Многих людей сейчас интересует вопрос: как выбрать автомобильный навигатор? Мы получили в последнее время хорошую свободу посещений других стран. В некоторые страны отменяются визы, в некоторые это только в планах. Но уже по сравнению с СССР наши граждане могут свободно передвигаться по миру, отдыха в самых дальних уголках планеты. И без электронного гида будет сложно.

Некоторые уже видели GPS навигаторы, которые встраиваются в дорогие иномарки, в большинстве случаев это становится уже стандартной опцией в дорогих машинах.

У нас пока с этим дела обстоят чуть скромнее, но зато приобрести сам навигатор отдельно от машины всегда можно. Такие устройства как навигаторы работают благодаря перманентному функционированию двадцати четырех спутников, которые вращаются вокруг нашей планеты. Они объединены в одну систему - систему у глобального позиционирования (она же знаменитая GPS). Сигнал со спутников на приемники передается на открытой частоте, по нему GPS-приемники определяют свои точные координаты, с погрешностью в 1-30 метров.

Вы можете ориентироваться по этим данным, если в вашем навигаторе установлена карта вашего района. От хорошей карты зависит практически все в навигаторе. Опытные пользователи отмечают, что приемник без детальной и качественной карты (а также и без хорошего ПО) просто железка.

И главная ошибка новичков, которые осваивают азы ориентации на местности с помощью этих приборов, заключается в том, что они покупают дорогие аппараты, но экономят на картах и программном обеспечении. Этого делать ни в коем случае нельзя, если вы не хотите заблудиться. Так на что обращать внимание при покупке нового приемника?

Критерии выбора хорошего автомобильного GPS приемника:

Количество памяти. Чем больше у вас в приборе оперативной памяти, тем вам будет лучше и удобнее. Ведь чем больше деталей на карте, тем больше она требует памяти. А специальные карты с качественной поддержкой автоматической прокладки наиболее быстрого (или экономного по бензину) маршрута достаточно требовательны к виртуальному месту в приборе.

Поэтому размер действительно качественной картографической памяти в приемнике должен быть не менее шестидесяти четырех мегабайт. Но конкретные требования зависят от ваших предпочтений, например, карта Татарстана в зависимости от количества информации заложенной в ней может занимать как больше, так и меньше памяти.

Многие пользователи отмечают, что хороший навигатор обязательно должен поддерживать возможность автоматической прокладки маршруту (эту функцию называют АутоРоутинг). Это возможность автоматически (самим прибором) продумывать подходящий маршрут от точки данного положения до финального пункта пути.

В качестве такой точки можно выбрать чей-либо адрес, город, POI (point of interest) и так далее. Данная функция будет доступна, если вы закачаете в ваш навигатор специальные карты. Так как не все карты поддерживают эту возможность.

Вас ждет поездка на море, в деревню к бабушке, в командировку или незнакомый город? В эпоху современных технологий почти каждый водитель, который хочет быть уверенным в своем маршруте, обязательно прибегает к помощи навигационных устройств, простым языком навигаторов. Они стали незаменимым спутником, и сейчас ими оснащена каждая вторая машина.

Казалось бы, все что требуется от навигатора — построить правильный маршрут и следовать по нему с водителем. Но нет — сейчас он приобрел огромное количество дополнительных функций и возможностей. Мы расскажем, какие бывают навигаторы, что самое главное в этом устройстве и на что нужно обратить внимание при его покупке.

Какие бывают навигаторы?

На данный момент можно выделить две больших группы навигаторов:

Штатные (они же стационарные)

Отдельное устройство, которое можно купить в магазине электроники от тысячи рублей.

Мобильные

Навигационный софт, который можно СКАЧАТЬ устанавливается в смартфоны и планшеты под управлением операционных систем Android, iOS, Windows Phone и других.

Плюсы штатного навигатора:

  • работает от прикуривателя и не требует зарядки, соответственно, никогда не разряжается;
  • всегда находится в машине;
  • удобен в эксплуатации и не отвлекает водителя лишними функциями (в это время мобильный навигатор “отвлекается” на входящие вызовы, звонки, обновление программ, оповещения социальных сетей и кучу других функций).

Плюсы навигатора на смартфоне:

  • всегда под рукой (не забывайте, что он может разрядиться);
  • не требует покупки отдельного прибора;
  • компактен;
  • легко восстановить карты в случае потери или смены гаджета;
  • при наличии интернета думает «быстрее».

О преимуществах и недостатках каждого вида навигаторов можно спорить долго, здесь больше вопрос вкуса для каждого водителя: кому-то необходим большой экран, а кто-то предпочитает заглянуть в смартфон. В любом случае, ключевой вопрос выбора навигатора сводится не к устройству, а к его начинке — навигационному программному обеспечению и картам.

Другими словами, вы можете купить навигатор за 20 000 рублей и 5 000 рублей. Но однозначно утверждать, что первый лучше второго, нельзя. Конечно, он мощнее, обладает более ярким и качественным дисплеем, но его ПО и карты предназначены для путешествий по Европе, в то время как вы ездите по обычному российскому городу. При вопросе о выборе навигатора в первую очередь необходимо определиться с его применением, а уже потом смотреть в сторону производителей, яркости экранов, материалов корпуса и прочих характеристик.

Мы расскажем о всех доступных на сегодняшний день видах навигационного программного обеспечения и картах для навигаторов.

Navitel (Навител). Российская разработка, которая идеально подходит для нашей страны. Основа всех карт и маршрутов составлялась совместно с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, что уже говорит о предельной точности и полноте данных. На сегодняшний день навигационное обеспечение от Навител — лидер как в России, так и в странах СНГ.

iGO. Программное обеспечение iGO пришло из Венгрии и предоставляет карты около 70 стран мира, включая Россию. Но в случае с нашей страной подробно представлены только столицы и крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и другие. В остальном доступны только крупные федеральные трассы.

Функции iGO:
  • стандартный расчет маршрута, промежуточных точек и отклонений;
  • точки интереса POI;
  • голосовые подсказки;
  • поддержка канала автодорожных сообщений.

Автоспутник. Российское программное обеспечение, часто устанавливаемое в автомобили «с завода». Оно предназначено для поездок по России и странам СНГ, работает на Windows.

Функции Автоспутника:
  • информация о пробках на основе сервиса Яндекс.Пробки, расчет маршрутов с их учетом;
  • пользовательские точки интереса и их частые обновления;
  • поддержка точек интереса POI сторонних производителей;
  • создание собственных голосовых подсказок;
  • запись пройденного пути (треков).

TomTom. Разработкой обеспечения TomTom занимаются в Голландии, поэтому данные навигаторы очень распространены в Европе и Америке и занимают там лидирующие позиции. С недавнего времени компания вышла на рынки Восточной Европы и России.

Применять оборудование TomTom для междугородних поездок и езде по небольшим российским городам не рекомендуется.

Navteq. Американская компания, занимавшаяся создание навигационного обеспечения и карт. Сейчас ее карты принадлежат Яндексу и используются для Яндекс.Карт и Яндекс.Навигатора.

Прогород.

Отечественное навигационное программного обеспечение со следующим набором функций:
  • собственный сервис пробок и их учет в построении маршрутов;
  • точки интереса;
  • режим дополненной реальности;
  • голосовые подсказки;
  • и прочие стандартные функции.

Shturmann. На момент написания текста официальный сайт закрыт, найти продукцию в магазинах сложно, да и кто будет осуществлять постпродажное обслуживание и выпускать обновления? Пока непонятно, поэтому проходим мимо.

Мы не утверждаем, что данная таблица - единственный верный и непоколебимый вариант использования навигаторов. Это наше мнение, составленное на основе собственного опыта.

Как видно, в российских условиях лидирующие позиции занимают навигаторы СитиГИД и Навител . Их сравнительный обзор можно .

GPS — это аббревиатура от английского названия Global Positioning System , что означает «система глобального позиционирования», или, в более правильном техническом переводе, — «глобальная система определения координат». Основные ее взаимодействующие элементы — это 24 космических спутника NavStar (запущены и принадлежат США) и миллионы приемников на поверхности Земли.

Работает система так: приемник ловит сигнал от 3 и более спутников, замеряет время задержки прохождения сигнала от каждого из них и автоматически рассчитывает свое местоположение — географические координаты: широту, долготу, а также высоту над уровнем моря. Эти данные процессор устройства соотносит с электронной картой, загруженной в память прибора. Благодаря этому пользователь видит на дисплее изображение географической карты, на которой показывается и двигается «точка» — это он сам со своим GPS-приемником.

1. Что представляют собой GPS-приемники, какие они бывают?
Это группа электронных приборов, которые объединяет только одно — наличие специального модуля для приема сигнала со спутников. По техническому же исполнению GPS-устройства могут быть очень разными. В зависимости от предназначения, GPS-навигаторы бывают автомобильные, морские, авиационные, портативные туристские, профессиональные геодезические.

Существуют и т. н. GPS-модули — устройства, содержащие только приемник, подключаемый к ноутбуку или КПК. Часто GPS модуль уже штатно на заводе встраивается в мультимедийную систему автомобиля. Также стоит упомянуть электронику со встроенным GPS-приемником: КПК, ноутбуки, сотовые телефоны, рации.

2. В чем заключаются особенности автомобильных GPS-навигаторов?

Прежде всего, это конструкция устройства. Автомобильные навигаторы представляют собой, чаще всего, моноблок на манер маленького телевизора, который ставится на кронштейне на торпедо или подвешивается на солнцезащитный козырек. Питание — от прикуривателя либо от собственного аккумулятора. Также стоит упомянуть простоту их интерфейса, специально «заточенного» под управление навигатором во время езды. Автомобильные GPS имеют мощный процессор, позволяющий быстро и без запозданий за движением машины «перерисовывать» и «двигать» карту на дисплее.

Одной из характерных функций автомобильных GPS является сопровождение голосовыми подсказками и автоматическое прокладывание маршрута с описанием вариантов и дорожной инфраструктуры.

Однако этот функционал в России пока недоступен — все это начинает действовать только на территории Европы и Скандинавии. Единственным исключением являются Москва и Подмосковье, где маршрутизация и подсказки работают. (Правда, по утверждению пользователей, в несколько недоработанном виде).

3. Почему в России автомобильная навигация функционирует не так полноценно, как в Европе?

Все дело — в электронных картах. Именно они дают возможность реализовать функции навигатора. Для России же такие карты пока не созданы. На отечественных картах автопутешественник может видеть только типы дорог и населенные пункты. Хотя, по разным сведениям, работы уже ведутся, и возможно, полнофункциональные российские карты скоро появятся.

4. Какова точность GPS-навигации?

Сам навигатор, по заявлениям производителей, определяет местоположение с точностью до 3-5 м. Однако очень многое тут зависит от числа спутников, которые «видят» прибор и, опять-таки, от электронных карт. Дело в том, что в России для гражданского использования разрешены карты масштабом не крупнее чем 1:1000, т. е. в 1 см карты — 1 км местности. На практике же это значит, что 100 м будут умещаться в 1 мм на экране.

Впрочем, для автомобильных путешествий такой масштаб карт и точность навигации вполне приемлемы, ведь на машине ездят за многие сотни километров.

5. Легальны ли GPS-навигаторы?

Любительские GPS-приемники у нас не запрещены. Изделия допущены к свободной продаже.

6. Не нужно ли регистрировать прибор, получать лицензию на пользование?

Нет. Любительским GPS-навигатором можно пользоваться без всяких допусков. Лицензия требуется только на высокоточное профессиональное GPS-оборудование. Впрочем, оно слишком дорогое, сложное в пользовании, довольно громоздкое и обычному человеку, в принципе, ни к чему.

7. Взимается ли абонентская плата за пользование GPS-навигацией?

Никакой платы нет. После покупки прибора все дальнейшее его использование абсолютно бесплатно.

8. Кто производит автомобильные GPS-навигаторы?

В мире производителей такого оборудования очень много. Из представленных на нашем рынке брендов можно назвать американские Garmin и Magellan, голландский TomTom, российский «Глобал Ориент» (GPS-модули) и тайваньский Novogo.
Электронный Сусанин // 13 вопросов об автомобильной GPS-навигации Электронный Сусанин // 13 вопросов об автомобильной GPS-навигации

9. Сколько стоят такие GPS?

От $300 до 700. На цену навигатора влияет, прежде всего, его функциональность. Это объем памяти, от которого зависит количество загружаемых карт, мощность процессора, отвечающая за быстродействие и поддержку трехмерных карт, наличие сенсорного экрана, русификация меню, поддержка голосовых подсказок. Помимо этого, цена зависит от производителя: так, тайваньские навигаторы дешевле примерно на $50-100.

10. Где брать электронные карты для загрузки информации?

Практически всегда они продаются там же, где и сами навигаторы. Дополнительным источником приобретения может быть Интернет.

11. Поможет ли GPS-навигатор проехать от Петербурга до Владивостока?

GPS-навигатор. Что это?

Что же такое GPS? Дорогая игрушка военных или действительно полезный сервис, который можно и нужно использовать в повседневной жизни? Для начала немного истории: давайте разберемся, что это такое и откуда появилось.

История появления GPS

GPS , или Global Positioning System (глобальная система позиционирования), ведет свое существование с середины прошлого века. Американские ученые очень внимательно следили за успехами СССР в области освоения космоса. Естественно, что для них не остался незамеченным запуск первого спутника 4 октября 1957 года. Во время наблюдений за полетом спутника американские ученые зафиксировали старый добрый эффект Доплера: частота принимаемого сигнала от спутника увеличивалась при его приближении и, соответственно, уменьшалась при его удалении. Они сообразили, что этим можно воспользоваться, ведь, зная точные координаты объекта на Земле, можно определить точные координаты спутника, и наоборот.

Для того чтобы точно определить координаты движущегося объекта на Земле, необходимо получать сигнал как минимум от четырех спутников. А чтобы иметь возможность определять координаты в любой точке Земли, таких спутников должно быть как минимум 24. В 70-е годы в США было принято решение о старте проекта глобальной спутниковой навигации и запущен первый тестовый спутник. В 1993 году, с запуском последнего спутника, было объявлено о первичной готовности системы.

Первоначальное использование GPS

Так как система GPS была создана и поддерживалась на деньги американского Министерства обороны, первоначальное использование, начиная с запуска первого тестового спутника, было возможно исключительно в военных целях: наведение баллистических ракет, военная картография, навигация во время планирования и проведения военных операций и т. д.

Возможно, GPS так и осталась бы закрытой системой, но, как ни парадоксально, первым шагом для использования глобальной системы позиционирования в гражданских целях стала катастрофа. В 1983 году из-за ошибки навигации корейский гражданский самолет попал на территорию Советского Союза и был сбит силами ПВО. После этого случая Рональд Рейган подписал указ, позволяющий частично использовать GPS в гражданских целях. Чтобы ограничить возможности и не допустить использования системы навигации другими странами в военных целях, передаваемый со спутников сигнал намеренно искажался для понижения точности в определении местоположения. В среднем погрешность составляла 100-150 метров, что не позволяло использовать GPS для точных измерений.

В 2000 году президентом США Биллом Клинтоном было принято решение, отменяющее постановление о намеренном искажении передаваемого сигнала со спутников. Этим решением были открыты двери к использованию системы навигации практически всем желающим. Точность позиционирования возросла до 6-8 метров, а после обновления спутников на орбите планируется достичь точности в 60-80 см.

Возможности GPS

С помощью системы глобального позиционирования, помимо текущих координат, можно узнать много полезных данных:

  • точное время;
  • ориентацию по сторонам света;
  • высоту над уровнем моря;
  • направление на точку с координатами, заданными пользователем;
  • текущую скорость, пройденное расстояние, среднюю скорость;
  • текущее положение на электронной карте местности;
  • текущее положение относительно маршрута.

Для работы с системой глобального позиционирования необходимо устройство, принимающее сигналы со спутников, - GPS-приемник. Само по себе это устройство малополезное, так как получаемые им данные способны сбить с толку даже подготовленного человека. На первый взгляд это просто набор цифр. Необходимо преобразовать эти данные в понятный для человека вид, поэтому GPS-приемники совмещают с другими устройствами, которые разрабатывались для конкретных задач. Самый распространенный способ применения GPS - это автомобильная навигация.

GPS-навигатор представляет собой устройство, которое совмещает в себе: GPS-приемник для получения сигнала, процессор для обработки полученной информации, память для хранения полученных данных и электронных карт местности, дисплей для отображения необходимой информации.

Автомобильные навигаторы в наше время нельзя назвать дорогой игрушкой или роскошью - это устройство должно быть в автомобиле каждого уважающего себя водителя. Казалось бы, что еще может уметь GPS-навигатор, кроме поиска кратчайшего маршрута из одной точки в другую? Но современные решения предлагают просто колоссальные возможности для планирования и облегчения поездок: планирование маршрута с учетом дорожной разметки, радаров и знаков, сохранение прошлых маршрутов, приблизительный расчет топлива - и это далеко не все.

Чтобы в полной мере воспользоваться всеми преимуществами, навигатору, как и любому другому электронному устройству, необходимо соответствующее программное обеспечение. На рынке существует несколько программных решений для автомобильной навигации. Самые распространенные из них: iGO, Navitel, Garmin, TomTom. Преимущества и недостатки данных решений - тема для отдельной статьи, но основные требования к ним схожи. Это наличие подробных карт местности и обновляемая база достопримечательностей.

Карты

Хорошие и подробные карты - это самое главное для автомобильного навигатора. При использовании устаревших или некачественных карт теряется весь смысл GPS. Электронные карты, используемые в навигаторах, бывают растровые и векторные.

Растровые карты представляют собой снимок местности со спутника, и качество карты напрямую зависит от качества исходного снимка. Подобные карты довольно неудобно использовать для автомобильной навигации. Во-первых, довольно проблематично найти хорошие исходные изображения, так как наиболее качественно представлены только большие города. Во-вторых, для прокладки маршрута по такой карте необходима точная привязка к координатам, выдаваемым GPS-навигатором. Список недостатков можно продолжать, но явных плюсов для автомобильной навигации в использовании растровых карт нет.

Векторные карты представляют собой базу данных, содержащую информацию о местности в виде точек, линий, многоугольников. В отличие от растровых карт, которые, по сути, являются фотографиями местности, векторные похожи на чертеж или схематический план. Благодаря такому представлению не существует никаких проблем с масштабированием векторных карт: любой участок может быть неограниченно увеличен без потери качества.

Помимо географических данных векторные карты могут содержать любую дополнительную информацию, которую разработчики сочтут нужным добавить: номера домов, названия населенных пунктов, водоемов и т. д. Прелесть векторных карт состоит также в том, что можно самостоятельно добавлять необходимые точки на карту и помечать их.

Векторная карта

Для автомобильной навигации векторные карты значительно удобнее растровых. Производители карт регулярно (в среднем раз в квартал) обновляют, добавляют и актуализируют информацию. К векторным картам можно подключать дополнительные информационные базы, значительно облегчающие ориентирование, например POI.

POI , или Point of Interest (буквально: интересное место, достопримечательность), - координаты местонахождения объекта, который может быть интересен или полезен. В GPS-навигации используются базы данных POI, которые подключаются к векторным картам местности и содержат полезную и необходимую информацию о текущем регионе: рестораны, заправки, отели, театры, местные достопримечательности и т.д. Подобная информация просто незаменима для облегчения поиска объектов, особенно в незнакомой местности.

Простой пример: вы находитесь проездом в незнакомом городе, ночью, с практически пустым баком. Как найти ближайшую заправку? Можно, конечно, спросить у кого-нибудь, но, во-первых, тяжело найти в небольшом городе глубокой ночью случайного прохожего, а во-вторых, можно попасть на не совсем доброжелательных граждан. Проще всего выбрать в навигационной программе фильтр по автозаправкам, и, исходя из текущего местоположения, программа покажет несколько ближайших вариантов. После этого проложить маршрут к ближайшей из них, заправиться и без приключений продолжить свою поездку. Удобно, не правда ли?

Выводы

Актуальность и востребованность автомобильных навигаторов трудно переоценить. Находитесь вы в своем городе, соседнем населенном пункте или даже в другой стране - использование навигатора поможет изрядно сэкономить время на поездку и деньги на топливо. А если есть дополнительное время и топливо, почему бы не потратить их на то, чтобы отправиться всей семьей в какое-нибудь интересное место, которых вокруг нас множество. Вот только времени на них обычно не хватает...