.

7. Каракозов культура в контексте общей теории культуры

личности // Педагогическая информатика. -2000. -№ 2.

8. Коротеева образовательные технологии в информационном пространстве/

, //Образовательные технологии.-2008.-№2.-С.64-74.

9. Медведева информационной культуры (программа курса для вузов)

// Социс.- 1994, -№ 11.

10. Минкина В. Информационная культура и способность к рефлексии // Высшее

образование в России. -1995. -№ 4.

11. Мухина психология: Учебник для студентов вузов. – М.:

Издательский центр «Академия». – 432 с.

12. Пентин А. Компетентностный подход и современные учебники : как совместить

несовместимое?/ А. Пентин //Директор школы.-2007.-С.1.-С.62-68.

13. Петрова сотрудничество, или когда нравится учиться и учить.

М.: Сентябрь, -1999. – 128 с.

14. Рубинштейн обшей психологии. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1976. –

15. Савенков, исследовательского обучения//Директор школы.-2008.-

16. Урсул модель науки и образование XXI века. // Социально-политический журнал. М., 1996. №4. Особенности формирования информационной культуры учащихся в общеобразовательных учреждениях

17. , Кулагина справочник учителя. – М.: Просвещение, 199с.

18. , Щеглова в информационном мире // Педагогика. 2001. № 4.

19. Щукина познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.

20. Якиманская -ориентированное обучение в современной школе /Библиотека журнала «Директор школы». Выпуск 2.М.,сент., 1996.

21. http://*****/2004_2005/index. php? numb_artic=211367

22. http://*****/2004_2005/index. php? numb_artic=211870

23. http://www. *****/about. aspx? ob_no=228&d_no=4188

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Вопросы анкеты

1. Как вы понимаете термин «Информационная культура».

2. Какую роль в вашей жизни играет информация? Почему?

3. Какие источники информации Вы знаете?

4. Какой из источников является для Вас более важным?

5. Считаете ли Вы обязательным наличие компьютера в каждой семье? И для чего?

а) низкий

б) средний

в) высокий

Спасибо за участие!

Приложение 2.

Вопросы анкеты "Что вам даёт новая организация учебы? "

Темп работы на уроке регулируется:

Учителем

Самостоятельно

На уроке преобладает:

Монолог учителя

Диалог учащихся с учителем

Ваша деятельность во время урока:

Контролируется учителем

Приходится помогать и объяснять другим

4. Уровень вашей самостоятельности на уроке:

Больше приходится добывать знания самому, без помощи учителя

Объясняет материал учитель

5. Оценивание знаний на уроке:

Чаще приходится оценивать знания самому

Чаще приходится оценивать знания других

Оценивание - право учителя

6. Уровень вашей занятости на уроке

– Большую часть урока пишем под диктовку

Больше приходится работать во время занятий

Наш урок – пустая трата времени

Уровень снизился

Уровень не изменился

Уровень повысился

Спасибо за участие!

Приложение 3.

Приложение 4.

Групповой мини-проект учащихся 7 класса по теме «Внутренние воды Африки».

Задание: Используя текст учебника, карты атласа (определяют сами учащиеся), энциклопедическую информацию, статистические данные, информацию в газете «География» № 19/97, составить характеристику реки.

Ход работы: учащиеся, входящие в состав группы, определяют ответственных за каждый вид выполняемой работы по заданию для группы. Время выполнения работы 20 минут.

Итог работы: представление характеристики речной системы в виде презентации.

«Характеристика реки Конго» по типовому плану.

1.Географическое положение реки.

3.По какой местности протекает, каков характер течения?

4.Каков режим реки, источники её питания?

5.Как река используется человеком?

Приложение 5.

Исследовательский проект «Демографическая картина современного общества на примере демографического портрета родной школы» учащихся 10 класса представленный на школьную ученическую конференцию и занявший 1 место.

Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях «информационных технологий» (Гендина Н.Дидактические основы формирования информационной культуры/Н.Гендина//Школьная библиотека, 2002, №7 с.25).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ МОУ Проводниковская ООШ имени Героя РФ А.С.Маслова

Формирование информационной культуры обучающихся

Подготовила учитель начальных классов, педагог-психолог Митькова Т.В.

Свое выступление я хочу продолжить притчей Н.Пезешкиана

(по мотивам статьи Ш.Амонашвили «Дети, давайте учиться летать!»)

О мудрости воспитания.

Сидит старик у обочины дороги и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.

Жду тебя!- ответил старик. –Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

Верно!-удивился человек.

Так бери с собой мудрость:

Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.

Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Если отважился воспитать человек ребенка, верни его крылатым.

Как я это сделаю, если сам не умею летать?

А ты попробуй!-сказал старик и закрыл глаза.

Старик сидел на том же самом месте и смотрел в небо. Видит летит ребенок, а за ним его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

Я возвращаю ребенка крылатым! – сказал учитель и гордо посмотрел на питомца.

А старик посмотрел на крылья учителя и произнес:

А меня больше радуют твои крылья…

Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики. Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.

Существенным препятствием на пути применения современных технологий в учебном процессе является низкая компьютерная грамотность участников этого процесса.

Есть такое мудрое изречение у немецкого философа Ницше: «Чтобы научиться летать, надо сначала научиться ползать, ходить, бегать, прыгать». Педагоги, закончившие ВУЗы более 15 лет, практически не знакомы с компьютерами. Поэтому они либо вообще не используют новую технику в учебном процессе, либо используют эпизодически. Большая часть педагогов, прошедших компьютерные курсы. Применяют компьютер как средство для изготовления различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных материалов, а также для ведения всевозможной документации и отчетности. При этом наиболее востребованным программным продуктом является пакет прикладных программ фирмы Microsoft Office: Word, Excel, Power Point. Очень грустно было слушать выступления участников научной конференции в МГОСГИ г. Коломна, посвященной внедрению новых образовательных стандартов в образовательные учреждения, когда учитель начальных классов и по совместительству заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе МОУ Песковская СОШ с горечью говорила о том, что учителя пенсионного и препенсионного возраста отказываются набирать в новом учебном году первый класс в связи с внедрением новых информационных технологий и с какой тревогой она говорила о том, что придут молодые кадры, которые неизвестно как поведут себя. Но из каждой трудной ситуации можно найти выход. В каждой школе есть учитель информатики или разбирающийся в новой современной компьютерной технике (а показали ее достаточно много – это не только компьютер, но и нетбуки для детей, в которые не входит полностью вся та информация, которая предложена на дисках к предметам, это и микроскопы, работать с которыми также необходимо научиться, это и так называемый прибор офис – прибор, о котором рассказывал нам директор МОУ Проводниковской ООШ)

Но несмотря на все эти трудности, учащийся должен обладать определенным уровнем знаний, позволяющим ему свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию, т.е. владеть информационной культурой.

Поэтому целью работы каждого учителя становится воспитание личности, способной осваивать и употреблять новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем, т.е формирование информационной культуры ученика школы. Критерии оценки результативности работы:

1.Повышение качества знаний

2.Повышение мотивации обучения.

Одна из эффективных технологий ИКТ.

Ознакомление с информационными технологиями по новым стандартам, должно начинаться в начальной школе. По оценкам многих, именно в начальной школе овладение компьютерным обучением развивается гораздо более эффективно, чем где бы то ни было. Я расскажу о своих уроках с использованием ИКТ. Благодаря электронным приложениям к учебникам стараюсь систематически формировать информационную культуру у детей. На каждом этапе урока используется цифровой образовательный ресурс.

На этапе сообщения темы использую следующие приемы: поставьте слова в правильном порядке, прочитайте буквы в звездочках, собери слова, исключи повторяющиеся буквы, прочитай слово по схеме, с пропущенными буквами, собери слова.

При организации процесса усвоения нового материала мне помогают проблемные ситуации: «Найди ответ!», т.е правильно расставь способы решения прблем, раздели предметы на группы, нарисуй знаки, узнай по голосу. Проблемные вопросы: почему многие растения и животные становятся редкими и исчезают совсем? Сделай подписи к знакам правила поведения в природе (в программе Word). Демонстрируются фотографии и рисунки на слайдах.

На этапе закрепления изученного материала использую тесты, кроссворды, загадки, игры. Осуществляю на уроках дифференцированное обучение. Предлагаю детям разноуровневые задания, учитываю психофизиологические особенности детей.

В работе использую электронные учебные материалы на уроках обучения грамоте, русского языка, математики, окружающего мира.

На уроках грамоты использовала компьютерную игру «Филин учиться читать». Она помогает первоклассникам легко запоминать буквы, выделять слияния в словах, учит читать, искать закономерности, развивать критическое мышление и пространственные отношения. Использование компьютерных игр на урок усиливает мотивацию обучения и даже «слабые» учащиеся боле активно и заинтересовано выполняют задания.

На уроках русского языка и математики использую обучающий программно-методический комплекс «Семейный наставник». Он предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях.

По окружающему миру созданы презентации по темам: «Лес», «Водоемы», «Поле», «Луг», «Звезды», «Сад», «Москва» и др. с презентациями работаем на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и систематизации знаний.

Мультимедийные презентации содержат карты, схемы, таблицы, тесты, кроссворды, иллюстративно-текстовый материал, имеют аудиосопровождение, видеоматериалы. Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс мультимедийных презентаций открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Создание и использование презентаций – весьма интересное и творческое дело. Интерес к презентациям и эффективность восприятия намного превосходят любые традиционные наглядные пособия.

Работая со справочными пособиями «Большая детская энциклопедия» и «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», учащиеся расширяют и обогащают свои знания по всем предметам, изучаемым в начальной школе. Электронные пособия, содержащие статьи представляют собой материал доступный младшему школьнику, и рассчитаны на разный уровень готовности к обучению и на запросы ученика, интересующегося данной областью знаний. Таким образом, дополнительный материал может быть использован дифференцированно.

На уроках использую одну из форм организации учебного процесса – компьютерное тестирование. Оно позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовывать связанные с ответом алгоритмы.

Хочется сказать, что содержательные и целенаправленные уроки с применением компьютера вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность.

Но несмотря на все это, хочу вернуться к определению информационная культура.

Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях «информационных технологий» (Гендина Н.Дидактические основы формирования информационной культуры/Н.Гендина//Школьная библиотека, 2002, №7 с.25).

Это не только использование информационных технологий, но это и библиотечно-библиографическая культура. Работа с книгой, куда без нее. Как ребенок может сочинить сказку по картинке, а такие задания очень часто даются с внедрением новых стандартов, если он не поработает с книгой. Мы не всегда можем рассчитывать на ИКТ, сейчас мы готовимся к урокам вдвойне, с расчетом на то, что подведет техника.

Закончить свое выступление я хочу опять притчей:

«Один мудрец на белом листе нарисовал точку и спросил своих учеников, что они видят?

Точку – сказал один ученик.

Черную точку – сказал другой ученик.

Жирную точку, -сказал третий ученик.

Заплакал мудрец.

Почему ты плачешь? – спросили ученики.

Ни один из вас не увидел белого листа, на котором нарисована эта точка.»


Формирование общей культуры учащихся относится к одной из основных задач школьного образования. Уровень общей культуры человека, сформированный в школьные годы, намечает приоритеты в его общественной и частной жизни и оценивается по активности использования полученных знаний.

Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, невиданные темпы роста информационных технологий, коренные изменения, происходящие в последние годы в школьном образовании, - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры - информационной культуры личности.

«Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях информационных технологий».

В педагогической среде произошло осознание роли информационной культуры в преодолении системного кризиса образования. Главной задачей образования должно быть не механическое накопление знаний, а умение искать информацию, ориентироваться в многообразии информационных ресурсов, выбирать нужное, критически оценивать полученные результаты.

Возрастные особенности определяются сочетанием внутренних условий развития, т.е. определенным уровнем развития психических процессов, свойств личности (память, мышление, чувства, внимание, воля, мотивация) и внешних условий жизни, содержанием форм деятельности детей, их окружением.

Младшим школьникам свойственна внушаемость, стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и в первую очередь учителю, воспитателю. Поэтому учитель должен быть примером экологической культуры сам и ставить в пример ребят, которые любят природу, животных, у которых получается то, что предлагает сделать педагог.

В воспитательной работе необходимо учитывать конкретность детского мышления, что связано с ситуативностью в применении детьми правил поведения и требованиям учителя. Представления, а не понятия являются еще господствующей формой мышления. Конкретные представления, отражающие те или иные стороны предметов и явлений, служат основой для формирования обобщенных представлений, понятий. Нерасчлененные, очень общие понятия также обогащаются, дифференцируются, наполняясь конкретным содержанием. Особенности детей младшего возраста проявляются в неустойчивости их внимания, подвижности, эмоциональности. Неустойчивость внимания, связана со слабым развитием умения произвольно подчинять свои действия не внешним обстоятельствам, влияниям, воздействиям, а внутренним целям, задачам, которые ставит перед ребенком учитель и которые должны стать внутренними задачами ученика. У детей младшего школьного возраста внимание более устойчиво при выполнении внешних, а не умственных действий. Поэтому воспитатель должен чередовать умственную деятельность с рисованием, с изготовлением поделок, разгадыванием загадок, ребусов, кроссвордов. Подвижность, характерная для ребенка младшего школьного возраста, также обычно связана со слабым развитием волевых действий. Ребенок, испытывая естественную потребность в движении, в деятельности не умеет длительное время сохранять одну и ту же позу, заниматься одним и тем же делом. Ему еще трудно преодолеть свое желание подвигаться, сменить деятельность. Поэтому необходимо давать детям возможность организованно подвигаться, проводя подвижные игры, соревнования, физкультминутки.

Необходимо помнить о том, что хорошей эмоциональной разрядкой для ребенка является игра. “Игра - это жизненная лаборатория” (Т.С. Шацкий). В процессе игры дети овладевают многими умениями и навыками, здесь иногда получается то, что не получалось в учебной деятельности. Поэтому уроки и занятия в кружке стараюсь строить в форме интеллектуально - познавательных игр, конкурсов, с использованием музыки и танцев.

Любознательность, свойственная любому детскому возрасту, у младших дошкольников, получает развитие в связи с началом систематического обучения. Младшие школьники не удовлетворяются любым ответом на свой вопрос, ответ влечет за собой целую цепь новых вопросов. Значит, уроки и занятия в кружке я строю в форме “Вопрос - ответ”, в форме бесед, дискуссий, пресс-конференций.

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и формирование универсальных учебных действий, (УУД) обеспечивающих умение учиться. Таким образом, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника - умением читать, писать, считать), в содержании обучения представлен деятельностный компонент, который прописан в ФГОС и в полной мере реализуется в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Отличительной особенностью деятельностной парадигмы образования, заложенной в концепции системы Л.В. Занкова является не формирование определённой суммы ЗУН, а формирование ключевых компетентностей и УУД. К числу познавательных УУД относится умение работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (хрестоматиях, словарях, справочниках, периодических изданиях, Интернете). В тоже время, умение работать с информацией является базовой характеристикой информационной культуры. Следовательно, одной из приоритетных задач системы Л.В. Занкова является формирование информационной культуры.

Информационная культура в системе Л.В. Занкова формируется средствами каждого учебного предмета. Но среди учебных дисциплин приоритетное место для формирования информационной культуры принадлежит информатике. Однако, в БУП начальной школы согласно ФГОС не выделено отдельного часа на изучение информатики. Информатика включается, как модуль в предметную область “Математика - Информатика” или “Технология”. Но мы считаем, что включение модуля в данные предметы не сможет сформировать единую, целостную информационную картину мира. Это будут разрозненные знания. А у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление об информационном мире. Поэтому, реализуя на практике систему Л.В. Занкова, мы дополнили её УМК по информатике для учащихся 2-4 классов “Первые шаги в мир информатики”.

Содержание УМК соответствует требованиям ФГОС второго поколения, письму Министерства образования РФ от 17.12.2001 №957/13-13 "Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе", технологии и принципам развивающего обучения Л.В. Занкова, и направлен на формирование УУД, включающих умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания.

Формирования информационной культуры учащихся.

В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в обществе. Наше время называют веком информации.

Развитие современного общества характеризуется переходом к информационной цивилизации, в рамках которой приоритетное развитие получают вычислительная техника и информационные технологии, увеличивающие интеллектуальные возможности людей. Во всём мире произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. Необходимость специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе подчёркивается в основных документах Всемирного саммита по информационному обществу (Женева, 2003 г; Тунис,2005 г.).

Для эффективной деятельности учащемуся, которому предстоит жить в информационном обществе, необходимо не только овладеть определенными знаниями, способами и технологиями информационной деятельности, но и научиться рационально использовать информацию и информационные технологии для поддержания и развития своего интеллектуального и творческого потенциала.

Информатизация образования должна опережать информатизацию других сфер общественной жизни, так как в этой сфере закладываются социальные, психологические, общекультурные, а также профессиональные предпосылки информатизации всего общества. Осуществлять эффективную информационную деятельность в современном обществе способен человек, обладающий широким мировоззренческим кругозором, эрудицией, а прежде всего информационной культурой. Наиболее эффективное формирование информационной культуры человека в современном обществе возможно через систему образования.

Согласно Н.И. Гендиной, под информационной культурой понимается совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей.

Реализация идеи непрерывного образования направлена на преодоление основного противоречия современной системы образования – противоречия между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их.

Это противоречие заставляет образовательные учреждения, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания.

Однако для этого педагог не только должен сам владеть особыми информационным знаниями и умениями, но и быть профессионально готов транслировать их, формируя особый тип культуры – информационную культуру личности.

Таким образом, и для образовательных учреждений, организация информационного образования и повышение информационной культуры личности представляет задачу первостепенной важности, а сами учителя становятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность реального повышения уровня информационной культуры учащейся молодежи. Особое значение проблема повышения информационной культуры и внедрения новых информационных технологий, обеспечивающих доступ населения к сокровищам национальной и мировой культуры.

Эффективность процесса формирования информационной культуры учащихся обуславливается реализацией таких ведущих дидактических принципов, как научность, связь теории с практикой, систематичность, последовательность, наглядность, доступность, дифференцированный подход.

Информационная культура человека является частью общечеловеческой культуры, необходимым звеном образовательной деятельности как учителей, так и учащихся, качественной характеристикой их информационной деятельности в составе образовательной деятельности.

Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой. Информационная культура проявляется в интересе к информационной деятельности, в осознании ее важной роли в образовательных процессах, в осознанном выборе источников информации и владении алгоритмами их переработки, в комплексном использовании традиционных, электронных, сетевых и других информационных ресурсов, в осознании себя как носителя и распространителя информации, в активном информационном поведении. Краткий справочник

Школьного библиотекаря /О.Р.Старовойтова при участии Т.И.Поляковой, Ю.В. Лисовской; под общ.

ред. Г.И.Поздняковой.– СПб: Профессия,2001. – 352 с. (Серия «Библиотека»).

Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий.

Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

В структуру информационной культуры входят элементы следующих культур:

Коммуникативной (культуры общения);
- лексической (языковой, культуры письма);
- книжной;
- интеллектуальной (культуры научного исследования и умственного труда);
- информационно-технологической (культуры использования современных информационных технологий);
- информационно-правовой;
- мировоззренческой и нравственной.

В информационной культуре обучающихся можно выделить три основных компонента

когнитивный (знания и умения),
- эмоционально-ценностный (установки, оценки, отношения),
- действенно-практический (реальное и потенциальное использование знаний и умений).

Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.

Информационная культура проявляется

    в интересе к информационной деятельности,

    в осознании ее важной роли в образовательных процессах,

    в осознанном выборе источников информации и владении алгоритмами их переработки,

    в комплексном использовании традиционных, электронных, сетевых и других информационных ресурсов,

    в осознании себя как носителя и распространителя информации,

    в активном информационном поведении.

Эффективность процесса формирования информационной культуры учащихся обуславливается реализацией таких ведущих дидактических принципов, как

    научность,

    связь теории с практикой,

    систематичность,

    последовательность,

    наглядность,

    доступность,

    дифференцированный подход

Основная цель формирования основ информационной культуры - дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.
Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска

информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

2. Овладение методами формализованного свертывания (аналитико-синтетической переработки) информации.

3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров).

Выделим пять основных направлений, в результате которых реализуется процесс формирования информационной культуры:

    Информационные ресурсы общества и информационная

    Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

    Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности учащихся

    Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной
    деятельности.

    Информационная культура и новые информационные технологии

Информационные ресурсы общества и информационная культура .

Цель данного направления - сформировать у старшеклассников представление о месте и роли информации в жизни человека, информационных ресурсах общества, их составе и способах преобразования.

В результате учащиеся должны ориентироваться в типах и видах документов, необходимых для успешной учебы, познакомиться с основными методами свертывания информации: библиографическим описанием, выделением ключевых слов, аннотированием и реферированием.

Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения .

Цель – отработка алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебы.

Ожидаемый результат - знание основных типов информационных запросов и технологий их выполнения; знание структуры и назначения системы каталогов и картотек библиотеки, формирование представления о библиотеке как информационно-поисковой системе. Учащиеся должны уметь вести поиск информации по адресным, тематическим и фактографическим запросам, владеть навыками информационного самообслуживания в библиотеке.

Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности учащихся .

Цель - обучение рациональным приемам интеллектуальной работы с текстами учебных документов и формализованным методам свертывания информации.

В результате учащиеся должны получить знания о логико-психологических основах чтения, принципах построения и структуре текстов, рациональных приемах работы с текстом; практические умения и навыки - умение составлять простой и сложный план, делать выписки, конспекты, правильно оформлять цитаты и список использованной литературы, подготовить формализованным способом аннотацию, реферат, безошибочно составить библиографическое описание документа.

Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной деятельности .

Цель - овладение технологией подготовки документов, обусловленных задачами учебной деятельности школьников.

Итогом изучения данного раздела является приобретение учащимися знаний об основных этапах и технологии подготовки доклада, реферата, обзора литературы, правилах их оформления. На примере подготовки докладов, рефератов, обзоров учащиеся должны практически показать использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения курса "Основы информационной культуры".

Информационная культура и новые информационные технологии.

Цель - показ возможностей компьютерных средств при поиске, обработке, хранении и использовании информации.

В результате его изучения учащиеся должны получить представление о

потенциале современных информационных технологий и производстве новых видов

информационных продуктов и услуг.

Провели диагностику уровня информационной культуры, используя метод анкетирования.

Итоги анкетирования показали:

1. 17,07% учащихся дали более полное определение термина «Информационная культура».

2. 85% опрошенных считают, что информация играет в их жизни большую роль.

3. 37% учащихся назвали наибольшее количество источников информации.

4. 76% опрошенных считают наиболее важным источником информации телевизор, 56% - компьютер.

5. 93% учащихся считают обязательным наличие компьютера дома, но лишь 36% использовали бы его для учебы.

6. 7% опрошенных считают, что уровень их информационной культуры низкий, 83% - средний и 10% - высокий.

Исходя из полученных результатов можно сделать следующие выводы: обучающиеся не совсем точно понимают смысл понятия «Информационная культура»; уровень опрашиваемых – средний показала большая часть респондентов. Одна из причин этого - отсутствие системности в формировании информационной культуры на уроках и недостаточная работа по выявленной проблеме во внеурочной деятельности.

Обучающиеся не совсем точно понимают смысл понятия «Информационная культура»;

Уровень опрашиваемых – средний показала большая часть респондентов.

Вывод - необходимо уделят внимание формирование информационной культуры на уроках и во внеурочной деятельности.

Таким образом, проведённое исследование только подтверждает существование и актуальность проблемы формирования информационной культуры современных обучающихся.

Для того чтобы обучить учащихся работать с источниками информации, способствовать формированию у школьников информационной культуры, важная задача учителя - использовать такие приёмы и методы организации деятельности обучающихся, чтобы работа с ней была наиболее эффективной.

Сегодня мультимедиа-технологии - это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Мультимедиа выступит эффективным средством формирования информационной культуры.

«Мультимедиа - комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды.

Например, в одном объекте-контейнере (англ. - container) может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.

Мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования. Интерактивные технологии на основе мультимедиа позволят решить проблему "провинциализма” школы как на базе Интернет-коммуникаций, так и за счет интерактивных СD – курсов и использования спутникового Интернета в школах.

Можно использовать следующие основные методические особенности организации обучения:

1) уроки с применением мультимедийных презентаций с использованием мультимедиа проекторов, резидентных справочников, автоматизированных обучающих систем, видеозаписей работы различных программ и т.д.;

2) на практических занятиях за каждым обучаемым должен быть закреплён отдельный компьютер, на котором целесообразно создать его личную папку, названную шифром класса и фамилией обучаемого;

3) должен использоваться индивидуальный подход, включающий широкое использование индивидуализированных обучающих программ, банка многоуровневых заданий (на практические занятия и лабораторные работы);

4) целесообразно проводить значительную часть занятий в форме деловых игр; в качестве заданий должны выдаваться реальные жизненные многовариантные и непоставленные задачи, особенно те, с которыми выпускники будут встречаться в профессиональной деятельности;

7) должен широко использоваться метод проектов, в рамках которого необходимо соблюдать принципы последовательности и преемственности; это значит, что одно глобальное задание должно последовательно выполняться во всех практических (лабораторных) и расчётно-графических работах, дополняться и расширяться, воплощаясь в стройную завершённую систему;

8) должна быть предусмотрена возможность параллельного и концентрического изучения основных разделов программы; это позволяет обучающимся по мере усвоения курса получать все более глубокие знания по каждому из разделов, не теряя при этом целостности изложения всего материала;

9) необходимо опираться на следующие взаимосвязанные принципы: мотивации познания; разностороннего восприятия; "пронизывающего" системно-информационного анализа;

10) следует шире использовать проблемный метод обучения, предусматривать разработку обучающимися реальных программ (документов, таблиц, баз данных), которые могут быть использованы в процессе обучения.

Применение мультимедиа технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением :

    допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;

    допускает возможность постоянного обновления;

    имеет небольшие затраты на публикацию и размножение; допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;


    допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;
    допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;

    устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах;

Программное обеспечение, использующееся в ИТО, можно разбить на несколько категорий:

    обучающие, контролирующие и тренировочные системы,

    системы для поиска информации,

    моделирующие программы,

    микромиры,

    инструментальные средства познавательного характера,

    инструментальные средства универсального характера,

инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.

С позиции рассмотрения использования технологий мультимедиа в учебно-воспитательном процессе для нас наибольший интерес представляют обучающие и тренировочные системы.

Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшать ее понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.

Мультимедиа выступит эффективным средством формирования информационной культуры обучающегося, если:

реализовано комплексное использование информативного потенциала мультимедиа как образовательной среды;

среда мультимедиа представлена в виде программно-методического комплекса, сочетающего в себе дидактические, справочные и контролирующие функции;

мультимедиа используется в образовательном процессе как технических, так и гуманитарных дисциплин в виде программно-методического комплекса;

мультимедиа используется в качестве средства, ориентированного на формирование информационной культуры и развитие личности обучающегося, отвечая потребностям и специфике содержания дисциплины.

Можно выделить следующие пути и способы мотивации, которые рекомендуется учитывать при формировании информационной культуры учащихся на основе компьютерных технологий:

– повышение актуальности и новизны содержания; электронные учебники позволяют постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал;

– применение наглядности, занимательности, эмоциональности; использование графики, видео, мультипликации и звуков позволяет обучающемуся получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, стимулирующее интерес к проблематике;

– использование сравнений и аналогий, ассоциаций, понятных и близких учащемуся;

– использование произведений искусства и литературы; динамическое включение в осваиваемый материал картин и фотографий позволяет сделать фактический материал жизненным и интересным;

– применение активных, деятельностных методов и форм обучения: деловых игр, проблемного метода, обучения через открытия (подкрепляемых компьютерными банками информации, развитой поисковой системой и т. д.);

– структурирование учебного материала, разделение его на логически целостные, небольшие по размеру блоки; выделение главных идей и подчиненных мыслей; гипертекстовое представление материала в электронном формате способствует решению данной задачи;

– использование учебных заданий с элементами новизны и непредсказуемости; обновление материала электронных заданий можно производить достаточно часто.

Высокая эффективность использования компьютерных технологий в формировании информационной культуры учащихся обусловлена рядом объективно существующих факторов. К ним, в том числе, относятся:

– возможность индивидуальной самостоятельной работы обучаемых с представляемыми материалами и регуляция режима просмотра;

– нетрадиционное предъявление материала;

– наглядность;

– структурирование материала.

Мультимедийные технологии позволяют значительно расширить границы предъявления информации, создавать разнообразные информационные продукты.

Современные информационные педагогические технологии в обучении информационной культуре предпочтительнее традиционных методик в силу следующих факторов:

1. Взаимодействие участников (обучающих и обучаемых) в процессе обучения стимулирует установление производственных и личностных контактов.

2. Использование разнообразных методик позволяет не только обучать школьников, изучать уровень развития их информационной культуры, но и создавать в процессе игры проекты и модели для последующей практической реализации в библиотечном обслуживании.

3. В ходе коллективной мыслительной деятельности достигается более глубокое понимание проблем, стоящих перед личностью в освоении информации.

Но все эти достоинства проявляются при условии соблюдения определенных требований к организации работы.

Среди этих требований следует назвать:

– определение оптимального количества участников и/или команд;

– установление продолжительности работы;

– организация комфортного информационного пространства;

– подготовка или отбор лекционного материала, заданий;

– проведение итогового этапа работы (анализ полученных материалов, определение путей их использования в дальнейшей работе, прогнозирование дальнейших занятий).