АНАКСИМАНДР (Αναξ?μανδρος) из Милета (около 610 года - после 546 года до нашей эры), древнегреческий философ, представитель милетской школы. Ученик Фалеса. Около 546 года опубликовал первое научно-философское сочинение греков трактат «О природе» (сохранились только фрагменты и пересказы), положивший начало ионийской естественной истории или «физиологии» и стоящий у истоков европейской физики, географии, астрономии, геологии, метеорологии и биологии. В этом трактате Анаксимандр дал всеобщую историю космоса от момента его возникновения из первоматерии до происхождения живых существ и человека, а также впервые предложил геометризованную геоцентрическую модель мира, господствовавшую в астрономии в течение всей античности и Средневековья до Н. Коперника. Если в народных И поэтических представлениях Земля «растёт» корнями из преисподней, а в космологии Фалеса «плавает» на мировом океане, то в космологии Анаксимандра она «висит» в безграничной бездне и занимает лишь малую часть Вселенной. Книга Анаксимандра — первый текст в истории человечества, в котором происхождение и устройство мира рассматриваются не мифологически и не в контексте религиозного ритуала, а строго рационально и эволюционно - методом естественных аналогий и реконструкции прошлых («невидимых») состояний на основании реликтовых фактов, доступных эмпирическому наблюдению.

По Анаксимандру, Вселенная бесконечна во всех направлениях и наполнена газообразной материей, лишённой видимых качественных различий и находящейся в непрекращающемся движении, присущем ей имманентно. Позднейшие авторы описывают эту первоматерию то как «беспредельное» (апейрон), то как «промежуточное вещество» (например, среднее между огнём и воздухом), то как «смесь» бесчисленных простых веществ. В космогонии Анаксимандра спонтанно возникший «вихрь» вызывает разделение идеальной смеси на физические противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д. Твёрдые и холодные частицы, собравшись в центре вихря, образовали Землю, лёгкие и горячие оказались вытолкнуты на периферию (небо и звёзды). Нейтральное состояние сменилось поляризацией враждебных космических стихий, противоборство которых создало расчленённый видимый космос. Холодный непроницаемый воздух (аэр) обволок огонь и замкнул его в три гигантских вращающихся «колеса», оставив огню по выхлопной «отдушине», эти отдушины люди называют Солнцем, Луной и звёздами. Огонь Солнца, «питаясь» влагой, испарил большую часть первобытного океана (о чём свидетельствуют раковины и окаменелости рыб, находимые в глубине материка); в будущем, оставшись без «пищи», он потухнет, небесные колёса остановятся и остатки нашего мира, как труп, разложатся в «безграничной природе». Таких миров, находящихся в различных стадиях рождения и гибели, бесконечно много. Имея в виду этот процесс, Анаксимандр дал первую формулировку закона сохранения материи: «Из каких начал вещи возникают, в те же самые им и погибнуть суждено, ибо они дают справедливое возмещение ущерба в установленное время» (фрагмент В 1). Все единичные вещи (в том числе миры) существуют «в долг» и в предустановленный срок погибают, возвращая заимствованные элементы «безграничной природе», которая одна остаётся «нестареющей» и «вечной».

Предложенная Анаксимандром первая теория естественного происхождения жизни содержала эволюционные догадки, опередившие своё время: первые живые существа зародились на дне моря и были покрыты колючей кожей (вероятно, гипотеза, основанная на наблюдении окаменелостей вымерших иглокожих). Так как человеческий детёныш беспомощен и не может выжить без родителей, то первые люди должны были зародиться в животных другого вида - неких рыбоподобных существах, которые их выкормили. Прилагавшаяся к трактату «О природе» географическая карта положила начало античной картографии. Анаксимандру приписывается также изобретение астрономических инструментов - гномона, небесного глобуса, солнечных часов.

Источн.: Фрагменты ранних греческих философов / Изд. А. В. Лебедев. М., 1989. Ч. 1 Лит.: Kahn Ch. Anaximander and the origins of Greek cosmology. N. Y., 1960.

АНАКСИМАНДР

АНАКСИМАНДР

(Anaximandros) (ок. 610 - после 547 до н.э.) - др.-греч. милетской школы, ученик Фалеса, автор прозаического соч. «О природе» (сохранился небольшой отрывок и словосочетаний). А. назвал началом, лежащим в основании всего сущего, - «безграничное, беспредельное», не столько в смысле беспредельности в пространстве и во времени, сколько в смысле бесструктурности, вещественной неопределенности. Апейрон «бессмертен и непреходящ», он «все объемлет и всем правит», ему присуще вечное , он единственная рождения и гибели мироздания: «Из чего все получает свое рождение, в то же самое все и возвращается, следуя необходимости».
При космогенезе из апейрона вследствие его круговращения выделяются противоположности горячего и холодного, влажного и сухого. Образуя пары, они создают огонь (горячее и сухое), воздух (горячее и влажное), воду (холодное и влажное) и землю (холодное и сухое). Земля собирается в центре, над ней вода, воздух и огонь. Когда часть воды испаряется, появляется суша. На границе суши и моря в иле зарождается , часть морских животных выходит на сушу и сбрасывает чешую. Человек зародился в большой рыбе, взрослым вышел на сушу. Солнце, Луна и звезды - отверстия в невидимых огненных кольцах. Земля неподвижна без опоры, т.к. верха и низа нет. Она шарообразна или цилиндрична. Учение А. об апейроне развили пифагорейцы, дополнив апейрон вторым, упорядочивающим, первоначалом - предельным.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

АНАКСИМАНДР

из Милета (согласно Аполлодору, 610 - ок. 540 до н. э. ) , др.-греч. естествоиспытатель, географ и натурфилософ, второй представитель милетской школы, согласно доксогра-фам, «ученик», «товарищ» и «родственник» Фалеса. В 547/546 опубликовал первый ранненауч. прозаич. трактат «О природе» (название , возможно, позднейшее) , основное крого составляли , космография, метеорологич. феноменов. Представление об А. как абстрактном метафизике, рассуждающем о принципе бытия, безусловно ошибочно ( термин « » - «начало» скорее всего был неизвестен А., как и всем милетцам) и основано на некритич. следовании перипатетич. доксографии. Для метода А. характерна фундаментальная роль бинарных оппозиций и аналогий. В космологии А. исходит из общемилетского представления о «бесконечном объемлющем» - пространственно безграничном телесном континууме, «объемлющем» извне после его рождения и поглощающем его после гибели. Природа «объемлющего» А. была неясна уже антич. читателям его книги, возможно, ввиду архаич. стиля. Термин апейрон (« ») , которым в доксографии обозначается «начало» А., неподлинен; А. употреблял прилагательное «бесконечный» как один из атрибутов «вечной и нестареющей природы», «объемлющей все небосводы (= миры) и космосы (= пространства) в них». Согласно достоверному свидетельству Аристотеля (Met. 1069 b 22; Phys. 187 а 21) и Теофраста (Simpl. Phys. 27, 11-23) , А. мыслил «вечную природу» как «смесь» всех качественно различных веществ, предвосхищая, т. о. , анаксагоровскую концепцию материи. Космогония А.: 1-я фаза - «выделение» из «объемлющего» мирового «зародыша» (аналог «мирового яйца») ; 2-я фаза - «разделение» и поляризация противоположностей (влажное холодное ядро и горячая огненная «кора») ; 3-я фаза - и борьба «горячего и холодного» порождает оформленный космос. В единственно сохранившемся фрагменте (В 1DK) А. дал первую формулировку закона сохранения материи: «Вещи уничтожаются в те же самые , из которых они возникли, согласно предназначению: они выплачивают (элементам) законную компенсацию (см. Дике) ущерба в установленный срок времени» («вещи» относятся к «элементам» как «должники» к «кредиторам», которым они «возвращают » по истечении долгового срока) . В космологии (космографии) А. создал первую геометрич. Вселенной (наглядно иллюстрированную небесным глобусом) , от него берут начало геоцентрич. (см. Геоцентризм) и « сфер» в астрономии, связанные с открытием Южного небесного полушария, А. создал первую географич. карту (возможно, по вавилонскому образцу) . Учение А. о происхождении «первых людей» «из животных другого вида» (типа рыб) , при всех существ, различиях, делает его антич. предшественником Дарвина.

В Фрагменты: DK I, 81-90; lonici. Testimonianze e frammenti, ed. A. Maddalena, Firenze, 1970 ; С? l l i G., La sapienza greca, V. 2, Mil. , 1977 , p. 153-205.

K a h n С h., Anaximander and the origins of Greek cosmology, N.?., 1960 ; Classen С. J., Anaximandros, a кн. : RE. Suppl. 12, 1970 , col., 30-69 (лит. ) ; Л е б е д е в А. В., TO: не?., а Платон и Аристотель, «ВДИ», 1978 , № l, с. 39-54, № 2, с. 43-58; его же, Геометрич. и космология А., в кн. : Культура и искусство антич. мира, М., 1980 , с. 100-24.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

АНАКСИМАНДР

АНАКСИМАНДР из Милета (ок. 611-545 до Р. X.) – ионийский натурфилософ, ученик и исследователь Фалеса. Его соч. «О природе» было первой философской работой, появившейся на греч. языке. Он первый поставил о «начале» всего сущего и определил это начало как , апейрон. Апейрон (греч. apeiron – неопределенное) – это , бесконечность природы, «божественное»; из него путем выделения возникают различные вещества.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АНАКСИМА́НДР

(Ἀναξίμανδρος) Милетский (ок. 610–546 до н.э.) – древнегреч. философ-материалист милетской школы, автор первого в Греции стихийно-материалистич. и наивно-диалектич. соч. "О природе", не дошедшего до нас. Впервые ввел в философию "архэ" ("принцип"), под к-рым он разумел то, из чего все вещи возникают и во что они, уничтожаясь, разрешаются и что лежит в основе их бытия. Таким первоначалом всего существующего, к-рое А. называл апейрон (ἄπειρον – беспредельное), "неопределенной материей", является единая, вечная, бесконечная ; она находится в вечном движении и порождает из себя бесконечное многообразие всего существующего: первовещество выделяет из себя противоположности теплого и холодного, и мировой состоит в борьбе противоположностей, к-рая является причиной закономерного, совершающегося в определенном временном порядке возникновения и разрушения вещей. А. учил о бесчисленности миров, к-рые закономерно возникают и гибнут, о развитии животного мира. Т.о., его филос. содержала значит, диалектич. моменты.

Истолкование философии А. касалось гл. обр. понятия "апейрон". А. выдвинул учение о бесчисленности миров, что, вопреки ясному свидетельству первоисточников, отрицают нек-рые историки философии: Эд. Целлер ("История греческой философии" – Ed. Zeller, Die Philosophie der Griechen, TI 1, 1844), П. Таннери ("Первые шаги древнегреческой науки", рус. пер. 1902). Аэций же (Анаксимандр , А 17, Diels) в своем перечне философов, признававших бесчисленность миров, на первое ставит А. Он же (там же) сообщает, что, по мнению А., бесчисл. миры отстоят друг от друга на равном расстоянии. Симпликий (там же) говорит, что в своем учении о бесчисленности миров Левкипп, Демокрит и Эпикур были последователями А.

А. считал, что Земля неподвижно покоится в центре мира, и своим учением о трех небесных кольцах (солнечном, лунном и звездном), вращающихся вокруг Земли, положил начало теории небесных сфер. По свидетельству Диогена Лаэртского (II 2), а также Агафемера (Анаксимандр , А 6, Diels) и Страбона (там же), ссылающихся на Эратосфена, А. составил первую географич. карту, соорудил первые в Греции солнечные часы и астрономич. инструменты.

Ф. Энгельс ("Диалектика природы", 1955, с. 147) и В. И. Ленин ("Философские тетради", 1947, с. 233) отмечали учение А. о развитии в органич. мире. А. учил о происхождении животных из воды без к.-л. участия божеств. сил. В частности, он утверждал, что люди произошли от рыб, к-рые, очутившись на земле, под влиянием новых условий жизни изменились в строении и функциях своего организма.

Соч.: Diеls Н., Die Fragmente der Vorsokratiker..., 5 Aufl., Bd 1, В., 1934, S. 81–90; Маковельский Α., Досократики, ч. 1, Казань, 1914, с. 25–27.

Лит.: Маковельский А., Астрономические учения древних философов (до Платона), Баку, 1925 (с. 116–18 учение А. о небесных кольцах); Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, с. 22–23; Лурье С. Я., Очерки по истории, античной науки, М.–Л., 1947 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1957, с. 76–77; Нölsсhеr U., Anaximander und die Anfänge der Philosophie, "Hermes", Wiesbaden, 1953, Bd 81, H. 3, 4. См. также лит. к статье Апейрон.

А. Маковельский. Баку.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

АНАКСИМАНДР

АНАКСИМАНДР (Αναξίμανδρος) из Милета (ок. 610540 до н.э.)-древнегреческий естествоиспытатель, географ и натурфилософ, второй представитель Милетской школы, согласно доксографам, “ученик”, “товарищ” и “родственник” Фалеса. В 547/546 опубликовал первый ранненаучный прозаический трактат “О природе” (название , возможно, позднейшее), основное содержание которого составляли космогония, космография, этиология метеорологических феноменов. Представление об Анаксимандре как абстрактном метафизике, рассуждающем о принципе бытия, безусловно ошибочно (сам термин архе- начало - скорее всего был неизвестен Анаксимандру, как и всем милетцам) и основано на некритическом следовании перипатетической доксографии. Для метода Анаксимандра характерна фундаментальная роль бинарных оппозиций и аналогий. В космологии он исходит из общемилетского представления о “бесконечном объемлющем”- пространственно безграничном телесном континууме, “объемлющем” космос извне после его рождения и поглощающем его после гибели. Природа “объемлющего” Анаксимандра была неясна уже античным читателям его книги, возможно, ввиду архаического стиля. Термин апейрон (бесконечное), которым в доксографии обозначается “начало” Анаксимандра, неподлинен: Анаксимандр употреблял прилагательное “бесконечный” как один из атрибутов “вечной и нестареющей природы”, “объемлющей все небосводы (= миры) и космосы (= пространства) в них”. Согласно достоверному свидетельству Аристотеля (Met. 1069b22; Phys. 187a21) и Теофраста (ар. Simpi. Phys. 27, 11-23), Анаксимандр мыслил “вечную природу” как “смесь” всех качественно различных веществ, предвосхищая, таким образом, анаксагоровскую концепцию материи. Космогония Анаксимандра: 1-я фаза-“выделение” из “объемлющего” мирового “зародыша” (аналог “мирового яйца”); 2-я фаза - “разделение” и поляризация противоположностей (влажное холодное ядро и горячая огненная “кора”), 3-я фаза-взаимодействие и борьба “горячего и холодного” порождает оформленный космос. В единственно сохранившемся фрагменте (В l DK) Анаксимандр дал первую формулировку закона сохранения материи: “Вещи уничтожаются в те же самые элементы, из которых они возникли, согласно предназначению: они выплачивают (элементам) законную компенсацию ущерба в установленный срок времени”. В космологии (космографии) Анаксимандр создал первую геометрическую модель Вселенной (наглядно иллюстрированную небесным глобусом), от него берут начало геоцентрическая гипотеза и “теория сфер” в астрономии, связанные с открытием Южного небесного полушария, он создал первую географическую карту (возможно, по вавилонскому образцу). Учение Анаксимандра о происхождении “первых людей” “из животных другого вида” (типа рыб), при всех существенных различиях, делает его античным предшественником Дарвина.

Фрагм.: DK I, 81-90; Maddalena A. (ed.). lonici. Testirnonianze e ftammenti. Firenze, 1970; Со/и G. La sapienza greca, v. 2. Mil., 1977, p. 153-205; Conche M. Anaximandre. Fragments et témoignages. P., 1991; Лебедев. Фрагменты, с. 116-129.

Лит.: Kahn Ch. Anaximander and the origins of Greek cosmology. N. Y I960; Classen C. J. Anaximandros, RE, Suppl. 12, 1970, col. 30-69 (библ.); Лебедев А. В. ТО ΑΠΕΡΟΝ: не Анаксимандр, аПлатон и Аристотель.-Вестник древней истории, 1978, 1, с. 39-54; 2, с. 43-58; Он же. Геометрический стиль и космология Анаксимандра.-В сб.: Культура и искусство античного мира. М., 1980, с. 100-124.

А. В. Лебедев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "АНАКСИМАНДР" в других словарях:

    - Ἀναξίμανδρος … Википедия

    Анаксимандр, Anaksimandros, из Милета, ок. 610 ок. 540 гг. до н. э. греческий философ. Считался учеником и последователем Фалеса. Первым из греков написал произаической философское сочинение под названием О природе, от которого сохранился лишь… … Античные писатели

    АНАКСИМАНДР - АНАКСИМАНДР Ἀναξίμανδρος) из Милета (ок. 610 после 546 до н. э.), древнегреческий философ и ученый, второй представитель Милетской школы, ученик Фалеса. Ок. 546 до н. э. опубликовал первое научно философское сочинение греков, трактат «О… … Античная философия

    Анаксимандр - Анаксимандр Милетский, сын Праксиада. Он учил, что первоначалом и основой является беспредельное (apeiron), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным.… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

    - (около 610 после 547 до нашей эры), древнегреческий философ, представитель милетской школы. Автор первого философского сочинения на греческом языке О природе. Ученик Фалеса. Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту.… … Современная энциклопедия

    - (ок. 610 после 547 до н. э.) древнегреческий философ, представитель милетской школы, автор первого философского сочинения на греческом языке О природе. Ученик Фалеса. Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту. Высказал… … Большой Энциклопедический словарь

    - (610 540 до н.э.) ионийский (из Милета) натурфилософ, ученик и последователь Фалеса. А. приписывают первое письменное прозаическое произведение (‘О природе’). Считается также, что А. совершил несколько колониальных экспедиций, написав после этого … История Философии: Энциклопедия

    - (610 540 до н.э.) ионийский (из Ми лета) натурфилософ, ученик и последователь Фалеса. А. приписывают первое письменное прозаическое произведение (»О природе»). Считается также, что А. совершил несколько колониальных экспедиций, написав после… … Новейший философский словарь

    - (Anaximander, Αναξίμανδρος). Родился в Милете в 610 г. до Р. X., умер в 547 г. Философ Ионийской школы, непосредственный преемник Фалеса. Он считал землю цилиндрическим телом, находящимся в средине мира на равном расстоянии от всех точек… … Энциклопедия мифологии

    - (греч.) математик и философ, сын Праксиада, род. вМилете 611, умер 546 до P. X. Между всеми греческими мыслителямидревнейшего периода, ионийскими натурфилософами, он в самом чистом видевоплотил в себе их спекулятивное стремление познать… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Лекция «Что такое философия?» , Андрей Зубов. Профессор, доктор исторический наук Андрей Зубов, на первой лекции цикла по западной философии раскроет темы – начало греческой философии; Что есть первоматерия?;Фалес, Анаксимандр,… аудиокнига

Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) - ученик и последователь Фалеса, также был разносторонне образованным человеком. Интересовался математикой, физикой, астрономией, географией, изучал происхождение жизни и др. Не отрицая по существу учения Фалеса, его основного взгляда на мир, Анаксимандр в то же время считал, что вода, будучи промежуточным только между твердым и парообразным состояниями, не могла служить основой всего сущего, поскольку каждая вещь происходит "из своих собственных начал". Например, горячее и холодное - из теплого, белое и черное - из серого и т.п. Так что у каждого состояния, у каждой пары противоположностей должно быть свое, особое начало, особое промежуточное. Но в таком случае должно было быть и начало всех начал - первоначало, которое порождает мир в целом. И оно не может быть ни водой, ни какой-либо другой стихией (землей, воздухом, огнем), но это должна быть какая-то другая беспредельная природа, которая в одинаковой степени присуща всем стихиям. Эту бесконечную, активную, содержащую в себе противоположности среду Анаксимандр называет «апейрон». Именно в ней, по мысли философа, заключается причина всеобщего возникновения и уничтожения.

Можно предположить, что Анаксимандр представлял себе некую от точки к точке изменяющуюся материальную среду, наподобие перехода от белого цвета к

черному. Это позволяло философу взглянуть на нее с промежуточной позиции и увидеть противоположности как избыток и недостаток. Причем, посмотрев на каждую из противоположных сторон в отдельности с позиций их промежуточного, Анаксимандр мог увидеть новые противоположности и так без конца. Видимотакой взгляд и позволил Анаксимандру предположить, что апейрон включает в себя все виды противоположностей, которые порождают все тела «посредством различий в плотности и разреженности первоэлемента, что в свою очередь является основанием для рождения и гибели миров-небосводов, которое испокон веков повторяется по кругу».

Анаксимандр написал несколько сочинений: «Карта земли», «Глобус», «О природе». По их названиям можно судить о том, что философ в основном изучал природу. От последнего труда сохранился один небольшой фрагмент: «А из каких (начал) вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправды (ущерба) в назначенный срок времени».

Этот отрывок свидетельствует о том, что отношения между вещами, возникающими из бесконечной материальной среды, которую Анаксимандр называет апейроном таково, как отношение между «должником» и «кредитором»,

что свидетельствует о взаимосвязи мировоззрения Анаксимандра с мифологическим мировоззрением и, прежде всего, с идеей компенсации, как идеей космической справедливости (правды). Причем, у Анаксимандра несмотря на мифологическую терминологию уже нет этих сверхъестественных стражей меры, поскольку все космические процессы совершаются у него по своим имманентным законам, обусловленным активностью самой материальной среды - апейрона.

Поэтому смысл, вложенный в понятие «возмещение неправды» следует искать в мифологии и, прежде всего, в греческой идее компенсации, как идее космической справедливости (правды), в то время как понятие «задолжен-ность» ассоциируется с идеей декомпенсации (раздора).

Здесь наиболее отчетливо проявляется связь между мифологическим и философским мышлением, которые на первых порах идут рядом, имея своими источниками элементы первоначального эмпирического знания. Опираясь на объективные законы бытия, мифологическое мировоззрение оказалось уже способным представить идеи несправедливости и возмездия, Раздора и Правды, декомпенсации и компенсации в образе физического явления, т.е. в образе весов в руках богини правосудия, чаши которых в одном случае выходят из положения равновесия, в другом - стремятся к нему. В этом образе нашла свое конкретное отражение характерная черта античности - мышление противополож-ностями. Последние понимаются здесь исключительно как «избыток» и «недостаток» того или иного субстрата относительно положения равновесия - того промежуточного состояния, из которого возникают и к которому, уничтожаясь, стремятся противоположности.

Поэтому, основным вопросом милетской натурфилософии было выявление сущности «промежуточного», сгущение и разрежение которого определяло бы все многообразие чувственно воспринимаемого мира. Это свидетельствует о том, что мифологическое мышление, оперирующее не только представлениями, но и сравнительными понятиями, не только не произвольно, но напротив, обладает весьма строгой логикой. Только эта логика отличается от логики нашей сегодняшней науки. Поэтому мифология является не только продуктом воображения, но и результатом строгого логико-теоретического мышления.

Однако увидеть это можно только в итоге тщательного исследования тех мифологических представлений, которые отражают отношение противоположностей в процессе их компенсации и декомпенсации. Не случайно в первой части фрагмента Анаксимандр обращает наше внимание на то, из чего все сущее возникает и во что по необходимости оно уничтожается. И если слова «возмещение неправды» понимать как компенсацию, а слово «задолженность» понимать как декомпенсацию, то все становится предельно ясным. Появляется возможность определить «источник всеобщего возникновения и уничтожения». Все это позволяет предположить, что процессы «компенсации» и «декомпенсации» связаны у Анаксимандра временными рамками и в целом представляют собой своего рода циклический процесс.

Очевидно, что такой взгляд на природу предполагает осмысление ее не с позиций соотнесенного, т.е. не с точки зрения одного из полюсов градации. Здесь, как и у Фалеса, точкой отсчета, с которой осмысляется мир, является середина, промежуточное, которое делит непрерывную среду на активные, противоположные части.

Суть учения Анаксимандра о первооснове всех вещей можно свести к следующему: ни один из видимых четырёх элементов не может претендовать на звание первоосновы. Первоэлементом является находящийся вне восприятия наших органов чувств апейрон, вещество, среднее между огнём, воздухом, водой и землёй, в котором содержатся элементы всех этих веществ. В нём заключаются все свойства других веществ, например, тепло и холод, в нём едины все противоположности (позднее Гераклит развил это положение Анаксимандра в закон единства и борьбы противоположностей, унаследованный от него Гегелем и Марксом). Неотъемлемым свойством апейрона является бесконечное движение, в первую очередь круговращательное. В качестве примера круговращательного движения древним представлялась смена дня и ночи, объясняемая ими как вращение солнца, луны, звёзд вокруг Земли. Под влиянием этого вечного движения бесконечный апейрон разделяется, противоположности выделяются из существовавшей ранее единой смеси, однородные тела движутся друг к другу. Самые крупные и тяжёлые тела при вращательном движении устремляются к центру, где сбиваются в комок, так образуется находящаяся в центре Вселенной Земля. Она недвижима и находится в равновесии, не нуждаясь ни в каких подпорках, так как равноудалена от всех точек Вселенной (у Фалеса Земля опирается на воду. Но тогда возникает вопрос, на чём покоится вода, и вопрос об опоре становится неразрешимым. Анаксимандр же попросту устраняет данный вопрос). В подтверждение своей мысли Анаксимандр приводит два примера: 1) если поместить просяное зерно в надувной пузырь, а затем надуть его, то зерно окажется неподвижным во взвешенном состоянии в центре пузыря; «так и земля, испытывая толчки воздуха со всех сторон, пребывает неподвижно в состоянии равновесия в центре космоса». 2) Если к одному времени привязать верёвки и тянуть их с равной силой в разные стороны, то тело окажется недвижимым. Таким образом, Анаксимандр как бы предвосхищает закон всемирного тяготения, понятие тяжести для него вовсе не означало падение вниз.

Более лёгкие частицы воды, по мнению Анаксимандра, ранее окутывали Землю единым водяным покровом, который в настоящее время значительно уменьшился вследствие испарений. Воду опоясал воздушный слой, которую в свою очередь обняла собой огненная сфера. Последняя не представляет собой единого целого, так как раздробилась в силу круговращения. Такова картина мироздания. Кроме того, всё материальное обречено на гибель вследствие всё того же вечного движения. Невозникшей и неуничтожимой Анаксимандру представлялось только первовещество апейрон, из которого всё возникло и в которое всё должно вернуться. Возникновение и развитие мира Анаксимандр считал периодически повторяющимся процессом: через определённые промежутки времени мир поглощается окружающим его беспредельным началом, а затем возникает вновь. Позднее стоики, унаследовавшие многие положения учения Анаксимандра через посредство Гераклита, добавили, что Вселенная через определённые участки времени должна сгорать в огне, образующем её внешний слой.

По утверждению П. Таннери Анаксимандр был естествоиспытателем, строящим представление о космосе, основываясь на природных законах. Он, подобно физикам Нового времени, вывел картину мира, осмысливая простые опытные модели, обобщая модель центробежного движения. Только, в отличие от учёных Нового времени, он располагал меньшими опытными данными, которые ему пришлось возмещать гениальными догадками. Впрочем, учение Анаксимандра аналогично гипотезе Канта – Лапласа о возникновении небесных тел из туманностей благодаря вращательному движению.

Однако, как и Фалес, Анаксимандр не был свободен от мифологических корней, от идейного наследия своего времени. Как в учении Фалеса о происхождении мира налицо параллели с мифом, изложенным в «Илиаде», так и учение Анаксимандра сходно с космогонией только не Гомера, а с «Теогонией» Гесиода. Апейрон имеет свой аналог, как вода Фалеса – божество Океан, им является Хаос, первоэлемент, существовавший тогда, когда кроме него ничего ещё не было, из которого происходит всё остальное. Хаос – это беспорядочная смесь, из которой впоследствии выделяются боги и элементы, приводя мир в порядок. Из Хаоса рождаются Гея (Земля), Тартар (недра Земли), затем бог любви Эрос, Ночь и Эреб (мрак), День и Эфир (свет), Уран (небо), горы, моря, Океан. Но Анаксимандр не просто видоизменяет схему происхождения мира, изложенную Гесиодом, он её творчески перерабатывает, вводя совершенно новые положения. У Гесиода все вышеперечисленные понятия персонифицированы, это всё божества, имеющие своё личное имя. Есть божества мужские, есть божества женские, они, как люди, друг от друга производят потомство. Вопрос о том, что думал Анаксимандр о богах, мы затронем позже. Пока же следует заметить, что все описываемые им элементы – огонь, воздух, вода, земля – это порождения апейрона, они материальны, а не человекоподобны. У Гесиода одно поколение богов сменяет другое, апейрон Анаксимандра вечен. Вообще, Анаксимандр первым приходит к мысли о том, что материя существует вечно во времени и бесконечно в пространстве.