Аннотация: В лекции рассматривается недостатки, достоинства JavaScript. Обычные применения языка. . Современные применения JavaScript.

Введение

Теперь, после знакомства с сущностью основных концепций программирования, надо сделать шаг назад от деталей и попытаться получить общее представление о том, что в действительности можно делать с помощью JavaScript - зачем нужно тратить время на изучение такого сложного предмета и использовать его на Web -страницах?

Сейчас настало такое время, когда использование JavaScript переместилось за последние несколько лет с обочины необходимых знаний в основной набор инструментов разработки Web . Сейчас трудно получить работу в качестве разработчика Web без знания и умения использовать JavaScript.

Давайте двинемся вперед - эта лекция имеет следующую структуру:

  • Как я полюбил JavaScript
  • Недостатки JavaScript
  • Что может делать JavaScript
  • Обычные применения JavaScript
    • Введение в создание сценариев DOM
  • Заключение

Как я полюбил JavaScript

Когда я впервые столкнулся с JavaScript, компьютеры были медленными, браузеры плохо интерпретировали его, и он вообще казался просто плохой идеей. Я пришел из мира серверной разработки - поддерживайте все функции на Perl, и вы будете в безопасности.

С другой стороны скорость Интернета была очень медленной, а стоимость обработки и хранения файлов на сервере была очень высокой, и здесь JavaScript оказался на своем месте. Язык выполнялся на компьютерах конечных пользователей, и все, что можно было сделать на JavaScript, не создавало никакой дополнительной вычислительной нагрузки на сервере. Это делало сайты более быстрыми для конечного пользователя и менее дорогими для владельца в терминах серверного трафика.

Если перейти к сегодняшнему дню, то и браузеры стали лучше обрабатывать JavaScript, и компьютеры стали быстрее, и полоса пропускания значительно дешевле, так что большая часть недостатков стала теперь менее критичной. Однако уменьшение объема обмена информацией с сервером при использовании JavaScript по-прежнему ведет к более быстродействующим приложениям Web и улучшает восприятие сайта пользователем.

Недостатки JavaScript

Даже при всех улучшениях последнего времени по-прежнему существует ловушка : JavaScript является непредсказуемым. Не сам язык, а среда, в которой он реализуется. Невозможно предсказать, какой компьютер имеется у запрашивающего Web -страницу пользователя, невозможно знать, как загружен компьютер другими задачами, и невозможно знать, что какой-то другой сценарий JavaScript, открытый на другой вкладке браузера, приводит к полной остановке. Пока браузеры вообще не начнут выделять отдельные вычислительные ресурсы для различных вкладок и окон (известных как потоки), это по-прежнему будет оставаться проблемой. Мультипоточность стала, впрочем, доступной в некоторой степени в HTML5 с помощью Web workers , и имеет определенную поддержку в браузерах.

Кроме того, JavaScript часто отключают в браузерах из соображений безопасности, или потому что JavaScript часто используют для излишнего беспокойства пользователей, а не для улучшения взаимодействия. Например, все еще можно встретить множество сайтов, которые пытаются порождать новые окна вопреки желанию пользователя, или закрывать содержание сайта рекламой, пока пользователь не щелкнет на ссылке, чтобы от нее избавиться.

Что может делать JavaScript

Давайте вернемся на шаг назад и перечислим достоинства JavaScript:

  • JavaScript очень легко реализовать. Необходимо только поместить код в документ HTML и сообщить браузеру, что это JavaScript.
  • JavaScript работает на компьютерах пользователей web - даже когда они не в сети!
  • JavaScript позволяет создавать быстродействующие интерфейсы, которые улучшают восприятие пользователя и предоставляют динамические функции, не требуя ожидания реакции сервера и вывода другой страницы.
  • JavaScript может загружать контент в документ, когда и если это требуется пользователю, без перезагрузки всей страницы - что обычно называют Ajax .
  • JavaScript может проверить, что можно выполнить в браузере и реагировать соответственным образом - это называется Принципами ненавязчивого JavaScript (см. "Принципы ненавязчивого JavaScript") или иногда безопасным созданием сценариев.
  • JavaScript может помочь исправить проблемы браузера или закрыть пробелы в поддержке браузера - например, исправить в некоторых браузерах проблемы компоновки CSS.

Это уже много для языка, который еще недавно подвергался насмешкам со стороны программистов, приверженцев "языков программирования более высокого уровня". Одна из причин возрождения JavaScript в том, что сегодня создаются все более сложные приложения Web , и высокая интерактивность требует использования Flash (или других плагинов ) или создания сценариев. JavaScript является, возможно, лучшим способом, так как он является стандартным для Web , поддерживается изначально различными браузерами (более или менее - некоторые вещи различаются в разных браузерах, и эти различия рассматриваются в подходящих местах в последующих лекциях), и он совместим с другими открытыми стандартами Web .

Обычные применения JavaScript

Область применения JavaScript изменилась за те годы, что он использовался. Сначала взаимодействие JavaScript с сайтом было в основном ограничено взаимодействием с формами, предоставляя пользователю обратную связь , и слежения, когда они делали определенные вещи. Использовались функции alert() для уведомления пользователя о чем-то (см. рисунок 2.1), confirm () , чтобы спросить разрешение для выполнения какого-то действия, и prompt() или поле формы, чтобы получить ввод пользователя.


Рис. 2.1.

Это вело в основном к сценариям проверки , которые не позволяли пользователю отправить форму на сервер с ошибками, и простым преобразователям и калькуляторам. Кроме того, можно было также создавать совершенно бесполезные вещи, например, предложить пользователю ввести свое имя, чтобы сразу после этого вывести его.

Кроме того, использовалась функция document.write() для добавления контента в документ. Работали также с всплывающими окнами и фреймами и потратили много нервов и выдрали много волос в попытках заставить их общаться друг с другом. Только мысли о большинстве этих технологий должны заставить любого разработчика с отвращением пробормотать "пусть они исчезнут", поэтому давайте не будем останавливаться на таких вещах - существуют лучшие способы использования JavaScript!

Введение в создание сценариев DOM

Когда браузеры начали поддерживать и реализовывать Объектную модель документа - DOM (http://www.w3.org/DOM/), которая позволяет иметь значительно более развитое взаимодействие со страницами Web, JavaScript стал становиться более интересным.

DOM является объектным представлением документа. Предыдущий параграф, например, на языке DOM будет узлом элемента, имя узла nodeName которого будет p . Он содержит три узла потомка - текстовый узел, содержащий "Когда браузеры начали поддерживать и реализовывать" и его значение узла nodeValue , узел элемента с nodeName равным a , и еще один текстовый узел с nodeValue равным "которая позволяет иметь значительно более развитое взаимодействие со страницами Web, JavaScript стал становиться более интересным.". Узел потомок a также имеет узел атрибут, называемый href со значением "http://www.w3.org/DOM/ " и узел потомок, который является текстовым узлом с nodeValue равным " Объектную модель документа - DOM ".

Этот параграф можно представить также визуально, используя древовидную диаграмму, представленную на рисунке 2.2 .

На человеческом языке можно сказать, что DOM объясняет типы, значения и иерархию всего документа - на данный момент больше ничего знать не требуется. DOM будет подробнее рассмотрен в "Перемещение в DOM" , Общее знакомство с DOM , данного курса.

С помощью DOM можно:

  • Получить доступ к любому элементу в документе и изменить его внешний вид, содержимое и атрибуты.
  • Создавать новые элементы и контент и вставлять их в документ, когда и если они понадобятся.

Это означает, что больше не требуется использовать окна, фреймы, формы и ужасные предупреждающие сообщения , и можно передать пользователю ответ в документ в хорошо оформленном виде, как показано на рисунке 2.3 .

Вместе с обработкой событий это становится мощным арсеналом для создания интерактивных и привлекательных интерфейсов.

Обработка событий означает, что код реагирует на события, которые происходят в браузере. Это могут быть события, которые происходят автоматически - такие как окончание загрузки страницы - но большую часть времени реакция относится к тому, что пользователь делает в браузере.

Пользователи могут изменять размер окна, прокручивать страницу, нажимать определенные клавиши, или щелкать на ссылках, кнопках и элементах с помощью мыши. С помощью обработки событий можно ожидать возникновения этих событий, и приказать web-странице ответить на эти действия желательным образом. В то время как в прошлом щелчок на любой ссылке должен был переместить посетителя сайта к другому документу, теперь можно подменить эти действия и сделать что-то другое, например, показать и скрыть панель или извлечь информацию из ссылки и использовать ее для соединения с Web-службой.

События подробно рассматриваются в "Обработка событий с помощью JavaScript" , Обработка событий в JavaScript, далее в этом курсе.

Другие современные применения JavaScript

Вот в основном то, что сегодня делают с помощью JavaScript. Улучшают старые, проверенные и надежные Web-интерфейсы - щелчки на ссылках, ввод информации и отправку форм, и т.д. - чтобы быстрее реагировать на запросы конечного пользователя. Например:

  • Регистрационная форма может проверять при вводе, что имя пользователя доступно, позволяя избежать неприятного разочарования при перезагрузке страницы.
  • Поле поиска может предлагать на выбор какие-то варианты, пока происходит ввод, на основе того, что уже было введено (например, ввод "bi" может вызвать на выбор варианты слов, содержащих эту строку, такие как "bird", "big" и "bicycle"). Такая модель использования называется автозаполнением.
  • Информация, которая постоянно изменяется, может загружаться периодически, без необходимости взаимодействия с пользователем, например, результаты спортивного матча или котировки фондовой биржи.
  • Информация, которую хорошо бы иметь, и есть риск, что она будет избыточна для некоторых пользователей, может загружаться, когда и если пользователь решает к ней обратиться. Например, навигационное меню на сайте может иметь 6 ссылок, но выводит ссылки на более глубоко расположенные страницы по запросу, когда пользователь активирует пункт меню.
  • JavaScript может исправлять проблемы компоновки. С помощью JavaScript можно найти положение и площадь любого элемента на странице, а также размеры окна браузера. Используя эту информацию можно предотвратить перекрытие элементов и другие подобные проблемы. Предположим, например, что имеется меню с несколькими уровнями, проверяя перед выводом, что имеется пространство для представления подменю, можно избежать появления полос прокрутки или перекрытия пунктов меню.
  • JavaScript может улучшать интерфейсы, которые предоставляет HTML. Хотя иметь текстовое поле ввода и удобно, но еще лучше иметь поле ввода, позволяющее выбрать из списка предварительно заданных значений или ввести свое собственное. Используя JavaScript можно соответственно усовершенствовать обычное поле ввода.
  • JavaScript можно использовать для анимирования элементов на странице - например, чтобы показывать и скрывать информацию, или выделять определенные разделы страницы - это можно сделать для получения еще более удобного и развитого интерфейса пользователя. Дополнительная информация о таких возможностях представлена в "Анимация в JavaScript" , Анимация JavaScript, далее в этом курсе.

Использование JavaScript благоразумно и ответственно

Существует не так много такого, что вы не можете сделать с помощью JavaScript - особенно при соединении с другими технологиями, такими как Canvas или SVG . Однако при больших возможностях приходит большая ответственность, и всегда при использовании JavaScript нужно помнить о следующем.

  • JavaScript может быть недоступен - это легко проверить, поэтому не является проблемой. Однако вещи, которые зависят от JavaScript, должны создаваться с учетом этого фактора, и необходимо быть осторожным, чтобы сайт не перестал работать (т.е. основная функциональность не стала бы недоступна), если JavaScript будет недоступен.
  • Если использование JavaScript не помогает пользователю в достижении его цели более быстро и эффективно, то, вероятно, он используется неправильно.
  • Использование JavaScript часто нарушает соглашения, которые люди привыкли использовать за годы использования Web (например, щелчок на ссылке для перехода на другую страницу, и небольшая пиктограмма корзины, означающая "корзина для покупок"). Хотя эти шаблоны использования могут быть устаревшими и неэффективными, их изменение, тем не менее, заставляет пользователя изменить свои привычки - и это вызывает у людей чувство беспокойства. Мы любим все держать под контролем, и когда поняли что-то, порой бывает трудно иметь дело с изменениями. Решения JavaScript должны восприниматься естественно лучше, чем предыдущее взаимодействие, но не настолько отлично, что пользователь не сможет воспринять его через свой предыдущий опыт. Если вы сможете заставить посетителя сайта сказать: - "ага - это значит, я не должен ждать" или "Отлично - теперь я не должен делать этот дополнительный раздражающий шаг"- вы нашли отличное применение для JavaScript.
  • CSS . С помощью подходящих дополнительных модулей браузера (таких как Google Gears или Yahoo Browser Plus) можно даже использовать JavaScript, чтобы сделать онлайновые системы доступными в автономном режиме и синхронизироваться автоматически, когда компьютер подключается к сети.

    JavaScript не ограничен также только браузерами. Скорость и небольшие требования к памяти JavaScript по сравнению с другими языками программирования позволяют находить для него все новые применения - от автоматизации повторяющихся задач в таких программах как Illustrator, до использования его в качестве серверного языка с автономным синтаксическим анализатором. Будущее является широко открытым; неважно, что вы собираетесь делать как web -разработчик в ближайшем будущем, я совершенно уверен, вам рано или поздно придется работать с JavaScript.

    Об авторе

    Крис Хайлман работает Web -разработчиком уже десять лет, с тех пор как бросил радио-журналистику. Он работает для Yahoo! в Великобритании в качестве инструктора и ведущего разработчика, и осуществляет надзор за качеством кода внешнего представления для Европы и Азии.

    Крис поддерживает блог на сайте Wait till I come (http://wait-till-i.com/) и доступен во многих социальных сетях под ником "codepo8".

    Фото с разрешения: Bluesmoon (

Javascript очень мощный язык, в нем заложен большой потенциал. При бурно растущих веб-технологиях он может стать одним из лидеров среди языков программирования. Среда исполнения javascript кода присутствует в любом компьютере, в большинстве телефонов, да и серверное ПО можно разработать на этом замечательном языке.

Но язык не лишен недостатков. Наиболее значимые из них:

  1. Язык компилируется в момент исполнения кода. Каждый раз, когда вы открываете сайт, javascript код начинает компилироваться. Как минимум увеличивается время выполнения программы.
  2. Отсутствует типизация данных. Проблема всех скриптовых языков. Пока выполнение кода не дойдет до нужной строчки, не узнаешь работает ли она. А ведь значительную часть по поиску ошибок мог бы взять на себя компилятор, если бы знал типы данных, с которыми он работает. Да и по скорости выполнения, типизированный код быстрее.
  3. Не привычная для многих программистов объектная модель. Классы и наследование классов присутствует, но оно сильно отличается от привычной многим реализаций в языках программирования C++/C#/Java.

Чем масштабнее и значительнее становится софт, тем сильнее будут ощущаться проблемы с отладкой кода и с его производительностью.

Какие есть пути решения? Отказаться от использолвания javascript? Google, например, уже придумала замену - язык google dart. А как быть с уже написанным кодом? Годы полезной работы наших замечательных программистов?

Не все так печально.

  1. Проблему с типизаций позволяет решить удивительное ПО от google - closure compiler. Необходимо в коде рядом с переменными, функциями и параметрами функций добавлять специальным образом оформленные комментарии - аннотации, в которых указаны типы данных. И умное ПО от google подскажет вам, где вы совершили ошибку.
  2. Компилировать код на данный момент нельзя. Но можно уменьшить объем кода, сжав его как логически (переименовав переменные, убрав лишние пробелы, преобразовав код и т.д.), так и при помощи алгоритмов сжатия (например, gzip). Здесь же есть простор для браузеров. Браузеры могут компилировать код только при первой загрузку с сайта, и уже откомпилированный код запоминать. И при следующем запуске использовать уже откомпилированный код. Производительность железа тоже не отстает, сейчас уже даже телефон может не уступать по производительности простенькому настольным компьютеру.
  3. Избавиться от «корявой» объектной модели позволяет сам язык javascript. Имеются замечательные инструменты:

    Описание классов внешне приближается к описанию классов на языке C++/C#/Java. Это действительно удобно как для понимания, так и для сопровождения кода. Второй инструмент привносит полноценные public, protected и private методы, добавляет полноценные свойства классов. Все просто и изящно.

Все недостатки языка javascript устранимы. Его смело можно использовать в масштабных проектах. Замена языку пока не нужна.

Теги: javascript, javascript framework

Веб-разработка

Vue.JS: особенности, преимущества и недостатки

Vue.JS — название этого фронтенд фреймворка приходится слышать все чаще. Пышно выражаясь, сейчас он находится на пике своей популярности. Этот факт никак не мог пройти мимо нашей фронтенд команды. Мы решили тщательно разобраться, почему появился Vue.JS и какие проблемы он решает.

Введение

Реализация web UI сталкивается со все более сложными задачами, требующими использования все более сложных инструментов. Добавим сюда тренд ухода от MVC архитектуры приложений и получим довольно интересную тенденцию. Современные разработчики стремятся использовать отдельные библиотеки под каждый слой задач. На фоне этих изменений появился и стал завоевывать популярность фреймворк Vue.JS.

Чисто теоретически он является альтернативой jQuery. Но в реальности Vue.JS довольно успешно конкурирует с React.JS — очевидным лидером в области View. Из современных популярных технологий, решающих схожие задачи можно также выделить Angular и Ember. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки. Однако все эти фреймворки можно привести к одному общему знаменателю — относительная сложность освоения.

Особенности Vue.JS

Vue.JS создавался с оглядкой на лучшие практики перечисленных технологий. Из React.JS команда Vue позаимствовала идею виртуального DOM. Этот подход исключает прямое взаимодействие с узлами интерфейса. Изначальная работа ведется с его легковесной копией (virtual DOM). И только после этого изменения применяются к реальным узлам интерфейса. Параллельно происходит сравнение реального DOM дерева и его виртуальной копии. Таким образом выявляется разница и перерисовывается только то, что претерпело изменения.

Из Angular Vue.JS позаимствовал two-way data binding. Это позволяет проектировать интерфейсы: во-первых, декларативно; во-вторых, с использованием Vue в шаблонизаторах. Таких как Haml или Pug. Правда, отметим, что такой подход практиковался и раньше. Например, во фреймворке Knockout.JS.

Ядро Vue.JS, подобно React, содержит лишь необходимый функционал для работы с интерфейсом. Поэтому оно компактно, легко интегрируется с другими технологиями, в том числе с jQuery и даже может использоваться вместо него (для разработки простых интерфейсов).

Кроме того, Vue доступен ряд подключаемых модулей, реализующих современный подход к разработке веб-приложений. О чем речь? К примеру, практически все React приложения проектируются в тандеме с технологией контроля состояний Redux, которая является отдельной библиотекой и реализует flux-архитектуру. Подход, практикуемый библиотекой Redux оказался довольно удобным и успешным. Поэтому для Vue.JS была разработана своя технология контроля состояния приложения — Vuex. Vuex полностью заимствует идеи Redux, но степень интеграции этой библиотеки с Vue гораздо выше, чем в случае React и Redux. А это трансформируется в быстродействие и удобство.

Не стоит забывать и о том, что успешность технологии напрямую зависит от активности ее пользователей. То есть — сообщества разработчиков. Так React, являясь, пожалуй, самой популярной технологией, имеет огромное количество расширений основного функционала. Они создаются участниками сообщества, и у React разработчиков имеется инструментарий на все случаи жизни. У Vue.JS в этом плане дела не так хороши. Во всяком случае — пока. Впрочем, эта технология набирает обороты и уже имеет множество полезных библиотек, решающих большинство насущных проблем разработчиков.

Опыт использования на реальном проекте

Перед нами стояла задача разработки интерфейса, содержащего на одной странице карту, фильтры, результаты фильтрации и ряд элементов взаимодействия. Мы прекрасно понимали, что использование простого Vanilla JavaScript или jQuery может обернуться сложностями в разработке. Почему не React.js? Потому что Vue.JS проще и легковеснее. Зачем связываться с более “тяжелым” фреймворком для разработки одного-единственного интерфейса?

Мы уже давно присматривались к Vue.JS и понимали, что его преимущества могут дать нам реальный профит. В результате было принято принципиальное решение “прощупать” эту технологию на практике.

Вот небольшой пример инициализации Vue приложения.

В app.js создается переменная app как Vue объект. Конструктор проходится по шаблону template.haml и производит необходимые связывания.

Декларативность в Vue настолько проста, что это позволило нам интегрировать его в монолитное веб-приложение, использующее шаблонизатор Haml.

Здесь в зависимости от правдивости флага ‘filtersOpen’ к элементу добавляется или удаляется класс ‘rentbuy__filters—open’

Vue.JS помимо того, что реализует все современные подходы в разработке web UI, является невероятно легким в освоении, гибким и высоко интегрируемым со сторонними технологиями фреймворком. Шаблонизация Vue дала нам возможность связать элементы полей фильтра с полями одного-единственного объекта. А это позволило всегда иметь под рукой актуальные опции выбора, облегчило валидацию и очистку фильтра.

Здесь значения полей ввода привязываются к полям объекта ‘data’ с помощью двустороннего связывания. Это приводит к изменению поля объекта при изменении значения в поле ввода и наоборот.

Благодаря реактивности Vue.JS, мы избавились от дублирования кода. Как это произошло? В целом ряде случаев набор полей фильтра частично совпадал (в зависимости от состояния приложения). Возникла реальная угроза массового дублирования кода. Однако с помощью простых предикатов, определенных в шаблоне, можно быстро и удобно переключаться между наборами полей.

Здесь блок с полем для ввода виден на странице, когда выполняется условие

Также благодаря гибкости Vue.JS, нам удалось использовать преимущества компонентной разработки в элементах списка результатов фильтрации. Как вы помните, наш фреймворк практикует технологию виртуального DOM. Соответственно, с приходом новых результатов актуальные компоненты просто не перерисовываются. Что выливается в быстродействие и комфорт для пользователей.

Элементы из массива ‘properties’ рендерятся в виде Vue компонента ‘proposal’. Набор элементов на странице изменяется автоматически, согласно изменениям в массиве. Компонент ‘proposal’ представляет собой обыкновенный HTML шаблон, код которого заключен в тег script с типом ‘text/x-template’

Еще отметим, что Vue отслеживает жизненный цикл компонентов. То есть к ним можно применять какие-либо методы (изменение, удаление и т.д.) после инициализации и присоединения к DOM дереву. В частности, мы можем легко инициализировать приложение при загрузке страницы в браузере. Например, запросить начальную выборку элементов, в зависимости от текущего размера карты на странице пользователя.

Архитектура Vue приложения обеспечивает простое и понятное разделение методов, компонентов и данных. Код становится гораздо более читаемым, легко расширяемым и позволяет интегрировать сторонние технологии непосредственно в методы Vue приложения. В итоге разработка интерфейса заняла относительно немного времени. Код получился компактным и легко расширяемым. А гибкость Vue.JS поспособствовала совмещению с другими технологиями.

Преимущества Vue.JS

Изучив ключевые особенности технологии и опробовав их на практике, мы можем перечислить основные преимущества фреймворка Vue:

  • Библиотека довольно проста и функциональна. Для того чтобы разобраться в ней, нужен минимальный багаж знаний.
  • Требования к стеку отсутствуют, поэтому Vue.JS можно использовать на любом проекте.
  • Фреймворк совсем немного весит. Мы экономим время загрузки страниц и получаем целую кучу плюшек: плюс к конверсии, плюс к UX, плюс к поисковому ранжированию и т.д.
  • Довольно высокая скорость разработки. Благодаря использованию любых шаблонов и доступности документации, большинство возникающих проблем решаются довольно быстро. В том числе по сравнению с React, так как в большинстве приложений, не имеющих сложных интерфейсов, вся мощь этого фреймворка является немного избыточной.
  • Возможность найти и подключить к проекту практически любого разработчика, кто хоть немного знаком с фронтенд разработкой. Низкий порог вхождения позволяет работать с фреймворком, как фронтендщикам, так и бэкэндщикам.

Vue позволяет создавать функциональные приложения, соответствующие всем современным стандартам, при минимальном подключении новых ресурсов и, собственно, дешевле.

Недостатки Vue.JS

Есть и минусы. В частности, по сравнению с React.JS.

  • Работа над состоянием приложения происходит “под капотом”. В масштабных проектах это может вылиться в неочевидность работы компонентов, что зачастую создает проблемы с отладкой и эффективной разработкой.
  • Компонентный подход во Vue.JS не так гибок и очевиден, как в React.
  • Система рендеринга React более функциональна. Она предоставляет больше возможностей для отладки.
  • Шаблонизация React значительно гибче (JS vs DSL).

Вывод

Vue.JS реализует все современные подходы к разработке web UI и является легким в освоении, гибким и высоко интегрируемым со сторонними технологиями фреймворком. Безусловно, в плане создания сложных интерфейсов (например, для корпоративных сайтов) React его превосходит. Но для решения относительно простых задач использование Vue выглядит не только оправданным, но и предпочтительным.

Статью подготовил

Отдел веб-разработки

Профессиональная разработка сайтов и приложений на стороне сервера и клиента. Проектирование дизайна, верстка страниц и техническое обслуживание реализованных проектов.

От автора: переход с React на Vue, два года спустя. Выбор новых фреймворков и библиотек — захватывающий, но также стрессовый процесс. Даже после определенного исследования вы никогда не знаете, какие скелеты обнаружите в шкафу.

Мой медовый месяц длится долго. Примерно через 2 года почти ежедневного использования Vue я, наконец, могу написать об этом, имея определенную точку зрения. Рассмотрим свойственные Vue js преимущества, не забудем и про недостатки. ОСТОРОЖНО: Личное мнение.

Хороший

Реактивность

Привязывание данных — это отличная вещь в мире интерфейсов. Вместо микроменеджмента DOM, как мы это делали с jQuery, теперь мы фокусируемся на данных. Vue обрабатывает их аккуратно с помощью двухсторонней реактивной системы привязки данных.

Чтобы достичь этой реактивности, Vue добавляет несколько геттеров и сеттеров к каждой переменной в состоянии, чтобы она могла отслеживать изменения и автоматически обновлять DOM (кхе-кхе, this.setState()). Этот подход не является совершенным, как мы увидим позже.

Батареи прилагаются

С Vue нам нет необходимости прибегать к неофициальным пакетам, таким как MobX или React Router, для критических частей приложения. Vue предоставляет Vue Router и Vuex, Redux-подобный реактивный инструмент для управления состояниями. Это отличные библиотеки сами по себе, но тот факт, что они были специально разработаны для Vue, делает их еще лучше.

Скорость

Vue очень быстр. Возможно, он не самый быстрый, но его производительности с запасом хватает для подавляющего большинства веб-проектов. Когда вам в последний раз нужен был рендеринг и обновление тысяч элементов DOM в секунду?

HTML-шаблоны

Это одна из тем, вызывающих разногласия среди разработчиков JavaScript. Независимо от ваших предпочтений, HTML-шаблоны были проверены в течении десятилетий использования во многих языках и являются основным выбором для написания динамической разметки во Vue.

Но эй, Vue поддерживает также и JSX.

Другие приятные вещи:

Отдельные файловые компоненты с HTML, CSS и JavaScript.

Легкий. Около 20 КБ (минимизированный + gzip).

Хорошо расширяемый (миксины, плагины и т. д.).

Отличная документация (за некоторыми исключениями, указанными ниже).

Может быть принят постепенно, даже используется как замена jQuery.

Просто начать использовать.

Неоднозначный

Шаблон компонентов

Переход от React к Vue выглядит как глоток свежего воздуха. Больше не существует привязки (this) или setState(). Ура! Но через некоторое время вы начнете подвергать сомнению правильность синтаксиса компонентов Vue. Компоненты Vue создаются с помощью объектов, и вот пример определения функции компонента:

export default { methods: { increment () { this.count++; } } }

export default {

methods : {

increment () {

this . count ++ ;

Вы будете добавлять аналогичный шаблон для вычисляемых свойств, состояния компонентов, наблюдателей и т. д. Практически все во Vue имеет собственный специальный синтаксис с большим количеством шаблонов. А вот то же самое для Марко , но это значительно чище:

class { increment() { this.state.count++; } }

class {

increment () {

this . state . count ++ ;

Сейчас я говорю не об использовании или не использовании классов, а о том, что Vue использует произвольные структуры объектов вместо языковых функций.

Я не буду обвинять вас, если вы чувствуете, что это немного грязно, когда создаете эти раздражающие объекты. Vue также предлагает синтаксис, основанный на классах, но об этом позже.

Чат-сообщество

Сообщество Vue зависает на Discord, чате, предназначенном для сообществ геймеров. Если вы попали в сложную ситуацию, чат, вероятно, будет вашим лучшим решением, поскольку официальные форумы — это пустынные земли, и вы ведь не хотите задавать вопрос на Github.

Чаты грязные, но главная проблема заключается в том, что содержимое чата не может быть проиндексировано поисковыми системами. Те же вопросы (и связанные с ним обсуждения) обречены повторяться снова и снова, и снова.

Эта тенденция использования чатов для вопросов связана с проектами с открытым исходным кодом, и я думаю, что это необходимо урегулировать. Они не дают возможности коллективного обучения.

Не такой волшебный

Пока вы не сходите с проторенного пути, все будет хорошо, но через некоторое время вы, вероятно, найдете много маленьких если и но, связанных с Vue. Некоторые примеры:

Реактивная система отслеживает изменения только при определенных условиях. Не ожидайте, что вы можете вводить все, что пожелаете. Довольно часто вам может понадобиться максимально упростить данные, чтобы избежать головной боли. Конечно, все это объясняется мелким шрифтом в документации.

Переходная система не работает для списков. Вам на самом деле нужно использовать , который работает несколько иначе и вводит в DOM новые элементы. Кроме того, можно было бы ожидать, что для этого должно быть отличное решение, но вам придется реализовать его самостоятельно.

Если вам требуется нереактивное состояние в экземпляре компонента, вы попадаете на неизведанные территории.

И т.п. Не поймите меня неправильно, это не такая уж и беда, но кажется, что каждый раз, когда вы начинаете разбираться в какой-то проблеме, появляется еще одна неприятная вещь.

Злой

Нечеткие архитектурные шаблоны

Вот пример: что лучше — обрабатывать запросы API в компонентах или во Vuex? В документации приведены примеры того, как обрабатывать API-логику во Vuex. Есть даже красивая и красочная диаграмма:

Означает ли это, что логика аутентификации также входит во Vuex? Будет ли менеджер состояний начинать перехватывать всю логику приложения?

Это не очевидные вещи. Большинство людей просто начнут вставлять логику без состояний в действия Vuex или, что еще хуже, непосредственно в компоненты, потому что на домашней странице Vue есть видео:

Отвечая на первоначальный вопрос: логика API не должна писаться ни во Vuex, ни в компонентах. Существует даже хороший пример того, как это делается в официальных примерах кода .

Заключение

Все больше людей переходят на Vue, и я сомневаюсь, что эта тенденция скоро прекратится. Он все еще далеко не настолько принят, как React (по крайней мере, за пределами Китая), и постоянно борется за второе место с Angular.

В прошлом я утверждал, что Vue — это прагматичная библиотека, в отличие от React, которая кажется более идеалистической («Мы чистый JavaScript!»). Я все еще думаю, что это хорошая метафора. С другой стороны, теперь я чувствую, что прагматизм-для-всего от Vue нуждается в гораздо большей доводке, элегантности и простоте на уровне пользователя.

За 2 года мой опыт работы с Vue был положительным. Я все еще уверен, что это было хорошим решением перевести мою команду с React на Vue. Не потому, что Vue лучше, а потому, что он лучше подходит для нас.

Vue, конечно же, выполняет задачи, для которых он предназначен, и преуспевает в тех областях, где другие терпят неудачу, но сегодня я не думаю, что Vue объективно лучше или хуже других возможных вариантов. Вот и все.

Собрали список вопросов, ответы на которые должен знать не только каждый JavaScript разработчик, но и, пожалуй, любой программист.

Назовите две наиболее важные для JavaScript-разработчика парадигмы программирования?

JavaScript – мультипарадигмальный язык, поддерживающий императивное/процедурное программирования наряду с ООП и функциональным программированием. JS поддерживает ООП с прототипным наследованием.

Желательно упомянуть:

1. Прототипное наследование (также: прототипы, объектные ссылки)

2. Функциональное программирование (также: замыкания, функции первого класса, лямбды)

Следует избегать:

Не иметь представления о парадигмах, не упомянуть прототипное ООП или функциональное программирование.

Что такое функциональное программирование?

Функциональное программирование подразумевает вычисление математических функций, избегая общих состояний и изменяемых данных. Lisp (специфицирован в 1958 году) является одним из первых функциональных языков программирования и сильно вдохновлен лямбда-исчислениями. Lisp и подобные ему языки широко применяются и по сей день.

Функциональное программирование – одна из основополагающих концепций JavaScript (один из двух столпов JS). Некоторые функциональные утилиты были добавлены в JavaScript в ES5.

Хорошо упомянуть:

1. Чистые функции / чистота функций

2. Избежание побочных эффектов

3. Простой состав функций

4. Примеры функциональных языков: Lisp, ML, Haskell, Erlang, Clojure, Elm, F Sharp, OCaml и т.д.

5. Особенности, которые поддерживает функциональное программирование: функции первого класса, функции высших порядков, функции как аргументы/значения

Следует избегать:

1. Отсутствие упоминаний чистых функций / избежание побочных эффектов

2. Не привести примеры функциональных языков

3. Не привести примеры функциональных фич JavaScript

В чем заключается разница между классовым и прототипным наследованием?

Классовое наследование: экземпляры наследуются от классов, создаются подклассовые отношения (иерархическая систематизация классов). Экземпляры реализуются через конструктор функции, через дескриптор new. Экземпляр класса может не содержать дескриптор class начиная с ES6.

Прототипное наследование: экземпляры наследуются напрямую от других объектов, реализуются через фабрики или Object.create() и экземпляры могут быть составлены из множества различных объектов для упрощения выборочного наследования. Прототипное наследование более простое и гибкое, нежели классовое.

Хорошо упомянуть:

1. Классы: тесные связи, иерархия

2. Прототипы: конкатенативное наследование, делегирование, функциональное наследование, композиция

Следует избегать:

Не указать на преимущества прототипного наследования перед классовым

Каковы плюсы и минусы функционального и объектно-ориентированного программирования?

Плюсы ООП: простая для понимания концепция объектов и методов вызова. ООП стремится использовать императивный стиль, нежели декларативный, который читается как прямой набор машинных инструкций.

Минусы ООП: как правило, присутствует зависимость от общих состояний. Объекты и их поведение связаны одной сущностью, к которой случайно может быть получен доступ любым количеством функций в неопределенном порядке, что может привести к непредсказуемому поведению, например, состоянию гонки.

Плюсы ФП: используется функциональная парадигма, позволяющая избежать общих состояний и нежелательных эффектов, исключаются ошибки, возможные из-за конкурирования функций. Благодаря таким фичам, как неявное программирование, функции, как правило, радикально упрощаются и легко перестраиваются для более легкого, по сравнению с ООП, повторного использования кода.

Вычисления, использующие чистые функции легко масштабируются на несколько процессоров или распределенных вычислительных кластеров без опасения возникновения борьбы за ресурсы.

Минусы ФП: чрезмерная эксплуатация функциональных подходов, вроде неявного программирования, может привести к снижению читабельности кода, так как конечный код получается более абстрактным, кратким и менее конкретным.

Чаще люди больше знакомы с ООП и императивным подходом, так что некоторые общие идиомы функционального программирования могут вызывать трудности у новичков.

Функциональное программирование имеет более крутую кривую обучения, нежели ООП, имеющего большую популярность и более понятного для изучения. Концепции ФП часто описываются идиомами и обозначениями из лямбда-исчислений, алгебры и теории категорий, требующих знаний основ в этих областях для понимания.

Хорошо упомянуть:

1. Проблемы общих состояний, нежелательного поведения

2. Возможности ФП по радикальному упрощению кода программ

3. Разность в сложности изучения

4. Побочные эффекты и их влияние на надежность программ

5. Сложность изменения и общая хрупкость базы ОО кода в сравнении с таковой в функциональном стиле

Следует избегать:

Не упомянуть недостатки одного из подходов – каждый, кто сталкивался с одним из них, знает и о паре-другой недостатков

Когда классовое наследование – подходящий выбор?

Вопрос с подвохом. Правильный ответ – никогда. Композиция – более простой и гибкий подход, чем наследование классов.

Хорошо упомянуть

«…композиция объектов лучше, чем наследование классов»

Следует избегать:

Упоминание Rect Components. React.js использует дескриптор class, но не позволяет избежать подводных камней классового наследования. Вопреки популярным ответам, не нужно использовать class, чтобы пользоваться React. Такой ответ покажет не понимание как классов в JavaScript, так и Реакта.

Когда лучше использовать прототипное наследование?

Существует более, чем один тип прототипного наследования:

1. Делегирование (цепочка прототипов)

2. Конкатенация (миксины, Object.assign())

3. Функциональное наследование (не путать с функциональным программированием. Функция используется для создания замыкания для private/инкапсуляции)

Хороший ответ:

1. В ситуациях, когда модули или функциональное программирование не обеспечивают очевидного решения

2. Когда нужно собрать объект из нескольких источников

3. В любом случае, когда нужно применить наследование

Следует избегать:

1. Не знать, когда применяются прототипы

2. Не знать о миксинах или Object.assign()

Что значит «композиция объектов лучше, чем наследование классов»?

Это цитата из книги “Design Patterns: Elements of Reusable Object-Oriented Software”. Повторное использование кода должно достигаться за счет сборки малых единиц функциональности в новый объект, а не наследованием классов и созданием иерархий.

Хорошо упомянуть:

1. Избежание наследования и тесных связей

2. Избежание вытекающей из классического наследования проблемы «банан/мартышка» (нужен был банан – получили мартышку, держащую банан посреди джунглей)

Следует избегать:

Не назвать какую-то из упомянутых выше проблем. Не объяснить разницу между композицией и наследованием или не суметь рассказать об преимуществах композиции.

Что такое двусторонняя связь данных и однонаправленный поток данных и в чем разница между ними?

Двусторонняя связь данных подразумевает, что поля интерфейса связаны с моделью данных динамически, то есть при изменении полей интерфейса меняется модель, и наоборот.

Однонаправленный поток данных означает, что только модель – источник истины. Изменения в интерфейсе запускают сообщения, которые сигнализируют пользователю о намерении модели (или «store» в терминах React). Смысл в том, что данные всегда идут в одном направлении, что облегчает понимание.

Односторонние потоки данных детерминированы, тогда как двусторонняя привязка может вызывать нежелательные эффекты, которые труднее отследить и понять.

Хорошо упомянуть:

1. React – новый канонический пример однонаправленного потока данных, так что упоминание Реакта будет хорошей идеей. Cycle.js — еще одна популярная реализация однонаправленного потока данных.

2. Angular – популярный фреймворк, использующий двустороннюю привязку.

Следует избегать:

Непонимание этих концепций, неспособность объяснить разницу между ними.

Каковы плюсы и минусы монолитной архитектуры и микросервисов?

Монолитная архитектура означает, что ваше приложение написано как единый связный блок кода, чьи компоненты спроектированы для совместной работы и использования общих ресурсов.

Подход микросервисов подразумевает, что приложение состоит из множества небольших независимых приложений, способных работать с собственными ресурсами и потенциально на большом количестве отдельных машин.

Преимущества монолитной архитектуры: основным преимуществом монолитной архитектуры является то, что большинство приложений, как правило, имеют множество общих проблем, таких как логирование, ограничение скорости и необходимость функций безопасности – в едином приложении для каждого компонента их проще решать.

Минусы монолитного приложения: так как все компоненты тесно связаны друг с другом, по мере развития приложения, становится труднее его понимать, появляется много неочевидных зависимостей и побочных эффектов.

Плюсы микросервисов: микросервисы обычно лучше организованы, так как каждый компонент выполняет свою задачу и работает независимо от каждого другого компонента. Приложение на основе обособленных компонентов также проще переконфигурировать и изменять.

Минусы микросервисов: при создании нового микросервиса может появится много внезапных проблем, которые не ожидались при проектировании. Для монолитного приложения можно использовать промежуточное программное обеспечение для решения различных сквозных проблем без особых трудозатрат.

При микросервисной архитектуре либо потребуются накладные расходы на отдельные модули для каждой сквозной проблемы, либо нужно инкапсулировать их на другом уровне обслуживания, через который проходит весь трафик.

В конце концов, даже монолитные архитектуры имеют тенденцию направлять трафик через внешний уровень обслуживания, но с монолитной архитектурой можно отложить затраты на эту работу до тех пор, пока проект не станет более зрелым.

Микросервисы же часто развертываются в собственных виртуальных машинах или контейнерах, что приводит к быстрому увеличению числа конфликтов по виртуальным ресурсам.

Хорошо упомянуть:

1. Несмотря на начальную дороговизну, микросервисы выигрывают в долгосрочной перспективе за счет лучшего масштабирования

2. Практические различия микросервисов и монолитных приложений

Следует избегать:

1. Незнание различий архитектур

2. Незнание недостатков микросервисов

3. Недооценивать преимущества масштабирования микросервисов

Что такое асинхронное программирование и почему оно важно в JS?

Синхронное программирование означает, что за исключением условий и вызовов функций, код исполняется последовательно от верха к низу, задерживаясь на длинных задачах, таких как сетевые запросы и чтение/запись с диска.

Асинхронное программирование подразумевает, что когда требуется операция блокировки, запрос отправляется, и код продолжает работать без блокировки до ожидания результата. Когда ответ готов, запускается прерывание, это приводит к запуску обработчика событий и поток управления продолжается. Таким образом, один программный поток может обрабатывать множество параллельных операций.

Пользовательские интерфейсы по своей природе асинхронны, большую часть времени они проводят, ожидая пользовательского ввода, чтобы прервать цикл и запустить обработчик.

Node.js по умолчанию асинхронен, по сути, сервер проводит все время в цикле, ожидая сетевой запрос.

В JavaScript это важно, так как естественно для интерфейсов и положительно сказывается на производительности сервера.

Хорошо упомянуть:

1. Значение блокировок, влияние на производительность

2. Понимание обработчиков и почему они важны для интерфейсов

Следует избегать:

1. Непонимание терминов синхронности и асинхронности

2. Неспособность определить последствия для производительности