Superlinguist - это электронная научная библиотека, посвященная теоретическим и прикладным вопросам лингвистики, а также изучению различным языков.

Как устроен сайт

Сайт состоит из разделов, в каждой из которых включены еще подразделы.

Главная. В этом разделе представлена общая информация о сайте. Здесь также можно связаться с администрацией сайта через пункт «Контакты».

Книги. Это самый крупный раздел сайта. Здесь представлены книги (учебники, монографии, словари, энциклопедии, справочники) по различным лингвистическим направлениям и языкам, полный список которых представлен в разделе "Книги".

Для студента. В этом разделе находится множество полезных материалов для студентов: рефераты, курсовые, дипломные, конспекты лекций, ответы к экзаменам.

Наша библиотека рассчитана на любой круг читателей, имеющих дело с лингвистикой и языками, начиная от школьника, который только подступается к этой области и заканчивая ведущим ученым-лингвистом, работающим над своим очередным трудом.

Какова основная цель сайта

Основная цель проекта - это повышение научного и образовательного уровня лиц, интересующихся вопросам лингвистики и изучающих различные языки.

Какие ресурсы содержатся на сайте

На сайте выложены учебники, монографии, словари, справочники, энциклопедии, периодика авторефераты и диссертации по различным направлениям и языкам. Материалы представлены в форматах.doc (MS Word), .pdf (Acrobat Reader), .djvu (WinDjvu) и txt. Каждый файл помещен в архив (WinRAR).

(1 Проголосовало)

Аванесов Р.И.

Фонетика современного русского литературного языка

Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. - М.: Московского университета, 1956. - 240 с. Электронная книга . Славянские языки. Русистика. Русский язык

Аннотация (описание)

Д анная монография сложилась на основе лекций автора по общим и специальным курсам фонетики современного русского литературного языка, читавшимся в Московском университете, и характеризует собой не столько окончательные результаты исследования, а один из его этапов. Книга заключает в себе изложение на материале русского языка теории фонем, отличающейся от ранее изложенной в работах автора концепции и представляющей результат дальнейшей его работы и наблюдений.
Аванесов продолжает работу и надеется в скором времени дать более полное изложение предмета. Он хочет изложить не результаты дальнейшего исследования теоретических проблем, а пополнить свое изложение данными экспериментальных исследований, которые в настоящее время ведутся рядом лиц.

Содержание (оглавление)

П редисловие
Введение
§ 1. Предмет фонетики.
§ 2. Значение фонетики.
§ 3. Понятие фонемы.
§ 4. Две задачи описательной фонетики.
§ 5. Общая и экспериментальная фонетика.
§ 6. Фонетическая и фонологическая транскрипция.
Кратчайшая звуковая единица в составе слова и морфем.
§ 7. О месте фонетической системы в структуре языка.
§ 8. Фонетика и фонология.
§ 9. Понятие кратчайшей звуковой единицы.
§ 10. Кратчайшая звуковая единица и ударение.
§ 11. Два типа позиционных чередовании и обусловленный ими характер фонетической системы.
§ 12. Понятие сильной и слабой фонемы.
§ 13. Понятие фонемного ряда.
§ 14. Тождество и различие словоформ и морфем в их отношении к своим звуковым оболочкам.
§ 15, Фонетическая система в ее отношении к структуре языка в целом.
§ 16. К вопросу о причинах разных точек зрения на фонему.
О слогоразделе и строении слога в русском языке.
§ 17. Постановка проблемы.
§ 18. Основной закон слогоораздела в русском языке.
§ 19. Закрытые наконечные слоги.
§ 20. Открытые неконечные слоги.
§ 21. Несколько замечаний о теории слогораздела акад. Л. В. Щербы.
§ 22. Особенности слогораздела, связанные с лексико-грамматическим членением речи.
§ 23. Особенности слогораздела на стыке предлога и следующего слова и приставки и корня.
§ 24. Слогораздел на стыке корня и суффикса.
§ 25. Особенности начального и конечного слогов слова.
§ 26. Некоторые итоги.
Ударение
§ 27. Звуковое членение речи.
§ 28. Ударение слова, речевого такта, фразы.
§ 29. Ударение как признак слова. § 30. Ударение слова и его свойства.
§ 31. Долгота и краткость гласных.
§ 32. Музыкальная сторона ударения.
§ 33. Разноместность ударения.
§ 34. Ударение подвижное и неподвижное.
§ 35. Ударение и звуковое оформление слова.
§ 36. Безударные и слабоударяемые слова.
§ 37. Слова с побочным ударением
Вокализм
Ударные гласные.
§ 38. Состав гласных фонем.
§ 39. Классификация гласных.
§ 40. Образование отдельных гласных.
§ 41. Сильные гласные фонемы в разных фонетических условиях.
§ 42. Основной вид и позиционные варианты сильных гласных фонем.
Безударные гласные.
§ 43. Редукция.
§ 44. Слабые гласные фонемы.
§ 45. Слабые гласные фонемы 1-го предударного слога.
§ 46. Образование отдельных гласных в 1-м предударном слоге.
§ 47. Слабые гласные фонемы 2-го предударного слога.
§ 48. Гласные заударных слогов.
§ 49. Фонемные ряды гласных
Консонантизм. Состав согласных фонем
Классификация согласных.
§ 50. Принципы классификации.
§ 51. Участие голоса и шума.
§ 52. Место образования шума.
§ 53. Способы образования шума.
§ 54. Отсутствие или наличие палатализации (твердость-мягкость).
Образование отдельных согласных фонем.
§ 55. Губные.
§ 56, Переднеязычные. Зубные. Нёбно-зубиые.
§ 57. Среднеязычные.
§ 58. Заднеязычные. Система согласных фонем
§ 59. Общие сведения о системе согласных. Соотносительный, ряд глухих и звонках согласных фонем.
§ 60. Состав сильных согласных фонем в отношении глухости-звонкости.
§ 61. Сильные по глухости-звонкости парные согласные фонемы.
§ 62. Слабые по глухости-звонкости парные согласные фонемы.
§ 63, О вариантах некоторых слабых по глухости-звонкости парных согласных фонем.
§ 64, О вариантах некоторых глухих согласных фонем.
§ 65. О вариантах сонорных согласных фонем. Соотносительный ряд твердых и мягких согласных фонем.
§ 66. Состав сильных согласных фонем в отношении к твердости-мягкости.
§ 67. Сильные позиции согласных фонем по твердости-мягкости.
§ 68. Слабые полиции согласных по твердости-мягкости.
§ 69. О характере противопоставлении по твердости-мягкости и глухости-звонкости в связи с историей русского консонантизма.
§ 70. О вариантах согласных по твердости-мягкости согласных.
§ 71. Фонема [j].
§ 72. Система согласных фонем с учетом всех соотносительных рядов в их взаимосвязи.
§ 73. Фонемные ряды согласных.
Типы научно-лингвистической транскрипции.
§ 74. Звуковая система и звуковое письмо.
§ 75. О трех типах научно-лингвистической транскрипции. Фонетическая транскрипция.
§ 76. Словофонематическая транскрипция.
§ 77. Морфофонематическая транскрипция.
§ 78. Сочетания согласных в словофонематической и морфофонематической транскрипциях.
§ 79. Нулевые члены фонемных рядов в морфофоиематической транскрипции.
§ 80. Образец трех типов транскрипции.
§ 81. Морфофоиематическая транскрипция и орфографическое письмо.

Предмет и задачи фонетики

Фонетику обычно определяют как науку о звуках речи (от греч. Phone звук). В современной фонетике учение о звуках занимает центральное место, однако с изучением звуков тесно связано изучение и других явлений звуковой стороны языка: ударения, слога, интонации. Кроме того, с изучением о звуках, слоге, ударении тесно связаны вопросы письма. Теория письма невозможна без учета устной речи, и все ученые, занимавшиеся вопросами письма и правописания, обращались к вопросам произношения.

Таким образом, предметом фонетики следует признать звуковые средства языка во всех их проявлениях и функциях, а также связь между звуковой стороной языка и письмом.

Значение фонетики как научной дисциплины определяется прежде всего тем, какое значение имеет в языке его звуковая сторона. Важнейшая роль обуславливается тем, что общение между людьми, средством которого является язык, осуществляется именно через его звуковую сторону и благодоря ей. Звуковая сторона составляет необходимую часть языка; только она и делает возможным его развитие, передачу от поколения к поколению.

Изучать звуковую сторону языка можно с разными целями и методами, в зависимости от чего различаются общая фонетика, историческая и описательная фонетика.

Общая фонетика изучает способы и характер образования звуков в разных языках мира и на основе такого изучения вырабатывает такие понятия об общих законах звучащей человеческой речи, о природе гласных и согласных, о строении слогов, о типах ударения, о функционировании звуков в языке как средстве общения. Общая фонетика, таким образом,- это теоретическая область знания о звуковой стороне человеческого языка. Разработка теоретических проблем и выработка понятий об общих законах звучащей речи осуществляется на основе данных частных, описательных фонетик.

Описательная фонетика изучает звуковую сторону конкретного языка на определенном этапе его исторического развития. Фонетический уровень языка не является чем-то неподвижным, наоборот, в каждый период существования языка, на каждом синхронном срезе его истории, в том числе и в современном состоянии, в фонетике есть нарождающиеся, новые явления и есть отмирающие, старые явления, и описательная фонетика, представляя звуковую сторону языка как синхронную систему, вскрывает в ней те явления, которые отражают прошлое, и те явления, которые представляют будущее в этом синхронном состоянии данного языка.

Как общая, так и описательная фонетика используют метод непосредственного наблюдения над живой звучащей речью, а также инструментальные методы исследования, связанные с использованием различных точных приборов, позволяющих получить объективные данные об отдельных звуках, их признаках, их изменения в потоке речи.

Историческая фонетика отдельного конкретного языка ставит своей задачей изучить развитие звуковой системына протяжении ряда эпох истории данного языка, доступных иследованию, установить эволюцию звуковой системы, становление звуковой системы изучаемого языка в её современном состоянии.

Отличаясь задачами исследования, описательная фонетика и историческая фонетика отдельного языка отличаются друг от друга источниками. Источником описательной фонетики является современный живой язык. Источники исторической фонетики более многообразны: это и современный живой, звучащий язык, это и данныеблизкородственных языков, которые привлекаются наряду с данными диалектов, это и письменные источники данного языка, начиная с

древнейших эпох-памятники письменности. При всем различии задач описательной и исторической фонетики они не только не исключают друг друга, а дополняют друг друга.

Типологическая фонетика связана с сопоставительным изучением звуковой стороны двух или нескольких языков. Она основывается на описательных фонетиках и устанавливает сходства и различия сопоставительных языков по сходству звуков, по особенностям их образования, по их поведению в потоке речи, по их изменениям и т. д. В результате устанавливается специфика звуковой стороны разных языков, что имеет большое значение для преподования того или иного языка в иноязычной аудитории.

Настоящий текст относится к сфере описательной фонетики и посвящен описанию звуковой системы современного русского литературного языка.

Сегментные и суперсегментные единицы языка

В звуковом потоке следует различать сегментные, или линейные, единицы языка и нелинейные, или суперсегментные. Под линейными единицами понимаются единицы языка или их сочетания, располагающиеся последовательно друг за другом. Эта последовательность обнаруживается в устной речи и ее записи на различных приборах, а также ив письменной, отражающей устную речь в виде отдельных букв, идущих друг за другом, то есть в линейном порядке. Каждый отдельный звук (отрезок, сегмент) в устной речи и представляет собой часть непрерывной цепи звуков в потоке речи.

К суперсегментным единицам относятся ударение и интонация. Они отличаются от линейных единиц тем, что не могут существовать сами по себе, отдельно от сегментов, а только в месте с ними, откуда их и название – суперсегментные (иначе - сверхсегментные). Они как бы накладываются на линейные отрезки: линейный, сегментный, отрезок можно обособить, произнести отдельно, а суперсегментные только вместе с ним.

Три аспекта изучения звуков речи

Человеческая звуковая речь представляет собой сложное явление, которое следует рассматривать в трех аспектах, не забывая о том, что все они являются как бы тремя сторонами одного и того же явления. А именно реально звучащей речи.

В фонетике изучают артикуляцию звуков речи – работу органов речи в момент произношения звуков. Этот аспект называется автономно-физиологическим, илиартикулярным . В человеческом организме нет органов, специально существующих исключительно для образования звуков речи. Эту функцию дополнительно выполняют органы, основным назначением которых являются различные физиологические функции, например, дыхание (как, в частности, легкие), жевание (как, например, зубы) и т.п.

Система произносительных органов с точки зрения ее различных функций в звукообразовании может быть условно распределена три группы: а) дыхательные органы, подающие воздушную струю, необходимую для образования голоса и звуковой речи – это прежде всего легкие. Воздушная струя из легких по трахее (дыхательному горлу) попадает в гортань. Самой существенной частью гортани при образовании голоса являются голосовые связки. Голос, звуки, возникающие в гортани, это еще не звуки человеческой речи, звуки речи получают полное оформление в надгортанных полостях рта и полости носа.

Полость рта является самой существенной для образования звуков речи, ученные называют ее основной лабораторией производства звуков речи. Самым подвижным органом в полости рта является язык, в котором фонетисты различаютспинку икорень. Для удобства при классификации звуков речи условно, т.е. чисто фонетически, вводятся понятияпередней части спинки языка (куда входят кончик языка и передний край),средней изадней части . Никаких анатомических границ между ними, разумеется, нет.

Полость рта спереди ограничена верхней и нижней губой, затем верхними и нижними зубами. Корни зубов сидят в луночках, образующих на нёбе выпуклый неровный валик, который в фонетике называют альвеолами . Верхней границей полости рта являетсянёбо – твердое и мягкое.Твердое нёбо – по латыни palatum (условно, фонетически) начинается от альвеол и кончается на уровне последних зубов. Дальше начинаетсямягкое нёбо , илинёбная занавеска (лат. Valum), закнчиваетсямаленьким язычком , или увялой. Когда нёбная занавеска напряжена и прилегает к стенке зева, воздушная струя направляется в полость рта. Если нёбная занавеска не напряжена, открывается, открывается проход для струи воздуха в полость рта.

Полость носа представляет собой не изменяющийся резонатор (в противоположность полости рта). Она может только включатся или выключатся при образовании звуков речи, благодаря движению нёбной занавески, и тогда получаются либо носовые либо не носовые звуки. В этом и заключается функция полости носа в образовании звуков речи.

Органы речи подразделяются на активные и пассивные. Под активными понимаются органы речи, способные производить самостоятельные движения. К ним относятся губы, язык (включая все его части: кончик, переднюю, среднюю и заднюю часть спинки и корень), мягкое нёбо с маленьким язычком и голосовые связки. Кпассивным речевым органам следует отнести: твердое нёбо, альвеолы и зубы. К ним относится также носовая полость.

Звуки человеческой речи, как и любые физические звуки обладают акустическими признаками: высотой (частотой), силой (интенсивностью), тембром, а также продолжительностью звучания (длительностью)1 .

Высота (частота) звука выражена акустически в количестве двойных колебаний, то есть герц в секунду, тем выше звук, чем меньше герц, тем звук ниже. Человеческое ухо воспринимает высоту звука в диапазоне от 15 до 15000 герц. Звук высотой 15 герц не слышен, более 15000 герц вызывает боль в ушах.

Сила звука, или интенсивность , выражается в основном в амплитуде колебаний. За единицу измерения силы звука принят децибел. Однако между силой звука и его громкостью (то есть восприятием этой силы человеком) существует сложная зависимость, определяемая высотой. Звуки одинаковой силы, но различной высоты воспринимаются как звуки разной громкости. Сила звука имеет для речи важное значение: во-первых, она обеспечивает ясность передачи и восприятия речи, что является решающим для языка как средство общения; во-вторых, сила звука лежит в основе очень распространенного типа ударения.

То что называется тембром звука, то есть результат совокупности основного тона и обертонов, то есть результат сложных колебательных движений, дающих звуковую волну. Как известно из акустики, всякое звучащее тело, например, струна колеблется всё в целом, что дает основной тон звучания, и помимо этого колеблются его части: половина, третья часть, четвертая и т. п. Эти дополнительные колебания и дают обертоны, которые воспринимаются в совокупности как та или иная окраска звука, или его тембр.

Звуки речи различаются между собой и по своей длительности, или долготе , то есть по по количеству времени, употребляемому на их произнесение. Длительность звуков зависит от различных причин, например, от темпа речи: чем быстрее, тем короче длительность отдельных звуков и наоборот.

При исследовании звуков языка современными акустическими или физиологическими методами с применением всякого рода аппаратуры, позволяющей очень точно и тонко анализировать эти звуки, следует помнить, что это звуки языка, которые принимают непосредственное участие в его социальной роли, что в фонетике является главным. Выражается же эта роль в том, что язык, как известно, средство общения, а звуки и есть та форма, при помощи которой это общение осуществляется. Поэтому звуки языка надо рассматривать не только как некое артикуляционное и акустическое явление, но вместе с тем и как факт лингвистический (или социальный) . Учение офонеме и рассматривает звуки языка в этом плане, выясняет, какие звуки в том или ином языке объединяются в одну фонему и почему, а какие – в разные фонемы, несмотря на их артикуляционную или акустическую близость. Содержание термина «фонема» не одинаково у разных ученых, у представителей разных лингвистических школ.

Согласные и гласные звуки и их классификация

Все звуки делятся на две большие группы – на согласные и гласные, основное различие между которыми определяется тем, что при образовании согласных выдыхаемый воздух преодолевает полную или частичную преграду в полости рта, тогда как при образовании гласных такой преграды нет2 и воздух проходит свободно. И согласные, и гласные образуются в результате работы разных органов речи, их артикуляции, причем для образования согласных большую роль играют одни органы речи, а для образования гласных – другие. Кроме того, при прохождении воздуха через гортань и полость рта возникает музыкальный тон (голос) или различные шумы: голос возникает при прохождении воздуха в гортани, а шумы - в полости рта. Наличие воздуха характеризует гласные звуки, а наличие шума или разных комбинаций голоса и шума – согласные3 .

Классификация согласных звуков . Все согласные русского литературного языка классифицируется по четырем признакам: 1) по участию в их образовании голоса и шума; 2) по месту образования шума, т.е. по месту образования преграды, на которую наталкивается выдыхаемый воздух; 3) по способу образования шума, т.е. по способу преодоления преграды; 4) по наличию или отсутствия смягчения (палатализация, ср. лат. Palatum «твердое нёбо»). Каждый согласный звук может быть охарактеризован по этим четырем признакам, и каждый согласный отличается от каждого другого согласного комбинацией этих четырех признаков.

1 подробнее об этом см. Зиндер Л. Р. общая фонетика. М., 1979, с. 97-103. См. об этом Абдуазизов А. А. Введение в общую фонетику. Ташкент, 1994.

3 В совершенном языкознании используется и акустическая характеристика согласных и гласных, когда звуки описываются не сточки зрения артикуляции органов речи, а с точки зрения акустических законов. Однако для описания конкретной фонетической системы определенного языка целесообразнее опираться на артикулярные характеристики: они позволяют четко отделить согласные от гласных и дать ясное описание образования каждого отдельного звука.

По наличию или отсутствию смягчения

Все согласные делятся на т в ё р д ы е им я г к и е , различие между которым закточается в том. что у мягких согласных к основной артикуляции органов речи добавляется дополнительная, так называемая "йотовая" артикуляция. то есть основная артикуляция согласного осложняется дополнительной средненёбной артикуляцией. свойственной согласному [j]. Твёрдые согласные не

имеют такой дополнительной артикуляции. Мягкими в русском литературном языке являются согласные [б, ],[п, ], [ф, ], [в, ], [м, ], [т, ], [д, ], [с, ], [з, ], [ш, ], [ж, ]. [ч, ]. [н, ], [л, ], [р, ], [к, ], [г, ], [х, ], остальные

согласные твёрдые. Мягкие согласные получающие “йотовую” артикуляцию как дополнительную, называются палатализованными в отличие от [j] , у которого эта артикуляция не дополнительная, а основная и который поэтому являетсяп а л а m а л ь н ы м.

Таким образом, каждый палатальный согласный русского литературного языка может быть охарактеризован по совокупности четырех Признаков, которые выступают в разных комбинациях. Например, [б ]- звонкий шумный, губно-губной, смычный, твердый и т.д. Состав согласных русского языка с характеризующими их признаками может быть представлен в таблице.

Классификация гласных звуков.

Гласные характеризуются тем, что в их образовании участвуют музыкальный тон, голос, который образуется в гортани в результате ритмических колебаний голосовых связок; шум в образовании гласных не участвует. Вместе с тем полости глотки и рта играют роль резонатора: при прохождении через них выдыхаемого воздуха возникают дополнительные тона (обертоны). придающие каждому гласному свою окраску. Различия гласных определяются разным укладом органов речи - губ, языка, нижней челюсти – что меняет объем и характер резонирующих полостей.

Артикуляционная характеристика гласных строится на том, что вее они характеризуются тремя признаками;

I) степенью подъема языка при образовании гласных,

2) местом подъема языка и 3) огубленностью - неогубленностью. По степени подъема языка , то есть по движению языка по вертикали, по степени его приближения к небу при образовании звука в се гласные делятся на звуки верхнего, среднего и нижнего подъемов. Гласные верхнего подъемаэто [и). [У],среднего подъема -[е],[о], нижнего подъема -[а].

По ряду , то есть по ходу движения языка по горизонтали при образовании звука, гласные делятся на звуки переднего и среднего и заднего. При образовании гласныхпереднего ряда язык продвигается вперед, кончик языка упирается в нижние зубы, а средняя часть несколько приподнимается. Так образуются гласные [и] и [е]. при образовании гласныхзаднего ряда язык отодвигается назад, кончик языка отходит от нижних зубов, а к небу приподнимается задняя часть языка. Так образуются гласные [у] и [о]. Гласная [а] занимает среднее положение между передними и задними зубами.

По огубленностu - неогубленностu гласные делятся на лабиализованные (от лат. labium "губа") и нелабиализованные. Лабuалuзованыне гласные характеризуются тем, что при их образовании губы вытягиваются вперед и округляются. к лабиализованным русским гласным относятся [у] и [о], причем степень лабиализации [у] сильнее, чем степень лабиализации [о]. Остальные гласные русского литературного языка являютсянелабиализованными Таким образом, можно определить каждый гласный по совокупности трех присущих ему признаков. Например, [и] -верхнего подъема, переднего ряда, нелабиализованный; [о] -среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный и т.д.

В таблице состав гласных русского литературного языка может быть представлен в следующем виде:

степень подъема языка ряды гласных

передний

огрубленность - неоглубленность

нелабиализованные

лабиализованные

Фонология

Впервые в лингвистический обиход понятие фонемы ввел русский ученый И. А. Бодуэн де Куртенэ, преподававший в разные годы в Казанском, Юрьевском, Краковском и Петербургском университетах. Правда, у него было психологическое толкование фонемы: «… постоянно в нашей психике существующее представление звука, то есть одновременного сложного комплекса произносительных работ и получаемых от этого представлений, мы будем называть фонемою (И. А. Бодуэн де Куртенэ «Введение в языковедение», 1917). Дальнейшее развитие идеи Бодуэна получили в трудах его ученика Н. В. Крушевского.

Последователь идей Бодуэна, основатель Ленинградской школы фонологов, Л. В. Щерба дает такое толкование фонемы: «… в живой речи произносится значительно большее, чем мы быкновенно думаем, количество разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы, то есть служат целям человеческого общения … Мы будем называть их фонемами» 4

У Л. В. Щербы были верные преемники: М. И. Матусевич и Л. Р. Зиндер, воспитавшие целую плеяду фонетистов третьего поколения (Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, М. В. Городина и др).

К 30-м годам ХХ века складывается Московская фонологическая школа (МФШ), основателями которой являются Р. И. Аванесов, П. С. Кузнецов, А. А. Реформатский, В. Н. Сидоров, А. М. Сухотин. Учение МФШ о фонеме поддерживается и развивается подавляющим большинством русских фонетистов, а также признается во всем лингвистическом мире.

По Московской фонологической школе фонема – минимальная единица плана выражения языка, выполняющая различительную функцию.

Звук речи и фонема языка – это две разные единицы фонетической системы. Они не могут быть отождествлены друг с другом, но не могут быть и оторваны друг от друга: разный подход к единице языковой системы – с артикуляционно–акустичесокой и с функциональной точек зрения

– обусловливает несовпадение в объеме понятий звука речи и фонемы, но так как этот подход не имеет отношение к одной и той же звуковой системе, то между звуком речи и фонемой есть непосредственная связь – фонема как единица функциональная реально воплощается, или реализуется, в звуках речи, которые являются материальным ее выражением.

Основной критерий при выяснении, является ли звуковая единица данного языка фонемой – ее различительная функция, а не сходство и различие акустико-артикуляционных признаков звуков. Поясним это на примере. Звуки [к] и [х] звуки [г] и [j] имеют одинаковый набор общих (интегративных) и различительных (дифференциальных) признаков. [к] и [х] – обе согласные, шумные, звонкие, твердые, заднеязычные, различаются они только способом образования: [к] – смычновзрывной, [х] – фрикативный. [г] и [j] –обе согласные, шумные, звонкие, твердые, заднеязычные, различаются они тоже только способом образования. С точки зрения артикуляционной можно составить тождество: [к] так относится к [х], как [г] к [j]. Но с точки зрения функциональной такое тождество неправомерно: [к] и [х] по отношению друг к другу выполняют в русском языке различительную функцию (мука – муха), а [г] и [j] – не выполняют (бал[г]одаря – бла[j]г) Таким образом звуки [к] и [х] являются разными самостоятельными фонемами в русском языке, а [г] и [j] разновидностями одной фонемы.

Фонологическая система

Фонемы в языке представляют систему. Система фонем потому и является системой, а не простым набором, простой совокупность. фонем, что последние находятся в определенных связях и противопоставлениях, входят в объединяемые группы фонем, образуют соотносительные ряды.

А. А. Реформатский пишет, что организация фонем в системе языка основана на определенных для каждого языка фонологических оппозициях (противопоставлениях) и признаках, лежащих в основе этих оппозиций.5

В фонологическую модель языка, то есть в основной каркас его фонетического строя входят:

1. Инвентарь фонем –расчлененное целое взаимопротивопоставленных и взаимосвязанных единиц.

2. Позиционные условия, в которые фонемы попадают в потоке речи, что приводит к комбинаторным и позиционным изменениям фонем благодаря взаимодействию соседних согласных, и согласных с гласными, благодаря положению гласных относительно ударения (ударные и безударные гласные), благодаря положению в начале или в конце слова.

3. Результаты варьирования (видоизменения) фонем в тех или иных позициях, где следует различать вариации данной фонемы (оттенки, не совпадающие со звучанием других фонем) и варианты (результаты совпадения звучания разных фонем в одном звуке благодаря нейтрализации оппозиции данных фонем, то есть стирания различительных признаков.

4. Характер ударения, его место в слове и в словосочетании.

Русский язык в фонологическом отношении является языком ярко выраженного консонантного типа. Это значит, что в русской фонологической системе определяющую роль играют согласные, тогда как вокализм в подчиненных отношениях к консонантизму. Такая определяющая роль согласных проявляется, во-первых, в том, что состав согласных фонем почти в семь раз превышает состав гласных фонем (34 и 5). Это означает, что и для образования слов и их форм, и для их различения у согласных во много раз больше возможности, чем у гласных.

Не случайно человек владеющий русским языком, легко «разгадывает» слово, записанное

буквами только согласных фонем, но не может этого сделать, если оно записано только буквами

только гласных фонем. Иначе говоря, информативность согласных русского языка намного выше информативности гласных.

Во-вторых, определяющая роль согласных в фонологической системе русского языка заключается в том, что в потоке речи согласные оказывают влияние на гласные. Обратного влияния – гласных на качество согласных нет, точнее, оно до такой степени незначительно, что ни говорящие, ни слушающие этого не замечают.

Играя определяющую роль в системе, консонантизм русского языка характеризуется четкой организацией фонем, входящих в его состав. Важнейшей типологической особенностью русского языка в области консонантизма является объединение большинства согласных фонем в два соотносительных ряда – в ряд парных твердых-мягких согласных фонем – это такие ряды, в которых несколько пар фонем вступают в противопоставление дург к другу по одному и тому же дифференциальному признаку и в одних и тех же условиях).Корреляция – (лат correlatio – соотношение) твердых – мягких и глухих – звонких парных согласных фонем образует ядро фонологической системы русского языка и определяют основные ее особенности.

Система согласных фонем (консонантизм)

Противопоставленность звуковых единиц в тождественных фонетических условиях по конститутивным (самостоятельным, независимым) дифференциальным (различительным) признакам дает возможность установить состав (инвентарь) фонем данного языка. В современном литературном языке в состав фонем входит 34 согласные фонемы:

губные: - [п],[п‘],[б],[б’],[м],[м’],[ф],[ф’],[в],[в’]

язычные – переднеязычные [т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л’], [н], [н’], [ш], [ж], [ш’], [ж’], [ч], [р], [р’]; среднеязычные [j]; заднеязычные [к],[г],[х]

Эти 34 согласных в современном руссокм литературном языке являются фонемами, так как из них тех положениях, в которых согласные максимально дифференцированы, по отношению к любой другой согласной фонеме обладает различительной функцией, то есть можно различать данную морфему или слово среди других морфем и слов.

Состав согласных фонем, как и другие элементы строя языка, не является стабильным на протяжении развития данного языка с древнейших эпох до наших дней. Состав фонем, хотя и медленно, не изменялся: появились новые фонемы, отмирали некоторые из старых, в связи с этим

в той или иной менялись соотношения между отдельными ее элементами.

В соответствии с этим и система согласных современного русского языка представляет собой определенный этап в развитии русского языка. Поэтому в ней, как и на любом другом этапе развития русского языка, можно найти элементы более древние и более новые, элементы отмирающие и развивающиеся.

Из 34 фонем одни согласные фонемы и их группы противопоставлены друг другу ярче, сильнее, другие – слабее. Так, например, глухие и звонкие согласные противопоставлены друг другу значительно ярче и сильнее, чем твердые и мягкие. История языка объясняет это тем, что в отличие от категории глухости-звонкости согласных, исконной или, во всяком случае, очень древней, категория твердости – мягкости развивалась в относительно позднюю эпоху в результате дифференциации одной фонемы (по качеству своему немягкой) на две – твердую и мягкую. В древнерусском языке не было таких пар фонем как, например, [т],[т’], [б],[б’] [д],[д’]

Твердость – мягкость согласного звука определялась позицией (соседним гласным): [родъ], [род"и] (множественное число), [дубъ], [дуб"и] и т.п. В каждом таком случае соседний гласный (непередний или передний) предписывал согласному, каким ему быть (твердым или мягким). Но затем (после падения редуцированных) случилось так что во многих случаях согласный потерял соседа, который указывал ему, быть твердым или мягким. Но твердость или мягкость при этом осталась.

Было: взя[ть], зя[т"ь]Стало: взя[т], зя[т]

Звуки [т],[т’] теперь в одной и той же позиции. Их различие не вызвано гласными [ъ] и [ь], Это уже разные фонемы. Согласные фонемы раздвоились, расщепились. В древнерусском языке стало намного больше согласных фонем. Появилось новое, очень важное для современного русского языка, противопоставление согласных фонем по твердости – мягкости.

Отмирающим является, например, допустимое в отдельных словах фрикативное произношение звонкой заднеязычной фонемы (бла[j]о, бо[j]атство и др.) К числу отмирающих можно отнести фонему /ж’/, которая произносится в немногих словах (например, в словахезжу, позже, вожжи, дрожжи, дребезжать, жужжать и некоторых других) об этом свидетельствует давно уже отмеченная тенденция к замене ее на долгое твердое [ж]. Напротив, к элементам, развивающимся можно отнести противопоставление по твердости – мягкости заднеязычных (по преимуществу /к/)

Согласные фонемы современного русского литературного языка могут быть противопоставлены по четырем признакам, иметь четыре дифференциальных признака: твердость – мягкость, например, /т/-/т"/: бра[т] – бра[т’]; глухость – звонкость, например, /т/ - /д/[т]ом – [д]ом; место образования, например, /т/ -/к/: [т]ом - к[ом];

способ образования, например,/т/ - [с]: /т/ом – [c]ом

Согласные фонемы, противопоставленные по твердости - мягкости

Противопоставление согласных фонем по твердости-мягкости является одной из главных особенностей консонатизма современного русского языка. Крреляция твердость-мягкость не только определяет основную черту системы согласных фонем русского языка, но и обуславливает поведение русского вокализма.

Из 34 согласных фонем современного русского языка 24 фонемы образуют соотносительных ряд фонем, 12 пар фонем, противопоставленных по признаку твердость-мягкость.

Это следующие пары:

/п/-/п’/ пил-пыл [п‘ил]- [пыл] /б/-/б’/ бил-был [б’ил]-[был] /ф/-/ф’/ фон-фён [фон]-[ф’он] /в/-/в’/ вол-вёл [вол]-[в’ол] /м/-/м’/ мал-мял [мал]-[м’ал]

/т/-/т’/ брат-брать [брат]-[брат’] /д/-/д’/ дыма-Дима [дымъ]-[д’имъ] /с/-/с’/ саду-сяду [саду]-[с’аду] /з/-/з’/ зов-зёв[зоф]-[з’оф] /л/-/л’/ мел-мель [мел]-[м’ел] /н/-/н’/ нос-нёс [нос]-[н’ос] /р/-/р’/ рад-ряд [рат]-[р’ат]

Остальные 10 фонем пар по твердости-мягкости не образуют. Одни из них являются внепарными мягкими, так как нет соответствующих мягких. Это /ш/,/ж/, /и/, а также /к/,/г/, /х/.

Заднеязычные [к],[г],[х] являются внепаными твердыми фонемами, а употребляющиеся в речи мягкие к,г, х – только разновидности твердых фонем, а не самостоятельные фонемы, потому что твердые и мягкие заднеязычные не употребляются в одинаковых фонетических условиях, то есть невзаимозаменяемы. А паз так, мягкие заднеязычные по отношению к твердым не могут выполнять различительную функцию. Твердые заднеязычные перед гласными не переднего ряда [а],[о],[у] (камень, конь, курс, газ, город, гусь, хан, холод, хуже), а мягкие – перед гласными переднего ряда [с],[и] (ноге, руке, сохе, кислый, гибкий, хитрый).

Некоторые авторы, ссылаясь на факты употребления мягких заднеязычных в заимствованных словах и перед /а/, /о/, /у/ (ликер, Гете, маникюр, Гюнтер, Кяхта), а также на единичные корреляции типа садком-соткем [сАтком], [сАтком], нет кож – не ткешь [неткош] – [ние тк’ош], считают, что различие между твердыми и мягкими заднеязычными «можно считать фонематическим, хотя оно используется в дифференцирующих целях еще очень редко». Но именно потому, что подобные случаи «еще очень редки», а главное, потому что в решающем положении для оппозиции твердость-мягкость – на конце слова – заднеязычные бывают только твердыми, заднеязычные мягкие нельзя считать самостоятельными фонемами.

В потоке речи фонемы употребляются в различных фонетических условиях, в различных позициях. Позиции могут быть сильными и слабыми. В сильной позиции фонемы выполняют различительную функцию. В слабой же позиции разные фонемы перестают различаться, звучат одинаково и различительной функции не выполняют. Совпадение фонем в определенной позиции (в слабой позиции) называется нейтрализацией.

Поясним на примере гласных фонем. В словах сам исом гласные фонемы /а/ и /о/ находятся в сильной позиции, так как они различаются, противопоставлены друг другу по всем признакам, различительную функцию выполняют. В предложении:Сама поймала сома – [сАма] поймала [сАма] фонемы /а/ и /о/ не различаются, не противопоставлены, совпадают в одном звучании, в одном варианте, смыслоразличительной функции не выполняют. Произошла нейтрализация фонологических оппозиций. Фонемы/а/ и /о/ находятся в слабой позиции.

Рассмотри, в каких же фонетических условиях твердые и мягкие парные согласные фонемы противопоставлены и в каких позициях они не различаются (для внепарных фонем сильные и слабые позиции определить невозможно, так как у внепарной фонемы, естественно, нет пары, с которой она может различаться или с которой она может совпадать в звучании).

Сильной позицией для парных твердых и мягких согласных фонем является положение их на конце слова:

брат – брать [брат] - [брат’] / т/-/т’/

кон-конь [кон]-[кон’] /н/-/н’/ мел-мель [м’ел]-[м’ел’] /л/-/л’/ вес-весь [в’ес]-[в’ес’] /в/-/в’/ жар-жарь [ж’ар]-[жар’] /р/-/р’/

Твердые и мягкие парные согласные фонемы различаются в позиции перед всеми гласными:

Перед /а/:

мал-мял [мал]-[м’ал] /м/-/м’/

вал-вял [в’ал]-[в’ал’] /в/-/в’/

пальцы-пяльцы [пал’цы]-[п’ал’цы] /п/-/п’/ графа-графя [графа]-[граф’а] /ф/-/ф’/ рад-ряд [рат]-[р’ад] /р/-/р’/

Перед /о/:

вол-вёл [вол]-[в’ол] /в/-/в’/ ров-рёв [роф]-[р’оф] /р/-/р’/

томный-тёмный [томныj]-[то’мныj]/т/-/т/

мол-мёлл [мол]-[м’ол] /м/-/м’/ нос-нёс [нос]-[н’ос] /н/-/н’/

Перед /у/:

тук-тюк [тук]-[т’ук] /т/-/т’/ луг-люк [лук]-[л’ук] /л/-/л’/

Реферат по русскому языку

«Фонетическая система русского языка»


Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук).

Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. С другой стороны, для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию.

Поэтому в фонетической системе языка, необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений.

1.Фонетические средства русского языка

К фонетическим средствам русского языка относятся:

Ударение (словесное и фразовое)

2) на стыке предлога и слова: [аръм], [ аръм] (с жаром, с шаром); [б"и е аръ], [би е аръ] (без жара, без шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [по"ъ] (позже), (езжу); [во "и], [дро "и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие ["], : [Λ"от] (отчет), (фкра ъ] (вкратце).

6. Упрощение сочетаний согласных . Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны], [познъ], [ш"и е сл"ивы], [г"иганск"и], [ч"уствъ], [с"ердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных . При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра ор"ит"] (раз+ссорить), [ылкъ] (с ссылкой), [кΛло ы] (колонна+н+ый); [Λд"е ки] (Одесса+ск+ий).

v Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных:

1) степень подъема языка

2) место подъема языка

3) участие или неучастие губ.

Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].

Таблица гласных звуков современного русского литературного языка


Звуковой закон в области гласных звуков.

Редукция гласных . Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Гласные в слабой позиции первой степени: [вΛлы] (валы); [валы] (волы); [б"и е да] (беда) и т.п.

Гласные в слабой позиции второй степени: [пърлвос] (паровоз); [къръгΛнда] (Караганда); [кълъкΛла] (колокола); [п"ьл"и е на] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.


Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам. Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (ср.: Снег идет и Снег идет).

Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.

1.3 Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте фразовых ударений) (ср.: Снег тает и Снег тает?). Различаются интонации сообщения, вопроса, побуждения и т.д.

Интонация имеет объективное лингвистическое значение: независимо от функциональной нагруженности интонация всегда объединяет слова во фразы, и без интонации фразы не существуют. Субъективные различия в интонации фразы не имеют лингвистической значимости.


Интонация тесно связана с другими уровнями языка, и, прежде всего, с фонологией и синтаксисом.

С фонологией интонацию роднит то, что она принадлежит к звуковой стороне языка и что она функциональна, однако от фонологии ее отличает то, что интонационные единицы имеют семантическую значимость сами по себе: например, восходящая интонация в основном соотнесена с вопросительностью или незавершенностью высказывания. Отношения между интонацией и синтаксисом предложения не всегда однозначны. В одних случаях грамматические образцы, по которым строится высказывание, могут иметь типичное интонационное оформление. Так, предложения с частицей

[и е ]
[л"и е сок]

[ы э ]
[шы э сток]

[и]
[итак]

[ы ]
[пы л"ит]

[u]
[п"uл"ит"]

[ы]
[жырок]

[у]
[урок]

[у]
[туда]

[у]
[с" уда]

[у]
[шум"eт"]


Варианты фонем <а>, <о>, <е> первого предударного слога после твердых согласных совпадают с вариантами этих фонем в абсолютном начале слова. Это звуки [Λ], [ы э ].

Исключением является фонема <и>, которая в абсолютном начале слова реализуется звуком [и]: [Иван], а в первом предударном слоге после твердых согласных - звуком [ы]: [с-ыванъм].

Варианты гласных фонем второго предударного слога . Во всех предударных слогах, кроме первого, слабые гласные фонемы оказываются в слабой позиции второй степени. Эта позиция имеет две разновидности: I - после парного твердого согласного и II - после мягкого согласного. После твердого согласного гласные фонемы реализуются звуками [ъ], [ы], [у]; после мягкого - звуками [ь], [и], [у]. Например: [ъ] - [бърΛбан], [кълъкΛла], [ы] - [выручат"], [у] - [мурΛв"ê], [ь] - [пьтΛчок], [и] - [к"ислΛта], [ у] - [л" убΛпытны].

Варианты гласных фонем заударных слогов . Слабые гласные фонемы заударных слогов различаются по степени редукции: наиболее слабая редукция наблюдается в конечном открытом слоге. Различаются две позиции слабых фонем в заударных слогах: после твердых согласных и после мягких согласных.


Система вариантов гласных фонем заударных слогов представлена в таблице.

После твердых согласных

После мягких согласных

В неконечном слоге

В конечном слоге

В неконечном слоге

В конечном слоге

[ы] - [и]
[выжытъ] - (выжита)
[выжътъ] - (выжата)

[ы] - [ъ]
[голым] - (голым)
[голъм] - (голом)

[и] - [ъ]
[буд"ûт"ь] - (будите)
[буд"ьт"ь] - (будете)

[и] - [ь]
[с"ûн"им] - (синим)
[с"ûн"ьм] - (синем)

[ь] - [ъ]
[кл"äч"ьм"и] - (клячами)
[кл"äч"ъм"и] - (клячами)

[ь] - [ъ]
[кл"äч"ьм] - (клячам)
[кл"äч"ъм] - (клячам)

[у]
[корпусу] - (корпусу)

[у]
[корпус] - (корпус)

[ у]
[пΛпол" ушку] - (по полюшку)

[ у]
[попъл" у] - (по полю)


Как показывает таблица, после твердых согласных различаются гласные [ы], [ъ], [у]; причем звуки [ы] и [ъ] слабо противопоставлены. После мягких согласных различаются гласные [и], [ъ], [ь], [ у]; причем слабой разграниченностью отличаются звуки [и] - [ь], [ъ] - [ь].

Мена фонем, сильной и слабой, занимающих одинаковое положение в морфеме, образует фонемный ряд . Так, гласные фонемы, тождественные по месту в морфеме кос-, образуют фонемный ряд <о> - <Λ> - <ъ>: [косы] - [кΛса] - [късΛр"и], а согласная фонема <в> морфемы став- начинает фонемный ряд <в> - <в"> - <ф> - <ф">: [уставы] - [устав"ит"] - [устаф] - [устаф"].

Фонемный ряд является существенным элементом структуры языка, так как на нем основано тождество морфемы. Состав фонем одной и той же морфемы всегда соответствует определенному фонемному ряду. Флексии творительного падежа в словах окн-ом и сад-ом [Λкном] - [садъм], вод-ой и мод-ой [вΛдо ] - [модъ] произносятся по-разному. Однако эти флексии ([-ом] - [-ъм], [-o] - [ъ]) являются одной и той же морфемой, так как в их составе меняются фонемы <о> и <ъ>, входящие в один фонемный ряд.

Вывод

Таким образом, фонетическая система русского языка состоит из значимых единиц речи:

§ форм слова

§ словосочетаний и предложений

для передачи и различения, которых служат фонетические средства языка:

Ø ударение

Ø интонация.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

МИНИСТЕРСТВО ОБРÀЗОВÀНИЯ И НÀУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРÀЦИИ ВОЛГОГРÀДСКИЙ ГОСУДÀРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра стилистики и литературного редактирования Т.À. Пережогина МЕТОДИЧЕСКИЕ МÀТЕРИÀЛЫ ПО ФОНЕТИКЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКÀ (Для студентов-филологов заочной формы обучения) Волгоград 2004 Рецензенты: д-р филол. наук, проф. каф. русского языка и методики его преподавания ВГПУ Т.Н. Колокольцева; д-р филол. наук, проф., зав. каф. стилистики и литературного редактирования ВолГУ О.À. Прохватилова Рекомендовано к печати по решению Ученого совета факультета филологии и журналистики (протокол ¹ 9 от 28.06 2004 г.) Пережогина Т.À. Методические материалы по фонетике современного рус- ского языка: (Для студентов-филологов заочной формы обуче- ния). – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – 28 с. Методические материалы разработаны в соответствии с учеб- ным планом подготовки студентов по специальности «Филология» и действующей учебной программой курса фонетики современного рус- ского языка. Предназначены для организации самостоятельной работы сту- дентов-заочников в межсессионный период. © Т.À. Пережогина, 2004 © Издательство Волгоградского государственного университета, 2004 –2– ПРЕДИСЛОВИЕ Фонетику не случайно образно называют «опытным полем языкознания»: ведь именно здесь впервые были обнаружены многие закономерные отношения между единицами, разработа- ны понятия, которые впоследствии использовались и получили развитие в других разделах языкознания. Изучение фонетики не- обходимо для специалиста-филолога не только потому, что рас- ширяет и углубляет его представления о языке, но и потому, что способствует развитию его лингвистического мышления. Особая роль в этом принадлежит фонологии. По мнению Р.И. Àванесова, «…фонология не только область языкознания, но и способ лингви- стического мышления, элемент лингвистического мировоззрения». Все это определяет основные задачи курса: получить знания о системном устройстве фонетического яруса языка, овладеть ос- новными понятиями фонетики, уметь анализировать языковые явления. Курс фонетики рассчитан на два семестра и предполагает лекционные и практические занятия, консультации, выполне- ние домашней контрольной работы. Основная форма отчетности - экзамен. В связи с тем, что ни одно из имеющихся учебных пособий не может быть названо в качестве единственного и дос- таточного для усвоения курса, рекомендуется при подготовке опираться на лекции и следовать данным методическим указани- ям. Настоящие материалы являются результатом многолетней преподавательской работы автора и дополняют ранее опублико- ванные методические пособия: «Современный русский язык: Си- стема основных понятий», ч. 1, раздел «Фонетика современного русского языка» (Волгоград, 1999); «Современный русский язык: Система обучающих тестов», тест по курсу «Фонетика современ- ного русского языка» (Волгоград, 2001). Методические материалы включают планы практических за- нятий, каждое из которых состоит из трех частей. Первая часть - вопросы для самостоятельной подготовки, нацеливающие сту- дентов на проработку теоретического материала. Вторая часть вклю- чает перечень необходимой учебной и учебно-методической ли- тературы. Третья часть содержит задания, связанные с анализом –3– языковых фактов и направленные на закрепление теоретического материала. Поскольку заочная форма обучения предполагает серьезную самостоятельную работу студентов в межсессионный период, по курсу фонетики современного русского языка предлагается вы- полнить домашнюю контрольную работу, задания для которой приводятся в данном пособии. Кроме того, в издании содержатся вопросы и виды практических заданий, входящие в экзаменаци- онные билеты. Приложение включает в себя теоретический мате- риал по одной из наиболее сложных и противоречивых тем (оппо- зиции гласных и согласных фонем по различным дифференци- альным признакам), а также планы и образцы фонетического, фонологического анализа слова. –4– ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Тема 1. Единицы фонетического уровня языка. Àспекты изучения звуковых единиц. Понятие транскрипции Вопросы для подготовки 1. Предмет фонетики как раздела языкознания. 2. Единицы фонетического уровня языка, их иерархия. 3. Àспекты изучения звуковых единиц в фонетике. 4. Понятие транскрипции. Виды транскрипции: сегментная и супрасегментная, фонематическая и фонетическая. 5. Знаки фонетической транскрипции. Список литературы 1. Àванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. (См. также др. издания.) 2. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.À., Гордина М.В. Основы общей фонетики. СПб., 1991. 3. Матусевич М.И. Фонетика современного русского языка. М., 1976. 4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. 2-е изд. М., 1987. 5. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979. 6. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фоне- тика. М., 2001. 7. Пожарицкая С.К. Современный русский язык. Фонетика: Метод. указания. М., 1985. 8. Современный русский язык. Система основных понятий: Учеб. пособие: В 2 ч. / Под общ. ред. Л.Б. Селезневой. Волгоград, 1999. Ч.1: Поня- тия общие. Разд. «Фонетика современного русского языка». Задания 1. Выполните фонетическую транскрипцию следующих слов: вол, вел, любит, шьем, письмо, рьяный, сети, желуди, видишь, четный, чижи, чушь, щетки, к счастью, мужчины, южанин, цель, вялить, пу- зырь, клюют, тлеют. –5– 2. Выполните фонетическую транскрипцию предложений: Мы любим нашу землю. Мальчики играли в прятки у пруда. Жен- щины пели любимую песню. 3. Назовите слова, в которых гласные буквы обозначают: а) два звука; б) мягкость предшествующего согласного звука. Тема 2. Àртикуляционная классификация гласных звуков. Изменения гласных в потоке речи Вопросы для подготовки 1. Àртикуляционная классификация гласных звуков совре- менного русского языка (по Л.В. Щербе, по Р.И. Àванесову). 2. Комбинаторные изменения гласных звуков в потоке речи. 3. Позиционные изменения гласных звуков в потоке речи. Понятие редукции. Характер редукции безударных гласных. Ре- дукция количественная и качественная. 4. Типы безударного вокализма после твердых и после мяг- ких согласных. 5. Обозначение безударных гласных в фонетической транс- крипции. Список литературы 1. Àванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. (См. также др. издания.) 2. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.À., Гордина М.В. Основы общей фонетики. СПб., 1991. 3. Матусевич М.И. Фонетика современного русского языка. М., 1976. 4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. 2-е изд. М., 1987. 5. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фо- нетика. М., 2001. 6. Пожарицкая С.К. Современный русский язык. Фонетика: Ме- тод. указания. М., 1985. 7. Современный русский язык. Система основных понятий: Учеб. пособие: В 2 ч. / Под общ. ред. Л.Б. Селезневой. Волгоград, 1999. Ч.1: Поня- тия общие. Разд. «Фонетика современного русского языка». Задания 1. Обозначьте в фонетической транскрипции и охарактери- зуйте гласные звуки в словах: жираф, крокодил, верблюд. –6– 2. Обозначьте в фонетической транскрипции безударные глас- ные, произносимые при эканье и при иканье в следующих словах: леса, лиса, пятак, пятачок, перелет, зимовать, заяц, ветер, дети. 3. Выполните фонетическую транскрипцию следующих слов в соответствии с аканьем и эканьем: карандаши, из городов, жена, цеховой, часовой, случай, очарована, еще, языки, с поезда, без тебя. 4. Опишите изменения, которым подвергаются гласные в сло- вах: лимон, драчун, дачник. Тема 3. Àртикуляционная классификация согласных звуков. Изменения согласных в потоке речи Вопросы для подготовки 1. Основная и дополнительная артикуляция при производ- стве согласных. 2. Соотношение тона и шума в согласном звуке. 3. Àртикуляционная классификация согласных звуков рус- ского языка (по Р.И. Àванесову). 4. Позиционные изменения согласных звуков. 5. Комбинаторные изменения согласных звуков: аккомодация; ассимиляция по работе голосовых связок, по работе средней части спинки языка, по действующему органу (по месту образования, по способу образования); диссимиляция; образование звуков единой артикуляции. Список литературы 1. Àванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. (См. также др. издания.) 2. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.À., Гордина М.В. Основы общей фонетики. СПб., 1991. 3. Матусевич М.И. Фонетика современного русского языка. М., 1976. 4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. 2-е изд. М., 1987. –7– 5. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фо- нетика. М., 2001. 6. Пожарицкая С.К. Современный русский язык. Фонетика: Ме- тод. указания. М., 1985. 7. Современный русский язык. Система основных понятий: Учеб. пособие: В 2 ч. / Под общ. ред. Л.Б. Селезневой. Волгоград, 1999. Ч.1: Поня- тия общие. Разд. «Фонетика современного русского языка». Задания 1. Обозначьте в фонетической транскрипции и охарактери- зуйте согласные звуки в словах: навстречу, лодка, счет. 2. Опишите изменения, которым подвергаются согласные звуки в словах: расшитый, росчерк, легкость, отчим, отцовский, скучно, мутный, отлов. 3. Выполните фонетическую транскрипцию текста в соот- ветствии с аканьем и эканьем: Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года (К. Паустовский). Тема 4. Функциональный аспект изучения звуков. Понятие фонемы. Фонема в концепции ЛФШ Вопросы для подготовки 1. Задачи функционального аспекта изучения звуков. 2. Фонема как минимальная сегментная единица языка. 3. Функции фонемы в русском языке. 4. Варьирование фонемы в речи. Фонема и ее аллофоны. 5. Фонема в концепции ЛФШ. Классификация аллофонов фонемы. 6. Фонематическая транскрипция по ЛФШ. Список литературы 1. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. 2-е изд. М., 1979. 2. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.À., Гордина М.В. Основы общей фонетики. СПб., 1991. –8– 3. Матусевич М.И. Фонетика современного русского языка. М., 1976. 4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. 2-е изд. М., 1987. 5. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фо- нетика. М., 2001. 6. Современный русский язык. Система основных понятий: Учеб. пособие: В 2 ч. / Под общ. ред. Л.Б. Селезневой. Волгоград, 1999. Ч.1: Поня- тия общие. Разд. «Фонетика современного русского языка». 7. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: В 3 ч. Ч. 1. М., 1987. Задания 1. Запишите следующие слова в фонетической транскрип- ции. Выявите существенные и несущественные признаки алло- фонов: мог, вел, гроза. 2. Запишите следующие слова в фонетической транскрип- ции. Соотнесите каждый аллофон с фонемой, следуя концепции ЛФШ. Определите тип аллофона: плот, плоты, травяной, удача, министр. 3. Выполните фонетическую, а затем фонематическую транс- крипцию предложения (по ЛФШ), следуя экающему типу безу- дарного вокализма: Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень (К. Паустовский). Тема 5. Функциональный аспект изучения звуков. Основные положения ПФШ и ее последователей Вопросы для подготовки 1. Признаки фонемы: дифференциальные (ДП) и интег- ральные (ИП), их релятивный характер. 2. Понятие оппозиции. Классификация оппозиций Н.С. Тру- бецкого. 3. Функционирование фонем в языке. Сильные и слабые позиции. Нейтрализация фонемных противопоставлений в сла- бых позициях. 4. Фонема и архифонема в концепции ПФШ. –9– 5. Сильные и слабые позиции гласных фонем. Гласные архи- фонемы. 6. Сильные и слабые позиции согласных фонем. Согласные архифонемы. Список литературы 1. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. 2-е изд. М., 1979. 2. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960. 3. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.À., Гордина М.В. Основы общей фонетики. СПб., 1991. 4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. 2-е изд. М., 1987. 5. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: В 3 ч. Ч. 1. М., 1987. 6. Современный русский язык. Система основных понятий: Учеб. пособие: В 2 ч. / Под общ. ред. Л.Б. Селезневой. Волгоград, 1999. Ч.1: Поня- тия общие. Разд. «Фонетика современного русского языка». 7. Иллюстративный материал «Оппозиции гласных и согласных фонем по различным ДП» (см. приложения 1 и 2). 8. Àванесов Р.И. Фонетика современного русского литературно- го языка. М., 1956. Задания 1. Выявите на основе минимальных пар слов оппозиции фонем. Определите тип оппозиции по классификации Н.С. Тру- бецкого. Назовите ДП, различающие фонемы: жест - шест, мол - моль, сам - хам, пить - петь, сан - сон, Лида - Люда, Нина - Дина, пот - тот - кот. 2. Определите фонологический статус звуков (фонема или архифонема) в следующих словах: спор, здесь, разжег, следопыт, эскадрилья. Тема 6. Функциональный аспект изучения звуков. Основные положения МФШ Вопросы для подготовки 1. Фонема как элемент морфемы. Определение фонемы в теории МФШ. – 10 –

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный университет

Современный русский язык

Фонетика

Учебно-методическое пособие

Владивосток

Издательство Дальневосточного университета


Современный русский язык. Фонетика: Учебно-методическое пособие / Сост. Г.М. Крылова. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2010. -

Методическое пособие по курсу «Фонетика», подготовленное в соответствии с учебной программой на кафедре современного русского языка, включает программу курса, список рекомендуемой учебной литературы и словарей, контрольную работу и методические указания к ней с образцами выполнения, список основных понятий и терминов.

Для студентов 1 курса отделения заочного обучения Института русского языка и литературы. Может быть использовано студентами 1 курса дневной формы обучения в качестве дополнительного учебного пособия.

© Крылова Г.М.,

составление, 2010


Введение

Программа курса

Вопросы к экзамену

Литература

Контрольная работа № 2

Глоссарий


Введение

Методические указания

Фонетика – часть курса «Современный русский язык». Фонетика изучает звуковую сторону языка, центральное место в фонетике занимает учение о звуках речи, их артикуляционной, акустической и функциональной характеристиках. Кроме того, изучаются звуковое строение слогов и слов, фонетическое членение речи, ударение и интонация.

2) изучить теоретический материал по учебникам, которые указаны в списке основной литературы, и по предлагаемому методическому пособию, делая необходимые записи и анализируя имеющиеся в учебниках и пособии примеры;

3) выполнить контрольную работу и сдать её на проверку преподавателю до начала экзаменационной сессии. При возникновении трудностей можно обратиться за консультацией к преподавателю.



Аттестация по данному курсу проходит в форме экзамена . Каждый экзаменационный билет включает два теоретических вопроса, которые формулируются в соответствии с предложенной Программой курса, и текст для фонетического анализа. Во время анализа студент должен выполнить фонетическую транскрипцию и разделить текст на синтагматические отрезки, объяснить отражённые в транскрипции позиционные изменения гласных и согласных звуков в речевом потоке; провести фонологический анализ одного из слов текста и установить его фонемный состав.

Допуском к экзамену является выполненная и зачтенная контрольная работа .

ПРОГРАММА

Фонетика как научная и учебная дисциплина

Фонетика общая, описательная, историческая, сопоставительная. Акустико-артикуляционный и функциональный аспекты фонетики. Методы изучения произношения.

Артикуляционный аспект изучения звуковых единиц

Устройство речевого аппарата. Активные и пассивные органы произношения. Понятие артикуляции.

Артикуляционная классификация звуков русского языка. Гласные и согласные. Классификация гласных звуков по ряду и степени подъёма языка, по наличию или отсутствию лабиализации и по другим признакам.

Классификация согласных звуков по уровню шума, по месту и способу образования, по наличию или отсутствию палатализации и по другим признакам. Методы исследования речевой артикуляции.

Акустический аспект изучения звуковых единиц

Акустические свойства звуков. Различие звуков по высоте, силе, длительности, тембру. Тоны и шумы. Акустическая классификация звуков русского языка. Соответствия между артикуляционной и акустической артикуляциями. Методы исследования акустической стороны речи.

Сегментные и суперсегментные единицы

Фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук как сегменты речевого потока. Слоговые качества звуков. Ударение, интонация как суперсегментные единицы.

Слог с акустической и артикуляционной точек зрения. Различные теории слога. Типы слогов. Правила слогораздела.

Ударение, его основные характеристики. Отличие ударных слогов от безударных. Особенности русского ударения: разноместность и подвижность. слитность русского произношения. Энклитики и проклитики.

Интонация. Функции интонации. Понятие об интонационной конструкции (ИК). Типы ИК в русском языке. Смыслоразличительная и эмоциональная функции интонации.

Фонология

Звуки речи и звуки языка. Понятие фонемы. Основные функции фонемы: отождествительная и различительная.

Понятие позиции в фонетике и фонологии. Позиции сильные и слабые. Позиционная мена звуков. Позиционные и непозиционные чередования. Параллельные и пересакающиеся ряды позиционной мены звуков.

Оппозиция фонем. Признаки фонемы и признаки звуков. Самостоятельные и позиционно обусловленные признаки звуков, реализующих фонему. дифференциальные признаки фонемы как условие выполнения ею различительной функции. Нейтралицация фонем. Понятие о гиперфонеме.

Фонема и морфема. Структура фонемы. Синтагматика и парадигматика в фонетической системе русского языка. Фонема и совокупность реализующих её аллофонов. Основной представитель и различные модификации фонемы 9вариации и варианты).

Фонологические школы: Московская, Санкт-Петербургская (Ленинградская), Пражская. Определение фонемы, её функций, сильных и слабых позиций, проблема нейтрализации фонем в концепциях различных фонологических школ.

Фонетическая система современного русского литературного языка

Позиционная мена гласных звуков в зависимости от соседства твёрдых и мягких согласных и от положения по отношению к ударению. Позиционная мена согласных звуков по глухости/ звонкости, твёрдости/ мягкости, по месту и способу образования.

Состав гласных фонем. Дифференциальные признаки гласных фонем. Сильные и слабые позиции гласных фонем. Реализации гласных фонем в сильных и слабых позициях.

Состав согласных фонем. Дифференциальные признаки согласных фонем. Система согласных фонем. Сильные и слабые позиции согласных фонем, противопоставленных по глухости/ звонкости, твёрдости/ мягкости, по месту и способу образования. Соотносительные ряды согласных фонем, парных по глухости/ звонкости и твёрдости/ мягкости.

Орфоэпия

Предмет орфоэпии. Орфоэпические нормы. Варианты орфоэпических орм. Старшая и младшая нормы. Территориально обусловленные произносительные варианты русского языка. Стили произношения.

Справочники по орфоэпии.

Теория письма

Графема и буква. Состав современного русского алфавита. Соотношение букв и звуков.

Обозначение на письме фонемы . Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Значения букв ъ и ь. Соотношение букв а-я, о-ё, у-ю, и-ы, особое соотношение букв э-е. Различные функции этих букв после согласных и во всех остальных случаях.

Орфография.

Разделы русской орфографии. Передача буквами фонемного состава морфем и словоформ.

Орфограмма. Типы орфограмм.

Принципы орфографии: фонетический, фонематический, традиционный. Основной принцип русской орфографии с точки зрения Московской и Ленинградской фонологических школ. Анализ главных правил русской орфографии с точки зрения её основного принципа. Дифференцирующие написания.

Основные изменения в русской графике и орфографии в ХХ веке. Реформа русского письма в 1917-1918гг. Упорядочение правописания в 30-50-е гг.. Возможности усовершенствования русской орфографии. Вопрос о необходимости новой реформы русского письма.

Современные орфографические словари и справочники.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Фонетика как наука. Предмет фонетики. Методы изучения звукового строя.

2. Классификация фонетических единиц. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы.

3. Аспекты изучения звуковых единиц. Акустические и артикуляционные свойства звуков речи.

4. Артикуляция гласных звуков. Отличие артикуляции гласных от артикуляции согласных. Артикуляционная классификация гласных звуков.

5. Артикуляция согласных звуков. Артикуляционная классификация согласных звуков по месту образования. Артикуляционная классификация согласных звуков по способу образования.

6. Слог как фонетическая единица. Сонорная теория слога. Виды слогов. Принципы слогоделения.

7. Ударение как суперсегментная фонетическая единица. Особенности русского ударения. Словесное, фразовое, логическое ударение. Функции ударения.

8. Интонация как суперсегментная фонетическая единица. Интонационная конструкция. Типы интонационных конструкций. Функции интонации.

9. Понятие фонетической позиции. Основные законы фонетических позиций в области гласных, в области согласных.

10. Функциональный аспект изучения звуковых единиц. Понятие фонемы. Свойства фонемы.

11. Позиционные чередования звуков, их отличие от непозиционных.

12. Классификация позиций. Перцептивно сильные и слабые позиции. Понятие об основном виде и вариации фонемы.

13. Классификация позиций. Сигнификативно сильные и слабые позиции. Понятие о варианте фонемы. Нейтрализация фонем. Гиперфонема.

14. Состав гласных фонем русского языка. Перцептивно сильные и слабые позиции гласных.

15. Реализации гласных фонем в безударных слогах. Особенности реализации гласных фонем в первом предударном слоге: «Акающая», «экающая», «икающая» системы произношения.

16.Состав согласных фонем русского языка. Место мягких заднеязычных в системе согласных фонем русского языка.

17.Парные согласные фонемы по глухости-звонкости. Сильные и слабые позиции по глухости-звонкости. Сильные и слабые позиции по месту образования.

18. Парные согласные фонемы по твердости-мягкости. Сильные и слабые позиции по твердости-мягкости.

19. Внепарные согласные фонемы по глухости-звонкости, по твердости-мягкости. Их реализации.

20. Орфоэпия. Основные орфоэпические нормы русского языка. Измерения орфоэпических норм. «Старшая» и «младшая» орфоэпические нормы.

21. Разделы теории письма. Графика. Три принципа графики. Фонемный принцип как ведущий.

22. Состав русского алфавита. Обозначение фонем русского языка: обозначение гласных фонем, твердых и мягких, глухих и звонких согласных фонем. Обозначение фонемы /й/.

23. Разделы теории письма. Орфография. Три принципа русской орфографии. Фонемный принцип как ведущий принцип русской орфографии.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Касаткин Л.Л. Фонетика. Графика и орфография // Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. 3-е изд. М., 1996

Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. М., 1979.

Панов М.В. Фонетика // Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. 2-е изд. М., 1989.

Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии: Очерк. Хрестоматия. М., 1970.

Дополнительная

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. 6-е изд. М., 1984 (и др. издания).

Брызгунова Е.А. Интонация // Русская грамматика. Т. I. М., 1980.

Ганиев Ж.В. Русский язык. Фонетика и орфоэпия. М., 1990.

Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. 2-е изд. М., 1995.