Давайте разберемся сегодня,как отключить неиспользуемые компоненты Windows.
Удаление неиспользуемых приложений позволяет освободить пространство на жестком диске и несколько увеличить быстродействие компьютера за счет очистки реестра от ключей , созданных программами. Кроме того, некоторое программное обеспечение запускает собственные службы,которые также используют ресурсы системы и отключаются при удалении программы.

Для примера рассмотрим операционную систему Windows 7 Максимальная . Прошу иметь в виду, что состав компонентов различных редакций Windows 7 может различаться , но ничего страшного в этом нет, так как назначение одноименных компонентов во всех редакциях одинаково.
">
Чтобы просмотреть перечень компонентов системы, необходимо в меню «Пуск» открыть «Панель управления» , выбрать «Программы и компоненты»

В открывшемся окне вы увидите список всех доступных компонентов, в котором

галочками отмечены включенные .

Элементы таблицы, около которых стоит плюсик , представляют собой список программ, раскрывающийся при щелчке по этому самому плюсику.

Внимательно изучите список, а затем уберите галочки с неиспользуемых элементов.

У неопытных пользователей обязательно возникает вопрос, а какие же из этих

Компонентов можно отключить без ущерба для работоспособности системы? В

Качестве ориентира, я привожу перечень элементов данной таблицы, которые я

Удалил на своем компьютере.

Internet Explorer (если не пользуетесь данным браузером)

Telnet-сервер

Игры (если вы не играете в эти игры)

Клиент Telnet

Компоненты планшетного ПК (если вы используете настольный ПК)

Платформа гаджетов Windows (если не используете)

Подсистема для UNIX-приложений

Сервер очереди сообщений Майкрософт (MSMQ)

Служба активации Windows

Службы печати и документов (если не пользуетесь принтером)

Компонент Windows Search (Windows Search) очень удобен и позволяет индексировать данные

На компьютере, тем самым ускоряя процесс поиска. Однако на слабых компьютерах могут

Возникнуть проблемы с производительностью из-за процесса индексирования.

Группа Игры (Games) содержит список всех небольших игр, устанавливаемых вместе с

Windows. Если некоторые или даже все игры вам не нужны, можете смело сбросить флажки

Напротив названий приложений или всей группы сразу.

Компоненты планшетного ПК (Tablet PC Components) предусматривают подключение к

Компьютеру устройства под названием Tablet PC . Если такого устройства у вас нет, данный

Компонент можно отключить.

Компонент Платформа гаджетов Windows (Windows Gadget Platform) разрешает использование мини-приложений (гаджетов) на рабочем столе Windows. В случае отсутствия необходимости в размещении таких приложений, вы можете отключить компонент.

Компоненты группы Службы печати и документов (Print and Document Services) управляют

Процессами печати, сканирования и обработки факсов. Возможно некоторые или сразу все

Эти возможности вам не требуются. В этом случае, сбросьте флажки напротив названий

Ненужных компонентов.

Остальные компоненты могут быть включены или отключены в зависимости от ваших потребностей

После отключения неиспользуемых компонентов, нажмите кнопку «ОК », а затем перезагрузите систему. Просто имейте в виду, что отключенные компоненты ОС никуда не пропадают и для их повторного включения достаточно установить снятую ранее галочку.

Вот, собственно, и все об отключении ненужных компонентов. Теперь вы знаете, как выполнить отключение компонентов Windows 7 ,и сможете самостоятельно оптимизировать свой ПК.

Теперь о Windows ХР

По умолчанию в Windows ХР входит некоторое количество программ, которыми вы вряд ли когда-либо воспользуетесь, так как их функциональность оставляет желать лучшего. К сожалению, разработчики компании Microsoft не предоставляют

Пользователям полного контроля над операционной системой.

И если такие компоненты, как «Специальные возможности»

И «Игры» , вы еще можете удалить без специальных процедур, то Windows Messenger или, скажем, Автоматическое обновление Windows —вряд ли. Для этого сначала необходимо вручную отредактировать один из системных файлов.

Рассмотрим одновременное удаление как легко доступных, так и скрытых компонентов, чтобы не делать одну и ту же работу дважды.

Команду Sfc /cachesize=0 следует набрать обязательно, чтобы отключить механизм Windows ХР, при каждой загрузке обновляющий эти файлы . Если этого не сделать, в следующем сеансе работы файлы для восстановления системы снова появятся в директории Dllcache.

Перед тем как вносить изменения в файл Sysoc.inf, обязательно сделайте его резервную копию!

1. Откройте Windows Explorer(проводник) в режиме отображения скрытых и системных файлов.

Многие пользователи современных компьютеров очень часто сталкиваются с системными программами, хотя в некоторых случаях даже не подозревают, что имеют дело с ними. Некоторые так вообще стараются не лезть в дебри, чтобы чего не нарушить в работе операционки. Наверное, стоит разобраться с тем, что такое системные программы, какие виды системных программ известны сегодня. Попутно будет рассмотрен вопрос о том, что они собой представляют в плане функционала. Но обо всем по порядку.

- это что?

Итак, сейчас мы не будем особо вдаваться в тонкости работы системных приложений. Рядовому пользователю это и не нужно. Рассмотрим основные вопросы, связанные с пониманием того, какие системные программы встречаются вообще. Кроме того, можно будет немного узнать об их классификации.

Если говорить простым языком, системные программы предназначены для осуществления связи между установленной операционной системой, «железными» компонентами компьютерного терминала, приложениями и самим пользователем. Причем здесь пользователь? Да просто связь той же операционки с юзером осуществляется посредством графического интерфейса, при помощи которого он может получить доступ к тем или иным функциям, заложенным в самой системе.

Классы системных программ

Сегодня существует достаточно много классификаций системного ПО. Однако в основе своей условно их можно разделить на несколько классов или групп. Прежде всего, это программы управления системой, средства обработки данных, базовые минимальные наборы для функционирования ОС и сервисные утилиты.

Само собой разумеется, каждый класс можно разделять еще и еще. Так, например, операционные системные программы, по сути, представляют собой самые обычные ОС, которых сегодня можно насчитать десятки. То же самое наблюдается, скажем, в сервисном ПО, где представлено огромное количество всевозможных утилит для самых разных целей (работа с винчестерами, редактирование реестра, удаление компьютерного "мусора", деинсталляция приложений и т. д.)

Драйверы

Одними из самых важных компонентов в любой компьютерной системе являются драйверы, тоже представляющие собой системные программы. Это небольшие специальные приложения, отвечающие за корректное функционирование любого «железного» устройства. Кто не сталкивался с понятием драйвера видеокарты или саундкарты?

Именно драйверы, так сказать, помогают системе правильно настроить работу любого компонента. Как правило, даже при покупке компьютера или ноутбука в комплекте всегда поставляется специальный диск с драйверами. Связано это с тем, что в зависимости от производителя те же ОС Windows не всегда правильно распознают какое-либо устройство, несмотря на обширный каталог, присутствующий в их дистрибутивах.

В некоторых случаях Windows может устанавливать наиболее подходящий драйвер, а устройство не работает. Вот тут на помощь и приходит инсталляция оригинальных «родных» драйверов, предоставленных самим производителем «железного» оборудования.

Стандартные системные программы ОС Windows

Как и положено, в ОС Windows имеются собственные системные программы. Это, как правило, утилиты, которые доступны пользователю в главном меню «Пуск» в разделах «Все программы» / «Администрирование», «Обслуживание» и «Стандартные», а некоторые - в «Панели управления». В стандартных программах кроме системных утилит имеется еще и минимальный набор приложений, необходимых для работы.

К сожалению, в плане системных программ ОС Windows особо не отличаются. Большинство процессов скрыто от глаз пользователя. Это и понятно, ведь завершение какого-то процесса или удаление системной службы может иметь катастрофические последствия для всей системы в целом.

Некоторые любознательные юзеры частенько задаются вопросом о том, как удалить системную программу. Ответ прост: никак! Встроенные системные утилиты в ОС Windows не удаляются. Конечно, можно удалить записи и ключи в реестре, но система при повторной загрузке все равно восстановит значения по умолчанию. Кроме того, после удаления возможен вариант, что ОС вообще работать не будет, так что лучше не рисковать.

Оптимизаторы

Оптимизаторы предназначены для ускорения работы операционки путем удаления ненужного компьютерного "мусора", и т. п. В Windows, конечно же, имеются собственные средства в виде того же дефрагментатора для ускорения доступа к данным и запуска приложений или системы

Однако, как показывает практика, они уступают специализированным утилитам типа Advanced System Care, CCleaner, Glary Utillities, Windows 7 Manager и многим другим.

Архиваторы

Работа с архивами является неотъемлемой частью любой системы. В Windows имеется встроенный архиватор WinZIP. Надо сказать, что это не собственная разработка Microsoft. Она была создана специально на основе старого доброго ZIP-архивера.

Самыми лучшими в этой области признаны WinRAR, WinZIP, 7-Zip и многие другие. У каждой утилиты своя специфика, но в целом работают они практически по одному и тому же принципу.

Дополнительные средства

Существует еще много дополнительных категорий, которые включают в себя системные программы. Это в том числе элементы управления ActiveX. Самый яркий пример - Adobe Flash Player - программа воспроизведения потокового видео в интернете. Как уже понятно, в самих ОС Windows ничего подобного нет.

Не менее важным компонентом можно назвать всевозможные наборы кодеков и декодеров, без которых невозможно будет ни посмотреть видео, ни воспроизвести аудио. Тут лидирующая позиция принадлежит набору K-Lite Codec Pack.

Очень востребованными являются средства для работы с документами формата PDF или интернет-ресурсами, содержащими такие данные. Тут на помощь приходят программы типа Adobe Reader. Причем такие утилиты в процессе инсталляции способны даже интегрироваться в саму систему и в интернет-браузеры.

Сюда можно отнести и множество системных программ, отвечающих за доступ в интернет или создание локальных сетей, без чего современный мир невозможно себе представить.

Заключение

В принципе, мы рассмотрели только общие понятия системных программ. На самом деле, если копнуть глубже, перечислять их можно до бесконечности. Понятно ведь, что развитие компьютерной техники на месте не стоит. Именно поэтому и возникают новые классы системных программ, отвечающие уже за совершенно иные направления в работе. Так что можно только догадываться, какими станут системные приложения при возникновении квантовых компьютеров

Решение проблем входа пользователя профессионального программного обеспечения в систему

Наиболее часто встречающихся следующие причины сбоев при загрузке Windows 2000/XP:

Повреждение или удаление важных системных файлов, например, файлов системного реестра, ntoskrnl.exe, ntde-tect.com, hal.dll, boot.ini;

Установка несовместимых или неисправных служб или драйверов;

Повреждение или удаление необходимых для системы служб или драйверов;

Физическое повреждение или разрушение диска;

Повреждение файловой системы, в том числе нарушение структуры каталогов, главной загрузочной записи (MBR) и загрузочного сектора;

Появление неверных данных в системном реестре (при физически не поврежденном реестре записи содержат логически неверные данные, например, выходящие за пределы допустимых значений для служб или драйверов);

Неверно установленные или слишком ограниченные права доступа к папке \%systemroot%.

Следует четко понимать, что всегда проще восстановить работоспособность упавшей ОС из ее резервной копии, чем проводить восстановление, копаясь в файлах или реестре. Следовательно с самого начала, сразу после установки и настройки ОС (или в любое другое время), следует сделать ее резервную копию. Для этого в самой системе Windows уже заложены практически все нужные средства

Средства восстановления ОС можно разделить на:

Штатные, входящие в дистрибутив Windows 2000/XP;

Утилиты от сторонних производителей.

1.1. Штатные средства восстановления системы

1.1.1. Диск аварийного восстановления

В Windows XP применена система «Automated System Recovery (ASR)», которое позволяет создать резервную копию всей системы, используя современные и распространенные носители большой емкости, такие как CD-R/RW или жесткие диски (еще и ленты, если у кого-то есть стример).

Создание набора ASR.

Для того чтобы воспользоваться возможностью механизма ASR, необходимо создать набор ASR, состоящий из 2-х частей:

Непосредственно архива с данными, который может быть размещен на записываемом CD, магнитной ленте, несистемном разделе жесткого диска или другом жестком диске;

Дискета, на которую записываются данные, необходимые для восстановления системы.

Создавать наборы ASR могут пользователи с правами администратора.

Чтобы создать набор ASR, запустите программу "Архивация данных" ("Пуск - Все программы - Стандартные - Служебные - Архивация данных" или наберите ntbackup.exe из меню "Пуск - Выполнить"). По умолчанию не все файлы включаются в создаваемый архив. Поэтому перед созданием набора ASR стоит посмотреть список исключенных файлов. Для этого перейдите на вкладку "Сервис - Параметры - Исключение файлов". По умолчанию в этом списке находятся: файл подкачки (pagefile.sys), файл создаваемый при использовании спящего режима (hiberfil.sys), контрольные точки восстановления, временные файлы и некоторые файлы журналов. Внимательно проверьте весь список, при необходимости внесите в него изменения. После этого можно запустить мастер подготовки аварийного восстановления для создания набора ASR - выберите "Сервис - Мастер аварийного восстановления системы". Укажите путь для создаваемого архива. Не указывайте в качестве пути системный раздел вашего жесткого диска.

После сбора необходимой информации начнется процесс архивации. После этого вновь запустите мастер подготовки аварийного восстановления. После создания архива вам будет предложено вставить дискету для записи на нее параметров восстановления. На этом создание набора ASR закончено.

Восстановление системы с помощью набора ASR.

Для восстановления системы потребуется набор ASR (архив+дискета) и загрузочный диск Windows XP. Загрузитесь с помощью загрузочного диска, выберите установку Windows XP. При появлении в строке состояния приглашения нажмите клавишу F2 - появится сообщение "Вставьте диск под названием Диск автоматического восстановления системы Windows в дисковод для гибких дисков". После считывания с дискеты необходимых для восстановления данных и загрузки основных драйверов будет произведено форматирование системного раздела и начальная установка Windows XP.

Далее будет запущен мастер аварийного восстановления системы и произведено восстановление файлов из архива набора ASR. После восстановления файлов будет произведена перезагрузка и вы получите Windows XP со всеми установленными программами, документами и системными настройками на момент создания набора ASR.

1.1.2. Консоль восстановления (Emergency Recovery Console)

Другой инструмент восстановления системы - Emergency Recovery Console (сокращенно ERC), входящая в дистрибутив Windows 2000/XP.

Установить ERC на компьютер можно только после установки Windows 2000/XP, для чего необходимо выполнить следующие действия:

Нажмите кнопку «Пуск»;

Выберите в развернувшемся меню пункт «Выполнить…»;

В открывшемся окне введите следующую команду: M:\i386\winnt32.exe /cmdcons, где M - буква диска, соответствующая приводу CD-ROM;

Нажмите кнопку «OK»;

Следуйте инструкциям, появляющимся на экране;

При завершении установки перезагрузить ПК.

Установка потребует порядка 6 Мбайт в системном разделе. Теперь в меню выбора ОС, появляющемся при старте системы, будет новый пункт - «Windows 2000 Recovery Console» или «Windows XP Recovery Console». Выбрав этот пункт, вы начнете загрузку ERC

После запуска Консоли восстановления нужно будет выбрать установленную операционную систему (если на компьютере установлены две или несколько систем) и войти в нее, используя пароль администратора. Если введенный пароль окажется правильным, мы сможем загрузиться в интерфейс командной строки. Из нее путем набора определенных команд можно попытаться восстановить систему. С помощью основных команд, предоставляемых консолью, можно совершать простые действия вроде смены текущей папки или ее просмотра, а также более сложные - например, восстановление загрузочного сектора. Для получения справки по командам консоли восстановления нужно ввести слово ―help‖ в командной строке консоли. Вот наиболее важные из команд Консоли восстановления: перезапись реестра - copy

Вывод на экран списка системных служб и драйверов - listsvc

Отключение определенной службы - disable (включение - enable)

Восстановление загрузочных файлов - fixboot

Восстановление Master Boot Record - fixmbr



1.1.3. Rollback Driver

Очень часто сбой системы наступает при обновлении драйвера какого-либо устройства. Поскольку драйвер по своей сути та же программа, он иногда содержит ошибки, приводящие при некоторых конфигурациях к некорректной работе и, как следствие, к сбою системы. Windows при обновлении драйвера устройства не удаляет старый, а сохраняет его на случай, если возникнут проблемы. И когда новый драйвер порождает проблемы, средство Rollback Driver позволяет вернуть старый, то есть, как бы откатить изменения системы. Более того, встроенный механизм проверки драйвера на совместимость может не позволить установить драйвер, который, по мнению Windows XP, для нее не подходит.

1.1.4. System Restore

System Restore, позволяет вернуть ОС в работоспособное состояние, основываясь на концепции точек восстановления (Restore Points). Идея проста, как все гениальное: заставить систему саму отслеживать и фиксировать все изменения, происходящие с системными файлами. Такой механизм дает возможность отката к работоспособной версии системы при повреждении системных файлов неграмотными действиями пользователя или установке некорректных драйверов или программ. Механизм System Restore автоматически сохраняет набор системных файлов перед установкой драйверов или программ, а также раз в сутки создается точка восстановления системы. При запуске этой службы вам предложат выбрать - восстановить систему в соответствии с сохраненной ранее точкой восстановления или же создать новую точку восстановления. Выбирайте то, что нужно, и далее просто следуйте инструкциям, появляющимся на экране. Если же компьютер не загружается, попробуйте открыть «Последнюю удачную конфигурацию» (Last Known Good Configuration). Windows XP восстановит систему, используя последнюю точку восстановления. http://www.youtube.com/watch?v=AVbiKma2A74,

1.1.5. Средства резервирования реестра системы

Реестр представляет собой огромную базу данных настроек, хранящихся в папках по адресу %SystemRoot%\System32\Config и папке пользовательских профилей Ntuser.dat. Необдуманное изменение параметров или, того хуже, удаление целых веток может привести к неработоспособности системы в целом. Для резервного копирования реестра можно использовать один из способов:

Способ №1. Для того чтобы создать резервную копию реестра, можно воспользоваться мастером архивации и восстановления - Пуск/Программы/Стандартные/Служебные/Архивация данных - или просто Выполнить: ntbackup. Программа архивации позволяет архивировать копии важных системных компонентов - таких, как реестр, загрузочные файлы (Ntldr и Ntdetect.com) и база данных службы каталогов Active Directory.

Пошаговые инструкции для полного восстановления реестра посредством NTbackup выглядят следующим образом:

1. Входим в систему с правами администратора.

2. Запускаем NTbackup.

2. Переходим на вкладку «Восстановление и управление носителем».

3. В списке Установите флажки для всех объектов, которые вы хотите восстановить устанавливаем флажок для объекта Состояние системы.

Способ №2. Суть данного способа заключается в т.н. экспорте reg-файла. Способ особенно эффективен (занимает немного времени и позволяет делать копии отдельных подразделов) и актуален при экспериментировании с реестром. Техника:

1. Выполнить/regedit.

2. Выбираем нужный нам раздел/подраздел.

3. Пкм - экспорт, указываем путь сохранения копии и имя файла:

При архивации части реестра мы экспортировали данные в reg-файл. Для того, чтобы извлечь их и восстановить первоначальное состояние реестра, необходимо выполнить следующие шаги:

1. Запускаем regedit: Пуск/Выполнить/regedit.

2. В главном меню выбираем Файл/Импорт с указанием пути к импортируемому файлу или просто запустить reg-файл, подтвердив импорт в реестр.

Предлагаемое учебное пособие позволяет приобрести элемен­тарные знания в области управления образовательными система­ми. Оно знакомит читателя с управлением как условием созда­ния, функционирования и развития образовательных систем, педагогическим менеджментом как современным видом социально­го управления, классическими принципами и функциями педаго­гического менеджмента; дает представление о школе как образова­тельной системе и объекте управления; помогает разобраться в различных моделях организационных структур управления школой. Управленческие проблемы в пособии рассматриваются с пози­ций системного подхода.

Материал пособия может быть использован в качестве активи­зирующего средства обучения как на лекциях, так и на практи­ческих занятиях. Он посвящен основам управления образователь­ными системами. Материал каждой главы сопровождается зада­ниями для самостоятельной работы.

В пособие включен практикум, в котором дается описание прак­тических занятий. Все практические занятия построены по следу­ющему плану:

1) подготовка к практическому занятию - студент должен са­мостоятельно ознакомиться с предлагаемыми материалами по теме (осуществляется во внеурочное время);

2) актуализация знаний - студент повторяет материал соот­ветствующей лекции и отвечает на вопросы по ней (осуществля­ется в начале практического занятия и завершается беседой пре­подавателя и студентов по прочитанному);

3) выполнение заданий - результаты выполнения заданий к практической работе обсуждаются совместно с преподавателем и группой (проводятся на занятии).

В приложении представлен материал, посвященный становле­нию и развитию инновационной муниципальной системы обра­зования. Он позволяет оценить ход развития и результативность управления развитием и может быть использован при проведении лекций и практических занятий по управлению образовательны­ми системами, а также для самостоятельного изучения студента­ми при подготовке рефератов, докладов и сообщений.

Глава 1 системный подход в управлении образованием

1.1. Системный подход как управленческий феномен

Зарождение системного подхода относится к XIX в. и связано с трудами К.Маркса (общественные или социальные системы), Ч.Дарвина (биологические системы), Д. И. Менделеева (периоди­ческая система химических элементов). В разработку идей систем­ного подхода значительный вклад внесли также Ч. Барнард, Г. Сай­мон, Р.Аккофф, С.Оптнер, Д. Клиланд, У.Кинги и др.

Хотя существует множество конкретных моделей системного подхода в управлении, общим для них является стремление рас­сматривать организацию не как простую сумму каких-то отдель­ных компонентов, а как систему, т. е. как совокупность связанных и взаимодействующих частей, как целое, обладающее собственными качествами, отличными от качеств составляющих его частей.

Таким образом, системный подход в управлении образованием предполагает изучение объектов и явлений в их целостности, в их взаимосвязи с другими явлениями.

Практика показывает, что применение системного подхода в управлении образованием вызвано необходимостью:

Рассмотрения управляемых объектов образования и явлений, связанных с образовательной деятельностью и нуждающихся в управленческом вмешательстве, в единстве частного и целого;

Создания надежной основы для классификации управляемых объектов и явлений для выбора эффективных методов и техноло­гий управленческой деятельности;

Объединения ситуационно разрозненных фактов образователь­ной практики в единую систему для принятия правильного уп­равленческого решения.

По мнению известного исследователя общей теории систем Дж. ван Гига, системный подход является порождением целост­ной оптимизации задачи, решаемой в условиях развития сложных систем.

Системный подход в управлении ориентирует управленца на оптимизацию (улучшение) объекта и явления в целом, с учетом всего многообразия проблем их функционирования и развития, а не на оптимизацию их отдельных частей, и представляет собой альтернативу методу частичного улучшения объектов и явлений.

В отечественной научной литературе термином «оптимизация» обозначается процесс, позволяющий получать наивысший возмож­ный для конкретных условий результат. Оптимизация - типично управленческий процесс, реализуемый не только в образовании, но и во всех сферах профессиональной деятельности человека.

Раскроем сущность понятия система. С точки зрения филосо­фии система - это целое, состоящее из связанных между собой компонентов и обладающее свойствами, которых нет ни у одного из этих компонентов . Часто в научной литературе в каче­стве синонима этого понятия используется термин «системный объект».

В приведенном определении обращают на себя внимание сле­дующие значимые признаки систем.

1. Наличие структуры (структурированность). Система состоит из отдельных компонентов (элементов, составных частей). Ком­понентами систем, рассматриваемых в учебном курсе «Основы управления образовательными системами», могут быть люди, их образовательные потребности, мотивы их деятельности, знания, умения, реализуемые образовательные программы и Государствен­ные образовательные стандарты, образовательные учреждения, управленческие функции и т.д. Следует отметить, что:

Любая система должна включать в себя не менее двух элемен­тов;

Каждый из компонентов системы сам может являться систем­ным объектом и иметь сложную структуру (например, образова­тельное учреждение, являясь компонентами муниципальной сис­темы образования, в то же время само представляет собой слож­ную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов);

Один из компонентов системы рассматривается как главный. Его именуют системообразующим компонентом. При удалении этого компонента из системы она разрушается. В рассматриваемых нами системах системообразующими компонентами могут выступать цели и различные виды деятельности, детерминированные целя­ми (например, управленческая деятельность, образовательная деятельность и т.д.);

Различные системы отличаются друг от друга природой и свой­ствами компонентов (особенно системообразующих компонентов).

2. Целостность. Из какого бы числа компонентов не состояла система, в различных явлениях она выступает как нечто целое, обладающее четко выраженными свойствами (например, муни­ципальная система образования является целостным объектом по отношению к региональной системе образования и проявляет вполне определенные свойства, одним из которых является инновационность, т.е. открытость для внедрения образовательных новшеств; в то же время в структуре муниципальной системы об­разования существуют образовательные учреждения, которые не осуществляют инновационную деятельность).

3. Взаимосвязь и взаимозависимость компонентов системы. При­рода связей разнообразна. Ими могут выступать отношения, об­мен деятельностями {например, между учеником и учителем), информационный обмен, кадровый обмен и т.д. Различные системы отличаются друг от друга природой связей между компонен­тами. Если связи ослабевают и в конце концов исчезают, система распадается на отдельные объекты (явления).

Приведем еще одно определение понятия «система», позволя­ющее существенно дополнить выделенные выше свойства (при­знаки) систем: система - это дифференцированная целостность взаимосвязанных компонентов со средой .

В этом определении содержится указание на дифференциацию систем. В зависимости от цели, природы компонентов и связей между ними системы могут быть биологическими (человеческий организм), техническими (автомобиль), химическими (периодическая система элементов Д.И.Менделеева), социальными (семья, коллектив ра­ботников, студенческая группа и т.д.). Управление как системный объект относится к социальным системам. Структура управления с позиций системного подхода будет рассмотрена в главе 2.

В настоящее время одним из видов социальных систем счита­ются педагогические системы, представляющие множество взаи­мосвязанных структурных и функциональных компонентов, под­чиненных целям образования, воспитания и обучения . Тер­мины «педагогическая система», «педагогическая деятельность» и пр. в науке связаны с трансляцией освоенной человеком культу­ры другим людям.

Если при рассмотрении системного объекта указывается на его отнесенность к реализации совокупности целей обучения, развития и воспитания, то этот объект, в целом относящийся к педагогическим системам, может именоваться образовательной системой.

В современной образовательной практике педагогическое взаи­модействие происходит в ситуациях, когда между учителем и уче­ником, руководителем и подчиненным осуществляется межсубъ­ектный обмен знаниями, способами деятельности, ценностями, что ведет к обогащению опыта самореализации как учителя, так и ученика, как руководителя, так и подчиненного.

Компонентами любой педагогической (образовательной) сис­темы могут быть: люди (учащиеся, учителя, родители, руководи­тели образовательных учреждений); цели; принципы обучения и воспитания; различные педагогические средства достижения це­лей; условия, факторы, влияющие на процессы, которые проис­ходят в системе и т.д.

Исходя из вышесказанного, термин «образовательная систе­ма» содержит указание на то, что данный вид системных объектов имеет отношение к педагогическим системам.

При использовании системного подхода в управлении образо­вательными системами необходимо рассматривать управленческие явления (проблемы, ситуации) в нескольких планах:

В плане некоторой самостоятельной общности, обладающей определенными свойствами, присущими ей как целостному еди­ничному объекту (например, такой целостной общностью явля­ется общеобразовательная школа);

Как части более широкой системы, которой она порождена и в которую она входит в качестве подсистемы (например, общеоб­разовательная школа является подсистемой муниципальной сис­темы образования города);

В плане взаимодействия с внешней средой, обусловливаю­щего существование данной системы (см. раздел 1.2);

В плане ролевой и содержательной значимости компонен­тов, составляющих данную систему (ролевая и содержательная значимость общеобразовательной школы обусловлена такими ее компонентами, как цель, миссия школы, коллектив: педагогический, ученический, родительский, технологический педагоги­ческий инструментарий, реализуемые образовательные програм­мы и т.д.).

С позиций системного подхода любая организация (в нашем случае - это общеобразовательная школа. - СВ.) является от­крытой системой. Она взаимодействует с внешней средой, обме­нивается с ней энергией, информацией, материалами. Эффективность организации определяется не только ее системными ка­чествами, но и условиями среды. Эти условия постоянно меняют­ся, поэтому, чтобы оставаться эффективной, организация долж­на развиваться и приобретать новые качества. Изменения ее час­тей не должны осуществляться изолированно, они потребуют со­гласованных изменений и других частей.

Ранее подходы к управлению были обращены «внутрь управля­емой организации». Системный же подход прежде всего рассмат­ривает управляемую организацию как часть другой, внешней по отношению к этой организации, большей системы. Например, общеобразовательная школа как системный объект понимается как часть социума микрорайона, в котором она находится, или как часть муниципальной системы образования города, или как часть региональной, федеральной систем и т.д. Только затем с позиций системного подхода выделяется то, что определяет «по­ведение» системного объекта, его особенности.

При системном подходе к управлению в центре внимания ока­зывается процесс принятия решений. Решения принимаются на всех уровнях организации, в том числе и на уровне рядовых работников (они решают, работать или не работать в этой организа­ции, какие усилия прикладывать, как строить отношения с кол­легами и администрацией и т.д.).

Таким образом, организация представляется как совокупность центров принятия решений, связанных между собой каналами комму­никации. Важно, чтобы на каждом уровне организации принима­лись решения, соответствующие ее интересам и скоординирован­ные между собой .

В качестве структурных (составных) компонентов системы чаще всего выделяют: цели, задачи, стратегию, струк­туру, ресурсы, технологию и людей. Как было уже сказано выше, системообразующим компонентом и интегрирующим фактором системы обычно признаются цели. От их характера зависят ис­пользуемые педагогические технологии, образовательные програм­мы и другие компоненты. В свою очередь цели не могут ставиться произвольно, они также зависят от свойств других компонентов. Например, цели должны обеспечиваться имеющейся педагоги­ческой технологией - к примеру, технологиями развивающего обучения. Чтобы достигнуть других целей, нужно изменить техно­логию.

Практика показывает, что при реализации системного подхо­да в управлении необходимо осуществить:

Анализ цели управленческой деятельности как системного объекта;

Определение назначения создаваемой системы управления по отношению к другим системам (внешним или более высокого порядка) и ее места в системе профессиональной деятельности, осуществляемой в изучаемом объекте;

Выявление ее структуры и протекание в ней процессов;

Определение критериев эффективности создаваемой сис­темы;

Раскрытие методов и прогнозов развития (в этом плане сис­темный подход должен отождествляться с проектированием).

Построить систему управления - значит сформулировать цель управленческой деятельности, выделить совокупность элементов системы и установить характер связей между ними, которые по­зволяют реализовать управленческие действия в достижении по­ставленной цели.