Несущего информацию о яркости изображении, цветной поднесущей с закодированной информацией о цвете изображения, и звукового сигнала. Каждый из перечисленных сигналов для передачи на расстояние использует свою несущую частоту , которая определяется конкретным стандартом телевизионного вещания и номером используемого канала . Разница несущих частот видеосигнала и звука строго стандартизирована в каждой стране и не зависит от используемого номера канала вещания. В России принят аналоговый вещательный стандарт, предусматривающий фиксированную разницу несущих видеосигнала и звука в 6,5 МГц.

На международной конференции в Стокгольме в 1961 году были приняты стандарты телевизионных вещательных систем, определяющие основные характеристики телевизионного сигнала для каждой системы. Каждому стандарту присвоена буква от A до M, которая в сочетании с примененными стандартами разложения и кодирования цвета, полностью описывает совокупность характеристик аналоговых телевизионных систем во всем мире.

Мировые системы телевидения
Стандарт Год выхода Число строк Частота кадров Ширина полосы канала (МГц) Ширина полосы видео (МГц) Разнос несущих видео и звука (МГц) Ширина боковых полос (МГц) Полярность видео Модуляция звука Разнос частот несущей и поднесущей (МГц) Соотношение мощности несущих видео и звука Цветовая система
A 1936 405 25 5 3 −3.5 0.75 позитивная амплитудная 4:1 -
B 1950 625 25 7 5 +5.5 0.75 негативная частотная PAL/SECAM
C 1953 625 25 7 5 +5.5 0.75 позитивная амплитудная -
D 1948 625 25 8 6 +6.5 0.75 негативная частотная SECAM/PAL
E 1949 819 25 14 10 ±11.15 2.00 позитивная амплитудная -
F 819 25 7 5 +5.5 0.75 позитивная амплитудная -
G 625 25 7 5 +5.5 0.75 негативная частотная 4.43 5:1 PAL/SECAM
H 625 25 8 5 +5.5 1.25 негативная частотная 4.43 5:1 PAL
I 1962 625 25 8 5.5 +5.9996 1.25 негативная частотная 4.43 5:1 PAL
J 1953 525 30 6 4.2 +4.5 0.75 негативная частотная NTSC
K 625 25 8 6 +6.5 0.75 негативная частотная 4.43 5:1 SECAM/PAL
K" 625 25 8 6 +6.5 1.25 негативная частотная SECAM
L 625 25 8 6 -6.5 1.25 позитивная амплитудная 4.43 8:1 SECAM
M 1941 525 30 6 4.2 +4.5 0.75 негативная частотная 3.58 NTSC**
N 1951 625 25 6 4.2 +4.5 0.75 негативная частотная PAL

Полярность модуляции видеосигнала

Принципы формирования телевизионного сигнала в цветном телевидении

Применяемый для передачи цветного изображения т. н. ПЦТС (П олный Ц ветной Т елевизионный С игнал) содержит «поднесущую», модулированную сигналом цветности.

В аналоговом телевидении существуют три основные системы передачи сигналов цветного телевидения:

  • NTSC (1953)
  • SECAM (1965)
  • PAL (1967)

Звук в телевизионном сигнале

Для передачи звука вместе с телевизионным изображением во всех системах с негативной полярностью видео используется частотная модуляция , аналогичная FM-радио . Остальные системы с позитивной полярностью предусматривают амплитудную модуляцию звуковой несущей. В системах с частотной модуляцией возможна передача стереозвука по технологиям, аналогичным FM-радиостанциям. Кроме этого, существуют аналоговые телевизионные стандарты, такие, как NICAM , предусматривающие цифровую передачу звука в телевизионном сигнале.

Особенности передачи телевизионного сигнала в кабельном телевидении

Настроечный телевизионный сигнал

Специальным типом телевизионного сигнала является настроечный телевизионный сигнал , служащий стандартной мерой при настройке телевизионных приёмников. Сигналы генерируются или телецентрами в технологических паузах вещания, или портативными генераторами сигнала. Как правило, настроечный сигнал содержит изображение специальной таблицы, позволяющей точно определить границы кадра на экране, центровку, сведение лучей и правильную цветопередачу. В СССР основной таблицей долгие годы служила чёрно-белая испытательная таблица ТИТ-0249. Большое распространение получил сигнал «цветных полос», генерируемый студийным оборудованием и профессиональными видеокамерами .

Напишите отзыв о статье "Телевизионный сигнал"

Примечания

Литература

  • Мамчев Г. В. Основы радиосвязи и телевидения. - Учебное пособие для вузов. - «Горячая линия - Телеком», 2007. - 416 с. - (Специальность. Для высших учебных заведений). - ISBN 5-93517-267-4 .
  • Смирнов А. В. Основы цифрового телевидения. - Учебное пособие. - М .: «Горячая линия - Телеком», 2001. - 224 с. - ISBN 5-93517-059-0 .
  • Зима З. А., Колпаков И. А., Романов А. А., Тюхтин М. Ф. Системы кабельного телевидения. - М .: МГТУ имени Баумана, 2004. - 600 с. - ISBN 5-7038-2508-3 .
  • Волков С. В. Сети кабельного телевидения. - М .: «Горячая линия - Телеком», 2004. - 616 с. - ISBN 5-93517-190-2 .
  • Лаврус В. С. Практика измерений в телевизионной технике. - М .: «Солон», «Наука и Техника», 1996. - 194 с. - (Ремонт). - 10 000 экз. - ISBN 5-85954-049-3 .

Ссылки

  • Телевизионный сигнал - статья из .
  • Спектр телевизионного сигнала - статья из Большой советской энциклопедии .

Отрывок, характеризующий Телевизионный сигнал

Отрешившись от знания конечной цели, мы ясно поймем, что точно так же, как ни к одному растению нельзя придумать других, более соответственных ему, цвета и семени, чем те, которые оно производит, точно так же невозможно придумать других двух людей, со всем их прошедшим, которое соответствовало бы до такой степени, до таких мельчайших подробностей тому назначению, которое им предлежало исполнить.

Основной, существенный смысл европейских событий начала нынешнего столетия есть воинственное движение масс европейских народов с запада на восток и потом с востока на запад. Первым зачинщиком этого движения было движение с запада на восток. Для того чтобы народы запада могли совершить то воинственное движение до Москвы, которое они совершили, необходимо было: 1) чтобы они сложились в воинственную группу такой величины, которая была бы в состоянии вынести столкновение с воинственной группой востока; 2) чтобы они отрешились от всех установившихся преданий и привычек и 3) чтобы, совершая свое воинственное движение, они имели во главе своей человека, который, и для себя и для них, мог бы оправдывать имеющие совершиться обманы, грабежи и убийства, которые сопутствовали этому движению.
И начиная с французской революции разрушается старая, недостаточно великая группа; уничтожаются старые привычки и предания; вырабатываются, шаг за шагом, группа новых размеров, новые привычки и предания, и приготовляется тот человек, который должен стоять во главе будущего движения и нести на себе всю ответственность имеющего совершиться.
Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место.
Невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека выдвигают его во главу армии. Блестящий состав солдат итальянской армии, нежелание драться противников, ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу. Бесчисленное количество так называемых случайностей сопутствует ему везде. Немилость, в которую он впадает у правителей Франции, служит ему в пользу. Попытки его изменить предназначенный ему путь не удаются: его не принимают на службу в Россию, и не удается ему определение в Турцию. Во время войн в Италии он несколько раз находится на краю гибели и всякий раз спасается неожиданным образом. Русские войска, те самые, которые могут разрушить его славу, по разным дипломатическим соображениям, не вступают в Европу до тех пор, пока он там.
По возвращении из Италии он находит правительство в Париже в том процессе разложения, в котором люди, попадающие в это правительство, неизбежно стираются и уничтожаются. И сам собой для него является выход из этого опасного положения, состоящий в бессмысленной, беспричинной экспедиции в Африку. Опять те же так называемые случайности сопутствуют ему. Неприступная Мальта сдается без выстрела; самые неосторожные распоряжения увенчиваются успехом. Неприятельский флот, который не пропустит после ни одной лодки, пропускает целую армию. В Африке над безоружными почти жителями совершается целый ряд злодеяний. И люди, совершающие злодеяния эти, и в особенности их руководитель, уверяют себя, что это прекрасно, что это слава, что это похоже на Кесаря и Александра Македонского и что это хорошо.
Тот идеал славы и величия, состоящий в том, чтобы не только ничего не считать для себя дурным, но гордиться всяким своим преступлением, приписывая ему непонятное сверхъестественное значение, – этот идеал, долженствующий руководить этим человеком и связанными с ним людьми, на просторе вырабатывается в Африке. Все, что он ни делает, удается ему. Чума не пристает к нему. Жестокость убийства пленных не ставится ему в вину. Ребячески неосторожный, беспричинный и неблагородный отъезд его из Африки, от товарищей в беде, ставится ему в заслугу, и опять неприятельский флот два раза упускает его. В то время как он, уже совершенно одурманенный совершенными им счастливыми преступлениями, готовый для своей роли, без всякой цели приезжает в Париж, то разложение республиканского правительства, которое могло погубить его год тому назад, теперь дошло до крайней степени, и присутствие его, свежего от партий человека, теперь только может возвысить его.
Он не имеет никакого плана; он всего боится; но партии ухватываются за него и требуют его участия.
Он один, с своим выработанным в Италии и Египте идеалом славы и величия, с своим безумием самообожания, с своею дерзостью преступлений, с своею искренностью лжи, – он один может оправдать то, что имеет совершиться.
Он нужен для того места, которое ожидает его, и потому, почти независимо от его воли и несмотря на его нерешительность, на отсутствие плана, на все ошибки, которые он делает, он втягивается в заговор, имеющий целью овладение властью, и заговор увенчивается успехом.
Его вталкивают в заседание правителей. Испуганный, он хочет бежать, считая себя погибшим; притворяется, что падает в обморок; говорит бессмысленные вещи, которые должны бы погубить его. Но правители Франции, прежде сметливые и гордые, теперь, чувствуя, что роль их сыграна, смущены еще более, чем он, говорят не те слова, которые им нужно бы было говорить, для того чтоб удержать власть и погубить его.
Случайность, миллионы случайностей дают ему власть, и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению этой власти. Случайности делают характеры тогдашних правителей Франции, подчиняющимися ему; случайности делают характер Павла I, признающего его власть; случайность делает против него заговор, не только не вредящий ему, но утверждающий его власть. Случайность посылает ему в руки Энгиенского и нечаянно заставляет его убить, тем самым, сильнее всех других средств, убеждая толпу, что он имеет право, так как он имеет силу. Случайность делает то, что он напрягает все силы на экспедицию в Англию, которая, очевидно, погубила бы его, и никогда не исполняет этого намерения, а нечаянно нападает на Мака с австрийцами, которые сдаются без сражения. Случайность и гениальность дают ему победу под Аустерлицем, и случайно все люди, не только французы, но и вся Европа, за исключением Англии, которая и не примет участия в имеющих совершиться событиях, все люди, несмотря на прежний ужас и отвращение к его преступлениям, теперь признают за ним его власть, название, которое он себе дал, и его идеал величия и славы, который кажется всем чем то прекрасным и разумным.
Как бы примериваясь и приготовляясь к предстоящему движению, силы запада несколько раз в 1805 м, 6 м, 7 м, 9 м году стремятся на восток, крепчая и нарастая. В 1811 м году группа людей, сложившаяся во Франции, сливается в одну огромную группу с серединными народами. Вместе с увеличивающейся группой людей дальше развивается сила оправдания человека, стоящего во главе движения. В десятилетний приготовительный период времени, предшествующий большому движению, человек этот сводится со всеми коронованными лицами Европы. Разоблаченные владыки мира не могут противопоставить наполеоновскому идеалу славы и величия, не имеющего смысла, никакого разумного идеала. Один перед другим, они стремятся показать ему свое ничтожество. Король прусский посылает свою жену заискивать милости великого человека; император Австрии считает за милость то, что человек этот принимает в свое ложе дочь кесарей; папа, блюститель святыни народов, служит своей религией возвышению великого человека. Не столько сам Наполеон приготовляет себя для исполнения своей роли, сколько все окружающее готовит его к принятию на себя всей ответственности того, что совершается и имеет совершиться. Нет поступка, нет злодеяния или мелочного обмана, который бы он совершил и который тотчас же в устах его окружающих не отразился бы в форме великого деяния. Лучший праздник, который могут придумать для него германцы, – это празднование Иены и Ауерштета. Не только он велик, но велики его предки, его братья, его пасынки, зятья. Все совершается для того, чтобы лишить его последней силы разума и приготовить к его страшной роли. И когда он готов, готовы и силы.
Нашествие стремится на восток, достигает конечной цели – Москвы. Столица взята; русское войско более уничтожено, чем когда нибудь были уничтожены неприятельские войска в прежних войнах от Аустерлица до Ваграма. Но вдруг вместо тех случайностей и гениальности, которые так последовательно вели его до сих пор непрерывным рядом успехов к предназначенной цели, является бесчисленное количество обратных случайностей, от насморка в Бородине до морозов и искры, зажегшей Москву; и вместо гениальности являются глупость и подлость, не имеющие примеров.

Предположим, что есть две программы. Одна программа должна передать другой большое количество данных. Передача данных будет происходить через файл типа FIFO. То есть одна программа открывает этот файл на запись и передает данные, другая должна открыть этот файл на чтение и получить данные. Проблема заключается в том, что вторая программа должна узнать, что пришло время открывать файл и читать данные.

Чтобы уведомить вторую программу, первая может послать ей сигнал. Сигнал - это число. Его можно представить в виде программного прерывания.

Мне сразу вспоминается очень известный анекдот про Петьку и Василия Ивановича:

Летят Петька и Василий Иванович на самолете.

Петька, прибор!

А что прибор?

Реакция программы на получаемый сигнал зависит от программиста, написавшего эту программу. Программист, написавший вторую программу из нашего примера, в документации к ней укажет, что если программе послать сигнал, например 10, то она откроет указанный FIFO-файл на чтение.

Если говорить более точно, то реакция программы на получаемый сигнал зависит от системы. Но программисты могут переопределить стандартную реакцию.

Чтобы получить список всех сигналов, которые поддерживаются системой, используйте программу kill с параметром –l:

$ kill -l 1) SIGHUP 2) SIGINT 3) SIGQUIT 4) SIGILL 5) SIGTRAP 6) SIGABRT 7) SIGBUS 8) SIGFPE 9) SIGKILL 10) SIGUSR1 11) SIGSEGV 12) SIGUSR2 13) SIGPIPE 14) SIGALRM 15) SIGTERM 17) SIGCHLD 18) SIGCONT 19) SIGSTOP 20) SIGTSTP 21) SIGTTIN 22) SIGTTOU 23) SIGURG 24) SIGXCPU 25) SIGXFSZ 26) SIGVTALRM 27) SIGPROF 28) SIGWINCH 29) SIGIO 30) SIGPWR 31) SIGSYS 35) SIGRTMIN 36) SIGRTMIN+1 37) SIGRTMIN+2 38) SIGRTMIN+3 39) SIGRTMIN+4 40) SIGRTMIN+5 41) SIGRTMIN+6 42) SIGRTMIN+7 43) SIGRTMIN+8 44) SIGRTMIN+9 45) SIGRTMIN+10 46) SIGRTMIN+11 47) SIGRTMIN+12 48) SIGRTMIN+13 49) SIGRTMIN+14 50) SIGRTMAX-14 51) SIGRTMAX-13 52) SIGRTMAX-12 53) SIGRTMAX-11 54) SIGRTMAX-10 55) SIGRTMAX-9 56) SIGRTMAX-8 57) SIGRTMAX-7 58) SIGRTMAX-6 59) SIGRTMAX-5 60) SIGRTMAX-4 61) SIGRTMAX-3 62) SIGRTMAX-2 63) SIGRTMAX-1 $

Количество поддерживаемых сигналов зависит от типа системы. Даже в разных версиях Linux (имеются в виду версии ядра) может применяться разное количество сигналов. Но их никогда не бывает меньше 32.

Каждый сигнал имеет номер, полное и краткое имена. Например, сигнал 1 имеет полное имя SIGHUP, краткое имя сигнала - HUP.

Как уже говорилось выше, у программ есть стандартная реакция на получаемые сигналы. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Сигнал Описание сигнала Стандартная реакция программы
HUP(1) Сброс. Завершение работы. Для демонов - перечитать конфигурационный файл.
INT(2) Посылается, если нажата комбинация клавиш Ctrl+C . Завершение работы.
KILL(9) Безусловное завершение работы программы. Завершение работы.
TERM(15) Завершение работы программы. Завершение работы.
CONT(18) Продолжение выполнения приостановленной программы. Игнорируется.
STOP(19) Приостановление выполнения программы.

Сигнал TERM(15) посылается программе, если необходимо завершить ее выполнение. При получении этого сигнала программа выполняет все необходимые действия для завершения работы: закрывает соединения, открытые файлы, сохраняет данные. В общем, корректно завершает свою работу.

Теперь представьте, что каким-то чудом (это действительно будет чудо, при условии, что вы правильно управляете Linux-машиной) хакер поставил и запустил программу, которая, например, форматирует ваш диск с проверкой на сбойные блоки в режиме записи (очень длительная процедура ). Вы обнаружили эту программу и решили завершить ее работу. При посылке 15-го сигнала программа не завершит работу, т.к. программист ее написавший поставил свой собственный обработчик сигналов. Он, конечно, предусмотрел возможность получения 15-го сигнала, и в ответ на сигнал программа либо просто продолжает свою работу, либо начинает форматировать диск в ускоренном режиме.

В системе предусмотрены сигналы, которые не могут быть переопределены программистом. И это в первую очередь сигнал KILL(9). Но этим сигналом следует пользоваться с особой осторожностью.

Еще один сигнал, который обрабатывает система, а не программа, - STOP(19). При посылке этого сигнала программе ее выполнение будет приостановлено. Оперативная память, выделенная под программу, не освобождается, просто программа не будет ставится в очередь на выполнение процессору. Продолжить выполнение программы можно послав ей сигнал CONT(18).

Сигнал INT(2) посылается программе, если нажата комбинация клавиш Ctrl+C .

Сигнал HUP(1) посылается программе, если произошло отключение терминала. Действительно, в далекие времена рабочие места подключались через модемы, и при отключении связи программам посылался сигнал HUP. Поскольку ресурсы систем тогда были очень дорогими, система отключала все программы, подключенные к этому терминалу. На данный момент система ведет себя таким же образом, и при завершении работы логин шелл, всем программам посылается HUP, что бы они завершили свою работу. Но есть группа программ, которые в принципе не могут получить HUP -- это процессы демоны. В случае демонов сигнал HUP используется по другому. Его посылают для того, что бы программа перечитала свои конфигурационные файлы.

По физической природе носителя информации:

  • электрические;
  • электромагнитные;
  • оптические;
  • акустические

и другие;

По способу задания сигнала:

В зависимости от функции, описывающей параметры сигнала, выделяют аналоговые, дискретные, квантованные и цифровые сигналы:

Аналоговый сигнал (АС) [ | ]

Аналоговый сигнал

Большинство сигналов имеют аналоговую природу, то есть изменяются непрерывно во времени и могут принимать любые значения на некотором интервале. Аналоговые сигналы описываются некоторой математической функцией времени.

Пример АС - гармонический сигнал: s(t) = A·cos(ω·t + φ) .

Аналоговые сигналы используются в телефонии, радиовещании, телевидении. Ввести такой сигнал в цифровую систему для обработки невозможно, так как на любом интервале времени он может иметь бесконечное множество значений, и для точного (без погрешности) представления его значения требуются числа бесконечной разрядности. Поэтому очень часто необходимо преобразовывать аналоговый сигнал так, чтобы можно было представить его последовательностью чисел заданной разрядности.

Дискретный сигнал [ | ]

Дискретизация аналогового сигнала состоит в том, что сигнал представляется в виде последовательности значений, взятых в дискретные моменты времени t i (где i - индекс). Обычно промежутки времени между последовательными отсчётами (Δt i = t i − t i−1 ) постоянны; в таком случае, Δt называется интервалом дискретизации . Сами же значения сигнала x(t) в моменты измерения, то есть x i = x(t i) , называются отсчётами.

Квантованный сигнал [ | ]

При квантовании вся область значений сигнала разбивается на уровни, количество которых должно быть представлено в числах заданной разрядности. Расстояния между этими уровнями называется шагом квантования Δ. Число этих уровней равно N (от 0 до N−1). Каждому уровню присваивается некоторое число. Отсчёты сигнала сравниваются с уровнями квантования и в качестве сигнала выбирается число, соответствующее некоторому уровню квантования. Каждый уровень квантования кодируется двоичным числом с n разрядами. Число уровней квантования N и число разрядов n двоичных чисел , кодирующих эти уровни, связаны соотношением n ≥ log 2 (N).

Цифровой сигнал [ | ]

Для того, чтобы представить аналоговый сигнал последовательностью чисел конечной разрядности, его следует сначала превратить в дискретный сигнал, а затем подвергнуть квантованию . Квантование является частным случаем дискретизации, когда дискретизация происходит по одинаковой величине, называемой квантом. В результате сигнал будет представлен таким образом, что на каждом заданном промежутке времени известно приближённое (квантованное) значение сигнала, которое можно записать целым числом . Последовательность таких чисел и будет являться цифровым сигналом.

Сигнал и событие [ | ]

Событие (получение записки, наблюдение сигнальной ракеты, приём символа по телеграфу) является сигналом только в той системе отношений, в которой сообщение опознается значимым (например, в условиях боевых действий сигнальная ракета - событие, значимое только для того наблюдателя, которому оно адресовано). Очевидно, что сигнал, заданный аналитически, событием не является и не несет информацию, если функция сигнала и её параметры известны наблюдателю.

В технике сигнал всегда является событием. Другими словами, событие - изменение состояния любого компонента технической системы, опознаваемое логикой системы как значимое, является сигналом. Событие, неопознаваемое данной системой логических или технических отношений как значимое, сигналом не является.

Представление сигнала и спектр [ | ]

Есть два способа представления сигнала в зависимости от области определения: временной и частотный. В первом случае сигнал представляется функцией времени характеризующей изменение его параметра.

Кроме привычного временного представления сигналов и функций при анализе и обработке данных широко используется описание сигналов функциями частоты. Действительно, любой сколь угодно сложный по своей форме сигнал можно представить в виде суммы более простых сигналов, и, в частности, в виде суммы простейших гармонических колебаний, совокупность которых называется частотным спектром сигнала.

Для перехода к частотному способу представления используется преобразование Фурье :

S (ω) = ∫ − ∞ + ∞ s (t) e − j ω t d t {\displaystyle S(\omega)=\int \limits _{-\infty }^{+\infty }s(t)e^{-j\omega t}\,dt} .

Функция называется спектральной функцией или спектральной плотностью. Поскольку спектральная функция S (ω) {\displaystyle S(\omega)} является комплексной, то можно говорить о спектре амплитуд | S (ω) | {\displaystyle |S(\omega)|} и спектре фаз ϕ (ω) = a r g (S (ω)) {\displaystyle \phi (\omega)=arg(S(\omega))} .

Физический смысл спектральной функции: сигнал s (t) {\displaystyle s(t)} представляется в виде суммы бесконечного ряда гармонических составляющих (синусоид) с амплитудами | S (ω) | π d ω {\displaystyle {\frac {|S(\omega)|}{\pi }}d\omega } , непрерывно заполняющими интервал частот от до ∞ {\displaystyle \infty } , и начальными фазами ϕ (ω) {\displaystyle \phi (\omega)} .

Размерность спектральной функции есть размерность сигнала, умноженная на время.

Параметры сигналов [ | ]

D = 10 lg ⁡ P m a x P m i n {\displaystyle D=10\lg {\frac {P_{max}}{P_{min}}}} V = F T D {\displaystyle V=FTD}

Характеристики сигналов [ | ]

Характеристики импульсов [ | ]

  • Спектральная функция импульса - комплексная функция, представляющая собой преобразование Фурье от импульса.
  • Модуль спектральной функции импульса
  • Аргумент спектральной функции импульса

Характеристики периодических сигналов [ | ]

Характеристики случайных сигналов [ | ]

Характеристики взаимодействия сигналов [ | ]

Характеристики взаимосвязи сигналов [ | ]

  • Взаимокорреляционная функция - функция, равная среднему значению произведения переменной составляющей одного случайного сигнала и запаздывающей на заданное время переменной составляющей другого случайного сигнала.
  • Взаимный энергетический спектр - Функция, представляющая собой преобразование Фурье от взаимнокорреляционной функции, аргументом которой является частота
  • Время запаздывания - параметр, равный значению временного сдвига одного из сигналов, при котором достигается тождественное равенство его другому сигналу с точностью до постоянного множителя и постоянного слагаемого.
  • Фазовый сдвиг - модуль разности начальных фаз двух гармонических сигналов одинаковой частоты.

Характеристики искажений сигналов [ | ]

  • Коэффициент гармоник - коэффициент, характеризующий отличие формы данного периодического сигнала от гармонической, равный отношению среднеквадратического напряжения суммы всех гармоник сигнала, кроме первой, к среднеквадратическому напряжению первой гармоники.
  • Относительное отклонение сигнала от линейного закона - коэффициент, равный отношению абсолютного отклонения (40) данного сигнала от прямой линии, соединяющей мгновенные значения сигнала, соответствующие началу и концу заданного интервала времени к максимальному значению сигнала на этом же интервале
  • Коэффициент нелинейности сигнала - коэффициент, равный отношению размаха производной сигнала на заданном интервале времени к максимальному значению производной на этом же интервале.
  • Абсолютное отклонение сигналов - максимальное значение разности мгновенных значений сигналов, взятых в один и тот же момент времени на протяжении заданного интервала времени.

Которое должно быть принято принимающей стороной, иначе оно не является сообщением. Сигналом может быть любой физический процесс, параметры которого изменяются в соответствии с передаваемым сообщением.

Сигнал, детерминированный или случайный, описывают математической моделью, функцией, характеризующей изменение параметров сигнала. Математическая модель представления сигнала, как функции времени, является основополагающей концепцией теоретической радиотехники, оказавшейся плодотворной как для анализа , так и для синтеза радиотехнических устройств и систем. В радиотехнике альтернативой сигналу, который несёт полезную информацию, является шум - обычно случайная функция времени, взаимодействующая (например, путём сложения) с сигналом и искажающая его. Основной задачей теоретической радиотехники является извлечение полезной информации из сигнала с обязательным учётом шума.

Понятие сигнал позволяет абстрагироваться от конкретной физической величины , например тока, напряжения, акустической волны и рассматривать вне физического контекста явления связанные кодированием информации и извлечением её из сигналов, которые обычно искажены шумами . В исследованиях сигнал часто представляется функцией времени, параметры которой могут нести нужную информацию. Способ записи этой функции, а также способ записи мешающих шумов называют математической моделью сигнала .

В связи с понятием сигнала формулируются такие базовые принципы кибернетики , как понятие о пропускной способности канала связи, разработанное Клодом Шенноном и об оптимальном приеме , разработанная В. А. Котельниковым .

Классификация сигналов

По физической природе носителя информации:

  • электрические;
  • электромагнитные;
  • оптические;
  • акустические

По способу задания сигнала:

  • регулярные (детерминированные), заданные аналитической функцией ;
  • нерегулярные (случайные), принимающие произвольные значения в любой момент времени. Для описания таких сигналов используется аппарат теории вероятностей .

В зависимости от функции, описывающей параметры сигнала, выделяют аналоговые, дискретные, квантованные и цифровые сигналы:

  • непрерывные (аналоговые) , описываемые непрерывной функцией ;
  • дискретные , описываемые функцией отсчётов, взятых в определённые моменты времени;
  • квантованные по уровню;
  • дискретные сигналы, квантованные по уровню (цифровые).

Аналоговый сигнал (АС)

Аналоговый сигнал

Большинство сигналов имеют аналоговую природу, то есть изменяются непрерывно во времени и могут принимать любые значения на некотором интервале. Аналоговые сигналы описываются некоторой математической функцией времени.

Пример АС - гармонический сигнал - s(t) = A·cos(ω·t + φ).

Аналоговые сигналы используются в телефонии, радиовещании, телевидении. Ввести такой сигнал в компьютер и обработать его невозможно, так как на любом интервале времени он имеет бесконечное множество значений, а для точного (без погрешности) представления его значения требуются числа бесконечной разрядности. Поэтому необходимо преобразовать аналоговый сигнал так, чтобы можно было представить его последовательностью чисел заданной разрядности.

Дискретный сигнал

Дискретизация аналогового сигнала состоит в том, что сигнал представляется в виде последовательности значений, взятых в дискретные моменты времени. Эти значения называются отсчётами. Δt называется интервалом дискретизации.

Квантованный сигнал

Основная статья: Квантование (информатика)

При квантовании вся область значений сигнала разбивается на уровни, количество которых должно быть представлено в числах заданной разрядности. Расстояния между этими уровнями называется шагом квантования Δ. Число этих уровней равно N (от 0 до N-1). Каждому уровню присваивается некоторое число. Отсчёты сигнала сравниваются с уровнями квантования и в качестве сигнала выбирается число, соответствующее некоторому уровню квантования. Каждый уровень квантования кодируется двоичным числом с n разрядами. Число уровней квантования N и число разрядов n двоичных чисел , кодирующих эти уровни, связаны соотношением n ≥ log 2 (N).

Цифровой сигнал

Для того, чтобы представить аналоговый сигнал последовательностью чисел конечной разрядности, его следует сначала превратить в дискретный сигнал, а затем подвергнуть квантованию. Квантование является частным случаем дискретизации, когда дискретизация происходит по одинаковой величине называемой квантом. В результате сигнал будет представлен таким образом, что на каждом заданном промежутке времени известно приближённое (квантованное) значение сигнала, которое можно записать целым числом . Если записать эти целые числа в двоичной системе , получится последовательность нулей и единиц, которая и будет являться цифровым сигналом.

Сигнал и событие

Событие (получение записки, наблюдение сигнальной ракеты, прием символа по телеграфу) является сигналом только в той системе отношений, в которой сообщение опознается значимым (например, в условиях боевых действий сигнальная ракета - событие, значимое только для того наблюдателя, которому оно адресовано). Очевидно, что сигнал, заданный аналитически, событием не является и не несет информацию, если функция сигнала и её параметры известны наблюдателю.

В технике сигнал всегда является событием. Другими словами, событие - изменение состояния любого компонента технической системы, опознаваемое логикой системы как значимое, является сигналом. Событие, неопознаваемое данной системой логических или технических отношений как значимое, сигналом не является.

Представление сигнала и спектр

Есть два способа представления сигнала в зависимости от области определения: временной и частотный. В первом случае сигнал представляется функцией времени характеризующей изменение его параметра.

Кроме привычного временного представления сигналов и функций при анализе и обработке данных широко используется описание сигналов функциями частоты. Действительно, любой сколь угодно сложный по своей форме сигнал можно представить в виде суммы более простых сигналов, и, в частности, в виде суммы простейших гармонических колебаний, совокупность которых называется частотным спектром сигнала.

Для перехода к частотному способу представления используется преобразование Фурье :
.
Функция называется спектральной функцией или спектральной плотностью.
Поскольку спектральная функция является комплексной, то можно говорить о спектре амплитуд и спектре фаз . Физический смысл спектральной функции: сигнал представляется в виде суммы бесконечного ряда гармонических составляющих (синусоид) с амплитудами , непрерывно заполняющими интервал частот от 0 до , и начальными фазами .


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сигнал" в других словарях:

    сигнал - а, м. signal, нем. Signal <ср. лат. signale <лат. signum знак, сигнал. 1. Условный знак для передачи каких л. сведений, распоряжений и т. п. БАС 1. Когда на корабле аншеф командующаго так повредится в бою, что более служить не может, тогда… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    См … Словарь синонимов

    В физике изменение некоторой физической величины, служащее для регистрации события. См. также: Сигналы Системы отсчета Финансовый словарь Финам. Сигнал Сигнал процесс передачи информации через действия компании. По английски: Signal Синонимы:… … Финансовый словарь

    - (фр. signal) от лат. signum знак). Знак, служащий для предостережения или уведомления о чем либо, когда по дальности расстояния этого нельзя сделать непосредственно. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

Фильм «Сигнал» (2014), отзывы о котором легко можно найти, представляет собой ленту в жанре фантастического триллера, выпущенную в США 20 января этого года. Её режиссером выступил Уильям Юбэнк, в копилке которого есть уже одна киноработа под названием «Любовь», также связанная с тематикой приключений в космосе. Несмотря на участие в картине Лоуренса Фишберна, звезды «Матрицы», отзывы фильм «Сигнал» получил неоднозначные как со стороны зрителей, так и кинокритиков.

Создатели ленты

Уильям Юбэнк выступил одновременно и сценаристом, и режиссером картины, как раннее он это сделал в своем дебютном фильме «Любовь». До того как Юбэнк начал пробовать себя в режиссуре, он долгое время работал оператором (короткометражки «Hooked» 2006 г. и «First» 2007 г., фильмы «Под перекрестным огнем» 2010 г., «Дом восходящего солнца» 2010 г. и «Страстное желание» 2012 г.). Помимо этого, в некоторых картинах он выступал продюсером, художником и монтажером.

Вторая киноработа Юбэнка «Сигнал» была выпущена компаниями Entertainment One и Focus Features. В качестве продюсеров были привлечены Тайлер Дэвидсон («Короли лета» 2013 г.) и Брайан Кэвэна-Джонс («Укрытие» 2011 г.). Оператор фильма Дэвид Ланценберг, до того как попал в съемочную группу «Сигнала», опыта работы в большом кино не имел и участвовал только в короткометражных проектах.

А вот о музыкальном сопровождении фильма, над которым трудился композитор Нима Фахрара, режиссер картины Юбэнк рассказывает с особым энтузиазмом: по его словам, Фахрара собственноручно изготовил инструменты, на которых исполнялась музыка.

«Сигнал»: краткое содержание

Троих молодых людей - Ника, Джону и их подругу Хейли - исключают из MIT за вредительство. Друзей обвинили в том, что якобы они взломали сервер университета и нанесли непоправимый ущерб базе данных. Однако Ник, Джона и Хейли вычислили настоящего виновника - некого хакера Номэда. Более того, когда они возвращались домой в Калифорнию, загадочный Номэд вышел с ними на связь и продолжил нагнетать обстановку, то высылая насмешливые сообщения, то подсоединяясь к веб-камере ноутбука Хейли.

Джона и Ник решают проучить неизвестного, вычисляют его IP и отправляются по указанному адресу, но находят там только старое заброшенное здание. Пока они осматривают его, кто-то нападает на их подругу Хейли, ожидающую друзей снаружи. Услышав её крики, Ник и Джона выбегают на улицу, но в темноте ничего не могут разобрать и от шока теряют сознание.

Далее Ник приходит в себя и понимает, что находится в какой-то необычной исследовательской лаборатории. Доктор Уильям Деймон задает молодому человеку странные, порою глупые вопросы, проводит над ним эксперименты, отказывается сообщать информацию о его друзьях. Однажды Нику удается увидеть, в какой части здания находится Хейли - девушка пребывала в коме. Ник планирует побег, пытаясь заодно освободить и подругу, но всё заканчивается неудачей.

Очнувшись вместе с ней в одной палате, Ник обнаруживает, что вместо ног ему имплантировали сверхсовременные протезы. Он снова предпринимает попытку бегства вместе с Хейли - на этот раз успешно. Однако мир, в котором они оказались, выглядит как-то неестественно. Ник обнаруживает, что может на своих новых протезах развивать сверхзвуковую скорость. Он скрывается вместе с Хейли в заброшенном доме, где случайно обнаруживает Джону, который тоже стал жертвой эксперимента: вместо рук молодому человеку установили сверхкрепкие кибернетические устройства.

Сначала Джона и Ник предполагают, что они находятся в виртуальном мире, разработанном на Зоне 51 - известной американской военной базе. Друзья принимают решение двигаться вперед по единственной существующей в этом виртуальном мире дороге, однако там их ждет засада. Раненный Джона остается на одном из блокпостов, чтобы позволить своим друзьям беспрепятственно двигаться вперед. Ник и Хейли едут дальше, но, пытаясь прорваться сквозь дорожную блокаду полицейских, переворачиваются на своём грузовике.

Раненную Хейли тут же увозят на вертолете, а доктор Деймон наконец-то напрямую говорит Нику, что тот участвовал в уникальном эксперименте и стал образцовым творением внеземной цивилизации - существом, в котором кибернетическая мощь соединена с человеческой эмоциональностью. Ник, не желая терять из виду Хейли, гонится за вертолетом, но в результате пробивается сквозь «экран» и оказывается совсем в другом мире. И этот мир расположен на космическом корабле, который направляется в сторону неизвестной планеты.

Режиссерский замысел

Уильям Юбэнк утверждает, что на создание подобного сценария его вдохновил телепроект «Сумеречная зона» 1983 года. Особенно это касается задействованной концовки-перевертыша в фильме «Сигнал» (2014), отзывы по поводу которой были скорее отрицательными, потому что четкой развязки истории зритель так и не увидел.

Однако Уильям Юбэнк в интервью утверждает, что как раз развязка в этой картине не так уж важна. Главное - проследить путь духовного становления Ника, который в неординарной ситуации внезапно раскрывается и превращается из обычного парня в настоящего героя, готового постоять за себя и своих друзей.

Актерский состав

Исполнили главные роли в фильме «Сигнал» актеры Брентон Туэйтес (Ник Истмен) и Лоуренс Фишберн (доктор Деймон).

Больше известен как участник кинопроектов «Голубая лагуна» (2012 г.) и «Малефисента» (2014 г.). В обеих картинах он воплотил в жизнь образ неотразимого красавца, так называемого героя-любовника. Поэтому роль Ника Истмена можно назвать попыткой сменить на время амплуа и попробовать что-то новое.

Самой удачной работой Лоуренса Фишберна считается роль Морфеуса в нашумевшей «Матрице». В «Сигнале» персонаж Фишберна Деймон так же немногословен, сосредоточен на своей задаче и загадочен, как и культовый Морфеус. Фактически ничего нового не привнес актер в новый образ.

Помимо этого, в картине принимали участие молодая актриса (сериал «Мотель Бейтса» 2013 г.) и актер Бо Напп («Никто не выжил» 2012 г.).

Премьеры

2014 г. картина «Сигнал» была представлена на кинофестивале «Сандэнс» в Штатах. Почти через полгода её показали на Международном кинофестивале в Сиэтле, и только 13 июня она вышла в прокат. В июле ознакомиться с лентой смогли жители Германии и Южной Кореи, а в августе фильм показали в Словении, Малайзии и на Филиппинах. В России премьера состоялась в сентябре, на неё пришли почти 189 тысяч зрителей. Примерно в это же время «Сигнал» увидели Украина и Казахстан. Затем состоялся показ картины в Канаде, Швеции, Ливане, ЮАР, Испании и, наконец, Великобритании.

Бюджет

Несмотря на то что "Сигнал" отзывы у российских критиков получил отрицательные, кассовые сборы в США оказались на 70 тысяч долларов меньше, чем в России. Так или иначе, но картина не окупилась, поскольку при бюджете в 4 млн долларов удалось собрать лишь 2 млн.

Рейтинги

Триллер «Сигнал» (2014 г.) отзывы посетителей известного сайта IMDb наградили рейтингом 6.20. Из общего количества рецензий, написанных на фильм во всем мире, только 56% положительных, в России - около 30%.

"Сигнал": отзывы

Профессиональные кинокритики ставят большой плюс режиссеру за то, что при малом бюджете он ухитрился добиться хорошего уровня спецэффектов и компьютерной графики. Но насладиться ими можно только в течение нескольких минут перед окончанием фильма.

Фильм "Сигнал" отзывы зрителей получает примерно следующие: они отмечают, что слишком продолжительная завязка сюжета с самого начала гасит интерес к происходящему на экране. Только на 25-й минуте фильма Ник и его друзья попадают в таинственный исследовательский центр, собственно, тогда и появляется хоть какая-нибудь интрига. То есть при желании можно полчаса фильма перемотать, и суть не очень изменится.

Дальше одно за другим начинают происходить какие-то загадочные события, и не вполне понятно, к чему это всё ведет. Кажется, что когда наступит развязка, зрителю откроется что-то невероятное, мощная точка в развитии сюжета так и напрашивается. Она могла бы спасти фильм. Но режиссер не ставит точку, а лишь открывает начало новой истории: вот Ник вырвался из виртуальной реальности, он летит на космическом корабле куда-то. И остаётся множество вопросов. А что же будет дальше с Ником, не сойдет ли он сума от этих событий, а где на самом деле спрятаны Хейли и Джона, были ли они реальными в течение всего фильма или на изначально попал только Ник?

Одним словом, ответов нет, и зритель вынужден придумывать конец самостоятельно. Однако вряд ли любители триллеров покупают билеты в кино и напряженно ждут 90 минут развязки для того, чтобы потом остаться ни с чем. Так что фильм «Сигнал» отзывы спорные заслужил именно своим не до конца продуманным сюжетом. Возможно, и весьма поверхностными образами персонажей.

Фильм «Сигнал» (2014) отзывы о финале имеет весьма противоречивые, хотя кульминация снималась в одном из самых живописных мест США. Юбэнк съемки развязки перенес на огромный мост высотою 172 метра, расположенный в штате Нью-Мехико.

Зато по части музыкального оформления отзывы фильм «Сигнал» получил восторженные, в первую очередь от самого режиссера картины. Над саундтреком трудился композитор Нима Фахрара, который специально для озвучивания ленты и создания нужной атмосферы разработал несколько уникальных, экспериментальных инструментов.

В заключение хочется сказать, что у каждой ленты, несомненно, есть свой зритель. Но если вам нравятся более динамичные картины с четкими финалами, то лучше предпочесть другой триллер.