Рядом с панелью слоев находится еще одна – панель Channels . Ее предназначение в графическом отображении цветовой информации. Каждый канал является отдельным компонентом изображения.

Итак, в чем же, собственно, смысл данной панели?

Во-первых, цветовые каналы содержат информацию, разделенную по цвету. Например, в режиме RGB изображение делится на 3 канала: red , green , blue , а для CMYK – это 4 канала: cyan , magenta , yellow , black . Таким образом, можно выделить тот факт, что программа Photoshop не различает сам цвет, а находит его путем фильтрации, через наложение каналов друг на друга.

Во-вторых, существуют также альфа-каналы. Подобно цветовым каналам, они поддерживают 256, 65536, 4 294 967 296 оттенков серого. Но в отличие от цветовых каналов, не содержат в себе информации и представляют собой уровни непрозрачности, маски. Их можно использовать и в качестве выделения области с последующим сохранением (информация об альфа-каналах заносится в программу, поэтому расходуется память, в следствие чего увеличивается размер исходного файла).

Рассмотрим более подробно использование каналов в программе Photoshop на следующем примере.


Заходим в панель Channels – Window-Channels . Видим панель на подобие Layers , только в роли слоев выступают каналы в зависимости от выбора режима отображения. Мы будем использовать режим RGB .

Здесь можно увидеть 3 отдельных канала и 1 общий:

RGB – совмещенный канал, состоящий из:

Red – красный, Green – зеленый, Blue – голубой цвет.

Если мы сделаем выделение машины и сохраним его, то у нас появится 4 канал: альфа-канал. Как вы уже помните, это простое выделение.



Теперь посмотрим, как выглядят каналы для отдельных цветов и выясним каким образом можно их использовать. Итак, красный, зеленый и голубой каналы в порядке уменьшения представлены чуть ниже.

Можно заметить, что белый цвет в канале соотносится с красным при просмотре в режиме RGB. Т.е. если взять инструментом Eyedropper Tool цвет с капота машины, то зайдя в панель Window-Color увидим, что красный цвет имеет значение 255. Так как у нас это не красный, а розовый цвет, то значения зеленого и голубого в панели Color поменяются.






Осталось рассмотреть правое меню панели Channels по пунктам:

  • New Channel
  • Duplicate Channel
  • Delete Channel
  • New Spot Channel
  • Merge Spot Channel
  • Channel Options
  • Split Channels
  • Merge Channels
  • Panel Options
  • Close
  • Close Tab Group

В этом уроке Фотошоп я покажу вам, как вырезать с фона сложные объекты, используя палитру «Каналы» (Channels) и функцию вычисления (Calculations) . Такой способ извлечения объектов с фона очень удобен, поскольку экономит много времени в отличие от использования других инструментов выделения.

Давайте рассмотрим действие этого приема на практике и убедимся во всем сами.


Зачем использовать каналы для маскировки изображения?


В программе Photoshop предусмотрены разные инструменты выделения: магнитное лассо, волшебная палочка, быстрая маска и т.д…зачем же использовать каналы для этой цели? Дело в том, что использование каналов сэкономит кучу вашего времени и сделает работу более точной.


Большинству пользователей программы, которые занимаются ретушью фотографий и обработкой своих снимков и снимков друзей трудно понять, что палитру «Каналы» можно использовать для создания Маски слоя (Layer Mask) , потому что они просто не знают, что это такое.


Я не буду объяснять, что такое каналы, это тема отдельного урока, но напомню, что каналы разделяют изображение на три разных уровня яркости, соответствующие трем цветам красному, зеленому и синему (Red, Green, Blue) , что составляет режим RGB. Рассмотрим действие каналов на примере этого урока.


Вот какой результат выделения должен получиться у нас:

Шаг 1.

Открываем в Фотошоп изображение ветки дерева на голубом фоне из ресурсов урока и дублируем его (Ctrl+J) . Переименуйте дублированный слой в слой «Ветви». На этом слое мы создадим Маску слоя (Layer Mask) , чтобы скрыть на ней голубой фон, вырезав с него ветку.


Шаг 2.

Вы знаете, что можно было бы выделить ветви на фоне при помощи Пера (Pen Tool) или Волшебной палочки (Magic Wand) , но такой прием выделения займет много времени, сил и приведет к образованию неровных краев объекта. Использование Быстрой маски (Quick Mask) также довольно хлопотное занятие в нашем случае.


Поскольку у нас однородный фон, уместно применить метод выделения при помощи альфа-каналов. Даже если вы пока ничего не понимаете, просто выполняйте все действия вместе со мной по порядку и все станет ясно.


На слое «Ветви» перейдите в палитру «Каналы» (Channels) , которая находится рядом с панелью «Слои» (Layers) , кликнув по ее вкладке.


Шаг 3.

Вы видите в открывшейся палитре три слоя каналов для каждого из трех основных цветов изображения: красного, зеленого и синего (Red, Green, Blue) , которые называют альфа-каналами. Верхний слой канала «RGB» является сочетанием всех трех альфа-каналов одновременно.


Для качественного выделения объекта нам нужен канал, в котором будет наилучший контраст между фоном и веткой. Поочередно пройдитесь по всем трем каналам и выберите наиболее контрастный. В нашем случае лучшим вариантом будет синий (Blue) канал, потому что контраст здесь сильнее между фоном и веткой, чем в двух других.

Нажмите на синий канал, активируя его.


Шаг 4.

С выбранным синим каналом перейдите в меню Изображение-Вычисления (Image>Calculations) . Эта функция поможет нам смешать альфа-каналы и покажет предварительный результат. При помощи инструмента «Вычисление» (Calculations) мы создадим новый альфа-канал на основе трех существующих. Выполните настройки со скриншота ниже:



Позвольте мне объяснить, что же происходит с нашим новым каналом при таких настройках. За источник 1 (Source 1) принимается синий канал фонового слоя и его дубликата, за источник 2 (Source 2) принимается только синий канал слоя «Ветви», затем они смешиваются при помощи режима Умножение (Multiply) между собой. В результате смешивания получается более контрастное изображение, которое и является новым альфа-каналом (Alpha 1) . Перед нами стоит задача создания резкого контраста черного и белого цветов на изображении, в противном случае, мы не сможем качественно вырезать ветку с фона и скрыть фон на маске слоя.

Шаг 5.

В предыдущем шаге мы увеличили контрастность изображения, но этого мало для нашей цели. Увеличим ее еще больше. На слое канала «Альфа 1» (Alpha 1) снова переходим в меню Изображение-Вычисления (Image>Calculations) . На этот раз изменяем режим смешивания каналов на Перекрытие (Overlay) и выполняем остальные настройки опции со скриншота.



В результате смешивания получился еще один альфа-канал «Alpha 2», в котором светлые области стали светлее, а темные – темнее, что усилило контраст фона и объекта.


Шаг 6.

Даже после двух вычислений мы не можем выделить ветку, потому что небо имеет области серого цвета, а нам нужны только черные и белые цвета.


На слое канала «Alpha 2» переходим в меню Изображение-Коррекция-Уровни (Image-Adjustment-Levels) или нажимаем сочетание Ctrl+L. Сейчас мы избавимся от серого оттенка фона, сделав его полностью белым. В диалоговом окне «Уровни» передвиньте белый ползунок Светов (Highlight) влево до значения 167, пока фон не станет белым.

Затем, сдвиньте немного вправо черный ползунок Теней (Shadows) до 13, делая четкий контраст между черным и белым цветами.


Шаг 7.

Теперь мы сделали все, к чему стремились и готовы к выделению ветки и созданию маски слоя. Поскольку нам нужно скрыть на маске фон, а не ветку, инвертируем цвета на изображении, нажав на клавиатуре Ctrl+I. Теперь, загружаем выделение ветки, нажав Ctrl и, кликнув по иконке канала «Alpha 2». Появилась бегущая обводка вокруг белой ветки, что указывает на активацию выделения.


Шаг 8.

С активным выделением канала «Alpha 2», нажимаем на канал RGB, чтобы вернуть изображению цвет, и возвращаемся в палитру «Слои» (Layers) .


Шаг 9.

Осталось только скрыть ненужный фон на маске. Для этого, переходим в меню Слои-Маска слоя-Показать выделение (Layer>Layer Mask>Reveal Selection) или нажимаем на иконку Маски слоя (круг в квадрате) внизу панели слоев. Как только вы создадите маску, ваш фон будет скрыт на ней. Для того, чтобы увидеть результат удаления фона, выключите видимость фонового слоя, нажав на глазик его миниатюры.


Если вы увеличите изображение (Ctrl+) , то увидите, насколько точно выполнено выделение ветвей таким способом.


Шаг 10.

Маскировка выполнена, и теперь нам необходимо проверить качество выделения на однородном фоне. Создайте слой (Ctrl+Shift+N) выше фонового слоя и залейте (Edit-Fill или Shift+F5) его любым цветом, чтобы увидеть погрешности на изображении.


Проблема с оттенком.


Если вы хотите использовать данное изображение на другом фоне или в коллаже, то возникает проблема с присутствием ненужного синего оттенка на ветвях, который надо устранить. Чтобы вы поняли, о чем идет речь, я выбрал другое стоковое изображение для фона.


Удаление нежелательного оттенка в Фотошоп.


Существует простой способ удаления ненужного оттенка с объекта при помощи коррекции «Цветовой тон/Насыщенность» (Hue/Saturation) и уменьшения маски слоя. Если оттенок находится по краям объекта, достаточно будет уменьшить маску на 1 рх и проблема решится.


Поскольку у нас уже есть маска на слое «Ветви», мы не можем создать еще одну. Но есть выход из положения. Мы позже создадим маску на слое с группой.
Выберите слой «Ветви» и поместите его в группу, нажав на клавиатуре Ctrl+G.



Загрузите выделение маски на слое «Ветви» (Ctrl+клик по иконке маски) , затем перейдите в меню Выделение-Модификация-Сжать (Select> Modify> Contract) , установите сжатие в 1 рх. Далее, создаем маску на слое с группой и для этого идем в меню Слои-Маска слоя-Показать выделение (Layer>Layer Mask>Reveal Selection) . В панели «слои» вы можете видеть вашу новую маску на слое с группой.



Если ваше изображение низкого разрешения, сжатие на 1 рх может удалить мелкие детали объекта. В этом случае вам нужен другой способ удаления нежелательного оттенка.


После того, как мы сократили нашу маску, синий оттенок все еще присутствует на ветвях. Попробуем его убрать с помощью коррекции «Цветовой тон/Насыщенность» (Hue / Saturation) , обесцветив синий и голубой тона или меняя этот оттенок на другой.


Создаем корректирующий слой «Цветовой тон/Насыщенность» (Hue / Saturation) , нажав внизу панели слоев черно-белый круг и выбирая из списка слоев нужный нам. В диалоговом окне опции выбираем синие тона (Blues) и обесцвечиваем их, передвинув ползунок Насыщенность (Saturation) на -94. Затем, выбираем голубые (cyans) тона и также обесцвечиваем их. По завершении настроек, создаем Обтравочную маску на корректирующем слое к слою «Ветви» (Alt+клик между взаимодействующими слоями) .


Наконец, взгляните на результат до и после применения сжатия маски и создания корректирующего слоя.



Я надеюсь, вы нашли в этом уроке что-то новое для себя и теперь будете с успехом пользоваться таким способом выделения сложных объектов.

Понимание того, что вы видите в каждом канале, предоставляет вам знания для создания сложных выделенных областей и тонкой настройки изображений. В этой статье вы заглянете внутрь различных цветовых каналов, начиная с наиболее распространенного режима изображения: RGB.

Сразу оговорюсь, что статья не охватывает . Они настолько важны, что будут описаны в отдельной статье.

Каналы RGB

Если вы готовите изображение, которое отправится на струйный принтер, вероятно, имеющийся у вас дома (а не в типографию), режим RGB - то, что вам нужно. В конце концов, ваш монитор - RGB, как и цифровой фотоаппарат со сканером. Фотошоп не отображает отдельные каналы красным, зеленым и синим цветом - они показаны в градациях серого , чтобы вы могли легко увидеть наиболее насыщенные цветом области. Поскольку цвета в этом режиме состоят из света, белый указывает области, где цвет проявляется в полную силу, черный указывает области, где он слабо заметен, а оттенки серого цвета представляют все участки между ними.

Как можно увидеть на рисунке выше, каждый канал содержит различную информацию:

Красный . Он, как правило, самый светлый из всех и демонстрирует наибольшую разницу цветовой гаммы. В приведенном примере он очень светлый, потому что на коже, волосах девушки много красного цвета. Он может быть очень важен при редактировании тона кожи.

Зеленый. Вы можете думать о нем как о «центре контраста», потому что он обычно наиболее контрастный (это логично, поскольку на цифровых фотоаппаратах зеленых датчиков установлено в два раза больше, чем красных или синих). Помните о нем, создавая слой-маску для усиления резкости изображения или работая с картами смещения.

Синий . Обычно самый темный из группы, он может быть полезен в случае, когда вам нужно создать сложную выделенную область, чтобы изолировать объект. Здесь же вы столкнетесь с такими проблемами, как шум и зерно.

Каналы CMYK

Хотя вы, вероятно, проводите большую часть времени, работая с изображениями RGB, вам также может потребоваться работать с изображениями в режиме CMYK . Его название, означает голубую, пурпурную, желтую и черную краски, применяемые коммерческими типографиями для печати газет, журналов, упаковок продуктов и так далее. В этом режиме также присутствует композитный канал.

Если вы планируете печатать изображение на обычном лазерном или струйном принтере, вам он не потребуется. Кроме того, этот режим лишает вас нескольких драгоценных фильтров и корректирующих слоев. Профессиональная типографская печать, с другой стороны, делит CMYK вашего изображения на отдельные цветоделения. Каждое деление - это идеальная копия цветового канала, который вы видите в фотошопе, напечатанная соответствующим цветом (голубой, пурпурный, желтый или черный). Когда печатная машина накладывает эти четыре цвета поверх друг друга, они образуют полноцветное изображение (этот метод известен как четырехкрасочная печать ).

Поскольку они представляют краски, а не свет, информация в градациях серого имеет противоположное значение, нежели в режиме RGB. В данном режиме черный цвет указывает на полную силу, а белый цвет указывает на самое слабое проявление цвета.

Плашечные каналы

В среде печати CMYK существует особый вид готовой краски, называемый плашечный цвет , для которого требуется особого рода канал. Если вы графический дизайнер, работающий в отделе пред-печатной подготовки (верстки), разработки дизайна продукта или в рекламном агентстве, вам необходимо знание приемов работы с плашечными цветами.

Каналы Lab

Режим Lab отделяет значения яркости (насколько яркое или темное изображение) от цветовой информации. Этот цветовой режим не используется для вывода изображения, как режимы RGB и CMYK, вместо этого он полезен, когда вы хотите изменить только значения яркости изображения (при усилении его резкости или яркости), без смещения цветов.

Подобным образом вы можете настроить только цветовую информацию (скажем, чтобы избавиться от оттенка), не меняя значение яркости. А если вы взглянете на палитру, вы увидите изображения, похожие на рентгеновские.

В режиме Lab присутствуют следующие каналы:

  • Яркость (Lightness) . Он содержит обесцвеченные детали изображения, оно выглядит как действительно хорошая черно-белая версия. Некоторые люди клянутся, что, отделив его в новый документ, а затем проведя небольшую правку, вы сможете создать черно-белое изображение достойное Энсела Адамса .
  • а . Он содержит половину цветовой информации: смесь пурпурного (понимайте как «красный») и зеленого.
  • b . другая половина: смесь желтого и синего.

Многоканальный режим

Этот режим вам не понадобится, если только вы не станете подготавливать изображения для печати в типографии. Однако вы можете оказаться в этом режиме случайно. При удалении одного из цветовых каналов документа в режиме RGB, CMYK или Lab, фотошоп переведет документ в данный режим без появления предупреждения. Если это произойдет, используйте палитру История для возврата на шаг назад или нажмите сочетание клавиш Ctrl+Z, чтобы отменить совершенное действие.

В данном режиме отсутствует композитный канал. Этот режим предназначен исключительно для выполнения заданий на двух-или трехцветную печать, поэтому, когда вы перейдете в него, программа преобразует любые существующие цветовые каналы в плашечные.

При преобразовании изображения в этот режим, фотошоп сразу совершает одну из следующих операций (в зависимости от того, где вы находились ранее):

  • преобразует RGB в голубой, пурпурный и желтый плашечные каналы;
  • преобразует CMYK в голубой, пурпурный, желтый и черный плашечные;
  • преобразует Lab в альфа-каналы под именами Альфа 1, Альфа 2 и Альфа 3;
  • преобразует Градации серого (Grayscale) в черный плашечный.

Такие изменения вызывают радикальные цветовые сдвиги, однако чтобы создать желаемое изображение, вы можете отредактировать их в отдельности, как содержимое, так и плашечный цвет.

Закончив редактирование, сохраните изображение как PSD или как файл DCS 2.0, если вам нужно передать его в программу предпечатной подготовки.

Одноканальные режимы

Остальные режимы изображения не очень интересны, поскольку у них только один канал. К таким режимам относятся Битовый формат (Bitmap), Градации серого (Grayscale), Дуплекс (Duotone) и Индексированные цвета (Indexed Color).

Заметили ошибку в тексте - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter . Спасибо!

Цветовая коррекция в Photoshop

Софья Скрылина, преподаватель информационных технологий, г. Санкт-Петербург

В КомпьюАрт № 10’2011 были описаны методы диагностики тональности изображения и инструменты для тоновой коррекции фотографии. Как мы и обещали, в этом номере будут рассмотрены инструменты для цветовой коррекции. Во всех примерах, приведенных в данной статье, используется цветовая модель RGB.

Диагностика цветового сдвига

Прежде чем приступить к коррекции фотографии, необходимо определить цвет, преобладающий над остальными цветами, то есть цветовой сдвиг изображения. В этом вам помогут гистограмма, разобранная по цветовым каналам, и цветовые пробы. Более того, эти же инструменты проинформируют вас о результатах коррекции. Кроме того, при коррекции следует помнить, что цветовой сдвиг заметен в светлых и серых тонах, а в тенях его не видно.

Как правило, для изображения, имеющего цветовой сдвиг, помимо цветовой необходимо провести еще тоновую коррекцию. Поэтому перед тем, как приступить к удалению цветового сдвига, сбалансируйте изображение по тонам.

Гистограмма изображения, разобранная по цветовым каналам

Напомню, что палитра Гистограмма (Histogram) вызывается с помощью команды Окно (Window) -> Гистограмма (Histogram). Чтобы разложить график по цветам, необходимо из дополнительного меню палитры, которое раскрывается щелчком по кнопке , выбрать пункт Просмотр всех каналов (All Channels View). А для отображения цветных графиков следует выбрать пункт Показать каналы в цвете (Show Channels in Color) — рис. 1.

Гистограмма, представленная на рис. 1, показывает, что в изображении преобладает красный цвет: график красного канала смещен относительно остальных в сторону светов. Для удобства сопоставления всех каналов их можно показать в одной системе координат (рис. 2). Для этого необходимо из списка Канал (Channel) выбрать пункт Цвета (Colors).

Примечание. Цветовой канал — это полутоновое изображение, отражающее распределение яркостей соответствующего базового цвета. Изображение, представленное в модели RGB, имеет три цветовых канала: красный, зеленый и синий. Полутоновые изображения в красном, зеленом и синем каналах накладываются друг на друга, образуя цветную картинку. Этот результат принято называть совмещенным RGB-каналом.

Цветовые пробы

Для анализа цветового сдвига изображения также удобно использовать цветовые пробы (метки), которые устанавливаются инструментом Цветовой эталон (Color Sampler).

Панель свойств инструмента Цветовой эталон (Color Sampler) содержит всего два параметра:

  • список Размер образца (Sample Size), управляющий размером пробы (по умолчанию используется размер Точка (Point Sample));
  • кнопка Удалить (Clear), удаляющая все цветовые пробы изображения.

Чтобы управлять цветовыми пробами, используйте следующие правила:

1. Для перемещения цветовой пробы наведите на нее указатель мыши, он примет вид стрелки , а затем просто перетащите пробу на новое место.

2. Для перемещения цветовой пробы, когда открыто окно корректировки, нажмите клавишу Shift, подведите указатель к пробе и переместите ее.

3. Для удаления цветовой пробы перетащите ее за пределы окна документа. Также можно нажать и удерживать клавишу Alt (в Mac OS — клавишу Option), в момент наведения на пробу указатель примет вид ножниц , щелчок мышью удалит пробу.

4. Для удаления цветовой пробы в процессе работы с диалоговым окном корректировки нажмите и удерживайте комбинацию клавиш Alt+Shift (в Mac OS комбинацию Option+Shift), при наведении на пробу указатель изменится на ножницы, щелчок удалит пробу.

5. Для удаления всех цветовых проб нажмите кнопку Удалить (Clear) на панели свойств инструмента.

При работе с метками запомните следующие числовые значения цветовых составляющих модели RGB:

  • серый цвет должен иметь равные или близкие к равным значения всех трех составляющих — R, G, B;
  • белый цвет имеет максимальное или близкое к максимуму значение яркости всех составляющих;
  • черный цвет имеет нулевое или близкое к нулю значение всех трех составляющих;
  • базовые цвета должны иметь большее значение соответствующей составляющей по сравнению с остальными: для красного — R, для зеленого — G, для синего — B;
  • смеси двух базовых цветов должны иметь большее значение двух составляющих по сравнению с третьей: для желтого — R и G больше B, для пурпурного — R и B больше G, для голубого — G и B больше R.

На рис. 3 представлено изображение с двумя отмеченными на нем цветовыми пробами. В палитре Инфо (Info) отображаются числовые значения трех составляющих R, G и B установленных проб, по которым можно судить о цветовом сдвиге.

Попробуем определить цветовой сдвиг по установленным пробам. Изображение содержит две цветовые метки. Первая установлена на ступеньках, которые должны быть серого цвета, то есть иметь равные значения яркостей трех базовых цветов. А в примере мы имеем преобладание красного цвета (R = 110) с заниженным содержанием зеленого (G = 81) и синего (B = 84). Вторая метка поставлена на лист сирени, который должен быть зеленым — значит, вторая составляющая G должна быть больше остальных. А в примере мы имеем нехватку синего и зеленого цветов: R = 140, G = 139, B = 96. Следовательно, цель коррекции — уменьшить содержание красного цвета.

Когда цель поставлена, необходимо определить действия для удаления цветового сдвига. В этом вам поможет схема цветового круга.

Схема цветового круга

Главным принципом цветовой коррекции является настройка баланса цветов, в основе которого лежит цветовой круг, показывающий взаимосвязь основных цветов двух моделей — RGB и CMYK (рис. 4).

Для цветовой коррекции используйте следующие три правила, вытекающие из этой схемы:

1. Уменьшение содержания одного цвета увеличивает содержание противоположного и наоборот. Противоположными называются цвета, которые соединяются линией, проходящей через центр круга. Например, увеличивая содержание красного цвета, мы уменьшаем содержание голубого, и наоборот.

3. Чтобы увеличить содержание определенного цвета, необходимо уменьшить содержание цветов, соседних с противоположным, и наоборот. Например, для увеличения красного цвета следует уменьшить содержание зеленого и синего.

На рис. 3 мы определили цель коррекции — уменьшение содержания красного цвета. Исходя из перечисленных правил, следует действовать так:

  • по правилу 1 нужно увеличить содержание противоположного голубого цвета;
  • по правилу 2 следует уменьшить содержание соседних желтого и пурпурного цветов;
  • по правилу 3 необходимо увеличить содержание соседних с противоположным зеленого и синего цветов.

Когда определена цель коррекции и ясны действия для ее достижения, необходимо выбрать нужный инструмент. Также в ходе коррекции лучше попробовать удалить сдвиг по двум-трем правилам, чтобы была возможность, сравнив полученные результаты, выбрать наилучший.

Коррекция тона в канале

Коррекция тона в канале осуществляется в диалоговых окнах Уровни (Levels) и Кривые (Curves). В отличие от тоновой коррекции, необходимо предварительно определить цветовой канал, в котором будет осуществляться коррекция тона. А дальнейшая технология такая же, как у тоновой коррекции.

a

b

Рис. 5. Примеры: а — увеличение содержания красного цвета в диалоговых окнах Уровни (слева) и Кривые (справа);
б — уменьшение содержания красного цвета в диалоговых окнах Уровни (слева) и Кривые (справа)

1. Для добавления цвета необходимо осветлить изображение в выбранном канале (рис. 5а ):

2. Для уменьшения цвета следует затемнить изображение в выбранном канале (рис. 5б ):

Уровни

В примере на рис. 3 необходимо понизить содержание красного цвета.

1. Если в окне Уровни (Levels) из списка Канал (Channel) выбрать пункт Красный (Red) и попробовать переместить серый ползунок вправо для уменьшения содержания красного цвета, то цветовые метки покажут уменьшение красной составляющей, но изображение станет темнее. Это происходит из-за аддитивности модели RGB. Значит, необходимо устранить сдвиг по-другому.

2. По правилу 3 цветового круга следует повысить содержимое зеленой и синей составляющих. Поочередно выбирая синий и зеленый каналы, сместим ползунок серых тонов влево. В момент коррекции обращайте внимание на изменение значений обеих проб в палитре Инфо (Info). Для первой пробы (ступеньки) необходимо добиться равных значений всех трех составляющих (R, G, B). А у второй пробы (лист сирени) значение зеленого цвета (G) должно превышать значения остальных цветов.

3. В ходе коррекции значение обеих проб изменилось. Первая проба указывает на идеальный серый цвет: R = 110, G = 110, B = 110. Во второй пробе содержание зеленого цвета больше остальных составляющих: R = 140, G = 164, B = 122.

На рис. 6 приведен пример коррекции с измененными показаниями цветовых проб.

Использование диалогового окна Кривые

Используя диалоговое окно Кривые (Curves), удалим цветовой сдвиг на изображении Михайловского замка.

1. Установим две метки на изображениях облака и серой стенки (рис. 7). Облако должно быть белого цвета, а мы имеем заниженное содержание в зеленой и красной составляющих: R = 190, G = 189, B = 255. Вторая проба должна иметь равные значения всех трех базовых цветов, а на самом деле наблюдается преобладание синего цвета: R = 135, G = 137, B = 180. Цель коррекции — уменьшить содержание синего цвета.

2. По правилу 3 цветового круга необходимо увеличить содержание красного и зеленого цветов. Для этого следует в соответствующих каналах коррекционную прямую преобразовать в выпуклую кривую.

Рис. 7. Исходное изображение Михайловского замка с нанесенными на него цветовыми метками

3. В результате коррекции мы имеем следующие показания проб. Первая проба: R = 239, G = 237, B = 255. Вторая проба: R = 179, G = 177, B = 180 (рис. 8). Первая проба указывает на небольшое преобладание синего цвета, что вполне нормально для цвета облака. Вторая проба имеет почти равные значения всех трех составляющих. Так что результат коррекции можно считать удовлетворительным.

Использование диалогового окна Цветовой баланс

Диалоговое окно Цветовой баланс (Color Balance) позволяет проводить коррекцию цвета в различных тоновых диапазонах изображения независимо друг от друга. Области влияния инструмента задаются тремя переключателями: Тени (Shadows), Средние тона (Midtones) и Света (Highlights). Коррекция проводится путем смещения ползунка в сторону одного из пары противоположных цветов цветового круга: голубого или красного, пурпурного или зеленого, желтого или синего (рис. 9).

Данное диалоговое окно вызывается командой Изображение (Image) -> Коррекция (Adjustments) -> Цветовой баланс (Color Balance) или клавиатурным эквивалентом Ctrl+B (в Mac OS — Command+B).

Используя диалоговое окно Цветовой баланс (Color Balance), сбалансируем по цветам изображение Казанского собора, представленное на рис. 10.

1. Установим две пробы: первую в области основания купола, вторую в тени между колоннами. Обе пробы соответствуют серому цвету, только первая светлее второй. Обе показывают на избыток синего цвета:
R = 168, G = 169, B = 190 (первая проба) и R = 19,
G = 19, B = 45 (вторая проба).

2. По правилу 1 цветового круга для уменьшения содержания синего цвета следует увеличить содержание противоположного ему желтого цвета.

3. В окне Цветовой баланс (Color Balance) установим флажок Средние тона (Midtones) и переместим ползунок в сторону желтого цвета. Аналогично скорректируем цвет, предварительно установив флажок Света (Highlights), а затем Тени (Shadows).

4. В ходе коррекции мы получили приблизительно равное соотношение между составляющими в обеих цветовых пробах: R = 188, G = 188, B = 189 (первая проба) и
R = 26, G = 26, B = 26 (вторая проба) — рис. 11.

Изменение цветового баланса при помощи команды Фотофильтр

Диалоговое окно Фотофильтр (Photo Filter) (рис. 12) имитирует технику, когда на объектив камеры надевается цветной фильтр, меняющий цветовой баланс и цветовую температуру снимка. Фильтр можно выбрать из перечня готовых, а можно подобрать самостоятельно в зависимости от конкретного изображения.

Удалим избыток зеленого цвета на фотографии детей, используя Фотофильтр (Photo Filter).

  1. Избыток зеленого цвета виден невооруженным глазом, об этом же говорит гистограмма изображения (рис. 13).
  2. По правилу 1 цветового круга для удаления зеленого цвета необходимо увеличить содержание пурпурного.
  3. Выберем из списка пурпурный цвет и зададим плотность фильтра равной 65%. Обратите внимание на изменения, которые отображает гистограмма. Теперь зеленый график не выезжает из стопки остальных графиков (рис. 14).

Внимание! Выбранный из перечня готовых фильтров пурпурный цвет не соответствует пурпурному цвету модели RGB с максимальной яркостью красной и синей составляющей: R = 255, G = 0, B = 255. Он имеет другой оттенок с примесью зеленого цвета: R = 227, G = 24, B = 227. Поэтому при использовании чистого пурпурного цвета значение плотности фильтра может быть другим.

4. Как видно на рис. 14, изображение потемнело в ходе коррекции. Немного осветлим его и повысим насыщенность (рис. 15).

В настоящей статье приведен далеко не полный перечень инструментов цветовой коррекции. За кадром остались автоматическая и полуавтоматическая коррекция, инструменты поточной обработки фотографий и коррекция в режиме Lab. Они будут рассмотрены в одном из ближайших номеров журнала.

Как работают цифровые цвета

Как Вы знаете, изображение на мониторе собрано из пикселей, которые являются маленькими квадратами, излучающими свет. Каждый пиксель может излучать красный, зелёный и синий цвет в разной степени. Эта степень варьируется от 0 при отсутствии свечения до 255 при максимальном свечении.

Чтобы на дисплее был показан синий цвет, пиксель должен излучать его в степени 255. Аналогично и с другими двумя цветами. Но что если нам нужен другой цвет, например жёлтый. Цветовая модель RGB использует смешивание трёх цветов для получения других. То есть, чтобы получить жёлтый цвет, нужно смешать красный в степени 255 и зелёный в степени 255. Степень не обязательно должна быть 255, всё зависит от оттенка цвета, который нужно получить.

Мы можем создать жёлтый цвет с красным оттенком. Для этого нужно смешать красный в степени 200 с зелёным в степени 100. Но если добавить к этой смеси ещё и синий, то оттенок получится светлее. Следующая диаграмма поможет Вам лучше понять цифровые цвета.

На диаграмме показано, что HUE – это и есть оттенок, а SATURATION – это интенсивность этого оттенка (или цвета). Представьте, что цвет – это рецепт, а света – это ингредиенты. Каждый рецепт имеет хотя бы один ингредиент, за исключением чёрного цвета (у него нет света). Чтобы получить жёлтый цвет, нужно смешать красный и зелёный, и мы получим насыщенный жёлтый цвет. Если добавить синий к нашему рецепту, цвет будет переходить по стрелке SATURATION и двигаться к центру диаграммы, делая жёлтый цвет менее насыщенным.

Небольшое задание. Представим, что у нас есть красный (50), синий (100) и зелёный (10). Угадайте, какой цвет получится. Должен получиться пурпурный с оттенком синего, не полностью насыщенный. Два основных ингредиента – это красный и синий, которые в результате дают пурпурный. Третий ингредиент – это зелёный цвет, который определяет насыщенность. Чем меньше степень третьего ингредиента, тем более насыщенным будет цвет. Полное отсутствие последнего ингредиента даст нам полностью насыщенный цвет.

Ещё один пример. Допустим, у нас есть зелёный (150), красный (100) и синий (80). Какой будет цвет? Два основных градиента (или первые два больших значения) – это зелёный (150) и красный (100). Вторичный ингредиент – это синий цвет (наименьшая степень из трёх). В результате мы получим жёлтый цвет с зелёным оттенком с очень маленькой насыщенностью из-за синего цвета, который тянет её к центру диаграммы. В заключении можно сказать, что основные ингредиенты определяют тон (цвет (красный + зелёный = жёлтый, красный + синий = пурпурный, синий + зелёный = голубой), вторичные ингредиенты определяют насыщенность (чем больше степень вторичного градиента, тем менее насыщенным будет цвет), а сумма всех номером – это яркость.

Подобная дискуссия приводит нас к каналам. Представляйте каналы как чёрно-белое изображение. Например, красный канал – это чёрно-белая версия изображения. Если чёрно-белое изображение на этом канале светлое, то на нём присутствует очень много красных тонов, если оно тёмное, то красный тонов мало. Если изображение белое, то у нас красный в степени 255, если чёрное, то в степени 0, и у нас будет чёрное изображение. Каналы можно представить как визуальное отражение каждого основного цвета (красный, зелёный, синий). Если зелёный канал яркий, то на изображении много зелёного цвета. Если этот канал тёмный, то зелёного цвета мало.

Глядя на скриншот выше, постарайтесь определить, какой канал доминирует. Если не получается, то смотрите на палитру каналов ниже.

В палитре каналов видно, что зелёный и синий каналы сравнительно тёмные, а красный канал почти белый. Это значит, что на изображении присутствует много красных тонов. Вы, должно быть, удивляетесь, как это всё может помочь Вам. Я, например, часто занимаюсь фоторетушью. Когда я открываю изображение в Photoshop, то первым делом пробегаюсь по каналам. То есть, я выбираю каждый канал и анализирую информацию, которую он содержит. Если Вы считаете, что информации на чёрно-белом изображении не так уж и много, то Вы ошибаетесь.

Приведу практический пример. Посмотрите на изображение ниже. Можете ли Вы определить, как коррекции нужны этому изображению? Если Вы считаете, что на нём много шума и ему нужна цветовая коррекция, то Вы правы. Но каким образом нужно изменить цвета? Кто-то может просто добавить корректирующий слой Кривые (

",this,event,"320px");">Layer – Curves) и поэкспериментировать с кривыми, пока всё не станет выглядеть хорошо. Далее можно применить фильтр Уменьшить шум ( ",this,event,"320px");">Reduce Noise Filter). Но это не подход профессионалов. Правильно будет использовать знания о каналах, приобретённые из этой статьи.

Откройте фотографию с рыбаком в Photoshop. Перейдите в палитру каналов (Окно > Каналы) (Window > Channels). Пробегитесь по каналам. Используйте следующие сочетания клавиш: Ctrl + 3 (Красный), Ctrl + 4 (Зелёный), Ctrl + 5 (Синий). Полученную информацию мы будем использовать для дальнейших коррекций.
Красный канал выглядит неплохо, за исключением некоторых чёрных участков. Эти маленькие участки – ничто иное, как шум. Для себя нужно запомнить, что на красном канале мы имеем шум.

Зелёный канал тоже выглядит неплохо, и на нём меньше шума, чем на красном.

Самое страшное мы видим на синем канале. Нам нём больше всего шума. Это общее, что есть у всех цифровых изображений, синий канал обычно имеет больше всего шума. На синем канале также есть больше тёмные участки. Это не хорошо. Как можно растолковать эту информацию? Мы знаем, тем темнее канал, тем меньше света он предоставляет. Это значит, чем темнее канал, тем меньше синего цвета будет на изображении. А красный и зелёный каналы будут основными источниками цвета.

Если Вы сразу не поймёте всё о каналах и цвета, не переживайте. Это не самая лёгкая вещь в Photoshop. После некоторого времени, потраченного на эксперименты, всё станет очень легко.

Сделаем небольшое заключение. Красный канал имеет немного шума, но это нормально. Зелёный канал имеет меньше шума, и это хорошо. Синий канал имеет много шума и большие тёмные участки. Недостаток цвета с синего канала означает, что цвет всего изображения будет преимущественно сформирован с красного и зелёного каналов. Так как красный и зелёный дают жёлтый, то на изображении будет жёлтый оттенок.

Для цветовой коррекции мы будем использовать корректирующий слой Кривые (

",this,event,"320px");">Layer – Curves). В окне коррекции нужно настроить красный и зелёный каналы отдельно. ",this,event,"320px");">Reduce Noise Filter) для синего канала. Либо можно создать новый слой из всех видимых (Ctrl + Shift + Alt + E) и применить этот фильтр к нему. Режим наложения этого слоя нужно установить на Цветность ( ",this,event,"320px");">Blending Mode – Color), благодаря которому будет удалён только цветовой шум. Но уменьшение шума – это уже другая история. Я, например, предпочитаю работать с цветовым режимом Lab. Он позволяет производить удивительные манипуляции над цветом и убирать шум без вреда освещению изображения.

На этом мы заканчиваем урок. Предоставленная информация о пользе каналов очень поверхностна и не раскрывает полностью всех возможностей. Продолжайте искать информацию о каналах, если хотите стать профессиональным Photoshop-мастером.