24 октября 1960 года при подготовке к пуску на космодроме Байконур произошел взрыв межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 конструкции М.К. Янгеля. В результате взрыва погибло 74 человека, в т.ч. главный маршал артиллерии М. И. Неделин. По этому случаю мы решили вспомнить самые громкие аварии на советских космодромах.

КАТАСТРОФА НА БАЙКОНУРЕ (1960)

Катастрофа на космодроме Байконур произошла 24 октября 1960 года. На западе авария получила известность как «Катастрофа Неделина». Она произошла при подготовке к первому испытательному запуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16. За 30 минут до запланированного запуска произошёл несанкционированный пуск двигателя второй ступени Р-16. В результате был разрушен бак первой ступени и случилось взрывообразное возгорание компонентов ракетного топлива. По официальным данным, погибло 74 человека. Среди погибших оказался главнокомандующий РВСН главный маршал артиллерии М. И. Неделин.
Данные о катастрофе были засекречены. Впервые об аварии открыто заговорили в 1989 году.


Обломки ракеты на стартовом столе
Фото: Wikipedia

ПАДЕНИЕ РАКЕТЫ «ПРОТОН-М»

2 июля 2013 года ракета «Протон-М» с тремя российскими навигационными космическими аппаратами «Глонасс-М» упала на космодроме Байконур на первой минуте старта. Как установило следствие, авария произошла из-за того, что на ГКНПЦ имени Хруничева была допущена неправильная установка датчиков угловых скоростей, которые помогают контролировать положение ракеты в пространстве. Пуск ракеты и её крушение в прямом эфире показал телеканал «Россия-24». Ущерб от аварии оценивается в 4,4 млрд рублей, так как этот пуск не был застрахован.

КАТАСТРОФА НА КОСМОДРОМЕ ПЛЕСЕЦК (1980)

18 марта 1980 года на космодроме Плесецк произошла авария с многочисленными человеческими жертвами при подготовке к пуску ракеты-носителя «Восток-2М».
За 2 часа 15 минут до запланированного запуска произошёл взрыв. На момент взрыва в непосредственной близости от ракеты находился 141 человек. В пожаре погибло 44 человека. 43 человека получили ожоги различной степени тяжести и были доставлены в госпиталь, четыре человека впоследствии скончались.


Ракета «Восток» Фото: Wikipedia

24 октября 1963 года на космодроме в одной из боевых шахт ракеты Р-9 произошёл пожар в шахте (площадка 70) из-за возникновения искры в загазованной атмосфере. Пары керосина и кислорода образовались в результате заправки учебной ракеты топливом накануне, 23 октября. Погибло 8 человек.


Ракета Р-9А Фото: Wikipedia

26 июня 1973 года в 4 часа 22 минуты на первой пусковой установке площадки 132 53-го НИИП при подготовке к сливу компонентов ракетного топлива из ракеты-носителя «Космос-3М» после несостоявшегося пуска произошел взрыв ракеты и возник пожар в башне обслуживания, в результате чего погибли 9 военнослужащих.

В XX веке человечество смогло продвинуться в будущее больше, чем за всю свою историю. Были изобретены автомобиль и паровоз, открыты электричество и ядерная энергетика, человек поднялся в воздух и преодолел были изобретены компьютер, мобильная связь и иные чудесные вещи. Однако главным достижением человечества считается выход в космос. После полета Ю. А. Гагарина появилась новая наука - космонавтика.

Однако жизнь требует оплаты за все. И космонавтика отнюдь не исключение. Для раскрытия тайн Вселенной сотни смельчаков рисковали своими жизнями. После падения ракет катастрофы на транспорте можно вообще не считать серьезными.

Вашему вниманию предлагаются истории. Они про некоторые ракетные катастрофы (TOP), считающиеся самыми громкими за всю историю космонавтики.

Падение из космоса. Борис Волынов

Рассказ про самые известные ракетные катастрофы (TOP) нужно начать с этого события. Оно произошло 18 января 1969 года. За несколько дней до этого провели первую удачную стыковку "Союза-4" и "Союза-5". Экипаж "Союза-4" уже вернулся. Борис Волынов должен был спускаться один.

До момента отсоединения оставалось несколько минут. Раздался хлопок - это пиропатроны отстрелили спускаемый отсек. Вдруг люк вдавило внутрь, словно крышку консервной банки. Плановый спуск превратился в беспорядочное падение.

После 10 минут падения спускаемый аппарат начал хаотично вращаться. И в этот момент Волынов решил… провести прямой репортаж о происходящем. Это могло понадобиться космонавтам, последующим за ним. Каждые 15 секунд он передавал на землю показания приборов, всеми силами пытался как-то повлиять на ситуацию.

В 90 км от Земли спускаемую капсулу оторвало от основного корабля. Она освободилась от лишнего груза и… загорелась. Камера стала наполняться дымом. На высоте 10 км раскрылся парашют, но его стропы начали закручиваться. В конце концов это должно было привести к его складыванию. Но последнего не произошло. Раскручиваясь в разные стороны, аппарат приблизился к земле.

Двигатель мягкой посадки сработал с опозданием. Удар оказался такой силы, что у космонавта переломились корни верхних зубов.

Борис Волынов приземлился с не до конца раскрытым парашютом, весь побитый, но живой.

Неудачный старт. "Союз-18"

Это произошло 5 апреля 1975 года. В этот день для стыковки с орбитальной станцией «Салют-4» стартовал корабль «Союз-18». На его борту находились летчики-космонавты В. Лазарев и О. Макаров.

Частые катастрофы советских ракет преследовали науку. Описанная ниже - не исключение.

Неприятности начались уже на 289-й секунде полета, когда должна была подаваться команда на отключение двигателя второй ступени. Из-за поломки реле параллельно прошла команда сброса хвостовой части третьей ступени.

Нарушение процесса разделения ступеней привело к появлению вращения. На 295-й секунде оно привело к команде «Авария». Корабль разделился и стал спускаться. В процессе аварии система управления спуском потеряла ориентацию в пространстве. Попросту говоря, стала путать верх и низ, что привело к прохождению ряда неправильных команд. В частности, вместо снижения перегрузки последовало ее увеличение до опасных для жизни человека 21,3 g. И это при том, что максимальная перегрузка на тренажерах составляла 15 g.

С космонавтами стали происходить страшные вещи. Начало пропадать зрение. Сначала оно стало черно-белым, затем стало сужаться. По рекомендациям врачей космонавты старались громко кричать. Правда, их хрип был мало схож с человеческим. Однако продолжалось это сравнительно недолго. Спустя несколько минут перегрузки стали снижаться. Сработала парашютная система, и аппарат опустился на склон одной из гор Алтая.

Ракета «Р-16». Катастрофа Митрофана Неделина

В то время катастрофы ракет на Байконуре были редкостью, поскольку сам космодром появился совсем недавно. Произошедшую 24 октября 1960 года катастрофу считают самой страшной в истории космонавтики.

В тот день на стартовой площадке №41 шли работы по подготовке к запуску межконтинентальной ракеты «Р-16» конструктора Михаила Янгеля. После проведения полной заправки специалисты обнаружили неисправность в автоматике двигателя. Подобные случаи требовали полностью освободить ракету от топлива и лишь после этого приступать к устранению неполадок. Однако подобное задержало бы срок что непременно привело бы к «фитилю» от правительства.

Во избежание подобных неприятностей, маршал М. И. Неделин приказал устранить неисправность на заправленной ракете. Сказано - сделано. Никто не ожидал падения ракет, катастрофы на транспорте или чего-то подобного. Объект облепили десятки специалистов. Сам маршал стал наблюдать за ходом работ, устроившись на табуретке в нескольких десятках метров от корпуса ракеты. Катастрофы по-прежнему не ожидалось.

Однако все шло хорошо только до объявления 30-минутной готовности. На исправленный блок автоматики подали питание. И вдруг сработал двигатель второй ступени. С высоты вырвалась мощная струя горящего газа. Большинство людей, в том числе и сам маршал Митрофан Неделин, молниеносно погибли. Остальные рабочие бросились в рассыпную. Однако далеко убежать не удалось: ограждающий стройку ряд колючей проволоки оказался непреодолимым. Адское пламя испаряло людей, оставляя лишь очертания фигур, куски обугленных ремней да оплавленных пряжек.

Считается, что в этой катастрофе погибло 92 человека и было ранено 50. От маршала М. Неделина нашли лишь звезду «Героя Советского Союза». Конструктор Михаил Янгель в момент аварии отошел в бункер безопасности, что и спасло ему жизнь.

Гибель "Союза-11"

Этот случай также входит в список "Ракетные катастрофы: TOP-10", поэтому обойти его стороной невозможно.

Описанная ниже трагедия произошла 30 июня 1971 года. В этот день космонавты Г. Добровольский, В. Волков и В. Пацаев, проработавшие на борту орбитальной станции «Салют-1» 23 дня, возвращались на землю. Рассевшись по своим местам и пристегнувшись ремнями безопасности, они приступили к проверке работы бортовых систем. Отклонений выявлено не было.

В атмосферу Земли спускаемый модуль «Союза-11» вошел в расчетное время. Раскрытие парашюта зафиксировали в 9 км от поверхности, но на связь экипаж не вышел. Радиоантенна, вшитая в его стропы, нередко отказывала при посадке, поэтому в ЦУПе не насторожились. Подобная неприятность часто сопровождала катастрофы советскихракет, но она была не фатальной. Через 2 минуты после приземления к спасательной капсуле подбежали люди. На стук в стенку никто не ответил. Открыв люк, они обнаружили космонавтов без признаков жизни. Их быстро вытащили наружу и приступили к реанимации. Попытки оживить экипаж продолжались более часа, но результатов не принесли - космонавты погибли.

Проведенное расследование показало, что гибель наших ребят наступила в результате несанкционированного открытия одного из воздушных клапанов, в задачу которого входило уравнивание давления воздуха внутри спускаемого модуля. Он произвольно открылся на высоте около 150 км. Воздух покинул кабину за несколько секунд.

Положение тел космонавтов свидетельствовало о наличии попыток найти и ликвидировать неисправность. Но в тумане, заполнившем кабину после разгерметизации, сделать это было затруднительно. Когда Г. Добровольский (по иным данным, В. Пацаев) обнаружил открытый клапан и пытался закрыть его, ему просто не хватили времени. Весь воздух уже вышел.

"Союз-1". Гибель Владимира Комарова

Частые катастрофы ракет в СССР продолжались с прежней интенсивностью. Вот еще один пример.

Корабль «Союз-1» был запущен в ночь на 23 апреля 1967 года. Наутро все газеты Советского Союза сообщили об этом на первых страницах, разместив на них, помимо информации, фото космонавта На следующий день оно вновь появилось на прежнем месте, но уже облаченное в траурную рамку - космонавт погиб.

Взлет «Союза-1» не вызвал нареканий. Ракетоноситель доставил корабль на орбиту без проблем. Они начались позднее. Неполное открытие дублирующей антенны телеметрической системы и отказ системы ориентирования по звездам были самыми мелкими из них. Не открылась вторая панель солнечных батарей - вот где беда. Попытка сориентировать работающую панель на Солнце оказалась безуспешной, была нарушена балансировка. Корабль стал терять энергию, что грозило его гибелью. Но в ручном режиме В. Комаров смог сориентировать корабль, сойти с орбиты и приступить к посадке.

Очередная авария произошла в 9,5 км от земли, когда датчик подал команду на выпуск парашюта. В «Союзе-1» их три: вытяжной, тормозной и основной. Первые два вышли успешно, а третий застрял. Спускаемый модуль начал быстро вращаться. Космонавт решил активировать запасной парашют. Он вышел нормально, но при раскрытии его стропы обмотались вокруг болтающегося тормозного. Они-то и погасили купол.

Комаров погиб мгновенно. От удара модуль ушел на полметра под землю. Возникший пожар удалось погасить не сразу, поэтому хоронить в Кремлевской стене пришлось лишь обгоревшие останки космонавта.

Падение ракеты в Плесецке

23 апреля 2015 года российские и зарубежные СМИ поспешили сообщить о неудачном запуске экспериментального ракетоносителя. Следует заметить, в западной печати такие слова, как "очередная катастрофа", "взрыв ракеты", "космодром Плесецк",проходили через все сообщения. Однако они забыли важную вещь. Катастрофы ракет в России не так часты, как в СССР. Так что же произошло?

По сообщению пресс-службы правительства РФ по Архангельской области, запущенная с космодрома г. Плесецка экспериментальная ракета была обнаружена в 7-ми километрах от места старта. Как сообщают специальные службы, место происшествия принято в разработку специалистами испытательного полигона. Угроза находящимся неподалеку населенным пунктам отсутствует.

Ракета использовалась для вывода на орбиту спутника, оснащенного измерительной аппаратурой. Командование стратегического назначения заявило, что никакого отношения к данному инциденту не имеет и о пуске ничего не знает. После долгих выяснений стало известно, что аппарат принадлежит одному из предприятий оборонки, а точнее заводу, занимающемуся разработкой ракет «Ярс» и «Тополь». Так что из трех постоянно высказываемых выражений, как то: "катастрофа", "взрыв ракеты", "космодром Плесецк", истинным можно считать только последнее.

Гибель перед стартом. "Аполлон-1"

Оказывается, катастрофы ракет на старте преследовали не только советскую космонавтику. Описанную ниже историю вообще-то нельзя считать до конца таковой, все-таки ракета не взлетела.

Название «Аполлон-1» (Apollo-1) было постфактум присвоено несостоявшемуся старту корабля Apollo и ракетоносителя Saturn IBA204. Это должен был быть первый пилотируемый полет. Его планировали на 21 февраля 1967 года. Однако 27 января во время проведения наземных испытаний в 34-м стартовом комплексе на борту корабля произошел сильный пожар, в результате которого весь экипаж в составе В. Гриссома, Э. Уайта и Р. Чаффи погиб.

В качестве атмосферы в корабли серии Apollo закачивался чистый кислород под пониженным давлением. Его использование давало не только экономию в весе, но и возможность облегчить систему жизнеобеспечения. К тому же упрощалась операция по выходу в открытый космос, ведь в полете давление в кабине должно было составить всего 0,3 атм. Однако на земле подобные условия воспроизвести нельзя, поэтому использовался чистый кислород с избыточным давлением.

На тот момент специалисты еще не знали, что некоторые материалы при использовании их в кислородной среде являются пожароопасными. Одним из таковых оказалась застежка-липучка. В кислородной среде она стала источником множества искр. В данном случае для возникновения пожара хватило бы и одной.

Огонь распространился по кораблю за несколько секунд, повредив скафандры космонавтов. К тому же сложная система не позволила экипажу быстро открыть люк. Согласно выводам комиссии, астронавты погибли уже через четверть минуты после появления искры.

После пожара программа пилотируемых полетов была приостановлена, а 34-й стартовый комплекс демонтирован. На его остатках установили мемориальную табличку.

Неудачная миссия "Аполлона-13"

Неудачная миссия космического корабля «Аполлон-13» (Apollo-13) тоже входит в ракетные катастрофы. TOP наш не может без него обойтись. Его история не лучше и не хуже предыдущих и последующих. Просто она другая.

Космический челнок «Аполлон-13» оторвался от поверхности Земли 11 апреля 1970 года, чтобы доставить землян на Луну. Его пилотировали Джим Ловелл (капитан), Фред Хейз и Джон Суайгейт. Двое суток полета прошли в штатном режиме. Все началось 13 апреля. И ведь день почти закончился. Осталось только смешать топливо, дабы узнать его остатки. И тут…

Сначала раздался громкий хлопок, после чего по кораблю прокатилась настоящая взрывная волна. Оказалось, что это разрушился один из баков с жидким кислородом. На приборной панели стали загораться сигнальные лампы. Через толстое стекло иллюминатора астронавты увидели, как из служебного модуля в открытый космос бьет сильная струя газа. Оказалось, что взрывом был полностью уничтожен первый кислородный бак и поврежден второй. Несмотря на все усилия, повреждение исправить не удалось. Вскоре корабль остался без воды, электричества и кислорода. Затем «скончались» химические батареи, установленные в командном модуле. Дабы протянуть еще какое-то время, было решено перебраться в лунный модуль. Но что дальше?

Руководитель американского ЦУПа Джин Кранц решил развернуть «Аполлон», используя силу притяжения Луны. Астронавты включили двигатель лунного модуля, но корабль начал вращаться. Два часа потребовалось Джиму Ловеллу, чтобы научиться маневрировать кораблем в новых условиях и направить его в нужном направлении. Облетев Луну, «Аполлон-13» помчался к Земле.

После многочисленных приключений, выпавших астронавтам, они приводнились в заданном районе. Домой вернулись три измотанных, продрогших и не выспавшихся человека.

Катастрофа «Челенджера»

В 80-х годах прошлого века катастрофы преследовали космонавтику Америки. Один из примеров описан ниже.

Эта катастрофа случилась 28 января 1986 года. В этот день многочисленные собравшиеся на космодроме что в штате Флорида (США), могли наблюдать в чистом небе апельсиново-белый огненный шар. Он появился через 73 секунды после старта, когда в результате недостаточной герметичности уплотнительной резины на одном из твердотопливных ускорителей взорвался космический челнок «Челленджер». Американская космонавтика потеряла Френсиса Скоби, Майкла Смита, Рональда Макнейра, Эллисон Онизуку, Грегори Джарвиса и Кристи Маколифф. Последняя не была профессиональным космонавтом - она работала учителем в одной из средних школ г. Лэнема. Ее включили в команду по настоянию самого Рональда Рейгана.

Ночью перед стартом воздух во Флориде охладился до -27°С. Все окрестности, в том числе и корпус корабля, обледенели. Пуск следовало отложить, тем более что об этом предупредил один из инженеров компании Rockwell, отвечающий за старт. Однако его не послушали. Корабль упорно вели к гибели.

Через 16 секунд после старта челнок выполнил грациозный поворот и направился за пределы атмосферы. Вдруг между днищем корабля и его топливным баком появился мерцающий огонек. Спустя мгновение раздалась серия взрывов. Корабль развалился на куски и упал в воду. Все почти мгновенно.

Словами "Челленджер", "ракета", "катастрофа" описывали произошедшее американские газеты. Нация скорбила. Развитие космической программы было приостановлено на три года. Однако полностью ее все же не закрыли.

Гибель «Колумбии»

Катастрофу «Колумбии» (Columbia) считают одним из наиболее значительных событий в истории космонавтики. Она случилась 1 февраля 2003 года. Это связывают не только с числом одновременно погибших астронавтов, но и с влиянием, которое было оказано на развитие космической науки.

Старт «Колумбии» откладывался несколько раз. Первый полет планировался еще 11 мая 2000 года. Был момент, когда его вообще исключили из графика, однако вмешался американский конгресс. Правда, полет состоялся спустя более чем два года.

И вот он старт. На борт корабля поднялись командир Рик Дуглас Хазбанд, пилот Уильям К. МакКул, специалисты Дэвид М. Браун, Калпан Чавл, Майкл Ф. Андерсон, Лорелл Б. Кларк и израильский астронавт Иллан Рамон. Старт снимался несколькими телекамерами. Такие меры предосторожности помогают более подробно рассмотреть различные отклонения, в случае их возникновения. Именно с их помощью на 82-й секунде полета и был зафиксирован небольшой светлый объект, ударившийся в левое крыло челнока. Впоследствии оказалось, что это был кусок монтажной пены, ударивший в левое крыло корабля и пробивший в нем полуметровую дыру. Проведенное в НАСА моделирование не выявило возможных негативных последствий, поэтому полет продолжили.

Первый признак неисправности заметили при посадочном маневре в 16 ч 59 мин по Вашингтону. Аномальные показания датчиков давления заметили все. Сбой списали на плохую связь. Но именно в это время началось разрушение корпуса корабля. Он рассыпался на куски менее чем за минуту. Все астронавты погибли.

Многие тайны ракетных катастроф еще не рассекречены. Когда их откроют - неизвестно. Но кое-что вы все-таки узнали. Вам понравилось?

Шаттл Челленджер

Год: 1986

Страна: США

Суть: космический корабль с полным экипажем на борту взорвался в воздухе после старта

Официальная причина: разгерметизация элементов твердотопливного ускорителя/низкокачественная технология

В середине 80-х программа «Спейс-Шаттл» переживала небывалый взлет. Успешные миссии шли одна за другой, а запуски аппаратов осуществлялись настолько часто, что перерывы между ними порой не составляли более 20 дней. Миссия шаттла «Челленджер STS-51-L» была несколько необычной: на космическом корабле помимо астронавтов находилась школьная учительница Криста МакОлифф, которая по задумке проекта «Учитель в космосе» должна была провести пару уроков прямо из космоса. Поэтому за трансляцией запуска шаттла по телевидению наблюдало огромное количество людей – до 17% населения страны.

Утром 28 января шаттл взмыл в небо с Флоридского Мыса Канаверал под восхищенные аплодисменты публики, но уже через 73 секунды взорвался, а отваливающиеся от корабля обломки устремились на землю. Астронавты пережили взрыв, но погибли при приземлении от удара кабины об воду на скорости 330 км/ч.

После взрыва операторы продолжали снимать происходящее через многочисленные камеры, и в кадр попали лица людей, следивших в этот момент за запуском с наблюдательной площадки космодрома. Среди них были родственники всех семи членов экипажа. Так был снят один из самых драматичных репортажей в истории телевидения.

Тут же был объявлен запрет на использование шаттлов на 32 месяца. После этого инцидента технология твердотопливных ускорителей была серьезно доработана, а в шаттлы добавили парашютную систему спасения астронавтов.

Шаттл Колумбия

Количество погибших: 7 человек

Год: 2003

Страна: США

Суть: космический корабль сгорел при входе в атмосферу с полным экипажем на борту

Официальная причина: повреждение теплоизоляционного слоя на крыле аппарата/игнорирование техническим персоналом легких неполадок

Утром 1 февраля экипаж шаттла «Колумбия STS-107» возвращался на Землю после успешной космической миссии. Поначалу вхождение в атмосферу шло в штатном режиме, однако вскоре датчик температуры на левой плоскости крыла аппарата передал в Центр управления полетами аномальные значения. Затем четыре датчика гидравлической системы корабля в том же крыле зашкалили за минимум, а через 5 минут связь с кораблем была потеряна. Пока работники ЦУПа спорили, что же случилось с датчиками, один из телеканалов уже демонстрировал в прямом эфире объятый пламенем силуэт шаттла, разваливающегося на части. Весь экипаж погиб.

Эта трагедия настолько сильно ударила по престижу американской космонавтики, что на полеты Шаттлов был тут же наложен временный запрет, а тогдашний президент США Джордж Буш через некоторое время объявил, что программа «Спейс Шаттл» технологически устарела и будет закрыта, а ресурсы NASA следует направить на создание нового пилотируемого корабля. Именно во время моратория на полеты Шаттлов в 2003 году американцы впервые были вынуждены обратиться к России с просьбой о доставке астронавтов на МКС с помощью российских «Союзов». Так совпало, что в тот же самый год, через 9 месяцев, впервые в истории в космос вышли китайцы, успешно осуществившие пилотируемый запуск своего аппарата «Шэньчжоу-5». На фоне трагедии с Колумбией это было очень болезненно воспринято американским руководством.

Аполлон-1

Год: 1967

Страна: США

Суть: экипаж сгорел заживо во время имитационной тренировки в командном модуле корабля

Официальная причина: искра, ток короткого замыкания/вероятно, плохо изолированная проводка

В самый разгар лунной гонки между сверхдержавами главнейшим приоритетом стала скорость. Американцы знали, что СССР тоже строит лунный челнок, и очень спешили с реализацией своей программы «Аполлон». К несчастью, от этого пострадало далеко не только качество технологии.

В 1966 году были успешно проведены запуски беспилотных «Аполлонов-1», на конец февраля 1967 года были запланированы уже первые запуски пилотируемой версии аппарата. Для начала тренировок экипажа на Мыс Канаверал была доставлена первая версия командного модуля корабля. Проблемы начались с самого начала – модуль был серьезно недоработан, и необходимые изменения инженеры делали уже на месте. На 27 января была назначена имитационная тренировка экипажа в командном модуле; предполагалось проверить работоспособность приборов перед условным запуском.

Вирджил Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи вошли в модуль приблизительно в час дня. В кабину вместо воздуха был закачан чистый кислород, вскоре началась тренировка. Проходила она при постоянных неполадках – то связь отключалась, то Гриссом замечал странный запах в кабине, и тренировку приходилось останавливать. Во время очередной проверки датчики зафиксировали скачок напряжения (вероятно, при коротком замыкании). Через 10 секунд, в 18:31 по местному времени, Уайт прокричал в динамики «У нас пожар в кабине!». Некоторые очевидцы утверждают, что камеры запечатлели, как Уайт пробрался к люку в отчаянной попытке его открыть. Через несколько секунд работники космодрома услышали из динамиков крик Чаффи «Я горю!», связь прервалась, а модуль не выдержал внутреннего давления и лопнул. Подоспевшие к нему люди уже не смогли ничем помочь – весь экипаж был мертв.

Кабина Аполлона-1 после пожара

После трагедии был предпринят целый ряд мер: замена всех материалов в модуле на негорючие, покрытие проводов тефлоном, замена люка на модель, открывающуюся наружу, а также изменение состава искусственной атмосферы перед запуском – с чистого кислорода перешли на его долю в 60%, остальные 40% занял азот.

Союз-1

Количество погибших: 1 человек

Год: 1967

Страна: СССР

Суть: космический корабль не смог затормозить падение после входа в атмосферу и разбился от удара об землю

Официальная причина: не раскрылся основной тормозной парашют/недоработка технологии или ошибка на производстве

23 апреля предполагалось первое в истории испытание пилотируемого корабля серии «Союз». СССР в последние годы сильно отставал от США, в то время как по другую сторону Атлантики каждые несколько месяцев ставили новые космические рекорды. Несмотря на фатальную недоработку конструкции аппарата, руководство космической отрасли решило все-таки провести испытания в обозначенный день.

«Союз-1» с пилотом Владимиром Комаровым вышел на орбиту. Предполагалась стыковка в космосе с другим кораблем – «Союзом-2», который должен был быть запущен со своим экипажем из трех человек позже. Однако у «Союза-1» не раскрылась одна из солнечных батарей, и экипаж второго корабля не полетел. Комарову было приказано вернуться на Землю, что он и сделал практически вручную из-за недостаточной проработки ориентационных возможностей корабля.

Благодаря профессионализму пилота, вхождение в атмосферу прошло нормально, однако на последней стадии приземления основной тормозной парашют не раскрылся. Запасной же раскрылся, но запутался, и корабль вскоре врезался в поверхность планеты со скоростью 50 м/c. Комаров погиб.

После инцидента дальнейшее выполнение программы пилотируемых запусков кораблей «Союз» отложили на 18 месяцев, система торможения была отработана на 6 беспилотных запусках, произведено множество доработок конструкции.

Союз-11

Количество погибших: 3 человека

Год: 1971

Страна: СССР

Суть: экипаж корабля погиб при входе в атмосферу из-за декомпрессии

Официальная причина: преждевременное открытие вентиляционного клапана, разгерметизация кабины аппарата/вероятно, недоработка технологии клапанов

Миссия экипажа «Союза-11» заключалась в стыковке с орбитальной станцией «Салют-1» и различных работах на ее борту. Несмотря на некоторые трудности, экипаж смог проработать на станции 11 дней. Потом было зафиксировано серьезное возгорание, и космонавтам приказали вернуться на Землю.

Вхождение в атмосферу, торможение, приземление – внешне все прошло в штатном режиме, однако на вопросы ЦУПа космонавты не отвечали. Когда люк аппарата открыли, все члены экипажа были мертвы. Вскоре выяснилось, что они пострадали от декомпрессионной болезни – произошла разгерметизация корабля на большой высоте, отчего давление резко понизилось до недопустимого уровня. Скафандров в космическом корабле не было – такова была его конструкция. Из-за невыносимой боли космонавты не смогли вовремя устранить неполадку, по некоторым версиям, это было невозможно.

После этой трагедии пилотов «Союза» стали в обязательном порядке снабжать скафандрами, из-за чего пришлось запускать экипажи по два человека вместо трех (скафандры занимали много места, а кабины «Союзов» были очень тесны). Со временем конструкцию усовершенствовали, и на «Союзах» вновь стали летать тройками.

Это все катастрофы в истории, связанные с полетами космонавтов, либо с подготовкой к ним (в случае с «Аполлоном-1 »). Однако есть еще один тип трагедий, которые, с некоторыми оговорками, тоже можно отнести к космическим катастрофам. Он унес в десятки раз большее количество жизней. Речь идет об аварийных запусках ракет.

Катастрофа на Байконуре

Количество погибших: 78-126

Год: 1960

Страна: СССР

Суть: возгорание топливных баков ракеты перед запуском, сильнейший пожар

Официальная причина: преждевременное включение одного из двигателей ракеты/нарушение мер безопасности

Всего за полгода до легендарного полета Гагарина на космодроме Байконур произошла трагедия столь ужасная, что все данные были надежно засекречены, несмотря на огромное количество жертв, и мир смог узнать о ней лишь незадолго до распада СССР, в 1989 году.

В связи с обострением международных отношений из-за «Берлинского кризиса», Хрущев в 1959 году приказал ускорить разработку межконтинентальных баллистических ракет. На 24 октября 1960 года было назначено испытание на космодроме Плесецк ракеты Р-16. Ракета, по заверениям многих, требовала значительных доработок, шли споры о том, стоит ли откладывать испытания. Большинство высказалось за продолжение работ, а глава РВСН маршал Неделин, руководивший запуском, по заверениям очевидцев, ответил на возражения фразой – «Что я буду говорить Никите?… Ракету доработать на старте, страна ждёт нас».

Неделин с некоторыми другими участниками проекта расположился всего в 17 метрах от ракеты, давая пример того, что бояться запуска не стоит. Была объявлена 30-минутная готовность, но вскоре произошел внештатный запуск двигателя второй ступени, пламя которого смогло прорвать и без того неготовые к запуску пиромембраны топливных баков. Начался лавинообразный пожар, волны огня расходились во все стороны, очевидцы отмечают, что видели горящих людей, бежавших с криками от ракеты. Аварийно-спасательные работы удалось начать лишь через два часа, когда пламя поутихло.

Слева - взрыв Р-16, справа - обломки ракеты на стартовом столе

©Wikimedia Commons

После трагедии режим безопасности на космодроме, а также организация ракетных запусков были серьезно доработаны.

Пожар в ракетной шахте Серси, Арканзас

Количество погибших: 53

Год: 1965

Суть: пожар в закрытой ракетной шахте

Официальная причина: утечка кислорода из-за повреждения гидравлического шланга

8 августа в одной из пусковых ракетных шахт около поселения Серси велись работы по программе модернизации Project YARD FENCE . При модернизации 7-этажной шахты было решено оставить межконтинентальную баллистическую ракету LGM-25C Titan-2 внутри, но в целях безопасности с нее сняли боеголовку.

Один из рабочих случайно повредил резаком гидравлический шланг, из него начала вытекать горючая жидкость. Пары распространились по шахте, те, кто это почувствовал, устремились к верхним этажам, где находился выход. Впоследствии произошло стихийное возгорание, и сильный пожар унес жизни 53 рабочих. Лишь двоим удалось покинуть шахту и спастись.

Ракета так и не взорвалась, шахта была восстановлена только 13 месяцев спустя.

Ракета Titan-2 в пусковой шахте

©Wikimedia Commons

Катастрофа на космодроме Плесецк

Количество погибших: 48

Год: 1980

Страна: СССР

Суть: взрыв топливных баков ракеты перед запуском

Официальная причина: присутствие каталитически активных материалов в фильтрах топливных баков/халатность конструкторского бюро

18 марта на космодроме готовилась к запуску ракета «Восток» со спутником-шпионом «Икар» на борту. Шла заправка различным топливом – керосином, жидким кислородом, азотом. На последнем этапе заправка осуществлялась перекисью водорода.

Именно на этом этапе произошло возгорание, в результате которого 300 тонн топлива детонировали. Начался сильный пожар, который убил на месте 44 человека. Еще четверо скончались от получения ожогов, количество выживших раненых – 39.

Комиссия обвинила во всем халатность боевого расчета, осуществлявшего запуск. Лишь через 16 лет было проведено независимое расследование, в результате которого причиной было названо применение опасных материалов в конструкции топливных фильтров для перекиси водорода.

Катастрофа на космодроме Алкантара, Бразилия

Количество погибших: 21

Год: 2003

Страна: Бразилия

Суть: взрыв ракеты в результате незапланированного запуска одного из двигателей

Официальная причина: «опасное сосредоточение летучих газов, повреждение датчиков и электромагнитные помехи» (отчет госкомиссии)

На 25 августа был назначен запуск ракеты VLS-3. Место проведения – космодром Алкантара на севере страны, очень удобный для запусков космических аппаратов из-за своей близости к экватору. При удачном запуске ракета с двумя спутниками на борту должна была превратить Бразилию в первую космическую державу Латинской Америки. Это была уже третья попытка страны получить этот статус, после двух предыдущих неудачных запусков.

22 августа проводились уже заключительные тесты, вблизи от ракеты работало около 100 человек. Внезапно включился один из четырех двигателей первой ступени ракеты, начался пожар, а впоследствии произошел взрыв топливных баков. Ракета и 10-этажная конструкция стартовой площадки были полностью уничтожены взрывом.

После инцидента бразильская космическая программа была на время парализована – многие ученые и инженеры, работавшие над ракетой, погибли в результате взрыва, к тому же началось полномасштабное расследование. Точная техническая причина аварии, однако, установлена так и не была.

Руины стартовой плошадки на космодроме Алкантара

©Wikimedia Commons

Катастрофа на космодроме Сичан, Китай

Количество погибших: 6-100

Год: 1996

Страна: Китай

Суть: падение ракеты после запуска на населенную деревню

Официальная причина: повреждение золото-алюминиевой проводки в одном из двигателей

Во второй половине 1990-х годов Китай приступил к активному развертыванию собственной космической программы. Именно в 1996 было заключено соглашение между Россией и Китаем по сотрудничеству в области пилотируемой космонавтики, которое, по мнению экспертов, обеспечило КНР необходимой технологической базой для рывка в развитии своей космической отрасли.

Сотрудничество велось и с США – в 1996 году китайская ракета семейства «Великий поход» должна была вывести на орбиту американский спутник связи Intelsat 708. Запуск был назначен на 15 февраля по местному времени. Местом старта был выбран космодром Сичан на юго-западе Китая.

Ракета стартовала в положенное время, однако вскоре начала крениться и уже через 22 секунды упала на деревню недалеко от космодрома и взорвалась.

Комиссии по расследованию инцидента были созданы как в США, так и в Китае. И если обе экспертные группы согласились друг с другом в технической причине аварии, то в оценке погибших их результаты сильно разнятся. Китайское руководство заявило о 6 смертях, американские эксперты – о сотне.


28 января 1986 года мир потрясла авария шаттла «Челленджер» , в которой погибло семь американских астронавтов. Это была очень резонансная, но далеко не единственная космическая катастрофа. К сожалению, до сих пор космонавтика – занятие очень опасное. И сегодня мы расскажем про семь самых известных трагических случаев , связанных с историей освоения Космоса , повлекших за собой гибель людей.

Катастрофа на Байконуре (1960)

Одна из самых первых в мире катастроф в рамках космической программы. Она до сих пор является самой крупной в истории. Произошло это трагическое событие 24 октября 1960 года на космодроме Байконур. В этот день на сверхсекретный тогда объект лично понаблюдать за стартом ракеты Р-16 приехало множество гостей самого высокого ранга, в том числе, маршал авиации Митрофан Неделин.

Уже при подготовке ракеты к пуску обнаружилось огромное количество неполадок, в том числе, и достаточно существенных. Однако на совещании конструкторов маршал Неделин лично настоял на том, чтобы не переносить запуск, а потому было принято решение проводить ремонт на заправленной топливом ракете. За тридцать минут до старта на объекте произошел несанкционированный пуск второго двигателя, что привело ко взрыву и гибели 74 (официальные данные) человек, в том числе, и самого Неделина.



В этот же день, но в 1963 году на Байконуре случилась еще одна катастрофа со смертельным исходом (погибло 8 человек). С тех пор никакие космические запуски 24 октября у нас в стране не проводятся, а в сам этот день поминают всех людей, отдавших свои жизни за освоение Космоса.

Гибель Валентина Бондаренко

А первым погибшим космонавтом стал Валентин Бондаренко. Обиднее всего, что умер он не во время полета, а во время испытаний на земле. 23 марта 1961 года, менее чем за месяц до полета Гагарина, Бондаренко находился в сурдобарокамере и неосторожно отбросил в сторону ватку, которой вытирал пот. Она попала на раскаленную спираль электроплитки, что привело к мгновенному возгоранию чистого кислорода внутри камеры.


Аполлон-1

Первыми покорителями Космоса, умершими непосредственно в космическом аппарате, стали трое американских астронавтов, участники программы Аполлон-1: Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи. Они погибли 27 января 1967 года внутри ракеты во время наземных ее испытаний. Короткое замыкание привело к моментальному воспламенению кислорода (схожая проблема, что и во время гибели Бондаренко) и мгновенной же смерти астронавтов.


Союз-1

А всего через три месяца, 24 апреля 1967 года, в космическом корабле погиб и советский космонавт – Владимир Комаров. Но, в отличие от своих американских коллег, он смог слетать в Космос, а умер во время возвращения на Землю.



Впрочем, проблемы с аппаратом возникли уже сразу после его выхода на орбиту – не открылась одна из солнечных батарей, которая должна была обеспечивать его энергией. Так что руководителями полета было принято решение досрочно прекратить миссию. Однако после вхождения корабля в атмосферу Земли у него не открылся ни основной, ни запасной парашют. Союз-1 на большой скорости ударился о поверхность, а потом еще и загорелся.

Союз-11

Начинался полет советского космического корабля Союз-11 куда более удачно, чем у Союз-1. На орбите команда в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева выполнила большинство возложенных на нее задач, в том числе, и стала первым экипажем орбитальной станции Салют-1.



Из негатива можно упомянуть только небольшое возгорание, из-за чего и принято было решение возвращаться на Землю чуть раньше запланированного. Но во время приземления спускаемый аппарат разгерметизировался, и все трое космонавтов погибли. Расследование катастрофы показало, что члены команды, обнаружив проблему, пытались ее исправить, но не успели – умерли от декомпрессии.


Авария шаттла «Челленджер»

Эта авария, произошедшая 28 января 1986 года, стала самой громкой катастрофой за всю историю освоения Космоса. Дело в том, что она произошла в прямом телевизионном эфире, за которым наблюдали десятки миллионов зрителей в Соединенных Штатах Америки.



Шаттл «Челленджер» взорвался на 73 секунде полета из-за повреждения уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя. Это привело к разрушению космического корабля, а затем и взрыву. Все семь астронавтов, находившихся на борту, погибли: Дик Скуби, Майкл Смит, Рональд Макнейл, Эллисон Онидзука, Джудит Резник, Грегори Джарви и Криста Маколифф.


Авария шаттла «Колумбия»

Катастрофа «Челленджера» заставила инженеров и ученых NASA усовершенствовать космические шаттлы, сделать их максимально безопасными. Но все эти старания были перечеркнуты 1 февраля 2003 года во время аварии «Колумбии».



Причиной этого трагического события стало разрушение теплозащитного слоя шаттла, что на сверхвысоких скоростях во время приземления привело к распаду космического корабля, его сгоранию и смерти всех семи членов экипажа: Рика Хасбэнда, Уильяма МакКула, Майкла Андерсона, Лорел Кларк, Дэвида Брауна, Калпаны Чавлы и Илана Рамона. В 2011 году программа Space Shuttle была закрыта.


26 июня 1973 года в 4 часа 22 минуты на первой пусковой установке площадки 132 53-го НИИП, при подготовке к сливу компонентов ракетного топлива из ракеты-носителя "Космос-3М", после несостоявшегося пуска произошел взрыв ракеты, и возник пожар в башне обслуживания, в результате чего погибли военнослужащие в/ч 63551.

Предстоял очередной запуск космического аппарата с помощью ракеты-носителя “Космос-3М”. За плечами боевого расчета части запуска стоял шестилетний опыт проведения пусков 69 ракет данного типа. 25 июня 1973 года состоялся вывоз ракеты-носителя на стартовый комплекс и началась ее подготовка к пуску, который был назначен на 26 июня в 1 час 32 минуты московского времени.

Предстартовая подготовка шла без каких-либо отклонений до начала заправки топливом. Заправка началась в установленное время и продолжалась полчаса. За это время заполнение всех баков ракеты, кроме бака горючего первой ступени, прошло без замечаний.

В ходе заправки бака горючего первой ступени было замечено ненормальное функционирование бортовых датчиков системы измерения объемов заправленного топлива. На наземном пульте контроля не было зафиксировано прохождение уровней заправки. Поэтому в 22 часа 23 минуты операции по заправке были остановлены старшим инженером-испытателем подполковником Сосниным В.И., контролировавшим ход заправки.

Такая отмена предстартовых операций предусмотрена эксплуатационной документацией, но она не определяла порядок дальнейших действий. Боевой расчет оказался в сложнейшей ситуации, когда он был вынужден работать за целое конструкторское бюро, заполняя “белые пятна” в документации.

Среди множества различных вариантов инженеры-испытатели космодрома, находившиеся в это время на стартовом комплексе в составе боевого расчета, должны были найти единственный верный. На это обычно уходят долгие часы, но здесь надо было предлагать решение сразу, практически без обдумывания. В течение двух часов надо было выяснить причину замечания, устранить его и завершить заправку ракеты: запуск космического аппарата независимо от его принадлежности приравнен к выполнению боевой задачи, которая должна быть выполнена в назначенный срок.

После остановки заправки и обсуждения сложившейся ситуации было принято естественное решение проверить герметичность заправочных коммуникаций, исправность наземных электрических цепей и с помощью наземных измерительных устройств определить количество заправленного горючего. Заправочные магистрали оказались герметичными, а электрические цепи — исправными. Уровнемеры и датчики расхода показали, что в бак горючего первой ступени еще недозаправлено около 4 тысяч литров НДМГ. На основании этого делается вывод, что уровень горючего в баке еще не достиг измерительного датчика и принимается решение дозаправить 2 тысяч литров до появления сигнала. А поскольку до назначенного времени пуска оставалось меньше двух часов, то дозаправка велась большим расходом.

Принятое решение стало первым шагом к трагедии. Измерительные устройства установленные на стартовом комплексе имели очень низкую точность. Попытка боевого расчета учесть это обстоятельство не увенчалась успехом. Поскольку на самом деле бак был уже почти полным, то во время его дозаправки произошло его переполнение, горючее потекло из бака по дренажной магистрали. Заправка была остановлена и стало окончательно ясно, что в баке горючего не работает сигнализатор наполнения.

Анализируя причины аварии, Государственная комиссия поставила в вину боевому расчету использование для принятия решения показания приборов с большой погрешностью измерений, но это было штатное оснащение стартового комплекса и использование других измерительных приборов документацией не предусмотрено, да их и не было! Не предусмотрел Главный конструктор и технических средств дистанционного контроля за появлением компонентов ракетного топлива в дренажной магистрали. Пришлось двум офицерам — майору А.Д.Проскурне и лейтенанту В.И.Бойко, рискуя своей жизнью, стоять у заправляемой ракеты, "на слух" следить за дренажной магистралью и давать команду на прекращение заправки...

Произошла перезаправка бака горючего первой ступени с заполнением дренажной магистрали. Принимается решение на частичный слив топлива из этого бака по штатной схеме, заданной в технической документации. Это решение стало вторым шагом к катастрофе, поскольку и здесь в документации отсутствовал порядок действий по сливу топлива из баков при заполненной дренажной трубе. Горючее, оказавшееся не только в дренажной трубе, но и в трубе наддува бака, сыграло роль гидравлического запора. В ходе слива давление в газовой подушке бака стало значительно ниже атмосферного и произошло смятие верхнего днища бака с нарушением его герметичности. Этого боевой расчет предусмотреть уже никак не мог: здесь требовались специальные инженерные знания, опыт по проектированию ракетных баков и, самое главное, время. Времени на обдумывание сложившейся ситуации у боевого расчета фактически не было — до назначенного времени запуска оставалось полтора часа.

С началом слива горючего восстановилась работа сигнализатора наполнения бака и принимается решение на заправку бака до расчетного уровня. Руководитель работ на стартовом комплексе полковник М.Я.Колесов, принимая решение о продолжении предстартовой подготовки, не мог знать о нарушении герметичности бака, поскольку весь боевой расчет находился в укрытии, а средства телевизионного контроля за ракетой на стартовом комплексе не предусмотрены. Дозаправка бака горючего до заданного уровня закончилась за 34 минуты до пуска.

В установленное время начались заключительные операции по подготовке ракеты к пуску. Но с началом предстартового наддува баков люди, находившиеся в это время на наблюдательном пункте, заметили парение горючего в районе межбакового отсека первой ступени и услышали вначале скрежет, а затем звуки переменного тона. В это же время наземная аппаратура зарегистрировала снижение давления наддува бака горючего первой ступени ниже допустимого. Не помогло подключение дополнительных баллонов высокого давления. При контроле бортового наддува за 15 секунд автоматически произошла остановка пусковых операций. Был объявлен “Отбой” и принято решение о переносе запуска на сутки. Схема запуска была приведена в исходное и обесточена.

Высланная для осмотра ракеты группа в составе майора А.Д.Проскурня, майора В.Ф.Бирюкова и капитана В.С.Бурина обнаружила течь горючего из бака первой ступени. По корпусу ракеты стекало топливо, оно было на пусковом столе и вокруг него. Необходимо было слить все топливо из ракеты.

И снова боевой расчет вынужден работать на свой страх и риск. Очередное “белое пятно” в документации Главного конструктора — не определен порядок действий и меры безопасности при сливе топлива из поврежденной ракеты. После подвода башни обслуживания и опускания ее площадок вокруг ракеты образовался замкнутый объем, в котором быстро начала расти концентрация паров горючего, для взрыва которых достаточно малейших неосторожных действий...

Хронология последних минут перед взрывом следующая. В 4 часа 15 минут 26 июня 1973 года закончилась подготовка к сливу и в 4 часа 18 минут, как это определено документацией, к башне обслуживания отправляется расчет заправки окислителя из девяти человек: Хомяков Б.Г., Безуглов Г.Ф., Карнаухов А.А., Шигапов Н.Г., Сайдгалеев Г.М., Ваганов Ю.И., Винсковский М.С., Осокин И.В. и Устинов В.Н.. На пятую площадку башни обслуживания для подстыковки наполнительных соединений ко второй ступени ракеты поднялись старший лейтенант Карнаухов А.А. с двумя солдатами. Майор Хомяков Б.Г. и капитан Безуглов Г.Ф. с двумя солдатами остались на нулевой отметке для подстыковки коммуникаций “земля—башня”. Следом за первой группой, в 4 часа 20 минут отправляется группа из четырех человек во главе с майором Бирюковым В.Ф. для осмотра приборного и хвостового отсеков первой ступени.

В 4 часа 22 минуты произошла вспышка, а затем два последовательных взрыва и начался пожар. В это время командир отделения сержант Шигапов Н.Г. поднимался в лифте на пятую площадку, а боевой расчет группы осмотра подходил к ракете...

В результате взрыва 7 человек погибло на стартовом комплексе. Получили ожоги различной степени и госпитализированы инженер-испытатель майор Бирюков В.Ф., рядовой Сайдгалеев Г.М. и инженер-конструктор КБ ПО “Полет” Власов Ю.А.. От полученных ожогов В.Бирюков и Г.Сайдгалеев скончались. С профилактическими целями в связи с пребыванием в атмосфере, насыщенной парами ракетного топлива, было госпитализировано 10 человек.

Вспышка паров или жидкой фазы горючего и последующий взрыв по времени совпали с началом работы расчета окислителя по подготовке наполнительных соединений к стыковке. Государственная комиссия, анализируя причины, которые могли бы вызвать вспышку, пришла к выводу, что “наиболее вероятным является случайное попадание на проливы горючего остатков окислителя из наполнительных соединений при неосторожных действиях исполнителей”.

Кто виноват в случившейся трагедии? Комиссия, занимавшаяся изучением причин катастрофы, в своем заключении записала, что принятые решения, приведшие в итоге к повреждению бака ракеты, образованию больших концентраций паров ракетного горючего и их взрыву, “нельзя считать технически обоснованными”, т.е. в трагедии виноват сам боевой расчет. Формально это вроде бы и так, но... В ходе подготовки ракеты к пуску боевой расчет оказался в ситуации, не предусмотренной Главным конструктором. Выполняя боевой приказ по запуску космического аппарата в назначенное время, боевой расчет был вынужден использовать метод проб и ошибок для устранения “белых пятен”, оставленных в эксплуатационной документации. Ставить это в вину инженерам-испытателям космодрома неэтично и аморально.

Мнений о причинах трагедии, а также различных версий тех событий было очень много. Высказывались многие специалисты в различных областях...

Но хочется лишь привести описание событий очевидца.
"... Я служил в в/ч 63551 с 1971 по 1973 годы, как раз во 2-м отделении, где погибли мои товарищи. На том пуске я был в 3-м расчете - обеспечения сжатыми газами, у меня и в военном билете написано что я - газодобытчик. У меня в дембельском альбоме есть фотографии всех, кто погиб с нашего отделения.

Командиром части, когда я пришел на площадку, был полковник Иван Моисеевич Кожемяко. В декабре 1971 года он уволился в запас. Участник войны, он на плацу целовал Знамя части и плакал... Его заменил майор Савко, а начальником штаба был подполковник Епифанов, которого я прекрасно знал, так как часто составлял отчеты для м-ра Хомякова. Наша команда была в 4-й группе, где начальником был подполковник Алехин, а нач. штаба группы был майор Бобровских.

У меня в городе Мирном самые счастливые годы были, все как одна семья жили. Все что было, невозможно здесь описать. В части служили ребята из Прибалтики, из Коми, Татарстана, Таджикистана, Украины. Мы, простые солдаты, не всё знали, конечно. Я напишу, как мне все это запомнилось - может я где-нибудь и ошибаюсь.

Топливо из ракеты мы и раньше сливали, когда из Москвы отменяли пуск, так как заправленная ракета не должна была стоять более 4-х часов. Раньше все проходило гладко. Перед пуском всегда людей эвакуировали на 3 км, а во время слива люди оставались на площадке. Мы и во время заправки свободно ходили по площадке и, бывало даже, ходили иногда в буфет, вот такие дела…

В книгах не все правда, там погиб только один расчет. Пишут, что на слив не было инструкции, но инструкция была, ст. лейтенант Бойко перед сливом как раз хотел прочитать инструкцию, но её долго искали, так как молодые бойцы после ознакомления забыли, куда засунули документ и это спасло их всех - второй расчет, где начальником служил ст. л-т Бойко, вышли на слив, но не успели даже приблизится к башне, как произошел взрыв.

Майор Хомяков, когда увидел пары азотной кислоты и мокрую от гептила ракету, сразу сказал, что сейчас будет взрыв, но была команда идти и сливать - они пошли и погибли.

Я лично работал у майора Бориса Григорьевича Хомякова внештатном писарем, у него был очень плохой почерк. Он меня часто просил писать отчеты и рапорты под его диктовку. Майор Хомяков тогда отслужил уже 27 лет в армии и хотел увольняться. Он даже уже ездил в Прибалтику и там нашел работу преподавателя по военному делу, но пока не увольнялся, так как его очередь на автомашину «Волга» еще не подошла. Майор нам рассказывал, что генерал Алпаидзе лично обещал ему через год «Волгу». Хомяков одной ногой был уже на гражданке и много мечтал об этом. Я у него часто бывал дома, у него был сын, а меня он всегда назвал вторым сыном. Я ему очень благодарен за все!

Командиром расчета был Наиль Шигапов, который родился в рубашке и остался живой. После армии он работал в милиции города Казани. Сержант Шигапов шел последним и Хомяков ему крикнул, чтобы он вернулся обратно за спецключом, который забыли в суматохе. Поэтому он опоздал и зашел в лифт, когда его расчет был уже на площадках в башне. Взрыв его застал между этажами и он остался живой и невредимый.

Очень жалко было ст. л-та Карнаухова, который только-только приехал к нам в Плесецк и недавно мы помогли ему отремонтировать квартиру. Его мать незадолго до этого потеряла первого сына и не отпускала в могилу своего второго сына, сердце разрывалось смотреть на это… Ст. л-т Карнаухов тоже ходил к генералу Алпаидзе просить машину - «Жигули», а тот ответил с грузинским акцентом - что он еще только ст. лейтенант и ему пока подойдет и «Запорожец». Сам Алпаидзе был Героем Советского Союза, пользовался служебным самолетом и когда его дочь выходила замуж, то он родственников привез из Грузии на своем самолете.

Рядовой Устинов не должен был погибнуть, он был в 3-м расчете и мы с ним и моим другом Виктором Кровлиным под руководством капитана Богатырева Леонида Васильевича обеспечивали площадку сжатым воздухом. Кровлин, как старослужащий, вместо себя ночью отправил молодого бойца Устинова на слив и последний погиб.

Саидгалиев (его фамилия - именно Саидгалиев, а не Сандгалиев, как указано на памятном камне на нашей площадке и не Сайдгалеев, как написано на сайте Плесецка...) не был сержантом, а был ефрейтором, старослужащим. В то время почти все «деды» были ефрейторами. После каждой ОИР (пуска ракет) солдат награждали, в том числе и присваивали звание ефрейтора. После взрыва он еще 4 дня прожил в госпитале Мирного. Все ждали его, чтобы хоронить вместе. Он был родом из Башкирии и очень много его родственников приехали на похороны.

Капитан же Безуглов Геннадий Федорович, не был инженером испытателем, как везде пишут. Он к нам на площадку приезжал только перед очередным пуском ракеты. Я с ним много играл в бильярд, а он все расспрашивал про всех солдат и офицеров да про службу, про дом. Я как-то на это внимание не обращал, а потом наш командир капитан Богатырев мне сказал, чтобы я с ним очень корректно общался, так как Безуглов - особист и работает на КГБ. Он тоже был хорошим человеком и погиб, единственный не из расчета заправщиков.

При опознании тел офицеров узнавали только по ремням и нагрудным знакам, а солдат практически невозможно было опознать. Под проливным дождем жители Мирного и мы похоронили их в братской могиле. Капитан Безуглов скончался в госпитале спустя две недели и его хоронили позже.

После взрыва разные ситуации были, действительно, там была паника… Недалеко от площадки в жилой зоне была казарма и солдаты уже спали. Когда случился взрыв, солдаты повыпрыгивали из казармы через окна. Недалеко от площадки также стояли легковые служебные машины старших офицеров, после взрыва все шоферы-солдаты убежали в лес и их долго не смогли найти. На дверях бункера были толстые металлические двери, которые открывают при помощи круглых штурвалов, так вот, после взрыва люди с площадки, чтобы зайти в бункер крутят штурвал, чтобы открыть дверь, а изнутри штурвал закручивают, закрывая дверь, так как боятся выходить…

Специалисты из Москвы после трагедии вынесли свой вердикт и сообщили, что топливо и окислитель не соединились всей массой сразу, а если бы 100 % КРТ взорвались бы, погибли бы все, кто находился на площадке. У нас в ресиверной газов 74 баллона высотой 4 метра и под давлением 400 атмосфер были в сооружении, если бы баллоны разорвало, от нас тоже ничего не осталось бы.

После взрыва вместо майора Хомякова назначили капитана Евсеева - того, что спасал людей. Отличный человек, у меня есть фото с ними.

Полковнику Колесову дали 48 часов, чтобы он покинул Мирный, а с остальных офицеров сняли классность. Такие наказания были им. А мы подписку о неразглашении дали, но спустя 40 лет мы свободны о нее. Вот и все.

С уважением, Агелям Хасанов."

Погибший 26 июня 1973 года боевой расчет похоронен в г. Мирном на берегу лесного озера в братской могиле. В последующем был установлен монумент...

Памятный обелиск на месте катастрофы на площадке "Лесное" космодрома Плесецк в 1973 году.

Рядом с ними через семь лет, в 1980 году был похоронен другой боевой расчет, погибший при взрыве во время заправки ракеты-носителя “Восток-2М”. 15 октября 2002 года на космодроме Плесецк при запуске отказал один из двигателей ракеты "Союз-У". Носитель упал на землю и взорвался. Погиб один военнослужащий, шестеро были госпитализированы.