Научные редакторы Александр Железнов, Екатерина Петрова

Издано с разрешения dpunkt.verlag GmbH

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© 2014 by dpunkt.verlag GmbH, Heidelberg, Germany.

Title of the German original: Komposition

ISBN 978-3-86490-141-6

Translation © 2017 by Mann, Ivanov and Ferber. All rights reserved.

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2017

Предисловие

Фотографы, художники и другие мастера изобразительного искусства преследуют единую цель: отобразить мир вокруг себя. Осмысление окружающего через изображения начинается в раннем детстве. Я стал рисовать, едва научившись держать ручку. Это превратилось в привычку и в дальнейшем – в профессию.

Будучи школьником, я отправился в велосипедный тур по Южной Германии. Родители доверили мне складной фотоаппарат, и так в мою жизнь вошла фотография. В те времена я мог позволить себе приобрести всего лишь две пленки на 16 снимков, которые предстояло растянуть на 14 дней. На этой странице вы видите мою первую фотографию. Она была напечатана на бумаге с баритовым покрытием. Сегодня иметь при себе фотоаппарат для меня так же естественно, как альбом для рисования или блокнот для скетчей.

Рисование учит нас быть внимательнее и видеть. Рисуя, я значительно улучшил свои навыки работы с фотокамерой. И наоборот: многие важные художественные приемы в рисовании усвоил через фотографию.

Умение писать хорошие картины и создавать проникновенные кадры приходит не сразу, а с длительной практикой. Залог успеха – художественный вкус и серьезная подготовка в области визуальных искусств, к которым добавляются знание композиции и различные техники работы с изображениями. Как все это отразится в фотографии, вы поймете по реакции зрителей.

Графика, живопись, фотография предполагают размещение композиционных элементов в пределах поля фиксированных размеров. Как с помощью окружающих элементов поддержать или выделить главный объект? Как расположить объект относительно поля зрения? Где разместить линию горизонта? Как зритель смотрит на фотографию? В какую сторону должна указывать диагональная линия? Как свет влияет на общий эффект фотографии? Это важные вопросы композиции. Я посвящаю им свои лекции по визуальному дизайну в университете в Майнце и разъясняю на примерах из области искусств, в том числе и фотографии. Некоторые снимки я делаю лишь с одной целью – подчеркнуть важность композиции.

Возможно, вы сожалеете о постепенном исчезновении пленочных камер, но у цифровых есть существенные преимущества. К примеру, рамка экрана дисплея – невероятно полезный инструмент для создания идеальной композиции. На экране сразу отображается результат, а камера превращается в блокнот для набросков: удачные кадры можно оставить, а остальные стереть. Не требуется дополнительное оборудование, как при съемке на пленку.

Фотография как нельзя лучше иллюстрирует широкие возможности композиции. Именно это и побудило меня написать книгу. Я намеренно оставил лишь черно-белые снимки, чтобы цветовая составляющая не отвлекала внимание и читатели могли полностью сосредоточиться на основных композиционных элементах.

Я написал эту книгу для своих бывших студентов, а также для слушателей моих курсов; для начинающих и продвинутых фотографов; для графических дизайнеров; художников и иллюстраторов и, конечно, для мастеров, работающих исключительно с фотографией. Надеюсь, из нее извлекут пользу все, кто хочет научиться профессионально оценивать художественные произведения, будь то рисунок, живопись, графический дизайн или фотография.

Альбрехт Рисслер, июль 2014 г.

Зачем компоновать снимок?

Игровое поле

Композиция – это объединение отдельных элементов в единое целое. В визуальных искусствах графические элементы взаимодействуют так же, как ноты, ритм, перекличка инструментов в музыке. Скульпторы, архитекторы и градостроители работают с трехмерными компонентами, а в рисовании, живописи, графическом дизайне и фотографии приходится размещать плоские элементы в пределах заранее определенного пространства изображения. В большинстве случаев это прямоугольник со всеми важными составляющими сюжета.

На фото: Городские сценки, Аспра, остров Сицилия

У зрителя моментально складывается общее впечатление от фотографии, даже если глаз поначалу не в состоянии распознать детали. Эффективность изображения определяется его композицией, формальной организацией. Даже технически безукоризненный снимок с правильно выбранным объектом съемки не впечатлит зрителя, если не подкреплен привлекательным визуальным решением: содержимое и его компоновка должны сливаться в единое целое.

Композиция состоит из различных, обладающих своими уникальными качествами элементов. Они могут контрастировать, придавая ей выразительность, или же дополнять друг друга. Все, что присутствует в изображении, всегда рассматривается относительно его границ.

Формы и размеры кадра, а также относительное расположение в нем объектов способны давать совершенно различные результаты. Всегда помните об этом.

Тональный диапазон

Знакомое явление: вид из окна отеля. Смотреть особо не на что: только деревья и кусок белого здания, загораживающего вид. Не повезло! Достойная фотография с отдыха не получится. Пора сдаваться? Нет!

При еще большем приближении на передний план попадают столб и электрические провода. Большой монохромной площади здания противопоставлена тонкая линия проводов, а их темный силуэт образует резкий контраст света и тени. Теперь осталось убрать из центра верхнюю горизонтальную границу стены. Слегка изменив фокусное расстояние, можно ввести в кадр край крыши, уводящий взгляд в пространственную глубину изображения.

Удачная фотография должна сочетать фотографическое видение с эффектной композицией. И чем больше вы владеете последней, тем быстрее добьетесь результата. Если к этому добавить еще и знание технических возможностей фотокамеры, количество успешных фотографий заметно возрастет. Для создания запоминающихся снимков необходимо терпение и намеренное погружение в сюжет, что видно по снимкам на этой странице.

Научные редакторы Александр Железнов, Екатерина Петрова

Издано с разрешения dpunkt.verlag GmbH

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© 2014 by dpunkt.verlag GmbH, Heidelberg, Germany.

Title of the German original: Komposition

ISBN 978-3-86490-141-6

Translation © 2017 by Mann, Ivanov and Ferber. All rights reserved.

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2017

* * *

Предисловие

Фотографы, художники и другие мастера изобразительного искусства преследуют единую цель: отобразить мир вокруг себя. Осмысление окружающего через изображения начинается в раннем детстве. Я стал рисовать, едва научившись держать ручку. Это превратилось в привычку и в дальнейшем – в профессию.



Будучи школьником, я отправился в велосипедный тур по Южной Германии. Родители доверили мне складной фотоаппарат, и так в мою жизнь вошла фотография. В те времена я мог позволить себе приобрести всего лишь две пленки на 16 снимков, которые предстояло растянуть на 14 дней. На этой странице вы видите мою первую фотографию. Она была напечатана на бумаге с баритовым покрытием. Сегодня иметь при себе фотоаппарат для меня так же естественно, как альбом для рисования или блокнот для скетчей.

Рисование учит нас быть внимательнее и видеть. Рисуя, я значительно улучшил свои навыки работы с фотокамерой. И наоборот: многие важные художественные приемы в рисовании усвоил через фотографию.

Умение писать хорошие картины и создавать проникновенные кадры приходит не сразу, а с длительной практикой. Залог успеха – художественный вкус и серьезная подготовка в области визуальных искусств, к которым добавляются знание композиции и различные техники работы с изображениями. Как все это отразится в фотографии, вы поймете по реакции зрителей.

Графика, живопись, фотография предполагают размещение композиционных элементов в пределах поля фиксированных размеров. Как с помощью окружающих элементов поддержать или выделить главный объект? Как расположить объект относительно поля зрения? Где разместить линию горизонта? Как зритель смотрит на фотографию? В какую сторону должна указывать диагональная линия? Как свет влияет на общий эффект фотографии? Это важные вопросы композиции. Я посвящаю им свои лекции по визуальному дизайну в университете в Майнце и разъясняю на примерах из области искусств, в том числе и фотографии. Некоторые снимки я делаю лишь с одной целью – подчеркнуть важность композиции.

Возможно, вы сожалеете о постепенном исчезновении пленочных камер, но у цифровых есть существенные преимущества. К примеру, рамка экрана дисплея – невероятно полезный инструмент для создания идеальной композиции. На экране сразу отображается результат, а камера превращается в блокнот для набросков: удачные кадры можно оставить, а остальные стереть. Не требуется дополнительное оборудование, как при съемке на пленку.

Фотография как нельзя лучше иллюстрирует широкие возможности композиции. Именно это и побудило меня написать книгу. Я намеренно оставил лишь черно-белые снимки, чтобы цветовая составляющая не отвлекала внимание и читатели могли полностью сосредоточиться на основных композиционных элементах.

Я написал эту книгу для своих бывших студентов, а также для слушателей моих курсов; для начинающих и продвинутых фотографов; для графических дизайнеров; художников и иллюстраторов и, конечно, для мастеров, работающих исключительно с фотографией. Надеюсь, из нее извлекут пользу все, кто хочет научиться профессионально оценивать художественные произведения, будь то рисунок, живопись, графический дизайн или фотография.

Альбрехт Рисслер, июль 2014 г.

Родом из Минска, проживает в Израиле, город Хайфа.

Окончил тель-авивскую Академию рекламы и копирайтинга под руководством Тирцы Гранот, легенды израильского рекламного бизнеса. Учился лично у таких международных экспертов, как Филип Котлер, Джек Траут, Нил Рэкхем, Джей Левинсон, Брайан Трейси и другие.

Обладатель чёрного пояса по боевому искусству нунчаку-до, чемпион Израиля по нунчаку-кумите. Александр Левитас многократный чемпион Израиля, двухкратный обладатель Кубка России и вице-чемпион мира по «Что? Где? Когда?».

Автор бестселлеров «Больше денег от Вашего бизнеса» (деловой бестселлер №1 в России в 2012 году) и «Дневник успешного человека». Единственный на рынке России сертифицированный ученик международного маркетингового гуру Джея Левинсона, «отца партизанского маркетинга». Консультирует и преподаёт с середины 90-х годов. Использует в работе как российский, так и американский, и израильский маркетинговый подход.

Среди его клиентов – как компании малого и среднего бизнеса. Так и «Сбербанк», «МДМ Банк», «Билайн», «Лаборатория Касперского», Уральский Федеральный Университет, «Эссен Продакшен» (торговая марка «Махеевъ») и другие известные компании.

Александр Левитас проводит открытые и корпоративные семинары по малобюджетному маркетингу, по увеличению прибыльности бизнеса и по отладке бизнес-процессов. Семинары проходят в разных городах и странах – от Калининграда до Владивостока, от Чехии до Вьетнама. Является автором многочисленных публикаций в журналах Forbes, «Коммерческий директор», «Рекламодатель», «Управление сбытом». И в других российских и зарубежных периодических изданиях на темы рекламы, маркетинга и организации бизнеса.

Его бесплатные электронные газеты деловой тематики, на которые подписаны более 495,000 читателей со всего мира, трижды выигрывали номинации «Лучшее электронное издание о бизнесе». И «Лучшее электронное издание о рекламе и маркетинге» на фестивалях электронных газет.

Левитас Александр / Все видео

Александр Левитас: А вы осмелитесь погладить тигра?

Если вы осмелитесь погладить тигра - кошку весом в 240 килограмм, выше взрослого мужчины ростом и с клыками длиной в ваш палец - это станет одним из самых ярких в вашей жизни впечатлений. Но многие так и не рискуют это сделать. И точно так же страх мешает вам добиться многого другого, что могло бы сделать вашу жизнь.

В чём секрет пизанской башни?

Александр Левитас. В чём секрет пизанской башни? Почему о других падающих башнях Италии не пишут в путеводителях и туристы не едут через полмира, чтобы сфотографироваться с ними? Как сделать, чтобы Ваш бизнес так же выделялся, затмив собой конкурентов?

Разговор в квадрате. Александр Левитас

"Разговор в квадрате" - это программа об интересных личностях и гостях Форума Селигер-2012. В студии независимый бизнес-консультант, бизнес-тренер, эксперт по партизанскому маркетингу - Александр Левитас. О малобюджетном маркетинге, как его применить при минимальных затратах и возможно ли это в условиях крупного бизнеса.

Как выиграть, если продаешь то же, что и конкурент? В бизнесе есть несколько факторов, которые могут помочь в конкурентной борьбе. Например, фактор времени. Нет, мы говорим не просто о сезонности. А о чем? Смотрите советы от мастера партизанского маркетинга Александра Левитаса.

Как доказать клиенту качество товара? Серия 35

Советы от Александра Левитаса. Серия 35. Лорд Кельвин придумал, как доказать комиссии, что его компас надежен. Знаете ли вы, как? О том, чем закончилась история с лордом Кельвином, что такое "тест Генри" и как его использовать в вашем бизнесе?..

Как убедить клиента брать более дорогой товар? Серия 32

Как убедить клиента брать более дорогой товар? Надо понимать, как именно люди делают выбор. О законах человеческого восприятия и секретах маркетинга, которые помогут использовать эти законы в вашу пользу, расскажет специалист по партизанскому маркетингу Александр Левитас.

Продажи через обучение клиентов. Серия 31

Продажи через обучение клиентов. Советы от Александра Левитаса. Серия 31. Если вы торгуете товаром сложнее, чем пирожки с капустой, то, как правило, ваши клиенты не знают, как оценить качество вашего продукта. Профессионалам приходится объяснять, на что смотреть при покупке товара. И это может быть вашим способом конкуренции...

Как «изобрести» выход из сложной ситуации? В этой программе известные бизнес-тренеры в легкой игровой форме дают зрителям неожиданные инструменты решения проблем и задач, доступные каждому. Программа заставляет зрителя верить в собственные силы и в способность преодолеть любые сложности с помощью технологий...

"Почему все автобусы туристов в Израиле обязательно заезжают в кафе "Элвис"? Найдите ответ на этот вопрос - и используйте решение для вашего бизнеса. "Чем вы выделяетесь? Как клиент поймет, что обратиться надо именно к вам?" Найдите ответ на этот вопрос вместе со специалистом по партизанскому маркетингу Александром Левитасом.

Как ускорить потребление товара? Рассмотрим успешные решения этой непростой задачи. Например, можно ли увеличить объемы продажи...соды? Скажете, нет? А фирма Пиллсбери нашла выход! О разных способах, как помочь клиентам покупать больше вашего товара, расскажет известный эксперт по партизанскому маркетингу Александр Левитас.

Партизанские методы продвижения товаров и услуг

Доклад "Партизанские методы продвижения товаров и услуг" был подготовлен для конференции "Продавая незримое: Маркетинг товаров и услуг", организованной 20 февраля 2008 года в Екатеринбурге журналом Деловой квартал.

Комментарии читателей

Наталья / 26.09.2017 Алекс Левитас 29 октября 2017 впервые в Красноярске с новым бизнес-семинаром "Лучшие инструменты Партизанского маркетинга". Приглашаем предпринимателей и ждем информационных партнеров. Звоните: +7 9135328969

Юлия / 6.07.2017 В сентябре Алксандр Левитас в Алматы! Так что ждем для знакомства лично... +77772117539

Сандугаш / 7.09.2016 Добрый день!
Подскажите пжл.где можно купить книгу А.Л. учитывая что я нахожусь в Респб.Казахстан- Алматы. Через сайт долго и у нас ее нет в налич. Заранее благодарна!

filkons / 29.01.2013 Тематика партизанского маркетинга, безусловно, актуальня и интересна. Однако же, сбиваешься с толку, кто основатель партизанского марктеинга в России. Таковыми кого только не называют, чтобы продвинуть...

Оlеgus / 28.07.2012 Александр немного провакационно общается, как и "подобает" интеллектуалу, однако ценность материала, который он сообщает всё же высока, кто бы что ни говорил. Такую информацию не жалко покупать. Спасибо ему, даже если он об этом и не узнает).