"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2009, N 11

При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации должна в обязательном порядке применяться контрольно-кассовая техника. В предыдущих номерах мы говорили о поправках, отменяющих ККТ для предпринимателей, применяющих ЕНВД, и о последствиях этого Закона <1>. Как избежать "подводных камней", принять правильное решение и, следовательно, сэкономить деньги, время и нервы, если вы все же обязаны применять ККТ?

<1> См. статью "ККТ для вмененщиков отменили: да здравствует свобода?" в N 8, 2009 на с. 12.

Закон о ККТ

Началом законодательного регулирования отношений в области применения ККТ считается 1993 г., в котором был принят Закон Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Положениями этого Закона руководствовались все организации и предприниматели, а также налоговые органы. 22.05.2003 Президентом РФ был подписан Федеральный закон N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон).

В Законе впервые было дано определение понятия "контрольно-кассовая техника". Под ней понимаются не только контрольно-кассовые машины (ККМ), но и электронно-вычислительные машины, в том числе и персональные, и программно-технические комплексы. Очень важным требованием является обязательное оснащение ККТ фискальной памятью, которая обеспечивает некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях правильного исчисления налогов.

Кроме того, даны определения таким понятиям, как "фискальная память", "фискальный режим функционирования ККТ" и "фискальные данные", "государственный реестр ККТ". В Законе установлено, что порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составе сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, определяются Правительством Российской Федерации.

Для пользователей ККТ очень важно, что Закон разрешает в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей ККТ продолжать их дальнейшую эксплуатацию до истечения нормативного срока их амортизации . Однако само понятие нормативного срока не определили. Поэтому действует правило, согласно которому нормативный срок амортизации ККТ устанавливается организацией (предпринимателем) самостоятельно, исходя из срока полезного использования (от 5 до 7 лет), но с учетом того, что максимальный срок эксплуатации не может превышать 7 лет с даты выпуска .

Законом определены организации и индивидуальные предприниматели, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ (ст. 2 Закона). Закон разрешает осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания организациями и индивидуальными предпринимателями услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам. При этом порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона осуществляют не только налоговые органы, но и органы внутренних дел в пределах их компетенции.

Подзаконные акты

Во исполнение п. 2 ст. 2 "Сфера применения контрольно-кассовой техники", п. 2 ст. 3 "Порядок ведения Государственного реестра" и п. 1 ст. 4 "Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения" был разработан и утвержден ряд документов.

Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171

Положение устанавливает и определяет:

  • документы, относящиеся к бланкам строгой отчетности (далее - бланк), приравненным к кассовым чекам;
  • кем утверждаются формы бланков и сроки их действия по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг;
  • список документов, которые должен содержать бланк;
  • обязательные реквизиты, которые должен содержать бланк;
  • сведения об изготовителе бланка, которые должны быть на нем указаны;
  • правила заполнения бланков;
  • порядок учета, хранения, выдачи и инвентаризации бланков;
  • срок и порядок хранения и уничтожения копий использованных бланков (корешков), а также порядок уничтожения некомплектных или испорченных бланков;
  • организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению услуги, в отношении которых не были утверждены соответствующие формы бланков, которые при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт должны использовать ККТ;
  • порядок осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае применения бланков;
  • допущение осуществления смешанной оплаты, при которой одна часть услуги оплачивается наличными денежными средствами, другая - с использованием платежной карты. При этом выдача бланка, сдачи и возврат платежной карты должны производиться одновременно.

Правила ведения Государственного реестра контрольно- кассовой техники, а также требования к его структуре и составу сведений, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2007 N 39

Правила определяют порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составу сведений, а также устанавливают, что:

  • Государственный реестр является государственным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности;
  • основанием для включения в Государственный реестр сведений о модели ККТ, исключения указанных сведений и внесения изменений в них является соответствующее решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять ведение Государственного реестра;
  • Государственный реестр состоит из двух разделов:

а) первый раздел Государственного реестра содержит сведения о моделях ККТ, применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, за исключением сведений о моделях ККТ, применяемых кредитными организациями при совершении кассовых операций;

б) второй раздел Государственного реестра содержит сведения о моделях ККТ, разрешенной к применению кредитными организациями при совершении кассовых операций, а также об используемых в них программных продуктах и формируется на основании сведений, представляемых Центральным банком Российской Федерации.

Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470

Положение определяет требования, предъявляемые к ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации. Положение не распространяется на ККТ, используемую кредитными организациями при совершении кассовых операций, в части норм, устанавливающих порядок и условия ее регистрации в налоговых органах.

Это Положение является основополагающим нормативным документом, которым необходимо руководствоваться в своей деятельности пользователям ККТ.

Правила регистрации и применения ККТ

Хотелось бы обратить внимание пользователей ККТ на ряд положений, регламентирующих условия применения ККТ:

  1. ККТ, включенная в Государственный реестр и применяемая пользователями ККТ, должна быть обеспечена технической поддержкой поставщика ККТ или ЦТО.

Техническая поддержка включает работы и услуги по вводу в эксплуатацию, проверке исправности, ремонту, техническому обслуживанию и выводу из эксплуатации ККТ, выполняемые поставщиком ККТ или ЦТО. Осуществление технической поддержки поставщиком ККТ или ЦТО, находящимся в ведении пользователя этой техники, не допускается.

  1. В Положении определено, в каких случаях ККТ должна быть опломбирована, и установлен способ пломбировки ККТ, а именно: после проверки исправности, замены, ремонта или технического обслуживания ККТ поставщиком ККТ или ЦТО на эту технику наклеивается марка-пломба, необратимо разрушающаяся или деформирующаяся при попытке ее удаления или при вскрытии или удалении корпуса ККТ.

Марка-пломба должна соответствовать требованиям Приказа Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 05.09.2007 N 351 "Об утверждении образца марки-пломбы контрольно-кассовой техники".

  1. ККТ, включенная в Государственный реестр, должна иметь идентификационный знак ККТ, который содержит наименование модели ККТ и ее заводской номер.

Идентификационный знак ККТ должен соответствовать требованиям Приказа Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 05.09.2007 N 352 "Об утверждении образца идентификационного знака контрольно-кассовой техники".

  1. При наличии сведений о модели ККТ в Государственном реестре поставщиком ККТ на ее корпус наносится знак "Государственный реестр".

Знак "Государственный реестр" должен соответствовать требованиям Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2007 N 136н "Об утверждении образца знака "Государственный реестр".

  1. На ККТ, обеспеченную технической поддержкой, при ежегодном подтверждении осуществления такой поддержки поставщиком ККТ или ЦТО наносится знак "Сервисное обслуживание" (на сторону корпуса ККТ, обращенную к покупателю, клиенту).

Знак "Сервисное обслуживание" должен соответствовать требованиям Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2007 N 135н "Об утверждении образца знака "Сервисное обслуживание".

  1. ККТ, включенная в Государственный реестр, должна иметь паспорт ККТ, который должен содержать сведения об этой технике, в том числе отметки о ее регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию, проверке исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, установке средств визуального контроля (знаков "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание"), наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации данной техники.

Образец паспорта ККТ утверждается Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

  1. В Положении определены функции по хранению документации, связанной с производством, продажей, технической поддержкой, приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации ККТ, а также использованных контрольных лент, накопителей фискальной памяти и программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации, и установлен срок хранения - не менее 5 лет с даты окончания их использования.

Впервые на поставщиков ККТ и ЦТО, осуществляющих техническую поддержку модели ККТ, возложена функция по хранению такого документа, как учетный талон ККТ, которого ранее в перечне документов, связанных с технической поддержкой ККТ, не было.

Учетный талон ККТ должен содержать сведения о контрольно-кассовой технике и отметки о ее регистрации, перерегистрации, снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию, проверке ее исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, установке знаков "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание", наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации этой техники.

Если модель ККТ находится на технической поддержке в ЦТО, в случае утраты пользователем ККТ паспорта ККТ он обращается в ЦТО, с которым у него заключен договор, с просьбой выдать ему взамен утерянного дубликат. ЦТО направляет поставщику ККТ заявку на выдачу дубликата паспорта ККТ и заверенную руководителем ЦТО копию учетного талона ККТ этой модели, а также выдает пользователю ККТ на время оформления дубликата заверенную руководителем ЦТО копию учетного талона ККТ. ЦТО после получения от поставщика ККТ бланка дубликата паспорта ККТ заполняет его по данным учетного талона ККТ и передает дубликат пользователю ККТ.

  1. Непосредственно в Положении установлен срок регистрации, перерегистрации и снятия ККТ с регистрации в налоговых органах - не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов.

В случае истечения нормативного срока амортизации модели ККТ, исключенной из Государственного реестра, ее снятие с регистрации может осуществляться налоговым органом самостоятельно. При этом налоговый орган уведомляет пользователя ККТ о снятии с регистрации указанной модели ККТ не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации.

Это означает, что налоговая инспекция может снять ККТ с регистрационного учета и только после этого уведомить вас об этом, направив уведомление по почте. И пока уведомление будет идти, может получиться так, что вы будете пользоваться незарегистрированным кассовым аппаратом (что приравнивается к неприменению ККТ).

Завершая анализ положений Закона и постановлений Правительства Российской Федерации, регламентирующих применение ККТ, необходимо обратить внимание на некоторые моменты, связанные с использованием ККТ, и дать ряд советов пользователям ККТ.

Во всех документах, регламентирующих порядок и условия применения ККТ, прописано, что к эксплуатации допускается только исправная ККТ. И в то же время нигде нет определения, что понимается под понятием "исправная ККТ". Ни в одном из этих Положений, да и в других документах, регламентирующих порядок и условия применения ККТ, вы не найдете определение понятия "неприменение ККТ".

Поэтому, чтобы у пользователей ККТ не возникали конфликты с налоговыми органами по поводу того, что считать исправной ККТ и что означает неприменение ККТ, мы, исходя из требований Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470, и многолетнего опыта эксплуатации ККТ, рекомендуем вам в процессе применения ККТ руководствоваться следующими определениями понятий "исправная ККТ" и "неприменение ККТ".

Исправная ККТ - это ККТ, которая:

  • соответствует образцу, представленному в Федеральное агентство по промышленности при внесении сведений о моделях ККТ в Государственный реестр;
  • обеспечивает печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;
  • обеспечивает фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • обеспечивает ввод в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • обеспечивает вывод фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • эксплуатируется в фискальном режиме;
  • регистрирует в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • печатает документы с качеством, не допускающим разночтения;
  • блокирует в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • печатает на документах дату и время с отклонением не более 5 минут от даты и времени, исчисленных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.1992 N 23 "О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации";
  • опломбирована в установленном порядке марками-пломбами;
  • имеет паспорт ККТ, идентификационный знак и средства визуального контроля - знак "Государственный реестр" и знак "Сервисное обслуживание".

Неприменение ККТ - это:

  • фактическое неиспользование ККТ;
  • использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах;
  • использование ККТ, не включенной в Государственный реестр, или использование ККТ, исключенной из Государственного реестра, по истечении нормативного срока ее амортизации;
  • использование неисправной ККТ;
  • использование ККТ, не находящейся на технической поддержке;
  • использование ККТ при отсутствии паспорта ККТ или заверенной копии учетного талона ККТ;
  • использование ККТ при отсутствии марок-пломб, нарушении их целостности или деформации, а также при отсутствии знака "Государственный реестр", знака "Сервисное обслуживание", идентификационного знака;
  • использование модели ККТ не в соответствии со спецификой деятельности пользователя ККТ;
  • использование ККТ, по которой отсутствует учет по установленным формам первичной учетной документации, либо в указанные формы внесены искаженные данные.

Член правления

Московской Гильдии

Обязанность применения ККМ установлена Законом РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон N 5215-1). При осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ денежные расчеты с населением производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением ККМ (ст.1 Закона N 5215-1). Таким образом, обязанность применения ККМ распространяется только на организации и на предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Не возникает такой обязанности у физического лица, если он осуществляет торговлю, но не зарегистрирован в установленном порядке в качестве ПБОЮЛ.

Действие Закона N 5215-1 распространяется только на расчеты с физическими лицами. В случаях, когда в роли покупателя (клиента) выступает юридическое лицо, обязанности применения ККМ не возникает.

Законом N 5215-1 установлена необходимость регистрации ККМ в налоговых органах по месту нахождения предприятия. Это положение разъяснено письмом МНС России от 30.03.2000 N АС-6-16/232 "О регистрации контрольно-кассовых машин филиалов предприятий" (приложение 8 ). В письме сказано, что налоговый орган, в котором организация состоит на учете по месту нахождения своего обособленного подразделения, вправе осуществлять в установленном порядке регистрацию ККМ, используемых по месту своей фактической производственной деятельности при осуществлении денежных расчетов с населением филиалом или другим обособленным подразделением организации. Например, если юридический адрес организации находится в Воронеже, но она имеет обособленное подразделение в Москве, которое осуществляет торговлю с населением (оказание услуг), ККМ может быть зарегистрирована в Москве.

Если гражданин имеет временную регистрацию (на срок 6 месяцев и более) в какой-то местности, он может зарегистрироваться в этой местности в качестве предпринимателя без образования юридического лица и территориальный налоговый орган по месту регистрации может зарегистрировать его ККМ.

Другим важным документом, определяющим требования к ККМ, включая порядок и условия их применения и регистрации, является принятое в соответствии со ст.3 Закона N 5215-1 Положение по применению контрольно-кассовых машин, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745 (далее - Положение по применению ККМ). Оно определяет реквизиты, которые должны отражаться на выдаваемом покупателям (клиентам) кассовом чеке; устанавливает условия, без соблюдения которых ККМ не допускается к применению; указывает признаки неисправной ККМ; устанавливает сроки хранения документов, подтверждающих проведение денежных расчетов.

Одновременно с Положением по применению ККМ постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745 утвержден Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (далее - Перечень). Как следует из названия документа, в нем определяется, кто и в каких случаях может осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ.

Необходимо отметить, что в соответствии с п.1 Перечня разрешено не применять ККМ при оказании услуг населению при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, причем формы таких документов должны утверждаться Минфином России. С 1 января 1998 года введены в действие Методические указания о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями бытового обслуживания населения и их подразделениями, а также физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью по бытовому обслуживанию населения (утверждены приказом АО "Росбытсоюз" от 15.08.97 N 9, согласованы с начальником Департамента методологии бухгалтерского учета Минфина России).

Бланки строгой отчетности изготовляются по заказам заинтересованных организаций полиграфическими предприятиями, типографиями, имеющими разрешение. Каждый бланк в обязательном порядке должен иметь свой порядковый номер. К партии бланков должна прилагаться накладная, в которой кроме других реквизитов указываются наименования и номера бланков.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30.07.93 N 745 органам исполнительной власти субъектов РФ разрешено принимать решения об ограничении указанного Перечня . Например, Правительство Москвы имеет право обязать тех или иных лиц, осуществляющих торговлю (оказывающих услуги) на территории Москвы, применять ККМ несмотря на то что Перечень позволяет осуществлять соответствующую деятельность без ККМ.

Еще один важный документ, регламентирующий применение ККМ, - это утвержденные письмом Минфина России от 30.08.93 N 104 Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Типовые правила). Помимо общих положений о порядке применения ККМ в Типовых правилах рассматриваются вопросы, связанные с вводом ККМ в эксплуатацию, порядком работы на ККМ, регламентируются обязанности центров технического обслуживания ККМ и их специалистов (механиков), правила техники безопасности.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККМ утверждены постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132. Данные формы документов (КМ-1 , КМ-2 , ..., КМ-9 ) введены в действие с 1 января 1999 года (см. "Первичные документы" , с.11).

Касаясь вопроса учета поступления денежных средств, необходимо отметить, что согласно п.12 Положения по применению ККМ оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40. Пункт 3 данного документа также указывает, что "прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин". Однако действие Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации касается лишь деятельности юридических лиц.

Таковы основные нормативные документы, регламентирующие применение ККМ. Однако данный перечень не будет полным, если не отметить постановление Пленума ВАС РФ от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - постановление Пленума ВАС РФ). Принятие данного постановления было обусловлено необходимостью обеспечения единообразного подхода при рассмотрении судами исков, связанных с ответственностью за нарушения требований Закона N 5215-1 и Положения по применению ККМ.

Пункт 3 постановления Пленума ВАС РФ указывает, что сферой регулирования Закона N 5215-1 являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары (заказывающих услуги), независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки (заказывают услуги). Таким образом, ККМ обязаны применяться и в тех случаях, когда покупателем (клиентом) является индивидуальный предприниматель.

В ходе осуществления контроля часто выявляются случаи, когда прием денежных средств от предпринимателя без образования юридического лица в оплату за товар (услугу) оформляется как при расчетах с юридическими лицами, то есть в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации на полученную сумму составляется приходный кассовый ордер; иногда с предпринимателями заключаются соответствующие договоры гражданско-правового характера. Однако, как следует из разъяснений Пленума ВАС РФ, данные действия не освобождают от применения ККМ, если в роли покупателя (клиента) выступает ПБОЮЛ.

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

КАК ИЗБЕЖАТЬ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ККМ

(ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРИМЕНЕНИЕ ККМ)

Многие организации и индивидуальные предприниматели используют в своей деятельности контрольно - кассовые машины (ККМ), но не всегда они знают, как правильно оформить документы, каков порядок их оформления при неправильно пробитом чеке, возврате товара покупателем, отключении электричества и в других ситуациях.

О том, как избежать наложения штрафных санкций за нарушения законодательства о ККМ, мы расскажем в предлагаемом материале.

Обязанность применения ККМ установлена законом РФ от 18 июня 1993 года N 5215-1 “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“.

Согласно статьи 1 закона N 5215-1 при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ денежные расчеты с населением производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказании услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением ККМ.

Таким образом, обязанность применения ККМ распространяется только на организации и на предпринимателей без образования юридического лица. У физического лица, не зарегистрированного в установленном порядке в качестве предпринимателя без образования юридического лица, такой обязанности не возникает.

Другим существенным моментом является то, что действие закона N 5215-1 распространяется только на расчеты с физическими лицами. Соответственно в случаях, когда в роли покупателя (клиента) выступает юридическое лицо, обязанности применения ККМ не возникает.

Законом N 5215-1 установлена необходимость регистрации ККМ в налоговых органах по месту нахождения предприятия. Это положение разъяснено письмом МНС России от 30 марта 2000 года за N АС-6-16/232 “О регистрации контрольно - кассовых машин филиалов предприятий“: налоговый орган, в котором организация состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения, вправе осуществлять в установленном порядке регистрацию ККМ, используемых по месту своей фактической производственной деятельности при осуществлении денежных расчетов с населением филиалом или другим обособленным подразделением организации.

Например, если юридический адрес организации находится в Новотроицке, но она имеет обособленное подразделение в Оренбурге, которое осуществляет торговлю с населением (оказание услуг), то ККМ может быть зарегистрирована в Оренбурге и наоборот.

Кроме того, если гражданин имеет временную регистрацию (на срок 6 месяцев и более) в какой-то местности, он может зарегистрироваться в этой местности в качестве предпринимателя без образования юридического лица и территориальный налоговый орган по месту регистрации может зарегистрировать его ККМ.

Другим важным документом, определяющим требования к ККМ, включая порядок и условия их применения и регистрации, является принятое в соответствии со статьей 3 закона N 5215-1 Положение по применению контрольно - кассовых машин, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 года N 745 (далее - Положение по применению ККМ).

Оно определяет реквизиты, которые должны отражаться на выдаваемом покупателям (клиентам) кассовом чеке; устанавливает условия, без соблюдения которых ККМ не допускается к применению; указывает признаки неисправной ККМ; устанавливает сроки хранения документов, подтверждающих проведение денежных расчетов.

Одновременно с Положением по применению ККМ постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 года N 745 утвержден Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин (далее Перечень).

В соответствии с пунктом 1 Перечня разрешено не применять ККМ при оказании услуг населению при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, причем формы таких документов должны утверждаться Минфином России.

С 1 января 1998 года введены в действие Методические указания о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями бытового обслуживания населения и их подразделениями, а также физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью по бытовому обслуживанию населения (утверждены приказом АО “Росбытсоюз“ от 15 августа 1997 года N 9, согласованы с начальником Департамента методологии бухгалтерского учета Минфина России).

Бланки строгой отчетности изготовляются по заказам заинтересованных организаций полиграфическими предприятиями, типографиями. Помимо этого, бланки строгой отчетности в обязательном порядке должны оформляться нанесением типографским способом выходных данных (типография (краткое название типографии), место размещения, номер заказа и год его выполнения, тираж). Каждый бланк в обязательном порядке должен иметь свой порядковый номер. К партии бланков должна прилагаться накладная, в которой кроме других реквизитов указываются наименования и номера бланков.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30 июля 1993 года N 745 органам исполнительной власти субъектов РФ разрешено принимать решения об ограничении Перечня.

Еще один важный документ, регламентирующий применение ККМ - это утвержденные письмом Минфина России от 30 августа 1993 года N 104 Типовые правила эксплуатации контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Помимо общих положений о порядке применения ККМ в Типовых правилах рассматриваются вопросы, связанные с вводом в эксплуатацию, порядком работы на ККМ, регламентируются обязанности центров технического обслуживания ККМ и их специалистов, правила техники безопасности.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККМ утверждены постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 года N 132.

Согласно пункту 12 Положения по применению ККМ оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 года N 40.

Пункт 3 данного документа также указывает, что “прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно - кассовых машин“. Однако действие Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации касается лишь деятельности юридических лиц.

Предприниматели без образования юридического лица осуществляют учет своих доходов и расходов в соответствии с совместным приказом Минфина России и МНС России от 21 марта 2001 года N 24н/БГ-3-08/419 “Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей“.

Они обязаны вести Книгу учета доходов и расходов, в которой отражают хозяйственные операции. Однако на них также лежит обязанность по ведению документации, предусмотренной Положением по применению ККМ и Типовыми правилами.

4 августа 1999 года было принято постановление Пленума ВАС РФ “О некоторых вопросах практики применения закона Российской Федерации “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“.

Принятие данного постановления было обусловлено необходимостью обеспечения единообразного подхода при рассмотрении судами исков, связанных с ответственностью за нарушения требований закона N 5215-1 и Положения по применению ККМ.

Пункт 3 постановления Пленума РФ указывает, что сферой регулирования закона N 5215-1 являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары (заказывающих услуги), независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки.

ККМ обязаны применяться в тех случаях, когда покупателем является индивидуальный предприниматель.

Начальник

отдела оперативного контроля

и применения ККМ

Управления МНС РФ

по Оренбургской области