НП: И как это выглядит для тебя? Смешно?

НШ: Нет, это совсем не смешно.

НП: Но это о чем? О слабости людей, которые пытаются упорядочить свое существование, придав ему какую-то материальную форму посредством ритуала? Что ты снимал там?

НШ: Это точно не слабость.

НП: Хорошо, а сексуальность? Например, твоя серия про ночные клубы.

НШ: Ну, клубы это совсем про другое.

НП: Про что? Про низовую культуру?

НШ: Скорее, про карнавал. И низовая культура, безусловно, тоже. При подготовке выставки в Галерее искусств Зураба Церетели этой весной Катя Иноземцева (шеф-куратор МАММ – прим. ред. ) открыла для меня труд Михаила Бахтина о творчестве Франсуа Рабле. Бахтин разделяет жизнь на официальную и карнавальную. Могу назвать иначе – непосредственную. В официальной есть рамки, границы, оппозиции богатый/бедный, муж/жена – социальные роли. А есть непосредственная, где все это стирается.

НП: Но в случае с клубами оппозиция богатство/бедность все равно присутствует… Кто из фотографов тебе близок, на кого ориентируешься? Кроме Мухина.

НШ: Американская школа – Гарри Виногранд, Роберт Франк, Уильям Кляйн. Из современных: Терри Ричардсон, Давид Ля Шапель, Эни Лейбовиц.

НП: От этого списка веет глянцем. А у тебя этого нет. У тебя больше проступает скрытая драма, неприглядные стороны жизни, высокий градус интимности. Тем ты мне и нравишься. И не только мне.

НШ: Ну у меня нет как таковой интимности, я же снимаю все в общественных пространствах.

Никита Шохов, из серии «Черноморские каникулы», 2011–2012 // Фото предоставлено автором



НП: В этом-то и секрет. Ты снимаешь общественные пространства, но твои персонажи раскрываются тебе очень мощно. В серии про клубы это есть, в некоторых фотографиях из «Черноморских каникул». Ты этих персонажей, кстати, любишь?

НШ: Да, я их люблю. Они красивые.

НП: Но ты себя с ним отождествляешь? Если честно, кажется, что нет. У тебя есть момент отчуждения и критической позиции по отношению к тем, кого ты снимаешь. Ты как будто говоришь «Посмотрите, какие монстры!» Что ты на самом деле чувствуешь?

НШ: Нет, ну конечно, я не отношу себя к их кругу. Я не занимаюсь их развлечениями. Но я их не осуждаю.

НП: При этом, для тебя это, все же, «низовая» культура?

НШ: Ну конечно, в этом есть доля критики. Это неизбежно.

НП: Это, якобы, примитивно?

НШ: Ты имеешь в виду, что я ставлю себя выше, чем их? Нет.

НП: А как?

НШ: Это было бы слишком злобно.

НП: Но разве это не деградация? Разве это не нужно преодолевать?

НШ: Может, это и имело бы смысл, если бы что-то менялось. Но, как мы знаем от Михаила Бахтина, и 2000 лет назад подобная культура существовала. В Древней Греции происходило примерно все то же самое.

НП: То есть, ты изображаешь природу человека?

НШ: Ну да. Если бы я работал в банке, я бы так же развлекался. Ходил бы в Стрелку.

НП: Ну, в Стрелке все же нет тигров, клеток и монахинь.

НШ: Ну да, там тусуется интеллигенция.

НП: То есть, ты разделяешь людей на интеллигенцию и неинтеллигенцию?

НШ: Ну да, это разделение существует, это факт. Это не я разделяю.

НП: Но снимать тебе интереснее в Pacha , а не в Стрелке.

НШ: Да, там больше фотогеничных вещей происходит.

Никита Шохов, из серии «Утриш», 2013 // Фото предоставлено автором

НП: Фотогеничных или скандальных? Например, кадр, где на девушке лежат двое мужчин… Или обожравшийся свиными ребрышками спящий мужчина?

НШ: Да, шок – это здорово.

НП: Но в этом есть определенная доля снобизма и спекуляции.

НШ: Без снобизма это будет официальная клубная фотография. А у меня много постановочных кадров.

НП: Даже так? Например, какие?

НШ: Где мужик с голым пузом смотрит на танцовщицу. Я попросил его сесть и расстегнуть рубашку.

НП: И ты хочешь сказать, что в этом нет снобизма?

НШ: А иначе кадр бы не получился.

НП: То есть, своими фотографиями ты утверждаешь некое расслоение общества на интеллигенцию и общую массу?

НШ: У меня не было такой цели.

НП: Но общая масса, на твой взгляд, примитивна?

НШ: Да, 95%. Хотя звучит это немного фашистски. Всегда было большинство, очень немногочисленные люди у власти и прослойка интеллигенции.

НП: Это разделение всегда существовало, не мы его придумали. Но ты фокусируешься именно на определенной части – на культуре масс. Тебе это интересно, а другое неинтересно.

НШ: Потому что это большинство. Потому что власть недосягаема для фотографа. А интеллигенция мне не интересна, потому что она занимается тем же самым, что и я.

НП: Критикует быдло?

НШ: Нет. (Смеется)

НП: Тогда как можно определить позицию интеллигенции относительно большинства?

НШ: Интеллигенция пытается примирить власть и большинство, пытается найти точки их соприкосновения.

НП: Но она не пытается приблизиться к большинству. Изначально, отчуждение между интеллигенцией и большинством огромно. Что можно сделать при таком раскладе?

НШ: Да, так всегда и было. Но если бы я был частью большинства, я вряд ли мог бы делать что-то из того, что я сейчас делаю. Критикуя, я пытаюсь уравновесить действительность, найти баланс.

Никита Шохов, из серии «Крестный ход», 2012 // Фото предоставлено автором



НП: Тебя Школа Родченко чему-то научила?

НШ: Всему.

НП: Чему, например?

НШ: построила мой жизненный уклад. Ты всю жизнь не знал, чем заниматься, а тут – раз, Школа Родченко: и ты знаешь, чем заниматься.

НП: Ты же и до этого занимался фотографией.

НШ: Но это было не то.

НП: А что ты понял в Школе?

НШ: Я понял, что фотография – это искусство. Нас этому учили три года. Учили взгляду. Учили тому, о чем мы с тобой говорили в контексте интеллигенции.

НП: Вам транслировалась идея о том, что на вас возлагается некая сакральная миссия? Или вам сказали: «Вы теперь интеллигенция, ребят!»?

НШ: Нет. Скорее: «Вы теперь художники».

НП: И что вы должны делать?

НШ: Критиковать. Вообще, Школа Родченко все-таки построена по принципу того, что запад прав, а восток – отсталый. И надо запад догнать. Но это лишь одна точка зрения, и не факт, что она полностью правильна.

НП: А если тебе не хочется критиковать, что тогда?

НШ: Ты покидаешь Школу Родченко.

НП: Так, а роль-то художника в чем, вам объяснили?

НШ: Ты от меня требуешь какой-то манифест?

НП: Нет, мне интересны ощущения человека, который внезапно начинает осознавать себя в качестве художника.

НШ: Это мне облегчило поиск пути. То, до чего я сам дошел бы годам к сорока, показали мне в школе за три года.

Никита Шохов, из серии «41 секунда», 2013 // Фото предоставлено автором

Друзья, сегодня «в гостях» у Leica Camera Russia Blog молодой фотограф Никита Шохов , работы которого уже достаточно знакомы. В 2010 году Никита приехал из Екатеринбурга в Москву, и теперь завершает свое обучение в Московской школе фотографии и мультимедиа имени Родченко . В ноябре 2012 года Никита вместе с другими студентами школы участвовал в съемках в городе Переславль-Залесский, входящем в Золотое кольцо России . Цель этого проекта – «снять туристический город „нетуристично“: с его интересами и проблемами», используя «глубокое проникновение в пространство маленького, но знакового российского города». Работу над проектом Никита выполнил при помощи Leica M7 . Это было его первое знакомство с камерой. О творчестве, учебе, малых и больших российских городах, о «Лейке» и фотографии мы побеседовали на днях с Никитой Шоховым.

Как и когда вы начали фотографировать?

Константин Шохов, мой отец — уральский художник, он занимается живописью и графикой, поэтому с детства меня привлекало визуальное творчество. Когда в 17 лет я был на первом курсе Юридического института МВД в Екатеринбурге, мне не понравилось. Я стал искать альтернативу. Нашел ВГИК в Москве, и для поступления на кинооператорский факультет нужно было делать фотографии. Во ВГИК я так и не смог поступить, но фотография меня увлекла.

Говорят, что нельзя научиться фотографии, но вы все-таки решили проверить это на деле, поступив в московскую Школу имени Родченко?

Школа Родченко появилась в моей жизни совершенно спонтанно. После очередного провала во ВГИКе нужно было что-то делать целый год до следующей попытки. Хотелось остаться в Москве, не возвращаться в Екатеринбург. Это довольно сложно — начать жить в Москве, не имея знакомых, работы и денег. Такая ситуация меня и привела в Школу Родченко.

Известно, что в Школе им. Родченко помимо дисциплин, непосредственно связанных с фотографией, уделяется особое внимание и современному искусству, в частности медиа арту. Как вы думаете, какую роль это сыграло в вашем развитии?

Думаю, это сыграло значительную роль или сыграет в будущем. Это колоссальная разница: обучаться в узком кругу прямых фотографов или в обществе видео- и медиа-художников, что расширяет знания и подход к работе. Наоборот, я считаю, в Школе Родченко пока много недостающих дисциплин, актуальных и для фотографов, и для медиа-художников.

Поясните, пожалуйста, что это за «недостающие дисциплины», на ваш взгляд?

Практика покажет. Срок обучения увеличится, предметов станет больше. А сейчас хаос, предметы меняются из года в год, нет системы. Это объяснимо: школа новая.

Творчество каких фотографов и художников повлияло на ваше мировоззрение?

Фотографии , которые я увидел задолго до Школы Родченко, тогда я еще пользовался черно-белой пленкой. Александр Лапин со своими теориями о композиции. Алексей Шульгин со своими формалистическими учениями и страстью к новым технологиям. Конечно, живопись передвижников . Американцы — Роберт Франк, Эллиотт Эрвитт, Ричард Аведон, Ли Фридландер, Диана Арбус. Представители Дюссельдорфской школы , хотя ничего общего с ней мои фотографии не имеют. Мастера цвета — Уильям Эгглстон, Дэвид Лашапель, Мартин Парр.

Рас скажите, пожалуйста, о своих учителях. Можете выделить какие-то ключевые знания и умения, которые вы переняли от них и теперь практикуете?

В Екатеринбурге есть фотограф Сергей Рогожкин – мой первый учитель. Он из Одессы. От него мне достался юмор, оптимизм и вуаеризм. Когда я решил изучить фотографию для поступления во ВГИК, в то время, как я уже говорил, я учился на первом курсе милицейского института, записался в одну из фотошкол Екатеринбурга на курс натюрморта: мне нужно было научиться управлять искусственным светом. Преподавателем был Сергей Рогожкин. Мы делали невероятные сюрреалистические натюрморты в студии, когда объекты при экспозиции летают, висят в воздухе или крутятся. Он давал домашние задания. А я тогда жил в общаге с еще пятью курсантами в комнате. Я ждал вечернее построение и отбой: нужна была темнота и спокойствие. Все ложились, а я экспериментировал с натюрмортами до 4 — 5 часов утра. Отсыпался на лекциях по уголовному праву. Как выяснилось позже, главная страсть Рогожкина — жанровая уличная съемка. Он такой поклонник Картье-Брессона, Дуэйна Майклса и Ральфа Гибсона, снимает «Лейкой» городские сатирические сценки с его одесским характером. Так я тоже стал фотографировать на улице.
В Школе Родченко я студент мастерской Игоря Мухина. Отсюда гражданская позиция и критическое отношение к проблемам общества; американская визуальная экспрессия, откровенность и короткая дистанция к объекту съемки; вовлеченность в событие; проектный, серийный и даже сценарный подход к работе.

А вы себя идентифицируете как фотографа или художника?

Художник, фотограф — это просто слова, набор знаков. Не вижу разницы в отношении творчества.

«С развитием массовых форм искусства (фотография, кино) произведение утрачивает свою культовую, ритуальную функцию, оставляя за собой лишь утилитарное значение. Если раньше искусство требовало от зрителя концентрации внимания, глубины восприятия, то новое искусство (массовое) этого не требует: оно развлекает, рассеивает внимание и может служить мощным инструментом мобилизации и пропаганды». Исходя из этой цитаты Вальтера Беньямина , чем для вас является фотография?

Нужно разобраться в понятиях: Вальтер Беньямин говорил именно про массовое, мейнстримное медиа-производство, которого не было в XIX веке. Также и сейчас — существуют кассовый кинематограф, развлекательные телесериалы, реклама, новости — сознанием масс управлять проще простого. Но это не называется искусством. А я не занимаюсь мейнстримной фотографией — я не фотограф рекламы или СМИ. Среди современников Беньямина были и авангардисты, например, Август Зандер, чьи фотографии теперь висят в музеях, и к ним никак не применить данное высказывание. Эти фотографии требуют и концентрации внимания и глубины восприятия. Они имеют культовую функцию: творчество Зандера оставило жирный след в истории и имеет много последователей.
Можно констатировать, что начало XXI века — это эпоха видео, эпоха движущегося образа. Статичная фотография изжила себя и более не привлекательна. Теперь зритель ждет произведение, длящееся во времени, важен процесс восприятия. Иными словами, нам требуется четвертое измерение — время. И фотография пытается догнать видео: серийность, большие фотокартины с множеством деталей, фотокниги, слайд-шоу из фотографий со звуком, работа с архивами и чужими фотографиями. Эти подходы как-то компенсируют отставание и банальность статичного изображения: мы добавляем в фотографию время. Чтобы понять такие видео- и фотопроизведения, необходима большая концентрация внимания. Поэтому мое искусство к философии Беньямина отношения не имеет. Конечно, иногда я нуждаюсь в деньгах, и фотографирую для СМИ. В этом случае я промываю мозг зрителям и наживаюсь. Здесь фотография имеет исключительно утилитарное значение.

Вас и еще несколько студентов Родченко и ИПСИ начали причислять к некоей новой генерации фотографов. Чувствуете ли вы эту причастность и что думаете об этой «новой генерации»?

В стенах Школы Родченко сложно не чувствовать причастность к этому обществу. Фотографы «новой генерации» — Илья Батраков, Кирилл Савченков, Марго Овчаренко, Ирина Попова, Даша Ястребова, Сергей Сапожников, Оля Иванова, Кир Эсадов и Роман Мокров. Что я думаю? Мне симпатичны все указанные лица, и нам нужно объединять усилия. Мы — команда, а не конкуренты.

Расскажите о своих реализованных проектах. Что, по-вашему, их объединяет?

Все в процессе, ничего не закончено. Ночные клубы, Черное море и религиозное направление. Объединяет критичность, гротеск или сатира, короткая дистанция, цвет.

В этом году вы заканчиваете обучение, о чем будет ваша дипломная работа?

О Рублевке. Это такое уникальное русское явление. Пожалуй, это будет самая сложная задача за три года обучения в школе. Сложность в том, что визуально ничего уникального там не происходит. Все самое интересное происходит вербально, мысленно и, опять же, во времени. Пришлось ограничиться какими-то абсурдными, странными и сказочными моментами.

Сформулировали ли вы собственные правила, которым следуете в процессе фотосъемки?

Главное правило: правил не существует.

Как вы считаете, получается ли вам подтвердить этот тезис на практике? Ведь снимки из каждой вашей серии сняты в похожей, узнаваемой манере. Вы словно следуете определенной логике, неким правилам, визуализируя события…

Такие вопросы имеет смысл задавать закоренелым авторам. Я же только экспериментирую. И если три-четыре серии я сделал, используя один стиль, это ничего не значит. Вы сейчас имеете в виду «Крестный ход», «Переславль-Залесский» и «Черное море». Но уже «Новая Москва» и «Рублевка» выглядят по-другому.

Ряд ваших снимков смотрятся как довольно хлесткое визуальное высказывание. Но всегда есть люди, которые в прямом или переносном смысле не смогут его увидеть, распознать. Тогда на помощь может прийти слово. Как бы вы озвучили то, что хотите донести до зрителя ?

Я не встречал людей, которых бы не трогали эти фотографии. Другой вопрос, как они реагируют. Большинство консервативных людей считает их мерзкими, безнравственными. И, по-своему, они правы. Мне всегда интересна народная критика. И лишь люди, близкие к современному искусству и фотографии, положительно воспринимают мое творчество. Но я не собираюсь никому разъяснять смысл словами. Фотография — визуальный язык.

Расскажите, пожалуйста, о своем участии в съемках в Переславле-Залесском. Как возникла эта идея?

Михаил Сидлин инициировал проект. А мне интересна русская провинция. Один из конфликтов современной России — между столицей и провинцией. У нас в стране максимальная централизация.

Какое впечатление на вас лично произвел Переславль-Залесский? Вы бывали в нем раньше?

Раньше не был и ничего не знал про этот город. Это прекраснейший древний город. Первое, что бьет в глаз — это ухоженность, чистота и золото четырех действующих монастырей на фоне вымирающего, сгнившего и убогого остального города. Что это? Светское население совсем не уважает себя. Религия пропагандируется сверху, это легкий инструмент власти, как во времена династий Рюриковичей и Романовых. Но в этом и прелесть, и уникальность России.

Многие кадры из этой серии сняты довольно с близкого расстояния от объекта. Какую оптику вы использовали? Как вам удается оставаться «незаметным»?

35 мм. Я всегда заметен при съемке. Многие фотографии отчасти постановочные.

Работая над этим проектом, вы впервые снимали Leica М7? Опишите, пожалуйста, свои ощущения от работы с этой камерой .

М7 тяжелая — это плюс. В управлении — ничего лишнего. Четкая механика. Но я всегда работаю со вспышкой, и невозможность синхронизации на коротких выдержках — большой минус.

Сколько времени продолжались съемки? Кто еще, кроме вас, фотографировал этот город? Как ваше «нашествие» воспринимали местные жители?

Съемки продолжались шесть дней. Кроме Михаила Сидлина и меня в проекте участвовали еще двое студентов Школы Родченко. Местным жителям, кажется, было комфортно с нами. За исключением нескольких казусов: отдельные личности из числа взрослого поколения, воспитанные по-советски и не имеющие отношения к культуре, почему-то считают фотографа врагом.

Видели ли вы фотографии своих коллег? Как вы думаете, удалось ли каждому фотографу создать собственный неповторимый портрет города, или серии все-таки получились довольно похожими?

Частично видел фотографии остальных участников. Уверен, все серии получились кардинально разные: я наблюдал коллег за работой.

Какую оценку вы можете дать результату вашей совместной работы? Планируется ли выставка в Москве?

Точно известно, что проект не окончен и скоро предстоят еще съемки. Летом будет выставка в Переславском музее-заповеднике. О выставке в Москве пока говорить рано.

Отбирать фотографии для демонстрации серии самостоятельно бывает довольно трудно. Вы с кем-нибудь советуетесь в процессе?

Пожалуй, это один из самых сложных этапов производства. Многие мне помогают в этом, прежде всего, Игорь Мухин. Я получаю субъективные варианты отбора от разных специалистов, учитываю все и получаю нечто среднее. Но главная инстанция — публичная выставка. Только там видны все ошибки. После выставок отбор меняется. Так я учусь.

Каждый, кто увидит вашу фотосерию о Переславле-Залесском, сможет сделать свои выводы. Однако о чем вы призываете нас задуматься?

Меня пригласили в проект с предложением визуально описать современный Переславль-Залесский. Что это значит — непонятно. Никакой идеологии. Полная свобода. Казалось, и никакой ответственности. Отработал схему: улица — рынок — церкви — земляной вал — река — ночной клуб — духовная семинария. Только теперь становится ясно, что это ошибка — работать без сценария. Идеологического сценария.
Таким образом, подход к съемке этой фотосерии заставляет нас задуматься: куда мы катимся? У нас нет цели, идеи, мотивации. Кругом хаос и безответственность. Каждый идет, куда хочет, но в итоге никуда не идет. В России идеология — деньги. Но проект наш — некоммерческий, и даже не требуется рекламировать Переславль.
Может нам стоило пропагандировать православие? Лично я почувствовал, что после денег это единственное, что объединяет массы. Но в Школе Родченко и религиозность считается дурным тоном.

Приходилось ли вам путешествовать по другим малым городам России? Если да, то заметили ли вы что-то, что их роднит, является той характерной чертой, которую можно обнаружить практически в любом провинциальном российском городе?

Москва — жирная шлюха в золоте. Днем правит государством Российским, вечером — в Большой театр, ночью — на панель, а утром — в церковь на молитву. Малые города роднит космическая с Москвой разница.

Есть мысль поработать с истинно цифровыми возможностями фотоизображения. Техническая революция давно произошла, а документальные фотографы до сих пор эксплуатируют цифровые камеры, как пленочные. Используют только скорость и низкую стоимость. Документальная фотография консервативна, в отличие от искусства.

И напоследок. Что бы вы хотели пожелать российским коллегам-фотографам?

Сейчас очень модно рассуждать о том, что в России нет художественной системы, рынка. Винить кого-то. Но проблема шире: страна на перепутье и ее раздирают внешние силы. Государство не заинтересовано в культурном развитии населения. Наоборот, при существующей политике культура вредна, массы должны оставаться невежественным быдлом. Но во всем виноваты мы сами. Я уверен, Россия стоит того, чтобы за нее побороться. У нас богатейшие культурные традиции. Так давайте начнем уважать себя, и сами создавать произведения, художественную систему и рынок. Работы много, и это здорово!

Никита, спасибо за обстоятельную беседу, желаем вам творческих удач и плодотворной работы!

Интервью подготовила Юлия Митич

(Visited 359 times, 1 visits today)

Ловко продуманная импровизация на тему потерянного карнавального духа, насыщенная образами почти раблезианского характера

Из всех видов искусств именно фотография как средство моментального запечатления действительности вынуждена быть самым гибким и чутким к веяниям времени. При этом она всегда оказывается на стыке различных восприятий, в зоне конфликта: то ей приписывают качества документа, то средства выражения субъективного взгляда на мир, то ее лишают специфических свойств, то видят в ней средство отражения социального статуса. Пожалуй, наиболее остро подобные противоречия и сомнения высказываются в профессиональных кругах. В фотографических школах разворачивается классический конфликт поколений.

В основе обучения московской Школы имени Родченко лежит разделение на мастерские - проектная фотография (Владислав Ефимов), непосредственная фотография (Игорь Мухин), документальная фотография (Валерий Нистратов). Хотя у каждого из мастеров существует собственная рецептура приготовления успешных проектов, нередко ученики сопротивляются, перебегают из одной мастерской в другую, едва встречая непонимание своих творческих экспериментов со стороны преподавателей, что, впрочем, является вполне естественным явлением для любого творческого вуза. С одной стороны, любая школа создает определенный канон, с другой - разумеется, интереснее всего наблюдать за теми, кто устанавливаемый канон преодолевает.

Изначально обучение в Школе Родченко было посвящено преимущественно фотографии. Спустя десять лет акценты изменились: сейчас фотография воспринимается как неотъемлемая часть поля современного искусства. Это стало возможным отчасти и благодаря самим выпускникам, провоцировавшим дискуссии на тему границ медиума, а также столкновения этического и эстетического.

Одним из таких «провокаторов», окончивших школу имени Родченко, является Никита Шохов - выпускник мастерской Игоря Мухина. В связи с его дипломным проектом “Рублевка” возникло обсуждение: имеет ли право автор производить манипуляции со снимком, хотя в этом конкретном случае ретушь носила исключительно эстетически-косметический характер и никак не влияла на сюжет. В 2013-м году Игорь Мухин, будучи научным руководителем Никиты, поднял вопрос об использовании Фотошопа. Состоялся круглый стол , в ходе которого эксперты высказывались на тему фотографии как документа. Извечный спор о фотографической правде, впрочем, так и не был разрешён.

От едва заметного вмешательства в композицию кадра Никита почти сразу перешел к куда более радикальным формальным экспериментам. В том же 2013 он начал снимать серию “Scan”. Последние снимки были сделаны летом 2016.

Фото: Никита Шохов, из серии «Scan». Предоставлено автором

Технический фокус заключается в следующем: камера (toyo 4×5) стоит на штативе, в кадре движется толпа; в фотоаппарат вставляется сканер “betterlight” вместо пленки. Принцип тот же, что и у обычного планшетного сканера. Вот только объект не статичный, за счет чего возникает специфический эффект пластической деформации. Датчик сканирует по пикселю в данной точке пространства в течении 40 секунд.

Эта серия возникла вслед за съемками в Утрише и ночных клубах столицы. “Утриш” - это постановочные кадры, интерпретация мифологических сюжетов о пространстве первозданной свободы, времени до появления капитализма и национальных государств. Серия “Moscow Nightlife” - про парадоксальную попытку обретения того же самого места и ощущения освобождения - вот только уже посредством погружения в самую сердцевину машины наслаждения и потребления. Никита рассказывает, что все три серии явились для него своего рода исследованием, поиском ответа на вопрос, что осталось от карнавала сегодня - в том понимании, которое было предложено философом Михаилом Бахтиным. В его теории за основу взято явление средневекового карнавала - действо, в ходе которого привычные социальные маски срываются, верх и низ меняются местами, а непристойное оказывается допустимым.

По мнению Никиты, сущность карнавала сохраняется разве что в закрытых сообществах: коммунах хиппи, на сходках нудистов. В сегодняшних же массовых событиях, напротив, не осталось места спонтанности; любое движение запланировано и срежиссировано, социальные роли не то что не прекращают действовать, но будто бы даже становятся ещё более концентрированными.

Фото: Никита Шохов, из серии «Scan». Предоставлено автором

Впрочем, тут возникает вопрос - насколько фотография в принципе способна передать это ощущение освобождения и ниспровержения существующего порядка? Ведь кадр - всегда компромисс между случайностью момента и соглашением между автором и моделью. А если говорить о жанре портрета, не содержится ли уже в самом факте позирования на камеру элемент карнавального - обнаружение в себе иного, разыгрывание некой роли?

В серии “Scan” привлекает то, что фотография оказывается как документацией, прямым способом регистрации движения толпы, так и ёмкой визуальной метафорой феномена массового собрания. Демонстрируется смещение взгляда: ты неотделим от массы, индивидуальное оказывается смазано и искажено. Чувство времени и пространства также подвергается трансформации. Совместность превращается в неразличимость. Техническая мощь - машины, танки - кажется картонной декорацией. Простые аналогии, возникающие при первом взгляде на снимки из серии Scan - кривое зеркало, игрушечность - точно совпадают с присущим массовым мероприятиям плакатному языку и ярмарочным образам. Фотография приобретает оттенок карикатуры.

Репортажная съемка сочетается с использованием технического приема, который делает более очевидной, «выпуклой» авторскую субъективность. Работа на стыке жанров и демонстративная субъективность взгляда в противовес традиционному противопоставлению документального и постановочного соответствует духу современной фотографии - фотографии в эпоху “постправды” , когда “объективные факты менее важны для формирования общественного мнения, чем обращение к эмоциям и личным убеждениям“.

Фото: Никита Шохов, из серии «Scan». Предоставлено автором

Мы не просим нас хвалить или рекламировать. Но если вам понравился этот материал, нажмите кнопку «Like» или поделитесь им с друзьями. И тогда мы будем точно знать, какие публикации вам интересны. Оставляйте комментарии — мы любим общение.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Использование смайликов при общении в чатах, на форумах, в социальных сетях, при отправке комментариев на блогах и даже в деловых переписках на современном этапе развития интернета является уже вполне обыденным делом. Причем, смайлы могут отображаться как в виде простых текстовых символов, так и в графическом исполнении, что добавляет возможность выбора.

Графические смайлики (эмоджи, или эмодзи), о которых мы подробнее еще поговорим чуть ниже, появляющиеся в виде картинок, отображаются путем вставки соответствующих кодов, которые специально были добавлены в официальную таблицу Юникод для того, чтобы пользователи могли применять их практически повсеместно для выражения эмоций.

Таким образом, с одной стороны, вы можете в специальном списке найти код необходимого вам смайла для его вставки, а с другой, чтобы не искать каждый раз нужную кодировку, вполне реально запомнить очередность простых символов текста, отражающих наиболее часто выражаемые типы эмоционального состояния, и вставлять их в текст сообщения.

Обозначение смайликов с помощью текстовых символов

Для начала с целью удовлетворения своей перфекционистской натуры мне хотелось бы сказать несколько слов об истории возникновения смайлов. После того, как великий Тим-Бернерс Ли положил начало развитию современного интернета, люди получили возможность практически неограниченного общения между собой.

Однако, в Мировой Паутине с самого начала коммуникация осуществлялась в письменном виде (да и в наши дни этот вид диалога все еще весьма популярен), а он весьма ограничен в плане отражения эмоций собеседника.

Конечно, человек, обладающий литературным талантом и даром выражения своих чувств посредством текста не испытает проблем. Но процент таких одаренных людей, как понимаете, весьма мал, что вполне логично, а проблему нужно было решать в массовом масштабе.

Естественно, встал вопрос о том, как сгладить этот недостаток. Доподлинно неизвестно, кто впервые предложил текстовые знаки, отражающих ту или иную эмоцию.

По некоторым данным, это был известный американский ученый в области информатики Скотт Эллиот Фалман (Scott Elliot Fahlman) , который предложил использовать для шуточных сообщений совокупность символов:-) , в другой интерпретации:) . Если наклоните голову влево, то увидите по сути веселый смайлик:


А для сообщений, содержащих какую-то негативную информацию, способную вызвать эмоции противоположного характера, тот же Фалман придумал другое сочетание символов:-(или:(. В результате, если повернуть его на 90°, то перед нами окажется печальный смайлик:


Кстати, поскольку первые смайлы отождествляли в первую очередь эмоциональный фон собеседников, они получили название эмотиконы . Такое название произошло от сокращенного английского выражения emot ion icon — иконка с выражением эмоции.

Значение смайлов, выражающих эмоции посредством символов

Итак, начало в этой области было положено, осталось подхватить идею и выбрать простые знаки текста, с помощью которых можно было бы легко и просто отразить другие выражения настроения и эмоционального состояния. Вот некоторые смайлы из символов и их расшифровка:

  • :-) , :) ,) , =) , :c) , :o) , :] , 8) , :?) , :^) либо:} — смайлик счастья или радости;
  • :-D , :D — широкая улыбка или безудержный смех;
  • :"-) , :"-D — смех до слез;
  • :-(, :(, =(— грустный смайлик из символов;
  • :-C , :C — смайлы из знаков текста, обозначающие сильную печаль;
  • :-o, — скука;
  • :_(, :"(, :~(, :*(— плачущий смайл;
  • XD , xD — смайлики буквами, которые означают насмешку;
  • >:-D , >:) — варианты выражения злорадства (злобная ухмылка);
  • :-> — оскал;
  • }:-> или ]:-> — коварная улыбка;
  • :-/ либо:-\ — эти смайлы могут значить растерянность, нерешительность;
  • :-|| — злость;
  • D-: — сильная злоба
  • :-E либо:E — обозначение ярости текстовыми знаками;
  • :-| , :-I — это можно расшифровать как нейтральное отношение;
  • :-() , :-o , =-O , = O , :-0 , :O — эти совокупности символов значат удивление;
  • 8-O или:- , :-() — расшифровка: крайняя степень изумления (шок);
  • :-* — угрюмость, ожесточенность;
  • =P , =-P , :-P — раздражение;
  • xP — отвращение;
  • :-7 — сарказм;
  • :-J — ирония;
  • :> — самодовольный;
  • X(— надутый;
  • :~- — горько до слез.

Кстати, некоторые смайлики из знаков при их вставке могут отобразиться и в графическом исполнении (об этом еще пойдет речь в сегодняшней статье), но не всегда и не везде.

Что значат другие классические текстовые смайлы

Ниже приведу еще ряд простых символьных смайликов, которые отражают состояние, черты характера людей, их отношение к собеседникам, эмоциональные действия или жесты, а также образы существ, животных и цветов:

  • ;-(— грустная шутка;
  • ;-) — обозначает весёлую шутку;
  • :-@ — крик гнева;
  • :-P , :-p , :-Ъ — показывать язык, что значит облизываться в предвкушении вкусной пищи;
  • :-v — много говорит;
  • :-* , :-{} — поцелуйчик;
  • {} — обнимашки;
  • ; , ;-) , ;) — обозначения подмигивания;
  • |-О — нахлынувшая зевота, что обозначает желание спать;
  • |-I — спит;
  • |-O — храпит;
  • :-Q — курящий;
  • :-? — курит трубку;
  • / — смайлик, означающий междометие «хммм»;
  • :-(0) — кричит;
  • :-X — "рот на замок" (означает призыв к тишине;)
  • :-! — значение тошноты или аналог словосочетания "с души воротит";
  • ~:0 — ребёнок;
  • :*) , %-} — пьяный, опьяненный;
  • =/ — сумасшедший;
  • :} , :-{) — человек с усами;
  • =|:-)= — "дядюшка Сэм" (этот смайл означает шуточный образ государства США);
  • -:-) — панк;
  • {:-| — монах;
  • *:O) — клоун;
  • B-) — человек в солнцезащитных очках;
  • B:-) — солнцезащитные очки на голове;
  • 8-) — человек в очках;
  • 8:-) — очки на голове;
  • @:-) — человек с тюрбаном на голове;
  • :-E — эта совокупность символов обозначает вампира;
  • 8-# — зомби;
  • @~)~~~~ , @}->-- , @)-v-- — роза;
  • *->->-- — гвоздика;
  • <:3>
  • =8) — свинья;
  • :o/ , :o
  • :3 — кот;

При желании вы сами сможете изобрести смайлы, набрав те или иные символы (буквы, цифры или знаки) на клавиатуре. Из выше приведенного списка понятно, например, что с помощью цифры «3» можно изобразить мордочку кота, собаки (а также, скажем, кролика) либо одну из частей сердечка. А смайлики с P означают высунутый язык. Есть простор для творчества.

Горизонтальные японские смайлики (каомодзи)

Выше были приведены классические эмотиконы, составленные из символов текста, которые интерпретируются и приобретают правильные очертания только в том случае, если наклонить голову влево либо мысленно повернуть подобное изображение на 90° вправо.

Более удобные в этом отношении японские смайлы, при взгляде на которые наклон головы не требуется, потому как сразу понятно, что каждый из них означает. Каомодзи, как вы, наверное, догадались, впервые были использованы в Японии и состояли как из стандартных символов, имеющихся на любой клавиатуре, так и с использованием иероглифов.

Японский термин «顔文字» при на латиницу выглядит как «Kaomoji». По сути словосочетание «каомодзи» очень близко понятию «смайл» (англ. smile — улыбка), поскольку «кao» (顔) означает «лицо», а «moji» (文字) — «символ», «буква».

Даже при беглом анализе значений этих терминов заметно, что европейцы и жители большинства стран, где распространен латинский алфавит, при выражении эмоций большее внимание уделяют такому элементу как рот (улыбка). Для японцев же важны все составляющие лица, особенно глаза. Это находит свое выражение в истинных (а не в модифицированных) каомодзи.

Впоследствии японские смайлы получили распространение в Юго-восточной Азии, а сегодня их используют по всему миру. При этом они могут состоять не только из символов и иероглифов, но часто дополняются, например, буквами и знаками латинского или арабского алфавита. Для начала посмотрим, что значат некоторые простейшие горизонтальные текстовые смайлики :

  • (^_^) либо (n_n) — улыбающийся, радостный;
  • (^____^) — широкая улыбка;
  • ^-^ — счастливый смайл;
  • (<_>) , (v_v) — так обычно обозначается грусть;
  • (o_o) , (0_0) , (o_O) — эти смайлы означают различную степень удивления;
  • (V_v) или (v_V) — неприятно удивлен;
  • *-* — изумление;
  • (@_@) — удивление достигло максимума ("обалдеть можно");
  • ^_^» , *^_^* либо (-_-v) — смущение, неловкость;
  • (?_?) , ^o^ — непонимание;
  • (-_-#) , (-_-¤) , (>__
  • 8 (>_
  • (>>) , (>_>) либо (<_>
  • -__- или =__= — равнодушие;
  • m (._.) m — извинение;
  • ($_$) — этот смайл отражает жадность;
  • (;_;) , Q__Q — плач;
  • (T_T) , (TT.TT) либо (ToT) — рыдание;
  • (^_~) , (^_-) — эти вариации смайлов обозначают подмигивание;
  • ^}{^ , (-}{-) , (^}...{^) — целуются;
  • (^3^) или (* ^) 3 (*^^*) — любовь;
  • (-_-;) , (-_-;)~ — болеет;
  • (- . -) Zzz , (-_-) Zzz или (u_u) — спит.

Ну а теперь несколько горизонтальных смайлов, которые отражают часто встречающиеся эмоции, составленные из более сложных символов и знаков, а также их обозначения:

  • ٩(◕‿◕)۶ , (〃^▽^〃) или \(★ω★)/ — счастье;
  • o(❛ᴗ❛)o , (o˘◡˘o) , (っ˘ω˘ς) — улыбка;
  • (´♡‿♡`) , (˘∀˘)/(μ‿μ) ❤ либо (๑°꒵°๑)・*♡ — любовь;
  • (◡‿◡ *) , (*ノ∀`*) , (*μ_μ) — смущение.

Естественно, японские смайлы, в которых используются не только служебные символы и знаки препинания, но и сложные буквы алфавита катакана, дают больше возможностей выразить не только эмоции с помощью мимики, но и посредством жестов.

Скажем, широкое распространение в интернете получил смайлик, пожимающий плечами и разводящий руками . Что это значит? Скорее всего, извинение с оттенком неловкости:

Этот эмотикон появился благодаря известному рэперу Канье Уэсту (Kanye West), который на вручении премии Video Music Awards в 2010 году неожиданно перебил речь ведущей, а затем продемонстрировал такой жест, признавая некорректность своего поведения (смайлик, который пожимает плечами и разводит руки, получил название «плечи Канье» и стал настоящим мемом):


Ежели вы заинтересованы изучить полную коллекцию каомодзи, отражающих эмоции, формы движения, состояния, виды животных и т.д., то посетите вот этот ресурс , где их можно легко скопировать и вставить после этого в нужное место.

Графические смайлы эмодзи (emoji), их коды и значения

Итак, выше мы разобрали символьные эмотиконы, некоторые из которых при вставке их в социальных сетях и других местах могут приобретать графические очертания, то есть появляться в виде картинок. Но такое происходит не везде и не всегда. Почему?

Да потому, что они состоят из простых текстовых значков. Чтобы смайлы гарантированно приобретали после вставки вид изображений , причем в любом месте, куда вы их помещаете, необходимо использовать коды , специально внесенные в официальную таблицу Unicode для того, чтобы любой пользователь мог быстро выразить свое эмоциональное состояние.

Конечно, любой смайлик можно подгружать в виде созданных в графических редакторах картинок, но имея ввиду их огромное количество и число пользователей в интернете такое решение не выглядит идеальным, поскольку неминуемо негативно скажется на пропускной способности глобальной сети. А вот применение кодов в этой ситуации как раз самое то.

В результате популярные движки, применяемые для форумов и блогов (например, тот же WordPress) имеют в своем функционале возможность вставки цветных смайликов, что, несомненно, добавляет выразительности сообщениям.

То же самое можно сказать в отношении различных чатов и мессенджеров, предназначенных как для ПК, так и для мобильных устройств (Skype, Telegram, Viber, Whatsapp).

Как раз графические пиктограммы и получили название эмоджи (или эмодзи, что с точки зрения японского произношения является более правильным). Термин «画像文字» латинской транслитерации «emoji»), который, как и каомодзи, является словосочетанием, состоящим из двух слов, в переводе на русский означающих «картинка» («э») и «буква», «символ» (модзи).

Думаю, японское название маленьких картинок, появляющихся в тексте для отображения эмоций, чувств и состояния, наиболее справедливо, поскольку именно в Японии зародились символьные изображения, не требующие их мысленно переворачивать для правильного восприятия.

Как я отметил выше, любой код emoji-смайла в подавляющем большинстве случаев обязательно интерпретируется в картинку во всех возможных местах, куда вы его желаете вставить, включая, например, социальные сети ВКонтакте, Фейсбук, Твиттер и т.д.

Причем, в разных областях смайл может отображаться по-разному при вставке одного и того же кода из Юникода, соответствующего конкретному значению:

Еще один важный момент. По умолчанию смайлик эмоджи будет исполнен в черно-белых тонах либо отображен в виде прямоугольника 😀 (все зависит от платформы, которая используется в месте его вставки). В этом вы можете убедиться, если посетите кодировщик и попробуете вставлять HTML-коды, соответствующие разным эмотиконам, в поле, находящееся справа:


Подобные эмодзи в браузере будут выглядеть именно так. Для того, чтобы они приобрели цветовую окраску, необходимо применить специальный скрипт, который установлен на крупных популярных сервисах. К слову, в одной из последних версий Вордпресса (уже не помню, какой именно) как раз и были включены по умолчанию emoji, но мне пришлось их отключить по причине серьезно повысившейся , которую я стараюсь постоянно отслеживать.

Так что для небольших ресурсов, имеющих ограниченные ресурсы, эмодзи не всегда благо. После отключения при попытке вставить эмоджи в текст статьи или комментария смайлики как раз будут присутствовать в черно-белом варианте или в форме прямоугольника.

А вот в популярных социальных сетях применение соответствующего HTML кода любым из пользователей инициирует появление полноценного смайлика. Кстати, в том же Контакте есть целая коллекция эмодзи, рассортированных по категориям. Скопировать тот или иной emoji можно из таблицы Unicode, расположенной , где иконки рассредоточены по разделам:


Выбираете необходимую картинку из колонки «Native» и копируете ее в с помощью контекстного меню или Ctrl+C. Затем открываете в новой вкладке страницу какой-нибудь социальной сети, форума, чата, даже своей электронной почты и вставляете в сообщение, которое желаете отправить, этот код посредством того же меню либо Ctrl+V.

А теперь посмотрите видеоролик, в котором представлены 10 эмодзи, о настоящем значении которых вы, возможно, даже не догадываетесь.