PHP: Наследование.
Это вторая часть нашего учебника по объектам в PHP. Первая часть находится тут: объекты в PHP .
Что такое наследование в PHP
С помощью наследования мы можем создавать классы, которые будут содержать в себе все свойства и методы родительского класса. То есть, дочерние классы наследуют свойства и методы класса родителя.
Дочерний класс является расширением родительского класса, так как кроме унаследованных свойств и методов он содержит собственные.
Наследование устанавливается использованием слова extends при создании класса.
Простой пример:
name, возраст: $this->age, "; } } class Son extends Dad // Son по американски — сын, наследник класса Dad (отец) { public $user = "Nicer", $password = "secretNic"; public function printUserInfo() { echo "логин: $this->user, пароль: $this->password."; } } $obj = new Son(); $obj->printInfo(); $obj->printUserInfo();
Как видите, мы работаем только с экзампларом дочернего класса Son, но получаем через него доступ к методу printInfo() родительского класса Dad. В этом смысл наследования в PHP.
Слово extends дословно переводится с английского как расширять. Так что записть " class Son extends Dad " очень легко понятна, а именно: "класс Son расширяет {класс} Dad".
Пример наследования классов
Прошлый урок мы закончили на примере класса:
id = $id; $this->type = "книга"; $this->name = "Война и мир"; $this->description = "Толстая книга из нескольких томов"; $this->price = "543.26"; } function printGoods() { echo " ID товара: $this->id. Тип товара: $this->type. Название: \"$this->name\". Описание: $this->description. Цена: $this->price."; } } $Goods = new Goods(124); $Goods->printGoods();
В этом примере у нас всё работает. Класс хранит информацию о товаре и может печатать её на экран методом printGoods(). Но проект будет развиваться, и информацию о каком-то товаре понадобиться представить в виде HTML-таблицы, а о каком-то отправить на почту. Один класс не должен делать всё это, для этих целей создаются разные классы.
В этом примере второй класс GoodsInfo объявлен с использование ключевого слова extends , что обозначает что он является наследником класса, имя которого указано далее, в нашем случае это класс Goods.
Класс GoodsInfo называется дочерним, а класс Goods родительским. Такие названия указывают на наследственную связь этих классов.
В дочернем классе GoodsInfo мы имеем доступ ко всем свойствам и методам родительского класса.
Так как в классе GoodsInfo нет своего конструктора, то автоматически запущен конструктор родителя. Если в дочернем классе есть конструктор, то родительский конструктор не будет запускаться.
Ещё раз напишу: фактически, дочерний класс представляет из себя расширение родительского класса. Ключевое слово extends , которым указывается родственная связь, так и переводится с английского - расширение.
То есть мы можем создать класс, который является хранилищем информации, и создать несколько дочерних классов, которые обрабатывают эту информацию, каждый класс при этом специализируется на свой задаче.
Уточнение типов объектов
Теперь вот ещё о чём следует написать, о проверке типов объектов.
Разобъём наши классы на два отдельных класса:
Пример работает точно так же, но на что тут нужно обратить внимание. Во-первых, область видимости свойств класса Goods стала public , иначе мы не получим к ним доступ из класса GoodsInfo, так как это уже не дочерний класс, а область видимости protected делает свойства доступными только дочерним классам.
Также обратите внимание, что область видимости была определена для метода printGoods() в классе GoodsInfo, это тоже можно делать.
Метод printGoods() на вход должен получать только объект класса Goods, и нам очень желательно проверить это. Проверим мы это так:
Public function printGoods(Goods $Goods) // метод должен получать объект { echo " ID товара: $Goods->id. Тип товара: $Goods->type. Название: \"$Goods->name\". Описание: $Goods->description. Цена: $Goods->price. "; }
Строка printGoods(Goods $Goods) , сначала идёт имя класса, которому должен соответствовать объект-аргумент, а потом уже аргумент. Если методу будет передан аргумент элементарного типа (string , integer , float , boolean) или объект другого типа, то будет сгенерирована ошибка.
Использование такого приёма очень правильно с точки зрения безопасности сценариев.
Таким образом можно проверять типы объектов и массивы, вот синтаксис для проверки массивов:
public function printGoods(array $Goods) {...}
А строки и другие элементарные типы нужно проверять специальными функциями.
Также можно требовать, чтобы аргумент был или определённого типа, либо нулевым значением (NULL).
public function printGoods(array $Goods=null) {...}
Область видимости в PHP
Теперь можно закрыть тему области видимости свойств и методов. Есть три ключевых слова, для определения разной области видимости.
- public - доступно всем.
- protected - доступно этому классу и дочерним, а также их объектам.
- private - недоступно даже дочерним классам.
Это всё про области видимости.
Работа с наследованием в PHP
Из дочернего класса можно обратиться к методу родительского класса. Для этого используется дескриптор (по английски - родитель).
Обратите внимание, что для доступа к родительскому классу мы использовали двойное двоеточие " :: ". Обращаясь к методу к контексте класса используем " :: ", а в контексте объекта используем " -> ".
Ключевое слово parent в PHP используется при переопределении методов в дочерних классах, подробнее вы можете прочитать по ссылке.
К методу класса можно обратиться напрямую, используя двойное двоеточие " :: ". Вот пример синтакиса:
Сначала пишем имя класса, потом двойное двоеточие, потом метод.
Резюме
Итак, мы изучили механизм наследования. Конечно, ещё много придётся изучать, данная информация лишь вводная.
Продолжим, следующий урок:
При работе с классами в PHP часто приходится расширять функционал кода. Но если изменять оригинальный класс нет возможности, то его можно легко расширить создав "копию".
Классы, которые расширяют оригинальный называют "дочерними ", а родительский - "суперклассом ". У суперкласса может быть множество дочерних классов.
extends
Рассмотрим основные принципы наследования классов:
- С помощью наследования мы можем создавать классы, которые будут содержать в себе все свойства и методы родительского класса, т.е. дочерние классы наследуют public и protected свойства и методы родительского класса.
- Дочерний класс является расширением родительского класса, так как кроме унаследованных свойств и методов он может содержать собственные.
- Наследование устанавливается использованием слова extends при создании класса.
- Если у наследника нет своего конструктора (о нем писал ранее), то автоматически запустится конструктор родителя. Если в дочернем классе есть конструктор, то родительский конструктор не будет запускаться.
- В дочерних классах могут переопределяться свойства и методы суперкласса. Определяя подкласс, мы гарантируем, что его экземпляр определяется характеристиками сначала дочернего, а затем родительского класса.
Давайте рассмотрим простой пример. Пусть у нас есть класс Ploshad , который считает площадь поверхности. Но теперь нам понадобилось рассчитывать ее объем. Оригинальный класс изменять нельзя. Создадим дочерний класс Obyem , который будет наследовать все свойства и методы Ploshad , и добавим функционал для расчета объема:
class Ploshad {
protected $width;
protected $height;
public function __construct($x, $y) {
$this->width = $x;
$this->height = $y; }
public function Square() { return $this->width * $this->height; }
}
class Obyem extends Ploshad {
protected $glybina;
public function Obyemss($g) {
$this->glybina = $g;
return $this->Square()* $this->glybina;
}
}
За счет записи class Obyem extends Ploshad мы объявили, что класс Obyem наследует свойства и методы класса Ploshad и может ими управлять. Внутри Obyem мы прописали новой свойство $glybina и метод public function Obyemss($g) . Давайте теперь рассчитаем объем и площадь:
$obj = new Obyem(2,12); //создаем объект от наследника
echo "Площадь: ".$obj->Square(); //старая функция родителяя
echo "Объем: ".$obj->Obyemss(2); //новая функция наследника
Как видно из комментариев $obj теперь может использовать как старые методы класса Ploshad, так и новые дочернего класса Obyem.
При рассчете площади интерпретатор PHP ищет конструктор в Obyem классе, если его не находи, то запускает конструктор в Ploshad. Он переопределяет значения переданных свойств(Obyem(2,12)). Затем запускается метод Square() и использует эти данные.
В случае с объемом, также запускается конструктор в Ploshad, а затем метод Obyemss($g), в которой передается высота. Внутри метода используем рассчет площади умноженный на высоту и получаем результат.
Наследование используют, когда функционал внутри одного класса становится слишком сложным для понимания и работы с ним, а также для создания исключений или разграничения типов данных. Например, у вас есть класс для выгрузки книжных товаров с множеством полей (автор, год издания, число страниц). Теперь, если вам понадобилось выводить товар с другим типом, например: DVD игры, то у него будут другие параметры (системные требования). Поэтому если класс стал напоминать два класса, лучше сделать наследование.
Интерпретатор PHP всегда сначала смотрит на дочерний класс:
- Есть ли конструктор. Если есть, то игнорирует конструктор родителя
- Есть ли свойства и методы. Если в дочернем и родительском они совпадают, то используются дочерние. Таким образом, можно полностью переписать функционал методов родительского класса.
extends parent::
parent:: - используется если в дочернем классе нужно изменить функционал родительского метода
Пример:
class PloshadProcent extends Ploshad {
function Square() {
$str = parent::Square();
$str = $str*0.1;
return $str;
}
}
Теперь при вызове, мы получим 10% от нашей площади:
$obj2 = new PloshadProcent(2,12);
echo "Площадь 10%: ".$obj2->Square(); //выдаст 2.4
Мы переопредилили метод суперкласса Square() внутри PloshadProcent
Второй и очень важный способ применения parent:: заключается в переопределении функционала конструктора внутри дочернего класса. Это можно использовать, если в суперклассе нет каких-то новых свойств, для работы:
Пусть есть класс book и в нем конструктор принимает всего 2 параметра: $title, $price.
class book {
public $title;
public $price;
function __construct($title, $price) {
$this->title = $title;
$this->price = $price;
}
}
Вдруг нам понадобилось вывести новый параметр $pages. Создадим экземпляр класса new_book и сделаем в нем свой конструктор, в котором уже будут нужные данные: $title, $price, $pages
Когда в дочернем классе определяется свой конструктор, PHP не вызывает конструктор родительского класса автоматически. Это необходимо сделать вручную в конструкторе подкласса.
Дочерний класс в своем конструкторе вызывает конструктор своего родительского класса, передавая нужные аргументы для инициализации, исполняет его, а затем выполняется код, который реализует дополнительную функциональность, в данном случае инициализирует свойство подкласса.
class new_book extends book {
public $pages;
function __construct($title, $price, $pages) {
parent::__construct($title, $price); // вызываем метод-конструктор родительского класса
$this->pages = $pages; // инициализируем свойство определенное в подклассе
}
}
$obj = new new_book("азбука", 35, 500);
echo "Книга: $obj->title | Цена: $obj->price | Страниц: $obj->pages";
Таким образом, мы можем расширять функционал суперклассов, не изменяя их самих. В следующем уроке вы узнаете
Наследование - это механизм объектно ориентированного программирования, который позволяет описать новый класс на основе уже существующего (родительского).
Класс, который получается в результате наследования от другого, называется подклассом. Эту связь обычно описывают с помощью терминов «родительский» и «дочерний». Дочерний класс происходит от родительского и наследует его характеристики: свойства и методы. Обычно в подклассе к функциональности родительского класса (который также называют суперклассом) добавляются новые функциональные возможности.
Чтобы создать подкласс, необходимо использовать в объявлении класса ключевое слово extends , и после него указать имя класса, от которого выполняется наследование:
age = $age;
}
function add_age () {
$this->age++;
}
}
// объявляем наследуемый класс
class my_Cat extends Cat {
// определяем собственный метод подкласса
function sleep() {
echo "
Zzzzz...";
}
}
$kitty = new my_Cat(10);
// вызываем наследуемый метод
$kitty->add_age();
// считываем значение наследуемого свойства
echo $kitty->age;
// вызываем собственный метод подкласса
$kitty->sleep();
?>
Подкласс наследует доступ ко всем методам и свойствам родительского класса, так как они имеют тип public . Это означает, что для экземпляров класса my_Cat мы можем вызывать метод add_age() и обращаться к свойству $age не смотря на то, что они определены в классе cat . Также в приведенном примере подкласс не имеет своего конструктора. Если в подклассе не объявлен свой конструктор, то при создании экземпляров подкласса будет автоматически вызываться конструктор суперкласса.
Обратите внимание на то, что в подклассах могут переопределяться свойства и методы. Определяя подкласс, мы гарантируем, что его экземпляр определяется характеристиками сначала дочернего, а затем родительского класса. Чтобы лучше это понять рассмотрим пример:
age"; } } class my_Cat extends Cat { public $age = 10; } $kitty = new my_Cat; $kitty->foo(); ?>
При вызове $kitty->foo() интерпретатор PHP не может найти такой метод в классе my_Cat , поэтому используется реализация этого метода заданная в классе Cat . Однако в подклассе определено собственное свойство $age , поэтому при обращении к нему в методе $kitty->foo() , интерпретатор PHP находит это свойство в классе my_Cat и использует его.
Так как мы уже рассмотрели тему про указание типа аргументов, осталось сказать о том, что если в качестве типа указан родительский класс, то все потомки для метода будут так же доступны для использования, посмотрите на следующий пример:
foo(new my_Cat); ?>
Мы можем обращаться с экземпляром класса my_Cat так, как будто это объект типа Cat , т.е. мы можем передать объект типа my_Cat методу foo() класса Cat , и все будет работать, как надо.
Оператор parent
На практике подклассам бывает необходимо расширить функциональность методов родительского класса. Расширяя функциональность за счет переопределения методов суперкласса, в подклассах вы сохраняете возможность сначала выполнить программный код родительского класса, а затем добавить код, который реализует дополнительную функциональность. Давайте разберем как это можно сделать.
Чтобы вызвать нужный метод из родительского класса, вам понадобится обратиться к самому этому классу через дескриптор. Для этой цели в PHP предусмотрено ключевое слово parent . Оператор parent позволяет подклассам обращаться к методам (и конструкторам) родительского класса и дополнять их существующую функциональность. Чтобы обратиться к методу в контексте класса, используются символы " :: " (два двоеточия). Синтаксис оператора parent:
Parent::метод_родительского_класа
Эта конструкция вызовет метод, определенный в суперклассе. Вслед за таким вызовом можно поместить свой программный код, который добавит новую функциональность:
title = $title;
$this->price = $price;
}
}
class new_book extends book {
public $pages;
function __construct($title, $price, $pages) {
// вызываем метод-конструктор родительского класса
parent::__construct($title, $price);
// инициализируем свойство определенное в подклассе
$this->pages = $pages;
}
}
$obj = new new_book("азбука", 35, 500);
echo "Книга: $obj->title
Цена: $obj->price
Страниц: $obj->pages";
?>
Когда в дочернем классе определяется свой конструктор, PHP не вызывает конструктор родительского класса автоматически. Это необходимо сделать вручную в конструкторе подкласса. Подкласс сначала в своем конструкторе вызывает конструктор своего родительского класса, передавая нужные аргументы для инициализации, исполняет его, а затем выполняется код, который реализует дополнительную функциональность, в данном случае инициализирует свойство подкласса.
Ключевое слово parent можно использовать не только в конструкторах, но и в любом другом методе, функциональность которого вы хотите расширить, достигнуть этого можно, вызвав метод родительского класса:
name}.";
return $str;
}
}
class my_Cat extends Cat {
public $age = 5;
function getstr() {
$str = parent::getstr();
$str .= "
Возраст: {$this->age} лет.";
return $str;
}
}
$obj = new my_Cat;
echo $obj->getstr();
?>
Здесь сначала вызывается метод getstr() из суперкласса, значение которого присваивается переменной, а после этого выполняется остальной код определенный в методе подкласса.
Теперь, когда мы познакомились с основами наследования, можно, наконец, рассмотреть вопрос видимости свойств и методов.
public, protected и private: управление доступом
До этого момента мы явно объявляли все свойства как public (общедоступные). И такой тип доступа задан по умолчанию для всех методов.
Элементы класса можно объявлять как public (общедоступные), protected (защищенные) и private (закрытые). Рассмотрим разницу между ними:
- К public (общедоступным) свойствам и методам, можно получить доступ из любого контекста.
- К protected (защищенным) свойствам и методам можно получить доступ либо из содержащего их класса, либо из его подкласса. Никакому внешнему коду доступ к ним не предоставляется.
- Вы можете сделать данные класса недоступными для вызывающей программы с помощью ключевого слова private (закрытые). К таким свойствам и методам можно получить доступ только из того класса, в котором они объявлены. Даже подклассы данного класса не имеют доступа к таким данным.
public - открытый доступ:
hello"; } } $obj = new human; // доступ из вызывающей программы echo "$obj->age"; // Допустимо $obj->say(); // Допустимо?>private - доступ только из методов класса:
age"; } } $obj = new human; // напрямую из вызывающей программы доступа к закрытым данным нет echo "$obj->age"; // Ошибка! доступ закрыт! // однако с помощью метода можно выводить закрытые данные $obj->say(); // Допустимо?>protected - защищенный доступ:
Модификатор protected с точки зрения вызывающей программы выглядит точно так же, как и private: он запрещает доступ к данным объекта извне. Однако в отличие от private он позволяет обращаться к данным не только из методов своего класса, но также и из методов подкласса.
В этом уроке мы поговорим о наследовании в ООП и о том, как оно работает в PHP. С помощью наследования можно сделать классы намного сильнее и гибче, а также сэкономить уйму времени на написание скриптов.
Мы рассмотрим следующее:
- Концепцию наследования, и почему его полезно использовать;
- Как один PHP класс может наследоваться от другого;
- Как один из “детей” класса может перегружать функциональность методов своего “родителя”;
- Работа с методами и классами final;
- Использование абстрактных классов;
- Работа с интерфейсами.
Готовы? Тогда вперед!
Как осуществляется наследование?
Наследование базируется на понятиях класс-родитель и класс-наследник. Используя определенный синтаксис, вы можете создать класс, который будет наследовать другой класс (становится его наследником).
На заметку: классы-родители также называют базовыми классами или супер-классами. Классы-наследники, в свою очередь, можно назвать дочерними классами или подклассами.
Когда вы создаете дочерний класс, он наследует все поля и методы своего базового класса. В дочерний класс можно добавлять дополнительные поля и методы, тем самым расширяя функциональность класса-родителя.
К примеру, в веб-приложении форума есть класс Member, у которого есть методы createPost(), editProfile(), showProfile() и др. Так как администраторы форума также являются его членами, то вы можете создать класс Administrator - дочерний класса Member. Класс Administrator наследует все поля и методы класса Member, а значит, объект класса Administrator будет вести себя точно так же, как объект Member.
Вы можете расширить функциональность класса Administrator, добавив в него такие методы, как createForum(), deleteForm() и banMember(). А если хотите назначать роли еще и администраторам, то добавьте в данный дочерний класс поле, например, $adminLevel.
Действуя таким образом, вы не захламляете класс Member методами и полями, которые не подходят для обычных участников форума, а только для администраторов. Вам также не придется копировать и вставлять методы и поля из класса Member в дочерний класс. Так что наследование подойдет вам как нельзя лучше.
На заметку: вы можете создать столько дочерних классов, сколько вам понадобится, от одного единственного супер-класса, и в каждый из них можно добавлять всё новые и новые методы и поля.
Создание дочерних классов
Итак, как же создать класс, который станет наследником другого класса, в PHP? Для этого существует ключевое слово extends:
Class ParentClass { // описание полей и методов } class ChildClass extends ParentClass { // описание дополнительных полей и методов }
Мы создали класс ParentClass, а затем класса ChildClass, который наследуется от ParentClass. ChildClass наследует все поля и методы класса ParentClass, и в него также могут быть добавлены свои поля и методы.
А теперь - пример. Создадим класс Member для воображаемого веб-форума, а затем класс Administrator - дочерний от Member:
Class Member {
public $username = "";
private $loggedIn = false;
public function login() {
$this->loggedIn = true;
}
public function logout() {
$this->loggedIn = false;
}
public function isLoggedIn() {
return $this->loggedIn;
}
}
class Administrator extends Member {
public function createForum($forumName) {
echo "$this->username created a new forum: $forumName
";
}
public function banMember($member) {
echo "$this->username banned the member: $member->username
";
}
}
Как видите, класс Member содержит поле public $username и поле private $loggedIn, а также методы для входа-выхода из форума и метод для определения того, зашел ли пользователь или нет.
- createForum($forumName) для создания нового форума с названием $forumName;
- banMember($member) для бана пользователя $member.
На заметку: естественно, эти методы ничего не делают, так как форум наш - воображаемый. В них на страницу просто выводятся какие-то сообщения.
Давайте посмотрим на наши классы в действии. Создадим по одному объекту обоих классов, а затем вызовем некоторые из их методов:
// создаем участника форума и логиним его
$member = new Member();
$member->username = "Fred";
$member->login();
echo $member->username . " is " . ($member->
";
// создаем администратора и логиним его
$admin = new Administrator();
$admin->username = "Mary";
$admin->login();
echo $admin->username . " is " . ($member->isLoggedIn() ? "logged in" : "logged out") . "
";
// отобразит "Mary created a new forum: Teddy Bears"
$admin->createForum("Teddy Bears");
// отобразит "Mary banned the member: Fred"
$admin->banMember($member);
На странице отобразится:
Fred is logged in Mary is logged in Mary created a new forum: Teddy Bears Mary banned the member: Fred
Вот, как это работает:
- Сначала мы создали объект класса Member, задали имя пользователя “Fred”, залогинили его и отобразили на странице сообщение о том, что он вошел на форум.
- Затем создаем объект класса Administrator. Так как данный класс наследуется от Member, мы можем пользоваться всеми методами и полями этого класса для объектов класса Administrator. Мы даем имя администратору - Mary - и логиним ее, после чего отображаем сообщение о том, что она вошла.
- Теперь вызываем метод класса Administrator createForum(), передав в него название форума - “Teddy Bears”.
- Наконец, вызываем метод banMember() от объекта - админа, передав имя пользователя Fred.
В этом и заключается суть наследования в ООП. Дальше в уроке мы рассмотрим различные способы манипулирования наследованием, включая перегрузку, классы и методы final, абстрактные классы и интерфейсы.
Перегрузка родительских методов
Как вы уже увидели, при создании дочернего класса, он наследует все поля и методы своего родительского класса. Тем не менее, может возникнуть необходимость изменить функциональность методов супер-класса в дочернем классе.
На примере с форумом: когда админ логинится, это происходит абсолютно так же, как и для обычного пользователя, но вы, возможно, захотите записывать логи в определенный файл, в целях безопасности.
Перегрузкой метода login() в дочернем классе, вы можете изменить данный метод по своему усмотрению.
Чтобы перегрузить метод супер-класса в дочернем классе, просто создайте в нем метод с таким же названием. Тогда при вызове метода для объектов дочернего класса, будет вызываться именно перегруженный метод, а не метод супер-класса:
Class ParentClass { public function myMethod() { // (действия) } } class ChildClass extends ParentClass { public function myMethod() { // вызывется для объекта класса ChildClass // вместо метода супер-класса MyMethod() } }
Давайте перегрузим метод login() для класса Administrator так, чтобы в файл записывались логи:
Class Member {
public $username = "";
private $loggedIn = false;
public function login() {
$this->loggedIn = true;
}
public function logout() {
$this->loggedIn = false;
}
}
class Administrator extends Member {
public function login() {
$this->loggedIn = true;
echo "Log entry: $this->username logged in
";
}
}
// создаем нового пользователя и логиним его
$member = new Member();
$member->username = "Fred";
$member->login();
$member->logout();
// создаем нового администратора и логиним его
$admin = new Administrator();
$admin->username = "Mary";
$admin->login(); // отобразит "Log entry: Mary logged in"
$admin->logout();
Как видите, мы перегрузили метод login() класса Administrator, чтобы он отображал сообщения, как в файлах - логах.
Затем мы создали обычного пользователя (Fred) и администратора (Mary). При вызове метода login() от Фреда вызывается метод Member::login(). А когда мы вызываем метод от администратора Mary, вызовется метод Administrator::login(), так как PHP видит, что мы перегрузили этот метод для данного класса. На странице отобразится строка "Log entry: Mary logged in".
С другой стороны, мы не перегрузили метод logout() в дочернем классе, поэтому Member:logout() вызывается и для админов и для обычных пользователей.
Вызов метода супер-класса из дочернего класса
Когда вы перегружаете метод в дочернем классе, вам обычно не требуется изменять его полностью. Вам нужно будет использовать функциональность метода супер-класса и добавить кое-что в метод дочернего класса.
В примере, приведенном в прошлом параграфе, мы перегрузили метод login(). Но мы продублировали часть метода Member::login() в Administrator::login():
Class Administrator extends Member {
public function login() {
$this->loggedIn = true;
echo "Log entry: $this->username logged in
";
}
}
Вместо того, чтобы дублировать код, лучше вызвать метод Member::login() из Administrator::login().
Чтобы получить доступ к методу супер-класса из класса дочернего, воспользуйтесь ключевым словом parent:
Parent::myMethod();
Давайте теперь перепишем метод login() в дочернем классе так, чтобы из него вызывался тот же метод из класса-родителя, а затем добавим в него что-то новое:
Class Administrator extends Member {
public function login() {
parent::login();
echo "Log entry: $this->username logged in
";
}
}
Это не только сокращает код, но также обеспечивает легкость его будущих корректировок. Если вам позже понадобится изменить способ, по которому логинится любой пользователь, вам потребуется подкорректировать метод login() только в классе Member, и в классе Administrator будет вызываться уже измененный метод.
Предотвращение наследования с помощью методов и классов final
В большинстве случаев, давать возможность классам расширять свою функциональность посредством наследования - хорошая практика. Это ведь часть силы ООП.
Однако бывает такое, что перегрузка методов супер-классов может привести к неполадкам, снизить безопасность, усложнить код. В этих случаях, было бы полезно запретить наследование метода или даже всего класса.
Чтобы запретить дочерним классам перегружать методы супер-класса, добавьте перед его описанием ключевое слово final. Например, вы можете запретить перегрузку метода login() класса Member по причинам усиления безопасности:
Class Member { public $username = ""; private $loggedIn = false; public final function login() { $this->loggedIn = true; } public function logout() { $this->loggedIn = false; } public function isLoggedIn() { return $this->loggedIn; } }
Если кто-то попытается наследовать класс и перегрузить данный метод:
Class NaughtyMember extends Member { public function login() { $this->loggedIn = true; // сделать что-то плохое } }
… PHP выведет сообщение об ошибке:
Fatal error: Cannot override final method Member::login()
Вы можете также запретить наследование от всего класса:
Final class Member { // от этого класса нельзя вообще наследовать }
Любая попытка создать дочерний класс данного класса, не увенчается успехом:
Fatal error: Class NaughtyMember may not inherit from final class (Member)
На заметку: несмотря на то что это больше касается Java, нежели PHP, приводит преимущества использования методов и классов final.
Работа с абстрактными классами
Абстрактный класс - это такой класс, который не может быть реализован, то есть, вы не сможете создать объект класса, если он абстрактный. Вместо этого вы создаете дочерние классы от него и спокойно создаете объекты от этих дочерних классов. Абстрактные классы представляют собой шаблоны для создания классов.
Абстрактный класс содержит один или несколько абстрактных методов. Когда вы создаете абстрактный метод в абстрактном классе, вы не добавляете в этот метод ничего. Вместо этого он должен быть описан в любом дочернем классе.
На заметку: как только вы создали хотя бы один абстрактный метод в классе, вы должны объявить этот класс как абстрактный.
Когда от абстрактного класса наследуется обычный класс, он должен реализовать все абстрактные методы класса-родителя. В противном случае, PHP сгенерирует ошибку. Так, абстрактный класс создает “правила поведения” для своих дочерних классов.
На заметку: вы можете добавлять в абстрактный класс и не абстрактные методы. Они будут обыкновенным образом наследоваться дочерними классами.
Давайте рассмотрим пример. Скажем, мы создаем веб-сайт, в котором есть как участники форума, так и покупатели онлай-магазина, который является частью нашего сайта. Так как и участники форума и покупатели - люди, мы можем создать абстрактный класс Person, в котором будут какие-то поля и методы, общие для всех пользователей сайта:
Abstract class Person { private $firstName = ""; private $lastName = ""; public function setName($firstName, $lastName) { $this->firstName = $firstName; $this->lastName = $lastName; } public function getName() { return "$this->firstName $this->lastName"; } abstract public function showWelcomeMessage(); }
Как видите, мы создали абстрактный класс, добавив в его описание ключевое слово abstract. В этом классе есть несколько свойств, общих для всех людей, - $frstName и $lastName - а также методы для инициализации и чтения значений этих полей.
В классе также есть абстрактный метод showWelcomeMessage(). Этот метод выводит приветствие, когда пользователь входит на сайт. Опять же, мы добавляем ключевое слово abstract в описание данного метода, чтобы сделать его абстрактным. Так как он абстрактный, в нем нет ни строчки кода, это просто его объявление. Тем не менее, любой дочерний класс обязан добавить и описать метод showWelcomeMessage().
Теперь давайте создадим пару классов от абстрактного класса Person:
- класс Member для участников форума;
- класс Shopper для покупателей онлайн-магазина.
Class Member extends Person {
public function showWelcomeMessage() {
echo "Hi " . $this->getName() . ", welcome to the forums!
";
}
public function newTopic($subject) {
echo "Creating new topic: $subject
";
}
}
class Shopper extends Person {
public function showWelcomeMessage() {
echo "Hi " . $this->getName() . ", welcome to our online store!
";
}
public function addToCart($item) {
echo "Adding $item to cart
";
}
}
Как видите, каждый из них описывает метод showWelcomeMessage() из абстрактного супер-класса. Они имплементированы по-разному: в классе Member отображается сообщение "welcome to the forums", а в классе Shopper - "welcome to our online store", но это нормально. Главное то, что они оба описали данный метод.
Если бы один из них, например, Shopper, не описал метод, PHP выдал бы ошибку:
Наряду с имплементацией абстрактного метода, в каждом классе есть свои обычные методы. В Member есть метод newTopic() для создания новой темы в форуме, а в Shopper - метод addToCart() для добавления товаров в корзину.
Теперь мы можем создавать участников форума и покупателей на нашем сайте. Мы можем вызывать методы newTopic() и addToCart() от этих объектов, а также getName() и setName(), так как они наследуются от супер-класса Person.
Более того, зная, что классы Member и Shopper наследуются от Person, мы можем спокойно вызывать метод showWelcomeMessage() для обоих классов, так как он точно реализован и в том и в другом. Мы в этом уверены, так как знаем, что он был объявлен как абстрактный метод в классе Person.
Вот пример:
$aMember = new Member(); $aMember->setName("John", "Smith"); $aMember->showWelcomeMessage(); $aMember->newTopic("Teddy bears are great"); $aShopper = new Shopper(); $aShopper->setName("Mary", "Jones"); $aShopper->showWelcomeMessage(); $aShopper->addToCart("Ornate Table Lamp");
На странице отобразится:
Hi John Smith, welcome to the forums! Creating new topic: Teddy bears are great Hi Mary Jones, welcome to our online store! Adding Ornate Table Lamp to cart
Создание и использование интерфейсов
Интерфейсы во многом схожи с абстрактными классами. Интерфейс - это шаблон, который задает поведение одного или более классов.
Вот основные отличия между интерфейсами и абстрактными классами:
- Ни один метод не может быть описан в интерфейсе. Они все абстрактны. В абстрактном классе могут быть и не абстрактные методы.
- Интерфейс не может содержать полей - только методы.
- Класс имплементирует интерфейс, и класс наследует или расширяет другой класс.
- Класс может имплементировать несколько интерфейсов одновременно. Этот же класс может наследовать другой класс. Но у дочернего класса может быть только один супер-класс (абстрактный или нет).
Как и абстрактный класс, интерфейс объявляет несколько методов, которые должны быть реализованы в любом классе, который имплементирует данный интерфейс. Синтаксис выглядит так:
Interface MyInterface { public function aMethod(); public function anotherMethod(); }
Чтобы создать класс, который имплементирует тот или иной интерфейс, напишите так:
Class MyClass implements MyInterface { public function aMethod() { // (имплементация метода) } public function anotherMethod() { // (имплементация метода) } }
Интерфейсы полезны в случаях, когда нужно создать несколько несвязанных между собой классов, у которых будет общая функциональность.
Например, веб-форум может содержать класс Member для участников форума и класс Topic для тем, создаваемых участниками форума. В отношении наследования, эти классы скорее всего не будут зависеть друг от друга, так как они выполняют совершенно разные функции.
Тем не менее, давайте предположим, что нам нужно будет доставать их и записывать в базу данных как объекты класса Member, так и объекты Topic. Для этого мы создадим интерфейс Persistable, в котором будут методы для сохранения объектов в БД и извлечения их оттуда:
Interface Persistable { public function save(); public function load(); public function delete(); }
Теперь давайте создадим класс Member и имплементируем для него интерфейс Persistable. Это значит, что в интерфейсе должны быть методы save(), load() и delete():
Class Member implements Persistable {
private $username;
private $location;
private $homepage;
public function __construct($username, $location, $homepage) {
$this->username = $username;
$this->location = $location;
$this->homepage = $homepage;
}
public function getUsername() {
return $this->username;
}
public function getLocation() {
return $this->location;
}
public function getHomepage() {
return $this->homepage;
}
public function save() {
echo "Saving member to database
";
}
public function load() {
echo "Loading member from database
";
}
public function delete () {
echo "Deleting member from database
";
}
}
Наш класс Topic также будет имплементировать данный интерфейс, поэтому в нем тоже должны быть эти три метода:
Class Topic implements Persistable {
private $subject;
private $author;
private $createdTime;
public function __construct($subject, $author) {
$this->subject = $subject;
$this->author = $author;
$this->createdTime = time();
}
public function showHeader() {
$createdTimeString = date("l jS M Y h:i:s A", $this->createdTime);
$authorName = $this->author->getUsername();
echo "$this->subject (created on $createdTimeString by $authorName)
";
}
public function save() {
echo "Saving topic to database
";
}
public function load() {
echo "Loading topic from database
";
}
public function delete () {
echo "Deleting topic from database
";
}
}
На заметку: так как у нас форум - воображаемый, вместо взаимодействия с базой данных в методах save(), load() и delete() просто выводятся сообщения.
Теперь можем создать объекты классов Member и Topic, а затем вызвать их методы getUsername() и showHeader(). Более того, зная, что эти классы имплементируют интерфейс Persistable, мы можем вызывать такие методы, как save(), load() или delete():
$aMember = new Member("fred", "Chicago", "http://example.com/");
echo $aMember->getUsername() . " lives in " . $aMember->getLocation() ."
";
$aMember->save();
$aTopic = new Topic("Teddy Bears are Great", $aMember);
$aTopic->showHeader();
$aTopic->save();
На странице отобразится:
Fred lives in Chicago Saving member to database Teddy Bears are Great (created on Wednesday 25th May 2011 02:19:14 AM by fred) Saving topic to database
Как видите, интерфейсы могут соединить классы, которые никак не относятся друг к другу, для определенных целей, например, записи в базу данных объектов класса. Не забудьте, что один класс может имплементировать несколько интерфейсов:
Class MyClass implements anInterface, anotherInterface { ... }
На заметку: интерфейсы - это мощное свойство ООП, и о них можно еще много чего сказать. Узнать о них больше можно в PHP документации.
Заключение
В этом уроке вы ознакомились с одним из самых мощных свойств ООП - наследованием. Вы узнали:
- Как работает наследование, и как его использовать для расширения классов;
- Как создавать дочерние классы в PHP;
- Почему вам может понадобиться перегружать методы в дочерних классах;
- Как получить доступ к методам супер-класса;
- Всё о методах и классах final, и почему полезно их использовать;
- Концепцию абстрактных классов для создания шаблонов дочерних классов;
- Как использовать интерфейсы, чтобы задать общую функциональность несвзянным между собой классам.
Если вы прошли все уроки из данной серии, то вы уже сможете писать сложные приложения на ООП. Поздравляю!
В следующем и последнем уроке я покажу вам супер-полезные ООП свойства, которые есть в PHP.
А пока удачного кодирования!