ЗЕМЛЯНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТАТ VIII ВИДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

«Права

порождают
обязанности»

(занятие в 8-9 классах)

ПОДГОТОВИЛ:

ПСАРЕВА Л.И.

Социальный педагог

Февраль 2015 год

Цель : Дать понятие о том, что без обязанностей нет прав.

Ход занятия :

    Сообщение цели занятия : Сегодня мы будем говорить о наших правах и обязанностях.

    Вступление . . Как вы думаете, почему нельзя говорить только о правах или только об обязанностях? (Каждое право порождает обязанность. Права без обязанностей порождают беспредел. Обязанности без прав – произвол. Использование прав без обязанностей – злоупотребление правами)

    Информация . У каждого человека в обществе с момента его рождения появляются права и свободы, обусловленные природой человека, его проживанием в обществе. Это право на жизнь, на свободу, на собственность, на общение с себе подобными, на продолжение рода, на нормальные условия человеческого существования и др. Совокупность этих прав называют естественным правом. Эти права и называют основными. Они принадлежат каждому от рождения и являются необходимым условием человеческого существования и жизнедеятельности. "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства", - говорится в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

    Вспомните, в каких документах закреплены права ребенка.

    Конституция Российской Федерации,

    Конвенция о правах ребенка,

    Семейный кодекс РФ,

    Всеобщая декларация прав человека.

В каких документах говорится об обязанностях несовершеннолетних?

    Уголовный кодекс РФ. ст. 20,

    Кодекс РФ об административных правонарушениях,

5. Индивидуальная работа

Перегните листочек пополам, на одной половине напишите «Мои права», на другой «Мои обязанности».

Мои права :

    Право на жизнь

    Право на здоровье

    Право на образование

    Право на семью. Жить и воспитываться в семье

    Право на уважение чести и достоинства

Мои обязанности :

    Беречь свою и чужую жизнь: (Соблюдать правила дорожного движения, пожарной безопасности, правила поведения в школе),

    Беречь, укреплять и формировать свое здоровье,

    Быть дисциплинированным, не пропускать уроки, выполнять домашнее задание,

    Любить и уважать родителей,

    Не нарушать прав других людей, не оскорблять, не применять

физического и психического давления

    Работа в группах

Материал : листы бумаги (формат А-4), ручки на каждую группу.

Инструкция: Напомнить правила работы в группах:

    не перебивай говорящего,

    относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе,

    не критикуй, критикуя, предлагай,

Деление на группы . В зависимости от количества детей в классе и количества групп (в каждой группе 4-5 человек) дается команда: «На 1,2,3,4.. рассчитайся»

Задание для групповой работы :

    Мои права и обязанности в семье,

    Мои права и обязанности в классе,

    Мои права и обязанности в школе,

    Мои права и обязанности на дискотеке,

    Мои права и обязанности во дворе…

    Рефлексия . Что тебе понравилось на сегодняшнем занятии?

Новая редакция Ст. 8 ГК РФ

1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

1.1) из решений собраний в случаях, предусмотренных законом;

2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

6) вследствие причинения вреда другому лицу;

7) вследствие неосновательного обогащения;

8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Комментарий к Ст. 8 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит неисчерпывающий перечень наиболее значимых и распространенных в имущественном обороте оснований (юридических фактов) возникновения гражданских прав и обязанностей. Различные по природе, характеру возникающих правоотношений, последствиям в рассматриваемой норме эти юридические факты представлены исключительно как обстоятельства, "дающие жизнь" субъективным правам и обязанностям.

Закон содержит норму, общее правило, модель, определяющие содержание правовых отношений. Чтобы норма заработала, применялась, необходимо наличие предусмотренных ею оснований, под которыми понимаются фактические обстоятельства, именуемые юридическими фактами, на основе которых возникают права и обязанности. С наличием или отсутствием оснований закон связывает наступление юридических последствий.

Возникновение одних фактов зависит от воли юридических и физических лиц, других - не зависит. Первые называются действиями, вторые - событиями. Наиболее распространенным основанием возникновения гражданских прав являются действия.

Т.Е.Абова

2. Пункт 2 рассматриваемой статьи содержит два важных аспекта.

Первый определяет необходимость для возникновения некоторых прав не одного юридического факта, а нескольких. В п. 2 ст. 8 ГК в качестве дополнительного юридического факта называется государственная регистрация права на имущество. Такие основания гражданских правоотношений в литературе именуются сложным юридическим составом или сложным юридическим фактом (О.А. Красавчиков).

Второй аспект также связан с необходимостью государственной регистрации для приобретения права. В практическом имущественном обороте это основание приобрело весьма важное значение, близкое к правосоздающему обстоятельству. К примеру, большинство сделок с недвижимым имуществом прочно связаны с государственной регистрацией перехода права на это имущество от одного лица к другому. Вместе с тем это общее правило знает ряд исключений. Например, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).

Основания возникновения гражданских прав и обязанностей хотя и относятся к юридическим фактам (правообразующим), однако по смыслу ГК приобретают известное самостоятельное значение, поскольку в ряде случаев возникновение юридических последствий во многом соотносится с содержанием закона. В ст. 8 ГК указывается девять таких "оснований", которые затем, в последующих разделах и главах ГК, детально урегулированы законодателем (договоры и иные сделки; акты государственных органов и органов местного самоуправления; судебные решения; приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом, и др.).

Другой комментарий к Ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Как и любые другие правоотношения, гражданские правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с наступлением определенных юридических фактов, т.е. событий или явлений окружающей действительности, с которыми нормы гражданского права связывают наступление соответствующих правовых последствий.

В зависимости от участия воли субъекта гражданского права в наступлении юридических фактов их подразделяют на юридические события, т.е. юридические факты, наступающие независимо от воли субъекта гражданского права, и юридические действия, т.е. юридические факты, наступающие по воле такого субъекта. Юридические действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и неправомерные.

Правомерные юридические действия подразделяются, в зависимости от направленности воли субъекта на наступление правовых последствий, на юридические акты и юридические поступки. Если воля субъекта направлена на наступление соответствующих совершаемому действию правовых последствий, то такое действие называется юридическим актом; если же действие происходит по воле субъекта, но она не была специально направлена на наступление соответствующих последствий, такое действие называется юридическим поступком.

Наконец, юридические акты подразделяются на индивидуальные акты государственных и муниципальных органов и сделки (о понятии сделки см. комментарий к ст. 153).

2. Основаниями возникновения гражданских правоотношений могут быть только такие индивидуальные акты государственных и муниципальных органов, которые предусмотрены законом в этом качестве. Способность судебного решения устанавливать гражданские права и обязанности следует из гражданского процессуального законодательства, например из ст. 40 ГПК. В некоторых случаях судебное решение относится к числу правопорождающих фактов в силу прямого указания ГК: например, решение суда о признании ничтожной сделки действительной (п. 2 ст. 165, п. 2 ст. 171, п. 2 ст. 172 ГК РФ), решение об определении размера компенсации морального вреда, влекущее возникновение у причинителя вреда обязанности выплатить потерпевшему компенсацию в указанном размере (ст. ст. 151, 1101 ГК РФ).

Одобрена на заседании Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи 15 октября 1998 г.

Одобрена на заседании Постоянной палаты по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации 21 декабря 1998 г.

    ВВЕДЕНИЕ

    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

    2. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

    • 2.1. Информационные ресурсы

      2.2. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура

      2.3. Информационные и телекоммуникационные технологии, системы и средства их реализации

      2.4. Производство и потребление средств информатизации, информационных продуктов и услуг

      • 2.4.1. Научно-технический и производственный потенциал информатизации, телекоммуникаций и связи

        2.4.2. Рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг

        2.4.3. Домашняя компьютеризация

    • 2.5. Политика в области массовой информации

      2.6. Информационное право

      2.7. Системы обеспечения информационной безопасности

      2.8. Взаимодействие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры России с глобальными информационными сетями

    3. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

    4. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ В РОССИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение

Цель Концепции - определение целей, задач и объектов государственной информационной политики (ГИП), основных направлений и механизмов ее реализации, результатов воздействия ГИП на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в конце XX и начале будущего века.

Область применения - конкретизация и уточнение основных направлений деятельности органов государственной власти по становлению информационного общества в России, формированию Единого информационного пространства России и ее вхождению в мировое информационное сообщество.

Исходные данные для разработки Концепции - Конституция Российской Федерации, “Декларация прав и свобод человека и гражданина”, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Федеральные законы “Об информации, информатизации и защите информации”, “О средствах массовой информации”, “Об участии в международном информационном обмене”, “О связи”, “О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации”, “О государственной тайне”, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также другие законодательные акты, регулирующие отношения субъектов в информационной сфере, труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам построения информационного общества и формирования информационно-телекоммуникационного пространства, результаты аналитических и прогнозных исследований процессов информатизации в России.

Данная концепция разработана по инициативе Государственного Комитета Российской Федерации по связи и информатизации и Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи.

На протяжении многих лет государственная информационная политика охватывала, главным образом, проблемы, связанные с деятельностью средств массовой информации. В последние 2-3 года содержание ГИП было несколько расширено и в него попали отдельные элементы защиты прав граждан и организаций на общедоступную информацию, гарантированных Конституцией страны, а также некоторые аспекты информационной безопасности.

С начала 90-х годов формулируются и развиваются принципы и положения государственной политики информатизации, выраженной в различных программах информатизации. Основное содержание этой политики сводилось с небольшими вариациями к обеспечению научно-технических, производственно-технологических и организационно-экономических условий создания и применения информационных технологий, информационной инфраструктуры и системы формирования информационных ресурсов. При этом политика информатизации практически была отделена от политики, проводимой государством в области СМИ, связи и телекоммуникаций.

Новый импульс в развитии государственной информационной политики возник в последнее время в связи с осознанием необходимости построения информационного общества в России как главного условия ее политического и социально-экономического движения вперед и сохранения статуса мировой державы.

Исключительное значение для выработки адекватного времени представлений об информатизации, политики информатизации и ГИП в целом имеют процессы формирования и развития мирового информационного сообщества и поступательное движение развитых стран от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.

Формирование информационного общества опирается на новейшие информационные, телекоммуникационные технологии и технологии связи. Именно новые технологии привели к бурному распространению глобальных информационных сетей, прежде всего Интернета, открывающего принципиально новые возможности международного информационного обмена. Перспективные информационные и телекоммуникационные технологии многократно усиливают воздействия электронных СМИ на социально-политическую и культурную жизнь миллионов людей на всех континентах. Формирование информационного общества концептуально и практически означает формирование мирового информационного пространства. При этом Россия как субъект геополитики, государство, обладающее развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой на всем Евроазиатском пространстве России и СНГ, могла бы стать естественным мостом между Европой и странами Азиатско-тихоокеанского региона. Это позволило бы ей стать ключевым звеном мирового информационного пространства.

В рамках государственной информационной политики должны быть заложены основы для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. ГИП должна способствовать укреплению связи Центра и регионов, укрепления федерализма и целостности страны.

Необходимость решения столь масштабных задач требует эффективного управления всеми видами информационных ресурсов, элементами информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, государственной поддержки отечественного информационного производства, рынка информационных технологий, средств, продуктов и услуг, регулирования деятельности государственных электронных и печатных СМИ.

На механизмы реализации и выбор первоочередных практических мероприятий ГИП в настоящее время накладывается отпечаток глубокого кризиса реального сектора экономики России, его ядра - высокотехнологичных отраслей промышленности. Производство информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи является ведущим элементом этого ядра. Как и для всех отраслей высоких технологий, имеющих серьезные научно-технические заделы, для информатизации чрезвычайно важным оказывается усиление роли государственного регулирования. ГИП должна стимулировать рост производства средств информатизации, телекоммуникации, информационных продуктов и услуг и одновременно платежеспособный спрос на них. Практическая реализация ГИП в современных российских условиях требует широкой психологической кампании по поддержке ее основных положений в общественном мнении, разъяснений ее социальной направленности, доказательства ее обоснованности.

Свободное создание, распространение и потребление информации как важнейшее конституционное право граждан находится в фокусе общественного внимания и именно поэтому государственную информационную политику следует рассматривать как серьезную движущую силу проведения в России демократических преобразований общества и государства. Хотя впереди еще долгий путь к гражданскому обществу, к правовому государству, уже можно говорить о формировании в России новой информационной реальности, базирующейся на принципе открытости информации и постоянно совершенствующейся системе информационного законодательства.

Государственная информационная политика по своей сути должна отражать и учитывать множество интересов граждан, общественных организаций и движений, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных организаций и коммерческих структур. ГИП России, как государства, расположенного на огромной территории, должна также принимать во внимание различные уровни социально-экономического, научно-технического и культурного развития субъектов Федерации. Отсюда возникает необходимость активного участия всех заинтересованных граждан и структур в конкретизации, развитии и реализации положений государственной информационной политики.