Понимание данных (DataInsight - DI):

DI - Область data science, в которой ключеаую роль по обработке данных играют эксперты. Мы рассматриваем это направление как узконаправленное, в интересах конкретной цели заказчика. Эксперты ищут информацию, источники данных, открытые ресурсы и основываясь на экспертной оценке, интуиции обобщают материалы, формируют новое знание. 80% всей информации разведками мира добываются именно таким образом - извлечение знаний экспертами из открытых источников. Это актуально, когда данные неформализованы, смысл скрыт. Например: сбор сведений о предмете интереса с неявными идентифицирующими признаками, косвенными связями. Результатом иссдедования становится аналитическая записка с указанием источников данных, принципов идентификации и причинно-следственными связями.

Анализ данных (Data Analysis):

DA - область математики и информатики, занимающаяся построением и исследованием наиболее общих математических методов и вычислительных алгоритмов извлечения знаний из данных; процесс исследования, фильтрации, преобразования и моделирования данных с целью извлечения полезной информации и принятия решений.
Анализ данных имеет множество аспектов и подходов, охватывает разные методы в различных областях науки и деятельности.
Анализ данных является наукой изучения исходных данных с целью сделать выводы об этой информации. Анализ данных используется во многих отраслях промышленности, сфере услуг, чтобы позволить компаниям и организациям принимать лучшие бизнес-решения и в науке, чтобы подтвердить или опровергнуть существующие модели или теории.

Анализ данных отличается от интеллектуального анализа данных (data minig) по сфере применения, цели и направленности анализа. Интеллектуальный анализ данных оперирует огромными наборами данных, используя сложное программное обеспечение для выявления скрытых шаблонов и установления неявных связей. Анализ данных фокусируется на умозаключениях, процессе получения выводов, основанных исключительно на том, что уже известно исследователю.

Анализ данных, как правило, делится на поисковый анализ данных (EDA), поиск возможностей в данных, и подтверждающий анализ данных (CDA), для подтверждения или опровержения гипотез.
Анализ качественных данных (QDA) используется в социальных науках, чтобы сделать выводы из нечисловых данных, таких как слова, фотографии или видео.
Термин "аналитика" используется многими поставщиками продуктов бизнес-аналитики (BI), как умное слово для описания совершенно разных функций. Анализ данных используется для описания всего: от оперативной аналитической обработки данных (OLAP) до аналитики CRM в центрах обработки вызовов.
Не стоит обосабливать анализ "больших данных" (BigData Analysis) так как по сути в большинстве случаев используются те же методики и методы, что для анализа обычных данных, отличие начинается в технологиях, механизмах распараллеливания.
Особняком стоит DataInsight (Понимание данных) - в этом исследовании акцент делается не на математической обработке данных, а экспертной оценке. Выделении связей, оценка последствий.
Интеллектуальный анализ данных - это особый метод анализа данных, который фокусируется на моделировании и открытии данных, а не на их описании.

Интеллектуальный анализ данных (Data Mining):

Избыток данных и недостаток хороших методов их анализа приводил к ситуации богатства данными, но бедности информацией. Быстро растущие объемы накопленных данных быстро превысили способности человека в их обработке. В результате большие базы данных стали «могилами» данных – архивами, которые редко посещаются. Как следствие, важные решения принимаются не на основе информационно- насыщенных баз данных, а на основе интуиции человека, принимающего решения, так как он не имеет подходящих инструментов для извлечения полезных знаний из огромных объемов данных. Технология Интеллектуального Анализа Данных позволяет извлечь полезные знания, важные паттерны, способствуя совершенствованию бизнес- стратегий, баз знаний, научных и медицинских исследований. Интеллектуальным анализом данных мы будем называть процесс определения новых, корректных и потенциально полезных знаний на основе больших массивов данных. Извлеченное знание в результате интеллектуального анализа называется термином паттерн.

Паттерном может быть, например, некоторое нетривиальное утверждение о структуре данных, об имеющихся закономерностях, о зависимости между атрибутами и т.д. Таким образом, задачей интеллектуального анализа данных является эффективное извлечение осмысленных паттернов из имеющегося массива данных большого размера.
Для отсева большого количества возможных малополезных паттернов может вводится функция полезности. В реальности оценка полезности знания имеет субъективный характер, то есть зависит от конкретного пользователя. Можно выделить две главные характеристики «интересного» знания:
Неожиданность. Знание «удивительно» для пользователя и потенциально несет новую информацию.
Применимость. Пользователь может использовать новое знание для достижения своих целей.

Интересные знания, закономерности, высокоуровневая информация, полученные в результате анализа данных, могут быть использованы для принятия решений, контроля за процессами, управления информацией и обработки запросов. Поэтому технология интеллектуального анализа данных рассматривается как одна из самых важных и многообещающих тем для исследований и применения в отрасли информационных технологий.

Этапы в процессе интеллектуального анализа данных:
  1. 1. Изучение предметной области, в результате которого формулируются основные цели анализа.
  2. 2. Сбор данных.
  3. 3. Предварительная обработка данных: (a) Очистка данных – исключение противоречий и случайных "шумов"из исходных данных (b) Интеграция данных – объединение данных из нескольких возможных источников в одном хранилище (c) Преобразование данных. На данном этапе данные преобразуются к форме, подходящей для анализа. Часто применяется агрегация данных, дискретизация атрибутов, сжатие данных и сокращение размерности.

  4. 4. Анализ данных. В рамках данного этапа применяются алгоритмы интеллектуального анализа с целью извлечения паттернов.
  5. 5. Интерпретация найденных паттернов. Данный этап может включать визуализацию извлеченных паттернов, определение действительно полезных паттернов на основе некоторой функции полезности.
  6. 6. Использование новых знаний.
Data Mining (DM) - это процесс обнаружения в сы­рых данных (row data) раннее неизвестных, нетривиальных, практически полезных, доступных интерпретации знаний (закономерностей), необходимых для принятия решений в различных сферах человеческой дея­тель­ности (Г.Пятецкий-Шапиро).

Большие объемы накопленных данных постоянно приходится модифицировать из-за быстрой смены аппаратного и программного обеспечения БД, при этом неизбежны потери и искажение информации. Одним из средств для преодоления подобных трудностей является создание информационных хранилищ данных, доступ к которым не будет сильно зависеть от изменения данных во времени и от используемого программного обеспечения. Другой подход ориентирован на сжатие больших объемов данных путем нахождения некоторых общих закономерностей (знаний) в накопленной информации. Оба направления актуальны с практической точки зрения.

Наличие информационного хранилища данных - необходимое условие для успешного проведения всего процесса DataMining. Информационным хранилищем данных называют предметно-ориентированное, интегрированное, привязанное ко времени, неизменяемое собрание данных, используемых для поддержки процесса принятия управленческих решений. Предметная ориентация означает, что данные объединены в категории и хранятся в соответствии с теми областями, которые они описывают, а не в соответствии с приложениями, которые их используют. Такой принцип хранения гарантирует, что отчеты, сгенерированные различными аналитиками, будут опираться на одну и ту же совокупность данных. Привязанность ко времени означает, что хранилище можно рассматривать как собрание исторических данных, т.е. конкретные значения данных однозначно связаны с определенными моментами времени. Атрибут времени всегда явно присутствует в структурах хранилищ данных. Данные, занесенные в хранилище, уже не изменяются в отличие от оперативных систем, где присутствуют только последние, постоянно изменяемые версии данных.

В технологиях DM используются различные математические методы и алгоритмы: классификация, кластеризация, регрессия, прогнозирование временных рядов, ассоциация, последовательность.

Классификация - инструмент обобщения. Она позволяет перейти от рассмотрения единичных объектов к обобщенным понятиям, которые характеризуют некоторые совокупности объектов и являются достаточными для распознавания объектов, принадлежащих этим совокупностям (классам). Суть процесса формирования понятий заключается в нахождении закономерностей, свойственных классам. Для описания объектов используются множества различных признаков (атрибутов), Проблема формирования понятий по признаковым описаниям была сформулирована М. М. Бонгартом. Ее решение базируется на применении двух основных процедур: обучения и проверки. В процедурах обучения строится классифицирующее правило на основе обработки обучающего множества объектов. Процедура проверки (экзамена) состоит в использовании полученного классифицирующего правила для распознавания объектов из новой (экзаменационной) выборки. Если результаты проверки признаны удовлетворительными, то процесс обучения заканчивается, в противном случае классифицирующее правило уточняется в процессе повторного обучения.

Кластеризация - это распределение информации (записей) из БД по группам (кластерам) или сегментам с одновременным определением этих групп. В отличие от классификации здесь для проведения анализа не требуется предварительного задания классов.
Регрессионный анализ используется в том случае, если отношения между атрибутами объектов в БД выражены количественными оценками. Построенные уравнения регрессии позволяют вычислять значения зависимых атрибутов по заданным значениям независимых признаков.
Прогнозирование временных рядов является инструментом для определения тенденций изменения атрибутов рассматриваемых объектов с течением времени. Анализ поведения временных рядов позволяет прогнозировать значения исследуемых характеристик.
Ассоциация позволяет выделить устойчивые группы объектов, между которыми существуют неявно заданные связи. Частота появления отдельного предмета или группы предметов, выраженная в процентах, называется распространенностью. Низкий уровень распространенности (менее одной тысячной процента) говорит о том, что такая ассоциация не существенна.

Типичным примером применения ассоциации является анализ структуры покупок. Например, при проведении исследования в супермаркете можно установить, что 65 % купивших картофельные чипсы берут также и «кока-колу», а при наличии скидки за такой комплект «колу» приобретают в 85 % случаев. Подобные результаты представляют ценность при формировании маркетинговых стратегий.

Последовательность - это метод выявления ассоциаций во времени. В данном случае определяются правила, которые описывают последовательное появление определенных групп событий. Такие правила необходимы для построения сценариев. Кроме того, их можно использовать, например, для формирования типичного набора предшествующих продаж, которые могут повлечь за собой последующие продажи конкретного товара.

К интеллектуальным средствам DM относятся нейронные сети, деревья решений, индуктивные выводы, методы рассуждения по аналогии, нечеткие логические выводы, генетические алгоритмы, алгоритмы определения ассоциаций и последовательностей, анализ с избирательным действием, логическая регрессия, эволюционное программирование, визуализация данных. Иногда перечисленные методы применяются в различных комбинациях.

Нейронные сети относятся к классу нелинейных адаптивных систем с архитектурой, условно имитирующей нервную ткань, состоящую из нейронов. Математическая модель нейрона представляет собой некий универсальный нелинейный элемент, допускающий возможность изменения и настройки его характеристик. Нейронные сети широко применяются для решения задач классификации. Построенную сеть сначала нужно «обучить» на примерах, для которых известны значения исходных данных и результаты. Процесс «обучения» сети заключается в подборе весов межнейронных связей и модификации внутренних параметров активационной функции нейронов. «Обученная» сеть способна классифицировать новые объекты (или решать другие примеры), однако правила классификации остаются не известными пользователю.

Деревья решений - метод структурирования задачи в виде древовидного графа, вершины которого соответствуют продукционным правилам, позволяющим классифицировать данные или осуществлять анализ последствий решений. Этот метод дает наглядное представление о системе классифицирующих правил, если их не очень много. Простые задачи решаются с помощью этого метода гораздо быстрее, чем с использованием нейронных сетей. Для сложных проблем и для некоторых типов данных деревья решений могут оказаться неприемлемыми. Кроме того, для этого метода характерна проблема значимости. Одним из последствий иерархической кластеризации данных является то, что для многих частных случаев отсутствует достаточное число обучающих примеров, в связи с чем классификацию нельзя считать надежной.

Индуктивные выводы позволяют получить обобщения фактов, хранящихся в БД. В процессе индуктивного обучения может участвовать специалист, поставляющий гипотезы. Такой способ называют обучением с учителем. Поиск правил обобщения может осуществляться без учителя путем автоматической генерации гипотез. В современных программных средствах, как правило, сочетаются оба способа, а для проверки гипотез используются статистические методы.

Рассуждения на основе аналогичных случаев (Case-based reasoning - CBR) основаны на поиске в БД ситуаций, описания которых сходны по ряду признаков с заданной ситуацией. Принцип аналогии позволяет предполагать, что результаты похожих ситуаций также будут близки между собой. Недостаток этого подхода заключается в том, что здесь не создается каких-либо моделей или правил, обобщающих предыдущий опыт. Кроме того, надежность выводимых результатов зависит от полноты описания ситуаций, как и в процессах индуктивного вывода.

Нечеткая логика применяется для обработки данных с размытыми значениями истинности, которые могут быть представлены разнообразными лингвистическими переменными. Нечеткое представление знаний широко применяется в системах с логическими выводами (дедуктивными, индуктивными, абдуктивными) для решения задач классификации и прогнозирования.

Генетические алгоритмы входят в инструментарий DM как мощное средство решения комбинаторных и оптимизационных задач. Они часто применяются в сочетании с нейронными сетями. В задачах извлечения знаний применение генетических алгоритмов сопряжено со сложностью оценки статистической значимости полученных решений и с трудностями построения критериев отбора удачных решений.

Логическая (логистическая) регрессия используется для предсказания вероятности появления того или иного значения дискретной целевой переменной. Дискретная зависимая (целевая) переменная не может быть смоделирована методами обычной многофакторной линейной регрессии. Тем не менее вероятность результата может быть представлена как функция входных переменных, что позволяет получить количественные оценки влияния этих параметров на зависимую переменную. Полученные вероятности могут использоваться и для оценки шансов. Логическая регрессия - это, с одной стороны, инструмент классификации, который используется для предсказания значений категориальных переменных, с другой стороны - регрессионный инструмент, позволяющий оценить степень влияния входных факторов на результат.

Эволюционное программирование - самая новая и наиболее перспективная ветвь DM. Суть метода заключается в том, что гипотезы о форме зависимости целевой переменной от других переменных формулируются компьютерной системой в виде программ на определенном внутреннем языке программирования. Если это универсальный язык, то теоретически он способен выразить зависимости произвольной формы. Процесс построения таких программ организован как эволюция в мире программ. Когда система находит программу, достаточно точно выражающую искомую зависимость, она начинает вносить в нее небольшие модификации и отбирает среди построенных дочерних программ те, которые являются наиболее точными. Затем найденные зависимости переводятся с внутреннего языка системы на понятный пользователю язык (математические формулы, таблицы и т.п.). При этом активно используются средства визуализации.

Два подхода к анализу данных

Любая организация в процессе своей деятельности стремится повысить прибыль и уменьшить расходы. В этом ей помогают новые компьютерные технологии, использование разнообразных программ автоматизации бизнес-процессов. Это учетные, бухгалтерские и складские системы, системы управленческого учета и многие другие. Чем аккуратнее и полнее ведется сбор и систематизация информации, тем полнее будет представление о процессах в организации. Современные носители информации позволяют хранить десятки и сотни гигабайт информации, но без использования специальных средств анализа накопленной информации такие носители превращаются просто в свалку бесполезных сведений. Очень часто принятие правильного решения затруднено тем, что хотя данные и имеются, они являются неполными, или, наоборот, избыточными, замусорены информацией, которая вообще не имеет отношения к делу, несистематизированными или систематизированными неверно. Тогда прибегают к помощи программных средств, которые позволяют привести информацию к виду, который дает возможность с достаточной степенью достоверности оценить содержащиеся в ней факты и повысить вероятность принятия оптимального решения.

Есть два подхода к анализу данных с помощью информационных систем.

В первом варианте программа используется для визуализации информации - извлечения данных из источников и предоставления их человеку для самостоятельного анализа и принятия решений. Обычно данные, предоставляемые программой, являются простой таблицей, и в таком виде их очень сложно анализировать, особенно если данных много, но имеются и более удобные способы отображения: кубы, диаграммы, гистограммы, карты, деревья…

Второй вариант использования программного обеспечения для анализа – это построение моделей . Модель имитирует некоторый процесс, например, изменение объемов продаж некоторого товара, поведение клиентов и другое. Для построения модели необходимо сделать предобработку данных и далее к ним применять математические методы анализа: кластеризацию, классификацию, регрессию и т. д. Построенную модель можно использовать для принятия решений, объяснения причин, оценки значимости факторов, моделирования различных вариантов развития…

Рассмотрим пример. Предоставление скидки покупателям является стимулом для увеличения объемов закупок. Чем больше продается некоторого товара, тем больше прибыль. С другой стороны, чем больше предоставляется скидка, тем меньше наценка на товар и тем меньше прибыли приносят продажи этого товара. Пусть есть история продаж, представленная таблицей со столбцами: дата, объем продаж, скидка в процентах, наценка и прибыль. При проведении анализа «вручную» можно рассмотреть диаграмму.

Учебное пособие

ББК 22.172я73

Рецензенты:

Мартышенко С.Н.

Компьютерный анализ данных:

Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. – 80 с.

Составлено в соответствии с учебной программой по дисциплине «Компьютерный анализ данных» и требованиями государственного стандарта России. Предназначена для студентов специальностей 0618000 Математические методы в экономике и 351400 «Прикладная информатика в экономике». Содержит теоретический материал по дисциплине, задания к практическим занятиям и указания к их выполнению.

Утверждена на заседании кафедры Математики и моделирования 19.10.08***,протокол№ 18 ***

© Издательство Владивостокского государственного университета

экономики и сервиса, 2010

Введение

Для современной науки и большинства направлений практической деятельности сейчас характерен статистический подход. Закономерности экономики только в среднем смогут считаться детерминистическими, при более детальном исследовании оказывается, что они носят типично случайный характер.

В пособии рассматриваются теоретические и практические вопросы анализа статистических данных. Компьютерный анализ данных следует рассматривать как изучение методик практического применения теоретических методов математической статистики. Прикладной характер, изучаемой дисциплины подчеркивается ориентацией ее на применение конкретного программного продукта EXCEL.

Социально-экономические процессы и явления зависят от большого количества характеризующих их параметров, что обуславливает трудности, связанные с выявлением структуры взаимосвязей этих параметров. В подобных ситуациях, когда решение принимается на основе анализа стохастической, неполной информации необходимо применение методов статистического анализа данных.

Методы анализа данных позволяют обоснованно выбрать среди множества возможных вероятностно-статистических моделей такую, которая наилучшим образом соответствует исходным статистическим данным, характеризующим реальное поведение исследуемой совокупности объектов, оценить надежность и точность выводов, сделанных на основании большого статистического материала.

В пособии рассматривается совокупность глубоко формализованных статистических методов, базирующихся на представлении исходной информации в многомерном геометрическом пространстве и позволяющих определять неявные (латентные), но объективно существующие закономерности в организационной структуре и тенденциях развития изучаемых социально-экономических процессов и явлений.

Основной задачей пособия является обучение студентов теоретическим основам наиболее распространенных методов статистического анализа данных и развития навыков применения стандартных программных средств, в которых реализованы процедуры статистического анализа данных.

Для успешного изучения материала, изложенного в пособии студенту необходимы знания по основным разделам «Высшей математики» и «Математическая статистика». Необходимы знания таких основополагающих понятий как: виды случайных величин, характеристики случайных величин, основные законы распределения случайных величин, способы оценки выборочных характеристик, основы статистического вывода с использованием статистических критериев и проверки гипотез, линейная и нелинейная регрессии.

В ходе изучения материала, изложенного в пособии, у студента должно формироваться представление о конкретных практических ситуациях, в которых необходимо использование методов статистического анализа.

В результате работы с пособием и выполнения практических заданий студенту необходимо достигнуть определенного уровня знаний в области компьютерного анализа данных. Необходимый уровень знаний состоит из трех пунктов.

1. освоить:

Концепцию и технологии современного анализа данных на компьютере;

Принципы работы программных средств, предназначенных для статистического анализа данных;

Принципы работы современных визуальных методов анализа данных и использования их для статистического вывода и формулировки гипотез о структуре данных.

2. Выработать умения самостоятельного решения задач по выбору методов анализа в практических ситуациях;

3. полученть навыкиприменения программных систем; предназначенных для статистического анализа данных, а также тестирования программных модулей на модельных данных.

Анализ данных - область математики и информатики, занимающаяся построением и исследованием наиболее общих математических методов и вычислительных алгоритмов извлечения знаний из экспериментальных (в широком смысле) данных; процесс исследования, фильтрации, преобразования и моделирования данных с целью извлечения полезной информации и принятия решений. Анализ данных имеет множество аспектов и подходов, охватывает разные методы в различных областях науки и деятельности.

Интеллектуальный анализ данных - это особый метод анализа данных, который фокусируется на моделировании и открытии данных, а не на их описании.

Не следует путать с Извлечением информации. Извлечение информации (англ. information extraction ) - это задача автоматического извлечения (построения) структурированных данных из неструктурированных или слабоструктурированных машиночитаемых документов.

Извлечение информации является разновидностью информационного поиска, связанного с обработкой текста на естественном языке. Примером извлечения информации может быть поиск деловых визитов - формально это записывается так: НанеслиВизит(Компания-Кто, Компания-Кому, ДатаВизита), - из новостных лент, таких как: «Вчера, 1 апреля 2007 года, представители корпорации Пепелац Интернэшнл посетили офис компании Гравицап Продакшнз». Главная цель такого преобразования - возможность анализа изначально «хаотичной» информации с помощью стандартных методов обработки данных. Более узкой целью может служить, например, задача выявить логические закономерности в описанных в тексте событиях.

В современных информационных технологиях роль такой процедуры, как извлечение информации, всё больше возрастает - из-за стремительного увеличения количества неструктурированной (без метаданных) информации, в частности, в Интернете. Эта информация может быть сделана более структурированной посредством преобразования в реляционную форму или добавлением XML разметки. При мониторинге новостных лент с помощью интеллектуальных агентов как раз и потребуются методы извлечения информации и преобразования её в такую форму, с которой будет удобнее работать позже.

Типичная задача извлечения информации: просканировать набор документов, написанных на естественном языке, и наполнить базу данных выделенной полезной информацией. Современные подходы извлечения информации используют методы обработки естественного языка , направленные лишь на очень ограниченный набор тем (вопросов, проблем) - часто только на одну тему.

Data Mining (рус. добыча данных, интеллектуальный анализ данных, глубинный анализ данных ) - собирательное название, используемое для обозначения совокупности методов обнаружения в данных ранее неизвестных, нетривиальных, практически полезных и доступных интерпретации знаний, необходимых для принятия решений в различных сферах человеческой деятельности. Термин введён Григорием Пятецким-Шапиро в 1989 году.



Английское словосочетание «Data Mining » пока не имеет устоявшегося перевода на русский язык. При передаче на русском языке используются следующие словосочетания: просев информации , добыча данных , извлечение данных , а, также, интеллектуальный анализ данных . Более полным и точным является словосочетание «обнаружение знаний в базах данных » (англ. knowledge discovering in databases , KDD).

Основу методов Data Mining составляют всевозможные методы классификации, моделирования и прогнозирования, основанные на применении деревьев решений, искусственных нейронных сетей, генетических алгоритмов, эволюционного программирования, ассоциативной памяти, нечёткой логики. К методам Data Mining нередко относят статистические методы (дескриптивный анализ, корреляционный и регрессионный анализ, факторный анализ, дисперсионный анализ, компонентный анализ, дискриминантный анализ, анализ временных рядов, анализ выживаемости, анализ связей). Такие методы, однако, предполагают некоторые априорные представления об анализируемых данных, что несколько расходится с целями Data Mining (обнаружение ранее неизвестных нетривиальных и практически полезных знаний).

Одно из важнейших назначений методов Data Mining состоит в наглядном представлении результатов вычислений, что позволяет использовать инструментарий Data Mining людьми, не имеющими специальной математической подготовки. В то же время, применение статистических методов анализа данных требует хорошего владения теорией вероятностей и математической статистикой.

Бизнес-аналитика охватывает анализ данных, который полагается на агрегацию.

Business intelligence или сокращенно BI - бизнес-анализ, бизнес-аналитика. Под этим понятием чаще всего подразумевают программное обеспечение, созданное для помощи менеджеру в анализе информации о своей компании и её окружении. Существует несколько вариантов понимания этого термина.

  • Бизнес-аналитика - это методы и инструменты для построения информативных отчётов о текущей ситуации. В таком случае цель бизнес-аналитики - предоставить нужную информацию тому человеку, которому она необходима в нужное время. Эта информация может оказаться жизненно необходимой для принятия управленческих решений.
  • Бизнес-аналитика - это инструменты, используемые для преобразования, хранения, анализа, моделирования, доставки и трассировки информации в ходе работы над задачами, связанными с принятием решений на основе фактических данных. При этом с помощью этих средств лица, принимающие решения, должны при использовании подходящих технологий получать нужные сведения и в нужное время.

Таким образом, BI в первом понимании является лишь одним из секторов бизнес-аналитики в более широком втором понимании. Помимо отчётности туда входят инструменты интеграции и очистки данных (ETL), аналитические хранилища данных и средства Data Mining.

BI-технологии позволяют анализировать большие объёмы информации, заостряя внимание пользователей лишь на ключевых факторах эффективности, моделируя исход различных вариантов действий, отслеживая результаты принятия тех или иных решений.

Термин впервые появился в 1958 году в статье исследователя из IBM Ханса Питера Луна (англ. Hans Peter Luhn ). Он определил этот термин как: «Возможность понимания связей между представленными фактами.»

BI в сегодняшнем понимании эволюционировал из систем для принятия решений, которые появились в начале 1960-х и разрабатывались в середине 1980-х.

В 1989 году Говард Дреснер (позже аналитик Gartner) определил Business intelligence как общий термин, описывающий «концепции и методы для улучшения принятия бизнес-решений с использованием систем на основе бизнес-данных».

В статистическом смысле некоторые разделяют анализ данных на описательную статистику, исследовательский анализ данных и проверку статистических гипотез.

Цель описательной (дескриптивной) статистики - обработка эмпирических данных, их систематизация, наглядное представление в форме графиков и таблиц, а также их количественное описание посредством основных статистических показателей.

В отличие от индуктивной статистики дескриптивная статистика не делает выводов о генеральной совокупности на основании результатов исследования частных случаев. Индуктивная же статистика напротив предполагает, что свойства и закономерности, выявленные при исследовании объектов выборки, также присущи генеральной совокупности.

Исследовательский анализ данных это подход к анализу данных с целью формулировки гипотез стоящих тестирования, дополняющий инструментами стандартной статистики для тестирования гипотез. Названо Джоном Тьюки для отличия от проверки статистических гипотез, термином используемым для набора идей о тестировании гипотез, достигаемом уровне значимости, доверительном интервале и прочих, которые формируют ключевые инструменты в арсенале практикующих статистиков.

Исследовательский анализ данных занимается открытием новых характеристик данных, а проверка статистических гипотез на подтверждении или опровержении существующих гипотез.

Проверки статистических гипотез - один из классов задач в математической статистике.

Пусть в (статистическом) эксперименте доступна наблюдению случайная величина, распределение которой известно полностью или частично. Тогда любое утверждение, касающееся называется статистической гипотезой . Гипотезы различают по виду предположений, содержащихся в них:

  • Статистическая гипотеза, однозначно определяющая распределение, то есть, где какой-то конкретный закон, называется простой .
  • Статистическая гипотеза, утверждающая принадлежность распределения к некоторому семейству распределений, то есть вида, где - семейство распределений, называется сложной .

На практике обычно требуется проверить какую-то конкретную и как правило простую гипотезу. Такую гипотезу принято называть нулевой . При этом параллельно рассматривается противоречащая ей гипотеза, называемая конкурирующей или альтернативной .

Выдвинутая гипотеза нуждается в проверке, которая осуществляется статистическими методами, поэтому гипотезу называют статистической. Для проверки гипотезы используют критерии, позволяющие принять или опровергнуть гипотезу.

В большинстве случаев статистические критерии основаны на случайной выборке фиксированного объема из распределения. В последовательном анализе выборка формируется в ходе самого эксперимента и потому её объем является случайной величиной (см. Последовательный статистический критерий).