АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению виртуальной образовательной среды и отмечается, что данная среда способствует представлению внутреннего мира человека из большого количества расщиряющихся сфер. Виртуальная образовательная среда нужна прежде всего для эффективной коммуникации всех участников образовательного процесса и здесь необходимо учесть навыки владения информационными технологиями и профессиональная компетентность. Виртуальная образовательная среда это многофункциональная система, которая включает в себя инновациооные технологии, информационные ресурсы и средства электронной коммуникации. Нами отмечены основные функции виртуальной образовательной среды среди которых можно отметить информационно-обучающую и контрольно-адаптирующую функцию. На основании статьи делается вывод о том, что виртуальная образовательная среда позволяет осуществить инновационный подход в повышении квалификации, реализация непрерывности образования и обеспечение образовательных ресурсов доступных для учащихся.

ABSTRACT

The article is devoted to virtual educational environment and it is noted that this environment contributes to the representation of the human’s inner world out of a large number of widening areas. Virtual educational environment is needed primarily for the effective communication of all participants in the educational process and it is necessary to take into account the ownership of information technology skills and professional competence. Virtual educational environment is a multifunctional system that includes innovation technology, information resources and means of electronic communication. We have noted main functions of virtual educational environment among which is the informational and training, control and adapting function. It is concluded on the basis of the article that virtual educational environment allows carrying out an innovative approach in professional development, the implementation of continuous education and providing educational resources available for students.

Отметим, что уже сегодня иде тенденция к новым портебностям в образовании. Престижным направлением в инновационной деятельности является организация обучения средствами виртуальной образовательной среды, и лозунг сегодняшней образовательной системы принцип образования на всю жизнь плавно переходит в принцип образования на протяжении всей жизни.

Виртуальная модель образования в последние годы набирает сильные обороты и здесь акцент идет на виртуальную образователную среду. Ученый В.П. Тихомиров считал, что такая среда это прежде всего система дистанционного обучения и очная форма обучения и здесь наблюдается неразрывная связь. С помощью дистанционных технологий расширяются возможности очного образования, увеличивается доступность удаленных преподавателей, учащихся и специалистов. Цель виртуального образования это достижение человеком своего предназначения в реальном мире, который может сочетаться с виртуальными и иными возможностями. Экономическая литература трактует виртуальную образовательную среду как информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, коропоративных и глобальных компьютерных сетей, и эти технологии используются участниками образовательного процесса. Педагогам и учителям необходимо постоянно соверщенствовать свою профессиональную деятельность, это нужно для того чтобы достигнуть оптимальных результатов в педагогической работе. Виртуальная образовательная среда создана для эффективной коммуникациивсех участников образовательного процесса. Для информационного общества необходимы навыки владения информационными технологиями и образовательная среда в современных условиях должна уже удовлетворять потребности личности, общества, и способствовать социальной адаптации в профессиональном становлении. Отечественная и зарубежная литература рассматривает виртуальную образовательную среду и в работах таких ученых как Ф.Ф. Андреев, В.П. Тихомиров, И.В. Холодкова, А.В. Хуторской. Виртуальная образовательная среда это новая модель непрерывного повышения квалификации и здесь ориентир идет на эффективность технологий. Информации, формируется культура и идет формирование на основе культурного обучения. Ученый А.Ю. Уваров виртуальная образовательная среда это открытая учебная архитектура с основными целями, методами и организационными формами, где идет сплетение коммуникатионного, информационного и физического пространства . А.В. Хуторской считал, что образовательная среда это прежде всего условия развития личности . В.А. Ясвин образовательная среда это системавлияния и условия формирования личности по основному задаваемому образцу .

Обучение в виртуальной образовательной среде это абсолютно новая парадигма образования и опрается она на функциональную эффектинвость технологий инофрации и коммуникаций и затем формируется особая культура обучения. Отметим, что в рамках виртуальной образовательной среды инновационый ресурс имеет свои преимущества и недостатки. Виртуальная образовательная среда это в большей степени вербальные и невербальные элементы, которые необходимы прежде всего для того, чтобы передавать личные чувства и эмоции и это является признаком эффективной коммуникации в виртуальной образовательной среде. Следует отметить, что среди основных параметров виртуальной образовательной среды самыми эффективными являются наличие обратной связи и уровень интерактивности, языковое многообразие и средства выражения, персональная направленность. Для участников образовательного процесса огромное значение приобретает доступность технологий, ее стоимость и навыки использования технологий. Открытая образовательная среда возникает благодаря взаимодействию виртуального образовательного пространства и центров в Интернете, данная среда позволяет пересматривать учебные планы и позволяет оценить свои знания по предмету, потому что ориентир идет на различные точки зрения. Технологический аспект рассмотрения виртуальной образовательной среды это прежде всего информационное пространство и идет активное взаимодействие участников образовательного процесса, которое есть комплекс компьютерных средств и технологий, которые позволяют осуществлять управление содержанием образовательной среды и коммуникацию участников. На сегодня компьютер заменяет традиционные методы обучения, но для этого необходимы совершенное владение не только информационными но и педагогическими технологиями. С нашей точки зрения виртуальная образовательная среда сложная система которая обеспечивает связь между преподователем, обучающимися и другими членами учебной организации. Возникают новые открытые модели индивидуального обучения при испоьзовании ресурсов и возможностей технологий инормации и коммуникации. В новом формате образование позволяет мобилизовать виртуальную образовательную среду и в сегодняшних реалиях это многофункциональная система и она содержит прежде всего инновационные и традиционные технологии и они являются специфическими для взаимодействия участников образовательного процесса в рамках прежде всего открытой модели индивидуального обучения. Основные функции виртуальной образовательной среды это инофрмационно-обучающая т.е. информация может представляться в самом различном виде, коммуникативная т. е. обучение с участниками образовательного процесса, контрольно-административная, могут проводится различного рода комплексные меры по оценке знаний, умений и навыков. Виртуальная образовательная среда одно из приоритетных направлений реализации непрерывного образования и здесь основным является вопрос роли педагога в образовательной среде. В новых условиях образовательной среды для преподавателя важным является адаптация к таким особенностям как новая форма коммуникации, может вестись витуальная дисскусия и дополнительным средством может служить рефлексия в общении, что несомненно повышает уровень мышления. Особенным моментом является индивидуализация образоваиия, где абсолютно для каждого участника выстраивается своя собственная траектория для инновационной работы, возможное структурирование образовательной среды, которая является гибкой и открытой, создание новой концепции и методики обучения. На сегодняшний день современные технологииэто есть плацдарм для серьезных изменений в непрерывном образовании. Подводя итог вышесказанному отметим, что виртуальная образовательная среда это среда, которая может осуществлять образовательную коммуникацию на расстоянии. На сегодняшний день виртуальная образовательная среда позволяет создать ииновационный подход в повышении квалификации, идет прежде всего реализация непрерывности образования и идет построение траектории профессионального роста обучающегося и все это позволяет сделать образовательные ресурсы доступными вне зависимости от места расположения обучающегося и т. д. Следует отметить, что современное образование должно строится уже на применении виртуальной образовательной среды, которая и есть на сегодняшний день основное средство коммуникации преподавателя и обучающегося.


Список литературы:

1. Уваров А.Ю. Открытая учебная архитектура / А.Ю. Уваров// Интернет-журнал «Эйдос». – 1999. – 30 марта.
2. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика / А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию/ В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Виртуальная образовательная среда

4. Виртуальная образовательная среда, процессуальные аспекты обучения

5. Преподаватель в виртуальной образовательной среде

6. Тестовое задание

Введение

Усложнение параметров и динамики изменений современного мира, становление глобальной информационной инфраструктуры, континентализация и глобализация, информационный «взрыв», - все эти факторы в системном единстве обусловливают необходимость качественных инновационо ориентированных изменений в парадигме реализации образования, в частности профессионального образования педагогических кадров.

Существенные изменения, затрагивающие абсолютно все сферы жизни, столь интенсивны и стремительны, что системы среднего и высшего профессионального образования уже не в состоянии решить задачу подготовки специалиста в какой-либо области в таком объеме, чтобы в ходе профессиональной деятельности его не постиг кризис компетентности, связанный с отставанием от этих изменений. Сказанное не в последнюю очередь относится к работникам сферы общего образования, прежде всего - к учителям. Учитель уже не просто должен успевать за прогрессом в науке, технике, информации: императив опережающего качества образования означает необходимость опережения этого прогресса в своем профессиональном росте.

Эти обстоятельства, в первую очередь, обусловливают актуальность и значимость исследования потенциалов виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности.

Актуальность исследования связана также с тем, что повышение профессиональной квалификации учителей должно быть переосмыслено в контексте новой образовательной среды.

Основные характеристики и категории инновационной виртуальной образовательной среды представлены в данном учебном пособии, построенном в форме словаря с расширенной трактовкой понятий.

1. Виртуальная образовательная среда

Виртуальное образовательное пространство - пространство способное расширяться во внешний мир, открывая для себя его внешние сферы посредством деятельности обучающегося, использующего свои органы чувств, эмоционально-образные и интеллектуальные способности.

Виртуальная образовательная среда:

Включает информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемых и используемых для образовательных целей всеми участниками образовательного процесса;

Создана и развивается для эффективной коммуникации всех участников образовательного процесса;

Отличающаяся от традиционной способом получения (предоставления) образования, характером образовательной коммуникации, осуществляемой как опосредованно - на расстоянии, так и традиционно - «глаза-в-глаза».

Виртуальная образовательная среда, параметры:

Наличие обратной связи (уровень интерактивности);

Многочисленность возможностей для ответных откликов различного характера;

Языковое многообразие (средства выражения);

Персональная направленность.

Виртуальная образовательная среда (с технологической точки зрения), ? информационное пространство взаимодействия участников учебного процесса, порождаемое технологиями информации и коммуникации, включающее комплекс компьютерных средств и технологий, позволяющее осуществлять управление содержанием образовательной среды и коммуникацию участников.

Виртуальная образовательная среда (в организационно-коммуникативном аспекте) - сложная самонастраивающаяся подразумевает корректировку поведения, действий участников процесса коммуникации применительно к изменяющейся ситуации) и самосовершенствующаяся (подразумевает постепенное установление эффективной взаимосвязи, ее совершенствование по мере усвоения более сложных типов взаимосвязей) коммуникативная система, обеспечивающая прямую и обратную связь между обучающим, обучающимся и другими участниками учебного процесса.

Виртуальная образовательная среда - быстроразвивающаяся, многоуровневая и многофункциональная система, которая объединяет:

1) инновационные и традиционные технологии, специфические для взаимодействия участников учебного процесса в рамках открытой модели асинхронного индивидуального обучения;

2) информационные ресурсы: базы данных и знаний, библиотеки, электронные учебные материалы и т.п.;

3) современные программные средства: программные оболочки, средства электронной коммуникации.

2. Функции виртуальной образовательной среды

Виртуальная образовательная среда, ее функции:

Информационно-обучающая (представлена в самых разных формах учебная информация);

Коммуникационная (обучение проходит в диалоге с участниками учебного процесса);

Контрольно-административная (проводятся комплексные меры по контролю уровня знаний, умений и навыков и администрированию).

Виртуальная образовательная среда, роль преподавателя как:

Организатора учебного процесса, познавательной деятельности и творческой активности обучающегося; совместной деятельности обучающихся; учебно-педагогической деятельности в виртуальной образовательной среде с исползованием инновационных технологий(проведение занятий; интернет консультирования; участие в форумах, блогах, web-квестах, чатах; обучение созданию соственной среды обучения и др.);

Консультанта, организующего профессиональную педагогическую поддержку в процессе обучения и послекурсовой подготовки;

Виртуального психолога, который создает комфортные условия для обучения;

Проектировщика,проектирует формы организации учебного процесса и виды деятельности, наиболее соответствующие целям и содержанию изучаемого курса, нередко - свой собственный курс; включает предвидение результатов собственных действий, определение их последовательности в процессе обучения, формирование стратегии и тактики образовательной деятельности, разработку или выбор адекватной технологии и формы обучения.

Коллеги и сотрудника (ярко выражена при ориентированном на профессионалов-учителей обучении инновационной деятельности с использованием виртуальной образовательной среды);

Обучающегося в ходе педагогического процесса, поскольку самообучение и взаимообучение преподавателя и обучающегося является атрибутивной особенностью инновационного обучения в рамках открытой модели непрерывного образования.

3. Преимущества виртуальной образовательной среды

Гибкость. Обучаемый имеет возможность:

Заниматься в удобном для себя месте, поскольку весь цикл обучения осуществляется посредством интернет-технологий.

Поэтому расстояние от места нахождения обучающегося до университета не является препятствием для эффективногообразовательного процесса;

Заниматься в удобное для себя время. У каждого человека свои биологические «часы», и в зависимости от них он может выбирать и варьировать время занятий: один продуктивнее занимается ранним утром, а другой - поздно ночью;

Заниматься в своем собственном темпе и ритме;

Корректировать учебный процесс, конструируя свою собственную дидактику: читать (объясняя себе) раздел лекции, семинара, перепроверять себя, обратившись к сохранённым материалам предыдущих занятий и т.д., в тоже время использовать виртуальные встречи с обучающим;

Сконцентрироваться на определённых разделах, уделять каждому разделу, модулю и блоку столько времени, сколько требуется. Таким образом, получает возможность сэкономить время, занимаясь быстрее;

Взаимодействовать с преподавателем индивидуально. Благодаря технической и содержательной интерактивности процесса, обучение в виртуальной образовательной среде позволяет реализовать императив антропоцентричности и субъект-субъектности в образовании.

Модульность. Обучаемый имеет возможность:

Из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям; модули разработаны нами с учетом возраста, опыта, уровня квалификации, квалификационных потребностей учителей.

Экономическая эффективность.

Снижаются затраты как обучающегося, так и системы образования на осуществление обучения за счет максимально эффективного использования учебных площадей, времени и технических средств.

Новая роль преподавателя. Новые функции:

Подготовка учебно-методического комплекса, размещение материалов в оболочку виртуальной образовательной среды;

Проведение вводного организационного занятия, где разъясняется, как проходит обучение в виртуальной образовательной среде, каким образом учителя будут знакомиться с материалами курса, как выполнять задания, участвовать в форумах, общаться и т.д.;

Обучение в среде будущей профессиональной деятельности - обучение в среде обучения;

Отслеживание эффективности усвоения обучающимися материалов курса;

Проверка и контроль за выполнением заданий по самостоятельной работе обучающихся;

Участие в коллективных обсуждениях, форумах и чатах, вебинарах web-квестах;

Подведение итогов дискуссий, ответы на возникающие вопросы;

Общение с учителями посредством форума, системы быстрых сообщений, программы Skype и т.д.;

Анализ результатов выполнения заданий;

Профессиональная педагогическая поддержка всех участников системы обучения и др.

Практическое использование инновационного потенциала виртуальной образовательной среды:

Для обеспечения образовательных процессов необходимыми учебными и учебно-методическими материалами; обратной связи между преподавателем и обучаемым; обмена управленческой информацией внутри системы обучения; выхода в международные информационные сети, для общения, осуществления профессиональной педагогической поддержки, контроля усвоения информации;

Виртуальная образовательная среда становится, прежде всего, средой работы и инновационной педагогической деятельности: «Leaming by doing!» - «Обучение на собственном опыте!» (принцип Дьюи, ХIХ в.); построение собственного опыта в ходе реальной практической деятельности;

Помещение учителя в ситуацию достижения, поскольку ему предоставляется возможность применить умение, изученное ноу-хау, и оперативно оценить результаты собственной деятельности и ощутить преимущества подготовки с использованием современных средств и технологий.

Интерактивность

Адаптация к новой форме обучения и понимание процессов использования инновационного потенциала виртуальной образовательной среды в профессии в процессе постоянного общения обучающихся с преподавателями, тьюторами, администраторами;

Опора на обмен информацией, который осуществляется между обучающимся и системой в целом;

Реализация системы мультинаправленного взаимодействия.

Продуктивность и эффективность

Определяется самостоятельным и сознательным выбором учителем учебного курса, руководствуясь собственной оценкой своей профессиональной компетентности, а также ориентируясь на реальную потребность в конкретных профессиональных знаниях, умениях и навыках, которые будет применять в педагогическойпрактике, продуктивность и эффективность обучения несравненно возрастает по сравнению с другими формами обучения.

Индивидуализация

Поскольку для учителей с образованием или без, обладающих большим или незначительным опытом педагогической деятельности, имеющих или нет навыков работы в виртуальной образовательной среде, разработаны разные модели обучения, то все обучение оказывается сориентировано на учет уровня базовой подготовки и потребностей обучающихся. Такой подход также позволяет обучающимся совмещать обучение с основной профессиональной деятельностью.

Мотивированность

Так как при педагогическом взаимодействии в виртуальной образовательной среде обучающийся может быть физически изолирован от учебного заведения и находится вне визуального контроля преподавателей, необходимо, чтобы слушатель был исключительно мотивирован, обладал самодисциплиной, трудолюбием, умением и желанием работать самостоятельно.

Поскольку обучающиеся - учителя, ощущающие потребность в повышении профессиональной компетенции, их собственной мотивации и желания освоить инновационный потенциал виртуальной образовательной среды достаточно для обеспечения эффективности обучения. Поскольку виртуальная образовательная среда насыщена информацией, она представляет своего рода педагогический потенциал, посредством использования которого тьютор создает и поддерживает надежду, сначала пытаясь предполагать, устремления того, кто изучает, затем «подбрасывая» ему информацию, за счеткоторой его мотивация находит пищу, усиливается и стимулируется.

Активность обучаемого

Условия обучения в виртуальной образовательной среде благоприятствуют активному и динамичному, умственному и эмоциональному участию обучаемого в педагогическом процессе, задействуя насколько возможно все чувства, провоцируя реакции, опрашивая, спрашивая, предлагая выбор, заставляя анализировать, обобщать, отмечать, наблюдать и т.д., генерируя активное участие в обучении посредством осуществления разнообразной и хорошо отобранной деятельностью.

4. Виртуальная образовтельная среда, процессуальные аспекты обучения

Виртуальная образовательная среда, процессуальные аспекты обучения.

Технология обучения в виртуальной образовательной среде базируется на использовании возможностей Интернета: посредством Web-ресурса vosmgou (учебной оболочки) слушатели обеспечиваются учебно-методическими материалами при постоянном интерактивном взаимодействии с администратором, тьютором и педагогом в виртуальной бразовательной среде;

Обучение происходит в соответствующем разделе Web-ресурса vosmgou (учебной оболочки);

Основными участниками образовательного процесса являются преподаватель в виртуальной образовательной среде, обучаемый, тьютор, сетевой администратор.

Виртуальная учебная среда (согласно А.Ю. Уварову) - является «открытой учебной архитектурой» с подвижными целями, содержанием, методами и организационными формами, состоящей из коммуникационного, информационного и физического пространства.

Видеоконференции - форма сетевого педагогического аудиовизуального взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса посредством сетевых аудиовидеотехнологий.

Видеоконференции позволяют приблизить опосредованное общение к живому, непосредственному, тем самым, повышая продуктивность взаимодействия преподавателя и учителя.

Видеоконференция, особенности организации видеообщения:

Режим «точка-точка» (когда транслируемая видеосвязь возможна только с одним участником) - реализуется программами Messenger и Skype (интегрированный вариант: видео - с помощью программы Messenger, аудио - с помощью программы Skype) или VideoPort и VzoChat;

Режим «точка-многоточие» (когда транслируемая видеосвязь возможна с несколькими участниками) - реализуется программами VideoPort или VzoChat. Технологии систем VideoPort и VzoChat; обеспечивают качество видеосвязи на низкоскоростных и нестабильных линиях, включая Интернет.

Видеоконференция, преимущества:

Универсальность -- не требуют специализированного оборудования;

Доступность -- реальная стоимость организуемой связи (регистрация в системе бесплатна, клиентское приложение бесплатно, входящие звонки бесплатны);

Качество видеоконференций на стандартных линиях связи (от 128кбит/сек);

Удобный интерфейс, не требующий специальных знаний;

Многоточечная связь между абонентами через адреса электронной почты;

Мобильность -- слушатели могут устанавливать связь друг с другом из любой точки Земли, необходим лишь доступ в Интернет.

Видеоконференция, типы конференций:

Стандартная - конференция с участием двух пользователей - «точка-точка»;

Групповая - конференция с участием нескольких пользователей одновременно - «точка - многоточие»;

Вещание - сеанс вещания от одного пользователя ко многим «точка-многоточие».

Диалог в виртуальной образовательной среде, правила:

Передаваемая информация должна быть, по возможности, однозначной, не содержащей противоречий и/или двусмысленной информации;

Не следует скрывать или как-то урезать важнейшую информацию с целью избежать дискомфорта или тревоги в рамках системы;

Необходимо стараться больше узнать о том, как другие понимают наши действия, как реагируют на наши высказывания. При необходимости переспрашивать, задавать уточняющие вопросы;

В письменной речи все существенные связи и мысли должны быть раскрыты и отражены, поэтому требуется более систематическое, логически связанное изложение;

В письменной речи всё должно быть понятно исключительно из её собственного смыслового содержания, из её контекста, нельзя ссылаться на домысливание и недосказанность;

Письменная речь требует особенной продуманности, плавности, сознательности. В условиях устного общения собеседник помогает регулировать речь.

Непосредственный контакт с собеседником в разговоре быстро обнаруживает непонимание; реакция слушателя непроизвольно для говорящего направляет его речь в нужное русло, заставляет подробнее остановиться на одном, пояснить другое и т.д. В письменной речи это непосредственное регулирование речи говорящего со стороны собеседника или слушателя отсутствует. Пишущий должен самостоятельно определить построение своей речи так, чтобы она была понятна для читателя.

Дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, при которой взаимодействие обучающего и обучающихся, обучающихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или других интерактивных технологий».

Дистанционное образование, этапы эволюции понятия.

ПЕРВЫЙ ЭТАП - корреспондентное образование: период с 1840 года, даты появления первого регулярного курса корреспондентного обучения стенографии Айзека Питмана (Baath, 1985, Holmberg, 1995) до апреля-мая 1929 года. Основано на образовательной коммуникации на расстоянии посредством корреспонденции (сначала - с помощью обычной регулярной почты, потом - электронной).

Особенности в дидактике корреспондентных школ: гибкость и подвижность сроков обучения и, соответственно, темпа учебного процесса, высокая степень автономии учащегося в определении его темпоральных характеристик и содержания; - связанное с этим, а вернее, основанное на общей исходной дидактической установке признания независимости студента, прагматическое и неформальное отношение к промежуточной и итоговой аттестации и оценке как к средству мотивации и самоконтроля, а не как к цели и конечному результату обучения, завершающегося получением сертификата; модульная, или тяготеющая к модульной организация предметного содержания курсов, обеспечивающая более высокую степень их вариативности («сложения и вычитания») и, с другой стороны, облегчающая почтовую доставку.

Корреспондентное образование сегодня - распространённый вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании кейс- технологий: наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных имультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей традиционным или дистанционным способом.

ВТОРОЙ ЭТАП - модель заочного образования, с апреля-мая 1929 г. до 1969 г. постановлениями ЦК ВКП(б), а потом коллегии Наркомпроса определены принципы и организационные основы советской государственной системы заочного обучения в вузах и средних специальных учреждениях. Заканчивается 1969 годом - датой учреждения Открытого университета Великобритании. Особенности: развитие дистанционного образования в особую самостоятельную форму образования; бурный рост нетрадиционных университетов; в основе обучения - печатные материалы и переписка.

ТРЕТИЙ ЭТАП - британская модель (открытое образование), с 1971 год - учреждение и первый набор студентов Открытым университетом в Великобритании; разработан проект создания Открытого университета, издана Королевская Хартия о создании Британского Открытого университета (БОУ) как независимого и автономного университета, имеющего право присвоения ученых степеней. Особенности: реализуется дидактическая (технологическая) модель дистанционного образования.

Традиционные аудиторные занятия (лекции и семинары), согласно этой модели, не воспроизводятся с помощью средств телекоммуникации или аудио- и видеозаписи, а заменяются другими формами: самостоятельной работой студентов, для организации и обеспечения которой готовятся специальные комплекты учебно-методических материалов; интенсивными практическими групповыми занятиями - так называемыми тьюториалами, оченьмало напоминающими обычный семинар и радикально отличающимися от лекции.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП - модель телеобразования (американская модель).

В 90-е гг. исследования посвящены телеконференциям как абсолютно новому явлению в образовании. Телеконференцсвязь характеризуется как средство обучения нового поколения, основанное на формировании знаний и суждений в процессе групповых занятий или как новая технология в образовании, качественно отличающаяся и от обучения в классе, и от обычного заочного обучения.

Особенности:

Трансляционная (американская) модель дистанционного образования основывается на идее принципиального единства дистанционного и очного образования как форм обучения, не отличающихся по типу отношений, существующих между обучающим и обучающимся в рамках образовательного процесса, а, следовательно, основанных на общей дидактике и одинаковых формах учебных занятий; трансляция на расстояние с помощью современных средств телекоммуникации традиционных очных занятий (лекций и семинаров), что позволяет на порядок (а с помощью аудио- и видеозаписи - на несколько порядков) увеличить вместимость учебных классов и аудиторий;

Трансляционная модель делает возможным доступ существенно более широкой обучающейся аудитории к лекциям (докладам, конференциям, семинарам), которые читают или в которых участвуют крупные учёные или выдающиеся лекторы. Возможности видео-трансляции позволяют активно включать в лекции видеосюжеты и разного рода наглядные материалы (карты, таблицы, 18 схемы и т.д.), что также составляет преимущество трансляционной модели.

Недостатки трансляционной модели: высокая стоимость создания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и оборудования; необходимость в сети специальных филиалов, оборудованных для приёма прямых трансляций и интерактивной связи с лектором, без чего эффективность и сама возможность трансляционной модели резко уменьшаются; поскольку речь идёт почти исключительно о трансляции лекций, занятия «на расстоянии» (с удалённым лектором) в этой модели носят по преимуществу пассивный характер, который с увеличением количества слушателей (студентов) только усугубляется; принципиальное ограничение, постоянно возвращающее к проблеме качества дистанционного образования:

при самых совершенных информационных и коммуникационных технологиях, эквивалентность теле- или видеолекции, виртуального семинара, компьютерного экзамена, электронной библиотеки или учебника их традиционным очным аналогам остаётся под вопросом, поскольку речь идёт о техногенном или полутехногенном подобии, в сравнении с которым оригинал всегда обладает известным преимуществом.

ПЯТЫЙ ЭТАП - модель образования с использованием виртуальной образовательной среды. Основная цель - выявление и достижение человеком своего предназначения в реальном мире, сочетаемом с его виртуальными и иными возможностями.

5. Преподаватель в виртуальной образовательной среде

виртуальный образовательный среда методический

Преподаватель в виртуальной образовательной среде, его роль:

В новой форме коммуникации - асинхронный «разговор», виртуальная дискуссия проводится по-иному (важными критериями становятся краткость и конкретность сообщений, однозначность высказываний) и служит дополнительным средством для развития способности к рефлексии в общении, повышает уровень логического и абстрактного мышления обучающихся;

При использовании современных технологий (например, проектной методики) - как одного из теоретических фундаментов, важных для установки виртуальных объединений для обучения;

При применении современных принципов обучения (индивидуализации - как приоритетного направления в обучении сегодня, практикоориентированности - как продуктивного сочетания системы непрерывного образования и профессионального развития с практическими навыками обучающихся, которые позволят каждому члену виртуального сообщества выстроить собственную траекторию для инновационной работы);

В создании педагогической интернет-среды, учитывая технологические, административные и финансовые возможности;

В структурировании виртуальной образовательной среды, которая должна, оставаясь довольно гибкой и открытой, приспосабливаться к индивидуальным разногласиям и учитывать личные потребности обучающихся, а это требует разработки новой концепции и методики обучения;

В связи между виртуальными объединениями и различными формами традиционных сообществ для направления и педагогического поддержки профессиональной деятельности этих новых виртуальных пространств.

Преподаватель в виртуальной образовательной среде (педагог-виртуал), отличия от деятельности преподавателя в традиционной среде:

Опосредованное общение при обучении;

Использованием средств виртуальной образовательной среды для поиска и доставки учебных материалов, реализации обратной связи со обучающимися;

Оказание поддержки, коррекции и направлением деятельности работы обучающегося;

Стремление к сотрудничеству с учетом мотивации обучающихся.

Преподаватель в виртуальной образовательной среде, специфические квалификационные характеристики:

Профессиональная компетентность (компетентность в области преподаваемого курса, свободное владение учебно-методическим материалом, привлечение различных источников дополнительной информации, использование новейших разработок в процессе обучения по предмету и т.п.). Знание своего предмета является необходимым условием преподавания и основным компонентом образовательного стандарта;

Стремление к постоянному непрерывному повышению квалификации, саморазвитию и самосовершенствованию. Это очевидное требование сегодня особенно актуально, так как быстрый темп развития информационного общества диктует изменения в технологиях и содержании обучения. Не идя в ногу со временем, преподаватель не только отстает от своих учеников, но и в целом тормозит образовательный процесс;

Владение традиционными методами педагогической деятельности (диагностика, проектирование процесса обучения, целеполагание и планирование, мотивация на учебную деятельность; организация и управление взаимодействием в виртуальной образовательной среде; рефлексия, контроль и анализ);

Умение организовывать контроль (разработка тестов; проведение групповых и индивидуальных форм контроля, итоговых занятий с учетом опыта обучающихся);

Свободное владение технологиями информации и коммуникации (базовая компьютерная грамотность, умение работать Интернет-ресурсами, использовать свободные программные продукты для интерактивного взаимодействия обучающихся и т.п.);

Профессиональное использование дистанционных технологий для организации учебного процесса в виртуальной образовательной среде. От уровня мастерства педагога-виртуала напрямую зависит успешность дистанционного обучения слушателей;

Владение методикой разработки интерактивных учебных курсов и обучающих программ;

Интериоризация педагогом-виртуалом специфических особенностей обучения в виртуальной образовательной среде. Умение правильно подбирать принципы дистанционного обучения и руководствоваться ими в процессе обучения;

Демонстрация умения видеть технологические, организационные, социально-экономические, педагогические, информационные и коммуникативные возможности получения максимального педагогического результата.

Профессиональная педагогическая поддержка, основные функции: проведение семинаров, лекций, экспертиз, разработку и актуализацию системообразующих документов; мониторинг широкого набора показателей; поддержание программного обеспечения в актуальном состоянии; сбор и анализ замечаний и предложений от пользователей всех категорий; выработку рекомендаций по совершенствованию системы взаимодействия; помощь в последующей самостоятельной работе учителя и др.

Семинары асинхронные длятся не несколько часов, а, как правило, одни - двое суток, любые высказывания участников являются письменными и хранятся в течение всего времени существования курса. Таким образом, обучающиеся могут обращаться к вопросам прошедшего семинара и после его окончания. Каждый учитель «присутствует» на семинаре в удобное для него время и находится в том месте, где у него есть возможность выхода в Интернет.

Семинар-форум, особенности взаимодействия участников:

Обсуждаемую на форуме тему занятия публикует преподаватель. Всё обсуждение проводится в рамках сформулированной темы. Возможно, что учителя сами предлагают направления обсуждения проблемы в рамках предложенной темы;

Продолжительность обсуждения темы ограничена по времени.

Единицей измерения времени чаще являются сутки. При необходимости, обучающийся может возвращаться к обсужденной теме (например, если у него появились комментарии или вопросы по теме);

Преподаватель в рамках рассматриваемой темы публикует введение, определяет общую цель и подходы, которые используется для её достижения. Кроме этого, преподаватель публикует информацию для учителей: что прочитать из учебных материалов, какие выполнить задания и т.д.;

При обсуждении темы преподаватель инициирует вопросы, подводититоги, т.е. ведет дискуссию (в качестве ведущего может также выступать обучающийся, назначенный преподавателем). Обучающийся, участвуя в семинаре, во-первых, предлагает собственное решение поставленной задачи и, во-вторых, формулирует свое отношение к точкам зрения других участников семинара, а преподаватель или ведущий, в свою очередь, направляет ход дискуссии;

Правилом участия в семинарах является ознакомление обучающихся со всеми материалами и высказываниями, опубликованными в оболочке до опубликования собственных мнений;

Обучающиеся должны регулярно, не менее двух раз в сутки (например, каждое утро и каждый вечер), «заглядывать» в форум и участвовать в развернутой дискуссии.

Система непрерывного повышения квалификации, особенности:

Построена на интеграции очных и дистанционных технологий, поэтому по окончании занятий выпускники аттестуются также в очной и дистантной формах;

Преподавание ведется не штатным преподавателями, а ведущими специалистами по конкретным направлениям повышения квалификации.

Ориентирована на реализацию антропоцентрического индивидуального подхода в процессе обучения; на взаимозависимость выбранной формы обучения слушателем и ее последующего применения в его деятельности.

Очное погружение в среду обучения с отрывом от педагогической деятельности позволяет в полной мере прочувствовать инновационные возможности виртуальной образовательной среды. Вместе с тем, тот же эффект наблюдается и при выборе дистанционного режима обучения в виртуальной образовательной среде;

Группы для обучения формируются из учителей разных предметов, что позволяет им обмениваться в ходе обучения проектами в области инновационной деятельности, а также накопленным методическимопытом. Такой взаимообмен расширяет методический кругозор обучающихся и нацеливает их на инновационно ориентированный педагогический поиск, на нетрадиционные педагогические решения, на разработку межпредметных технологий обучения;

Обучение ведется не по одной программе, а сразу по нескольким.

«Разнопрограммная технология» ориентирует педагогов в процессе обучения на знакомство с максимально широким диапазоном программ. «Пилотажно» познакомившись с методическим потенциалом каждой из них, учитель получает возможность самостоятельно педагогически осмысленно выбрать те, которые, с его профессиональной точки зрения, необходимо использовать на конкретном уроке, что позволяет учитывать профессиональный статус обучающегося, который предполагает профессиональное умение учителя сделать выбор.

Технологии информации и коммуникации - современные способы использования, преобразования, передачи, обработки, накопления, хранения и контроля информации в образовательной среде, основанные на применении инновационных коммуникационных средств и компьютерной техники.

Технологии инновационные, используемые в качестве технологических компонентов виртуальной образовательной среды: электронная почта, дискуссионные группы с использованием некоторого программного обеспечения для их поддержки (телеконференции, списки рассылки,web-форумы, чаты и web-чаты и пр.); интернет-конференции, электронные журналы, электронные библиотеки, служба мгновенной почты (Instant Messenger, ICQ), многопользовательские миры, или MUD/MOO, web-сайты, WWW(World Wide Web), или Всемирная паутина, web-квесты, виртуальные лекции, дискретные лекции.

Технологии инновационные, факторы, обусловливающие их «вхождение» в педагогическую среду и педагогическую систему:

Усложнение параметров и динамики изменений современного нам мира;

Революция в сфере технологий информации и коммуникации, в результате которой они стали синтетическими элементами человеческой жизни, обладающими новаторскими или дестабилизирующими характеристиками, в зависимости от активного и сознательного выбора человека;

Метаморфоза содержания общественного прогресса, которая состоит в переходе от производительной модели валового сбора к новой социоэкономической модели производства знания;

Изменение языка и культуры, семиотизация цифровых технологий, визуализация языка и культуры, проникновение «цифры» в знаково-символическую систему культуры;

Становление глобальной информационной инфраструктуры (модель, которая, согласно стратегии, будет представлять собой интегрированную общемировую информационную сеть массового обслуживания населения нашей планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-коммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.

Предложена в феврале 1995 г. в Брюсселе);

Тенденция «ослабления» национальных государств. Глобализация технологий и рынков создает слияние экономических пространств, которое ослабляет политические границы, экономические и социальные возможности государств в их традиционном понимании;

Континентализация и глобализация, то есть тенденция замещения локальных и региональных рынков и технологий континентальными и глобальными;

Информационный «взрыв»: нарастание в экспоненциальных темпах объема и содержания информации при отсутствии у человека возможностей их обработки, сортировки и синтеза. Человек вынужден был переложить на информационные системы труд по обработке информации, однако в недалеком будущем системы должны будут также трактовать информацию;

Информационная перегрузка, которая является следствием информационного взрыва. Рост технологий распространения заставил показательно расти количество доступной информации. Однако рост объема информации создает эффект «тоннеля». Желательная информация оказывается труднодоступной в потоке нежелательной информации, информационные технологии и информационные пути не оказывают нам большой помощи, усиливая эффект «препятствия информации»;

Визуализация информации. За последние сто лет переход от литографии к фотографии, затем - к кинематографу, телевидению и к интерактивным электронным службам стал причиной рождения и развития интерактивной визуальной культуры. Фотография и кинопленки предохраняли физическую реальность вещей, предлагающую зрителю вид бессмертия; теперь технологии информации и коммуникации изменяют контакты человека с реальностью, предлагая моделированные «виртуальные реальности». Прежде реальность не была поставлена под вопрос - сегодня критерий реальности изменен в сторону расширения: реально не только то, что реально физически, но и то, что кажется таковым и является частью виртуального бытия.

Технология разнопрограммная, в ее основе - инновационная проектная ориентированность. Педагог не обучается каждой программе отделно (как учат азбуку), а осваивает и реализует в своем собственном методическом проекте те программные продукты, которые в итоге предварительного знакомства он считает важными и необходимыми для его работы. В совершенстве осваивая одну из них, учитель одновременно обучается методике освоения программных продуктов в целом, в дальнейшем может самостоятельно и без затруднений расширять свой потенциал пользователя и инновационно ориентированного педагога, осваивая программные продукты по мере необходимости.

Тьютор, его роль:

сопровождение обучающегося в процессе освоения учебных прграмм и направление движения по траектории профессионального роста. Тьютор в виртуальной образовательной среде, предъявляемые требования:

Умение донести заданные преподаватели цели до обучающегося и помочь найти оптимальные пути решения учебных задач; планировать методы организации поддержки с учётом поставленных целей; прогнозировать возможные трудности в процессе обучения и подбирать пути их преодоления;

Владение технологиями отбора практического материала для занятий с учётом индивидуальных особенностей обучающихся к его восприятию; стимулирования и активизации деятельности обучающихся в процессе решения творческих задача; оптимального выбора организационной формы занятия с учетом поставленных целей преподавателем в виртуальной образовательной среде; организации регулярной профессиональной поддержки обучающегося в процессе его самостоятельной работы;

Знание и использование различных способов мотивации учителей, поддержка психологически комфортных условий в процессе обучения. Процесс обучения строится таким образом, чтобы ведущими оставались познавательные мотивы, приводящие к положительным эмоциям, повышению уровня активности личности и эффективности обучения;

Опосредованное взаимодействие порождает доминирование горизонтальных (одноуровневых) коммуникаций между преподавателем и обучающимися над вертикальными (иерархическими). Это порождает демократический стиль общения тьютора с учителями; - организация учебного процесса компьютером таким образом, чтобы учителя изменили привычную роль пассивного обучающегося, роль объекта воздействия на роль активного, полноправного субъекта педагогического взаимодействия. Учитель современный - это профессионал, владеющий навыками работы с доступной ему информацией; осознающий, что компьютерные и информационные технологии создают не только новые условия труда, но и новую среду обитания с выходом на громадный информционный ресурс человечества, то есть новый тип отношений человека с миром.

Учитель современный. Должен сочетать в себе великое множество способностей: развивать у обучающихся стремление к творчеству и творческому восприятию знаний, учить самостоятельно и критически мыслить, уметь в полной мере реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов. Это не только тот, кто обучает, это Учитель, который сам постоянно учится, повышает уровень своего методического мастерства, готов к инновациям.

Учитель молодой (имеющий опыт работы до 5лет).

Характеристика:

Осознание того, что логика его практической деятельности во многом не совпадает с теоретической логикой той научной дисциплины, которую он изучал в вузе; подготовки к работе в неких искусственно и в теоретической модальности сконструированных условиях

Переинтерпретация накопленных в период обучения в вузе багажа знаний, переосмысление теоретических положений, адаптация их к реальным условиям работы;

Профессиональное переосмысление педагогической деятельности;

Владение технологиями информации и коммуникации и отсутствие опыта работы в области предметной деятельности;

Построение индивидуальной системы целостной педагогической деятельности.

Учитель молодой, особенности обучения в виртуальной образовательной среде:

Опора на заранее приобретенный навык работы с компьютером;

Организация обучения непосредственно в виртуальной образовательной среде дистанционным способом, без отрыва от профессиональной деятельности, так как у молодых специалистов не происходит перерыва в накоплении опыта работы и приобретении знаний и умений в области технологий информации и коммуникации, которые они сразу применяют на практике.

Учитель молодой, подходы к освоению и применению современных средств:

Преобладает экспериментальная работа;

Применяет свободно новые технологии на своих уроках, независимо от педагогических целей;

Присутствие педагогических ошибок, связанных с недостатком педагогического опыта, профессионального видения педагогического процесса и прогнозирования педагогических результатов.

Учитель с опытом работы (свыше 5 лет).

Характеристика:

Нет проблем адаптации к школьной среде и обстановке;

Переинтерпретация накопленного опыта педагогической деятельности в соответствии с требованиями модернизации образования на своевременном этапе;

Консервативность взглядов;

Переосмысление теоретических положений, адаптация их к реальным условиям работы;

Адаптация к педагогической деятельности не в абстрактных условиях, а в конкретных ситуациях, с реальными людьми, каждый из которых отличается неповторимым индивидуальным своеобразием;

Профессиональное переосмысление традиционной педагогической деятельности;

Наличие опыта работы в области предметной деятельности и отсутствие навыков работы с использованием технологий информации и коммуникации;

Построение индивидуальной траектории профессионального роста.

Учитель с опытом работы, особенности обучения в виртуальной образовательной среде:

Препятствие - профессиональный консерватизм, технофобия и другие «барьеры»;

Организация обучения с отрывом от основного рода деятельности, на очных курсах по технологии «погружения» в виртуальную среду обучения;

Обучение под постоянным руководством преподавателя и компьютера, отключаясь от своих текущих проблем;

Развитие умения пользоваться технологиями информации и коммуникации и компьютерными средствами.

Учитель с опытом работы, подходы к освоению и применению современных средств:

Интегрируют полученные знания и умения в канву давно наработанных методов и технологий обучения и, привнося элемент новизны в свои традиционные уроки, заставляют урок «заиграть» по-новому;

Опираются на методический опыт, цельное профессиональное видение педагогического процесса и реалистичные прогнозы педагогических результатов;

Используют инновационный потенциал информационных технологий не в полной мере, часто из-за боязни показаться некомпетентными в глазах учеников;

Повышают свой педагогический авторитет и в своих собственных глазах, и в глазах учеников постепенно осваивая технологии информации и коммуникации, поэтапно привнося их в традиционную работу. Чат-семинары проходят в режиме реального времени: преподаватель и обучающиеся одновременно входят в чат, и обсуждение (или иной вид совместной деятельности, который предложит преподаватель) ведется всеми участниками в отведенное время, как правило, в течение одного часа. В назначенное время участники «входят», «видят» друг друга и могут общаться в реальном режиме времени. Таким образом, у каждого создается ощущение работы в учебной группе.

6. Тестовое задание

1.Объединение двух и более сетей в одну:

1. глобальная сеть

2. региональная сеть

3. локальная сеть

2.Правила передачи информации в сети:

1. Адресация

2. Протокол

3. прокси-сервер

3.Именем пользователя адреса электронной почты [email protected] сети Интернет является:

4.Человек, отвечающий за работу сети, ее исправность:

2. администратор

5.Устройсво для обмена информацией между компьютерами через аналоговые каналы связи (телефонные станции и сети):

3. демодулятор

6.Центральный компьютер, на котором установлено сетевое программное обеспечение:

2. рабочая станция

7.Передача по сети сообщений и вложенных файлов: программ, звука, графики, тестовых файлов:

1. электронная почта

2. браузер

3. протокол

8.Соединение трех и более компьютеров друг с другом на небольшом расстоянии (обычно внутри одного учреждения) с помощью кабелей:

1. локальная сеть

2. региональная сеть

3. глобальная сеть

9.Домен - это

1. единица измерения информации

2. название программы для осуществления связи между компьютерами

3. часть адреса, определяющая адрес компьютера в сети

10.Укажите часть адреса электронной почты [email protected], являющуюся именем почтового сервера, на котором пользователь зарегистрировался:

11. Гипертекст-это

1. Очень большой текст

2. Текст, в котором можно переходить по выделенным ссылкам

3. Текст на страницах сайта Интернет

12. www.yandex.ru - это

1. Браузер

2. Поисковая система

3. Домашняя страница

13.Логин -это

1. Имя сервера

2. Пароль доступа к почтовому ящику

3. Имя пользователя в записи почтового адреса

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

A B B B A C A A C C B B C

Список использованных источников

1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности К. А. Абульханова-Славская. - М. : Наука, 1980. - 335 с.

2. Агапова, О. В. Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах: монография / О. В. Агапова; отв. ред. Г. А. Ключарев. - М. : Ин-т социологии РАН, 2008. - 400 с.

3. Агапонов, С. В. Выбор платформы для дистанционного обучения: проблемы и решения С. В. Агапонов // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2005. - № 1. - C. 48-55.

4. Адольф, В. А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления В. А. Адольф, Н. Ф. Ильина. - Красноярск: Поликом, 2007. - 190 с.

5. Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы А. Я. Айзенберг. - М.: Высшая школа, 1986. - 126 с.

6. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Б. Г. Ананьев. - Л. : ЛГУ, 1968. - 339 с.

7. Андрагогические аспекты повышения квалификации педагогических кадров: учебное пособие / А. П. Ситник, И. Э. Савенкова, И. В. Крупина, И. К. Крупин. - М. : АПК и ПРО РФ, 2000. - 84 с.

8. Астляйтнер, Г. Дистанционное обучение посредством WWW: социальные и эмоциональные аспекты Г. Астляйнер // Гуманитарные исследования в Интернете; под ред. А. Е. Войскунского. - М.: Можайск-Терра, 2000. - С. 333-367.

9. Атанов, Г. А. Обучение и искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы Г. А. Атанов, И. Н. Пустынникова. - Донецк: Изд-во ДОУ, 2002. - 504 с.

10. Бабаева, Ю. Д. Психологические последствия информатизации: постановка проблемы Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Ученый совет. - 2005. - № 8. - C. 83-91.

11. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1985. - 207 с.

12. Балашов, М. М. Личностно ориентированный подход к образованию: обоснование и сущность [Текст] / М. М. Балашов, М. И. Лукьянова. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. - 27 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и уровни структурной организации "образовательной среды", ее влияние на развитие личности. Механизм ее самоорганизации. Типология образовательной среды. Задачи психологического сопровождения личностной и профессиональной самореализации студентов.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2014

    Исследование содержания образовательной среды как психолого-педагогической категории. Характеристика принципов педагогической организации развивающей образовательной среды при изучении иностранного языка в школе. Формы взаимодействия учителя и учащихся.

    реферат , добавлен 04.11.2013

    Обзор и анализ современных систем дистанционного обучения. Разработка дистанционной образовательной среды для проведения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс передачи знаний, формирования умений при интерактивном взаимодействии.

    дипломная работа , добавлен 01.01.2018

    Состав учебно-методических комплексов, их виды. Методы обучения как составная часть учебно-методического комплекса, урок как его элемент. Программно-методическое обеспечение образовательной области "Технология". Преподавание раздела "Вышивка "Хардангер".

    дипломная работа , добавлен 04.11.2015

    Влияние процессов глобализации на формирование современной образовательной системы. Основные показатели и критерии эффективности функционирования образовательной системы в Российской Федерации. Последствия присоединения России к Болонскому процессу.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2013

    Представления о поведении субъекта образовательной среды в отечественных педагогических концепциях XX века. Изучение индивидуальных интересов учащегося и методов коррекции девиантного поведения. Эйдетическое и интеллектуальное развитие обучающихся.

    реферат , добавлен 06.12.2012

    Ориентация на личностное начало человека как ведущая тенденция современной педагогики. Требования к уровню подготовки врача, к его профессиональным и личностным качествам, ценностям, установкам и интересам. Определение возможностей образовательной среды.

    Особенности образовательной среды для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении (на примере детей с онкогематологическим заболеванием). Основные компетенции учителя в данной области. Психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2018

    Возможности включения ребенка с нарушением слуха в совместное обучение, особенности адекватной образовательной среды, методика требуемой коррекционной помощи. Положительные и отрицательные стороны образовательной интеграции детей с нарушением слуха.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Проблемы качества школьной среды. Отсутствие педагогически продуманного общения педагогов с учениками. Основные характеристики образовательной среды, обеспечивающие ее реабилитационные свойства: диалогичность, оптимистичность, духовная устремленность.

Сначала определим, что такое Интернет с научной точки зрения?

Как известно, Интернет называют еще - World Wide Web (WWW) - «всемирная информационная паутина». Причем не просто паутина, а паутина, включающая в себя многочисленные базы и банки данных. Другими словами - это распределенная всемирная база знаний, включающая в себя множество различных информационных массивов (информационных ресурсов, баз данных или знаний), состоящих из документов, данных, текстов, объединенных между собой трансграничной телекоммуникационной информационной паутиной или сетью.

Эта всемирная информационная паутина сформирована на базе бесчисленного множества компьютеров (средств вычислительной техники) разных типов и назначения, программных средств, информационных ресурсов, средств связи и телекоммуникаций, по которым передается и получается информация.

Совокупность информационных массивов World Wide Web как бы пронизывается многочисленные «гипертекстовыми» связями. Каждая такая связь «соединяет» между собой любые точки текстовых или графических документов WWW или элементов документов. Они представляются в формате HTML (Hiper Text Markup Language) и могут состоять из текстовых и графических фрагментов, элементов оформления, отдельных данных и других аналогичных структур.

В состав Интернет входят и обеспечивают ее функционирование множество провайдеров (субъектов, предоставляющих информационные услуги пользователям Интернет), владельцев серверов (компьютеров, на которых размещаются запасы информации) и, наконец, пользователей услугами Интернет и потребителей информации.

В результате развитие телекоммуникационных систем, глобальных сетей и интерактивных средств распространения информации создают возможность доступа отдельного пользователя к практически неограниченным информационным массивам. Таким образом, создается единое мировое электронное информационное пространство.

В начале 90-х гг. бывший президент фирмы Apple Д. Скалли и другие специалисты выдвигали идеи навигации в едином открытом информационном пространстве - «навигации в знании». Таким открытым информационным пространством и стал Интернет.

Можно ли назвать такую сложную всемирную информационную паутину, именуемую «Интернет», автоматизированной информационной системой? Для этого вернемся к определению понятия АИС законодателем.

Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» определено понятие «информационная система» - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы» (ст. 2). В этой статье дано также определение термина «средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий - программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатации».


Итак, в составе Интернет, как было показано, присутствуют организационно-упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационные технологии.

Под информационными технологиями в Интернет понимаются последовательности технологических операций, реализующих информационные процессы в трансграничной телекоммуникационной информационной сети.

Под организационной упорядоченностью совокупности массивов документов и информационных технологий понимается организация деятельности в сети многочисленных провайдеров, предоставляющих услуги по размещению информации пользователям или возможность поиска и получения информации в базах данных; владельцев и собственников серверов, на которых размещаются базы данных; субъектов, обращающихся к Интернет и получающих информацию.

Средства обеспечения АИС - паутины Интернет - это программные, технические, лингвистические, правовые и организационные средства, которые обеспечивают существование и активное функционирование Интернет.

Таким образом, Интернет - автоматизированная информационная система, но система особенная. Это сетевая глобальная АИС, которая составляет основу формирования и развития информационного общества. По сути дела, Интернет как глобальная АИС представляет собой информационную инфраструктуру информационного общества, состоящую из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний, в совокупности представляющей интегральный источник знаний и средство коммуникации субъектов информационного общества. В этой инфраструктуре реализуется одно из требований информационного общества - массовое применение персональных компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям (ТИТС).

Применение Интернет позволяет осуществлять все формы и виды той деятельности, о которой мы говорили при описании нового информационного общества.

Напомним их:

подготовка (обучение) членов общества к работе на персональных компьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях;

купля-продажа товаров и услуг в сети, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т.п.;

возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию;

мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, «чаты» по интересам в Интернет).

Таким образом, с помощью Интернет активно формируется мировое информационное пространство, составляющее основу информационного общества. В нем действуют крупные информационные конгломераты, объединяющие системы создания информации (издательские дома, редакции газет и журналов, телесети, телестудии) и сети ее распространения (кабельные, телефонные, компьютерные, спутниковые). Функционируют глобальные международные информационно-телекоммуникационные сети, охватывающие территории большинства стран мира. В Интернет сегодня сосредоточена деловая, образовательная, развлекательная информация, электронные газеты и журналы, базы данных практически по всем областям жизнедеятельности общества, электронная почта, доступ к разнообразным информационным ресурсам библиотек, государственных и частных учреждений и компаний. Трансформируется деятельность СМИ, интегрируются СМИ и ТИТС, создается единая среда распространения массовой информации - мультимедиа;

Напомним важную особенность глобального информационного пространства. В Интернет отсутствуют географические и геополитические границы государств - участников ТИТС, происходит «столкновение» и «ломка» национальных законодательств стран в этих сетях. На этой основе возникает проблема формирования нового международного информационного законодательства.

Таким образом, Интернет, по сути дела, представляет собой новую среду обитания человечества, новую среду деятельности личности, общества, государства. Эту среду нередко называют виртуальной, имея в виду тот факт, что информация - основной объект этой среды - физически, «на ощупь», не ощутима.

Слово виртуальный произошло от латинского слова virtualis, т.е. возможный. В словаре С.А. Кузнецова даются два значения понятия «виртуальный»: 1) возможный, такой, который может или должен проявиться при определенных условиях; 2) условный, кажущийся.

В нашем случае оба этих значения не определяют в полной мере |суть понятия «виртуальный» применительно к ТИТС в целом и к Ин-ернет в частности. С одной стороны, информация в виде символов, шаков, волн, т.е. в той форме, как она представлена в компьютере или при передаче по каналу связи, действительно проявляется при определенных условиях, например, при выводе ее на экран компьютера или при распечатке на принтере. Однако это не кажущаяся, а реально существующая действительность, которая может подтверждаться и в материальной форме (например, на бумаге).

Данные об авторе

Шитова В.А.

Место работы, должность:

МГОУ, доцент кафедры методики ДО и НОТ

Город Москва

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Высшее профессиональное образование

Уровень образования:

Дополнительное профессиональное образование

Уровень образования:

Послевузовское профессиональное образование

Целевая аудитория:

Методист

Целевая аудитория:

Педагог-психолог

Целевая аудитория:

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Предмет(ы):

Педагогика

Цель урока:

Цель: Познакомить слушателей с особенностями дистанционного обучения Задачи: . дать определение понятиям "виртуальная образовательная среда","дистанционное обучение" и "дистанционное образование"; . рассмотреть систему ДО, виды и технологии ДО; . выявить специфику обучения в дистанционном режиме.

Используемые учебники и учебные пособия:

n Андреев А.А. Введение в интернет-образование. - М.: ЛОГОС, 2003.

n Полат Е.С., Моисеева М.В. И др. Педагогические технологии дистанционного обучения. - М.: Академия, 2006.-600с.

n Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева; Под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский дом «Академия», 2004. - 416с.

n Технология работы педагога в виртуальной образовательной среде МГОУ: Учебно-методическое пособие/ Составители: Вайндорф-Сысоева М.Е., Шитова В.А. - М.: ООО «Диона», 2008. - 61 с.

Используемая методическая литература:

n Полат Е.С., Моисеева М.В. И др. Педагогические технологии дистанционного обучения. - М.: Академия, 2006.-600с.

n Алгоритм деятельности при сетевом взаимодействии для решения образовательных задач в виртуальной образовательной среде МГОУ. Вайндорф-Сысоева М.Е., Хапаева С.С., Шитова В.А. - М.: Изд-во МГОУ, 2008. - 52с.

Краткое описание:

ПЛАН. 1.Характеристика ВОС 2.Определение понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение» 3.Виды ДО, их отличия от очного и заочного обучения

В современных условиях, когда столь актуальным является внедрение информационных-компьютерных технологий в систему образования страны, растет количество учебных заведений, которые дополняют традиционные формы обучения дистанционной. Тем более что сегодня большинство молодых людей свободно владеют персональным компьютером и умело используют сведения, полученные из Интернета; им часто удобнее заглянуть в глобальную сеть, чем искать интересующий материал в традиционной печатной учебной литературе. К сожалению, подобного нельзя сказать об учителях, тут нас молодое поколение серьезно обгоняет.

Сегодня большинству уже знакомы понятия - дистанционное или дистантное образование, виртуальное обучение, веб-обучение и т.д.

Вначале мы разберемся в сущности этих понятий, дадим определения ключевым словам.

Что же такое виртуальная образовательная среда - ВОС?

Это понятие обширное, оно вытекает из понятия «информационно-образовательная среда» - общее информационное пространство, в котором осуществляется образовательный процесс (в школе, вузе, в регионе). Виртуальная образовательная среда − информационное пространство взаимодействия участников учебного процесса, порождаемое информационно-коммуникационными технологиями. Виртуальная обучающая среда − комплекс компьютерных средств и технологий, позволяющий осуществить управление содержанием образовательной среды и коммуникацию участников.

Виртуальная образовательная среда - это быстроразвивающаяся, многоуровневая и многофункциональная система, которая объединяет:

1)педагогические, дидактические и методические технологии, специфические для взаимодействия участников учебного процесса;

2)информационные ресурсы: базы данных и знаний, библиотеки, электронные учебные материалы и т.п.;

3)современные программные средства: программные оболочки, средства электронной коммуникации.

Функции ВОС: информационно-обучающая (мы предоставляем необходимую учебную информацию); коммуникационная (обучение проходит в диалоге с участниками учебного процесса) и контрольно-административная (проводятся комплексные меры по контролю уровня зунов и администрированию).

Виртуальное образование - это процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют именно данные объекты и субъекты. Существование виртуального образовательного пространства вне коммуникации учителей, учеников и образовательных объектов невозможно. Другими словами, виртуальная образовательная среда создаётся только теми объектами и субъектами, которые участвуют в образовательном процессе, а не классными комнатами, учебными пособиями или техническими средствами (7) .

Важно подчеркнуть, что обучение в новом информационном пространстве не является антагонистичным в отношении к существующим формам обучения и не отрицает имеющиеся образовательные тенденции. Новое естественным образом интегрируется в эти системы, дополняя и развивая их, и способствует созданию мобильной образовательной среды.

Неотъемлемой и базовой частью ВОС является дистанционное обучение или обучение с использованием дистанционных технологий (кейс-технология, телевизионная технология и сетевая (он-лайн) технология - об этом ниже).

Понятия «дистанционное образование» и «дистанционное обучение» нетождественны. Остановимся поподробнее на различных определениях, которые даются этим понятиям.

Профессор А.А. Андреев, анализируя различные определения, приходит к выводу, что «дистанционное обучение - это целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе». В соответствии с этим, он дает и определение «дистанционного образования» - это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза (1.С.36)

Профессор Е.С.Полат даёт определение: «дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), релизуемые специфичными средствами Интернет-технологий или других интерактивных технологий» (11.С.12). В свою очередь, дистанционное образование - это образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

Похожее определение дается и коллективом авторов в рамках Объединенного проекта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 16.06.2000 № 1791 "О создании Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения" звучит так: дистанционное обучение (ДО) - обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов. Дистанционное образование определяется как образование, реализуемое посредством дистанционного обучения (18).

Согласно приказу Министерства образования РФ № 4452 от 18.12.2002 дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации (основными дистанционными образовательными технологиями являются кейсовая (кейс), интернет- (сетевая) и телекоммуникационная технологии (18).

За рубежом используются два термина в отношении технологии обучения в режиме удаленного доступа - distance learning и distance education. Однако первый термин используется чаще, т.к. в зарубежных странах принято больше говорить о процессе не образования, а именно обучения, т.е. получения знаний, умений и навыков в определенной предметной области. В последнее время все более популярным применительно к дистанционному обучению становится термин «online learning», трактуемый как «обучение через Интернет». Это связано прежде всего с доступностью глобальной сети для студентов и реализацией многими образовательными учреждениями своих услуг именно таким образом.

Для вузовского дистанционного обучения характерно использование следующих технологий: кейс-технология, телевизионная технология и сетевая (он-лайн) технология:

кейс-технология - наиболее распространённый вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов традиционным или дистанционным способом;

ТВ-технология - редко применяемый вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов;

сетевая технология - вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения учащихся учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором и обучаемым.

Рассмотренные технологии можно представить в сводной таблице, где отражены характерные особенности каждой модели с точки зрения доставки учебно-методических материалов, средств обучения, средств взаимодействия между преподавателем и учащимся и форм обучения.

Техно-логия

Доставка учебных материалов

Средства обучения

Средства дидактического взаимодействия

Формы обучения

Очно или через Интернет, по электронной почте

Печатные учебные пособия, компьютерные программы, аудио-, видеоматериалы

Очно, телефон, факс, электронная почта

Телевидение, радио

Телевизионные и радио- обучающие программы, как вспомогательные: печатные учебные пособия

Теле-конференции

Установочные занятия, лекции, семинары, консультации, самостоятельная работа

Через Интернет

Гипертекст,

аудио-, видеоматериалы,

компьютерные программы; как вспомогательные: печатные учебные пособия

Сетевые, видео-конференции и дискуссии, чат, электронная почта

Онлайн- семинары, лекции, практикумы, тренажёры, консультации, самостоятельная работа

В сравнении с традиционными формами, среди преимуществ дистанционного обучения, особенно в сетевом режиме, можно выделить адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучающихся, к их материальному положению, физическим особенностям, месту жительства и т.д.

Отличием дистанционного обучения от традиционного является удалённость преподавателя от учащихся, отсутствие возможности живого диалога участников (в этом отношении традиционная форма всегда будет иметь преимущество, какой бы совершенной ни была техническая система передачи информации), но процесс обучения в дистанционном режиме проходит интерактивно в своей организации, при постоянном опосредованном взаимодействии учителя и ученика, а также учащихся между собой. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие дистанционного обучения от программ самообразования, по которым может заниматься учащийся: учебных компьютерных программ, программ на компакт-дисках, курсов на видеокассетах, телевизионных и радио-курсов. Дистанционное обучение также нельзя смешивать с заочным потому, что при дистанционном обеспечивается систематическое и эффективное взаимодействие на основе компьютерных телекоммуникаций. В дистанционном обучении, особенно при онлайновом режиме, все признаки учебно-воспитательного процесса (учитель, ученик, средства обучения, соответствующие методы обучения и организационные формы) (14).

Дадим определение сетевому дистанционному обучению. Сетевое дистанционное обучение базируется на использовании возможностей Интернета для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и постоянного интерактивного взаимодействия между преподавателем-тьютором, администратором и обучаемым. Т.е. это взаимодействие преподавателя, администратора и студента, студентов между собой на расстоянии, которое отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами Интернет-технологий.

Выделим ряд отличий рассматриваемой сетевой (он-лайн) технологии обучения от других форм обучения?

Во-первых, студентам не нужно будет приезжать в университет на регулярные занятия и на сессию. Весь процесс проходит через Интернет. Поэтому расстояние от места нахождения студента до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса. Студенты учатся в удобном для себя месте, по удобному графику и в удобном для себя темпе. Единственное посещение - это сдача государственных аттестационных экзаменов и получение диплома. По нормативным документам, аттестация будущего специалиста возможна только очно.

Во-вторых, так как мотивом выбора для студента определенного учебного курса служит его реальная потребность в конкретных знаниях, умениях и навыках, которые он будет применять на практике, продуктивность и эффективность обучения несравненно возрастёт по сравнению с другими формами обучения.

В-третьих, как правило, студенты занимаются по индивидуальному плану, составленному с учётом уровня их базовой подготовки и их потребностей. Для них вполне возможно совмещение обучения с другой учебой или с основной профессиональной деятельностью.

В-четвертых, здесь скажем о некоторых важных особенностях: т.к. данная форма обучения проходит вдали от учебного заведения, вдали от преподавателей и не предполагает визуального контроля преподавателей за действиями обучающихся, она потребует от ребят исключительной мотивированности, самоорганизации, трудолюбия, умения и желания работать самостоятельно. Также им, как и всем участникам ДСО, необходимо обладать определённым стартовым уровнем владения компьютерной грамотностью. Но, если студентам что-то непонятно или они испытывают какие-либо затруднения в учебе, через форум в любой момент, на любом этапе обучения они могут обратиться за разъяснением к администратору, преподавателям-тьюторам и своим однокурсникам. - Это очень важный момент, который коренным образом отличает сетевое обучение от заочного: студент не остается один на один с непонятным материалом, а, как и при очном обучении, может всегда оперативно прояснить все вопросы.

В-пятых, программа дистанционного сетевого обучения традиционно состоит из отдельных курсов (модулей). Общие дисциплины студенты изучают по материалам, выложенным в оболочке (после чего выполняют контрольную работу - это может быть выполнение теста, решение задач, составление и защита проекта и т.д. Профильные дисциплины вначале также изучаются студентами по электронным учебникам и программам, но наиболее важные вопросы профильных дисциплин после общего самостоятельного ознакомления разбираются вместе с преподавателем-тьютором на консультациях и видеоконференциях. В качестве контроля будут использоваться компьютерные тестирующие системы, защита разработанных проектов и также традиционные формы: экзамены, собеседования, защита курсовых работ, проводимые в режиме видеоконференции.