- это один из важнейших компонентов компьютера, от которого напрямую зависит его быстродействие. Она является своего рода рабочей областью процессора системы, в которой сохраняется временная информация, позволяющая компьютеру быстро и корректно реагировать на изменяющиеся условия различных программ и приложений. Вся информация, содержащаяся в ОЗУ (оперативное запоминающее устройство), находится там до тех пор, пока не поступит следующая информация или пока компьютер не выключится. Именно объем, и скорость приема-передачи информации являются ключевыми факторами в выборе данного компонента системы.


Для того чтобы знать, как правильно выбрать оперативную память, необходимо учитывать тип и модель процессора и материнской платы ПК. Физический модуль оперативной памяти устанавливается непосредственно на материнскую плату, которая может поддерживать только определенные типы ОЗУ. Из этого следует, что между оперативной памятью, процессором и материнской платой существует постоянная взаимосвязь, и несоответствие одного из компонентов другому нарушается правильное функционирование всей системы. И если с системной платой и процессором все понятно – компьютер просто-напросто не запуститься с несоответствующим плате процессором, то RAM-память в большинстве случаев будет работать, однако при проблемах с совместимостью будет наблюдаться неприятная картина, проявляющаяся в неестественно медленной работе компьютера.


Для того чтобы не допустить ошибки, необходимо в первую очередь посетить официальный сайт производителя материнской платы, и узнать какой тип памяти поддерживается. Далее надо разобраться с техническими характеристиками ОЗУ, зная которые можно подобрать идеально подходящую системе память.

Тип оперативной памяти

На данный момент, самым востребованным типом памяти являются DDR-модули. Они различаются по следующим техническим параметрам:

DDR SDRAM – уже морально устаревший тип памяти. Имеет небольшую тактовую частоту в 400 МГц.
- DDR2 – довольно удачное решение, которое использовалось достаточно долгое время. Имеет с двух сторон по 120 контактов, пониженное, в сравнении с DDR SDRAM, энергопотребление в 1,8 В, а также повышенную до 1066 МГц тактовую частоту. На данный момент практически не используется в современных системных платах.
- DDR3 – современный тип оперативной памяти. При сниженной, в сравнении с предыдущими поколениями, цене, имеет намного лучшие показатели: энергопотребление 1,5 В, тактовая частота до 2400 МГц.
- DDR4 –следующий шаг в развитии. Имеет улучшенные показатели по всем параметрам, однако выпуск данного модуля памяти еще не начался.

Объём оперативной памяти

Это то количество информации, которое может одновременно содержать в себе ОЗУ. Из этого следует, что чем его больше – тем лучше. Однако необходимо определиться с типом выполняемой работы на компьютере, если это офисный компьютер, то объема в 2 Гб будет достаточно, а вот игровой компьютер с мощным процессором и видеокартой требует от 4 Гб объема ОЗУ. Также следует помнить, что объем ОЗУ свыше 3 Гб будет распознан и задействован только 64-разрядной операционной системой.


Тактовая частота
Один из основных параметров ОЗУ, от его величины непосредственно зависит скорость обмена данными с процессором и чем выше частота, тем будет быстрее быстродействие. Тактовая частота ОЗУ не должна превышать тактовую материнской платы, если будет иначе, то система может выдавать сбои. Например: модуль оперативной памяти DDR3-1600 МГц, вставленный в слот системной платы DDR3-1333 МГц, будет работать именно на тактовой частоте материнской платы, при этом стабильность работы не гарантируется. Также существует понятие как пропускная способность ОЗУ, которая непосредственно зависит от частоты оперативной памяти и ее соотношение с пропускной способностью процессора влияет на общее быстродействие всей системы. В идеале, сумма пропускной способности ОЗУ должна совпадать с таковой процессора. На примере это выглядит следующим образом: для процессора с пропускной способностью в 10600 Mb/s, рекомендуется устанавливать два модуля памяти с пропускной способностью 5300 Mb/s, которые в сумме образуют пропускную способность процессора.


Тайминги
Временные задержки ОЗУ, которые указываются в виде последовательных цифр, к примеру 5-5-5, каждая из которых отвечает за свой параметр:

CAS Latency - время рабочего цикла
- RAS to CAS Delay - время полного доступа
- RAS Precharge Time - Время предварительного заряда

От этих показателей зависит скорость работы ОЗУ, и чем они ниже, тем лучше. Однако с повышением тактовой частоты ОЗУ повышаются ее тайминги, а с понижением таймингов повышается стоимость оперативной памяти, поэтому следует исходить из допустимого бюджета при выборе оперативной памяти.


Напряжение ОЗУ
Показатель, определяющий потребляемую энергию для нормальной работы ОЗУ, а соответственно тепловое выделение. Стандартным показателем для DDR3 является 1,5 В, но оверклокерские модели ОЗУ могут иметь повышенное потребление и соответственно повышенное тепловыделение, из-за чего такие модули имеют радиаторные пластины. Напряжением питания можно непосредственно управлять из BIOS, но этого не стоит делать, так как модуль ОЗУ может выйти из строя, если тот не приспособлен к таким манипуляциям.


Производители ОЗУ
При покупке вещи, в первую очередь обращается внимание на производителя оной, и если бренд качественный, то и вещь в большинстве случаев не обманет ожиданий. Тоже самое касается и оперативной памяти. Из хорошо зарекомендовавших себя производителей ОЗУ можно выделить следующих:

Corsair
Transcend
OCZ
Kingston

Эти производители всегда предоставляют только качественный продукт, а также указывают реальные характеристики своих детищ. Также следует уметь читать маркировочный код продукта, по которому можно определить все характеристики модуля памяти. К примеру, Kingston KHX 2000C9AD3T1K2/4GX, из основных параметров можно прочитать следующие:

KHX – производитель и модель
2000 – рабочая частота
9 – время рабочего цикла CAS
D3 – тип модуля DD3
4G – объем памяти 4 Gb

Кроме всего выше перечисленного необходимо знать, что если используется более одного модуля ОЗУ, то оперативная память должна быть одного производителя с одной партии и с идентичными параметрами тактовой частоты, таймингов и объема. Только в таком случае можно добиться слаженной работы модулей оперативной памяти.


Оперативная память ПК и ноутбука одинаковы по техническим характеристикам и все вышесказанное подходит как для компьютера, так и для ноутбука. Различный у них только форм-фактор, и если у ПК это DIMM, то у ноутбука - SO-DIMM. С виду они отличаются размерами - SO-DIMM в два раза короче.


Основываясь на вышеизложенной информации, можно грамотно выбрать правильный модуль ОЗУ, главное не спешить с выбором и четко разобраться в параметрах процессора, материнской платы и оперативной памяти. Подобрав подходящую оперативную память, можно за умеренную сумму в разы повысить производительность компьютера.

Процессор компьютера хранит в оперативной памяти часть данных, которые нуждаются в обработке. Чем выше показатели и емкость оперативки, тем быстрее возможно выполнение различных задач, поставленных пользователем. Особенно критичным показателем оперативной памяти является ее объем. Важной характеристикой планки является частота записи или считывания данных.

Чем выше объем памяти, тем больше процессов может в ней храниться и тем быстрее будет доступ к хранящейся информации со стороны операционной системы и процессора компьютера.

Выбор планки

Перед произведением выбора необходимо узнать, какой тип планки установлен в компьютере. Большинство современных систем используют для работы DDR3 платы, которые выигрывают как в быстродействии, так и в стабильности работы у большинства других типов памяти. Еще не совсем популярность DDR2, правда большинство современных производителей отдает свое предпочтение в сторону DDR3. Тип планки может быть определен в соответствии с надписью на самой оперативке или по документации, которая шла в одном комплекте с компьютером.

При выборе объема оперативной памяти также следует подбирать наиболее оптимальное значение. Если вы используете компьютер для запуска офисных приложений и программ, увеличение оперативной памяти до показателя более чем 4 ГБ в сумме является бессмысленным. Для игровой системы подойдет объем памяти в 8 ГБ.

Планка оперативной памяти должна соответствовать используемому оборудованию, иначе значительного увеличения производительности добиться не удастся.

Частота работы приобретаемой планки также является показателем, который влияет на скорость работы компьютера. Важно, чтобы устанавливаемые модули имели одинаковую частоту. Например, если в компьютере будут установлены две платы с частотой по 1333 и 1866 МГц, итоговая частота работы обеих планок будет равняться 1333 МГц, т.е. второй модуль будет работать на меньшей мощности.

Увеличить производительность в играх также поможет двухканальный принцип работы оперативной памяти, который заключается в установке двух плат оперативной памяти меньшего объема в сторону более высокой скорости считывания информации. Например, для компьютера лучше установить 4 ГБ оперативки из 2-х планок по 2 ГБ. Производительность такой системы будет выше, чем у устройства только с одним модулем на 4 ГБ. Таким образом удастся добиться большей производительности системы, т.к. одна планка большего размера работает значительно медленней, чем память меньшего объема.

В данном обзоре будет изучено влияние частоты оперативной памяти DDR3 на производительность актуальных процессоров.

Для этого были взяты следующие модели ЦП:

  • Core i7-3770К;
  • Core i3-3240;
  • FX-8320;
  • A10-5800K.

Работать они будут в связке с оперативной памятью, функционирующей на следующих частотах:

  • DDR3 2133 МГц;
  • DDR3 1866 МГц;
  • DDR3 1600 МГц;
  • DDR3 1333 МГц;
  • DDR3 1066 МГц.

В графическую подсистему вошли видеокарты GeForce GTX 780 3072 Мбайт и Radeon R9 290X 4096 Мбайт. Сделано это для того, чтобы наиболее полно изучить поставленную цель материала.

Тестовая конфигурация

Тесты проводились на следующем стенде:

  • Материнская плата №1: GigaByte GA-Z77X-UD5H, LGA 1155, BIOS F14;
  • Материнская плата №2: GigaByte GA-990FXA-UD5, АМ3+, BIOS F12;
  • Материнская плата №3: ASRock FM2A85X Extreme4, FM2, BIOS 1.70;
  • Видеокарта №1: GeForce GTX 780 3072 Мбайт - 863/6008 МГц (Palit);
  • Видеокарта №2: Radeon R9 290X 4096 Мбайт - 1000/5000 Мбайт (Sapphire);
  • Система охлаждения CPU: Corsair Hydro Series H100 (~1300 об/мин);
  • Оперативная память: 2 x 4096 Мбайт DDR3 Geil BLACK DRAGON GB38GB2133C10ADC (Spec: 2133 МГц / 10-11-11-30-1t / 1.5 В) , X.M.P. - off;
  • Дисковая подсистема: 64 Гбайта, SSD ADATA SX900;
  • Блок питания: Corsair HX850 850 Ватт (штатный вентилятор: 140 мм на вдув);
  • Корпус: открытый тестовый стенд;
  • Монитор: 27" ASUS PB278Q BK (Wide LCD, 2560x1440 / 60 Гц).

Процессоры:

  • Core i7-3770К @ 4600 МГц;
  • Core i3-3240 @ 3400 МГц;

  • FX-8350 BE @ 4600 МГц;
  • A10-5800K @ 4500 МГц.

Программное обеспечение:

  • Операционная система: Windows 7 x64 SP1;
  • Драйверы видеокарты: NVIDIA GeForce 335.23 WHQL и AMD Catalyst 14.3 Beta.
  • Утилиты: FRAPS 3.5.9 Build 15586, AutoHotkey v1.0.48.05, MSI Afterburner 3.0.0 Beta 19.

Инструментарий и методика тестирования

Для более наглядного сравнения процессоров все игры, используемые в качестве тестовых приложений, запускались в разрешении 1280х1024.

В качестве средств измерения быстродействия применялись встроенные бенчмарки, утилиты FRAPS 3.5.9 Build 15586 и AutoHotkey v1.0.48.05. Список игровых приложений:

  • Assassin"s Creed 3 (Бостонский порт).
  • Batman Arkham City (Бенчмарк).
  • Call of Duty: Black Ops 2 (Ангола).
  • Crysis 3 (Добро пожаловать в джунгли).
  • Far Cry 3 (Глава 2. Охотники).
  • Formula 1 2012 (Бенчмарк).
  • Hard Reset (Бенчмарк).
  • Hitman: Absolution (Бенчмарк).
  • Medal of Honor: Warfighter (Сомали).
  • Saints Row IV (Начало игры).
  • Sleeping Dogs (Бенчмарк).
  • The Elder Scrolls V: Skyrim (Солитьюд).

Во всех играх замерялись минимальные и средние значения FPS. В тестах, в которых отсутствовала возможность замера минимального FPS , это значение измерялось утилитой FRAPS. VSync при проведении тестов был отключен.

Разгон процессоров

Процессоры разгонялись следующим образом. Стабильность разгона проверялась утилитой ОССТ 3.1.0 «Perestroika» путем получасового прогона ЦП на максимальной матрице с принудительной 100% нагрузкой. Соглашусь с тем, что разгон тестируемых CPU не является абсолютно стабильным, но для любой современной игры он подходит на все сто.

При максимальном разгоне у всех процессоров AMD частота контроллера памяти была поднята до 2400-2800 МГц.

Core i7-3770К

Процессор разогнан до частоты 4600 МГц. Для этого множитель был поднят до 46 (100х46), напряжение питания – до 1.2 В, напряжение питания DDR3 – 1.5 В, Turbo Boost – выключен, Hyper Threading – выключен.

Core i3-3240

Штатный режим. Тактовая частота 3400 МГц, базовая частота 100 МГц (100х34), напряжение питания 1.1 В, напряжение питания DDR3 – 1.5 В, Hyper Threading – включен.

  • Частота DDR3 – 2133 МГц (100х21.33);
  • Частота DDR3 – 1866 МГц (100х18.66);
  • Частота DDR3 – 1600 МГц (100х16.0);
  • Частота DDR3 – 1333 МГц (100х13.33);
  • Частота DDR3 – 1066 МГц (100х10.66).

FX-8320 BE

Процессор разогнан до частоты 4600 МГц. Для этого множитель процессора был поднят до значения 23 (200х23), напряжение питания ядра – до 1.53 В, напряжение питания DDR3 – 1.5 В, Turbo Core и APM – выключены.

  • Частота DDR3 – 2133 МГц (200х10.66);
  • Частота DDR3 – 1866 МГц (200х9.33);
  • Частота DDR3 – 1600 МГц (200х8.0);
  • Частота DDR3 – 1333 МГц (200х6.66);
  • Частота DDR3 – 1066 МГц (200х5.33).

A10-5800K

Процессор разогнан до частоты 4500 МГц. Для этого множитель процессора был поднят до значения 45 (100х45), напряжение питания ядра – до 1.45 В, напряжение питания DDR3 – 1.5 В, Turbo Core и APM – выключены.

  • Частота DDR3 – 2133 МГц (100х21.33);
  • Частота DDR3 – 1866 МГц (100х18.66);
  • Частота DDR3 – 1600 МГц (100х16.0);
  • Частота DDR3 – 1333 МГц (100х13.33);
  • Частота DDR3 - 1066 МГц (100х10.66).

Перейдем непосредственно к тестам.

Производительность оперативной памяти | Может ли память ограничивать частоту кадров в играх?

С некоторой периодичностью мы публикуем материалы, в которых изучаем, как работа популярных приложений зависит от скорости работы обычной оперативной памяти. Сегодня под словом "обычной" мы подразумеваем DDR3-1600.

Поэкспериментировав с настройками памяти в одной из игр, мы заметили заметную прибавку в скорости работы. После обзора "FX против Core i7: является ли CPU в играх бутылочным горлышком?" у нас осталась готовая тестовая система, поэтому сейчас - самый подходящий момент, чтобы сделать ещё одну версию анализа игр, но с большим упором на память.

Сказанное нами шесть лет назад по поводу частоты и таймингов актуально и сегодня. Задержка CAS по-прежнему измеряется в циклах, циклы DDR3-2133 по-прежнему в два раза быстрее, чем DDR3-1066, а у DDR3-2133 CAS 10 осталось такое же время отклика, как у DDR3-1066 CAS 5. Более того, DDR3-2133 также предлагает в два раза больше пропускной способности, чем DDR3-1066.

К счастью, если бюджет ограничен, не обязательно зацикливаться на модулях DDR3-1066, а для повышения пропускной способности можно уменьшить значение CAS, которое для большинства модулей легко спустится ниже базового значения 10. Кроме того, дешёвая память DDR3-1600 и средняя по цене DDR3-2133 CAS 9 теперь стоит почти столько же.

Мы вооружены разогнанным CPU и двумя видеокартами Radeon HD 7970 в CrossFire, которые помогут избежать узких мест. Итак, каким образом изменения в конфигурации памяти повлияют на производительность в играх?

Производительность оперативной памяти | Конфигурация и тесты

Тестовая конфигурация
CPU Intel Core i7-3960X (Sandy Bridge-E): 6ядер/12потоков 3,3 ГГц, 12 Мбайт общего кэша L3, LGA 2011 разгон до 4,4 ГГц (44 x 100 МГц) при напряжении ядра 1,325 В
Материнская плата Asus P9X79, BIOS 3203 (11/26/2012)
Кулер CPU Coolink Corator DS 120 мм Tower, термопаста w/Zalman ZM-STG1
Сеть Встроенный контроллер Gigabit LAN
Память G,Skill F3-17600CL9Q-16GBXLD (16 Гбайт) DDR3-2200 CAS 9-11-9-36 1,65 В
Видеокарта 2 x MSI R7970-2PMD3GD5/OC: GPU 1010 МГц, GDDR5-5500
Накопитель Mushkin Chronos Deluxe DX 240 Гбайт, SATA 6 Гбит/с SSD
Питание Seasonic X760 SS-760KM: ATX12V v2,3, EPS12V, 80 PLUS Gold
ПО и драйвера
Операционная система Microsoft Windows 8 Professional RTM x64
Графический драйвер AMD Catalyst 12.10

Платформа Intel LGA 2011 обладает достаточной гибкостью для тестов как двухканальной, так и четырёхканальной конфигурации памяти. ASUS P9X79 и разогнанный Core i7-3760X со степпингом C2 мы взяли из предыдущих обзоров.

Из-за базовой частоты в 100 МГц, системная плата P9X79 настроила старые модули G.Skill DDR3-2200 CAS 9 в режим DDR3-2133 CAS 9-11-9-28. Для тестов DDR3-1600 C9 мы использовали такую же память и тайминги. В варианте с пониженными таймингами используется эта же память в режиме DDR3-1600 CAS 7-9-7-21.

Если у вас есть пара карт Radeon HD 7970, вполне вероятно, что вы играете на разрешении 2560x1600 пикселей или больше. Мы начали с разрешения 1920x1080 пикселей и повышали его до 5760x1080 пикселей.

Конфигурация тестов (3D-игры)
Aliens vs. Predator Использование AvP Tool v.1.03, SSAO/тесселяция/тени вкл.
Тестовая конфигурация 1: качество текстур High, без AA, 4x AF
Тестовая конфигурация 2: качество текстур Very High, 4x AA, 16x AF
Battlefield 3 Режим кампании, "Going Hunting" 90-секунд Fraps
Тестовая конфигурация 1: качество Medium (без AA, 4x AF)
Тестовая конфигурация 2: качество Ultra (4x AA, 16x AF)
F1 2012 Версия Steam, встроенный бенчмарк
Тестовая конфигурация 1: качество High, без AA
Тестовая конфигурация 2: качество Ultra, 8x AA
Elder Scrolls V: Skyrim Обновление 1.7, Celedon Aethirborn уровень 6, 25-секунд Fraps
Тестовая конфигурация 1: DX11, уровень детализации High без AA, 8x AF, FXAA вкл.
Тестовая конфигурация 2: DX11, уровень детализации Ultra, 8x AA, 16x AF, FXAA вкл.
Metro 2033 Полная версия, встроенный бенчмарк, сцена "Frontline"
Тестовая конфигурация 1: DX11, High, AAA, 4x AF, без PhysX, без DoF
Тестовая конфигурация 2: DX11, Very High, 4x AA, 16x AF, без PhysX, DoF вкл.

Производительность оперативной памяти | Результаты тестов

Хотя 3DMark и не отражает реальную производительность в играх, он всё же позволяет легко сравнить показатели различных конфигураций. Также он показывает, что в тесте Physics с уменьшением скорости передачи данных памяти результат ухудшается. В этом есть смысл, поскольку пакет Physics даёт нагрузку на все вычислительные ядра. Нехватка данных для них – это верный путь снижения производительности.


В игре Aliens vs. Predator разница между различными конфигурациями памяти минимальна, даже на разрешении 2560x1600 пикселей частота кадров, похоже, сдерживается мощной комбинацией двух GPU Radeon HD 7970.


Результаты F1 и Metro 2033

Результаты F1 2012 наполняют смыслом всю нашу сегодняшнюю затею. Каждый шаг в увеличении пропускной способности памяти даёт заметный прирост скорости работы.


А вот Metro 2033 наоборот, не демонстрирует никакой значимой разницы между нашими четырьмя конфигурациями. Чуть ниже мы посмотрим на детальный разброс FPS в этой игре во время тестовых прогонов.


Metro 2033, секунда за секундой

Metro 2033 даёт нам весьма интересный посекундный график частоты кадров. Мы решили не включать графики каждого теста, поскольку это только засорит страницу. Вместо этого, мы сравнили самые медленные и самые быстрые конфигурации памяти.


Когда в качестве минимальной средней частоты кадров мы выбираем уровень 40 FPS, на самом деле мы отслеживаем, чтобы частота кадров не опускалась ниже 20 FPS. Наши видеокарты могут удержать такой уровень на настройках детализации Very High даже с памятью, установленной в режим DDR3-1600 CAS 9.


К сожалению, при разрешении 4800x900 пикселей уровень производительности на настройках Very High назвать нормальным никак нельзя. Чтобы игра работала на 5760x1080 пикселей, нам пришлось понизить детализацию.


При появлении в Metro 2033 дыма или тумана производительность существенно падает. Хорошо, что эти проседания во время геймплея на разрешении 5760x1080 пикселей с отключённым MSAA незаметны. Однако нас беспокоит, что с четырёхканальной конфигурацией впадины на графике ниже, ведь с увеличением пропускной способности ожидаешь уменьшения минимального порога, но никак не увеличения.

Battlefield 3 и Skyrim

Колебания производительности в Battlefield 3 слишком малы, чтобы отнести их к различиям в конфигурации. В таком случае, дешёвая память DDR3-1600 занимает здесь более выгодную позицию.


Elder Scrolls V: Skyrim выигрывает от более быстрой RAM, однако с увеличением разрешения и, соответственно, графической нагрузки, преимущество уменьшается.


Battlefield 3, кадр за кадром

Время рендеринга одного кадра более показательно, чем среднее количество кадров, поскольку именно отдельные медленные кадры разрушают погружение в игру, в результаты вы теряете концентрацию, врезаетесь в стену, либо вас убивают. Когда рекомендуемая нами для игр средняя частота кадров составляет 40 FPS, а минимальная 20, очень важно, чтобы ни один кадр не рендерился более 50 миллисекунд. В данном тесте чем ниже значения, тем лучше (быстрее).






Часто при запуске игра может идти с рывками, но в данном случае рывки совпадают с включением Fraps. К счастью, ни в одном из прогонов скачки не превышают порога 50 мс.

Skyrim, кадр за кадром

Длительность кадра в Elder Scrolls V: Skyrim превысила 50 мс лишь на разрешении 5760x1080 пикселей, при котором у всех конфигураций наблюдаются проблемы.






Хотя средняя частота кадров при настройках качества Ultra в Skyrim падает, скачки длительности кадра понижаются. В течение всего теста мы заметили только один долгий кадр на всех конфигурациях, что совсем не страшно.

Энергопотребление, средняя производительность и эффективность

Поскольку мы не используем разгон, то смогли понизить напряжение модулей, работающих в режиме DDR3-1600 C9 до 1,50 В и, соответственно, понизить общее энергопотребление системы на несколько ватт.

К сожалению, пониженная скорость передачи данных также повлияла на показатели средней производительности.

Intel XMP (Extreme Memory Profiles) – это настройки для автоматического разгона памяти. Поскольку более быстрая RAM повышает среднюю производительность в играх, с разгоном памяти эффективность системы увеличивается.

Производительность оперативной памяти | Пропускная способность и понижение таймингов иногда кое-что значат

Два из пяти игровых тестов: F1 2012 и The Elder Scrolls V: Skyrim продемонстрировали, что пропускная способность и тайминги могут существенно повлиять на частоту кадров в играх. Оба параметра оказываются одинаково важны. Такие результаты можно было предугадать, ведь эти две игры меньше ограничены графической подсистемой, чем другие.

С другой стороны, в Metro 2033, Battlefield 3 и Aliens vs. Predator мы вообще не заметили разницы. Производительность первых двух сильнее всего связана со скоростью графического адаптера (или адаптеров), установленного в системе, что объясняет, почему полоса пропускания и тайминги памяти не оказали существенного влияния. Появление долгих кадров, вызывающих проседания FPS, похоже, больше зависит от графической части системы, нежели от задержек или пропускной способности оперативной памяти.

Если говорить об играх, на производительность которых различия в памяти всё же влияют, то стоит отметить, что разницу во время геймплея можно заметить лишь в одной игре. Но даже в этом случае средняя частота кадров настолько высока, что ваши глаза (или мониторы) должны быть быстрее наших примерно в два раза, чтобы ощутить прирост от быстрой памяти на практике. В данном случае мы говорим об игре F1 2012, которая, в среднем, набирает более 100 FPS и всё равно масштабируется при ускорении работы памяти. На самом деле, такой уровень FPS важно поддерживать, если вы используете технологии AMD HD3D и Eyefinity одновременно, поскольку частота кадров для мониторов 60 Гц делится надвое. Если у вас нет трёх стереоскопических мониторов, большой прирост производительности к высокой частоте кадров нужен разве что для хвастовства.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Сложность осмысленного выбора подходящей памяти заключается прежде всего в «размытости» влияния ее параметров на итоговую производительность всего ПК

При самостоятельной сборке или модернизации компьютера всегда встает вопрос выбора комплектующих. И если с процессорами и «видюхами» все более-менее ясно (по крайней мере понятно, на какие параметры надо смотреть и какой эффект от их изменения можно ожидать), то с памятью все не так просто.

Сложность осмысленного выбора подходящей памяти заключается прежде всего в «размытости» влияния ее параметров на итоговую производительность всего ПК. Например, замена процессора с частотой 2,5 ГГц на кристалл того же семейства с аналогичными параметрами, но частотой 3,2 ГГц однозначно приведет к приличному росту производительности если не во всех, то в большинстве приложений. В то же время увеличение частоты ОЗУ с мизерных по нынешним временам 1066 до 2133 МГц более-менее ощутимо скажется лишь на немногих задачах, да и то заметить разницу «невооруженным глазом», то есть по субъективным ощущениям, без проведения точных замеров, скорее всего, не получится.

Особняком стоит оверклокерская память. Стоят такие модули намного дороже, чем обычные той же емкости, но при этом часто ведут себя разочаровывающе, не «заводясь» на заявленной производителем частоте. Прежде чем попытаться разобраться, в чем здесь дело и для чего вообще такая память нужна, посмотрим, как себя проявили на нашем тестовом стенде несколько реальных ее образцов. Характеристики протестированных модулей и режимы тестирования указаны в таблице.

Тестирование проводилось на материнской плате Intel DP67BG с процессором Intel Core i7-2600K, жестким диском Western Digital WD1002FAEX и видеоконтроллером KFA GeForce 460. Все модули памяти работали на максимальных частотах и таймингах, которые нам удалось «выжать» без превышения заявленных производителями напряжений питания и без повышения напряжения на других компонентах. Производительность оценивалась по методике, аналогичной тестированию процессоров, но с несколько меньшим набором испытаний. Результаты представлены в таблице.

Как видим, из четырех попавших к нам оверклокерских комплектов ровно половина - два набора - заработала лишь на 1600 МГц, хотя для них была указана частота 2400 МГц. Вторая пара успешно «завелась» на 2133 МГц (максимальная частота для нашего стенда). Из этого можно сделать скоропалительный вывод, что первые - «плохие», а вторые - «хорошие» (собственно, из-за такого вот «поведения» покупка скоростных модулей нередко вызывает чувство напрасно выброшенных денег). Однако остается вопрос, почему такое происходит.

Когда речь идет об обычной памяти, предназначенной для работы на частотах, определенных стандартами JEDEC, производитель, указывая то или иное значение, обязан гарантировать, что его модули заработают на этой частоте в «стандартном» же окружении, то есть с контроллером памяти и на материнской плате, которые сами соответствуют требованиям стандарта (все современные «железяки» им удовлетворяют).

Однако оверклокерские модули предназначены для частот, далеко выходящих за пределы стандартов. Понятно, что для успешной работы в этом случае необходимо, чтобы все компоненты вычислительной системы поддерживали данный оверклокерский, то есть нестандартный режим. Например, совершенно очевидно, что если контроллер памяти (он уже довольно давно является частью многих процессоров) не поддерживает частоты выше 1600 МГц, то никакая память на большей частоте работать не будет.

Однако даже формальное соответствие каждого из компонентов предъявляемым требованиям еще не означает, что все вместе будет работать, поскольку на столь высоких частотах заметным образом проявляются индивидуальные особенности каждого компонента. Так, степень согласованности линий связи на данной «маме» может оказаться приемлемой для одного процессора и модулей памяти, но стать препятствием для использования других формально таких же экземпляров: ведь по-настоящему идентичных сложных изделий в природе не существует. Для пояснения этого приведем следующий упрощенный пример.

Как известно, электрический сигнал распространяется не мгновенно. Для низких частот временем его распространения вдоль проводника можно пренебречь и считать, что напряжение на одном конце проводника будет равно напряжению на другом. Однако для высокочастотных цепей это уже не так: в один и тот же момент времени напряжения в разных точках проводника (в нашем случае - дорожки на печатной плате) будут различными. Так как все сигналы должны проходить весь путь от одного электронного компонента до другого (от контроллера памяти до самого ОЗУ или обратно) за одинаковое время, требуется выравнивать длины дорожек. Однако идеально это сделать невозможно, и на практике допускаются небольшие отклонения.

А теперь вспомним, что проводники располагаются не только на «маме», но и на самих модулях памяти, а также внутри микросхем (от ножек к кристаллам) и непосредственно на самих кристаллах. В результате может получиться, что для одной комбинации «процессор + материнская плата + модуль памяти» отклонения в длинах дорожек в каждом из компонентов взаимно компенсируются, а для другой, наоборот, еще более увеличиваются. Именно благодаря подобным вещам и возникает ситуация, когда вроде бы одинаковые изделия в одних случаях великолепно работают друг с другом, а в других - упорно не желают. А ведь неравные длины проводников - лишь самая очевидная и простая вещь, сказывающаяся на работоспособности высокочастотных электронных схем; на практике все намного сложнее.

По этой причине для оверклокерской памяти заявленные производителем цифры означают лишь работоспособность на данной частоте самих модулей памяти в некоторых идеальных именно для них условиях. В реальной же эксплуатации возможность достигнуть той или иной частоты определяется индивидуальными особенностями всех относящихся к делу компонентов. Таким образом, невозможность разогнать (во всяком случае, малой кровью) протестированные оверклокерские наборы от Kingmax и Transcend свыше 1600 МГц означает лишь то, что именно эти конкретные экземпляры плохо подходят для нашего стенда. Естественно, и 2133 МГц, показанные наборами ADATA и Kingston, относятся именно к тем модулям, что попали к нам, и именно к нашим «маме» и процессору.

Возвращаясь к итоговым цифрам, легко заметить, что особых отличий в результатах разных модулей нет. Наиболее заметна разница лишь на «чистой синтетике» - в тестовом пакете AIDA64, причем в ряде тестов модули с большей частотой показывают худшие результаты, чем модули с меньшей. Такое поведение отчасти объясняется тем, что сами тесты не дают стопроцентной повторяемости: всегда существуют случайные отклонения в ту или иную сторону. Однако куда более важной является другая причина: «производительность» памяти зависит не только от частоты, но и от таймингов, причем их влияние на итоговый результат зависит от характера решаемой задачи.

Рамки небольшой журнальной статьи не позволяют подробно рассмотреть влияние каждого параметра на работу памяти, а тем более проследить их взаимодействие друг с другом и влияние на общую производительность. Поэтому ограничимся парой кратких замечаний.

Частота прямо влияет на теоретическую скорость обмена информацией между памятью и ее контроллером, а значит, и процессором, то есть на пропускную способность памяти. В тех случаях, когда требуется последовательная передача больших массивов информации, именно частота является важнейшей характеристикой. Именно по этой причине в «видюхах» применяют память GDDR5 с очень высокой частотой: «графические» задачи характеризуются как раз последовательным «проходом» по большим массивам информации.

Тайминги определяют интервалы между различными этапами работы памяти. Они характеризуются количеством тактов, проходящих между теми или иными событиями (например, между выдачей одного за другим двух сигналов). Длительность каждого такта является неизменной и определяется частотой памяти. Поэтому, например, тайминги 5-5-5-15 на частоте 1066 МГц по абсолютной величине будут равны таймингам 10-10-10-30 на частоте 2133 МГц. В отличие от частоты, влияние таймингов на поведение памяти довольно сложное и нелинейное. Как правило, в первую очередь они сказываются на латентности, то есть времени, проходящем между началом операции чтения или записи памяти и реальной передачей первой порции данных. Для большинства задач, решаемых центральным процессором, эта характеристика более важна, чем пропускная способность, поскольку характер доступа к памяти здесь «хаотический», требующий частой передачи небольших порций информации из совершенно различных ячеек памяти.

Чтобы добиться наивысшей производительности на тех или иных задачах, нужно кропотливо подбирать параметры, причем не всегда стремиться минимизировать каждый из них. Например, небольшое понижение частоты (а значит, и пропускной способности) может в некоторых случаях позволить сильно снизить тайминги, что уменьшит латентность: в результате основная масса программ станет выполняться несколько быстрее. Однако процесс такого подбора весьма долог и мучителен, особенно с учетом того, что надо добиться не просто успешного запуска компьютера, а его стабильной работы. Например, среди наших тестов самым капризным (и, кстати, самым длительным по времени) оказался Java: бывало, что все остальное успешно проходило, а этот тест постоянно «падал», и заставить его работать удавалось лишь после увеличения таймингов.

Если не проводить после каждого изменения параметров памяти достаточно серьезного тестирования стабильности, может оказаться, что вроде бы все работает, но время от времени что-то начинает глючить, причем причина далеко не всегда является очевидной: ведь обычно разгоняют не только память, но и как минимум процессор.

Основываясь на результатах тестов и памятуя о сложности подбора оптимальных параметров памяти, очевидным является вывод, что пользователям, выполняющим в основном нересурсоемкие задачи, заниматься разгоном ОЗУ смысла нет. Однако в случае работы с «тяжелыми» приложениями это не так. Например, если некоторая «долгоиграющая» задача, такая как конвертация видео или рендеринг трехмерной анимации, выполняется многократно изо дня в день, то даже однопроцентный выигрыш во времени ее выполнения может в итоге привести к ощутимой экономии времени.

Однако у разгона есть и другая, формально совершенно «непрактичная» составляющая. О рекордах на Олимпиадах благодаря телевидению и Интернету знает весь мир, но ведь оверклокинг - это тоже, по сути, спорт, пускай и совершенно не олимпийский. Есть весьма обширная категория людей, для которых выжать все возможное и даже невозможное из своего компьютера является чуть ли не главным делом жизни, а иногда и приносит материальные плоды. Именно для таких энтузиастов в первую очередь и предназначаются высокопроизводительные - оверклокерские - модули памяти. Ну а тем, кому разгон ради разгона неинтересен, лучше ограничиться обычной, намного более дешевой памятью и потратить лишние деньги на что-то другое, приносящее ежедневный и более ощутимый эффект, чем удовлетворение от покорения очередной вершины.