Для начала необходимо точно уяснить, что же такое «постиндустриальное общество».

Общество, в котором мы с вами живем в начале XXI века, называют информационным обществом.

Термин «информационное общество» появился в США в одноименной теории в 70-е годы XX столетия. Так стали называть общество, которое переросло индустриальное.

В современной литературе дается много определений постиндустриальному обществу, но я в своей курсовой работе выбрал, на мой взгляд, наиболее полное и точное определение.

Итак, между постиндустриальным обществом и информационным можно поставить знак равенства, т.к. современное постиндустриальное общество в своей повседневной деятельности не обходится без информационных технологий.

Информационное общество (Information society) - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Постиндустриальное общество (Postindustrial society) в свою очередь являет собой общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции.

В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг и формируются новые элиты: технократы, сциентисты.

Отличительными чертами информационного общества являются:

1.) увеличение роли информации и знаний в жизни общества; 2.) возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; 3.) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

а) эффективное информационное взаимодействие людей;

б) их доступ к мировым информационным ресурсам;

в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Сфера услуг подразумевает массовое обслуживание населения. Именно благодаря зарождению такой сферы как сферы услуг произошло зарождение глобальной информационной инфраструктуры, пользователями которой является все информационное общество.

Новые информационные технологии используются практически во всех областях деятельности и оказывают огромное влияние на социальную реальность, сильно ее изменяют.

Главное изменение философы связывают с появлением новой общественной структуры - информационной инфраструктуры.

Прежде всего, дадим определение понятию «информационная инфраструктура».

Информационная инфраструктура - это совокупность средств по обработке и использованию информации, объединенных в компьютерные и информационные сети. Тоффлер считает, что информационная инфраструктура станет основой социальной и экономической деятельности будущего, а также позволит любому человеку в любое время и в любом месте получить всю интересующую его информацию.

Глобальная информационная инфраструктура (Global information infrastructure - GII) - информационное образование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран.

Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.

Итак, информационная революция запустила процесс построения информационного общества. Некоторые теоретики (например, Й. Масуда) прогнозируют его установление в развитых странах в середине XXI века.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кемеровский институт (филиал)

Кафедра философии и социологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: « Социология »

Тема: Информационное общество

Выполнил:

Студентка группы

Южакова О.А.

Проверил:

Спирин А.Д.

Кемерово 2009г.

информационный общество

ВВЕДЕНИЕ

1 Признаки информационного общества

1.1 Основные признаки информационного общества

1.2 Процессы, происходящие в информационном обществе. Рынок информации

2 Перспективы и социальные последствия

2.1 Социальные последствия развития информационного общества

2.2 Перспективы развития

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня мир переживает новую мощную революцию, способную принципиально изменить жизнь людей - их работу, досуг, способы объединения в сообщества и даже отношение к самим себе.

Природа информационной революции пока до конца не исследована, однако ее смысл становится все более понятным. Наступает век экономической глобализации, и существуют самые разные мнения по поводу того, какое влияние этот процесс может оказать на развитие отдельных стран и человеческой цивилизации в целом. Резко возрастает влияние общественного мнения на политические и экономические решения.

В настоящее время изучение влияния информационного общества на окружающий мир является очень актуальным. Общественное мнение, превращается в движущую силу развития информационного общества, которое является началом духовного бытия человечества в политике, науке, философии, искусстве, религии, морали и т.д.

По мере развития общества меняются экономические, социальные, политические, технические условия общественного мнения, а вместе с ними меняется и его место в жизни общества, повышается его роль, усложняются функции, расширяются сферы деятельности и, в соответствии с этим, меняется структура, повышается степень глубины и компетентности. В то же время, расширяются границы проблем, выступающих в качестве объекта суждения общественности и т. д. Все эти процессы становятся особенно значимыми в эпоху перехода от индустриального общества к информационному, что связано, в первую очередь, с качественными изменениями в социальной природе общества.

1 Признаки информационного общества

1.1 Основные признаки информационного общества

Основными признаками информационного общества является развитие общества нового типа, формирующегося в результате новой социальной революции. Информационная технология приобретет глобальный характер и приоритет по сравнению с другими ресурсами, охватывает все сферы социальной деятельности человека. Формируется информационное единство всей человеческой цивилизации.

Развитие информационного общества затрагивает все стороны нашей жизни. В экономической среде происходит глобализация экономики (на огромных земных пространствах складывается единый рынок финансов, товаров, рабочей силы, услуг); развивается электронная экономика (перспективы развития электронного бизнеса); система электронных расчетов и ведения финансов; электронные деньги; автоматизации и роботизации производства. Кроме того, складывается искусственный интеллект: автоматическое программирование, планирование, обучение машин, распознавание зрительных образов; информация является средством управления массами; Интернет как виртуальная среда общения.

Развитие компьютерной культуры имеет немаловажное значение в нашей жизни - это электронные библиотеки, виртуальные музеи, фонотеки и т.п. Развивается образовательная сторона нашей жизни - непрерывное образование, дистанционное обучение, более полный доступ к учебной литературе за счет появления электронных учебников.

В медицине происходит развитие новых технологий (дистанционная диагностика, непрерывный профилактический мониторинг, переход к домашней телемедицине, создание новых лекарств и др.). Распространение медицинской и фармакологической информации облегчает нам доступ к знаниям о своем здоровье, появление измерительных технических устройств, компьютеров и информационных систем (гиподинамия, психические расстройства, электромагнитные и электростатические поля и другие виды излучений).

В новом современном глобальном обществе обмен информацией не имеет временных, пространственных, политических границ. Формируется единое информационное пространство, т.е. полноправное участие любого субъекта в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов.

Информационное общество - это общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становятся знания, полученные благодаря беспрепятственному доступу, распространению и использованию информации как важнейшего условия развития.

1.2 Процессы, происходящие в информационном обществе . Рынок информации

В информационном обществе происходит становление и доминирование в экономике новых технологических укладов, которые основываются на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций. Создается и развивается рынок информации и знаний, как фактор производства. Такой рынок является дополнением к рынкам природных ресурсов, труда и капитала. Постепенно рынок информации превращается в реальные ресурсы социально - экономического развития, происходит фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах.

Информационная структура играет огромную роль в системе общественного производства, повышает уровень образования. Происходит научно - техническое и культурное развитие за счет расширения возможностей информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда.

Технический и технологический прогресс влечет за собой появление новых видов информационных продуктов, объединяющих текст, звук и изображение, а также новых видов информационных услуг, при которых все средства передачи данных начинают взаимно дополнять друг друга и даже проявлять тенденцию к объединению в единое целое. Развитие технических средств несет с собой глубочайшие качественные перемены во всех сферах жизни.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией: США, Япония, Англия, Германия, страны Западной Европы.

2 Перспективы и социальные последствия

2.1 Социальные последствия развития информационного общества

Человечество стремительно вступает в принципиально новую для него информационную эпоху. Существенным образом меняются все слагаемые образа жизни людей. Вес информационного сектора экономики постоянно возрастает.

Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые формы рабочих отношений как в сфере бизнеса, так и в сфере индивидуального труда. Эти новые отношения, несмотря на возрастание информационного давления на человека, помогают технологически и психологически решать главную задачу - повышение эффективности любых видов деятельности.

Применение информационных и телекоммуникационных технологий в системе образования и в сфере индивидуального потребления информационных продуктов и услуг существенно повышает уровень общего и профессионального образования, что помогает получить престижную и более высоко оплачиваемую работу, формировать свой собственный культурных облик, досуг и мир развлечений, в максимальной степени развернуть личные способности. Дистанционное образование на основе современных информационных технологий является для многих стран, и для России тоже, единственным шансом подготовить людей для жизни и работы в информационном мире XXI века.

Развитие национального и глобального информационного общества не может остановиться, и как бы то ни было, информационная революция очень быстро меняет мир. Эти изменения неизбежны и чрезвычайно масштабны, и их скорость растет.

Осознавая все преимущества информационного общества, нельзя, однако, не признать, что информационная революция несет с собой не только новые решения и возможности, но и новые проблемы. Глобальные последствия от использования информационных технологий уже проявились в увеличении разрыва между уровнями развития богатых индустриальных стран и остального мира. Отрыв промышленно развитых стран в области технологии и в инфраструктуре уже не в состоянии наверстать страны, "обделенные в плане информации".

"Высокоскоростная глобальная экономика" напоминает всемирные гонки, в которых в качестве приза выступает конкурентное преимущество, а финишная лента постоянно отодвигается. Главная опасность заключается в том, что усиливающаяся глобализация производства и мобильность всемирных корпораций может неблагоприятным образом повлиять на политику охраны окружающей среды, а также права на труд и социальную защиту, - причем во всемирном масштабе. Реальным сигналом тревоги является беспрецедентное сокращение рабочих мест в компаниях, связанных с ИТ, в экономически наиболее развитых странах.

Кроме того, ИТ пока никак не повлияли на решение проблемы равенства граждан, регионов и стран. Даже выйдя на социальную арену, они не проникли дальше индивидуального уровня, т.е. пока речь идет скорее о распространении персональных компьютеров, нежели об организации доступа к информационным ресурсам и услугам для сообществ. До сего дня информационные технологии служили лишь укреплению благосостояния и власти, а основные социальные изменения, которые они принесли с собой, произошли пока только на рабочих местах и во взаимоотношениях между компаниями.

В условиях интенсивного использования глобальных сетей возникают новые формы культурной агрессии со стороны наиболее развитых стран в отношении менее развитых, появляется опасность утраты целыми сообществами своей культурной и национальной самобытности, включая самобытность языковую, происходит навязывание человечеству потребительских предпочтений и вкусов в интересах узкой группы транснациональных компаний-производителей и пр. Эффективные методы противодействия этим и другим опасностям информационного века, как и в случае защиты национальных производителей, лежат не в области отгораживания себя от глобального информационного пространства, а в сфере развития собственного полноценного участия в формировании этого пространства.

2.2 Перспективы развития

Сегодня стало очевидным преобладание информационной составляющей деятельности людей над всеми другими ее формами и компонентами. Поэтому слово "информация" приобрело поистине магическое значение, а современные информационные технологии являются подлинной движущей силой мирового экономического и технологического развития, преумножая сегодняшние знания и духовные ценности, расширяя сферы использования достижений науки и техники XX века.

Информационное общество будет постепенно трансформироваться в "общество мудрости", где с помощью научной обработки данных и информации, научной поддержки знания будут приниматься хорошо продуманные и обоснованные решения с целью улучшения качества жизни во всех ее аспектах. Мудрость, основанная на информации и знании, поможет сформировать общество, существующее в благоприятной окружающей среде, принимающее во внимание интересы и благосостояние каждого и стремящееся к включению всех граждан в активную продуктивную деятельность, придающее социальным и культурным аспектам жизни не меньшее значение, чем материальным и экономическим.

Переход к информационному обществу любой страны - это процесс, требующий больших материальных затрат на формирование и развитие информационной среды, развитие индустрии информационных услуг и “доведение” их до каждого члена общества.

Каждый человек должен иметь возможность овладевать навыками и знаниями, необходимыми для понимания сути информационного общества, активного участия. Грамотность и всеобщее начальное образование являются ключевыми факторами при построении открытого для всех без исключения информационного общества

Непрерывное образование и образование для взрослых, переподготовка, обучение в течение всей жизни, дистанционное обучение и другие специальные услуги, такие как телемедицина, могут внести решающий вклад в расширение возможностей трудоустройства и содействовать людям в использовании новых перспектив в отношении традиционных рабочих мест, самозанятости и освоения новых профессий. Необходимым фундаментом для этого являются информированность и грамотность в области.

Реализация наших общих стремлений, прежде всего к тому, чтобы развивающиеся страны и страны с переходной экономикой стали полноправными членами информационного общества во многом зависят от ускорения наращивания потенциала в области образования, технологий, ноу-хау и доступа к информации. Эти факторы являются решающими в определении уровня развития и конкурентоспособности.

С другой стороны, уже сейчас нельзя не видеть углубляющегося противоречия между людьми, занимающимися разработкой информационных технологий, и отдельными категориями людей, например, жителей села определенной возрастной группы (этим людям очень трудно либо вовсе невозможно адаптироваться к среде информационного общества). Информационные технологии подчас бесцеремонно вмешиваются в частную жизнь людей и организаций и разрушают ее. Обостряется проблема отбора качественной и достоверной информации.

Очевидно, что дальнейшее развитие цивилизации зависит от того, как скоро будут изобретены методы быстрой и качественной обработки информации. Все технологии, которые будут созданы в ближайшем будущем, станут называть "технологиями третьего тысячелетия" или "технологиями XXI века". XXI в. станет переломным в развитии человечества. Поэтому все обозначенные выше проблемы требуют к себе самого пристального внимания со стороны философов, экономистов, социологов, политологов, педагогов и, наконец, государства, чтобы не оказаться неготовыми идти в ногу с развитыми странами. И решены эти проблемы могут быть только комплексно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость перехода к информационному обществу тесно связана с изменением характера воздействия научно-технического прогресса на жизнь людей. В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все силы направлены на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются в основном интеллект и знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. При этом кардинально меняется образ жизни большей части населения, социально-психологическое поведение людей и общества в целом. Особенно существенно начинают отличаться модели поведения нынешнего и будущего поколений - известная проблема “отцов и детей”. Очевидно, что одним из факторов, способных в определенной степени ослабить воздействие на психику человека подобных изменений в образе жизни, является уровень информационной подготовленности человека к грядущим изменениям. В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.

Благодаря глобализации средств массовой информации, компьютерных сетей, доступности информационных развлечений возникает глобальная мода, интенсивно формирующая новые модели и нормы поведения, особенно в среде молодежи. Важно преодолеть их навязывание и дать возможность небольшим сообществам или национальным образованиям развивать свою культуру, сохранять язык, формировать чувство духовного единства.

Проблема информатизации общества весьма актуальна и должна рассматриваться всесторонне и комплексно в философском, экономическом, социальном, культурном, нравственном, научно-техническом, психолого-педагогическом, медицинском и правовом аспектах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградов В.А.. Современные информационные технологии и общество. Москва, 2002.

2. Уэбстер Ф. Теория информационного общества. Аспект-пресс, 2004.

3. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. 2003.

4. http://bank.orenipk.ru/Text/t16_19.htm

5. http://www.mgn.ru/~mus/aftoref.html

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и сущность информации. Развитие представлений об информации. Понятие и сущность информационного общества. Причины и последствия информационных революций. Возникновение и основные этапы развития информационного общества.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2007

    Понятие информационной революции, ее роль в формировании информационного общества. Современные международные отношения в условиях развития информационного общества, дальнейшие перспективы данного процесса в современной России. Духовная безопасность.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2013

    Основные этапы становления, базовые критерии, перспективы развития информационного общества. Обзор концепций интеллектуальной технологии как его сущности. Прогнозирование перспектив развития информационного общества, роль глобализации в этом процессе.

    реферат , добавлен 22.07.2014

    Информационное общество как очередной этап развития человечества. Социально-экономические структуры, цели и проблемы информационного общества. Инновационные циклы становления человечества. Инфокоммуникация и процесс глобализации в развитии цивилизации.

    презентация , добавлен 07.04.2014

    Концепция постиндустриального информационного общества. Увеличение роли информации и знаний в жизни общества, создание глобального информационного пространства. Критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям своего развития.

    контрольная работа , добавлен 25.09.2013

    Информационное общество как ступень в развитии современной цивилизации, его основные характеристики, этапы процесса развития. Декларация тысячелетия ООН. Окинавская хартия глобального информационного общества. Стратегия и пути его развития в России.

    презентация , добавлен 25.07.2013

    Социальная система человеческого общества. Взаимодействие информации и общества. Изменение социальных регуляторов. Прогресс компьютеризированных информационных и коммуникационных технологий. Основные этапы становления и модели информационного общества.

    презентация , добавлен 05.04.2014

    Понятие "информационного общества" в рассмотрении современных философов, исторические этапы его развития и формирования, роль государства. Американский и канадский опыт создания информационной супермагистрали, государственная программа информатизации.

    книга , добавлен 01.02.2010

    Место информации и данных в процессе информационного обмена общества. Понятие, функции и характеристики информации. Описание противоречий информационного общества. Анализ влияния средств информационного обмена на развитие систем общественных отношений.

    реферат , добавлен 12.10.2010

    Сущность социальных процессов и их типология. Основные тенденции развития социальной структуры современного российского общества. Проблема наркотизма и пьянства. Социальные процессы в России. Гражданское общество и его альтернативы в российской политике.

  • Билет № 7. Понятие политической системы общества. Элементы политической системы. Роль государства в политической системе.
  • Билет № 8. Политическая система Российской Федерации, сложившаяся на основе Конституции России 1993 года.
  • Билет № 9. Понятие и признаки права. Разнообразие подходов к понятию и определению права. Типы правопонимания.
  • Билет № 10. Сущность права. Социальное назначение и функции права
  • Билет № 11. Социальная ценность права
  • Билет № 12. Понятие правовой системы, ее основные элементы.
  • Билет №13. Основные правовые системы современности.
  • Билет № 14. Социальное регулирование и его виды.
  • Билет № 15. Правовое регулирование и правовое воздействие. Механизм правового регулирования.
  • Механизм правового регулирования
  • Билет №16. Виды социальных норм. (Система социальных норм. Классификация социальных норм).
  • Билет №17. Соотношение права и морали.
  • Билет №18: Соотношение права и обычаев.
  • Билет №19. Соотношение права и корпоративных норм.
  • Билет №20. Соотношение права и технических норм
  • Билет №26. Закон: понятие и виды. Принцип верховенства закона.
  • Билет №27. Подзаконные правовые акты: понятие и виды.
  • Билет № 28. Действие нпа во времени.
  • Билет №29. Понятие системы права. Частное и публичное право.
  • Билет №30. Отрасль права: понятие и виды. Основания деления права на отрасли.
  • Билет №31. Материальное и процессуальное право, их соотношение и взаимодействие.
  • Билет №33. Соотношение системы права и системы законодательства.
  • Билет №34. Современные тенденции в развитии системы законодательства.
  • Билет №37. Понятие правоотношения. Классификация правоотношений. Состав правоотношения.
  • Билет №38. Субъекты правоотношений. Правосубъектность. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
  • Билет №39. Содержание правоотношения. Субъективное право и юридическая обязанность.
  • Билет №40. Объекты правоотношений.
  • Билет №41. Юридические факты, их виды. Фактический состав.
  • Билет №42. Понятие реализации права. Формы реализации.
  • Билет №43. Правомерное поведение, виды правомерных действий.
  • Билет №44. Понятие правовой процедуры и юридического процесса.
  • Билет №45. Применение норм права.
  • Билет №46. Пробелы в праве, способы их восполнения.
  • Билет №47. Коллизии в праве и принципы их разрешения.
  • Билет №48. Понятие и значение толкования.
  • Билет №49. Понятие и признаки правонарушения.
  • 1) По степени общественной опасности:
  • 2) По характеру вины:
  • 3) По родовому объекту посягательства:
  • Билет № 50. Причины правонарушений, пути их преодоления
  • Билет №51. Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов, пропаганда правовой политики государства.
  • Билет №52. Понятие юридической ответственности.
  • Билет №53. Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов
  • Билет №54. Правообразование и правотворчество. Законодательный процесс. Стадии законодательного процесса
  • 1. Законодательная инициатива
  • Билет №55. Субъекты правотворчества. Участие граждан, общественных организаций и народа в процессе правотворчества. Право законодательной инициативы.
  • Билет №56. Подготовка законопроекта к рассмотрению и порядок принятия решения.
  • Билет №57. Опубликование и вступление в силу законов.
  • Билет №58. Проблемы совершенствования законодательного процесса в Российской Федерации.
  • Билет №59. Понятие и формы систематизации нормативных правовых актов.
  • Билет №60. Расчистка (ревизия) законодательства и инкорпорация как формы систематизации законодательства.
  • Билет №61. Кодификация как форма систематизации законодательства. Кодифицированный нормативный правовой акт, его структура.
  • Билет №62. Свод законов как высшая форма систематизации
  • Билет №63. Конституция Российской Федерации как основа развития российского законодательства, всей правовой системы Российской Федерации.
  • Билет № 64. Электронные правовые базы данных как средство учета и систематизации законодательства, способ информирования граждан.
  • Билет № 66. Особенности юридической техники нормативных правовых актов и индивидуальных правовых актов.
  • 5. Способы процедурно-процессуального оформления юридической практики. Билет №67. Правовой статус личности: понятие и структура.
  • Билет №68. Возникновение и развитие категории «права и свободы человека и гражданина».
  • Билет №69. Конституционные права, свободы и обязанности гражданина России, их развитие в текущем законодательстве.
  • Билет №70. Национальный (внутригосударственный) механизм защиты прав человека.
  • Билет №71. Международно-правовой механизм защиты прав человека.
  • Билет № 72. Правозащитная деятельность в гражданском обществе.
  • Билет № 73. Понятие и признаки правового государства. Возникновение и историческое развитие идеи правового государства.
  • Билет № 74. Понятие и признаки гражданского общества. Государство и право в гражданском обществе.
  • Билет № 75. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в условиях современной России.
  • Билет № 76. Понятие и признаки социального государства. Актуальные проблемы социальной политики в Российской Федерации.
  • Билет № 77. Основные черты взаимодействия экономики, государства и права. Государственно-правовое регулирование и объективные законы экономики.
  • Билет № 78. Формы и методы государственного регулирования экономических отношений.
  • Билет № 79. Место и роль государства и права в современной рыночной экономике. Соотношение государственного регулирования и экономического саморегулирования.
  • Билет № 80. Понятие и отличительные признаки информационного общества.
  • Билет № 81. Проблемы создания информационного общества в России: новые возможности, новые угрозы.
  • Билет № 82. Право граждан на информацию, его содержание, пределы и формы защиты.
  • Билет № 83. Система органов государства в Российской Федерации.
  • Билет № 84. Особенности реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации 1993 года
  • Билет № 85. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
  • Билет № 86. Государственная служба, статус государственного служащего
  • Билет № 87. Критерии эффективности государственного аппарата и пути ее повышения. Проблема борьбы с коррупцией и бюрократизмом.
  • Билет № 88. Проблемы развития и совершенствования федеративной формы государственного устройства в Российской Федерации
  • Билет № 90. Понятие и содержание законности. Законность и справедливость. Законность и целесообразность
  • Билет № 91. Принципы и гарантии законности.
  • Билет № 92. Понятие правопорядка и пути его совершенствования.
  • Билет № 93. Понятие, виды и структура правосознания.
  • Билет № 94. Правовая культура: понятие, формы и элементы. Значение правовой культуры.
  • Билет № 95. Пути совершенствования правовой культуры в российском обществе. Правовое образование и воспитание.
  • Билет № 97. Взаимодействие международного права и национальной правовой системы. Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы Российской Федерации.
  • Билет № 98. Международное сотрудничество государств в сфере экономики, экологии, политики, науки и культуры, борьбе с преступностью и терроризмом.
  • Билет № 99. Понятие и методология сравнительного правового исследования.
  • 2.1 Теория империализма
  • 2.2 Теория зависимости
  • Билет № 81. Проблемы создания информационного общества в России: новые возможности, новые угрозы.

    В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991-1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994-1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне, – этап формирования и реализации политики в сфере построения информационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002-2010 гг.», которая в 2010 г. сменилась Государственной программой «Информационное общество», принятой распоряжением Правительства России №1815-р от 20 октября 2010 года. Программа разработана для создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий, при которой граждане получают максимум выгод.

    Госпрограмма охватывает следующие направления:

      создание электронного правительства

      преодоление цифрового неравенства

      развитие новых технологий связи.

    Основной принцип программы: результаты должны приносить реальную, ощутимую пользу людям. Повышение качества жизни должно выражаться в простых и доступных сервисах, которыми граждане пользуются почти ежедневно: запись на прием к врачу через интернет, оплата штрафов с мобильного телефона, недорогой широкополосный доступ. Программа состоит из четырех подпрограмм: развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, информационная среда, безопасность в информационном обществе и информационное государство.

    При этом среди основных проблем создания информационного общества в России можно выделить следующие:

      цифровой разрыв, неравномерность информационного развития регионов России;

      система образования в России слабо нацелена на подготовку специалиста к жизни и профессиональной деятельности в условиях информационного общества, не ориентирована на формирование новой информационной культуры

      экономический рост в России во многом обусловлен рыночной конъюнктурой, обеспечивающей высокие цены на сырьевые ресурсы, и ростом малого и среднего бизнеса. Однако, доля современного высокотехнологичного производства в национальном доходе крайне низка, в то время как развитые страны за счет новых или усовершенствованных технологий, за счет продукции и оборудования, содержащих новые знания или решения получают от 70 до 85 процентов прироста ВВП

    Основная причина может заключаться в том, что важность построения в России информационного общества еще не осознана на уровне массового сознания и поэтому не воспринимается в качестве приоритетной задачи научно-технического и социально-экономического развития страны

    Можно выделить несколько основных источников угроз безопасности информационного общества, которые могут затрагивать интересы человека, общества и государства.

    Источники угроз интересам человека

    Интересы человека, которые необходимо охранять в информационном обществе, заключаются, прежде всего, в реальном обеспечении конституционных прав и свобод человека и гражданина на доступ к открытой информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность, духовное и интеллектуальное развитие.

    Наиболее опасным источником угроз этим интересам является существенное расширение возможности манипулирования сознанием человека за счет формирования вокруг него индивидуального виртуального информационного пространства, а также возможности использования технологий воздействия на его психическую деятельность.

    Сложность процедур, реализуемых в современных технологиях доступа к требуемым информационным ресурсам, критически увеличивает зависимость человека от других людей, осуществляющих разработку информационных технологий, определение алгоритмов поиска требуемой информации, ее предварительной обработки, приведения к виду, удобному для восприятия, доведение до потребителя. По существу, эти люди во многом формируют для человека информационный фон его жизни, определяют субъективную оценку условий, в которых он живет и действует, решает свои жизненные проблемы. Именно поэтому представляется исключительно важным обеспечить безопасности взаимодействия человека с информационной инфраструктурой.

    Другим опасным источником угроз интересам человека является использование во вред его интересам персональных данных, накапливаемых органами государственной власти, а также расширение возможности скрытного сбора информации, составляющей его личную и семейную тайну, сведений о его частной жизни.

    Источники угроз интересам общества

    Интересы общества в информационной сфере заключаются в защите жизненно важных интересов личности в этой сфере, обеспечении реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.

    Одним из источников угроз интересам общества в информационной сфере является непрерывное усложнение информационных систем и сетей связи критически важных инфраструктур обеспечения жизни общества.

    Эти угрозы могут проявляться в виде как преднамеренных, так и непреднамеренных ошибок, сбоев и отказов техники и программного обеспечения, вредного воздействия на эти инфраструктуры со стороны преступных структур и криминальных элементов. Объектами реализации таких угроз могут выступать информационные системы энергетической, транспортной, трубопроводной и некоторых других инфраструктур.

    Опасным источником угроз выступает возможность концентрации средств массовой информации в руках небольшой группы собственников. Эти угрозы могут проявляться в виде манипуляции общественным мнением по отношению к тем или иным общественно значимым событиям.

    Представляется, что одним из источников угроз будет обострение конкуренции на отечественных и зарубежных рынках продуктов интеллектуальной деятельности. Эта угроза может проявиться в виде расширения масштабов недобросовестной конкуренции, нарушения прав интеллектуальной собственности.

    Наконец, опасным источником угроз является расширение масштабов отечественной и международной компьютерной преступности.

    Угрозы могут проявляться в виде попыток осуществления мошеннических операций с использованием глобальных или отечественных информационно-телекоммуникационных систем, отмывания финансовых средств, полученных противоправным путем, получения неправомерного доступа к финансовой, банковской и другой информации, которая может быть использована в корыстных целях.

    Источники угроз интересам государства

    Интересы государства в информационной сфере состоят в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в интересах укрепления конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, установления политической и социальной стабильности, экономического процветания, безусловного исполнения законов и поддержания правопорядка, развития международного сотрудничества на основе партнерства.

    Наиболее опасным источником угроз интересам государства в информационной сфере является неконтролируемое распространение информационного оружия и развертывание гонки вооружений в этой области, попытки реализации концепций ведения информационных войн.

    Эти угрозы могут проявляться так же в виде получения противоправного доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, другой конфиденциальной информации, раскрытие которой может нанести ущерб интересам государства.

    ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА РОССИИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

    В России за последние 7-10 лет сформировались такие факторы социально-экономического, научно-технического и культурного развития, которые можно рассматривать как предпосылки перехода к информационному обществу. К таким предпосылкам следует отнести: 1.1. Информация становится общественным ресурсом развития, масштабы ее использования стали сопоставимыми с традиционными (энергия, сырье и т.д.) ресурсами. Уже сегодня объем продаж в России только средств вычислительной техники и информатики (в основном ПЭВМ и периферии) достигает величины более одного миллиона штук в год и оценивается, примерно, в 1,5 млрд. долларов. Как показывает мировой опыт стоимость продаж программного продукта, обычно равна или несколько больше затрат на технику, а затраты на персональные средства связи, аудио и видеоаппаратуру обычно соизмеримы с затратами на средства вычислительной техники. Эти минимальные приближенные оценки суммарно составляют 4,5 млрд. долларов, что составит порядка 5% ВВП России в 1997г. Эта величина суммарных затрат на информацию уже имеет макроэкономическую значимость и характеризует рост использования ресурса "информация". 1.2. Можно говорить о том, что в России сформировался и успешно развивается отечественный рынок телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг. Объем средств, циркулирующих на российском рынке, достигает 5-7,5 млрд. долл/год. 1.3. В целом в стране, несмотря на экономический спад, растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуникации. Растет количество корпоративных информационных сетей и непрерывно увеличивается число абонентов мировых открытых сетей. Количество российских пользователей Интернета приближается к миллиону. Интенсивно расширяется национальная сеть связи, использующая спутниковые каналы. Успешно осуществляется телефонизация страны и стремительно растет рынок средств мобильной связи. 1.4. В значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, банковская сфера и сфера государственного управления. 1.5. В общественном мнении складывается понимание актуальности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения. Об этом свидетельствует широкий общественный резонанс Концепции государственной информационной политики, которая может рассматриваться как политика обеспечения начального этапа перехода России к информационному обществу. 1.6. Сегодня Россия является частью мирового политического и экономического сообщества в такой степени, в какой она никогда не была в прошлом. В прямом и переносном смысле Россия подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи, активно используемыми сотнями тысяч сотовых и простых телефонов, факсов, компьютеров и т.д. 1.7. Сформирована и функционирует государственная структура, ответственная за создание и развитие информационно-технологического базиса обеспечение процессов перехода.

    ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

    ИО – общестов, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний. Признаки: 1) осознание обществом приоритетности И. перед другим продуктом деятельности человека; 2) первоосновой всех направлений деятельности человека (экон., производ., полит., образоват., научной и т.д.) является И.; 3) И. является продуктом деятельности современного человека; 4) И. в чистом виде является предметом купли-продажи; 5) равные возможности в доступе к И. всех слоев населения; 6) безопасность ИО, И.; 7) защита интеллектуальной собственности; 8) взаимодействие всех структур гос-ва между собой на основе ИКТ; 9) управление ИО со стороны гос-ва, общественных организаций. 28.05.1999 Концепция формирования ИО в РФ к характерным чертам и признакам ИО относит: 1) формирование единого информационно-коммуникационного пространства РФ как части мирового информационного пространства, полноправное участие РФ в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов; 2) становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций; 3) создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах; 4) возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства; 5) повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда; 6) создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.

    Понятие и особенности современного информационного общества. Информация и ее виды. Информационный ресурс. Основные задачи информатизации.

    Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

    Ученые считают , что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

    В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

    Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

    Признаки информационного общества

    1. Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

    2. Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

    3. Информация же является продуктом деятельности современного человека.

    4. Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.

    5. Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

    6. Безопасность информационного общества, информации.

    7. Защита интеллектуальной собственности.

    8. Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

    9. Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

    Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

    · все большее влияние на общество средств массовой информации;

    · информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

    · существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

    · многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

    · существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

    Термин «информация» происходит от латинского «informatio», что означает разъяснение, осведомление, изложение. С рационалистической позиции информация есть отражение реального мира с помощью сообщений. Сообщение – это форма представления каких-либо сведений в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п.

    Информация (лат. Informatio - разъяснение, осведомление, изложение) – это сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности человека.

    Если рассматривать информацию как ресурс (материальный, трудовой, денежный), то это новые сведения, позволяющие улучшить процессы, связанные с преобразованием информации.

    Для потребителя информация – это новые сведения, принятые, понятые и оцененные как полезные.

    Выделяют три фазы существования информации :

    I. Ассимилированная информация – представление информации в сознании человека, наложенная на систему его понятий и оценок.

    II. Документированная информация – сведения, зафиксированные в знаковой форме на каком-либо носителе.

    Знаковая система – это набор знаков, для которых существует указанное согласование.

    Знак – это сигналы, которые могут передавать информацию при наличии соглашения об их смысловом содержании между источниками и приемниками информации.

    III. Передаваемая информация – сведения, рассматриваемые в момент передачи информации от источника к приемнику.

    В настоящее время наибольшим спросом пользуется экономическая информация. Она дает знания обо всех сферах деятельности человека в различных видах (текстовая, табличная, цифровая и т.д.)

    В ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» дается следующее определение информации и информационных ресурсов:

    Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления

    Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

    Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

    Документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации.

    Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

    Развитие мировых информационных ресурсов позволило :

    1. создавать информационные услуги;

    2. оказывать информационные услуги;

    3. образовать всевозможные базы данных ресурсов, регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

    4.повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

    Информатизация – процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации.

    Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

    Цели информатизации:

    1. обеспече­ние устойчивого экономического роста

    2. повышение общественного благосос­тояния

    3. укрепление социального согласия

    4. реализация потенциала большинства стран мира в области развития демократии

    5. обеспечение международной стабильности и ответственного управления в мировом сообще­стве.

    Информатизация общества обеспечивает:

    · активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонд, и научной, производственной и других видах деятельности его членов;

    · интеграцию информационных технологий в научные и производственные виды деятельности, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

    · высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.