«Мелодия - душа музыки»

  1. Мелодия - важнейшее средство музыкальной выразительности.
  2. Мелодия как синоним прекрасного.
  3. Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф. Шуберта.

Музыкальный материал:

  1. Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба. «Серенада» (слушание);
  2. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Прекрасное далеко» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Воспринимать характерные черты творчества отдельных композиторов (Ф. Шуберта).
  3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Ф. Шуберта).

Мелодия всегда будет самым чистым
выражением человеческой мысли…

Ш. Гуно

Если ритм присутствует везде - и в природе, и в искусствах, то мелодия всецело принадлежит музыке. Именно с мелодии и начинается музыка как особое искусство.

В переводе с греческого это слово означает «пение» «песня», «напев» ... Самая первая в мире мелодия была, наверное, колыбельная. С той поры люди сочинили столько мелодий, что если каждый день с утра до ночи их слушать, то жизни не хватит, чтобы познакомиться хотя бы с половиной из них.
Давайте и мы попробуем сочинить мело­дию. Заманчиво сверкают клави­ши рояля: пожалуйста, мы к твоим услугам, говорят они. Кажется, легче всего сочинить какую-нибудь песенную мелодию.
Вспомните какие-нибудь стишки, ну, скажем, такие:
Чижик, пыжик, где ты был?
На Фонтанке воду пил...
А теперь, читая про себя эти незамысловатые строчки, рит­мично ударяйте по клавишам. По каким? Да по каким придётся... Ну, что? Не получается мело­дия? Ничего удивительного. Далеко не каждый набор звуков ­ мелодия.
Оказывается, мелодия создаётся по определённым зако­нам, а устанавливает эти законы музыкальный слух человека. Зву­ки в мелодии должны ладить между собой, как бы вытекая друг из друга, продолжая друг друга.
Мелодии песен и танцев нам всегда понятны. Но вот иногда, слушая серьёзную музыку, мы встречаемся с мелодиями, кото­рые кажутся нам... немелодич­ными. А знатоки и любители музыки слушают их с удовольстви­ем. В чём тут дело?
Композитор С. С. Прокофьев говорил: ...Когда Бетховен сочинял свои мелодии, они были так новы, что многие современники говорили: «Этот глухой старик не слышит, что он сочиняет». Между тем Бетховен правильно угадал буду­щее, и его мелодии доставляют нам наслаждение через 100 лет после его смерти. То же самое бы­ло с Вагнером, Листом и многими другими замечательными композиторами».
Но неужели, нам, чтобы понять новую музыку и привыкнуть к ней, придётся ждать сто лет? Нет, конечно. Если вы будете почаще встречаться с самой разной музыкой, ваш слух станет гибким, послуш­ным и научится понимать самые разные музыкальные языки.

Первая услышанная, первая пропетая мелодия становится одновременно и первой музыкой в жизни человека. В ней есть то, что позволяет нам провести границу между звучаниями природы и той музыкой, в которой выражена человеческая душа. Не случайно П. Чайковский, этот великий создатель мелодий, говорил: «Мелодия - душа музыки», ибо где, как не в ней - то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной - слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья...

Человек нередко сравнивал с мелодией то, что казалось ему наиболее прекрасным в окружающем мире, - пение лесной птицы, журчание ручья, а порой и вообще далёкие от звучаний образы: плавно изогнутую линию реки или силуэт далёких гор.

У Пушкина в «Каменном госте» есть такое сравнение: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; но и любовь мелодия». Великий поэт видит в мелодии вдохновляющую силу, ту силу, которая есть высший предел человеческих чувств.

Если музыкальный ритм всё вокруг приводит в движение, рождая танец и присущие ему жесты, то мелодия воздействует совсем иначе. Она не требует никаких внешних физических проявлений - ни движений, ни постукиваний в такт. Её восприятие происходит в глубинном, скрытом плане. Иногда, слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза - ведь переживание музыки относится к самым сокровенным человеческим чувствам.

Чем же объясняется воздействие мелодии?

Может быть, тем, что вначале, задолго до создания музыкальных инструментов, она принадлежала голосу – человеческому голосу, пением выражавшему то, что бессильны были выразить слова?

Послушайте чудесную мелодию «Серенады» Ф. Шуберта - одну из самых проникновенных лирических (лирический – нежный, задушевный) мелодий, созданных для голоса. Как и любая другая серенада, она поётся ночью в честь возлюбленной.

Жанр серенады появился как вокальное или инструментальное произведение, исполнявшееся обычно вечером или ночью в знак уважения или любви к какому-либо лицу. Часто это была песня с гитарным аккомпанементом под окном любимой.
После смерти Шуберта его последние четырнадцать песен, написанные летом 1828 года, были выпущены в свет в сборнике «Лебединая песня». Туда вошли такие шедевры художественной песни, как «Город», «Двойник» и знаменитая «Серенада», помещённая в сборнике четвёртой.
Выдающуюся популярность эта лирическая песня на слова немецкого поэта Людвига Рельштаба приобрела, прежде всего благодаря певучей мелодии широкого дыхания. Большинство её фраз завершаются мечтательными взлётами. Они звучат, как нежные призывы к возлюбленной прийти на тайное ночное свидание. Звучанию гитары подражает и фортепианное сопровождение в «Вечерней серенаде» Шуберта. Оно много раз вторит в различных регистрах вокальной партии, как бы создавая атмосферу нежной мечтательности - то трепетной, то восторженной. Этому способствуют красочные сопоставления с минором одноименного мажора - приём, очень характерный для гармонического языка композитора.

Серенада (текст песни)

Русский текст Н. Огарёва, музыка Ф. Шуберта

Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной.
В рощу лёгкою стопою ты приди, друг мой.
При луне шумят уныло листья в поздний час,
Листья в поздний час.
И никто, о друг мой милый, не услышит нас,
Не услышит нас.
Слышишь, в роще зазвучали трели соловья,
Звуки их полны печали, молят за меня.
В них понятно всё томленье, вся тоска любви,
Вся тоска любви.
И наводят умиленье на душу они,
На душу они.
Дай же доступ их призванью, ты душе своей,
И на тайное свиданье ты приди скорей!
Ты приди скорей!

В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живёт сердце возлюбленного в этот ночной час: и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. Наверное, «Серенада» Шуберта - о счастливой любви: наступит день, влюблённые встретятся. И всё же её мелодия открывает нам очень многое - то, чего нет в словах и о чём вообще рассказать очень трудно.

Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней, - вот содержание произведения, в котором перечислено всё, кроме самого главного. Главное же заключено в мелодии, рассказывающей нам о том, как много печали даже в самой счастливой любви и как может быть печален человек даже в своей радости.

Серенада Ф. Шуберта существует и как вокальное, и как инструментальное произведение для фортепиано и даже для оркестра.

Слушание «Серенады» на выбор педагога:

  1. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь» (исп. И. Архипова на русском языке)
  2. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь» (симфонический оркестр)
  3. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь» (в исп. Дж. Ширли-Квёрка – баритон, Ян Партридж – фортепиано)
  4. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь». Музыкальная кавер-версия, сделанная композитором и аранжировщиком А. Волковым на музыку «Серенады» Франца Шуберта. Вокальные партии исполняют: Ирина Туманова - женский вокал, Андрей Дунаев - мужской вокал.

Музыкальная кавер-версия - авторская музыкальная композиция (часто известная) в исполнении другого музыканта или коллектива. Исполнение кавер-версии может содержать элементы оригинальной музыкальной композиции, на которую накладываются элементы новой музыкальной аранжировки.

В современной интерпретации эта песня, летящая в пространстве, обрела сегодня куда большую масштабность и мощь, динамику и энергию, стремящиеся к свету. Что-то потеряла, что-то нашла, но она, как и весь мир, находится в процессе развития - не всегда простого.

Мелодия - «одно из древнейших и универсальных проявлений творчества человека», не зря мы говорим: «найти свою мелодию, свою ноту». Чудес не бывает - чтобы развиваться, быть творческим человеком, нужно этому учиться: впитывать опыт других, впитывать красоту. Каждый жанр может подарить свои открытия, но в проверенной временем музыке великих композиторов: Баха, Моцарта, Вивальди, Бетховена, Вагнера, Чайковского, Рахманинова, Форе и других - так много состояний, образов, оттенков, что можно её открывать всю жизнь. Вопрос не в самой музыке, но в том, что мы можем услышать и понять в ней, а что может пройти мимо нас.

«Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и даёт нам возможность в течение нескольких минут постичь её величие», - писал Томас Карлейль.

Вопросы и задания:

  1. В чём заключаются главные отличия выразительности мелодии от выразительности ритма?
  2. Как вы понимаете слова П. Чайковского: «Мелодия - душа музыки»? Объясните на примере «Серенады» Ф. Шуберта.
  3. Какие музыкальные инструменты могли бы исполнить мелодию в «Серенаде» Ф. Шуберта?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шуберт. Серенада (4 варианта исполнения), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.


6 класс

Тема: Мелодия – душа музыки

Мелодия (греч. μελωδία , от μελος- напев, песня и ωδή- песня, пение) - основная мысль

музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство

музыкальной выразительности.

Иногда какой-либо мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы напеваем эту мелодию, «мурлычем» ее про себя, подчас даже не зная, что это за музыка, есть ли у нее слова, кто ее исполнил или сочинил. Просто она запомнилась нам и полюбилась.

Какая бы музыка ни звучала - песня, танец или марш, мы всегда выделяем в них

мелодию. Мелодия - это лицо любого музыкального сочинения, его суть, его душа.

Мелодия сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением.

Подобно речи, мелодия представляет собой способ общения людей - обращение к слушателю с целью воздействовать на него. Как в мелодии, так и в речи важны высота звука, ритм, громкость, темп, тембр.

Итак, мелодия - это нечто не только осмысленное и законченное, но и выразительное, производящее приятное впечатление и обязательно эмоционально воздействующее на людей.

Главное для мелодии – возможность спеть ее или сыграть на инструменте. Она должна быть напевна, в ней не должно быть широких скачков, она движется чаще всего плавно.

Примеры различных типов мелодии можно найти уже в древней музыке.

Древнегреческое пение, средневековое церковное пение были монодичны, т.е. в них был только один главный голос, поющий мелодию.

Монодическая музыка (включая примитивные культуры, восточные культуры, европейский фольклор и григорианское пение) построена на звучании одной мелодии, с ритмическим аккомпанементом или без него; при этом мелодия может исполняться любым количеством певцов или инструменталистов и может быть окружена т.н. «подголосками» (гетерофония).

В более поздние времена появилась полифония – многоголосие, в котором одновременно звучат несколько мелодий.

В полифонической музыке (расцвет которой приходится на XVII в.) налицо одновременное сочетание двух или большего числа мелодий, причем каждая из них обладает определенной самостоятельностью.

Наконец, в гомофонном стиле, потеснившем полифонию в XVIII в., основой является последовательность аккордов, а в качестве мелодии часто рассматривается верхний голос (например, в хоровых четырехголосных изложениях хоралов).

Итак, мы познакомились с 4 основными способами изложения мелодии:

Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница мелодий - народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют старинные крестьянские мелодии, привлекающие величавостью, глубиной чувства.

Большинство великих произведений композиторов-классиков опирается на народные мелодии – песни и танцы.

Так, в финале 4-й симфонии П.Чайковского звучат русская народная песня «Во поле берёза стояла» и могучий и радостный народный пляс.

Обе эти темы имеют яркие мелодии.

Вопрос: какие русские народные мелодии вы знаете?

Мелодия – самое богатое средство музыкальной выразительности. Одна и та же мелодия может выражать и печаль и радость, в зависимости от того, как и при каких обстоятельствах её исполнить.

Есть такая сказка, она так и называется: "Мелодия печали и радости".

В ней рассказывается о том, как один священник услышал прекрасную мелодию на одной свадьбе, и она показалась ему настолько глубокой и разнообразной, что он захотел, чтобы её сыграли на его собственных похоронах. Все удивились, но когда этот старик-священник умер, вспомнили его просьбу – и сыграли эту вроде бы светлую, радостную мелодию на его могиле, и услышали в ней печаль, которой не слышали прежде…

Вопрос: какие мелодии обычно воспринимаются как грустные, а какие – как радостные?

(минорные; мажорные)

Все мы любим слушать музыку: кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Но задумывались ли о том, какова она на самом деле, за пределами наушников и колонок? Как она влияет на человека и каким образом толкает его на те или иные поступки?

Но различные композиции не только способны выражать эмоции, они могут настраивать человека на определенный лад. Особенно это полезно для спортсменов. Одна женщина поделилась со мной тем, что постоянно слушает музыку во время тренировок. Занимаясь на беговой дорожке или велотренажере, под властью музыки она не замечает ничего: ни изнурения, ни боли в мышцах, ни жажды с голодом. Все это отходит на второй план, когда в наушниках играет ее любимая музыка. По словам женщины, быстрые и ритмичные композиции мотивируют ее на занятия спортом и повышают ее выносливость. Она может забыться, погрузиться в свои мысли и воспоминания, и, сама того не заметив, пробежать целый марафон на беговой дорожке, а после занятий чувствует приятную усталось и легкость.

Музыка живет внутри каждого из нас, только осознают это все в разном возрасте. Моя бабушка в свои 60 лет обнаружила талант к пению и теперь поет в хоре, принося радость себе и слушателям. Вот кто бы мог подумать, что такое может с ней случиться? Даже она сама не подозревала этого, пока в один прекрасный момент ее голос не похвалили. Как видите, музыка это состояние души. Для меня музыка — это часть моей жизни, часть меня. С самого детства я была окружена ею, а, повзрослев, мои отношения с ней упрочились — я стала играть на гитаре и петь. Это помогает мне снять стресс, усталость и напряжение. А мозоли на пальцах — результат упорных трудов и стараний. Да, мне больно. Но эта боль — ничто по сравнению с прекрасной мелодией, что льется из-под пальцев и растекается по струнам.

Загляните внутрь себя, прислушайтесь, и, может, вы тоже сможете найти тот вид музыки, который прочно поселится в вашем сердце. Ведь все люди разные, и музыка у каждого своя, словно тысячи кусочков. И у каждого он свой.

План-конспект урока

Тема урока: «Мелодия - душа музыки».

Цели:

помочь учащимся понять, каким целям служат звуки мелодии;

чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства.

Задачи:

    воспитывать эстетический вкус, образное мышление для развития творческих способностей учащихся;

    показать связь искусств (музыка, литература, ИЗО);

    развивать вокально-хоровые навыки, умение работать над текстом, находить в нем главные мысли и опорные слова, логически мыслить;

    анализировать музыкальные произведения;

    воспитывать чувство любви к родному краю, к Родине;

    создать условия для получения детьми эмоционально-положительной разрядки.

Методы обучения:

словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Музыкальный материал:

В. А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада»,

Ф. Шопен. Вальс h -moll ,

К. Глюк. «Мелодия»,

П. И. Чайковский. «Мелодия»,

Па-де-де из балета «Щелкунчик»,

песня «Моя Россия» («У моей России длинные косички…»)

муз. - Г. Струве,

сл. - Н. Соловьева.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности детей к уроку.

Учитель : Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.

Основная часть урока.

1. Вступительное слово учителя. Подведение к теме.

Итак, прошу внимания.

На фоне мелодии Чайковского («Святки» из цикла «Времена года») звучит стихотворение Евгения Винокурова:

Стихия музыки - могучая стихия,

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Она и не видна, и невесома,

И мы ее в крови своей несем.

Мелодия - всемирная истома,

Как соль в воде, растворена во всем…

Как вы думаете, ребята, чему же будет сегодня посвящен наш урок?

- Ответы детей.

Да, тема сегодняшнего урока - «Мелодия - душа музыки» .

Наша ЗАДАЧА сегодня с вами - понять, каким ЦЕЛЯМ служат звуки мелодии , чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства.

Шарль Гуно писал: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли».

Как это понимать? Дело в том, что именно с мелодией мы связываем все, что кажется нам наиболее прекрасным в окружающем мире,- это первая мелодия маминой колыбельной, пение птиц , звуки набегающей волны , внутренняя мелодия души (когда душа поет).

А что же такое мелодия и почему она является душой музыки?

Дети : - это звуки.

Учитель : - Я играю звуки (играю отдельные в произвольном порядке звуки)- это мелодия?

Дети : - Нет, звуки в мелодии должны как-то связываться.

Учитель: - Правильно. Звуки мелодии,как отдельные буквы и слова в нашей речи, должны связываться в предложения, должны нам о чём-то рассказывать. Поэтому мелодия – это мысль, выраженная звуками . Слово "мелодия" происходит от греческого слова "melodia","meloc",что означает пение, напев. («melodia », « meloc » ). Поэтому мелодия - главное выразительное средство в музыке.

Композитор через мелодию передаёт свои мысли, чувства, переживания, то есть раскрывает свой внутренний мир, свою душу. Поэтому по праву можно сказать, что мелодия – это душа музыки.

Иногда какой-либо мотив никак не уходит из памяти, услышав его с утра он преследует нас в течении всего дня. Мы напеваем эту мелодию, «мурлычем» ее про себя, порой даже не зная, что это за музыка, есть ли у нее слова, кто ее исполнил или сочинил… Просто она запомнилась нам и полюбилась. Какая бы музыка ни звучала - песня , танец или марш , мы всегда выделяем в них мелодию .

« Мелодия ,- писал композитор, никогда не может явиться в мысли иначе, как с гармонией вместе. Вообще оба этих элемента музыки вместе с ритмом никогда не могут отделиться друг от друга…»

В этом, как мы знаем, и состоит единство всех сторон музыкального произведения.

Итак, ребята, повторите, пожалуйста, еще раз, из каких 3-х элементов, слитых воедино, состоит музыка?

Ответы учащихся.

(1) мелодия, 2) гармония , 3) ритм ).

Очень хорошо.

Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки мелодии .

В отличие от музыкального ритма, способного все вокруг приводить в движение, мелодия воздействует совсем иначе.

Она не требует никаких внешних физических проявлений- ни движений, ни постукиваний в такт. Ее восприятие происходит как бы в скрытом плане. Иногда, слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза- ведь переживание музыки относят к самым сокровенным человеческим чувствам.

Чем же объясняется воздействие мелодии ?

Может быть, тем, что вначале, задолго до создания музыкальных инструментов, она принадлежала голосу - человеческому голосу, пением выражавшему то, что бессильны были выразить слова?..

2.Слушание и анализ музыкальных произведений.

Послушайте, пожалуйста, чудесную мелодию «Серенады» Франца Шуберта – одну из самых проникновенных лирических мелодий, созданных для голоса. (Слова Людвига Рельштаба, перевод Николая Огарева).

Как и любая другая серенада, она поется ночью в честь возлюбленной.

Вопросы :

Ребята, для какого исполнителя создана эта проникновенная мелодия?

Какие чувства вы в ней угадываете?

(нежную грусть, надежду на скорую встречу…).

Да, в мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живет сердце влюбленного юноши: и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу.

А теперь предлагаю вашему вниманию еще одну серенаду. Это «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта.

Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает теплый вечер…

Исполнялись серенады на открытом воздухе, перед домом возлюбленной или того, кого хотели отметить вниманием, чаще всего небольшими оркестрами.

Вопросы:

Ребята, чем наполнена мелодия?

(прелестная, грациозная мелодия полна света и обаяния праздничной ночи).

Чем пленяет нас мелодия серенады?

(тонкостью и изяществом, чудесным «пением», игрой на скрипке).

Вопросы:

С чем можно сравнить мелодию этого вальса?

Какие образы и картины возникали у вас перед глазами?

А теперь предлагаю вашему вниманию еще две « Мелодии» двух разных композиторов.

Это « Мелодия» немецкого композитора К. Глюка и «Мелодия» П.И. Чайковского.

Итак, первая «Мелодия» Глюка.

Понравилась вам музыка?

Мы послушали очень красивую, нежную и грустную «Мелодию» Глюка. Она звучит то жалобно, тоскливо, печально, иногда с волнением, мольбой, щемящим чувством отчаяния, то опять понуро и грустно.

Но мелодия эта льется как бы на одном дыхании. В ней нет других контрастных мелодий.

Давайте сравним эту пьесу с другой, которая тоже называется «Мелодия». Написал ее знаменитый русский композитор- Петр Ильич Чайковский.

Вопросы:

Какая по настроению «Мелодия» Чайковского ?

(Дети: - Грустная.)

Педагог: - Правильно. А какая из двух пьес звучит более грустно и жалобно?

(Дети: - «Мелодия» Глюка.)

Педагог: -Да, грусть бывает разная: грусть-печаль и светлая грусть, грусть-волнение и грусть-скорбь , отчаяние .

«Мелодия» Чайковского, как и «Мелодия» Глюка грустная, но она не такая жалобная, а более светлая, нежная, иногда взволнованная.

3.Физкультминутка.

А теперь я предлагаю немного отдохнуть и провести физкультминутку.

Я буду менять композиции, а вы двигайтесь в темп. Потанцуйте немного у доски.

4.Разучивание песни « Моя Россия».

Ребята, песня, которую мы с вами будем разучивать, тоже очень красива в мелодическом отношении. Она тоже о красоте, красоте нашей Родины – России. Называется она « Моя Россия».

Написали ее композитор Г.Струве и поэт Н. Соловьева.

Работа с песней.

Понравились вам песня и клип?

Помог ли вам видео-ряд прочувствовать эту песню?

Ребята, обратите внимание на слова. О чем песня?

Россия …Чем так притягивает к себе сердце удивительная и сказочная душа России?

Россия … Как она несказанно трогательна. Ее необъятная душа растворяется в ее просторах.

Да, просторы России поражают воображение, ибо открывается не только красота внешняя, но и перед взором внутренним стоит самобытная сила духовная. Все в России пронизано этой светлой силой… Она в живительных лучах солнца и в звездном шатре, раскинувшемся над Россией. Она в уютном шепоте необъятных российских полей и в поражающих взгляд горных снежных вершинах…

Сегодня на уроке мы постараемся выучить один куплет и припев песни, а на последующих – продолжим работу.

Итак, ребята, мелодия - это не только нечто осмысленное и законченное, но и выразительное, производящее впечатление и обязательно эмоционально - воздействующее на людей.

5. Итог урока.

Вопросы:

Учитель. Сегодня мы познакомились ближе с мелодией, узнали о ней много нового. Вспомните, пожалуйста, что сказал о мелодии русский композитор и назовите его фамилию.

Дети. Мелодия – душа музыки. Композитора зовут Чайковский.

Учитель. Да, Пётр Ильич Чайковский.

Что же такое мелодия и из чего она состоит?

Дети. Мелодия-это главное выразительное средство. Она состоит из музыкальных звуков.

Учитель . Правильно. Какими бывают мелодии?

Дети. Мелодии бывают разными: весёлыми и грустными, быстрыми и медленными, громкими и тихими.

Учитель . Правильно. А какие мелодии мы называем лирическими?

Дети. Лирические произведения -это произведения, передающие внутренний мир и переживания композитора).

Скажите мне, пожалуйста, как вы понимаете высказывание П.И.Чайковского: «Мелодия- душа музыки»?

(Мелодия передаёт чувства, мысли, переживания, внутренний мир человека).

(Музыка возвышает душу, будит в ней прекрасные ощущения.

В душе - разные настроения: и печаль, и радость.., и все это может передать музыка. Она воздействует на самые сокровенные человеческие чувства …)

Учитель:

Да, можно сказать, что мелодия - это лицо любого музыкального сочинения, его суть , его душа .

Ребята, попробуйте объяснить, чем похожи и чем отличаются мелодии , с которыми мы познакомились на уроке.

(похожи : в любом из прослушанных сочинений присутствует мелодия - его суть, его душа;

различия : в характере , в настроении , в образах этих сочинений.)

Учитель:

Очень хорошо, спасибо, ребята, садитесь, пожалуйста.

6. Домашнее задание. Оценки.

А задание на дом вам будет такое:

а) выучить слова песни «Моя Россия»,

б) нарисовать рисунок к песне, стараясь передать красками характер мелодии и свое отношение к ней.

Текст (слова) песни «Моя Россия»

У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.

    Солнце светит, ветры дуют,
    Ливни льются над Россией,
    В небе радуга цветная -
    Нет земли красивей.

Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.

    Солнце светит, ветры дуют,
    Ливни льются над Россией,
    В небе радуга цветная -
    Нет земли красивей.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.

    Солнце светит, ветры дуют,
    Ливни льются над Россией,
    В небе радуга цветная -
    Нет земли красивей.


Мы часто говорим «душевная музыка», «душа поет», на подсознательном уровне, довольно точно определяя, и суть музыкального произведения, и его воздействие на нас.

Светлые образы, рожденные мелодией, песней находят в нас живой отклик, и мы чувствуем, как постепенно освобождаемся от груза накопившихся забот и проблем, как расправляются наши плечи, становится легким дыхание, теплеет на сердце. А потом нас охватывает ни с чем несравнимое ощущение Душевного полета.

Все эти красивые образы имеют под собою вполне реальную основу. Ведь человек – это многоструктурная, многослойная энергетическая система (матрешка), и любые звуки, обладая волновой природой, оказывают на нас то или иное воздействие. Все имеет значение – и тембр звука, и его громкость, и информация, которую он несет, и эмоциональный настрой и то, на какие энергетические центры действует музыкальный ряд.

Музыка для души затрагивает наши самые тонкие струны. Она настраивает на гармоничный лад, обладает огромной целительной силой, дарит ощущение радости и покоя. Она разнообразна по своему стилю, содержанию, эмоциональному образу, тону, настроению. У нас на сайте она представлена самым широким спектром.

Здесь можно послушать народные песни и другую духовную музыку в самом разном исполнении, в сопровождении традиционных и современных инструментов. Это и хоровое исполнение, и ансамбли, и произведения отдельных авторов. Древние гусли, песни под гармонь, старинные духовые инструменты – неполный перечень песенного и музыкального многообразия, развернутого на нашем ресурсе. Особенно широко представлена казачья песня (казачий хор, ансамбли казачьей песни). Приведены и лучшие образцы современной рок-музыки, в особенности, фолк-рока.

Подробнее остановимся на различных видах музыкальных произведений, затрагивающих Душевные и Духовные центры.

Музыка для души включает в себя самые разные музыкальные направления. Она отличается, прежде всего, тем, что способна воздействовать на высшие энергетические центры человека.

Народные (этнические) песни и мелодии соответствуют самой высокой ступени развития. Чтобы это утверждение не было голословным, упомянем о славянской энергетической системе, включающей в себя 9 основных центров или каналов (7 чакр в восточных системах – это усеченный вариант). Слово «чакра» многие исследователи считают славяно-арийским по происхождению, другие заменяют его понятием «чара», но суть от этого не меняется. Именно в этих 9 центрах сосредоточены самые мощные вихревые потоки энергии (слово «вихрь», кстати, одинаково по смыслу и звучанию, что на санскрите, и на русском). Эти каналы, в свою очередь, делятся на 3 части (в каждой из которых по 3 центра). Нижние центры отвечают за физическое развитие. Следующие три соответствуют Душевной сфере. Верхние энергетические центры обеспечивают Духовное развитие человека. В зависимости от того, какие энергетические центры открыты, люди в большей степени воспринимают те или иные вибрации. Если развиты только 3 нижние чакры, то и музыкальные предпочтения будут соответствующими.

Народная музыка не просто излучает на уровне 3-х верхних центров (Родник, Чело, Уста), она воздействует непосредственно на Дух и Душу, из-за чего абсолютно все центры человека приходят в равновесие. Поэтому музыкальный фольклор следует рассматривать и понимать как источник, способный привести в гармонию все центры человека. Не зря его считают наивысшей точкой развития любого народа.

Церковные песнопения идут следом за народными музыкальными произведениями.

Они воздействуют на Душевную сферу, которая тоже гармонизирует остальные энергетические центры.

Классические произведения (симфонические) затрагивают одну из верхних чакр (Уста или Устье). Классика не только помогает человеку всесторонне развиваться, но и способна исцелить многие заболевания и расстройства. Сейчас это широко используется в различных направлениях терапии.

Рок-музыка также затрагивает один из Душевных каналов (творческий центр, Перси, расположенный на уровне солнечного сплетения). Особенно это касается классических роковых направлений, фолк-рока и баллад.

Джаз воздействует на энергетические каналы, отвечающие за физическое тело, отсюда и его нарочитая сексуальная окраска. Его переработали в регтайм, из которого возникли затем и различные направления рок-музыки.

Поп-музыка (популярная музыка-однодневка) идет почти в конце этого списка. Отдельно нужно отметить электронные произведения, созданные посредством синтезаторов.

Они действуют на определенные центры, но теряют в образности, поскольку исполняются не на живых инструментах.

Рэп, техно, там-тамы – низший уровень. Воздействие идет исключительно на нижние чакры. В активизации нижних центров нет ничего плохого, но целенаправленное и постоянное воздействие на них посредством психоритмики перекрывает развитие высших энергоинформационных центров. А значит, тормозит и развитие человека в целом.

Сложно перечислить все музыкальные направления и жанры – их великое множество. Важно, что любое музыкальное произведение – это определенное излучение, которое действует и на сознание, и на мышление, и на все наши органы. Народные мелодии исцеляют (то есть, приводят к изначальной целостности) наши Дух и Душу, не случайно говорят, что пока живы народные песни, жива Душа и непобедим Дух народа.