Обман зрения - недостоверное зрительное восприятии какой-либо картинки: неправильная оценка длины отрезков, цвета видимого объекта, величины углов и др.

Причины подобных ошибок состоят в особенностях физиологии нашего зрения, а также в психологии восприятия. Иногда иллюзии могут приводить к абсолютно неправильным количественным оценкам конкретных геометрических величин.

Даже внимательно глядя на картинку "обман зрения", в 25 и больше процентах случаев можно ошибиться, если не проверять глазомерные оценки при помощи линейки.

Картинки обмана зрения: размер

Так, например, обратимся к следующему рисунку.

Картинки обмана зрения: размер круга

Какой из кругов, расположенных по середине, больше?


Правильный ответ: круги одинаковые.

Картинки обмана зрения: пропорции

Какой из двух людей выше: карлик на переднем плане или человек, идущий позади всех?

Правильный ответ: они одинакового роста.

Картинки обмана зрения: длина

На рисунке изображены два отрезка. Какой из них длиннее?


Правильный ответ: они одинаковые.

Картинки обмана зрения: парейдолии

Один из видов иллюзий зрения - это парейдолии. Парейдолии представляют собой иллюзорное восприятие конкретного объекта.

В отличие от иллюзий восприятия длины, глубины, двойственных изображений, картинок с изображениями, которые специально созданы для того, чтобы спровоцировать возникновение иллюзий, парейдолии могут возникать сами по себе при рассматривании самых обыкновенных объектов. Так, например, иногда при рассматривании узора на обоях или ковре, облаков, пятен и трещин на потолке можно увидеть фантастические изменчивые пейзажи, необычных зверей, лица людей и т.д.

Основой различных иллюзорных образов могут стать детали реально существующего рисунка. Первыми, кто описал подобное явление, были Ясперс и Калбауми (Jaspers К., 1913, Kahlbaum К., 1866;). Многие парейдолические иллюзии могут возникать при восприятии общеизвестных изображений. В таком случае подобные иллюзии могут иметь место одновременно у нескольких людей.

Так, например, на следующей картинке, на которой изображено здание Центра международной торговли в огне. Очень многие могут рассмотреть на ней страшное лицо дьявола.

Изображение дьявола можно увидеть и на следующей картинке - дьявол в дыму


На следующей картинке легко можно различить лицо на Марсе (NASA, 1976). Игра тени и света послужила причиной появления множества теорий о древних марсианских цивилизациях. Интересно, что на поздних снимках этого участка Марса лица не обнаруживается.

А здесь можно увидеть собаку.

Картинки обмана зрения: цветовосприятие

Глядя на рисунок, можно пронаблюдать иллюзию цветовосприятия.


На самом деле круги на разных квадратах одинакового серого оттенка.

Глядя на следующую картинку, ответьте на вопрос: шахматные клетки на которых находятся точки А и В одинакового или разного цвета?


Сложно поверить, но - да! Не верите? Вам докажет фотошоп.

Сколько цветов вы ведите на следующей картинке?

Здесь всего 3 цвета - белый, зеленый и розовый. Вам может показаться, что здесь 2 оттенка розового, но на самом деле это не так.

Какими вам кажутся эти волны?

Коричневые волны-полосы раскрашены? А вот и нет! Это лишь иллюзия.

Посмотрите на следующую картинку и скажите цвет каждого слова.

Почему это так трудно? Дело в том, что одна часть мозга пытается прочитать слово, а другая воспринимает цвет.

Картинки обмана зрения: ускользающие объекты

Глядя на следующее изображение, смотрите на чёрную точку. Через некоторое время цветные пятна должны уйти.

Видите ли вы серые диагональные полосы?

Если вы некоторое время будете смотреть на центральную точку, то полосы исчезнут.

Картинки обмана зрения: перевертыш

Еще один вид зрительной иллюзии - перевертыш. Дело в том, что от направления Вашего взгляда зависит само изображение объекта. Так, одна из таких оптических иллюзий - «уткозаяц» Это изображение может трактоваться и как изображение зайца, и как изображение утки.

Приглядитесь, а что вы видите на следующей картинке?

Что вы видете на этой картинке: музыканта или лицо девушки?

Странно, на самом деле - это книга.

Еще несколько картинок: обман зрения

Если вы будете долго смотреть на черный цвет этой лампы, а потом посмотрите на белый лист бумаги, то эта лампа будет видна и там.

Посмотрите на точку, а затем немного отдалитесь и приблизьтесь к монитору. Круги будут крутиться при этом в разные стороны.

Т.о. особенности оптического восприятия сложны. Иногда и глазам своим не стоит верить…

Змейки ползут в разные стороны.

Иллюзия последействия

После того, как на протяжении длительного периода непрерывно смотреть на изображение, какое-то время потом на зрение будет оказываться некоторое воздействие. К примеру, длительное созерцание спирали приводит к тому, что все предметы вокруг будут 5-10 секунд вращаться.

Иллюзия теневой фигуры

Это распространенный вид ошибочного восприятия, когда в тени боковым зрением человек отгадывает фигуру.

Иррадиация

Это зрительный обман, приводящий к искажению размеров предмета, поставленного на контрастный по цвету фон.

Явление фосфена

Это возникновение неясных точек разных оттенков перед закрытыми глазами.

Восприятие глубины

Это - обман зрения, подразумевающий два варианта восприятия глубины и объемности предмета. Смотря на изображение, человек на понимает вогнутый предмет либо выпуклый.

Оптические иллюзии: видео

Большинство из нас знакомы с феноменом оптических иллюзий благодаря развлекательным сайтам, научно-популярным книгам и творчеству художников, например, гравюрам знаменитого Маурица Эшера. Но оптические иллюзии способны не только удивлять - они помогают ученым лучше понять, как наше чувственное восприятие окружающего мира соотносится с объективной физической реальностью. Американская организация Neural Correlate Society способствует подобным научным исследованиям: каждый год она проводит конкурс, куда каждый желающий может отправить открытый им оптический обман с иллюстрацией и небольшим описанием. T&P выбрали пять иллюзий - победителей разных лет из опубликованных на сайте конкурса и описали их действие.

Механизмы, ответственные за возникновение оптических иллюзий, располагаются в разных частях нервной системы человека: от сетчатой оболочки глаза до зрительной зоны коры головного мозга. Изображение, попадающее на сетчатку, содержит в себе огромное количество информации, и далеко не вся она передается в мозг. Пусть цифры говорят сами за себя: в сетчатке находится в среднем 125 миллионов фоторецепторов и в сотню раз меньшее количество ганглионарных клеток, генерирующих нервные импульсы. Нашему мозгу приходится использовать абстрактные модели, чтобы дополнить и собрать воедино разрозненные фрагменты поступающей визуальной информации. Иногда он справляется с этой задачей слишком успешно: формирует ощущение цельности там, где его нет - другими словами, создает оптическую иллюзию. На примере нескольких из них мы покажем, как именно наш мозг вводит нас в заблуждение.

Иллюзия «невозможного движения»

Кажется, что деревянные шары в этом видеоролике катятся вверх по уклону, как если бы их притягивали магнитом. Их поведение необъяснимо, так как противоречит законам физики. Изображение не является компьютерной 3D-моделью, просто расположение желобов воспринимается наблюдателем «наоборот» - таким образом, что нисходящее движение объектов по ним принимается за восходящее. Примечательно, что иллюзия, созданная Кокичи Сугихара из японского Meiji Institute for Advanced Study of Mathematical Sciences, использует материальные трехмерные объекты и физическое движение вместо обычного двухмерного изображения. В данном случае обманчивый эффект достигается с помощью выстраивания определенной перспективы: очевидно, что если бы мы смотрели на эту конструкцию под любым другим углом, то иллюзия не сработала бы. По тем же законам работает материальная модель треугольника Пенроуза или «невозможного треугольника», которую придумали молодые ученые-энтузиасты. Правда, чтобы обмануться, нужно будет приложить усилие, ведь иллюзия будет работать «правильно», только если смотреть на нее с определенной точки.

Иллюзия «вращающейся маски»

Смотрим ли мы на выгнутую или вогнутую сторону маски, мы не можем визуально отличить одну от другой и всегда будем воспринимать каждую из них как лицо. Как уже говорилось, все, что мы видим, - это результат электрических сигналов, передающихся от глаза к мозгу по зрительному нерву. Именно мозг обрабатывает эти сигналы и конструирует определенное изображение, которое может воспринять наше сознание. Более того, нейробиологи считают, что в нашем мозгу есть определенные зоны, отвечающие за распознавание лиц. Из нашего опыта мы знаем, что лица выпуклы, и мозг выдает соответствующее нашим ожиданиям и сложившимся моделям изображение. Привычка так сильна, что игнорируется даже трехмерная модель реальности, которая создается нашим стереоскопическим зрением. Интересно, что люди, страдающие от шизофрении, не могут обмануться и способны визуально распознавать вогнутую сторону маски. Необработанная визуальная информация в их случае не «переписывается» высшими когнитивными процессами, происходящими в мозгу. Некоторые психологи считают, что подобная дисфункция в обработке сигналов (когда чувственное восприятие доминирует над сознанием) усиливает у больных ощущение диссоциации с реальностью.

Иллюзия «падающей башни»

Несмотря на кажущуюся простоту, эффект этой иллюзии впервые был описан в 2007 году учеными канадского Университета МакГилла. Два изображения Пизанской башни идентичны, однако у наблюдателя возникает стойкое ощущение, что наклон правой башни больше, как если бы она была сфотографирована с другого угла. Дело в том, что расположенные рядом фотографии воспринимаются нами как одно изображение. Обычно из-за законов перспективы, учитываемых нашей зрительной системой, контуры двух расположенных рядом башен стремятся к одной точке по мере их удаления из поля зрения. Но в случае, если их контуры параллельны, наш мозг предполагает, что башни должны расходиться в разные стороны. Главным открытием ученых стал тот факт, что наша визуальная система трактует два одинаковых изображения как единый пейзаж: как бы мы не старались воспринимать их отдельно, мы всегда будем видеть «Пизанские башни-близнецы», чья перспектива может быть объяснена только тем, что наклон одной из башен гораздо больше.

Динамический эффект Эббингауза

Геометрическая иллюзия Эббингауза возможна благодаря нашему восприятию отношений между размерами объектов. Человек среднего роста будет казаться выше или ниже в зависимости от того, будет он стоять рядом с профессиональным баскетболистом или с хоббитом. Так и центральный круг будет казаться больше или меньше в зависимости от размера окружающих его объектов. Этот феномен можно объяснить следующим образом: наше восприятие подстраивается под определенное отношение между объектом и его окружением и извлекает из него некий критерий, который затем переносится на новую ситуацию. Для простоты это можно сравнить с восприятием звуков: если ваш ноутбук вдруг перестанет гудеть, вы мгновенно осознаете наступившую в комнате тишину, хотя до этого могли и не обращать внимания на издаваемый им шум. В классической иллюзии Эббингауза объекты статичны, но оказалось, что визуальный эффект значительно усиливается в динамике: согласно ученым Университета Невады, авторам иллюзии, погрешность в восприятии размера увеличивается почти вдвое.

Мультисенсорная иллюзия «исчезающей руки»

Эта иллюзия, изначально задуманная учеными Ноттингемского Университета как симуляция потери чувствительности у переживших инсульт пациентов, использует зрение, осязание и чувство положения тела. Участник эксперимента не замечает, как постепенно изменяется его восприятие положения собственных рук: после специальных манипуляций, запрограммированных учеными, руки оказываются гораздо дальше друг от друга, чем кажется испытуемому. Когда правая рука исчезает с экрана, он тянется к ней своей левой рукой, но все, что он находит, это пустой стол. Сочетание потери видимости и физического контакта со своей рукой создает полную иллюзию ее отсутствия. Подобные эксперименты доказывают, что ошибки восприятия могут происходить не только при просмотре оптических иллюзий - весь наш аппарат рецепции и интерпретации реальности сильно ограничен абстрактными моделями, выработанными нашим мозгом в процессе эволюции. Мы не знаем, как на самом деле выглядит и звучит реальность, мы не знаем точно, какова она на ощупь, нас легко ввести в заблуждение, но именно благодаря научным исследованиям мы сможем приблизиться к наиболее полному восприятию окружающего мира.

Узнать больше об иллюзиях:

Если человек умеет фильтровать информацию, слушает то, что ему нравится, при этом без фанатизма, то у него никаких вышеперечисленных симптомов не будут. Сама роцк-музыку слушаю (и со скримом, и без скрима, хотя я стараюсь слушать что-нибудь “по-легче” в последнее время, не люблю, когда слишком много криков, переводы песен читаю, если они мне сильно понравились), и после этого я не курю, не колюсь, не бухаю, сатану не вызываю. Каждый жанр по-своему хорош, дело в смысле, который нам преподносят с ящика. А так, жизнь прекрасна! Давайте будем оптимистами:)

  • Могу согласиться с тем, что ожидать мгновенной и полной деградации под влиянием музыки – не слишком разумно, хотя всякие случаи бывают. Однако, так или иначе, музыка имеет свое влияние на ход наших мыслей, на наше мировосприятие, на наши ценности – мы ведь сами выбираем, что слушать – а значит, чем вдохновляться – при этом музыка не обязательно должна содержать какой-то текст, ведь сама мелодия способна настраивать нас на тот или иной лад. Влияние на нас происходит, как правило, незаметно, в чем и опасность (о таких незаметных влияниях чаще всего и пишут на Научи Хорошему). Ведь через мысли музыка влияет и на наши приоритеты, на наш повседневный выбор… в конце концов, и на нашу душу (личность, если хотите) в целом, делая её более восприимчивой для чего-то одного и, наоборот, закрытой для другого, поддерживает одни мысли и “ставит блок” от других. Ведь, грубо говоря, у нормального человека тяжёлый рок вряд ли настроит на молитву и глубокие размышления, а спокойная и мелодичная музыка вряд ли настроит пойти и “подраться ради развлечения”. Просто у нас изначально есть некий “иммунитет”, который разрушается постепенно – и его разрушение, в зависимости от изначальной крепости, у кого-то может в видимой форме проявиться сразу, у кого-то – через неделю, месяц, год, а может на протяжении жизни не проявиться вовсе… Однако же, отсутствие явного проявления у некоторых людей не означает отсутствие вреда.

    Mousecat, меня например рок музыка настраеват на рабочий лад, я быстрее делаю работу под быстрые ритмы, так что не согласен с вашим высказыванием о том, что рок музыка побуждает на действия исключительно деструктивного характера.

    Витя Чаткин, Вы меня не совсем правильно поняли и я нигде не писал про “исключительно” – специально использовал словосочетание “грубо говоря”, чтобы меня не воспринимали слишком “узко”. Более того, я могу честно признаться, что раньше я сам делал так, как Вы – сейчас прибегаю к этому только в случае самой крайней необходимости, только когда голова без такого “пинка” уже не хочет работать. Почему? Потому что стал замечать, что после прослушивания определённой музыки постепенно меняется сам ход мыслей. Вот мне, например, во время прослушивания тяжелой музыки и некоторое время после этого становится сложнее анализировать что-либо, воспринимать информацию, требующую сосредоточения и глубокого обдумывания (хотя и правда, “механически” что-то делать буду несколько быстрее). Или, скажем, обидеться/злиться или “сделать одолжение и простить” на кого-то, кто меня задел будет легче, чем просто простить и помириться. Это довольно сложно объяснить – просто понаблюдайте за собой. Я думаю, Вы поймете, о чем я.

Ой, да, забыл добавить: у Вас ошибка в слове “фортепианных”. (в поисковике меня поправили).

музыка воздействует в обход сознания… очень опасная штука эта вещь музыка… используется как инструментарий в матрично-эгрегориальном управлении (МЭУ)… музыка открывает каналы по которым легче слить в нашу подкорку кучу всякого дерьма через нежелательные эгрегоры и несущие их текстовки песен… опять таки и видеоряд играет немаловажную в этом роль… скажем мальчики слушающие тюремныj шансон частенько потом сами себя находят уже в реальной тюрьме… кстати на МЭУ разрушили СССР…
кстати по факту нет плохой музыки или хорошей музыки… она вся плохая за исключением очень маленькой толики, которая идёт в биологическом ритме нашего тела… ну а дальше экперименты с ритмом, цветами, добавка видеоряда… это всё инструментарий манипуляции… когда получил откреп от этой дряни, кстати лишь после того как бросил потреблять любой алкоголь и табак, я начал чувствовать глубокое раздражение от всей этой музыки преследующей нас повсюду… теперь в любой магазин приходишь и там вся эта бесовщина мозги прессует…
определённо не дело мастурбировать свою эмоционалку по нескольку раз на дню любой музыкой… в норме это не должно превышать 5-7 раз в году… ну чуть грубо так… свадьба, похороны, барабанная дробж атаки в бою, горн отбоя и подъёма и раз в месяц духовой оркестр в парке… всё… кстати вспомним песню косцов после тяжёлого дня… какие они были… именно что… в ритме биологическом с телом… а что сейчас… бесовщина! вот лучшее слово…
опять таки классическая музыка или муть современная особо не отличаются по алгоритмике воздействия… это следует помнить и не путаться с хорошей мол де и плохой музыкой…

Моё мнение – достаточно однобоко в статье написано о рок-музыке, уважаемые.
Посыл статьи – слушайте классику, она благотворно влияет как на физическое здоровье, так и на психику и чистоту сознания. С этим не согласиться я не могу.
1. Рок исполняют не только на концертах, и не только на огромных мощностях. Послушайте Dream Theater, Evanescence, Kamelot. В том же роке очень много спокойных мелодий, равно как и мощных и залихвацких.
2. Насчёт костюмов – конечно же, в качестве показательного примера выставили Kiss (кстати, уже пятый десяток лет пошёл, как они выступают на мировой сцене – наверное, здоровье у них плохое). И ни разу не сказали, что есть много адекватно одевающихся групп. Из известных выделю Nirvana, Breaking Benjamin… Список можно до бесконечности продолжать. Просто в свои годы такие группы, как Ария или Iron Maiden сформировали стереотип, что металлюги одеваются именно так, но рок с тех пор стал намного более широким и всеобъемлющим.
3. По поводу наркотиков – во-первых, многие песни других жанров тоже приучают к наркотикам (нисколько не в оправдание рок-музыке – там своей грязи хватает). Во-вторых, ещё одна негативная сторона – многие известные рок-музыканты умерли в достаточно раннем возрасте из-за наркотиков и алкоголя (из известных в России – Анатолий Крупнов, за рубежом – Курт Кобейн, Пол Грей и Джеймс Оуэн Салливан). Но и здесь стоит отметить одну важную грань (опять же нисколько не оправдываю наркоманов) – своей музыкой вышеозначенные товарищи задали молодым музыкантам такой уровень исполнительского и композиторского мастерства, к которому они будут тянуться, как к Солнцу. Сам играю на бас-гитаре. С работой, правда, нечасто, но зато точно знаю, что при правильной подаче ценностей детям (а меня к року приучил именно отец) ребёнок будет испытывать страшнейшее отвращение к наркотикам любого рода и при этом может стать неплохим музыкантом, в том числе и в рок-музыке.

4. Для подростков рок представляет прежде всего свободу самовыражения. Это не всегда хорошо, поэтому надо воспитывать в детях здравомыслие и учить вырабатывать собственный взгляд на происходящее, тогда они, скорее всего, после концерта пойдут не витрины в магазинах ломать и не ширяться в подвалы и на съёмные квартиры, а возьмут в руки инструмент. А, быть может, даже не инструмент, а кисть. Или спортом займутся – рок прекрасно подходит для любого рода тренировок, как силовых, так и скоростных, и длительных.
Так что, товарищи, то, что я иногда надеваю майку с названием моей любимой группы и иногда играю на басу в квартире через усилитель, вряд ли значит, что я крушу всё вокруг. Да, я иногда говорю людям то, что они не хотели бы слышать, то, что им не нравится. Но не в этом ли заключается некоторая, пусть небольшая, внутренняя сила? Сила противостоять тем информационным потокам, которые каждый день льются на нас и наших близких со стороны средств массовой дезинформации, и выбирать свой путь, отстаивать свои взгляды и строить свою жизнь!

    • Да, согласен, говорить в общем о целом жанре не вполне корректно, нужно подходить отдельно к каждому произведению. Но для того, чтобы разобрать каждое произведение, не хватит и всей жизни, поэтому здесь только примерный набросок “общих настроений” для нескольких жанров. По мне так данная статья скорее призвает нас задуматься над тем, как на нас воздействует столь привычное явление, как музыка, нежели бездумно зазубрить “вся классика = добро”.

  • Вот поэтому я слушаю неонацистский рок!

    • Поэтому – это почему?

    А про рэпъ ничего не сказали, наводитъ на одну мысль. Ну да не важно. Темъ не менее срѣдь любыхъ жанровъ есть какъ генiальные, такъ и бездарныя произведѣнiя, а кали судить тяжкую музыку по всякимъ “Sex pistols”, “Nirvana”, “Slipknot” и прочей непотрѣбщине, а попсу по Леди Гааге, Модонне, Бритни Сприса и всѣму подобному, то конечно же ваши умозаключенiя превѣсьма точны. Но попрошу замѣтить, что помимо такихъ исполнителей сущѣствуетъ море шикарныхъ, играющихъ соответствующую с текстами на должномъ уровне.

    Можно ссылки на “уже не раз проводившиеся” эксперименты с семенами? А то ничем не подкреплённых фантазий по поводу того, как от “плохой” музыки вянут цветы, мутируют снежинки и тупеют дети и без вашей статьи хватало.
    Я не хочу защищать рассмотренные жанры музыки: они действительно могут оказывать деструктивное влияние на поклонников. Однако этому есть более логичные и приземлённые причины, чем некое влияние звуковых волн на мозг и прочие якобы высоконаучные излияние, верить в которые готовы не все – в первую очередь, дурное влияние сопутствующей субкультуры.
    Кстати, в моём случае увлечение тяжелой музыкой с юности вылилось в интерес к истории, мифологии, философии и иностранным языкам. Совсем от музыки отупел, в общем.

    Деструктивное либо положительное влияние музыки на самом деле легко объяснить. Просто различные звуки на человека влияют по-разному. Музыка, как и звуки, влияют на человека заставляя (стараясь заставить) человека резонировать с музыкой. Конечно, это очень сильно зависит от человека и музыки, но суть в том, что музыка влияет на человека (и не только на него).
    Что же касается того, почему подросткам и молодёжи нравится рок, рэп и прочее, так это потому, что это подходит под их нынешнее состояние. Но проблема в том, что такая музыка задерживает развитие, кто-то послушал эту музыку, потом она ему перестала нравиться, а потом он вообще её слышать не может, потому что она вызывает отторжение. То есть человек, скорее всего, перешёл этот рубеж и пошёл развиваться дальше. Если же человек надолго застревает и слушает такую музыку (она ему нравится, он с ней резонирует), то он может так и остаться на этом уровне развития, то есть застрять в этих эволюционных джунглях, но конечно не только из-за музыки, но других вещей, которые в совокупности не дают развиваться.

    В наушниках любую музыку слушать опасно – оглохнуть можно. А если без наушников на нормальной громкости, то сам лично не вижу какого-либо вреда в прослушивании чего-либо, хотя могу ошибаться. Видел разных людей, слушающих самую разнообразную музыку, у всех жизнь сложилась очень по-разному, не вижу какой-либо общей зависимости. Есть те, кто слушал и слушает Нирвану, Блэк Саббат, имеют прекрасные семьи, работу. Есть те, кто слушал классику, а жизнь не сложилась. Есть противоположные примеры. Сам слушаю всё подряд в зависимости от настроения: классику, рок, поп, ритуальную (церковную, медитативную, православную, шаманскую), джаз и прочее. Не могу сказать, что чувствую разницу во влиянии на меня разных стилей, хотя есть одна странность. Про Бритни Спирс я уже говорил, так вот если несколько её песен (ритмичные композиции с барабанами) на приличной громкости (на тихой громкости не работает, а слишком громкую долго не выдержишь, да и удовольствия нет, а какой смысл без удовольствия слушать?) прослушаю (до наступления лёгкого транса – минимум 3 песни надо), потом день удачно складывается, например, деньги на дороге находятся, приглашают на обеды, ужины, чиновники идут навстречу и прочее. После прослушивания другой музыки такого не замечал. Не претендую на объективность, но это мой личный опыт. Вообще, загонять себя в транс – одно из любимых занятий тем более мне это удаётся легко. Первый экстаз пережил лет в 15, хотя тогда не понял, что это такое, но понравилось: приснилось, что летал в ярко голубом небе и почувствовал, как сквозь меня дует ветер, а по всему телу пошла дрожь. Произошло всё само собой, никаких особых действий ритуальных не совершал. Врождённый талант к вхождению в транс.

    Но отдельного внимания заслуживают люди с неустойчивой психикой. На них действительно музыка может повлиять. Если есть такие знакомые или сами чувствуете, что имеете предрасположность, тогда следует проявить осторожность.

    • Igor Skoglund, будьте осторожны с “вхождением в транс” и поисками экстатических состояний… Все эти “удачные обстоятельства”, даже если они не являются простым совпадением – до поры до времени. А вот своей душе (психике, если хотите) можно очень сильно навредить. Берегите себя, не стоит рисковать душевным здоровьем ради денег, обедов и ужинов…

    То, что музыка доставляет не только эстетическое наслаждение, но и воздействует на психологию, физиологию, интеллект человека, заметили уже в древности. Простые наблюдения учёных того времени, философов приводили к бесспорным выводам о влиянии мелодий на личность и здоровье, активно использовались, однако научного развития не получали.

    Так, пифагорейцы занимались математикой под музыку, заметив повышение результативности обучения при прослушивании . Платон – последователь Пифагора – в труде «Законы» рассматривал влияние на человека музыкальных ладов и даже предлагал изъять миксолидийский, высокий лидийский и похожие из прослушивания, т.к. они особенно «жалобные» и вредны даже женщинам, лишая их благоразумия. Авиценна относил музыку к нелекарственным способам исцеления , уподобляя её в некотором смысле диетам, смеху или запахам. А вПарфянском царстве III в. до н. э. даже построили музыкально-медицинский центр для лечения душевно страдающих людей.

    В XIX в. учёный Догель описал конкретные эффекты , отметив изменения кровяного давления, частоты сокращений сердечной мышцы, глубины и ритма дыхания. К тем же выводам с констатацией положительного эффекта пришёл выдающийся психоневролог Бехтерев. Причём наблюдение касалось не только человека, но и животных. Академик Б. Петровский, знаменитый русский хирург, сопровождал особенно сложные операции мелодиями, заметив гармонизирующее влияние музыки на работу организма. И таких фактов можно привести множество.

    Научно установлено, что звуки колокола в течение нескольких секунд убивают палочки тифа и вирусы гриппа. Исследования этого явления были проведены шведским музыкально-терапевтическим обществом, существующим с 1969 г.

    Современные научные исследования влияния музыки на человека оказались направлены в основном на выявление её психорегулирующих свойств, причём особенно активно стал разрабатываться вопрос манипуляций человеком.

    Ещё в 50-е годы прошлого века в США исследовали влияние музыки на покупателей и обнаружили, что нежная, расслабляющая музыка заставляет покупателей задерживаться у прилавков и полок дольше, внимательно изучая свойства товара, при этом способность к критическому мышлению становилась у «подопытных» менее выраженной.

    Быстрые, однако приятные мелодии обнаружили противоположное воздействие: покупатели быстрее совершали покупки и в хорошем настроении преимущественно покидали торговые залы. Эта простая манипуляция и сегодня активно используется. Так, в заведениях «McDonald’s»менеджер, наблюдающий за количеством посетителей и их поведением, меняет звучащую музыку на более медленную или быструю в зависимости от наполненности зала.

    Музыкальная регуляция поведения клиентов и покупателей стала в США отдельной отраслью: появились целые компании, разрабатывающие музыкальное оформление торговых предприятий, основанное на масштабных маркетинговых исследованиях аудитории. Среди самых известных - «Muzak Ltd», ранее работавшая на правительство Соединённых Штатов и составляющая (сочиняющая) музыкальные композиции для оборонных заводов в целях повышения эффективности труда без финансовой и социальной стимуляции работников.

    В 1980 г. в институте имени И. М. Сеченова (Москва) появляется лаборатория психокоррекции, возглавляемая И. Смирновым, которого, по данным издания «Defense Electronics», приглашают в 90-е в Америку на встречу с представителями ЦРУ и ФБР. После этого в США возникает компания «Psychotechnologies Corp.», занимающаяся программированием сознания и влиянием на мозговую деятельность человека. А в 2000 г. Смирнов, уже заведующий кафедрой психоэкологии в РУДН, заявляет об открытии 4 универсальных ключей к подсознанию, один из которых – психомузыка с неосознаваемым звуковым сигналом.

    Такой сигнал, наложенный на ритмичную музыку, воспроизводимую в клубах, на дискотеках, во время общественных мероприятий, воспринимается мозгом как команда. Что в этом правда, а что вымысел, только предстоит узнать, однако простое наблюдение за поведением молодых людей во время масштабных акций или собраний определённых групп позволяет предположить подтверждение слухов.

    Обнародованные данные воздействия музыки пока достаточно скудны. С достаточной долей достоверности известно следующее: конкретные звуковые частоты резонируют с отдельными участками мозга, тормозя или активизируя их:

    • низкий бета-ритм 15 Гц интенсифицирует состояние бодрствования;
    • высокий бета-ритм 30 Гц подобен в своём воздействии на сознание кокаину;
    • альфа-ритм 10,5 Гц вызывает глубокое релаксирующее состояние;
    • тета-ритм 7,5 Гц идентичен состоянию во время медитации;
    • тета-ритм 4 Гц способен вызвать у человека переживание «путешествия вне тела»;
    • тета-ритм с частотой менее 4 Гц вызывает желание уснуть.

    Установлено крайне негативное воздействие «тяжёлого металла» на все живые объекты. Учёный-медик Дэвид Элкин из США доказал в прямом смысле убийственное воздействие громких пронзительных звуков, положив перед концертом сырое яйцо рядом с громкоговорителем: через 3 часа белок свернулся, яйцо оказалось сваренным всмятку.

    Музыка имеет силу зло превращать в добро,
    а добро побуждает вредить

    Шекспир

    С овременный человек живёт во всё более уплотняющемся потоке информации. Он настолько многообразен, что мы не в состоянии многое из него усвоить, осознать. И мало кто задумывается над качеством информационного потока, о его влиянии на наше мышление, психическое и физическое состояние.

    Музыка - это тоже информационный поток. И, какова бы ни была реакция слушателя на музыку, она, безусловно, воздействует на психику человека. Ещё древние философы утверждали, что музыка обладает свойствами созидания и разрушения. Она способна вызывать бурю различных эмоциональных переживаний, которые ещё долго сохраняются после прослушивания. А, как известно, эмоциональное состояние влечёт и соответствующие действия, выборы, решения.

    Истории известны случаи, когда музыка творила настоящие чудеса.

    Так, например, в шестнадцатом веке в Италии население нескольких провинций охватила необычайная психическая эпидемия. Тысячи людей впадали в глубокое оцепенение, застывали в неподвижности, прекращали есть и пить. Из состояния оцепенения больных выводила только особая танцевальная музыка, начинавшаяся с очень медленного ритма и постепенно ускоряющаяся. От неё и произошла известная всему миру тарантелла.

    В средние века во время эпидемии чумы в городах, не переставая, звонили в колокола. Учёные установили, что активность микробов, после колокольного звона и духовной музыки, падает на сорок процентов. Идея исцелять музыкой родилась задолго до возникновения современной цивилизации. Об этом упоминается ещё в Ветхом Завете (когда Давид излечил израильского царя Саула от чёрной меланхолии своей игрой на гуслях).

    Врачи в Древнем Египте советовали слушать пение хора тем, кто страдает бессонницей. Арабский врач Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой от нервных и психических заболеваний. Пифагор призывал использовать музыку в воспитательном процессе. Он считал, что музыка способна гармонизировать «душевные недуги» человека.

    Русские знаменитые учёные: И. Сеченов, С. Боткин, И. Павлов говорили о необыкновенной способности мелодичных звуков вызывать приятные эмоции, повышать активность коры головного мозга, улучшать обмен веществ, стимулировать дыхание и кровообращение.

    Но, как можно догадаться, не всякая музыка безобидна, и, тем более, не всякая музыка способна лечить.

    Множество современных исследований, например, подтверждают вред рок-музыки. Российский академик Наталья Петровна Бехтерева, директор крупнейшего в стране Института Экспериментальной медицины, который много лет занимается изучением высшей нервной деятельности, констатирует, что рок разрушает мозг.

    Рок, помимо негативной информации, заложенной в текстах песен, оказывает прямое разрушающее воздействие на организм человека громкостью звучащих мелодий. Музыка этого стиля характеризуется переизбытком высоких и низких частот. Такое чередование совместно с громкостью серьёзно травмирует мозг. Учёный-медик Дэвид Элкин однажды провёл эксперимент, благодаря которому доказал, что пронзительная громкая музыка провоцирует сворачивание белка. На одном из рок-концертов перед громкоговорителем Элкин положил сырое яйцо. К концу концерта, через три часа яйцо оказалось «сваренным» всмятку.

    Музыка возникла «у шаманских костров», чтобы лечить психические дисгармонии, и она действительно обладает огромным терапевтическим потенциалом, если слушать «правильную» музыку.

    Какая же музыка является таковой?

    Достоверно установлено, что классическая музыка композиторов прошлых веков благотворно влияет на живой организм.

    Музыка Бетховена - от Бога (основные свои произведения он написал, будучи уже глухим). «Реквием» Моцарта в период эпидемий использовался для изгнания болезней, а музыка Баха, Генде-ля, Брамса помогает стать собранными, внутренне очищает психику от всего ложного, наносного. Классическая музыка укрепляет память человека - к такому выводу пришли исследователи из университета итальянского города Кьети. Они открыли так называемый «эффект Вивальди», доказав, что регулярное прослушивание его знаменитого симфонического сочинения «Времена года» улучшает свойства памяти у пожилых людей.

    Американский учёный Джон Кэмпбелл в своей книге «Эффект Моцарта» изложил результаты двадцатилетних исследований, которые показали, что музыка Моцарта оказывает благотворное воздействие на здоровье и умственные способности человека.

    Вот ещё что интересно - в 1953 году Международная Организация по Стандартизации (ISO) приняла строй «Ля» 440 герц, как основной – концертный.

    Но всегда ли он был таким? Нет!

    Ещё в древней Греции, начиная от Платона, Гиппократа, Аристотеля, Пифагора существовал строй 432 Гц. Архаичные египетские инструменты, которые были обнаружены в наши дни, настроены на 432 Гц. Антонио Страдивари создавал свои шедевры именно в такой настройке.

    Частота 432 Гц является настройкой, которая математически находится в соответствии с Вселенной. Эта частота оказывает такое воздействие на наш организм, при котором все его клетки начинают вибрировать в гармонии с окружающим миром.

    Частота 432 герца считалась исключительно важной у древних. Вот что о ней пишут: - Длина одной сторона пирамиды Хеопса 432 «стандартных земных единиц» (мера, использовавшаяся древними индейцами Толтеками и, согласно мифам, переданная им Богами). - Основной комплекс пирамид в Теотиуакане в Мексике имеет основание 864 стандартных земных единиц (432 умноженное на два). А каждая сторона пирамиды Солнца равна 216 стандартных земных единиц (половина от 432).

    Откуда же появилась «Ля» 440 герц, и почему именно она заменила столь долго просуществовавшую аналогичную ноту 432 герц?

    Ведь текущая настройка музыки на основе 440 Гц не гармонирует ни нам одном уровне и не соответствует космическому движению, ритму или естественной вибрации.

    Впервые попытка массово изменить волны произошла в 1884, но усилиями Джузеппе Верди сохранили прежний строй (после чего и стали настройку «Ля»=432 герц именовать «Вердиевским строем»).

    Позднее, в 1910 году Дж. К. Диген, служащий в ВМС США убедил американскую Федерацию Музыкан-тов принять A=440hz, как стандартный универсальный строй для оркестров и музыкальных групп. Он был авторитетным учёным в некоторых кругах, поэтому его мнение являлось основополагающим при изучении музыкальной акустики. Дж.К.Диген спроектировал военный перезвон на 440 герц, который ис-пользовался для пропагандистских новостей во время Второй мировой войны.

    Так же, незадолго до Второй мировой войны, в 1936 году, министр нацистского движения и тайный лидер в управлении массами П.Й. Геббельс пересмотрел стандарт на 440 герц. Частоту, которая сильнее всего воздействует на мозг человека и может быть использована для управления большим количеством людей. Это объяснялось тем, что если лишить человеческий организм естественной настройки, и поднять натуральный тон немного выше, то мозг будет регулярно получать раздражение. Кроме того, люди перестанут развиваться, появится множество психических отклонений, человек начнёт закрываться в себе, и им станет гораздо легче руководить. Это явилось основной причиной, по которой нацисты приняли новую частоту ноты «Ля».

    Около 1940 г. власти США ввели настрой в 440 Гц во всем мире, и, наконец, в 1953 году он стал ISO -стандартом. Но и по сей день эти 440 Гц являются неестественным стандартом настройки. Такая музыка конфликтует с энергетическими центрами человека, что впоследствии создаёт разлад в сознании человека.

    Попробуйте для сравнения послушать звучание в настройке 440 Гц и 432 Гц.

    Всего 8 герц, а какая колоссальная разница! Музыка на частоте 432 Гц гораздо спокойнее, вызывает гармонию и чувство равновесия.

    Человеку, который подходит осознанно к выбору музыки, важно знать, что любое музыкальное произведение отражает психическое состояние как самого автора, являясь неким музыкальным пересказом его эмоционального состояния, так и исполнителя произведения. Написанные в глубокой депрессии, негодовании или же в состоянии радости, влюблённости, музыкальные произведения навсегда запечатлевают заложенные переживания и несут эту информацию слушателю.

    Лев Николаевич Толстой очень любил музыку, но, в то же время, опасался, считая, что она, определённо имеет воздействие на сознание. Но делает это самым тонким образом, таким, что невозможно предсказать последствия такого воздействия.

    Будьте аккуратны в выборе музыки, ведь неизвестно - для какой цели она написана, и что произойдёт с вами в результате её прослушивания.