Змееподобный робот с ПЗС-камерой, разработанный NEC Corp, с помощью которого проводились поисковые операции при землятрясениях

Статья о том, как Япония компенсирует дефицит рабочей силы с помощью роботов, опубликована 16 апреля 1990 года в американском Forbes

Японские компании, которые как никто другой задумываются о будущем, возлагают почти все свои надежды, касающиеся развития бизнеса, на более широкое использование промышленных роботов. А что будет, если эти роботы окупятся не сразу? Ведь они - отличный способ улучшить качество продукции и избежать растущих расходов на оплату труда.

На фабрике компании Matsushita Electric, где производятся видеопроигрыватели Panasonic, специальный робот 16 раз продевает тонкую проволоку, немногим тоньше человеческого волоса, через игольное ушко в видеоголовке и потом спаивает ее. На производстве постоянно работает 530 таких роботов, которые проделывают это снова и снова 24 часа в сутки. У них получается это в пять раз быстрее, чем у людей, и намного надежнее. До недавнего времени ту же самую работу с помощью микроскопов выполняли 3000 домохозяек из пригородов. А роботы могут даже проверять собственную работу.

Американские компании не смогли бы пользоваться подобными технологиями, даже если бы для этого имелась производственная база. Компания Mastushita все 530 роботов для наматывания провода разработала и собрала сама, чтобы иметь преимущество перед конкурентами.

Роботов как таковых изобрели в Америке, и Соединенные Штаты до сих пор лидируют в сложных технологиях, начиная с роботизированных механизмов для нейрохирургии и заканчивая засекреченными подводными роботами-истребителями. Но если речь заходит о решении практических проблем - на рабочей площадке или в повседневной жизни - то в этом нет равных Японии.

Для большинства людей за пределами Страны восходящего солнца роботы - нечто из области научной фантастики. А для японцев - обычный порядок вещей. Они уже привыкли к тому, что все за них делают роботы, например готовят суши или играют Шопена. Итиро Като, робототехник из университета Васеда в Токио, разработал знаменитого робопианиста-музыканта по имени Вабот. Его создатель утверждает: «В XXI веке в каждом доме будет не менее одного робота».

Инженер надеется, что мыть посуду или прибираться в домах людей будут роботы. Като ожидает, что человекоподобные роботы с подвижными руками и синтетическим голосом будут помогать одиноким пожилым людям передвигаться и станут для них хорошими собеседниками. Специалист добавляет: «Мне бы очень хотелось дожить до того дня». Благодаря прогрессу в области искусственного интеллекта все это становится возможным.

В США в последнее время вряд ли услышишь что-то о роботах, и на то есть свои причины. Роботы для многих американских производителей стали досадным разочарованием. Но в Японии их применяют даже мелкие компании. С помощью этих машин можно быстро изменять производственную линию и выпускать в итоге несколько разновидностей продукции. Если речь идет о «гибких производственных системах», в которых главная роль отведена роботам, то впереди всей планеты шагают именно поставщики из Японии. И сейчас данные технологии выходят за пределы промышленности, появляясь в больницах, концертных залах и в ресторанах.

В 1988 году на Японию приходилось две трети всех используемых в мире роботов, а новых в 1989 году там появилось на $2,5 млрд. По сравнению со Страной восходящего солнца в США за этот же период роботов появилось только на $400 млн. Джон О"Хара, президент Ассоциации робототехнической промышленности утверждает: «Общее число роботов в США составляет около 37 000. В Японии столько роботов вводится в эксплуатацию лишь за один год». Однако там еще остается множество устаревших в техническом плане мелких фабрик, поэтому общая производительность труда в Японии ниже, чем в США. Но с помощью роботов это отставание сокращается.

К примеру, американские автопроизводители широко используют роботизированные механизмы. Однако японцы устанавливают новых роботов не только для автоматизации производства, но и для того, чтобы сделать его более гибким. Например, новейшие заводы компании Nissan могут выпускать сотни различных вариаций определенной модели, при этом просто перепрограммировав роботов, красящих корпуса и устанавливающих кресла, двигатели, батареи, лобовые стекла, шины и двери. В Японии даже маленькие предприятия применяют роботов для таких простых операций, как сварка металла.

Это еще один пример того, как Япония ловко берет новые технологии и заставляет их работать на себя, в то время, как другие только думают, за что взяться. Так произошло в сфере потребительской электроники, производстве чипов памяти и промышленных станков. Теперь настала очередь робототехники.

Пока число роботов в Японии растет как грибы после дождя, американский рынок подобной рабочей силы после резкого падения в середине 80-х годов восстанавливается очень медленно. В феврале 1990 года компания Deer & Co. решила отказаться от роботов для покраски шасси тракторов и поручить эту работу людям. Роботов для покраски различных предметов необходимо все время перепрограммировать. Завод по производству стиральных машин Whirlpool в городе Клайд в штате Огайо некоторое время использовал особые шарнирные руки, напоминающие человеческие запястье, локоть и плечо, чтобы извлекать барабаны стиральных машин из литьевой формы. Но сложные роботы не приспособлены к круглосуточному производству. Компания решила больше не использовать роботов для этих задач, выбрав вместо этого жесткую автоматизацию, технологию, в которой Соединенные Штаты преуспевают.

Джеймс Спайсер, директор инженерных операций в Whirlpool считает: «С роботами появляется большая гибкость производственного процесса, но не обходится и без трудностей. Чтобы поднять один цилиндр за раз, не нужно копировать движение человеческой руки».

На свалку или в долгий ящик роботов отправили так много других американских производителей, что робототехника в США сейчас в состоянии упадка. Такие компании, как Westinghouse и General Electric, одними из первых начинавшие производить роботов, забросили робототехнику в 80-х годах из-за неудовлетворительных продаж. А некогда успешные предприятия, такие как Unimation и GCA Industrial Systems, перестали существовать самостоятельно, став частью более крупных компаний, в то время как Prab и Automatix терпят серьезные убытки.

Одной из прибыльных американских компаний по производству робототехники является GMFanuc, совместное предприятие, равными долями в которой обладают автопроизводитель General Motors и корпорация Fanuc, лидер японского рынка робототехники. В 1989 году GMFanuc заработало несколько миллионов долларов чистой прибыли от продаж на $165 млн. Высоким заработком не могут похвастаться и японские производители роботов. Но многие японские фирмы разрабатывают и выпускают роботов для собственных нужд, чтобы повысить свою конкурентоспособность и качество продукции, поэтому прибыль в таких случаях целью не является. Они не закупают роботов исходя из того, насколько скоро те окупятся.

Сейчас американские компании находятся в неловкой ситуации: им нужно лицензировать новые японские технологии, в основу которых легли технологии, разработанные в США и лицензированные в 60-х годах для использования в той же Японии. К примеру, корпорация Cincinnati Milacron, третий крупнейший производитель робототехники в США, подтолкнула японскую компанию Matsushita Electric к тому, чтобы заняться роботами, именно когда предоставила той лицензию на технологию. В 1989 году Milacron стала американским дистрибьютором маленьких роботов для спаивания предметов, произведенных той самой компанией Matsushita.

Почему же Япония так обожает роботов? Дело здесь не только в экономике. Японские бизнесмены и члены правительства считают роботов ключевым инструментом в борьбе с острой нехваткой рабочих рук в стране. Альтернативы предполагали бы перевод всех трудозатратных операций за границу или же допуск иммигрантов в Японию. Первый вариант лишил бы ее производственных навыков. Тадааки Тигуса, директор японского подразделения компании McKinsey & Co., утверждает: «Если можно полностью автоматизировать производство, ехать в Юго-Восточную Азию просто незачем». Второй же вариант - иммиграция - неприемлем в однородном, порой даже расистском японском обществе.

И в то время, как китайцев, филиппинцев или корейцев в Японии ожидал бы не слишком теплый прием, подобной предвзятости в отношении роботов нет. Японцев будто готовили к эре роботов с помощью положительных образов в популярной культуре с начала 50-х годов - а это намного раньше, чем в США. Японские производители игрушек выпустили миллионы игрушечных роботов, а в мультфильмах и комиксах из Страны восходящего солнца множество героев-роботов. Прототипом им послужил Астробой, персонаж, придуманный в Японии в 1953 году и позднее привезенный в США.

Фредерик Шодт, автор книги «Королевство роботов», считает, что японцам положительное отношение к роботам прививается с юного возраста: «Астробой в Японии так же популярен, как Микки Маус и Дональд Дак в Америке. Это милый, дружелюбный мальчик-робот, который всегда борется за справедливость».

Сейчас в популярной западной культуре роботов в основном делают положительными персонажами, от R2-D2 в киноэпопее «Звездные войны» до мультяшной семейки Джетсонов из будущего. Однако в западной традиции роботов зачастую изображали и бездушными человекоподобными машинами или отрицательными героями - так было в немом фильме 1927 года «Метрополис», снятом в 1927 году Фрицем Лангом, и пьесе «R.U.R.», написанной в 1920 году чешским драматургом Карелом Чапеком. В пьесе словом «робот» назывались рукотворные монстры, атакующие и убивающие своих хозяев.

В Японии же дружелюбные и миролюбивые роботы, как многие надеются, должны решить проблемы нехватки рабочего персонала. Число выпускников школ не растет, и желающих пачкать руки становится все меньше. Наохиде Кумагаи, заместитель директора подразделения робототехники в компании Kawasaki Heavy Industry, полагает: «Молодежь скорее пойдет работать в гостиницы или рестораны фастфуда, чем на фабрики». Избегать тяжелой работы на заводе не так уж и накладно: в 1989 году среднестатистический выпускник японской школы получал от работодателей 2,5 предложения трудоустройства.

Роботы - это не просто замена человеческому труду. Что-то они могут выполнять лучше, чем люди. Тосицугу Иноуэ, старший инженер подразделения робототехнических разработок в компании Matsushita, считает, что «роботы становятся незаменимыми, потому что они могут предложить точность, качество и чистоту, которых не может предложить человек». Так, роботы выполняют действия с определенной скоростью и не совершают ошибок, и легче осуществлять контроль производства.

В то время, как компоненты становятся более миниатюрными, роботы становятся все более необходимыми для повышения качества и прибыли в производстве всего - от больших интегральных схем (некоторые «чистые комнаты» в Японии уже не обслуживаются людьми) до наручных часов и видеомагнитофонов. Справедливо и обратное утверждение: благодаря роботам японские производители могут делать продукцию еще более миниатюрной. Процесс меняет самую ее суть. Многие потребительские электронные устройства разрабатываются с нуля с таким расчетом, чтобы их собирали исключительно роботы.

На заводе записывающих видеокамер компании Victor Co. of Japan (JVC) в Иокогаме царит пугающая тишина. Автоматически управляемая система бесшумно доставляет пластины с компонентами 64 роботам, выполняющим 150 задач по сборке и проверке. Два сотрудника обслуживают роботов, собирающих на одной производственной линии восемь моделей устройства. До 1987 года, когда роботов установили, компании для выполнения этой работы было нужно 150 человек. Не менее важно и то, что JVC начали заново проектировать камеры и их компоненты. Некоторые детали нужно рассматривать чуть ли не под микроскопом, а все для того, чтобы сборка роботами была более эффективна. Роботы также обеспечивают определённую гибкость процесса: они работают круглосуточно, поэтому не нужно оплачивать сверхурочные, больничные или премии.

Члены правительства, задействованные в промышленном планировании, предоставляют с 70-х годов целую серию поощрительных мер для исследований и разработок в области робототехники, а также для их практического применения. Правительство разрешает ускоренную амортизацию средств производства с целью приобретения сложных роботов. Оно учредило собственную компанию по сдаче роботов в аренду по низкой цене для частных предпринимателей. Министерство международной торговли и промышленности Японии предоставляет малым и средним компаниям беспроцентные займы на покупку роботов. Ведомство также инвестирует $150 млн в проектирование роботов для работы с опасными веществами на атомных электростанциях или для борьбы с пожарами на нефтеперерабатывающих заводах. Такое невозможно представить в США, потому что это очень похоже на политическое регулирование промышленности.

Но если отвлечься от политики и разницы менталитетов, то возникает вопрос: почему Соединенные Штаты настолько отстали от Японии в сфере применения роботов на производстве? Роджер Нэйджел, управляющий по вопросам автоматизации в компании International Harvester (сейчас известной как Navistar) в начале 80-х годов и в настоящее время преподаватель в Лихайском университете в Пенсильвании, считает: «Компании, продававшие роботов, просто напросто лгали о мощности своего оборудования и условиях их эксплуатации». После двух лет безуспешных попыток устранить программную ошибку в роботе для загрузки и выгрузки штампованных деталей из-под пресса Нэйджел решил утилизировать робота. Заказчики из японских компаний, вероятно, работали бы в более тесном сотрудничестве по проектированию вместе с поставщиком и внедряли бы идеи инженеров и даже сотрудников по сборке на их собственной рабочей площадке.

Причиной раздутых ожиданий стало то, что американские инженеры в робототехнику зачастую приходили из сферы искусственного интеллекта и не имели почти никакого опыта работы в производственном цеху. Они были без ума от мысли о механическом человеке, а идею эту, в свою очередь, подхватили в руководящих органах компании, надеясь заменить живых сотрудников и управлять безлюдными фабриками. В результате получились слишком сложные с технической точки зрения роботы, которые были очень дорогими и с поставленными задачами в процессе производства не справлялись.

Деннис Висноски, бывший вице-президент GCA Industrial Systems Group, некогда второго по величине производителя роботов в США, объясняет: «Американские компании делали робототехнические руки настолько сложными, что во многих случаях у таких роботов просто не было шансов доказать свою пользу в производственной среде». Японцы же, напротив, начали с роботов попроще, как, например, машины для точечного спаивания частей на автомобильных заводах. Затем японские инженеры стали создавать более сложные устройства, какими являются, к примеру, роботы, проверяющие покраску корпуса автомобиля с помощью визуальных сенсоров.

В США роботы так и не продвинулись дальше автопроизводителей и первого звена их поставщиков. По данным проведенного компанией Deloitte & Touche опроса, значительную пользу от внедрения новой технологии ощутило менее 30% американских производителей. Двумя годами ранее эта цифра составляла 60%.

Такая ситуация наверняка тревожит и тех, кто помнит печальную историю производства в США станков с числовым программным управлением. Технологию разработали в Массачусетском технологическом институте в 50-х годах, а затем ее развивали японцы. Джордж Криссолорис, преподаватель инженерной механики в том же Массачусетском институте, считает: «С технологической точки зрения Соединенные Штаты не сильно преуспели в продвижении данной сферы промышленности». Чтобы успешнее конкурировать с производителями-экспортерами, японским компаниям требовались более сложные станки. И что же в результате? Когда американские компании опомнились и осознали необходимость сложных высококачественных инструментов для производства, им пришлось обратиться к Японии.

Одна из главных причин, по которым производители в США не занимаются робототехникой так же основательно, как их японские конкуренты, - то, что в Америке компаниями обычно управляют продавцы или бухгалтеры. В Соединенных Штатах инженеры-технологи обычно не в почете. Совсем другое дело - Япония: здесь они часто компаниями управляют. Самые известные из них - Соитиро Хонда в компании Honda и Акио Морита в Sony. Назвать же имена американских промышленников, которые поднялись по карьерной лестнице с самых низов на самый верх, как автопроизводитель Генри Форд или исследователь Чарльз Кеттеринг из General Motors, напротив, весьма затруднительно. В то время как японцы уважают промышленных сотрудников, американцы носят на руках предпринимателей и инвесторов. Теперь ясно, почему в США инженер-технолог с парой лет опыта за спиной зарабатывает только $37 000 в год, а разработчик программных продуктов - $44 000. Зачем умному американскому мальчишке возиться с роботами и линиями сборки, если он может сколотить состояние, создав новую программу для персонального компьютера или разработав хеджинговую стратегию для инвестиционной фирмы?

Японцы, в свою очередь, более терпеливы и готовы ждать высокого дохода дольше. По словам Эдвина Мэнсфилда, директора Центра экономики и технологии при Пенсильванском университете, если бы японцы использовали стандартную американскую формулу в 30% прибыли на инвестированный капитал (а не 20%, как принято в Японии), объем инвестиций в робототехнику упал бы в два раза. Японцы предпочитают более простое сравнение. Средняя цена промышленного робота составляет $40 000, приблизительно столько же, сколько годовой доход вместе с премиями у квалифицированного рабочего на фабрике компании Nissan. Но цена роботов падает, а затраты на оплату труда растут. Если инвестировать сейчас, то можно сэкономить деньги через десять лет.

Стоит ли ожидать возвращения роботов в США? Да, со временем. Компании, которые отказывались от роботов для выполнения сложных операций, теперь снова внедряют их в работу для более простых заданий. Корпорация Deere, например, решила снять роботов с линии аэрозольной покраски, но применяет их, чтобы закручивать ряд из 20 одинаковых болтов на коробке передач трактора. Это скучная, монотонная работа с высоким риском человеческой ошибки. Вместо того чтобы роботизировать все и вся, некоторые компании делают роботов частью обширных преобразований во всем производственном процессе. Компания Electrolux разработала новый пылесос вертикальной компоновки таким образом, чтобы его было легко собирать роботам и сотрудникам нового автоматизированного завода стоимостью $40 млн в Бристоле в штате Виргиния.
Все это будет делаться не быстро и не сразу. Самый новый робот в Японии будет применяться в строительстве. Компания Komatsu спроектировала робота, устанавливающего панели массой до 500 килограмм на внешние стены зданий и таким образом увеличивающего производительность труда в шесть раз. Компания Shimizu выпускает своих собственных роботов для того, чтобы распылять огнеупорное покрытие на уличные сооружения, размещать потолочные панели в зданиях, штукатурить полы и укладывать бетонные блоки в туннелях.

Есть ли до всего этого какое-то дело строительной отрасли Соединенных Штатов? Нисколько. Дэвид Панос, сотрудник университета Карнеги - Меллон в Питтсбурге, ассистент директора Центра полевой робототехники, пытающегося разжечь интерес к роботам в строительстве, сетует: «По сути, не происходит ничего. Одна и та же история. Для Америки важна краткосрочная перспектива. Для японцев - долгосрочная». Вдобавок к этому крупные строительные объединения противятся внедрению роботов, так как видят в них угрозу трудоустройству обычных людей.

Изобретено в США, используется в Японии. Кажется, где-то такое мы уже видели.

Перевод Антона Бундина

В статье рассказывается об истории роботостроения в Японии, дается краткий обзор японского рынка робототехники и представлены основные модели новейших роботов (с иллюстрациями).

3 закона робототехники: 1. Робот не должен причинять вред людям или бездействовать,

допуская, чтоб люди пострадали. 2. Робот обязан подчиняться приказам людей за исключением случаев, когда эти приказы противоречат положениям первого закона. 3. Робот должен защищать себя от гибели, если действия, связанные с таковой защитой, не противоречат положениям первого или второго законов. Айзек Азимов, 1940 г.

Роботы… Слово, которое окружает нас с детства – со страниц научной фантастики, с экранов телевизоров, а с некоторых пор и в повседневной жизни. Мечтой, вершиной творчества для людей всегда были не промышленные роботы, по сути – хорошо развитые станки, а именно сложноорганизованные роботы, которые смогли бы сосуществовать рядом с человеком: на работе, дома, в дороге, во время развлечений; роботы-няни, роботы-охранники, роботы-военные. Япония по праву занимает место лидера среди именно этого направления. Краткий очерк о роботостроении в Японии мы представляем в этой статье. История и современность роботостроения В 1968 году произошло знаменательное событие: японская компания Kawasaki Heavy Industries, Ltd. получила лицензию на производство робота от американской фирмы Unimation Inc. и собрала своего первого промышленного робота. C тех пор Япония начала неуклонное движение к тому, чтобы стать мировой столицей роботов – с более чем 130 компаниями, вовлеченных в их производство. Изначально сконструированные в США, первые роботы Японии импортировались в малых количествах. Инженеры изучали их и применяли в производстве в таких специфических работах, как сварка и распыление. В 70-х годах были разработаны многочисленные возможности практического применения в данной области.

1980 год – коммерческое начало для роботов, производимых на основе высоких технологий. С этого момента рынок начал расти, несмотря на обвал, произошедший в экономике Японии, и на то, что производство (в основном потребительская электроника) было перемещено за рубеж, что повлияло на уменьшение спроса внутри страны в 90-х годах. Постепенно японская экономика восстановилась, и с 2003 года опять наблюдается рост.

В настоящее время на долю Японии приходится около 45% функционирующих в мире промышленных роботов. Если говорить об абсолютных цифрах, то к концу 2004 года в Японии было задействовано 356500 промышленных роботов, на втором месте со значительным отрывом шли Соединенные Штаты Америки (122000 промышленных роботов). Япония также занимает первое место в мире и по экспорту промышленных роботов. Ежегодно эта страна производит более 60 тысяч роботов, почти половина из которых идет на экспорт.

Такой разрыв, безусловно, делает нашествие японских роботов еще более заметным.

Финансирование и рынок робототехники

Согласно статистике, в 2004 году на развитие робототехники из государственного бюджета была выделена сумма в размере 3,1 млрд иен (около $25,8 млн). В настоящее время Министерство экономики, торговли и промышленности (МЭТП) планирует оказывать целевую помощь производителям роботов нового поколения и внедрить их разработки в серийное производство уже в 2006-2007 годах. В порядке эксперимента к 2010 году будет создано «общество будущего», где роботы будут сосуществовать с людьми. Цель эксперимента заключается в том, чтобы превратить робототехнику в одну из ключевых отраслей национальной промышленности, наряду с таким ее столпом, как автомобилестроение. В одном из отчетов МЭТП «На пути к новой индустриальной структуре», который вышел в мае 2004 года, было упомянуто, что роботы выбраны японским правительством в качестве ключевого сектора развития промышленности.

При этом надо отметить, что большую часть финансирования разработок и производства взяли на себя сами крупнейшие электротехнические корпорации Японии, которые непосредственно заинтересованы в развитии роботостроения – Fanuc Ltd., Yaskawa Electric Corp., Fuji Machine Mfg. Co., Toshiba Machines Co., Okuma Corp., Mori Seiki Co., Makino Milling Machines Co., Hitachi Seiki Co.

Ожидается, что к 2010 году объем продажи роботов и автоматизированной технологии для внепроизводственной сферы составит 2,14 трлн иен (20 млрд долларов), что более чем вдвое превысит продажу промышленных роботов. Для сравнения, в последние несколько лет объем рынка находился на уровне 500 млрд. иен (4,2 млрд долларов). Предполагается, что в 2025 году продажи в робототехнической промышленности превысят 6 трлн. иен. Параллельно с удовлетворением растущей потребности на ультрасовременных индустриальных роботов, японские производители работают над повышением конкурентоспособности роботов в сфере обслуживания, где наблюдается значительный рывок вперед в плане практического применения.

Лидер. Или еще нет?

Ожидается, что в ближайшие 10 лет в развитых странах домашние роботы станут таким же обычным явлением, как персональные компьютеры и сотовые телефоны.

Немалую роль в этом сыграет японская правительственная поддержка развития робототехники. Сейчас в Стране восходящего солнца действует программа Humanoid Robotics Project (HRP) объемом свыше 37 млн долл., предусматривающая создание серийно выпускаемых человекообразных роботов уже в ближайшие несколько лет. При этом новые роботы возьмут на себя не только рутинные операции, но смогут помочь или вовсе заменить человека при выполнении опасных работ, а также в строительстве, управлении тяжелой техникой или уходе за людьми в возрасте и пациентами больниц. В Японии интеллектуальные машины уже используются в качестве сторожей на складах, раздатчиков подносов с едой в больницах и курьеров в офисах.

По оценкам Японской ассоциации робототехники, в 2002 году было произведено около 11 тыс. служебных роботов, 65% которых предназначено для больниц и домов престарелых. Ассоциация прогнозирует, что к 2005 году только объем японского рынка роботов для ухода за больными достигнет 250 млн долл., а к 2010 году вырастет до 1 млрд долл.

Однако есть и слабые места в японском роботостроении. В индустрию робототехники также входят неиндустриальные роботы – сфера, в которой Япония отстала от Европы и Северной Америки. Согласно сравнительным характеристикам в международных конкурентных преимуществах в области робототехники, Япония конкурентоспособна по трем основным направлениям: промышленные роботы, роботы в отрасли строительной промышленности и гражданского строительства, а также роботы в сфере развлечений. Для сравнения, на Западе роботы также применяются в таких областях, как аэронавтика, атомная энергия, развлечения, в морском деле, в различных исследованиях, здравоохранении, сельском хозяйстве и животноводстве.

Что же дальше?

Министерство экономики, торговли и промышленности Японии собирается издать свод рекомендаций для разработчиков роботов. Специальные инструкции – первое официальное воплощение известных законов, которые еще в 1940 году опубликовал писатель-фантаст Айзек Азимов.

3 закона робототехники:

1. Робот не должен причинять вред людям или бездействовать, допуская, чтоб люди пострадали.

2. Робот обязан подчиняться приказам людей за исключением случаев, когда эти приказы противоречат положениям первого закона.

3. Робот должен защищать себя от гибели, если действия, связанные с таковой защитой, не противоречат положениям первого или второго законов.

Во-первых, производителей роботов обяжут оснащать роботов сенсорами, которые предотвратят столкновения с людьми, а элементы корпуса должны будут изготавливаться из мягких и легких материалов.

Во-вторых, на корпусе роботов появится аварийная кнопка мгновенного отключения. Надеемся, что инженеры предусмотрят и дистанционный выключатель. Вспомним, как часто герои фантастических произведений отчаянно ищут способы обесточить взбунтовавшийся искусственный интеллект…

Общественность Японии немало обеспокоена стремительным развитием робототехники. В продажу активно поступают дорогие, но полезные машины для помощи в хозяйстве, уходе за детьми, больными и пожилыми людьми. Что случится, если система робота начнет сбоить или подхватит опасный компьютерный вирус? Появление инструкций на государственном уровне означает одно: роботы – это не игрушки.

Уже в продаже

AIBO и QRIO

Накануне компания Sony выпустила в свет свой очередной отчет о доходах, согласно которому дела у этого японского гиганта цифровой индустрии идут просто замечательно! Однако, наряду с хорошими новостями о полученных прибылях, компания выпустила невеселую информацию для всех поклонников роботов Sony, AIBO и QRIO. Их разработка уже была прекращена, а продажи будут остановлены в конце текущего года. Ход, несомненно, странный, особенно учитывая тот факт, что в Азии люди сходят с ума по этим роботам. Однако факт остается фактом.

В новом аэропорту Китакюсю (что в японском городе Фукуока) установлена робот-копия Maetel из манга и анимэ Galaxy Express 999. Робот сможет ответить на 200 вопросов об аэропорте, причем говорить он будет голосом Масако Икэда, которая озвучивала Maetel в анимэ. Почему именно этот аэропорт? Все дело в том, что Фукуока – родной город создателя Galaxy Express 999 Лэйдзи Мацумото.

Подводную змею-робота создали инженеры японского научно-исследовательского института NEDO. Механическая рептилия ACM-R5 в длину 2 метра, вес 8 кг, время автономной работы – 30 минут. Управление осуществляется по радио. Следуя командам, ACM-R5 может менять высоту, скорость и направление движения. Перемещается змея, как и ее биологический аналог, извиваясь всем телом. Свое местоположение робот определяет с помощью гидросенсоров и цифровой камеры, данные обрабатываются 32-битным микропроцессором. Змея умеет не только плавать, но и двигаться по дну. Робот сконструирован не ради демонстрации высоких технологий, а для практических нужд. Змеи с более емкими аккумуляторами смогут обследовать океаническое дно для предупреждения землетрясений и прокладывать или ремонтировать оптоволоконные кабели.

Уникальный дизайн робота позволяет ему превращаться в шагающего паука, башню, карусель и, конечно же, принимать «боевую» гуманоидную форму. При необходимости робот может трансформировать руки в ноги, чтобы продолжать сражение. Рост трансформера 50 см, а вес 4 кг. Управляет роботом оператор посредством беспроводного интерфейса. Игрушка обошлась создателю в 3 тысячи долларов. Кстати говоря, подобные трансформеры могут использоваться в военных и промышленных целях.

Не так давно японские ученые создали анимэ-робота Promet. Он мог танцевать, стоять на одной ноге, общаться с человеком, распознавать лица и т. п. Высокая стоимость аренды – 70000 долларов в год – могла похоронить идею, так что теперь инженеры решили создать уменьшенную копию по имени Choromet. Робот умеет ложиться и вставать, а также выполнять мелкие поручения. Работает машина под управлением операционной системы Linux и 240-МГц процессора SH-4. Рост Choromet составляет всего 35 см, предшественник был куда крупнее – 154 см. Обойдется чудо техники в 4450 долларов, а купить его удастся осенью. Создатели надеются, что изобретение пойдет нарасхват для исследовательских и учебных учреждений.

Японский производитель роботоподобных механизмов Sakakibara-Kikai выпустил первый настоящий двухпедальный экзоскелет – Land Walker. Рост составляет 3,4 метра, весит он около 1000 кг и может перемещаться на расстояние в 1,5 километра.

Для начала Land Walker будет представлен на различных демонстрациях и соревнованиях. С каждой стороны у Land Walker прикреплено по пушке, но сейчас они стреляют всего лишь резиновыми шариками. Пройдя некоторую доработку, Land Walker может стать достаточно серьезным оружием. Только представьте себе орду Land Walker"ов, спускающихся с холма!

Plen

Этого робота зовут Плен (Plen). Он из Японии. (А откуда же ещё быть роботу?) Вы можете управлять им с помощью своего мобильного телефона с помощью функции Bluetooth.

У Плена 18 подвижных суставов, он работает под управлением 32-битного процессора ARM7. Робот способен ходить/бегать/кататься на роликах в течение 25 минут от одной подзарядки. Выпущено всего несколько экземпляров.

Музей Роботов

В центре японского города Нагоя свои двери для посетителей открыл первый в мире музей роботов. Общая площадь экспозиции – 2600 кв. метров. В ней представлены роботы со всего света, начиная от детских игрушек и заканчивая промышленными гигантами.

Самая большая на сегодняшний день коллекция роботов разбита на несколько тематических разделов. Один из них называется Robothink, где каждый желающий может не только изучить историю робототехники, но и вволю поиграть с электронной собачкой Айбо или ее компьютерным собратом – тюленем Паро. У выставочных стендов Robot Mirai Department, как ожидается, будет идти бойкая торговля игрушечными роботами и другими смежными товарами. Как сообщают организаторы, можно будет приобрести даже дорогие модели «двуногих» роботов. Кроме того, любой маленький посетитель с помощью родителей сможет здесь сам попробовать собрать какое-нибудь несложное электронное устройство.


Слово «робот» было придумано чешским писателем-фантастом Карелом Чапеком. Но, как и большинство его коллег по цеху, своей выдумкой он только предсказал будущее. Сейчас существование роботов уже никого не удивляет, и кажется, что до самостоятельно мыслящих и действующих машин остались считанные шаги. Из всех стран мира в этой сфере безусловно лидирует Япония . Что это - случайность или закономерность?

Из выдумки - в реальность.

Является одним из приоритетных направлений. Каждая уважающая себя японская корпорация, имеющая хоть какое-то отношение к технике, разрабатывает своих роботов . В этой сфере отметились такие гиганты, как , Honda, и Kawasaki, которые стали всемирно известными благодаря своим достижениям в совсем других областях. Ни одна из японских корпораций, проявивших себя в создании роботов, не собирается останавливаться на достигнутом - изобретатели работают, не покладая рук, и механическим машинам становятся доступны все более и более сложные человеческие функции.

Покоряют и удивляют мир. Они измеряют давление и пульс, обучают, работают на ресепшн, пекут блины и играют на музыкальных интрументах. Среди них есть собаки, тюлени и даже рыбы. Пока что это, в основом, демострационные образцы, но, глядя на них, можно предположить, что создание искусственного интеллекта не за горами. Выставки японских роботов , которые проходят ежегодно, собирают многомилионные аудитории и поражают все новыми и новыми диковинками. Создается впечатление, что японцы просто помешаны на роботах .

Однако, оценивая все это футуристическое великолепие, невольно задаешься вопросом: зачем все это? На создание многофункциональных «игрушек», практическая польза многих из которых вызывает сомнения, уходят миллиарды йен. Такое поведение представителей одной из самых прогрессивных стран на Земле кажется лишенным здравого смысла. В отличие от и , которые являются сильными сторонами японской индустрии и пользуются огромным спросом как в самой Японии, так и за ее пределами, для большей части земного шара являются скорее блажью, чем необходимой в хозяйстве вещью. Однако, смысл несомненно есть.

Без роботов нельзя.

Демографические исследования показывают: рождаемость обратно пропорциональна уровню жизни и технологий в стране. В развитой Японии средняя продолжительность человеческой жизни велика, зато детей рождается мало. Население страны неумолимо «стареет» — все выше становится процент пожилых людей. При этом основная масса японцев стремится к получению образования, высокооплачиваемой и востребованной профессии, применению интеллектуального и творческого потенциала. Эта тенденция, конечно, хороша с точки зрения общего уровня жизни и эрудиции населения, но у этой медали есть и обратная сторона. Все меньше людей хочет делать простую, не требующую знаний и квалификации работу. Благодаря тому, что стремится к самореализации, в стране становится все меньше санитаров, уборщиков, официантов и прочих представителей рабочих специальностей.

Японии не хватает рабочих рук, поэтому здесь разрабатывают все новых и новых роботов. Казалось бы, можно решить эту проблему проще, а главное, значительно дешевле. Достаточно привлечь к работе, не требующей квалификации, представителей других стран, как это делают в остальном цивилизованном мире. Однако, в Японии к подобным практикам относятся негативно и предпочитают потратить деньги на разработку и производство гораздо более дорогостоящих роботов. Почему так происходит?

На самом деле, все объясняется достаточно просто. Достаточно обратить внимание на историю, культуру и и все тут же становится на свои места. Япония , как и многие другие страны Востока, очень бережно относится к своим традициям. Вырастают до небес города, возникают все новые и новые , но менталитет остается неизменным. Если вспомнить , довольно длительное время, более чем 200 лет, страна была полностью изолирована от влияния внешнего мира, благодаря политике сакоку, проводимой сёгунатом Токугава. Затем запреты были постепенно сняты, японцы начали активно общаться с внешним миром, восполнять возникший за время изоляции дефицит научных знаний и, надо сказать, преуспели в этом. Однако, их культура и внутренний уклад жизни по сей день остаются очень цельными и закрытыми для внешнего влияния. Здесь предпочитают справляться с возникающими проблемами своими силами, не прибегая к помощи иммигрантов. Этнически население страны состоит из коренных японцев на 98.5% — по сравнению с другими развитыми странами это невероятно высокий показатель.

Одним из непоколебимых столпов является почтительное отношение к старшему поколению. Пожилые люди здесь окружены уважением и заботой, а одной из основных задач робототехники является сделать их жизнь наиболее комфортной. И эта проблема с успехом решается. Робот-экзоскелет от Honda позволяет тем, у кого возникли проблемы с передвижением, вновь ощутить радость пеших прогулок, робот-сиделка RIBA , похожий на игрушечного медведя, может переносить больных на руках, а робот-тюлень Paro - предназначен для одиноких людей, испытывающих дефицит любви и используется при лечении болезни Альцгеймера.

В скором времени заменят людей и в других сферах. Они будут охранять дома, готовить еду, выдавать справочную информацию в коридорах больниц, на вокзалах и станциях метро и элементарный подбор нужного персонала будет осуществляться не в агентстве, но в магазине. А будут тратить освободившееся время и силы на разработку все новых и новых роботов.

Япония уже давно заявила о своей любви к роботам. Именно в этой стране к «искусственным разумам» относятся не так холодно и настороженно, как в других культурах. Кажется, в Японии уже давно стерлась разница между одушевленным и неодушевленным. Благодаря дуэту репортера Хироко Табучи и фотографа Дэвид Гуттенфельдер мы можем познакомиться с проектом о культуре роботов в Японии , во время которого они узнали, что инженеры в этой области – настоящие философы, которые подходят к каждой мелочи с долей философского вдохновения. Проект Табучи и Гуттенфельдера называется просто – «Одинокий человек».


в качестве партнера на балу. (HIROKO TABUCHI/David Guttenfelder)


Рабочий смотрит на плакат с изображением робота, убивающего монстра. (HIROKO TABUCHI/David Guttenfelder)


PaPeRo – живой компаньон на съемках детской передачи в Токио. Этот робот может распознавать до 10 лиц. (HIROKO TABUCHI/David Guttenfelder)


Simroid пока без кожи на выставке в Токио. У него есть искусственные зубы, и он умеет «плакать» от боли, если студент, учащийся на медицинском факультете, что-то сделал не так во время «операции». (HIROKO TABUCHI/David Guttenfelder)


Новейшая версия Manoi – домашнего компаньона – дебютирует в . (HIROKO TABUCHI/David Guttenfelder)


Робот, работающий в регистратуре в больнице в Аизу Вакаматцу, приветствует пациентов, провожает людей до лифтов, проводит простые тесты и развлекает посетителей в комнате ожидания. (HIROKO TABUCHI/David Guttenfelder)


Инженеры-разработчики «срывают кожу» с головы робота в Токио. (HIROKO TABUCHI/David Guttenfelder)


Робот — дорожный инспектор помогает автомобилям объехать место строительных работ в Токио. (HIROKO TABUCHI/David Guttenfelder)


Заводной робот подает чай японцам. (HIROKO TABUCHI/David Guttenfelder)


Ребенок-робот с биомиметическим телом помогает в исследовании развития ребенка в Осаке. (HIROKO TABUCHI/David Guttenfelder)


Посетитель выставки в Токио испугался, когда ребенок-робот в его руках начал плакать. (HIROKO TABUCHI/David Guttenfelder)


Хироши Ишигуро со своим роботом-двойником в лаборатории в Осаке. (HIROKO TABUCHI/David Guttenfelder)


Дизайнер объясняет, как он запрограммировал робота поворачиваться и танцевать под музыку. (HIROKO TABUCHI/David Guttenfelder)


Исследователь рассматривает кость человеческой ноги, чтобы детально изучить работу коленного сустава. (HIROKO TABUCHI/David Guttenfelder)


Анатомия игрушечного робота. (HIROKO TABUCHI/David Guttenfelder)


Для того чтобы создать черты лица робота-гуманоида , напоминающего этого человека, было произведено сканирование его головы на 360 градусов. (HIROKO TABUCHI/David Guttenfelder)

April 13th, 2015

Компания Токио Дэнрёку, являющаяся оператором аварийной атомной электростанции «Фукусима дай-ити», прекратила попытки вернуть назад робот-зонд, который остается без движения внутри одного из реакторов АЭС. Токио Дэнрёку впервые запустила этот робот с дистанционным управлением внутрь защитной оболочки реактора №1 в пятницу. Этот змееобразный робот длиной 60 сантиметров должен был провести изучение повреждений внутри защитной оболочки. Однако он остановился, продвинувшись примерно на 10 метров.

Представители компании также отложили планы проведения в понедельник аналогичного изучения внутри той же защитной оболочки с использованием другого робота. Как они объяснили, такое решение было принято из-за того, что кабель первого робота в канале защитной оболочки препятствует прохождению туда второго зонда.

Эх, и это ЯПОНИЯ! В моем воспаленном мозгу там уже «по улицам роботы должны ходить» !

Тем временем в «дикой России» …

Специальный мобильный робот СТР-1, участвовавший в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В 2009 году компания ЗАО «Диаконт» работала на Билибинской АЭС, где первый энергоблок подошел к окончанию 30-летнего проектного срока эксплуатации. Станция состоит из четырех одинаковых энергоблоков общей электрической мощностью 48 МВт с реакторами ЭГП-6 (водно-графитовый гетерогенный реактор канального типа). Там с применением робототехнических аппаратов провели диагностику кожуха реактора и металла бака биологической защиты (ББЗ) энергоблока № 1. Процесс контролировался с помощью специальной телевизионной системы. Такие комплексы выявляют дефекты сварных соединений. Изобретения, которые содержит конструкция, позволяют повысить качество диагностики и существенно сократить дозозатраты. Робот может управляться всего одним человеком. Комплекс состоит из двух роботов, первый из которых – диагностический – обследует металл и зачищает поверхность, а второй – ремонтный – наносит на дефекты герметизирующую наплавку для их устранения. Комплекс сконструирован так, что робот должен проникать в реакторное пространство через отверстие диаметром со спичечный коробок. Уникальность комплекса в том, что он способен перемещаться не только по сложным горизонтальным участкам, но и по вертикальным, и проводить контроль в автономном режиме. Также к ремонту билибинского блока подключили ООО «Пролог». Его специалисты провели осмотр газового контура реактора и бака биологической защиты первого энергоблока Билибинской АЭС. Они выполнили вырезку образцов основного металла верхней плиты реактора для дальнейшего исследования его состояния. Вся работа заняла больше полутора лет, в настоящее время этот блок находится в эксплуатации.

или еще раз по простому: корпуса реакторов за время прохудились и требовался или серьёзный ремонт корпуса или заглушение. Для ремонта требовался доступ внутрь активной зоны. Естественно это было крайне противопоказано. Однако же наши робототехники сумели сделать двух змееобразных роботов, которые провели обследование корпуса и сварочные работы. диаметр механизма был 5 см. Только через эту трубу был доступ. Первый робот с ультразвуковым сканером произвёл обследование, второй со сварочным аппаратом и механизмом замены электродов (по типу степлерных скоб было размещение) произвёл сварку на прохудившихся местах.

Робот MIS осматривает внутреннюю часть корпуса реактора в ходе планового ремонта АЭС «Бюже», Франция.

И опять про «Фукусиму»:

Удивительно и то, что для работы на аварийной «Фукусиме» потребовались роботы иностранных компаний, ведь Япония уже в 1980-е годы лидировала в разработке и производстве роботов и робототехники. К тому же толчком к разработке роботов, действующих в жесткой радиационной обстановке, стал инцидент 1999 года, произошедший именно на японском топливном заводе «Токаимура», в ходе которого трое рабочих получили переоблучение, причем двое из них умерли. В то время все согласились, что в чрезвычайных ситуациях робот незаменим. И в 2001 году были изготовлены шесть роботов, плод совместных разработок четырех компаний, в том числе Hitachi, Mitsubishi и Toshiba. Но, когда в марте 2011 года эти роботы действительно потребовались, оказалось, что устройства списаны и разобраны.

Что же произошло? Эксплуатирующие компании были так твердо уверены, что никакой аварии на АЭС произойти не может (а возражения воспринимали как сомнения в квалификации персонала и как упрек себе лично), а работники так противились присутствию роботов, что экспертная группа, в которую вошли представители TEPCO, KEPCO и государства, постановила: роботы на АЭС не нужны. И от роботов избавились. А ведь за 10 лет практической эксплуатации на АЭС можно было бы существенно улучшить их характеристики. Один из участников оперативной группы по устранению последствий аварии на АЭС «Фукусима» в раздражении бросил: «У всех роботов атомной отрасли есть одна общая черта: их нет, когда они нужны больше всего».

Все эти битвы поднимают вопрос более широкого плана. Первопроходец разработки искусственного интеллекта Марвин Мински писал о своем потрясении неспособностью атомной отрасли приготовиться к непредвиденной ситуации. Самую большую проблему он видит в том, что АЭС проектируются без учета возможности работы удаленно управляемых устройств. И это при том, что другие сферы человеческой деятельности давно стали учитывать возможности и нужды роботов. Например, в оборудовании, предназначенном для подводных работ, напротив, многие клапаны и приводы разработаны с учетом возможности использования роботизированных манипуляторов. Заводы по производству автомобилей ныне проектируются с приоритетной интеграцией робототехники, и даже существует медицинское оборудование, специально разработанное для робототехнических платформ.

Медленный прогресс роботов для АЭС объяснить непросто, существуют лишь мнения и идеи. Одно из таких мнений заключается в том, что тема роботов и атомной энергетики тесно переплетена с их восприятием обществом и политикой. Эйдзи Коянаги, заместитель директора японского научно-технического центра «Будущее робототехники», полагает, что финансирование японской робототехники ядерного реагирования иссякло после аварии 1999 года на заводе «Токаимура», потому что страна пыталась создать впечатление кропотливой работы по созданию практически абсолютно безопасной атомной энергетики. А выделение финансирования означало бы, что ситуация может оказаться настолько опасной, что вместо людей понадобятся роботы. Изменится ли такое отношение после «Фукусимы» и каким образом Япония восстановит доверие к своему важнейшему источнику энергии, нам еще предстоит узнать.

СЛАБОСТИ РОБОТОВ

Отчего выполнить восстановительные работы на станции оказалось сложнее, чем остановить утечку нефти на тысячеметровой морской глубине? С одной стороны, станция усеяна обломками, что усложняет доступ даже для спасательных команд. Разумеется, в опасные районы можно отправить роботов и не рисковать человеческими жизнями. Но застрявший робот означает не только потерю дорогостоящего устройства, но и ухудшение доступа других роботов к труднодоступным местам.

У малого робота ограничена производительность, а большой – неповоротлив. К примеру, на «Фукусиме» слабосильному роботу PackBot (компания iRobot) никак не удавалось открыть дверь, снабженную круглой ручкой. А когда iRobot прислала робота побольше, оказалось, что у него трудности с прохождением лестничных клеток. Один из японских роботов Quince стоимостью в $ 6 млн застрял в ограниченном пространстве станции и спустя 2,5 года после аварии все еще остается в плену.

Помимо трудностей с ловкостью передвижения и управления устройством, роботы на АЭС из-за интенсивного облучения сталкиваются с проблемами надежности беспроводной связи. Ионизирующее излучение может повредить электронику физически, нарушив структуру полупроводниковых кристаллов порождением лавины электронов и смещая порог открывания полевых транзисторов. В любом случае меняются рабочие характеристики отдельных электронных компонентов, что приводит к отказу. Устройства, защищенные от радиоактивного излучения, тестируются путем измерения получаемой ими полной дозы (чаще в зивертах) до наступления неисправности. Но радиоактивные повреждения носят статистический характер, поэтому «выживание» устройства никогда не гарантируется. Передаваемые роботами изображения здания АЭС «Фукусима» искажались по мере приближения устройства к радиационно «горячим» точкам.

Могут возникать и проблемы со связью. После «Фукусимы» в NEDO разработали гибридную сотовую сеть для удаленного управления роботами, в которую входили как проводные, так и беспроводные ячейки. Реакторные здания были относительно невелики и полностью покрывались гибридной сетью. Тем не менее, их толстые бетонные стены, блокирующие гамма-лучи, делали вероятным трудности с беспроводной связью или ее невозможность.

Другой проблемой стал японский закон о радио. Из-за плотной населенности страны этот закон очень строг в отношении напряженности электрического поля и допускает мощность передатчика максимум в 10 мВт. В этом случае расстояние беспроводной связи внутри помещения составляет максимум 50 метров. Поэтому для использования более мощных радиоволн с целью управления роботами на аварийной «Фукусиме» потребовалось получить специальное разрешение от Министерства внутренних дел и коммуникаций. Выбрали устройства 2.4 GHz Contec (для робота – FX-DS540-STDM с дипольной антенной, а для операторского центра FX-DS540-LNKM-S с антенной Yagi), а также одноваттные усилители.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАРАБОТКИ

Что же дальше? Недавно Mitsubishi представила устойчивых к радиации роботов MEISTeR (Maintenance Equipment Integrated System of Telecontrol Robot), которые смогут более производительно работать на очистке АЭС «Фукусима». Эти роботы могут сгибаться, как человеческая рука, благодаря семи степеням подвижности, каждый из них способен поднимать до 15 кг груза. Наконечник манипулятора разработан таким образом, чтобы на него можно было быстро и легко закрепить различные инструменты, например, пилу, перфоратор или дрель. Компания утверждает, что разработала специальный инструмент, который может взять пробы поверхности стен и бетонных полов в загрязненных районах с глубины до 70 мм (около 2,5 дюйма). MEISTeR весит 440 кг, имеет размеры 130 см в высоту, 70 см в ширину и 125 см в длину. Он может двигаться со скоростью до 2 км / ч, причем как по ровной горизонтальной поверхности, так и по пересеченной местности. Робот даже может подниматься и спускаться по лестнице с высотой лестничных ступеней до 22 см, благодаря четырем независимо движущимся танковым трекам. Действия робота дистанционно управляемы, ожидаемая продолжительность времени работы в автономном режиме составляет два часа. Он оборудован электроникой, которая будет надежно работать в условиях радиации. Важно, что эти устройства снабжены логическими схемами, которые в случае, скажем, утечки в гидравлике смогут послать сигнал тревоги прежде, чем наступит отказ. А это означает, что их можно быстро и дешево отремонтировать.

Помимо роботов-аварийщиков, существуют интересные разработки, позволяющие проводить инспекции, так сказать, «в мирное время» – без останова реактора и без риска для операторов. Так, корпорация AREVA в 2007 году создала группу NETEC (Non-Destructive Examinations Solutions Technical Center) – технический центр по решениям недеструктивных инспекций, – в котором трудятся более 50 ученых и инженеров. Здесь разрабатывают новые технологии осмотров и новые датчики. Из разработок АREVA на сегодня испытаны и протестированы, к примеру, системы инспекции корпуса реактора MIS7 и TWS, существенно уменьшившие время остановки реактора.

Подводный робот SUSI может плавать в теплоносителе первичного контура реактора, что с помощью ультразвукового и визуального тестирования позволяет осмотреть внутриреакторные конструкции с целью подтверждения безопасности этих компонентов для дальнейшей эксплуатации. Этот робот недавно уже был применен для осмотра одной из АЭС США, название которой не раскрывается.

JASPER позволяет осуществить безопасную инспекцию стержневой сборки системы управления и защиты ядерного реактора. Новый RANGER для осмотра трубопроводов парогенераторов легко вводится на место, подлежащее осмотру.

Однако большинство подобных перспективных разработок, хоть и протестировано, но пока не прошло испытание в боевых условиях аварий или неисправности работы реактора.

источники

http://atomicexpert.com/content/%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%89%D0%B0%D1%82%D1%8C

http://www3.nhk.or.jp/nhkworld/russian/top/news09.html

И еще что мы уже обсуждали про Фукусиму: вот и еще . А вот кстати, когда то была и был вот такой . Вспомним, Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Немалую роль в этом сыграет японская правительственная поддержка развития робототехники. Сейчас в Стране восходящего солнца действует программа Humanoid Robotics Project (HRP) объемом свыше 37 млн долл., предусматривающая создание серийно выпускаемых уже в ближайшие несколько лет. При этом возьмут на себя не только рутинные операции, но смогут помочь или вовсе заменить человека при выполнении опасных работ, а также в строительстве, управлении тяжелой техникой или уходе за людьми в возрасте и пациентами больниц. В Японии интеллектуальные машины уже используются в качестве сторожей на складах, раздатчиков подносов с едой в больницах и курьеров в офисах.

По оценкам Японской ассоциации робототехники, в 2002 году было произведено около 11 тыс. служебных роботов, 65% которых предназначено для больниц и домов престарелых. Ассоциация прогнозирует, что к 2005 году только объем японского рынка роботов для ухода за больными достигло 250 млн долл., а к 2010 году вырасло до 1 млрд долл.

Однако есть и слабые места в японском роботостроении. В индустрию робототехники также входят неиндустриальные – сфера, в которой Япония отстала от Европы и Северной Америки. Согласно сравнительным характеристикам в международных конкурентных преимуществах в области робототехники, Япония конкурентоспособна по трем основным направлениям: , роботы в отрасли строительной промышленности и гражданского строительства, а также . Для сравнения, на Западе роботы также применяются в таких областях, как аэронавтика, атомная энергия, развлечения, в морском деле, в различных исследованиях, здравоохранении, сельском хозяйстве и животноводстве.

Что же дальше?

Министерство экономики, торговли и промышленности Японии собирается издать свод рекомендаций для разработчиков роботов. Специальные инструкции – первое официальное воплощение известных законов, которые еще в 1940 году опубликовал писатель-фантаст Айзек Азимов.

3 закона робототехники:

1. Робот не должен причинять вред людям или бездействовать, допуская, чтоб люди пострадали.

2. Робот обязан подчиняться приказам людей за исключением случаев, когда эти приказы противоречат положениям первого закона.

3. Робот должен защищать себя от гибели, если действия, связанные с таковой защитой, не противоречат положениям первого или второго законов.

Во-первых, производителей роботов обяжут оснащать роботов сенсорами, которые предотвратят столкновения с людьми, а элементы корпуса должны будут изготавливаться из мягких и легких материалов.

Во-вторых, на корпусе роботов появится аварийная кнопка мгновенного отключения. Надеемся, что инженеры предусмотрят и дистанционный выключатель. Вспомним, как часто герои фантастических произведений отчаянно ищут способы обесточить взбунтовавшийся искусственный интеллект…

Общественность Японии немало обеспокоена стремительным развитием робототехники. В продажу активно поступают дорогие, но полезные машины для помощи в хозяйстве, уходе за детьми, больными и пожилыми людьми. Что случится, если система робота начнет сбоить или подхватит опасный компьютерный вирус? Появление инструкций на государственном уровне означает одно: – это не игрушки.

AIBO и QRIO

В новом аэропорту Китакюсю (что ) установлена робот-копия Maetel из манга и анимэ Galaxy Express 999. Робот сможет ответить на 200 вопросов об аэропорте, причем говорить он будет голосом Масако Икэда, которая озвучивала Maetel в анимэ. Почему именно этот аэропорт? Все дело в том, что Фукуока – родной город создателя Galaxy Express 999 Лэйдзи Мацумото.

Подводную змею-робота создали инженеры японского научно-исследовательского института NEDO. Механическая рептилия ACM-R5 в длину 2 метра, вес 8 кг, время автономной работы – 30 минут. Управление осуществляется по радио. Следуя командам, ACM-R5 может менять высоту, скорость и направление движения. Перемещается змея, как и ее биологический аналог, извиваясь всем телом. Свое местоположение робот определяет с помощью гидросенсоров и цифровой камеры, данные обрабатываются 32-битным микропроцессором. Змея умеет не только плавать, но и двигаться по дну. Робот сконструирован не ради демонстрации высоких технологий, а для практических нужд.
Змеи с более емкими аккумуляторами смогут обследовать океаническое дно для предупреждения землетрясений и прокладывать или ремонтировать оптоволоконные кабели.

Уникальный дизайн робота позволяет ему превращаться в шагающего паука, башню, карусель и, конечно же, принимать «боевую» гуманоидную форму. При необходимости робот может трансформировать руки в ноги, чтобы продолжать сражение. Рост трансформера 50 см, а вес 4 кг. Управляет роботом оператор посредством беспроводного интерфейса. Игрушка обошлась создателю в 3 тысячи долларов. Кстати говоря, подобные трансформеры могут использоваться в военных и промышленных целях.

Аниме-робот Promet. Он мог танцевать, стоять на одной ноге, общаться с человеком, распознавать лица и т. п. Высокая стоимость аренды – 70000 долларов в год – могла похоронить идею, так что теперь инженеры решили создать уменьшенную копию по имени Choromet. Робот умеет ложиться и вставать, а также выполнять мелкие поручения. Работает машина под управлением операционной системы Linux и 240-МГц процессора SH-4. Рост Choromet составляет всего 35 см, предшественник был куда крупнее – 154 см. Обойдется чудо техники в 4450 долларов, а купить его удастся осенью. Создатели надеются, что изобретение пойдет нарасхват для исследовательских и учебных учреждений.

Японский производитель роботоподобных механизмов Sakakibara-Kikai выпустил первый настоящий двухпедальный экзоскелет – Land Walker. Рост составляет 3,4 метра, весит он около 1000 кг и может перемещаться на расстояние в 1,5 километра.

Для начала Land Walker будет представлен на различных демонстрациях и соревнованиях. С каждой стороны у Land Walker прикреплено по пушке, но сейчас они стреляют всего лишь резиновыми шариками. Пройдя некоторую доработку, Land Walker может стать достаточно серьезным оружием. Только представьте себе орду Land Walker’ов, спускающихся с холма!

Plen

Этого робота зовут Плен (Plen). Он из Японии. (А откуда же ещё быть роботу?) Им можно управлять с помощью мобильного телефона с помощью функции Bluetooth.

У Плена 18 подвижных суставов, он работает под управлением 32-битного процессора ARM7. Робот способен ходить/бегать/кататься на роликах в течение 25 минут от одной подзарядки. Выпущено всего несколько экземпляров.

Музей Роботов

Свои двери для посетителей открыл первый в мире музей роботов . Общая площадь экспозиции – 2600 кв. метров. В ней представлены роботы со всего света, начиная от детских игрушек и заканчивая промышленными гигантами.