Об освоении рынка дизайна интерфейсов написаны километры однообразных и скучных советов, которые легко нагуглить, поэтому тут я постараюсь несколько иначе подойти к теме. Специально для Цифрового Брокколи.

Интерфейсы - крайне конкурентный рынок для дизайнеров, что хорошо, потому что в ваш парус всегда будет дуть ветер: работы всё больше и больше, и даже эволюция шаблонов и конструкторов ни капли не поколебала спрос на проектировку и дизайн интерфейсов всех мастей, от мобильных приложений до сложных десктопных систем.

На сайте hh более полутора тысяч вакансий для UI/UX-дизайнеров, из них 100 удаленных

Среди других высококонкурентных разновидностей дизайна вроде полиграфии и айдентики – интерфейсы еще и самые прибыльные, поэтому однозначно имеет смысл попробовать себя на этом поприще. Минимальная зарплата - 65 000 рублей против 30 000 у дизайнеров полиграфии (данные ).

Вкратце о работе дизайнером интерфейсов. Самое важное

В работе постоянно действует принцип easy to play, hard to master. Обучение не является подготовительным этапом, потому что это тупо часть работы – вообще всё время. Именно поэтому можно пропустить получение образования и выслушивание нудных курсов и сразу приступить к практике.

Да-да, предварительное образование некритично – это всё-таки не хирургия и не ракетная физика. Скажу больше – образование вредит дизайнеру в 90% случаев. Потому что в новичка впихиваются чужие идеи и мнения, выталкивая главное преимущество дизайнера – новые идеи. Новый взгляд на вещи. Другой взгляд на вещи. Способность думать вне рамок и под другим углом. Этой способности вас никто никогда и нигде не обучит, а вот отнять её очень легко.

Хотя одну книжку я посоветую. Она отнимет не больше часа времени в худшем случае (за что и любим) – Дизайн пользовательского интерфейса. Искусство мыть слона .

Сейчас может сложиться впечатление, что всё просто и легко. Нет, всё очень тяжело и сложно. И хороших интерфейсов – единицы, их не умеют делать опытные дизайнеры и даже IT-гиганты. Поэтому к любым гайдам, курсам и книгам нужно относится крайне скептически. Интерфейсы сейчас – Дикий Запад (в отличие от полиграфии, например), в котором царит беззаконие и хаос. И это играет на руку новичкам – индустрия до сих пор остро нуждается в свежей крови и мозгах, потому что старожилы плохо справляются с улучшением интерфейсов.

Немного подытожу.

  1. Предварительно учиться – необязательно и даже вредно, но вообще учиться всяким вещам придётся постоянно – без этого ничего не выйдет 100%.
  2. Новые идеи – на вес золота, и способность их генерировать нужно тщательно оберегать, потому что вашу самооценку будут постоянно сбивать.
  3. В интерфейсах на данный момент царит бардак, поэтому ко всем полученным знаниям и услышанным мнениям нужно относится скептически.

Начинаем прямо сейчас. Серьёзно

Получается, чтобы реально начать – нужно просто соответствовать неким требованиям к характеру, и всё? Да, если вы любознательны, реально способны постоянно всасывать новую информацию, трудолюбивы и обладаете неординарным мышлением (в любой трактовке, даже собственной) – можно начать сразу после прочтения этой статьи. Или если вам тупо нужна была мотивация – прямо сейчас закрывайте эту статью и вперёд.

Я – за практику. Я залез в дизайн с нулём вместо знаний. Я просто врал, что всё знаю и умею, чтобы получить работу. А потом сутками мучал гугл своими запросами, чтобы освоить всё, что нужно для выполнения задачи. Кому-то такой подход может показаться бессистемным – в том плане, что не проще ли было сначала научиться, а потом лезть? Нет, не проще, потому что знания в айти устаревают каждые 3 месяца. Ну и помним про бесценную способность иметь собственный взгляд на вещи.

Ну так вот, самое простое, что можно сделать прямо сейчас – это тупо перерисовать что-либо. Например, Телеграм. Делаете скриншот и старательно, точь-в-точь до последнего пикселя перерисовываете.

Небольшое, но очень важное отступление. Я рекомендую Фигму – по счастливому стечению обстоятельств эта программа бесплатна и одновременно является лучшим выбором для проектировки и дизайна интерфейсов. Не верите мне – спросите интернет.

Ну так вот, перерисовываете всё, что угодно. Копирование и плагиат – чуть ли не самая быстрая и эффективная школа для освоения технической части дизайна, то есть вы научитесь работать в программах. Предыдущее слово во множественном числе не просто так: фигмой вы не обойдётесь, и скоро выясните это сами – помним про постоянное обучение.

Также вы научитесь формулировать свои мысли и вопросы, а потом научитесь гуглить – это, без шуток, невероятно нужный навык, который не так прост в получении, как кажется. Ну и если лень – есть Тостер.ру , на котором я, кстати, часто тусуюсь и помогаю новичкам. Если что – зовите меня в свой вопрос.

Где учиться дизайну интерфейсов и получать за это деньги

Что дальше? Дальше еще проще. Теперь нужно переделать что-нибудь. Вспомните сайт, программу, сервис, которые вы используете и что-то в них вас при этом раздражает. Далеко ходить не нужно, можно опять взять тот же Телеграм. Лично меня до белого каления бесит ужасная свалка из людей, ботов и каналов в одном списке без какой-либо рубрикации. Я не хочу пользоваться альтернативными клиентами – я хочу, чтобы в официальном приложении появились отдельные вкладки для разных сущностей, а в идеале – возможность группировать чаты как душе угодно.

Всё гениальное просто. Перерисуйте одно, переделайте другое – и вы войдете во вкус, проверите свои силы, получите вдохновение. Звучит просто, на деле – намучаетесь. Но это интересно и весело.

Разумеется, выполнять нелёгкую работу за просто так – значит быстро сжигать мотивацию. А мотивацию, как уже доказано наукой, лучше всего повышают деньги. И азарт. Нехилый буст можно получить в дизайн-конкурсах, которые особенно актуальны для новичков – не страшно ошибаться, а шанс получить деньги очень даже реальный. Это чуть ли не самый лучший способ получить море разнообразной практики, да еще и возможно оплачиваемой. Лично мне нравится 99designs – сотни и тысячи заданий ежедневно, в том числе на веб-дизайн, который - ожидаемо - там самый дорогой (одна-две тысячи долларов не редкость). Выбираешь, что по душе, и с удовольствием дизайнишь – чистый кайф.

Как я уже говорил, я пролез в индустрию исключительно на лжи. Конкурсами я баловался сильно позже, когда просто устал от работы: конкурсы – это отдых и разрядка. Я к тому, что если среди ваших черт характера присутствует еще храбрость или наглость, можно сразу лезть на и брать заказы.

Да, сразу к реальным заказам. Без опыта в реальных проектах. Без опыта. Без всего. Так – тоже можно. Главное – готовность рвать пятую точку. Если нужен мотивационный пинок под зад и открытие глаз – у меня целая заметка есть .

От себя я порекомендую Фрилансим - много заказов, хорошая аудитория, бесплатные заявки. С этой биржи я всегда уходил надолго с долгосрочными заказами и клиентами. Ну и пять халявных откликов в день – очень удобно.

TL;DR и почему всё это было вообще написано

Снова подытожу.

  1. Чтобы войти в интерфейсы – необязательно учиться заранее, но обязательно потом, и вообще – постоянно; нужно иметь неординарное мышление и уметь его защищать; а также следует скептически относиться к чужим знаниям и советам.
  2. Оптимальный инструмент – Фигма: она бесплатна и вообще оптимальна на данный момент, однако придётся осваивать и другие программы; какие и как – поможет крайне необходимый навык гугления.
  3. Практика – лучшая школа: сначала копируем-перерисовываем что-либо, а потом переделываем то, что не нравится; а еще можно получать деньги за практику, если участвовать в дизайн-конкурсах или – если хватает наглости – в реальных проектах, которые можно получить на фриланс-биржах.

Если вы дочитали аж досюда, а это – на минутку – уже четвёртая страница в ворде, то, наверное, заметили, что бо́льшая часть текста посвящена каким-то наставлениям и нравоучениям. На то есть хорошая причина – в дизайне в первую очередь требуется правильная конфигурация мозга, а не что либо еще. А также яйца. Последние отрастить тяжеловато, но всё равно придётся, если вы хотите задержаться в любимой профессии. За мотивацией милости прошу в мой канал , и не стесняйтесь писать в личку с любой чушью.

Подписывайтесь на канал о фрилансе и удаленной работе Remote&Freelance и узнайте, как монетизировать любимое дело, работать удаленно и путешествовать.

UI и UX – иногда эти понятия используются неправильно, в том числе самоучками, которые выдают себя за профессионалов. Первый является частью второго, более сложного мира.

Грубо говоря, UX – это «как работает», а UI – «как выглядит».

Следует понимать, что UX-дизайнеры, или архитекторы, обеспечивают взаимодействие пользователя с интерфейсом и достижение конечной цели работы. Специалисты в области UX создают четкий механизм, архитектуру взаимодействия, координируя работу с UI-дизайнером, программистом, копирайтером и другими коллегами.

UI-дизайн охватывает именно разработку пользовательского интерфейса – его красоту, читабельность, удобство и привлекательность для юзера. Чтобы разработать безупречный интерфейс, UI-дизайнеру нужно знать вкусы и потребности аудитории.

2. Знайте целевую аудиторию сайта

Каким должен быть пользовательский интерфейс? Ответ на этот вопрос хороший UI-дизайнер черпает у пользователей. Если вы планируете запуск коммерческого сайта, необходимо четкое представление о своей целевой аудитории, ее потребностях, привычках и вкусах.

Вам нужно иметь четкое представление о том, какие потребности приведут людей на сайт и удержат там, позволят конвертировать ЦА из обычных зевак в лояльных клиентов.

Теряетесь в догадках? Тогда начните с просмотра конкурирующих проектов. Используют ли конкуренты похожие макеты или цвета? Придерживаются ли они подобного стиля?

Помните: использование визуально приятных веб-шаблонов поможет привлечь ЦА.

При этом отличайте вкусы аудитории от своих собственных. Определившись с ЦА, можно провести тестирование и получить отзывы посетителей. Фидбэк – залог успеха.

3. Простой и понятный UI -дизайн

Отличительной особенностью хорошего интерфейса является простота.

Мы не имеем в виду приклеивание кнопки здесь и там с примитивной анимацией.

Мы говорим об интерфейсе, который просто понять и освоить даже новичку.

Пользователь не должен нуждаться в карте и компасе для ориентирования по разделам сайта – дизайнер сам направляет его куда нужно! Для этого используются цвета, типографика, обратная связь и визуальные иерархии, которые мы рассмотрим ниже.

Наконец, пользовательские интерфейсы в рамках одного проекта должны быть согласованными. Изучение нового сайта должно стать для посетителя приятным путешествием по спокойной реке, а не преодолением крутых стилистических порогов на каяках.

Если хотите экспериментировать с различными стилями – делайте это на этапах обсуждения и тестирования проекта. В работу должен пойти единый, согласованный стиль.

4. Внедряйте визуальную иерархию сайта

Наиболее важные элементы интерфейса должны быть выделены, чтобы пользователи могли сосредоточиться на них. UI-дизайн обладает бесконечным арсеналом приемов для этого.

Самый простой пример – укрупнение элемента, превращение его в центр страницы (вот почему никто не игнорирует Годзиллу!). Возьмем популярный веб-сайт Netflix, где при открытии главной страницы вас сразу встречают выделенные рекомендации.

Более оригинальный способ реализовать визуальную иерархию – использование пробела для выделения важных частей интерфейса. В качестве альтернативы появление неожиданного элемента со вкусом способно творить чудеса. Удивляйте пользователей!

Как мы уже говорили, согласованность в интерфейсе имеет решающее значение. До такой степени, что появление «нарушителя» привычного шаблона мгновенно привлечет внимание.

5. Правильно используйте типографику

Другим элегантным способом создания визуальной иерархии является типографика.

Это не так просто, как выбрать хороший шрифт (три из четырех дизайнеров выбирают Comic Sans). Каждый шрифт имеет, так сказать, индивидуальность, и влияет на ЦА по-разному.

Размер играет ключевую роль при использовании шрифтов в вебе.

Важная информация, такая как заголовки, выделяется крупным и элегантным шрифтом (будьте осторожны – не выделяйте слишком много информации). И не забывайте о контрастах.

6. Цвета и контраст в дизайне интерфейса

Некоторые комбинации, такие как синий на красном, читаются ужасно.

Хороший UI-дизайнер никогда не допустит появления такого «салата» на мониторе.

Выбор правильных цветов для дизайна интерфейса – это целая наука.

Если вы читаете данный материал, наверняка вы уже знакомы с психологией цветов.

Цветовая схема должна быть не только красивой, но и эффективной.

Цвета используются для подчеркивания визуальной иерархии, установления связи между элементами и привлечения внимания пользователей к целевым действиям.

В дизайне интерфейсов нужно поддерживать цветовое единообразие и согласованность, стремиться к минимализму. Аляпистая хаотичность – это непрофессионально.

Есть хорошее эмпирическое правило при подборе цветов: темные цвета несут больше «визуального веса», и разбавлять их следует светлыми цветами.

7. Настройте обратную связь

Интерфейсы предназначены для использования – то, что никогда не следует упускать из виду. Одно из самых больших преимуществ веб-проектов – возможность обратной связи.

В идеальном мире интерфейс должен быть интуитивно понятным и простым в работе. Но поверьте, пользователи всегда изобретут инновационный способ «сломать» программу, и наделают таких ошибок, о которых вы не могли подумать!

Обратная связь – лучший способ научить людей правильно пользоваться продуктом.


8. Упрощайте формы для заполнения

Формы – один из основных методов взаимодействия пользователя с вашими веб-проектами. Именно там они будут что-то кликать, проклиная время от времени вас и компьютер.

Проблема в том, что большинство пользователей ненавидят формы жгучей ненавистью.

Поэтому ваша задача состоит в том, чтобы интегрировать их в свой интерфейс настолько безболезненно, насколько возможно. Чтобы пользователи не проклинали компьютеры и вас любимого чаще, чем это необходимо. Сделать это непросто.

Спросите себя: «Действительно ли эта форма необходима?».

Во многих случаях сайты вынуждают пользователя регистрировать без веских причин – если вы можете отказаться от формы и разработки лишнего интерфейса, это беспроигрышный сценарий.

Если веб-проекту действительно нужны зарегистрированные пользователи, почему не сделать форму проще? Возьмите, к примеру, Twitter. Они запрашивают минимум данных. В результате новый пользователь не успевает разозлиться, и воспринимает процесс с пониманием.

9. Дизайн интерфейсов – командная работа

В зависимости от объема проекта, в какой-то момент может потребоваться слаженная команда. Работайте с профессионалами и убедитесь, что каждый разработчик получает полную информацию для создания удобного и привлекательного интерфейса.

10. Объедините результаты UI-дизайна

Как мы уже говорили, дизайн интерфейсов – сложный процесс.

Вы должны учитывать множество факторов, обладать достаточными техническими знаниями и понимать аудиторию сайта. Только предвидя потребности ЦА, можно создать дизайн, который будет соответствовать, и даже превышать текущие потребности.

Большинство правил, которые мы рассмотрели в этой статье, имеют нечто общее, что сделает вашу жизнь проще: они не ограничиваются вселенной веб-дизайна. Почти все советы должны быть хорошо знакомы разработчику – мы просто расширили их на UI.

Есть личные правила UI -дизайна? Делитесь ими в комментариях.

В итоге всё же решил не выбрасывать проделанную работу, т. к. эта статья служит своего рода чек-листом, по которому стоит пройтись перед тем, как начать разрабатывать новый интерфейс, и поглядывать в него непосредственно по ходу процесса дизайна пользовательских интерфейсов.

«Дизайн — это больше, чем просто компоновка, упорядочивание или даже редактирование. Это привнесение ценности и добавление смысла, просвещение, упрощение, разъяснение , модификация, облагораживание, преувеличение, убеждение или даже развлечение» — Пол Ренд, книга «Дизайн: форма и хаос».

  1. Интерфейсы созданы для обеспечения взаимодействия
    Интерфейсы существуют, чтобы обеспечить взаимодействие между людьми и нашим миром. Они могут помочь прояснить, осветить, включить и показать взаимоотношения, объединяют нас, разделяют, управляют нашими ожиданиями и предоставляют доступ к услугам. Процесс проектирования интерфейса это не искусство, а сами интерфейсы не монументы. Интерфейсы выполняют некоторую работу и их эффективность может быть измерена. И, однако, они не утилитарны. Лучшие интерфейсы могут вдохновлять, пробуждать, мистифицировать и усиливать наше взаимодействие с миром.
  2. Задача № 1 — обеспечить ясность
    Ясность — это и первая и самая важная задача интерфейса. Чтобы быть эффективными, используя интерфейс, который вы создали, люди должны быть способны распознать что он собой представляет, осознать то, зачем они используют его, понять с чем интерфейс помогает взаимодействовать, предсказать, что произойдёт, когда они станут использовать его, и затем успешно взаимодействовать с ним. В то время, как при знакомстве с интерфейсом есть место некоторой загадке и отложенной выгоде от его использования, не должно быть места для путаницы. Ясность внушает доверие и помогает дальнейшему использованию. Сотня простых и понятных экранов предпочтительнее одного запутанного.
  3. Удерживайте внимание любой ценой
    Мы живём в мире, полном отвлекающих факторов. Трудно даже ненадолго погрузиться в чтение без того, чтобы что-то нас не отвлекло и не перетянуло на себя внимание. Внимание же бесценно. Не отвлекайте пользователя мусором в боковой колонке своего приложения, помните, для чего экран нужен в первую очередь. Если кто-то читает, то позвольте ему закончить прежде чем показывать рекламу (конечно, если без этого никак). Цените внимание и тогда не только ваши пользователи станут счастливее, но и вы выгодаете от этого. Когда взаимодействие является основной целью, внимание становится необходимым условием. Удерживайте его любой ценой.
  4. Дайте пользователям контроль в их руки
    Люди ощущают себя комфортно, когда они чувствуют контроль над собой и окружением. Бездумное ПО уводит их в сторону от комфорта, вовлекает в незапланированные взаимодействия, путает навигацией и непредвиденными результатами. Предоставьте пользователям контроль: показывайте системный статус, описывайте причинно-следственную связь (если вы сделаете это, получите то) и давайте им понять, что их ждёт на каждом шаге. Не переживайте, что это будет им очевидно, потому что почти всегда это совсем неочевидно.
  5. Лучшие манипуляции — прямые
    Лучший интерфейс это тот, которого нет. Например, когда мы непосредственно управляем физическим объектом в нашем мире. Но т. к. это не всегда возможно, и многие объекты не физические, а информационные, мы делаем интерфейсы, которые помогают нам взаимодействовать с ними. Легко оступиться и добавить больше, чем необходимо в интерфейс: откарамеленные кнопки, градиенты и блеск, графику, опции, настройки, окна, вложения, и другой хлам. В итоге мы манипулируем элементами интерфейса, а не тем, что на самом деле важно. Вместо этого, стремитесь к идее прямого управления. Интерфейс должен быть незаметным и распознавать самые обычные человеческие жесты. В идеале, интерфейс должен быть настолько незаметным, чтобы у пользователя сложилось впечатление, что он непосредственно управляет объектом, находящимся в его фокусе.
    Добавлено: см. принцип Интерфейс — зло .
  6. Одно основное действие на экран
    Каждый экран, который мы проектируем, должен быть предназначен лишь для одного важного действия пользователя. Это упрощает обучение, использование пользователями, и облегчает доработку и поддержку разработчиками при необходимости. Экраны, в которые заложены два и более целевых действий, быстро приводят к путанице. Как статья, которая должна содержать один чёткий тезис, так и каждый экран должен предлагать одно действие, наполняющее его смыслом.
  7. Оставьте вторичные действия на втором плане
    Экраны с одним основным целевым действие могут иметь множество дополнительных действий, но они должны остаться вторичными! Ваша статья существует не для того, чтобы её можно было расшарить в твитере. Она существует, потому что люди могут прочитать и понять её. Делайте вес вторичных целевых действий визуально легче или показывайте их после того, как основное будет выполнено.
  8. Сделайте следующий шаг естественным
    Лишь немногие действия являются заключительными, так что хорошенько проработайте для каждого действия следующий шаг. Предвидьте, каким будет следующее действие и спроектируйте его заранее. Так же, как и в обычном разговоре, предложите возможность для следующего слова. Не оставляйте человека висеть в небытии только потому, что они сделали то, что вы хотели, чтобы они сделали. Дайте им сделать следующий естественный шаг который поможет дальше достигнуть их цели.
  9. Внешний вид следует из поведения (или «функция определяет форму»)
    Людям больше всего удобно с теми объектами, которые ведут себя так, как они ожидают. Другие люди, животные, вещи, программы. Когда кто-то или что-то ведёт себя в соответствии с нашими ожиданиями мы чувствуем будто у нас с ними хорошие отношения. Именно поэтому спроектированные элементы должны выглядеть соответственно своему поведению. На практике это означает, что кто-то должен быть в состоянии предсказать как элемент интерфейса себя поведёт просто взглянув на него. Если он выглядит как кнопка, то он и должен действовать как кнопка. Не заигрывайте с основами взаимодействия. Оставьте свою креативность для вопросов другого уровня.
  10. Последовательность имеет значение
    Следуя предыдущему принципу, элемент не должен выглядеть подобно другому, если только их поведение не взаимосвязано. Элементы с одинаковым поведением должны выглядеть одинаково. Так же важно для различающихся элементов выглядеть непохожими (и непоследовательными). В стремлении быть последовательными новички дизайнеры часто неявно выделяют важные различия, используя те же самые визуальные трактовки, в то время как визуальные различия являются целесообразными.
  11. Сильная визуальная иерархия работает лучше
    Сильная визуальная иерархия достигается когда на экране наблюдается чёткий порядок последовательности визуальных элементов. То есть, когда пользователи каждый раз просматривают подобные блоки в одинаковом порядке. Слабая визуальная иерархия даёт мало подсказок о том, где взгляду можно отдохнуть и, в итоге, создаёт суматоху и выглядит запутанной. Трудно поддерживать сильную визуальную иерархию, потому что визуальный вес относителен: когда всё выделено, то не выделено ничего. Если требуется добавить один визуально тяжёлый элемент на экран, то может понадобиться снизить акцент со всех элементов для сохранения иерархии. Большинство людей не замечают её, но это один из самых простых путей усилить или ослабить дизайн.
  12. Продуманная организация снижает когнитивную нагрузку
    Как сказал Джон Маеда в своей книге «Простота», продуманная организация элементов на экране может сделать большое малым. Она помогает людям проще и быстрее понять интерфейс, если вы показали взаимосвязи контента в дизайне. Группируя подобные элементы, можно показать связь элементов с помощью взаимного расположения и ориентации. С помощью продуманной организации контента вы уменьшаете когнитивную нагрузку на пользователя, которому не нужно задумываться о том, как элементы соотносятся между собой, потому что вы уже сделали это за них. Не заставляйте пользователя думать. Вместо этого помогите ему и покажите связи на экране с помощью дизайна.
  13. Подсвечивайте, но не указывайте
    Цвет физических предметов изменяется при изменении освещения. В яркий солнечный день мы видим дерево совсем не так, как на закате. Как в физическом мире где цвет относителен, в интерфейсе он так же не должен жёстко определять что-либо. Он может помочь подсветить, использоваться для акцента, но не должен быть единственным отличием элементов. Для длительного чтения используйте светлые или приглушённые цвета, оставляя яркие цвета для акцентирования. Конечно же, можно использовать яркие цвета и для фоновой заливки, только убедитесь, что это подходит вашей аудитории.
  14. Прогрессивное раскрытие
    На каждом экране покажите только то, что необходимо. Если людям необходимо сделать выбор, покажите им достаточно информации, чтобы они могли сделать его, затем погрузите их в детали уже на последующем экране. Избегайте тенденции чересчур разъяснить и вывалить всё разом. Когда возможно, отложите принятие решения на нескольких экранах последовательно раскрывая информацию по мере необходимости. Это обеспечит более ясное взаимодействие с интерфейсом.
  15. Помогайте людям по ходу
    В идеальном интерфейсе не требуется помощь, потому что интерфейс легок в изучении и удобен в использовании. В реальном же, помощь встроена и контекстна. Доступна только в нужных местах, когда необходима, и скрыта от взора всё остальное время. Предлагая идти в раздел помощи, чтобы найти ответ на вопрос, вы возлагаете ответственность на пользователей знать то, что им нужно искать, и как формулировать запрос. Вместо этого встраивайте помощь там, где она может понадобиться. Просто убедитесь, что она не стоит на пути пользователей, которые уже знают как пользоваться интерфейсом.
  16. Решающий момент: нулевое состояние
    Первый опыт использования интерфейса решающий, но при этом дизайнеры часто упускают его из виду. Для того, чтобы образом помочь пользователям освоиться, правильно будет спроектировать нулевое состояние, т. е. состояние, когда ещё ничего не происходило. Это состояние не должно быть пустым экраном. Оно должно обеспечить направление и содержать указание для быстрого начала работы. Большая часть затруднений возникает на самом первом шаге. Но как только люди понимают правила игры, у них повышаются шансы на успех.
  17. Текущие проблемы являются наиболее важными
    Люди обычно ищут решение своих актуальных проблем, а не потенциальных, тех, что возникнут в будущем. Таким образом, нужно противостоять созданию интерфейсов для гипотетических проблем. Нужно изучать текущую ситуацию и проектировать решение существующих проблем. Это может быть не так интересно, как витать в облаках и строить воздушные замки, но если люди действительно будут пользоваться вашим интерфейсом, то это принесёт больше пользы.
  18. Отличный дизайн незаметен
    Любопытное свойство отличного дизайна заключается в том, что он остаётся незаметным пользователям. Одна из причин этого в том, что если дизайн удачен, то пользователи могут сконцентрироваться на их задачах, а не интерфейсе. Когда они завершают свои задачи, они получают удовлетворение, а не рефлексируют над ситуацией. Для дизайнера это может быть жестоким открытием, т. к. мы в этом случае он получает меньше похвалы, когда дизайн оказывается действительно хорош. Но хорошие дизайнеры довольствуются тем, что их дизайном активно пользуются, и знают, что счастливые пользователи обычно молчат.
  19. Развивайте навыки в других дизайнерских дисциплинах
    Визуальный и графический дизайн, типографика, копирайтинг, информационная архитектура и визуализация — все эти дисциплины являются частью дизайна интерфейсов. Они могут быть лишь затронуты вскользь или по ним можно специализироваться. Не участвуйте в дебатах и не смотрите свысока на другие дисциплины: возьмите от всех них те аспекты, что помогут развиваться дальше в вашей работе. Попробуйте взять что-то из, казалось бы, не связанных дисциплин: издательского дела, программирования, переплёта книг, скейтбординга, пожаротушения, каратэ.
  20. Интерфейсы существуют, чтобы их использовали
    Как и в других направлениях дизайна, дизайн интерфейсов успешен тогда, когда люди используют результат вашего труда. Как в случае красивого стула, на котором невозможно комфортно сидеть, дизайн интерфейса терпит неудачу, когда люди предпочитают не пользоваться им. Таким образом, дизайн интерфейсов это и создание продукта и среды его использования. Недостаточно когда интерфейс тешит эго дизайнера — им должны пользоваться!

В этом посте я расскажу о своих наблюдениях за тем, как рождается и взрослеет интерфейс продукта в Скетче. Эти идеи можно применять к интерфейсному проекту любого масштаба, будь то лендинг или операционная система.

Мыслить стратегически  - значит, смотреть на дизайн в перспективе. Значит, делать его оптимально, чтобы на длительной дистанции сэкономить рабочее время.

Уровни детализации в дизайне интерфейсов

Продуктовый дизайн интерфейсов никогда не заканчивается и постоянно развивается. Я выделяю четыре уровня:

  • логический
  • уровень проектирования
  • визуально-эмоциональный
  • уровень масштабирования

Правильно заложенный фундамент на логическом уровне помогает построить такой проект, как изначально хотелось. Интерфейсный делает дизайн понятным и удобным. Визуальный уровень радует глаз и даёт правильное ощущение. Затем, удачно написанные правила дизайна помогают масштабировать его до любого размера.

Дизайнеры используют Скетч не в полную силу

Дизайнеры, которых я встречал, пытаются использовать Скетч как Фотошоп или Иллюстратор. Но Скетч - не просто очередной модный векторный редактор. Это первый успешный инструмент, созданный специально для работы с интерфейсами. При помощи символов в умелых руках он позволяет создавать бесконечно масштабируемый дизайн-проект. Фотошоп и Иллюстратор нечестно сравнивать со Скетчем, поскольку они были созданы не для дизайна интерфейсов. Их величия никто не отменяет, однако глупо идти в бой, вооружившись микроскопом, если можно выбрать автомат Калашникова.

Дизайн крупного проекта плавно эволюционирует от серых схематичных блоков до проработанной системы, которая напоминает свёрстанный сайт. Скетч позволяет переходить из одного уровня детализации в другой.

Какой макет лучше организован?

Вот два внешне одинаковых макета:

Левый не использует символы, а правый только из них и состоит. Какой макет лучше организован? Напрашивается ответ, что правый. Но нет. Они заточены под разные цели.

Левый: легко менять, трудно масштабировать

Если этот дизайн станет основой для 100 других экранов, то с каждой новой копией в проекте будут появляться плохо управляемые дубликаты объектов. Они должны быть идентичными от экрана к экрану. Чем их больше, тем сложнее будет следить за порядком. Если поменяется единственная иконка или таббар, устареют все 100 макетов.

Правый: дорого создать, идеально масштабировать

Однако, не торопись всё подряд запихивать в символы. Если стиль только формируется и нужно кардинально переделать этот экран, то после отрисовки экрана заново все символы из правого варианта устареют. Время, потраченное на их создание, не окупится. Такой экран с его символами неудобно переставлять среди других экранов, он не лёгок на подъём.

Символы - клей интерфейса

Я понимаю, какой огромный потенциал скрыт в символах. Они напоминают маленькую цивилизацию, организмы в которой рождаются и умирают. При помощи символов и простых форм я выращиваю структуры. Отмершие ткани уничтожаются. Я создаю и посылаю их на войну, зная, что может быть ситуация, что придётся сделать им детач.

Жизненный цикл символа

После смерти символы превращаются в группы, а следующим же действием их можно разгруппировывать, вытаскивая на поверхность макета их содержимое: простые растровые, векторные и текстовые слои, или другие символы. Так через отдельные атомы меняются уровни детализации.

В зависимости от того, создаю ли я новые символы, или отстреливаю старые, можно понять, в какую сторону я двигаюсь стратегически: детализирую или разрушаю структуру дизайна.

И то и другое направление движения имеет свои плюсы:

Если мы детализируем

структура становится более формальной и сложной. Появляется стройность и логика, она стремится описать свои мельчайшие частицы и следует принципу программирования DRY (don’t repeat yourself). Формализация приводит к порядку и экономит объекты, но неизбежно бюрократизирует систему. Камни фундамента дороже двигать, чем камни на крыше. Формализация дружит с сеткой, заботится о том, чтобы все отступы одинаковы. Так мы цементируем интерфейс, делаем его менее гибким, но стройным.

Интересный пример: я встретил Sketch-проект, который весил 600 мб. В нём практически не использовались символы и было много экранов. Когда я вычистил и переверстал его на символах, вес файла сократился до 150 мб.

Если больше двух объектов в системе выглядят идентично, и в будущем их количество их только увеличится, возможно, пора создать им общий символ.

Если мы упрощаем

Если мы крошим символьную структуру детачем, это ведёт к разжижению дизайна и становится ближе к принципу KISS (keep it short and simple). Свежему цементу легче придать нужную форму. Частицы в нём не имеют сильных связей друг с другом и не сопротивляются.

Дизайн вдребезги

Нет ничего более раздражающего, чем символьные структуры, когда нужно быстро и кардинально изменить дизайн, сделать новую логику взаимодействия. В этом случае о них постоянно спотыкаешься. Если не отстреливать символы, придётся сформировать в голове все взаимосвязи, которые формируют конечный макет. Мы заходим в каждый символ и меняем его, чтобы повлиять на финальный дизайн. Если элементы мелкие и разношёрстные, это делать в рамках одного макета крайне сложно. Попытка играть по правилам формальной системы, когда нужна революция - бесполезный гемор, который замедляет работу. Словно пытаешься рисовать картину не целиком, а по фрагментам, не видя общий холст.

Когда интерфейс полон символов, он фрагментирован. Если нужно создать принципиально новый экран, это мешает.

Теперь поговорим об уровнях подробнее.

1. Логический уровень дизайна

Это высший уровень абстракции, стратосфера. Самый общий уровень интерфейса - это логика действий пользователя, . То, чем занимаются UX-дизайнеры: Какие каналы будут использоваться для взаимодействия с системой? В чём цель пользователя? Как помочь достичь её за минимум кликов? Скетч превращается в программу для создания логических диаграм:

На этом уровне символ только один - серая карточка, обозначающая действие. Вредно символизировать стрелочки и желательно даже не делать уточняющих подписей. Струкура только-только формируется. Некоторые дизайнеры вообще не работают на этом уровне, предпочитая визуализировать пути пользователя в виде экранов, а не логических действий. Этот уровень не содержит никакого визуального дизайна.

2. Уровень проектирования

Когда появляется больше деталей, мы переходим на уровень юзер-флоу. Какие кнопки нажимает пользователь, чтобы достичь своей цели? На этом этапе удобно использовать плагин User Flow , который позволяет показать, какие кнопки куда ведут.

В приложениях и сайтах это уровень взаимодействия с экраном. Рисуем общие формы, широкие мазки. Это тоже логический уровень, без рисования деталей. Где будет кнопка призыва к действию? На какой экран она будет вести? Что будем делать, если пользователь незрячий или имеет другие ограничения?

Мобил Фёрст

Шаги превращаются в экраны с определёнными размерами, для которых мы проектируем. Начинаем всегда с мобильной версии, поскольку в ней легче сконцентрироваться на смысле, а не на визуальном дизайне. Разворачивать мобильную версию на большой экран значительно легче, чем втиснуть десктоп в мобильный. Читайте Mobile First .

Первые символы

Здесь уже можно начинать делать самые общие символы, если мы уверены, что объекты будут типовыми. Могут родиться символы шапки, главного меню и подвала. Они выглядят как серые прямоугольники с текстовыми слоями. Поскольку нас не ограничивает сильная фрагментация, на этом уровне тоже легко можно вносить значительные изменения в дизайн.

Делай прототип максимально рано

Здесь уже полезно создавать первый прототип в Инвижне, который не очень красив, зато работает как придумали. На этом уровне можно тестировать идеи: понятна ли логика, или всё надо переделать с нуля? Обидно выбрасывать любовно прорисованный дизайн. Выбрасывать изрисованную салфетку - не обидно.

3. Уровень эмоций: отрисовка и контент

Когда логическая картина сложилась, можно прорабатывать дизайн в деталях. Эта территория вдохновения и художников. На нём концентрируются любители Дрибла и Биханса, подчас забывая об остальных. Серым квадратам приходят на смену настоящие UI-элементы, хорошая типографика, иконки и иллюстрации. Время тщательно проработать формулировки в текстах. Сюда же можно отнести анимацию. Когда она используется уместно, даже самый простой дизайн оживает.

Вместе контент и визуальный ряд формируют восприятие всего продукта.

4. Уровень масштабирования

Когда стиль продукта сформировался и появился набор правил, по которым формируется дизайн, приходит время взросления дизайн-системы. Также хочется назвать этот этап формализацией.

Те, кто организовал это, знают толк в масштабировании. Символы - идеальный инструмент масштабирования дизайна.

На этом уровне создаётся подавляющее большинство символов. Это время спуститься на землю и перестать устраивать революции. Время начать разглядывать детали и заниматься перфекционизмом. Цель рождения символов на этом этапе - разбить систему на мельчайшие части, чтобы можно было её безболезненно масштабировать.

Зачем масштабировать

Удачно формализованную систему легко поддерживать.

Даже крупный проект может так и остаться на уровне отрисовки. Поскольку рост числа макетов неизбежен, вместе с ним неизбежен рост сопутствующего бардака. Если дизайн меняется, дизайнеру приходится актуализировать все макеты вручную (а это невозможно), либо держать актуальными только последние макеты, игнорируя все остальные. Я бы сошёл с ума, если бы мне приходилось мириться с тем, что 90% моих новых макетов уже устарели.

Пример задачи масштабирования

Если встанет задача перекрасить все красные иконки в другой оттенок, это будет легко сделать, поскольку они сгруппированы в одном UI-ките, из которого транслируются во все макеты. Меняем один символ - меняются все его копии в 600 макетах. Этот дизайн уже пахнет вёрсткой.

Что масштабировать

Символами должны становиться не только иконки, а любые повторяющиеся элементы. Все поля ввода, меню, иллюстрации, кнопки, вкладки, попапы и некоторые текстовые блоки.

Все уровни противоречат друг другу. Чтобы проект развивался, постоянно необходимо лавировать между ними и в этом заключается мастерство дизайнера интерфейсов.

Это пост не о том, что нужно дробить интерфейс на кучу символов, как и не о том, что символы мешают рисовать дизайн как иллюстрацию. Это лишь следствия чего-то глубинного. Посмотри на свой интерфейс на всех четырёх уровнях и реши, что с ним нужно делать в данный момент, чтобы эффективнее всего решить поставленную задачу.

В этой статье рассказывается, какую роль дизайн интерфейсов играет в условиях современного рынка. А также, что отличает хороший интерфейс от плохого (UI = user interface, то есть, интерфейс пользователя ). Также мы взглянем на парочку новых моделей UI дизайна, включая Google Fuchsia и Fluent Design от Microsoft .

Роль UI дизайна сегодня?

Современные дизайнеры разрабатывают пользовательские интерфейсы для приложений, работающих в определенной операционной системе. Поэтому многие параметры интерфейса неподконтрольны разработчикам. Например, если дизайнер разрабатывает интерфейс для Android-приложения , он не знает о размере и разрешении экрана пользовательского устройства. А также о том, как пользователь настроил уведомления для этого приложения, установлены ли другие программы, влияющие на цветовой профиль экрана.

Творчество разработчиков пользовательских интерфейсов ограничено определенным устройством и операционной системой. Их работа часто должна соответствовать рекомендациям производителя операционной системы (Google для Android, Apple для iOS ). Apple публикует, что можно, а чего нельзя для пользовательского интерфейса, а также подробный список рекомендаций для UI . У Google также есть собственные стандарты материального дизайна .

Из-за этих ограничений внимание современных дизайнеров пользовательского интерфейса сосредоточено на мелких деталях. Например, на том, как расположены окна, удобна ли для пользователя навигация по приложению или сайту. Из-за нехватки времени пользователю некогда разбираться со сложным, громоздким и медленным интерфейсом.

Вот некоторые особенности пользовательских интерфейсов нашего времени

Многие элементы пользовательского интерфейса мы воспринимаем как приглашения к взаимодействию с приложением или устройством:


Поле для ввода текста и курсор предлагают пользователю ввести текст, а кнопка «Подтвердить » - кликнуть или коснуться ее, чтобы продолжить:


Переключатель, представленный здесь в виде ползунка, приглашает пользователя включить или отключить опцию:


Иконка приглашает пользователя кликнуть по ней, чтобы запустить приложение или функцию:


При нажатии по кнопке-гамбургеру…


…появляется меню, которое приглашает пользователя выбрать дополнительные варианты:


Ползунок приглашает пользователя коснуться/кликнуть и перетащить его, чтобы изменить настройки, например, яркость экрана:


Выпадающее меню предлагает пользователю выбрать нужный вариант из списка.

Это лишь некоторые примеры элементов дизайна интерфейсов приложений . Но все они объединены идеей повысить эффективность взаимодействия с пользователем.

Интерфейс: хороший, плохой и ужасный

Хороший дизайн пользовательского интерфейса не заключается лишь в том, чтобы прелестно выглядеть. Дизайн UI может иметь успех, и не будучи очень красивым.

Давайте взглянем на некоторые образцы хорошего и плохого дизайна пользовательского интерфейса. Затем посмотрим на ужасный, что тоже важно.

Хороший пользовательский интерфейс

Разработан с учетом глубокого понимания пользователя, его потребностей и того, как он будет перемещаться по приложению или сайту. Поэтому мы и говорим, что дизайн UI является одним из аспектов UX-дизайна (UX = User eXperience , опыт взаимодействия ).

Хороший интерфейс - максимально простой, и в то же время такой, что у пользователя под рукой есть все необходимое. Навигация недолгая и неглубокая (без под-под-под-разделов и меню ), требует минимального количества шагов для выполнения задачи, а опции, доступные для выбора в каждом окне, понятны:


В этом приложении интерфейс предлагает пользователю три варианта: поиск закусочных, использующий текущее местоположение, поиск «вручную» по почтовому индексу и кнопку-гамбургер для просмотра дополнительных вариантов.

Плохой интерфейс

У такого дизайна интерфейса сайта на первом месте не потребности пользователя, а значимость приложения или разработчика. Признаки плохого UI включают в себя значки, слишком маленькие для того, чтобы попасть в них при нажатии пальцем.

В таком интерфейсе очень много мелкого текста, который трудно читать. Кроме этого, плохому интерфейсу присуще использование жаргона (в том числе профессионального ) вместо понятного языка. Например, написано: «Плохие данные ». А нужно - «Неверные логин и пароль ». К плохому интерфейсу также можно отнести применение назойливых диалоговых окон вместо панели уведомлений:


В приведенном выше примере видно, что диалоговое окно фонового приложения прерывает работу активного приложения и настоятельно требует ответа, не давая пользователю продолжать. Если человек в это время набирает текст и не смотрит на экран, то запросто может потерять несохраненные данные. Видно, что кнопки маленькие, и в них трудно попасть пальцем. А сообщение «Неизвестная ошибка » вообще не имеет смысла, так как не дает пользователю возможность изучить или устранить причину ее возникновения.

Ужасный интерфейс

Некоторые успешные проекты и дизайны интерфейсов , на первый взгляд, разрушают представления дизайнеров о том, что простота должна быть на первом месте. Рассмотрим в качестве примера сайт Amazon , имеющий, слегка напряженный вид:


Но успех компании Amazon , наоборот, доказывает эффективность их UI . Почему? Один из секретов кроется в том, что внешний вид страницы улучшался постепенно, и поэтому не заставлял пользователей приспосабливаться к резким изменениям интерфейса. Посетителям сайта это удобно.

Я, как давний пользователь Amazon , особо и не замечал изменений во внешнем виде или способе взаимодействия. Но вот как выглядел Amazon 10 лет назад:


Что ожидает дизайн пользовательского интерфейса в будущем?

Скорее всего, наиболее кардинальные изменения, будут связаны с разработкой голосовых интерфейсов. Эта функция уже есть во всех основных операционных системах, но пока еще нельзя сказать, что люди регулярно пользуется ей на своих телефонах и компьютерах.

Появляются новые подходы к дизайну интерфейсов , но, похоже, что визуальный интерфейс все же будет основным способом взаимодействия пользователя с устройствами. Но есть большой простор для инноваций, а также оптимизации старых интерфейсов. Неудивительно, что такие крупные игроки как Microsoft и Google инвестируют значительные ресурсы в эксперименты с новой эстетикой пользовательского интерфейса и моделями взаимодействия.

В последние месяцы все чаще слышно о «Fluent Design» от Microsoft . Говорят, он нацелен на интеграцию большей визуальной глубины и движения. То же самое касается экспериментальной операционной системы от Google с кодовым названием «Fuchsia» , в которой разработчики пытаются обойтись без рабочих столов и иконок.